Статья 'Психологическая безопасность образовательной среды вуза правоохранительной системы' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Психологическая безопасность образовательной среды вуза правоохранительной системы

Деулин Дмитрий Владимирович

кандидат психологических наук

старший преподаватель кафедры психологии Московского Университета МВД России им. В.Я.Кикотя

129323, Россия, г. Москва, ул. Кольская, 2

Deulin Dmitrii Vladimirovich

PhD in Psychology

Master of Science at Moscow City University of Psychology and Teaching

129323, Russia, g. Moscow, ul. Kol'skaya, 2

ddeulin@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-0425.2014.3.12604

Дата направления статьи в редакцию:

11-08-2014


Дата публикации:

25-08-2014


Аннотация: В статье рассматривается проблема психологической безопасности образовательной среды высшего учебного заведения правоохранительной системы. В работе исследуются такие феномены как психологическая безопасность, образовательная среда, угрозы психологической безопасности. Исследуется проявление психологических угроз в образовательном пространстве вуза правоохранительной системы. Теоретически обосновывается классификация из трех групп психологических рисков, позволяющая осуществлять оценку уровней психологической безопасности образовательной среды. Первую группу рисков образуют риски психологического насилия. Во вторую группу рисков входит система взаимоотношений с участниками образовательного процесса, препятствующая удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении. Третью группу образует система межличностных отношений с участниками образовательного процесса, препятствующая признанию референтной значимости образовательной среды. В целях выявления специфических особенностей психологической безопасности образовательной среды вуза правоохранительной системы мы использовали как неформализованные методы (наблюдение, беседа) так и неформализованные методы исследования (модифицированная анкета Баевой И.А. для курсантов). Привлечение научного внимания к проблемам достаточно закрытой образовательной среды правоохранительных вузов является ключевым моментом в процессе подготовки и воспитания высокопрофессиональных специалистов. Процесс совершенствования механизмов обеспечения психологической безопасности образовательного пространства способствует снижению уровня психосоматических расстройств среди обучающихся, более качественному усвоению знаний и навыков и как следствие – формирование высокопрофессионального сотрудника правоохранительной системы, вооруженного всеми необходимыми компетенциями. К сожалению, психологические угрозы актуальны и для образовательной среды вузов правоохранительной системы. Важнейшим направлением является разработка механизма снижения рассматриваемых угроз.


Ключевые слова:

психологическая безопасность, личностно-доверительное общение, референтная среда, психологическое насилие, угрозы психологической безопасности, образовательная среда, обучающийся, риски в образовании, группа рисков, образование

Abstract: In the article the problem of psychological safety of the educational environment of a higher educational institution of law-enforcement system is considered. In work such phenomena as psychological safety, the educational environment, threats of psychological safety are investigated. Manifestation of psychological threats in educational space of higher education institution of law-enforcement system is investigated. Theoretically the classification from three groups of psychological risks allowing to carry out an assessment of levels of psychological safety of the educational environment locates. The first group of risks is formed by risks of psychological violence. The second group of risks includes the system of relationship with participants of educational process interfering satisfaction of basic needs in personal and confidential communication. The third group is formed by the system of the interpersonal relations with participants of educational process interfering recognition of the reference importance of the educational environment. For detection of specific features of psychological safety of the educational environment of higher education institution of law-enforcement system we used as unformalized methods (supervision, conversation) and unformalized methods of research (the modified Bayeva I.A. questionnaire. for cadets). Attraction of scientific attention to problems of rather closed educational environment of law-enforcement higher education institutions is the key moment in the course of preparation and education of highly professional experts. Process of improvement of mechanisms of ensuring psychological safety of educational space promotes decrease in level of psychosomatic frustration among trained, better assimilation of knowledge and skills and as a result – formation of the highly professional employee of law-enforcement system armed with all necessary competences. Unfortunately, psychological threats are actual and for the educational environment of higher education institutions of law-enforcement system. The major direction is development of the mechanism of decrease in the considered threats.


Keywords:

psychological safety, open communication, reference environment, psychological violence, threats to psychological safety, educational environment, school student, risks in education, risk group, education

Научные подходы к образовательной среде

Обеспечение безопасности в последнее десятилетие становится одной из важных задач. В Федеральном законе от 28.12.2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» приводится широкий перечень направлений обеспечения безопасности. Это в первую очередь безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности и иные виды безопасности. [15] В связи с этим появление категории – безопасность образовательной среды воспринимается как вполне очевидное и закономерное явление, отвечающее современным вызовам и угрозам. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24) отмечается, что состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. По всей видимости, отмеченные явления представляют угрозу безопасности образовательной среды.

Важно отметить, что современная образовательная среда не является психологически «стерильной», а сам процесс получения высшего профессионального образования характеризуется определенными трудностями. В научной литературе под образовательной средой понимается психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса [14].

Еще один подход к пониманию образовательной среды реализован в работах Березиной Т.Н., где под изучаемым нами феноменом понимается некая целостная динамическая система, обеспечивающая трансляцию социокультурного опыта от поколения к поколению. Здесь образовательная среда порождается субъектами педагогических взаимоотношений и оказывает определенное воздействие на каждого из ее участников. [4]

Поскольку в современном мире нарастают глобальные угрозы общественной безопасности и правопорядка, к обучающимся предъявляются особые требования подготовки. Наиболее острые проблемы обнаруживаются в сфере защиты жизни и здоровья человека, собственности, чести, достоинства. Высокий уровень совершения таких преступлений как терроризм, экстремизм, бандитизм заставляет совершенствовать систему ведомственного образования, которое осуществляет подготовку специалистов по борьбе с преступностью. Поэтому образовательная среда высшего учебного заведения правоохранительной системы качественно отличается, именно здесь, профессиональная и служебно-боевая подготовка курсантов реализуется в особенных условиях и имеет свою специфику, которая выражается в определенной области профессиональной деятельности будущих сотрудников полиции, в предполагаемом государственном заказе на подготовку кадров, в наличии определенного целевого набора обучаемых и наличия соответствующего механизма распределения выпускников. Поэтому и требования к будущим полицейским качественно отличаются от гражданской системы подбора кадров. Ерошенков Н.В. находит системообразующий момент образовательной среды вуза МВД России в особенностях профессионально-нравственной подготовки будущих специалистов. Он полагает, что особенности современного развития системы органов внутренних дел, общественная критика в адрес отдельных сотрудников органов внутренних дел, также добавим и резонансные преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел обуславливают необходимость существенных, качественных преобразований в профессиональной подготовке кадров МВД России и выдвигают важную задачу подготовки будущих сотрудников полиции - совершенствование профессионально-нравственной составляющей в образовательной среде вуза МВД России. [6]

В своих исследованиях Ерошенков Н.В. приходит к выводу, что образовательная среда вуза МВД России представляет собой систему диалектически взаимодействующих, включенных друг в друга: развивающей, учебной, инновационно-рефлексивной, воспитательной, научно-исследовательской, внеслужебной, информационной, и множества субкультурных микросред, актуализирующих интеллектуальные, коммуникативные, моральные стороны личности курсантов, обеспечивающие их интеграцию в профессиональную среду. [6] В этой связи образовательная среда системы МВД отличается своей мультизадачностью в подготовке специалиста. Важное значение отводится служебно-боевой подготовке. Огромную часть времени курсанты занимаются самостоятельной подготовкой, где у них имеется возможность самостоятельно изучить и повторить пройденный материал, закрепить полученные навыки в рамках практических занятий. Такая самостоятельная подготовка возможно в условиях высокоразвитой, сознательной личности обучаемого. Известно, что обучение в ведомственном вузе требует от курсантов значительного интеллектуального и эмоционального напряжения. Трудности находят свое отражение в негативных состояниях обучающихся: исследования показывают, что в целом обучающиеся вузов отличаются более высоким уровнем психоэмоционального напряжения по сравнению с другими группами населения, что образовательные проблемы, в сочетании с социально-бытовыми и прочими причинами могут привести к развитию нервно-психических расстройств у обучающихся. [16].

Подходы к обеспечению психологической безопасности образовательного пространства высшего учебного заведения

В настоящее время разрабатываются новые подходы к обеспечению психологической безопасности образовательного пространства высшего учебного заведения. По мнению Потаповой Н.А. психологическая безопасность образовательной среды высшей военной школы может рассматриваться как защищенность от психологического насилия во взаимодействии ее участников по таким его структурным компонентам как унижение, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование и принуждение. Средством обеспечения психологической безопасности может выступать общая удовлетворенность средовыми характеристиками, к которым можно отнести социально-психологическую активность субъектов образовательного пространства, возможность иметь свою собственную позицию, инициативу, возможность сохранять личное достоинство и право на уважение, результатом которого является сохранение психического здоровья преподавателей, курсантов и их командиров. [13]

В научной литературе предложена классификация из трех групп психологических рисков, позволяющая осуществлять оценку уровней психологической безопасности образовательной среды. Первую группу рисков образуют риски психологического насилия. Во вторую группу рисков входит система взаимоотношений с участниками образовательного процесса, препятствующая удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении. Третью группу образует система межличностных отношений с участниками образовательного процесса, препятствующая признанию референтной значимости образовательной среды. [1]

Психологическое насилие представляет основную угрозу психологической безопасности образовательной среды. Причинами психологического насилия в образовательной среде могут являться как средовые условия, так и межличностные отношения курсантов, преподавателей и командиров [10]. Потапова Н.А. акцентирует внимание на образовательной среде военного вуза, где психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик, которая становится значимой проблемой в связи с имеющим место психологическим насилием. Проблему насилия в образовательной среде высшей военной школы, а, соответственно, и отсутствие безопасной образовательной среды, следует рассматривать, как имеющую свои особенности [13]. Автор указывает на бесспорную необходимость создания условий психологической безопасности в образовательной среде военных вузов, поскольку именно там осуществляется формирование личности будущего офицера. Вместе с тем существует проблема недостаточного исследования вопросов создания условий психологической безопасности образовательной среды высшей военной школы, характеристик ее участников и характера межличностных отношений, приводит к возникновению ситуации, когда в результате воздействия неблагоприятных психологических факторов происходит формирование офицера, неспособного качественно выполнять служебно-профессиональные задачи [13].

К основным проявлениям психологического насилия в образовательной среде высшего военного заведения можно отнести: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение.

Как отмечает Потапова Н.А. «причинами психологического насилия в образовательной среде могут являться как средовые условия, так и межличностные отношения курсантов, преподавателей и командиров» [13, С. 43]. В ее исследованиях указывается, в частности, что недостаточная психологическая защищенность образовательного пространства военных училищ влияет на увеличении частоты проявлений психологического насилия, что становится причиной виктимизации военнослужащих [13].

Рубцов В.В. и Баева И.А. отмечают, что длительное негативное воздействие создает эмоциональное напряжение и желание его ослабить провоцирует поиск суррогатных выходов. Снижение уровня психологического насилия становится основным направлением по созданию психологической безопасности образовательной среды [14].

Не менее важной угрозой образовательной среды вуза является непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения, в следствии чего, обучающийся отрицает ценности и нормы учебного заведения. Как отмечает О.Б. Крушельницкая «функцию референтного объекта, с которым индивид соотносит себя, может выполнять как группа членства или какая-либо другая группа, так и отдельный человек (реальный или вымышленный)» [9, С.18]. Последней угрозой является отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды [11].

Иными словами страдает эмоциональная составляющая образовательной среды, она достаточно скудная, социально-психологический климат неблагоприятный. Все этого приводит к таким проблемам как: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью; невнимательность к просьбам и предложениям, притупление эмпатийного отношения к окружающим людям.

Важно понимать, что психологические угрозы, нарушающие эмоционально-личностное благополучие, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на отношение обучающихся к образовательной среде, в частности, приводят к отрицательному эмоциональному отношению к процессу обучения и нарушению личностной адаптации.

В работе Козловой О.В. проведен анализ зарубежных исследований по проблеме психологических рисков в образовании. Автор приходит к выводу, что рассматриваемой проблеме уделяется большое внимание со стороны научного сообщества за рубежом, что объясняется практическим значением проблемы психологического риска и особой важностью для педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов, чья деятельность связана с оказанием помощи обучающимся, попавшим в тяжелые жизненные ситуации или страдающим различными нарушениями здоровья [8].

Важно понимать, что угрозы психологической безопасности образовательной среды вуза предопределяют содержание самого феномена «психологической безопасности образовательного пространства». Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободной от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [3].

Исследование образовательной среды вуза

В целях выявления специфических особенностей психологической безопасности образовательной среды вуза правоохранительной системы мы провели пилотажное исследование образовательной среды вуза с помощью как неформализованных методик (наблюдение, беседа) так и формализованных методик (модифицированная анкета Баевой И.А. для курсантов).

Результаты опроса с помощью модифицированной анкеты Баевой И.А. распределились следующим образом. На вопрос о степени удовлетворения пребыванием в вузе в процентном соотношении получились следующие результаты: неудовлетворенность 13%, средняя удовлетворенность – 40%; высокая удовлетворенность - 47%. Таким образом, мы можем констатировать в целом общую удовлетворенность образовательной средой вуза. Вместе с тем, значимыми на наш взгляд является отмеченные курсантами следующие проблемы – недостаток свободного времени на подготовку к занятиям; частая отвлекаемость на хозяйственные работы и служебные наряды. Среди наиболее важных приоритетных характеристик образовательной среды курсанты выбрали следующие: взаимоотношения с профессорско-преподавательским составом; эмоционально-доверительные отношения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; взаимоотношения с обучающимися. Отношения с профессорско-преподавательским составом вуза курсанты отметили как достаточно конструктивные и плодотворные. В меньшей степени удовлетворенности курсанты отметили «эмоциональный комфорт», в наибольшей взаимоотношения с профессорско-преподавательским составом. Эмоциональная составляющая образовательной среды является важным фактором психологического благополучия обучающихся. Как отмечает Березина Т.Н. «безопасная образовательная среда предполагает возникновение у ее субъектов подлинных положительных или нейтральных эмоций (в зависимости от контекста ситуации) и отсутствие подлинных отрицательных эмоций (таких как гнев, страх или отвращение)» [5, С.14].

В исследованиях, осуществлявшихся на курсантах кадетской школы отмечается низкий уровень толерантности офицеров-воспитателей. Как выделяется в работе: «анализ вопросов теста соответствует их (офицеров) внутренней позиции и выполнению должностных инструкций, и, следовательно, сложно представить возможность признания равенства в системе» [12, С.84].

Кроме того, все больше внимания уделяется последствиям от психологической незащищенности образовательной среды. Так Н.В. Юдин выделяет три группы причин невротизации студентов: социально-культурные (проживание в плохих жилищных условиях, алкоголизм, проживание в общежитии, отдаленность места жительства от места учебы, тяжелое финансовое положение, нарушение питания, совмещение учебы и работы в целях заработка и др.), психологические факторы, связанные с взаимоотношениями лиц в различных микрогруппах (семья, учебная группа, группа в общежитии) и психолого-педагогические (адаптационные трудности, несоответствие уровня требований педагогического процесса уровню начальной подготовки студентов, конфликтные ситуации с преподавателем и учебно-вспомогательным персоналом, чрезмерно большой объем информации и дефицит времени, снижение уровня мотивации к учебе из-за неудовлетворенности методами преподавания и др. [16].

Важным моментом в обеспечении психологической безопасности высшего образовательного учреждения правоохранительной системы является психологизация образовательной среды. Как отмечает И.А. Баева такие меры необходимы в целях сохранения и укрепления здоровья участников образовательной среды, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации [2].

В некоторых исследованиях в качестве инструмента создания безопасной образовательной среды предлагается система мер воспитательного воздействия. Комплексная оценка воспитательной деятельности педагога в конкретном образовательном пространстве организации жизнедеятельности всех участников этого пространства будет способствовать осуществлению рефлексии и научно-обоснованному анализу сложившейся социально-педагогической ситуации, выявлению уровней развития личности обучаемого, создание более благоприятной развивающей среды; создании в конкретном образовательном учреждении психологически безопасной образовательной и эмоциональной среды; интеграции усилий всех субъектов воспитательного процесса по профилактике насилия в образовательном учреждении [7].

Таким образом, процесс совершенствования механизмов обеспечения психологической безопасности образовательного пространства способствует снижению уровня психосоматических расстройств среди обучающихся, более качественному усвоению знаний и навыков и как следствие – формирование высокопрофессионального сотрудника правоохранительной системы, вооруженного всеми необходимыми компетенциями.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.