Статья 'Полифоничность феномена экстремизм в социально - психологических исследованиях' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Полифоничность феномена экстремизм в социально - психологических исследованиях

Гайворонская Александра Александровна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра общей и социальной психологии, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Gaivoronskaya Aleksandra Aleksandrovna

PhD in Psychology

Associate professor of the Department of General and Social Psychology at Smolensk University for Humanities. 

agajvoronskaya@yandex.ru

Дата направления статьи в редакцию:

18-05-2012


Дата публикации:

1-6-2012


Аннотация: В данной статье была предпринята попытка глубокого и всестороннего осмысления полифоничности феномена экстремизм. Под полифоничностью мы понимаем осознание того, что данный феномен может быть представлен как семантическое пространство, содержащее потенциально большое количество значений. Раскрыть эту многогранность значений возможно при помощи разнообразных подходов (например: с точки зрения философии, психологии, социологии и т.п.). С каждым подходом, вероятно, будут открываться новые значения данного феномена, обусловленные и исторической изменчивостью, и многовариантностью понимания этого феномена, идеологичностью, тенденциозностью и идейно-политической ангажированностью


Ключевые слова:

феномен экстремизм, полифоничность, полисемантичность, отчуждение, идеология допустимости, конфликтогенный фактор, ментальные предпосылки, контркультурное явление, механизм усиления, социальный нигилизм

Abstract: The author of the article makes an attemp to describe polyphony of the phenomenon of extremism. Today polyphony means that this or that phenomenon can be described as a sematic space containing a great variety of meanings. These meanings can be revealed with the help of different approaches (for instance, from the point of view pf philosophy, psychology, social studies and etc.). It is assumed that each approach is most likely to reveal new meanings of this phenomenon. It is due to both changes in historical processes and numerious interpretations of this phenomena, its ideological and political orientation and biased nature. 


Keywords:

phenomenon of extermism, polyphony, polysemantic, enstragement, ideology of persmissibility, conflictogenic factor, mental suppositions, counter-cutural phenomenon, strengthening mechanism, social nihilism

В психологической науке в целом существует противоречивая ситуация вокруг дефиниции «экстремизм», которая определяется необходимостью глубокого и всестороннего осмысления данного феномена - его полифоничностью. Под полифоничностью мы понимаем осознание того, что экстремизм может быть представлен как семантическое пространство, содержащее потенциально большое количество значений (полисемантичность). Раскрыть эту многогранность значений возможно при помощи того или иного подхода (например: с точки зрения философии, психологии, социологии и т.п.). С каждым подходом, вероятно, будут открываться новые значения данного феномена, обусловленные и исторической изменчивостью, и многовариантностью понимания этого феномена, идеологичностью, тенденциозностью и идейно-политической ангажированностью.

В этой статье мы постараемся проанализировать эти утверждение, для чего рассмотрим экстремизм в различных подходах и посмотрим, какими значениями он будет определяться. Теоретическое осмысление дефиниции экстремизм имеет не только научное, но и идеологическое, политическое значение, так как в разнообразных формах и разновидностях экстремизм проявляется в сферах жизнедеятельности общества и личности.

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года №114-ФЗ понятие экстремизм рассматривается через деятельность общественных и религиозных объединений, организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности [37]. В законе содержание понятия определяется при помощи действий связанных с проявлениями экстремизма.

Для понимания сущности экстремизма важно философское осмысление данного понятия. В философском словаре экстремизм понимается как приверженность к крайним взглядам, мерам [18]. А.А. Хоровинников осуществляя философский анализ данного феномена определяет «экстремизм» как социальное явление, деструктивно - деятельностного характера, которое в различных моделях общественного устройства имеет особые предпосылки возникновения и характерные условия существования, при этом автор различает экстремизм и патриотизм, национализм, расизм. Склонностью к данному феномену обладают индивиды, без прочного социального и экономического статуса, а именно молодежь [39]. Близок в понимании данного феномена предыдущему автору И.Л. Морозов, который рассматривает экстремизм как социально-политическое явление, состоящее в стремлении определенных активных групп общества или отдельных индивидов добиться немедленного разрушения существующей государственной системы» и построения более справедливого общества на идеологической основе конкретных политических концепций и доктрин [24]. Л.В. Баева представляет экстремизм, как одно из наиболее опасных явлений социальной жизни, дестабилизирующих политическую систему и угрожающих жизнедеятельности граждан, рассуждает о том, что экстремизм является крайней формой интолерантности, соединенной с агрессией и насилием, как методами выражения непримиримости к Другому. Автор считает, что причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой - чужой», страх перед непохожим на себя [4]. Анализируя феномен экстремизма А.Г. Залужный, дает ему следующее определение:«Экстремизм в современном понимании этого слова является олицетворением определенного рода негативных проявлений, имеющих своей целью породить у членов мирового сообщества сомнения в возможности поддержания стабильности в мире на принципах демократии, уважения прав и свобод человека и гражданина» [10]. М.Я. Яхьяев считает, что экстремизм - это закономерная реакция определенных социальных групп на ситуацию их отчуждения от традиционных форм социального бытия, возникающую в моменты реформ, революций или кризисов. Автор выделяет три основных элемента экстремизма, а именно экстремистскую идеологию, являющуюся базисом экстремизма; экстремистскую деятельность, являющуюся осуществлением, воплощением в жизнь экстремистской идеологии; экстремистскую организацию, являющуюся формой социальной организации экстремистской деятельности [44]. По мнению М.Г.Курбанова «Всякий экстремизм как особое социальное явление, непосредственно ориентированное на массового человека и массовое сознание, существует в качестве социальной институционализации особого экстремистского уклада, противостоящего общепринятому укладу умеренного типа» [19]. И.А. Абдулаева находит, что экстремизм всегда несет личностное начало, и экстремистское поведение всегда отмечено эгоцентризмом и своеволием [1]. В теории «пассионарности» Л.Н. Гумилева как опассионарии, так и пассионарии могут служить примером тех лиц, которые способны осуществлять экстремистскую деятельность.

Под экстремизмом в политике понимают отклонение от некоей «нормы», которая формируется традиционными ценностями и национальными интересами и отстаивается властью, сформированной в качестве инструмента, реализующего волю нации [17]. Политический экстремизм направлен на изучение субъектов политической деятельности, политической деятельности, целеориентированной на достижение публичной власти, а также предметное конфликтогенное основание, предполагающее конкуренцию политических интересов различных этнонациональных и социокультурных групп [38]. Н.Е. Макаров полагает, что политический экстремизм обусловлен затяжным социально-экономическим кризисом, обнищанием и падением уровня жизни значительной части населения, криминализацией общественной жизни, включая властные структуры, потерей единых целей «общего дела», элементы фрустрации, дезориентации и ощущением безысходности граждан РФ, а так же терпимостью к политическому насилию[23]. Р.Н. Гетц исследуетполитический экстремизм как социально-политический институт в рамках которого взаимодействуют оппозиционные группы и индивиды, предполагающий захват и удержание политической власти или ее дестабилизацию; при этом применяются нелегальные средства и методы, включая нелегитимные ценностно-реализуемые насильственные методы и средства [8]. Н.Б. Бааль рассуждая о молодежном экстремизме, считает что значимыми условиями его возникновения - это социально-политическая незащищенность молодежи в условиях неустойчивости экономики и социальной сферы российского общества, затрудненность вертикальной социальной мобильности в российском обществе (неработающий «социальный лифт»), а так же усиливающееся имущественное расслоение значительно ограничивающий доступ к социальным ресурсам молодых людей [5].

С юридической точки зрения экстремизм – это ярко выраженное действие политико-правового характера, направленное на подрыв (захват) власти или компрометирование правящей политической партии, проводимой государственной политики, ущемление культурных или национальных прав определенных лиц, а также на унижение конкретного государственного деятеля или должностного лица либо иного участника правоотношения [11]. По мнению Б.Г. Чуркова, экстремизм представляет собой конфликтогенный фактор, стимулирующий и поддерживающий социальную и этнополитическую напряженность, конфронтации и взрывы [35]. В.Н. Степанов связывает понятие экстремизм с гражданской позицией отдельного человека или общественного мнения целой группы, называя отличительный онтологический признак экстремизма - отсутствие меры [30].

В социологических исследованиях экстремизм выступает как имманентная характеристика любого общества, выражающая типы девиантного поведения (отрицание существующих в обществе норм, правил, принципов, обычаев, основополагающих принципов организации социальных систем) направленного против существующих в обществе норм, правил, принципов, обычаев, традиций [27]. В.Н. Томалинцев, осуществляя глубокий анализ исследуемого явления с точки зрения творческой активности человека,считает, что экстремизм - это особая форма отчуждения от человеческих общекультурных ценностей. Истоки экстремизма обусловлены природными свойствами субъекта (особенности нервной системы, психики и эмоционально-чувственной сферы). Понимая, этот феномен как побочный, сопутствующий продукт экстремального развития, в то же время, выделяет его как самостоятельный элемент в системе экстремальных законов и факторов, воздействующих на процесс жизнедеятельности человека, отмечает что «в условиях издержек развития массовой культуры, экстремистское мироощущение стало овладевать массовым сознанием, становясь образом жизни все большего числа людей» [32]. Отдельные исследователи (И.В. Вехов), изучая экстремизм с социологической точки зрения, рассматривают его, как явление, имеющее социальную природу происхождения, в контексте процессов интеграции и дезинтеграции. Экстремизм исследуется как последствие многочисленных социальных, культурных и политических изменений, имеющих место в обществах современного типа [12]. Отвечая на вопрос о том, что такое экстремизм, А.А. Козлов полагает, что это явление противостоит духовной зрелости и связано со способностью эмоционального восприятия, а также контролем за эмоциями, чувствами и переживаниями. Автор поднимает проблему взаимосвязи патриотизма и экстремизма, рассуждая, что мера патриотизма в обществе во многом определена степенью экстремальности его состояний, а значит, патриотизм может трансформироваться во все более агрессивные формы, которые проявляются в виде национализма, расизма, шовинизма [16]. В.Е. Реутов выделяет основной атрибутирующий признак экстремизма: насилие проявляющийся в отношениях между индивидами и социальными группами, признак этого феномена нетерпимость выраженная ксенофобией к иным этническим конфессиональным и социокультурным группам. Ксенофобию автор называют ментальной предпосылкой экстремизма. Этнический экстремизм основывается на этнофобии Основными элементами квазиидеологии экстремизма автор называет конфликтную картину социальной действительности, а также легитимность насилия [25].

В психологических исследованиях, экстремизм в его многоаспектной природе возникновения и многовариантными формами протекания в обществе, исследуется как социально - психологический феномен, выраженный действиями групп, группировок и индивидов.

Зарубежные исследователи, например А. Гюнтер (Германия) рассматривает экстремизм как вид культурного насилия, особенно проявляющийся в молодежной среде, а на примере спортивных болельщиков. Для предупреждения экстремистских действий в молодежной среде автор рекомендует организовывать встречи, проводить семинары, устраивать дискуссии [49]. Подчеркивая сложность такого явления как экстремизм, А. Бартоли, П.Т. Колеман анализируя этот феномен, понимают под экстремизмом конфликт, разрешающийся исключительно в жёсткой форме. Авторы считают, что экстремизм возникает из апокалиптической, эсхатологической идеологии, впрочем, сам экстремизм может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Положительная сторона связана с освещением, привлечением внимания, широкой общественности или международного сообщества к сложным ситуациям, конфликтам. Негативные последствия экстремизма разнообразны: развиваются конфронтационные методы, в обществе сгущается атмосфера нетерпимости, насилие воспринимается как допустимый и наиболее предпочтительный метод достижения целей [46]. С.А. Хаслам, Дж.С. Тернер полагают, что экстремизм является самостоятельной категориальной основой для альтернативных решений. Экстремисты видят мир «в черно белом виде, без оттенков серого». Авторы считают, что экстремистская деятельность - это не просто девиантное поведение, модели акцентуации отражают степень в которой проявляется социальные отношения связанные с рационализацией конкретных решений сложных ситуаций [50]. И. М. Грегор, К. Нэш, Н. Манн, Э. Куртис делают вывод, что религиозный экстремизм может быть обусловлен тревогой и неопределенностью. Религиозный экстремизм наиболее выражен среди испытуемых с высокой самооценкой и ориентированных на конкретные действия [48] А. Абукар утверждает, что основная причина распространения насилия во всем мире – это экстремизм «массивный валун, блокирующий путь к миру». Экстремизм разнообразен по формам и проявлениям: религиозный способствует развитию пуританского фанатизма, ненависти, морализации, подготавливая почву для религиозных войн. Политический экстремизм этноцентризм, патриотизм связан с жестоким насилием и прокладывает путь к геноциду кампаний. Политический экстремизм может оправдать войну, навязать «смену режима» поддержать мятеж, гражданскую войну [47]. Дж. Гарднер, подробно изучая возрастные рамки экстремизма, исследует вопросы возникновения экстремистских взглядов [45]. Ф.М. Мохаддам рассуждает что экстремизм, а именно терроризм возникает из глубокого и всеохватывающего кризиса социокультурной идентичности. С его точки зрения, все другие сообщества (террористические) могут служить зеркалом, отображающим проблемы общества [36]. С. Саба, исследуя религиозный экстремизм, его проявления пришла к заключению, что для того чтобы лучше изучить это явление и предупредить его развитие, необходимо организовывать встречи с представителями разных конфессий. Автор заявляет, что религиозный экстремизм отражает бессознательные сферы человеческого разума, имеет глубокие эмоциональные корни, глубоко влияющие на личность, перерастающий в акты массового насилия [48].

В отечественной психологии проблематикой экстремизма занимались В.А.Соснин, О.Г. Бахтияров, М.З. Шогенов, Л.Н Аксеновская, С.Б. Целиковский и другие. Например, В.А.Соснин определяет экстремизм как термин, описывающий действия или идеологические представления индивидов или групп, выходящих за пределы принятых в обществе правовых и этических норм. Политический экстремизм можно выразить через «1) принятие и отстаивание политической позиции (идеи) без учета «отрицательных» воздействий, неприемлемости и эмоциональных реакций оппонентов с целью не просто противостоять, но уничтожить оппонентов; 2) нетерпимость к ценностным ориентациям и взглядам других субъектов, имеющих противоположную позицию; 3) использование таких средств для достижения политических целей, которые игнорируют жизненные установки, свободы и права других людей». Для экстремистского стиля поведения характерны: стремление искажать реальность относительно своих представлений, избегание критического анализа убеждений и стремление взаимодействовать исходя из личного недоброжелательства к оппонентам и рационализации своих специфических интересов подпредлогом общественного благополучия [29]. В целом склоняясь к позиции автора, следует признать, что этот феномен связан с особенностями поведения авторитарной личности и отражает жизненные установки, способ взаимодействия (агрессивный) с окружающим миром. Наряду с указанным, ряд авторов (Н.Ю.Казаков, С.Е. Соловьянов) формулируют подход к изучению этого явления на анализе экстремизма как одной из форм социального отчуждения, предусматривающем изучение социокультурных и социально-психологических механизмов формирования экстремистского мировоззрения и экстремистски ориентированного типа личности. А также рассматривают экстремизм как продукт целенаправленной деятельности идеологизированных групп - политических партий, общественных движений, религиозных организаций, стремящихся к достижению социальных, преимущественно - политических, целей с использованием экстремистских средств и методов реализации своих идеологических доктрин и удовлетворения своих социальных интересов [14]. О.Г. Бахтияров описывает экстремизм как проявление «экстремальных явлений», анализируя его при помощи таких понятий как «экстремистское сообщество», «экстремистская идеология», «экстремистские политические практики» [6]. Л.Н Аксеновская считает, что экстремизм - это психосоциокультурный феномен, объективная оценка которого осуществляется на базе критерия социальных и социопсихологических последствий, вызываемых экстремистскими действиями социальных групп, группировок и индивидов. Автор, рассуждая о природе данного феномена, называет его контркультурным явлением, связанным с метакультурой человеческого сообщества в целом. С ее точки зрения в экстремизме аккумулированы универсальные культурные ценности (в первую очередь этические), отвечающие за возможности выживания человечества и как биологического, и как духовного вида одновременно, причем экстремизм является одним из механизмов усиления деструктивных процессов в обществе и в культуре [2]. Конечно, точка зрения Л.Н Аксеновской может показаться спорной, но в условиях, когда научная проработанность термина «экстремизм» еще невелика, а житейское использование термина очень интенсивно, нам концепция автора представляется достаточно стройной, обоснованной и достойной внимания. С.Б. Целиковский обращает внимание на индивидуальный экстремизм, понимая этот феномен, как стилевая характеристика личности, осуществляющая выбор крайних точек зрения, предельных средств и способов достижения целей [40]. В.Ф. Богуславская полагает, что одну и ту же группу, осуществляющую экстремистскую деятельность, одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу, и связано это с определенной позицией, и их групповой принадлежностью [7]. М.З. Шогенов, анализируя сущность экстремизма, находит в нем социальный нигилизм и радикализм, нравственный релятивизм, склонность к насилию и неумеренность выбора средств достижения цели, особенно в пограничных, экстремальных и конфликтных ситуациях. Автор, определяя специфику проявления молодежного экстремизма, считает, что обусловлен особенностями молодежи: незавершенностью процессов экономической политической духовной социализации мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально – психологической зрелостью, и др. Личность экстремиста можно охарактеризовать как «дезадаптированного в существующей социальной действительности маргинала, испытывающего беспокойство перед будущим, агрессивно настроенного, тяготеющего к силовым способам решения жизненных проблем, пренебрегающего правовыми нормами» [42]. Так, Т.Г. Поспелова в своих исследованиях показала, что экстремистские установки в молодежной среде осуществляются на базе триангуляции двух концептуальных подходов: теории агрессивности и концепции социальной компетентности. В.Ф. Енгалычев, А.А. Оселковизучая психологическое содержание понятий «ксенофобия», «социальная рознь», «социальная вражда» и «социальная ненависть» полагают что они, определяют содержание экстремистской деятельности направленной на разрушение общества [30]. Рассматривая экстремизм с этнической точки зрения З.Г. Султанахмедова выявила, что для его возникновения необходимо противоречие между признанием естественного права народов самим определять свою судьбу и принципом национального единства и территориальной целостности государства [31].

В свете таких примеров определение экстремизма расширяется от представления его в виде «особенностей поведения авторитарной личности» до обозначения как «контркультурное явление, связанное с метакультурой человеческого сообщества в целом». Надо отметить, что существует множество различных психологических моделей экстремисткой деятельности и необходимы дальнейшие усилия по уточнению и оценке имеющихся знаний в отношении этих моделей. В целом перечисленные подходы позволяют сделать вывод о том, что, психологическое содержание феномена экстремизма не может быть сведено к отдельному свойству или характеристике - это сложный, многоуровневый и многокомпонентный феномен, имеющий несколько «основных измерений».

На наш взгляд, специфика социально - психологического подхода к исследованию экстремизма состоит в применении исследовательского инструментария для изучения этого феномена, где отправной точкой психологического изучения данного феномена является исследование толерантности (интолерантности) индивидуального (группового) поведения, идентичности (самоидентичности). Экстремизм проявляется в сферах жизнедеятельности общества, субъектов, связан с поиском оптимальных форм социального взаимодействия и становится актуальным предметом научного осмысления.

Развитие экстремизма и его проявлений может служить показателем недостаточной социальной адаптации субъектов, развития асоциальных установок сознания, вызывающих агрессивные образцы поведения. Толерантность служит инструментом обеспечения социального согласия, в особенности между людьми и группами, чьи ценности различаются [3]. Соответственно, толерантность как способность к взаимопониманию, умению уважительно воспринимать и соотносить различные точки зрения, представляется противоположностью экстремизма. И действительно, так как толерантность предполагает построение терпимого отношения общества (групп) к различным идеологическим теориям, моральным, религиозным взглядам, культурным явлениям, к людям разных национальностей, то сам феномен толерантности, по мнению Г.У. Солдатовой, лучше исследовать «через обратную сторону толерантности – интолерантность» [28].Интолерантность (нетерпимость) используется для описания ситуаций, описывающих насилие, нарушения прав человека, где происходит нагнетание социальной нестабильности. Для большинства экстремистов присуще биполярное видение мира и общества через противопоставление «я - они», «красные – белые», в результате получается агрессия, непринятие тех, кто выступает против их точки зрения. Толерантность делает возможным существование различий, а различия же обусловливают необходимость толерантности.

Интересные результаты в своем исследовании, получил Г.С. Кожухарь, который в качестве наиболее значимых психологических факторов интолерантного реагирования на другого человека в межличностном общении выделил следующие особенности восприятия: восприятие психологического контекста общения как неопределенного или как требующего преобразования в соответствии с эталоном; восприятие инаковости Другого как угрозы, которую надо уничтожить физически или символически; особенности самовосприятие, выступающие как угроза самоидентичности и целостности Я-концепции; восприятие степени рассогласования между акцентируемыми различиями в системе: «Эталонный образец»– «Я» – «Другой Иной»; оценку и интерпретацию всех элементов контекста общения, которая порождает интолерантность [15].

С.Н. Ениколопов полагает, что для всех экстремистов, а также террористов свойственна высокая агрессивность, стремление защищать свое «Я», потребность в самоутверждении, поглощенность собой, фанатизм и незначительное внимание к чувствам и желаниям других людей [13]. Данное исследование показывает, что межгрупповая и межличностная интолерантность может быть обусловлена поиском своей идентичности. По мнению К.А. Абульхановой, определение личностью идентичности и идентификации – все это жизненно-практические самоосуществления, самореализации личности. Личность, в ходе самоактуализации наталкивается на препятствия, противоречия, которые изначально предопределены несовпадением индивидуального и общественного, выявленные в форме проблем, связанных с обобщением, интерпретацией и выводами, способствуют образованию фундаментальной основы идентичности личности, «эгоцентризма» ее сознания, «угла зрения» на мир. Используя категоризацию и идентификацию, личность выстраивает модели своего жизненного пространства, осознает свою идентичность. Исследование идентичности предполагает изучение связей личности со своей группой, помогает выявить состояние общества в социальных, этнических группах. Идентичность не определяется традициями, местом проживания, рождения, а формируется, выбирается в процессе жизни. Культурная идентичность проявляется в осознанном принятии соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностей, понимании своего «я», в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества. Гражданская идентичность - это часть социальной идентичности и отражает представления личности о принадлежности к государственным структурам, а их оценки, правом выбора. Гражданская идентичность – это единство самосознания и поведения личности, включает в себя этническую идентичность, отражает содержание этнических стереотипов, аттитюдов. Этническая идентичность – это принятие групповых представлений, построение системы отношений и действий в различных межэтнических контактах. Она помогает определить место в полиэтническом обществе и способы поведения внутри и вне своей группы. В исследованиях Н.М. Лебедевой было показано, что наиболее сильное влияние на проявления интолерантности в отношении других этнических групп оказывает культурная дистанция и степень целостности этнической группы [21]. Наряду с этими идеями В.А. Лабунская высказывает мысль о том, что сложности, возникающие в общении между группами, появляются потому, что в основе внутригруппового общения и межгруппового взаимодействия лежат одни и те же всеохватывающие стереотипы поведения, которые либо приводят к сходству представлений о другом, как несущем угрозу, и о другом, как проявляющем заботу о благополучии людей [20].

Н.В. Томилина полагает, что основанием для национально-государственной идентичности становится не макроидентичность («Я – россиянин»), а этническая идентичность, из чего следует обозначение такой проблемы как кризис макрокультурной социальной идентичности (отсутствием у россиян единого образа «МЫ», рост числа людей среди различных групп населения России) [33]. Продолжая данную тему А.-Н.З. Дибиров, считает, что националистические настроения в русской этнической среде вызваны сегодня размыванием российской идентичности, отсутствием самоопределения русского народа в своих национальных целях. Оборотной стороной такого положения дел и стал одновременный рост в среде русского населения доли лиц с ярко выраженным этническим самосознанием [9]. Как отмечают исследователи (А.В. Ростокинский Н.Б. Лопашин, Л.В. Шарафиева, Е.К Шималин) для проявлений экстремизма свойственно приверженность какой-либо идеологии вплоть до фанатизма, групповой нарциссизм, экстремальность деятельности, группоцентрический характер, высокая неумеренность и эскалация насильственных форм, предполагающие преобладание групповой идентичности над самоидентичностью, политическая индифферентность, повышенная криминогенность, а также многообразие форм проявлений.

В своих исследованиях В.Ф.Богуславская, описывает, что в основе молодежного экстремизма, лежит этноцентризм - совокупность групповых конфликтных представлений, эмоционально-чувственных состояний и идеология вражды между своей и другими группами, при чем позитивные характеристики своей группы резко подчеркиваются и преувеличиваются, а свойства других групп оцениваются по стандартам своей группы и при этом могут принижаться [7]. Экстремистская деятельность, связанная с идеологией национализма определяется глобализационными процессами, которые поставили перед каждым этносом вопрос об его идентичности, о его месте в быстро меняющемся мире. Можно предположить, что структура коллективисткой идентичности экстремистских организаций может обеспечивать психологическую основу для индивидуального поведения, где на личностном уровне происходит формирование групповой идентичности.

В своих исследованиях В.А.Соснин анализирует процесс формирования индивидуальной идентичности и самооценки, когда личность принимает и начинает следовать поведенческим нормам террористов, при этом нормы коллективной идентичности террористической организации являются простыми, понятными. Такая ясность, считает автор, удовлетворяет потребность в коллективной идентичности социально – культурного сообщества о своей жизненной перспективе [29].

Развитие экстремизма и его проявлений – это свидетельство недостаточной социальной адаптации субъектов, развития асоциальных установок сознания, вызывающих агрессивные образцы поведения. Повышенный интерес к феномену экстремизм обусловлен не только его научной междисциплинарностью, но и потребностями социально- психологической практики, с одной стороны, активно развивающейся в условиях политической модернизации, с другой – порождающей новые социально психологические процессы и события, которые способствуют возрастанию экстремисткой деятельности, провоцируя различные по своему характеру проявления экстремизма. Сказанное выше делает особо актуальной задачей психологии исследование феномена экстремизма, экстремисткой деятельности.

Таким образом, план социально - психологического исследования феномена экстремизма состоит в том, чтобы изучать

· качественные и количественные аспекты данного понятия у субъектов с различной идентичностью (самоидентичностью);

· качественные и количественные аспекты данного понятия у субъектов с различной толерантностью (интолератностью);

· провести серию экспериментов по изучению данного феномена и оценить, насколько эффективны те или иные методы.





` `

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.