Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Политический процесс"
Политический процесс
Знаменский Д.Ю. - Государственная научно-техническая политика Российской Федерации: понятие, подходы к исследованию c. 47-55

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.6.18254

Аннотация: В качестве предмета исследования в настоящей статье рассматривается государственная политика Российской Федерации в области науки и технологий. Автор подробно рассматривает различные подходы к определению данной категории, обращая внимание на явную недостаточность ее изучения в рамках политической науки. Действительно большинство работ, посвященных вопросам государственной научно-технической политики, опубликовано представителями других общественных наук – экономики, социологии, юридической и истории. Особое внимание автор уделяет методологии исследования государственной научно-технической политики. Методологической основой исследования является комплекс общенаучных методов, а также системный подход и его дальнейшее развитие - системно-динамический подход. Основным вкладом автора в исследование проблем государственной научно-технической политики является: во-первых, обоснование позиции, согласно которой государственную научно-техническую политику следует трактовать не как одностороннюю деятельность государства, а как результат взаимодействия власти и различных институтов гражданского общества (в т.ч. научного сообщества); во-вторых, обоснование правомерности применения к исследованию государственной научно-технической политики системно-динамичесокого подхода.
Знаменский Д.Ю. - К вопросу о применении системно-динамического подхода к исследованию процессов формирования и реализации государственной научно-технической политики c. 50-63

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.7.12801

Аннотация: Статья посвящена проблемам формирования и реализации государственной научно-технической политики в современной России и участию различных политических институтов в этом процессе. Актуальность рассматриваемой проблематики, как представляется автору, заключается в том, что, несмотря на видимую стабильность, российская политическая система в настоящее время динамично развивается. Это, в частности, находит свое отражение в развертывании процессов формирования и реализации государственной политики, в том числе такого важного ее направления, как политика в области науки и технологий. В качестве методологической основы исследования выступает системный подход, положения которого развиваются и дополняются автором применительно к изучению процессов формирования и реализации государственной политики. Основным моментом, выделяемым автором в качестве научной новизны, является системно-динамический подход к исследуемым процессам. Так, В соответствии с внутренней логикой самой государственной политики целесообразно предположить, что она имеет как минимум три измерения: пространственное, временное и технологическое. Первое сопряжено с областью осуществления государственной политики, а также с теми политическими институтами и государственными органами, которые задействованы в этом процессе. Второе предполагает выделение ряда этапов жизненного цикла государственной политики, а именно ее формирования, реализации и оценки ее результативности и эффективности. Третье означает ключевую роль технологий взаимодействия общества и государства в рассматриваемых процессах. С позиций данного подхода автор рассматривает сложившуюся в настояшщее время в России модель государственной научно-технической политики и дает ее развернутую характеристику.
Асеведо-Якубовская К. - Что мы знаем о российском GR? Теоретический и субъект-объектный подход к определению общего в сфере деловой коммуникации с органами государственной власти. c. 81-87

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.6.20429

Аннотация: Сегодня бизнес-сообщество – один из наиболее значимых участников в политическом процессе как национального, так и глобального масштабов. Причем стоит отметить, что степень такого влияния бизнес-структур имеет возрастающую тенденцию, а крупнейшие из них практически сливаются с государственными структурами. Наличие у каждой крупной корпорации или же сообщества небольших бизнес-объединений собственных интересов побуждает их к активному действию на политической арене. Процессы развития отечественного бизнеса и сопутствующее ему улучшение инвестиционной привлекательности как России в целом, так и ее отдельных регионов требуют изменения целей и механизмов коммуникации между коммерческими структурами и органами государственной власти.Взаимная заинтересованность государственной власти, бизнес-сообщества и общественных организаций в установлении понятной, стабильной системы отношений привела к расширению стратегического и тактического арсенала коммуникативного менеджмента в сфере government relations (GR). В настояшей статье в раскрытии понятия GR-взаимодействия внимание акцентируется на теоретическом и субъект-объектном подходах к определению общего в сфере деловой коммуникации с органами государственной власти. С аспекта представления о новой модели GR-коммуникации и активном включении ее в российский политический процесс, автор видит необходимым предпосылку к разговору о становлении и модернизации GR-взаимодействия в контексте общих социально-экономических преобразований. В качестве центральной идеи, в статье отмечается невозможность обеспечения инструментальной технологической модернизацию, без изменения делового климата, инвестиционной политики и становления нормативно-правовой базы в сфере продвижения частных интересов.
Никулин В.В. - Политико-правовые аспекты организации и деятельности Конституционного Собрания Российской Федерации: история вопроса c. 89-119

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.4.11183

Аннотация: Предметом исследования является политико - правовые и историко – правовые аспекты организации и деятельности Конституционного Собрания Российской Федерации. Его правовой статус как института принятия конституционных поправок и пересмотра основного закона закреплен в положениях 9-й главы Конституции РФ. Отмечается, что порядок избрания Конституционного Собрания, его численный состав, срок деятельности, основы порядка работы и многие другие особенности в Конституции не раскрыты. Определить все эти положения призван федеральный конституционный закон, который до сих пор не принят. Анализируются теоретические основы учредительной власти, исторические аспекты реализации идеи Конституанты, в том числе и в России. Основное внимание уделено рассмотрению истории дискуссий о Конституционном Собрании РФ, происходивших в последние двадцать лет в российском обществе, анализу отношения различных политических сил к созыву Конституционного Собрания РФ, рассмотрению различные вариантов предлагаемых законов о Конституционном Собрании. Значительное внимание уделено анализу дискуссии о целесообразности принятия закона о Конституционном Собрании РФ. Делается вывод о том, что институт Конституционного Собрания в России не сконструирован даже на нормативном уровне. Двусмысленность и неточность конституционных положений, относящихся к Конституционному Собранию, требуют их дополнительного толкования Конституционным Судом, прежде чем они станут нормами федерального конституционного закона. Отсутствует сложившееся представление о составе Конституционного Собрания, условиях и инициаторах его созыва, объемах и сроках полномочий Собрания. Автор рассчитывает на внесение определенного вклада в научное освещение проблемы отношения различных политических сил России к совершенствованию Конституции РФ и перспективах ее изменения.
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Открытый внешний политический контроль над комсомольскими организациями в РСФСР (1918-1929 гг.) c. 97-123

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1070

Аннотация: Предмет исследования составляют основные направления, формы и методы реализации открытого внешнего политического контроля, осуществляемого в отношении комсомола в целом и отдельных членов комсомольских организаций.Хронологические рамки исследования охватывают период с октября 1918 года по 1929 год. Начальная дата связана с образованием РКСМ. Конечный рубеж обусловлен коренными изменениями социально-экономической политики советского государства. В ряде сюжетов используется региональная локализация исследования на основе материалов Тамбовской губернии, что способствует более детальному изучению ювенальной истории, позволяет скорректировать некоторые выводы, сделанные на основе анализа материалов центральных органов партии и комсомола. При изучении поставленной проблемы авторы вслед за Н. А. Володиной под политическим контролем понимают имманентно присущее любому государству качество, представляющее собой комплекс мероприятий власти, направленных не только на контроль поведения индивида, всех социальных групп, но и на формирование мировоззрения и поведения основной массы населения на основе задаваемых идеологических канонов и практических потребностей режима . Политический контроль при этом делится на открытые и тайные формы.Важнейшую роль в изучении проблемы сыграло обращение к архивным документам Российского государственного архива социально-политической истории, в первую очередь его молодежного филиала . Приоритетное значение было отдано изучению документов Фонда Центрального Комитета комсомола (Ф. М-1) РГАСПИ, наиболее полно раскрывающего механизм открытого политического контроля над комсомольцами. По мнению авторов, внешний открытый политический контроль в основном проявился в установлении партийного руководства комсомолом. В результате его эволюции в изучаемый период сформировалась такая ситуация, что если комсомол и допускался к политической деятельности, то только под контролем коммунистической партии, в строго определяемых партией рамках.Мощным инструментом политического контроля в изучаемый период стало также движение рабочих и сельских корреспондентов.Хотя главной мишенью рабселькоровской активности стали нерадивые чиновники,в статье показано, что весьма активно использовались рабселькоры и для контроля над молодежной коммунистической организацией.
Нарышкина М.В. - Основные технологии управления политическими рисками в деятельности политических партий c. 146-158

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.4.22358

Аннотация: Предметом исследования данной научной статьи являются технологии управления политическими рисками в деятельности политических партий. В статье дана общая характеристика содержания политического риска в деятельности политических партий. Автором представлена обобщенная классификация технологий управления политическими рисками (гуманитарные и математические). Управление политическими рисками в деятельности политических партий рассматривается автором как процесс, который состоит из нескольких этапов: планирование управления рисками, идентификация риска, анализ риска, планирование реагирования на риск, ответ на риск, мониторинг и контроль рисков. Особое внимание уделяется информационно-коммуникационным технологиям (управление слухами и организация обратной связи). Для решения поставленных задач были использованы анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, системный и структурно-функциональный методы. Сформирован вывод о том, что информационные технологии в политике (технологии сбора, хранения, обработки и передачи информации) имеют определяющее значение в функционировании политических партий. Грамотное и систематическое использование технологий управления политическими рисками позволяют оперативно решать возникающие проблемы и принимать эффективные политические решения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"