по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Представления о телесной красоте в современной культуре
Погонцева Дарья Викторовна

кандидат психологических наук

доцент, Южный федеральный университет

344002, Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Тургеневская, 40

Pogontseva Daria Viktorovna

PhD in Psychology

associate professor of the Department of Social Psychology at Southern Federal University

344002, Russia, Rostovskaya oblast', g. Rostov-Na-Donu, ul. Turgenevskaya, 40, kv. 13

dpogontseva@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

Современное представление о красоте довольно не стабильно и находится под постоянным изменением, поэтому предметом исследования является анализ представлений женщин о красивом теле женщины. Женская выборка обусловлена направленностью современной индустрии красоты на женскую аудиторию, а объектом оценки является женщина, т.к. современная социальная психология, занимаясь изучением социальных представлений о женщинах (политике, бизнесмене, учителе, враче), анализируя социальные представления о предназначении женщин и мужчин в обществе в большей степени обращает внимание на сам объект представлений – женщину и, в меньшей степени, акцентирует внимание на исследовании женщин как субъектов представлений о женщине. Данный ракурс изучения «женского взгляда» на женщину приобретает особое значение в связи с исследованием представлений о женской красоте или красивой женщине. В работе использовалась первая часть авторской анкете «Оценка соответствия физических параметров внешнего облика, личностных особенностей и характеристик социально-психологического статуса представлению о красивой женщине», которая направлена на изучение «оценки соответствия физических параметров внешнего облика представлению о красивой женщине». В ходе анализа полученных результатов, нами было выявлено, что красивая женщина описывается как женщина среднего роста от 158 до 175 сантиметров, с весом от 48 до 64 килограмм. В статье также делаются выводы о том, что в представлениях о красивой женщине, с точки зрения ее роста-веса, чаще всего присутствуют выше перечисленные характеристики (средний рост, «не худая -не полная», пропорциональная фигура, стройная). Можно также предположить, что участницы исследования полагались на собственное представление о фигуре, что могло оказать влияние на само формирование представлений о том, что есть «худое тело» и что есть «полное тело», также это может быть вызвано тем, что оценивая и рост и вес женщины слегка увеличивали диапазон от и до, подразумевая что «красивая женщина может быть любой».

Ключевые слова: тело, красота, представление, женщина, красивая женщина, худоба, вес, индекс массы тела, культура, СМИ

DOI:

10.7256/2306-0425.2013.8.10582

Дата направления в редакцию:

23-12-2013


Дата рецензирования:

24-12-2013


Дата публикации:

1-9.6-2013


Abstract.

Modern idea of beauty enough not steadily also is under continuous change therefore an object of research is the analysis of representations of women about a beautiful body of the woman. Female selection is caused by an orientation of the modern industry of beauty on female audience, and object of an assessment is the woman, since modern social psychology, being engaged in studying of social ideas of women (policy, the businessman, the teacher, the doctor), analyzing social ideas of mission of women and men in society more pays attention to object of representations – the woman and, to a lesser extent, focuses attention on research of women as subjects of ideas of the woman. This foreshortening of studying of "a female view" of the woman is of particular importance in connection with research of ideas of female beauty or the beautiful woman. In work the first part to the author's questionnaire "An assessment of compliance of physical parameters of appearance, personal features and characteristics of the social and psychological status to idea of the beautiful woman" which is directed on studying "estimates of compliance of physical parameters of appearance to idea of the beautiful woman" was used. During the analysis of the received results, by us it was revealed that the beautiful woman is described as the woman of average height from 158 to 175 centimeters, weighing from 48 to 64 kilograms. In article conclusions that in ideas of the beautiful woman, from the point of view of her growth weight, most often there are above listed characteristics (average height, "not the thin - not full", a proportional figure, harmonous) also are drawn. It is possible to assume also that participants of research relied on own idea of a figure that could have impact on formation of representations that there is "a thin body" and that there is "a full body", also it can be caused by that estimating both growth and weight of the woman slightly increased range completely, meaning that "the beautiful woman can be different". 

Keywords:

body, beauty, concept, woman, beautiful woman, leanness, weight, body mass index, culture, mass media

Культура тела это тот компонент современной культуры, который влияет на целый ряд социальных явлений, в том числе на категоризацию себя и Другого. Как отмечают ряд исследователей (В.А. Лабунская, Я.Б. Наровская, Е.В. Белугина, М.В. Буракова и другие) внешность личности, ее экспрессивное Я играют ведущую роль в организации ее взаимоотношений с самой собой и с окружающими на протяжении всей жизни. Экспрессивное Я личности определяется как совокупность устойчивых (физиогномика, индивидуально-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности миром. И как отмечает В.А. Лабунская внешность – совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению [2]. К анатомическим признакам относятся скелетно-мышечная структура лица и тела; к функциональным – различного рода выразительные движения человеческого лица и тела (мимика, речь); к социальным – элементы оформления внешности в виде одежды, косметики. Функция восприятия ограничивается адекватным различием элементов – признаков внешности.

Внешний вид человека – одежда, прическа, украшения – точно указывают на его место в социальной структуре общества и культурную принадлежность. Тот или иной стиль одежды может быть выражением политического протеста или, наоборот, показателем приверженности традициям. Эволюция моды неотделима от идейной жизни общества [5].

С другой стороны одежда может создавать определенные формы (корсет, накладки, форма ткани и др.) [3], но с другой, человек сам «создает» свое тело – средством его модификации – начиная от диеты (похудание – прибавка веса) и заканчивая физическими нагрузками (спорт, фитнесс), кроме того существуют такие практики телесных модификаций как шрамирование, татуировки, пирсинг, бинтование и некоторые другие, в основном этнические, практики телесных модификаций [8].

Как отмечает В.Стил [4] отмечает, что в XVIII-XIX в.в. женское тело представлялось мягким, аморфным, почти жидким – и лишь корсет, эта жесткая арматура, удерживающая его от растекания. Но уже в конце ХХ века, корсет «переместился внутрь тела» благодаря диетам и фитнесу. Как отмечает К. Уоллерстайн современная реклама демонстрирует нам «идеалы женственности которым необходимо следовать» [6]. Однако, которые в свою очередь, являются недостижимыми, как например «героиновая» худоба Кейт Мосс, которая являлась иконой моды 1990-х. Женщины воспринимают эти стандарты, как предписания для достижения успеха в современном социуме.

Эстетический идеал, как образ должной красоты существует в сознании человека, в тоже время проблема красоты и внешней привлекательности может изменяться в зависимости от контекста и той области науки, сквозь призму которой мы рассматриваем проблему.

Канон как отмечает Ф.Комар система идеальных пропорций человеческого тела - была разработана древнегреческим скульптором Поликлетом в V веке до нашей эры. Ваятель задался целью точно определить пропорции человеческого тела, согласно с его представлениями об идеале. Вот результаты его вычислений: голова - 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступня -1/6 [1]. Однако уже современникам фигуры Поликлета казались слишком массивными, "квадратными". Тем не менее, каноны стали нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников ренессанса и классицизма.

Все чаще в различных работах поднимается проблема влияния СМИ на формирования различных установок и стереотипов, и чаще всего объектом этих исследований становится молодежь. Следует также отметить, что в большинстве исследований объектом изучения являются женщины, что обусловлено тем, что индустрия красоты в большинстве случаев рассчитана на женскую аудиторию (спа - салоны, фитнесс центры, косметика, пластические операции). Каждая вторая реклама демонстрирует современные «идеалы красоты», стандарты, к которым следует стремиться. В связи с этим, в современной Европе и Америке можно выделить целое направление социально-психологических и медико-психологических исследований, посвященных проблемам определения рамок понятия «красота» и поведения женщин, в связи с их стремлением достичь этого стандарта. Более того в ряде СМИ красота становится неком товаром, который можно как купить, так и продать. И если совсем недавно для Запада и для России были характерны различные идеалы, то теперь, в ходе глобализации СМИ разделение на Запад и Россию в представлениях о моде и красоте практически стираются. Показы мод и все новые параметры красоты, мода на окраску волос, макияж и цвет глаз (цветные контактные линзы); бум на пластическую хирургию и диеты приводит к тому, что на данном этапе сложно выделить конкретные имена актрис, певиц, моделей или других известных женщин, которые являлись бы идеалом для большинства женщин. Таким образом, современное представление о красоте довольно не стабильно и находится под постоянным изменением.

В лонгитюдном исследовании Х. Донт и М. Тиггеманна [7] принимали участие девочки в возрасте 5-8 лет, авторы исследовали стремление девочек соответствовать идеалу красоты, который пропагандируется СМИ и рекламой. Было выявлено что, у большинства девочек наблюдалось желание уменьшить свой вес, что дополнялось низким уровнем чувства самодостоинства. Таким образом, девочки школьного возраста живут в культуре, в которой СМИ навязывают стереотип аттрактивности, который отрицательно влияет на развитие образа тела и чувства собственного достоинства. И уже в этом возрасте девочки начинают соблюдать диету для сброса лишнего веса (который объективно отсутствует), что приводит к различного рода физиологическим изменениям их здоровья, многие из которых необратимы. Эту же точку зрения поддерживают и другие исследователи, так Дж.М. Спархаук выявил, что после просмотра рекламных слайдов с изображением очень худых моделей самооценка себя как привлекательных резко снижалась, а неудовлетворенность своей фигурой – возрастала. Автор также отмечает, что современный стереотип красоты – это недостижимо худая фигура, в связи с этим просмотр современной рекламы приводит к снижению самооценки и повышению уровня неудовлетворенности своим телом [10].

Д. Синг [9] отмечает, что физическая привлекательность, аттрактивность и/или красота – влияет на межличностные отношения, однако не следует забывать, что не стоит судить книгу по обложке. Физически привлекательными женщинами восхищаются и их красота оплачивается, например фотомодели, актрисы кино. При этом их обвиняют в том, что они ответственны за популяризацию диет, ненормально низкого веса и расстройств пищевого поведения. Однако, как отмечает автор, аргумент, что сказки и СМИ связывают физическую красоту с положительными признаками, не объясняет, почему дети 14 часов от роду, которым показывали фотографии задерживали взгляд на красивых лицах и практически не смотрели на внешне не аттрактивных.

Интересное, с точки зрения влияния СМИ кросскультурное исследование проводили М. Тови, В. Свами [11]. В ходе сравнения представлений о красоте среди жителей Южной Африки (Зулусы), где европейская реклама практически отсутствует, и Великобритании (Европейцы), которые живут в мире рекламы и СМИ, были получены устойчивые различия. Так в Великобритании излишний вес – ассоциируется с болезнью и как результат, тело оценивается как не красивое, в то время как в Южной Африке, наоборот красивыми называются женщины с излишним весом.

С целью рассмотрения представлений о красивом теле в современной культуре, мы использовали часть авторской анкеты «Оценка соответствия физических параметров внешнего облика представлениям о красивой женщине», разработанную нами на основе анализа неструктурированных представлений о красивой женщине. Объектом исследования стали 170 женщин, из них 85 человек в возрасте от 17 до 21 года и 85 человек в возрасте от 30 до 55 лет.

В ходе анализа полученных результатов, нами было выявлено, что красивая женщина описывается как женщина среднего роста от 158 до 175 сантиметров, с весом от 48 до 64 килограмм. Эти данные также подтверждаются основной анкетой описания физических параметров внешнего облика красивой женщины. Красивая женщина описывается, как женщина с пропорциональной фигурой (средний показатель М=6,1 из 7), стройная (М=5,8) и «не худая, не полная» (М=5,03), в то время как такие характеристики, как худая (М=3,8), «полная, но не толстая» (М=2,8) выбираются значительно реже. Относительно описаний роста, чаще всего описывается как среднего роста (М=5,1), иногда как высокая (М=4,2) и реже как не высокого роста (М=2,9). Таким образом, мы можем говорить о том, что описания красивой женщины, с точки зрения роста-веса сформированы достаточно четко.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в представлениях о красивой женщине, с точки зрения ее роста-веса, чаще всего присутствуют выше перечисленные характеристики (средний рост, «не худая -не полная», пропорциональная фигура, стройная).

Также нами был проведен анализ ответов на вопросы связанные с числовым описанием роста и веса красивой женщины. Участницы исследования отмечали на прямой диапазон роста и веса. Исходя из этих данных, мы высчитали индекс массы тела (ИМТ) «красивой женщины», который рассчитывается по формуле «масса тела, разделенная на рост в квадрате». Данный показатель интерпретируется в соответствии с рекомендациями ВОЗ (от недостаточного веса/анорексии до ожирения 3 степени). Необходимо отметить, что нами были исключены из подсчетов 11 анкет, в которых женщины затруднились определить рост и вес красивой женщины. Таким образом, мы выделили 4 группы ответов: Выраженный дефицит массы тела – 4%, недостаточная масса тела – 14%, норма – 75% и предожирение – 7%.

Полученные данные мы проанализировали, сравнив с ответом на вопрос, в котором необходимо было отметить, как выглядит фигура красивой женщины (от анорексично худая - до толстая). Однако в ходе корреляционного анализа нами не было получено значимых результатов. Что может говорить о том, что описывая рост и вес красивой женщины и описывая фигуру, участники исследования не соотносили эти вопросы. Так как описание роста и веса предполагало больший диапазон, то многие участницы исследования увеличили данные показатели. Можно также предположить, что участницы исследования полагались на собственное представление о фигуре, что могло оказать влияние на само формирование представлений о том, что есть «худое тело» и что есть «полное тело», также это может быть вызвано тем, что оценивая и рост и вес женщины слегка увеличивали диапазон от и до, подразумевая что «красивая женщина может быть любой».

В связи с тем, что полученные данные не имеют корреляционной зависимости, мы можем говорить о том, что большинство участниц исследования испытывают трудность в соотнесении описания фигуры и параметров рост-вес.

Библиография
1.
Комар Ф. Искусство и человек М.: АСТ-Астрель, 2002. 160с.
2.
Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.-344 с.
3.
Погонцева Д.В. Культурно-исторический анализ костюма как визуальной презентации представлений о внешней красоте // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2009. № 5. С. 116-119.
4.
Стил В. Корсет: мода и эротичность // Теория моды, выпуск 6, зима 2007-2008. Стр.15-43.
5.
Суслина Е. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. М.: Молодая гвардия, 2003
6.
Уоллерстайн К. Худоба и эстетика отверженности в современной модной рекламе // Теория моды № 1, 2006, С. 115-137.
7.
Kirkwood L. An Artist's Perspective on Body Image, the Media, and Contemporary Society // Journal of Nutrition Education and Behavior Volume 37, Supplement 2, November-December 2005, Pages S125-S132.
8.
Pogontseva D. Practices of forming physical beauty // Education Sciences and Psychology. 2011. № 2. С. 41-45.
9.
Singh D. An evolutionary theory of female physical attractiveness // Psi Chi Vol. 10, No. 3, pp. 18-19, 28-31.
10.
Sparhawk J. M. Body image and the media: the media’s influence on body image // Fulfillment of the Requirements for the Master of Science Degree With a Major in Mental Health Counseling University of Wisconsin-Stout, August, 2003. 68 р.
11.
Tovée M.J., Swami V. Does hunger influence judgments of female physical attractiveness? British Journal of Psychology. 2006 Aug; 97 (Pt 3): 353-363
12.
Мерициди М.Х. Сравнительная характеристика красоты в современной культуре // Педагогика и просвещение.-2011.-3.-C. 66-76.
References (transliterated)
1.
Komar F. Iskusstvo i chelovek M.: AST-Astrel', 2002. 160s.
2.
Labunskaya V. A. Ne yazyk tela, a yazyk dushi! Psikhologiya neverbal'nogo vyrazheniya lichnosti.-Rostov-na-Donu: Feniks, 2009.-344 s.
3.
Pogontseva D.V. Kul'turno-istoricheskii analiz kostyuma kak vizual'noi prezentatsii predstavlenii o vneshnei krasote // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-Kavkazskii region. Seriya: Obshchestvennye nauki. 2009. № 5. S. 116-119.
4.
Stil V. Korset: moda i erotichnost' // Teoriya mody, vypusk 6, zima 2007-2008. Str.15-43.
5.
Suslina E. Povsednevnaya zhizn' russkikh shchegolei i modnits. M.: Molodaya gvardiya, 2003
6.
Uollerstain K. Khudoba i estetika otverzhennosti v sovremennoi modnoi reklame // Teoriya mody № 1, 2006, S. 115-137.
7.
Kirkwood L. An Artist's Perspective on Body Image, the Media, and Contemporary Society // Journal of Nutrition Education and Behavior Volume 37, Supplement 2, November-December 2005, Pages S125-S132.
8.
Pogontseva D. Practices of forming physical beauty // Education Sciences and Psychology. 2011. № 2. S. 41-45.
9.
Singh D. An evolutionary theory of female physical attractiveness // Psi Chi Vol. 10, No. 3, pp. 18-19, 28-31.
10.
Sparhawk J. M. Body image and the media: the media’s influence on body image // Fulfillment of the Requirements for the Master of Science Degree With a Major in Mental Health Counseling University of Wisconsin-Stout, August, 2003. 68 r.
11.
Tovée M.J., Swami V. Does hunger influence judgments of female physical attractiveness? British Journal of Psychology. 2006 Aug; 97 (Pt 3): 353-363
12.
Meritsidi M.Kh. Sravnitel'naya kharakteristika krasoty v sovremennoi kul'ture // Pedagogika i prosveshchenie.-2011.-3.-C. 66-76.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"