|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Розин В.М. —
Что такое вопрошание: сущность и типы?
// Педагогика и просвещение.
– 2016. – № 2.
– С. 159 - 165.
DOI: 10.7256/2454-0676.2016.2.18709 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=18709
Что такое вопрошание: сущность и типы?
Розин Вадим Маркович
доктор философских наук
главный научный сотрудник, Институт философии, Российская академия наук
109240, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Гончарная, 12 стр.1, каб. 310
Rozin Vadim Markovich
Doctor of Philosophy
Chief Scientific Associate, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences
109240, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12 str.1, kab. 310
|
rozinvm@gmail.com
|
|
 |
Другие публикации этого автора |
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2016.2.18709
Дата направления статьи в редакцию:
08-04-2016
Дата публикации:
23-08-2016
Аннотация: В статье делается попытка охарактеризовать сущность вопрошания и выделить его основные типы. Автор показывает, что вопрошание складывается в античной культуре одновременно с формированием личности как один из способов ее коммуникации с другими. Другая важная сторона вопрошания ‒ погружение вопрошающего с помощью схем в реальность, где он получает ответ и может разрешить свои проблемы. Рассматриваются следующие типы вопрошания: доличностное и внеличностное, латентное, исходное, физикалистское, традиционное, проблематизирующее. Цель последнего типа, стоящего особняком, ‒ создать проблему у Другого (отвечающего на вопрошание) или изменить его представления. Проблематизирующий тип вопрошания используется для инициации мысли и управления ею, особенно в рамках методологии. В работе использовались такие подходы и методы, как построение типологии, ситуационный анализ и проблематизация, культурологический подход, герменевтический подход, анализ кейсов, построение определений и концепции. В результате автору удалось охарактеризовать сущность вопрошания, показав, что этот феномен расположен в пространстве двух координат ‒ коммуникации вопрошающего с другими и построения с помощью схем особой реальности, позволяющей вопрошающему понять, разрешить свои проблемы, получить помощь и отклик. Предложенная типология вопрошания позволяет продолжить исследование и может иметь практическое значение в сфере образования и методологии.
Ключевые слова:
вопросы, вопрошание, тип, схема, мышление, реконструкция, личность, дети, культура, коммуникация
Abstract: The present article presents an attempt to characterize the nature of questioning and highlight the main types of questioning. The author shows that questioning developed in the ancient culture along with the formation of identity as one of the ways to communicate with others. Another important aspect of questioning is that by the means of certain schemes questions emerge the questioner into reality where he or she receives the answer and can solve their problems. In his research Rozin covers the following types of questioning: prepersonal and impersonal, latent, original, physicalistic, traditional, and problematizing. The purpose of the latter type, standing alone, is to create a problem for the Other (responding to questioning) or to change his or her point of view. Problematizing questioning is used to initiate thought and thought management, especially within the framework of the methodology. The authors used such approaches and methods as development of typologies, situational analysis and problematization, cultural approach, hermeneutic approach, analysis of case studies, creation of definitions and concepts. As a result, the author managed to characterize the nature of questioning showing that this phenomenon is placed between two coordinates - the questioner's communication with others and creation of a certain reality with the help of special schemes which allows the questioner to understand, solve their problems, get help and feedback. The proposed typology of questioning types allows to continue the investigation and may be of practical value in the field of education and methodology.
Keywords: questions, questioning, type, scheme, thinking, reconstruction, identity, children, culture, communication
Библиография
1.
|
Бибихин В.В. Витгенштейн: смена аспекта. М., 2005. 576 с.
|
2.
|
Бэкон Ф. Великое Восстановление наук. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М., 1977. 590 с.
|
3.
|
Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. 207 с.
|
4.
|
Платон. Седьмое письмо // Платон. Трактаты, речи, письма. М., 1994. 175 с.
|
5.
|
Розин В.М. Личность и ее изучение. М., 2012. 232 с.
|
6.
|
Розин В.М. Философско-педагогические этюды. Йошкар-Ола, 2015. 184 с.
|
7.
|
Розин В.М. Культуры детства и старости: становление индивидуальной жизни и ее завершение // Культура и искусство. 2014. № 3. С. 263-275.
|
8.
|
Розин В.М. Режимы функционирования жизнедеятельности индивида (вменение, общение, самоопределение) // Мир психологии. 2015. № 3. С. 61-69
|
9.
|
Розин В.М. Феномен множественной личности: По материалам книги Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана». М., 2015. 195 с.
|
10.
|
Стасюк Ю. Преодоление судьбы в «Утешении философии» Боэция // Материалы второй научной конференции преподавателей и студентов 4-5 апреля 2001. Новосибирск, Новый сибирский университет, 2001. С. 115-119.
|
11.
|
Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939. 537 с.
|
12.
|
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Теплород
|
13.
|
Гуревич П.С. Постижение человека через артефакты культуры // Философия и культура. 2014. № 6. C. 916 - 918. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.6.12263.
|
14.
|
Розин В.М. Коммуникация и социальность // Политика и Общество. 2014. № 9. C. 1042 - 1054. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.9.13154.
|
References
1.
|
Bibikhin V.V. Vitgenshtein: smena aspekta. M., 2005. 576 s.
|
2.
|
Bekon F. Velikoe Vosstanovlenie nauk. Sochineniya v 2-kh tomakh. T. 1. M., 1977. 590 s.
|
3.
|
Klochkov I. Dukhovnaya kul'tura Vavilonii: chelovek, sud'ba, vremya. M., 1983. 207 s.
|
4.
|
Platon. Sed'moe pis'mo // Platon. Traktaty, rechi, pis'ma. M., 1994. 175 s.
|
5.
|
Rozin V.M. Lichnost' i ee izuchenie. M., 2012. 232 s.
|
6.
|
Rozin V.M. Filosofsko-pedagogicheskie etyudy. Ioshkar-Ola, 2015. 184 s.
|
7.
|
Rozin V.M. Kul'tury detstva i starosti: stanovlenie individual'noi zhizni i ee zavershenie // Kul'tura i iskusstvo. 2014. № 3. S. 263-275.
|
8.
|
Rozin V.M. Rezhimy funktsionirovaniya zhiznedeyatel'nosti individa (vmenenie, obshchenie, samoopredelenie) // Mir psikhologii. 2015. № 3. S. 61-69
|
9.
|
Rozin V.M. Fenomen mnozhestvennoi lichnosti: Po materialam knigi Deniela Kiza «Mnozhestvennye umy Billi Milligana». M., 2015. 195 s.
|
10.
|
Stasyuk Yu. Preodolenie sud'by v «Uteshenii filosofii» Boetsiya // Materialy vtoroi nauchnoi konferentsii prepodavatelei i studentov 4-5 aprelya 2001. Novosibirsk, Novyi sibirskii universitet, 2001. S. 115-119.
|
11.
|
Teilor E. Pervobytnaya kul'tura. M., 1939. 537 s.
|
12.
|
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Teplorod
|
13.
|
Gurevich P.S. Postizhenie cheloveka cherez artefakty kul'tury // Filosofiya i kul'tura. 2014. № 6. C. 916 - 918. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.6.12263.
|
14.
|
Rozin V.M. Kommunikatsiya i sotsial'nost' // Politika i Obshchestvo. 2014. № 9. C. 1042 - 1054. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.9.13154.
|
Ссылка на эту статью
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также
попробовать найти похожие
статьи
|
|