по
Sociodynamics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Sociodynamics" > Rubric "Religion and politics"
Religion and politics
Shchuplenkov N.O., . - Social and anthropological fundamentals of the relations between the church and the state in the modern Russia. pp. 41-74

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.2.10777

Abstract: This article concerns the interactions between the church and the state in the modern Russia, as well as the possibility for the dialog between religion and science. The situation of religious freedom in Russia, which was for a long time demanded by all of the religious organizations has formed a very rich and varied confessional space. This religious freedom makes any Russian person, having religious needs (especially concerning those turning to faith for the first time), face a difficult choice, and the religious organizations have to compete vigorously to attract these people.  The multi-confessional relations in Russia need a new impulse in the new conditions, when any  people, culture, religion should have an opportunity to show its authentic identity and potential in harmonious unity with the Russian society as a whole. The authors make the following conclusions: 1. When organizing, holding and methodologically supporting the studies of any practice of religious studies in the Russian secular educational institutions, the specialists of  administrative institutions in the sphere of educations, heads of educational institutions and lecturers should not violate the legislation on education. 2.  The religious studies in secular education institutions should not be artificially limited, since such limitations contradict the norms of both the international law and the Russian legislation. 3.  There is need to guarantee advancement of legal culture of workers in the sphere of education. 4.  There is need to intensify theoretical and applied studies on the issues of interactions between the church and the state in the sphere of education, and it is necessary to form for this purpose regional scientific research institutions and centers.
Shchuplenkov N.O. - Extra-churchly youth movements in Soviet Russia and White émigré pp. 68-80

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.17611

Abstract: The relevance of this research is substantiated by the necessity of studying the role of the young generation in the state-confessional relationships. Political and extra-churchly unions throughout several centuries referred to the younger generation as to the reserve of its future existence. The history of extra-churchly youth movements in Soviet Russia and White émigré demonstrates the right way of setting the priorities in the youth policy in order to gain reputation among youth. This period within the Russian history is considered a breaking point with regards to the relationship between the Soviet state and the church, and the final separation of secular from religious. The principles of consistency and alternative allow creating an objective historical picture of establishment of the youth organizations in Soviet Russia and White émigré of the 1917-1930’s. In the early XX century the sociocultural space of the Russian world captures all of the habitable territories of the globe. National spirit connected the Russian people into an integral civilized space, united by the common national self-conscience. People who live in the Russian Federation, perceive the local culture as a part of the whole without separating their worldview from national.
Shchuplenkov O.V., . - Some Social Functions of Orthodox Religion in Modern Russia pp. 69-111

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.11.1049

Abstract: The article is devoted to the correspondence of the social and personal development. The authors of the article study how the social institutions ere formed and pay special attention at the system mof values. Practical researches of the relationship between human, religion and church carried out in Russia for the past two decades demonstrate the revival of religion and religious feelings especially Orthodoxy. The authors view certain social functions performed by the Orthodox religion, in particular: religion as the collective opposition force, religion as the ethno-religious mobilization and homogenization processes, religion as the integrative defense function and religion as the system of institution and legitimation. The authors touch upon particular issues related to both secular and religiuos education, discuss whether it is possible to involve secular teachers like sociologists in teaching at religious schools and universities in order to train well-educated and well-read ministers of church. Legitimation function of religion was the 'legitimization' of social procedures, institutions and relations. Orthodox religion also guaranteed the political loyalty and recognition of the government.
Koroleva L., ., . - Russian Orthodox Church in the Educational Policy of Post-Reform Russia pp. 71-79

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.5.11887

Abstract: In article Russian Orthodox Church activity in respect of folding of system of orthodox education and education and a condition of orthodox education in Russia in the conditions of religious "revival" is analyzed: dynamics of opening of new orthodox educational institutions of various level, problem of formation of educational system (management decentralization, insufficient financing of educational institutions, lack of necessary legal status of educational institutions, deficiency of teaching structure and theological literature, low level of preparation of scientific theological shots, etc.) . The Teoretiko-metodologichesky basis of research is made by the principles of objectivity, historicism, systemacity, the complex accounting of social and subjective studying in a subject and the greatest possible neutrality of the relation of the researcher to interpretation and an assessment of the actual material. At opportunity the principles of social and psychological approach and a correctness and tactfulness in an assessment of the facts and events were applied. At the end of 1980 - the 1990th there was a mass opening of new spiritual educational institutions that, in turn, generated also new problems. At times open spiritual schools and seminaries had "facultative" character, that is in them there was no regular released person to which duties the organization and control of educational process and an institution as a whole would belong. Reviving the system of the Russian religious education fully was influenced by difficulties of formation, deficiency of teaching structure, an undermanning of libraries, a lack of manuals, shortage of buildings, lack of the necessary status were basic of which. The situation became complicated decentralization as financing of new religious educational institutions and schools was carried out not from Educational committee, and directly from dioceses; some educational institutions at all didn't receive any – neither central, nor local financing, being in self-sufficiency conditions. Only by 2000 in principle the issue of centralization of religious education in Russia was resolved: mass inspection inspections by Educational Committee are carried out, the question of obligatory licensing of spiritual academies, seminaries and schools and the subsequent their accreditation is designated.
Babich I.L. - Russian monasteries right before the October Revolution (on the example abbot of Ascension of David Desert Archimandrite Valentine) pp. 102-119

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.2.19356

Abstract: The subject of this research is the activity of Archimandrite Valentine (Yegorov) – the last before the Revolution of 1917 abbot of the Moscow region male monastery of Ascension of David Desert. He has brought his convent to dawn, both spiritual and financial. The article thoroughly examines the key methods of chairing the monastery, construction plans of the abbot, as well as the basis of the monastic life and economic activity of the convent. Archimandrite Valentine was able to achieve the financial state support for his monastery. The provided in the article material testifies to the fact that right before the October Revolution, the Orthodox monasteries of the Russian Federation were in different state: some of them experienced financial issues, some prospered; and only the Revolution and further policy of the Soviet authorities lead to depredation in the late 1920’s.
Skoropad A.E. - Anti-Religious Activity of Komsomol as an Element of the Soviet System of Political Control (1918 - 1929) pp. 112-131

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.8.12774

Abstract: Interference of formation of the Soviet system of political control and antireligious activity of Komsomol in 1918-1929 is shown in article. The address of political control towards antireligious activity of Komsomol the author recognizes expedient. Since this activity had not simply scientific and educational character and was one of the main directions of political activity of the mass youth organization involved in the sphere huge masses not only allied youth but also the population of all age, the state was obliged to exercise political control in this sphere. Experience of activity of Komsomol first of all is estimated by the author from the state positions. The author, as well as other members of the school of sciences which developed at the Tambov state technical university "History of the youth movement in Russia", adheres to the theory of nationalization of Komsomol according to which the Komsomol is considered as peculiar 'ministry of youth", the link between the state and youth. It is also shown that in the mid-twenties political control as a kind of management in the youth environment, was carried out in the spiritual sphere quite successfully. The author claims that increase of efficiency of implementation of political control on places was promoted by development by the central Soviet bodies of "Programs of inspection of the village (settlement)". Objectively estimating all studied period, the author recognizes that political control in the spiritual sphere was directed not so much against extremist actions of Komsomol members or, on the contrary, believers, how many against dissent as that. Practice of implementation of the state function of political control had mainly repressive character.
Koroleva L., ., ., . - Russian Orthodox Church and Political Activity (Second Half of the 1980's - 1990's) pp. 126-133

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.10.9379

Abstract: The authors of the article analyze the Russian Orthodox Church' position concerning participation in political activity in general and in elections at different levels in particular. In late 1980's the question whether to participate or not to participate in elections of Deputies was essentially new to religious confessions in the USSR. In 1989 six religious figures from the Russian Orthodox Church were elected as deputies. However, they were elected not as representatives of their religious organizations but as candidates from allied and republican public organizations. During elections of Deputies of RSFSR in 1990 48 priests of the Russian Orthodox Church were elected as deputies in city and regional village councils and 5 bishops and 11 priests were elected as deputies in regional councils. In December of1989 due to elections of Deputies of RSFSR and local councils, the Council for religious affairs under the Council of the Ministers of RSFSR published the document "Extract from Definitions of the Hierarchal Cathedral of the Russian Orthodox Church". The main point of recommendations was to that in each particular case the question whether a priest should participate in elections had to be resolved by the head of the confession. After events of 1993 when Orthodox priests appeared on opposite sides of the barricades that could lead to the split in the Russian Orthodox Church, Alexis II made the decision to forbid priests to participate in state elections.In 1995 the statement of the Patriarch of Moscow and all Russia Alexis II was published. Later participation of priests in authorities and elections was condemned by the Hierarchal Cathedral in 1997. 
Zamaraeva Y.S., Antipina A.V., Pavlova K.V., Yusupov A.M. - On the question of attitude towards Islam in the modern society (on the example of Krasnoyarsk) pp. 163-174

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.2.17663

Abstract: The subject of this research is the attitude of Krasnoyarsk residents and users of the Internet towards the world religion of Islam. Today, Islamic religion is associated with a sufficient amount of theoretical and an applied research, as well as the Russian Islamic studies is actively developing. With regards to this scientific tradition, the authors of the article demonstrate the abilities of the theoretical and empirical methods of the research in order to exemplify the question on the attitude towards Islam within the modern Russian society. From the perspective of the modern mass media, Islam is presented as a religion that is closely linked to politics. The majority perceives Islam as a religion of a politicized character, and various terrorist acts as the means of coercion.  Based on the latest events covered by mass media, Islamic world and culture cause panic in public conscience.
Babich I.L. - Socio-cultural and political-legal aspects of modernization of the monasticism in the early XIX century (introduction of coenobitic monasticism as a new stage in the life of the Russian monasteries – on the example of the Ascension Desert of St. David pp. 230-261

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17510

Abstract: This article is dedicated to the socio-cultural and political-legal aspects of modernization of the monasticism in the beginning of the XX century. In the late XVIII-early XIX century Synod introduced to several monasteries in Russia a new type of monastic life – a so-called coenobitic monasticism. Before, many of the Russian monasteries were following another principle of monastic living – “anchoritic” Charter. The author demonstrates the process of transition from one lifestyle to another based on the example of Moscow Oblast monastery the Ascension Desert of St. David. This work contains the archive materials from the Central State Archive of Moscow and the Russian State Archive of Ancient Acts. The main conclusion consists in the following: the process of implementation of coenobitic Charter in the Ascension Desert of St. David monastery was taking place gradually, many monks were not able to endure a more difficult and tough regime of the monastic life within the coenobium, however, by the middle of the XIX century this process was successfully completed.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Религия и политика"
Религия и политика
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. - Социально-антропологические основания взаимодействия церкви и государства в современной России c. 41-74

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.2.10777

Аннотация: В данной статье рассматривается взаимодействие между церковью и государством в современной России. Возможность диалога религии и науки.Сложившаяся в России ситуация религиозной свободы, которой так долго добивались все представленные религиозные организации, образовала чрезвычайно насыщенное и разнородное конфессиональное пространство, о котором шла речь выше. Эта религиозная свобода ставит каждого россиянина, имеющего религиозные потребности, особенно из числа впервые обращающихся к вере, в ситуацию непростого выбора, а религиозные организации – в ситуацию жесткой конкуренции за привлечение этих людей к себе. Многоконфессиональным отношениям в России в новых условиях необходим новый импульс, при котором каждый народ, каждая культура, религия, должны иметь возможность проявить свою самобытность, свой потенциал в гармоничном единстве со всем российским обществом. В качестве выводов следует выделить следующие положения:1. При организации, проведении и методическом сопровождении любой практики изучения религии в российских светских образовательных учреждениях специалистам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, и непосредственно преподавателям важно не допускать нарушений законодательства об образовании.2. Не следует допускать искусственных ограничений изучения религии в светских образовательных учреждениях, так как такие ограничения противоречат нормам международного права и российского законодательства.3. Необходимо обеспечить повышение правовой культуры работников образовательной сферы.4. Необходимо интенсифицировать теоретические и прикладные разработки по проблемам взаимодействия государства и церкви в области образования, создать для этой цели соответствующие региональные научно-исследовательские подразделения и центры.
Щупленков Н.О. - Внецерковные молодежные движения в Советской России и Русском Зарубежье (1917–1930-е гг.) c. 68-80

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.17611

Аннотация: Актуальность исследования вызвана необходимостью изучения роли молодого поколения в государственно-конфессиональных отношениях. Политические и внецерковные объединения на протяжении нескольких столетий обращались к подрастающему поколению как резерву своего будущего существования. История внецерковных молодежных движений в Советской России и Русском Зарубежье 1917–1930-е гг. показывает насколько важно правильно расставлять акценты в молодежной политике, чтобы завоевать авторитет в молодежной среде. Данный период в отечественной истории считается переломным в отношении советского государства к церкви, окончательного отделения светскости от религиозного. Принципы системности и альтернативности позволяют создать объективную историческую картину зарождения молодежных организаций в Советской России и Русском Зарубежье 1917–1930-х годов. В первой трети XX в. социокультурное пространство русского мира охватило все обжитые территории земного шара. Национальные чувства духовного единства и моральной ответственности связывали русский народ в единое цивилизационное пространство, объединенное общим национальным самоощущением и самосознанием. Для русского народа характерно чувство любви и привязанности к своей земле, дому, родным и близким. Народы, проживающие на территории РФ воспринимают русскую культуру как часть своего целого, не отделяя собственное миропонимание от общенационального.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Некоторые социальные функции религии (православия) в современной России c. 69-111

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.11.1049

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы взаимодействия общественного и личного развития; исследованы пути формирования институтов социума, в котором важное внимание уделено системе ценностей. В течение последних двух десятилетий эмпирические исследования связи между человеком, религией и церковью в России недвусмысленно показывает возрождение религии и религиозности, особенно православия. В работе будут рассмотрены некоторые общественные функции православия, а именно: религия как коллективный ресурс сопротивления, религия как этнорелигиозная мобилизация и гомогенизация, религиозная защитно-интегративная функция, религия как системная институция и легитимация. Рассматриваются вопросы, связанные как со светским, так и с религиозным образованием, возможности использования светских преподавателей, в том числе социологов, в религиозных учебных заведениях для формирования разносторонне образованных, широко эрудированных священнослужителей. Легитимирующая функция религии заключалась в «узаконивании», одобрении общественных порядков, институтов и отношений. Православная религия способствовала политической лояльности, обеспечивала признание власти. Благодаря присущим РПЦ особенностям вероучения и традиции, устоявшимся образцам государственно-церковных отношений, моральным установкам, священным символам и нормам поведения, православие способствует сохранению существующего распределения власти и институциональному господству политический элиты.
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. - Русская Православная церковь в образовательной политике в пореформенной России (1990-е гг.) c. 71-79

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.5.11887

Аннотация: В статье анализируется деятельность Русской Православной церкви в плане складывания системы православного образования и просвещения и состояние православного образования в России в условиях религиозного «возрождения»: динамика открытия новых православных учебных заведений различного уровня, проблемы становления образовательной системы (децентрализация управления, недостаточное финансирование учебных заведений, отсутствие необходимого правового статуса образовательных учреждений, дефицит преподавательского состава и богословской литературы, низкий уровень подготовки научных богословских кадров и т.д.). Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы объективности, историзма, системности, комплексного учета социально-субъективного в предмете изучения и максимально возможная нейтральность отношения исследователя к интерпретации и оценке фактического материала. При возможности были применены принципы социально-психологического подхода и корректности и тактичности в оценке фактов и событий. В конце 1980 - 1990-е гг. происходило массовое открытие новых духовных учебных заведений, что, в свою очередь, породило и новые проблемы. Порою открытые духовные училища и семинарии имели «факультативный» характер, то есть в них отсутствовал штатный освобожденный человек, в обязанности которого входила бы организация и контроль за учебным процессом и заведением в целом. Возрождающейся система российского религиозного образования в полной мере испытала на себе трудности становления, основными из которых были дефицит преподавательского состава, недоукомплектованность библиотек, недостаток учебных пособий, нехватка зданий, отсутствие необходимого статуса. Ситуация осложнялась децентрализацией, поскольку финансирование новых религиозных учебных заведений и училищ осуществлялось не из Учебного комитета, а напрямую из епархий; некоторые учебные заведения вообще не получали никакого – ни центрального, ни местного финансирования, находясь в условиях самообеспечения. Только к 2000 г. в принципе был решен вопрос централизации религиозного образования в России: проведены массовые инспекционные проверки Учебным Комитетом, обозначен вопрос об обязательном лицензировании духовных академий, семинарий и училищ и последующей их аккредитации.
Бабич И.Л. - Российские монастыри накануне Октябрьской революции (на примере деятельности настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни архимандрита Валентина) c. 102-119

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.2.19356

Аннотация: Предметом исследования стала деятельность последнего перед революцией 1917 г. настоятеля одного из подмосковных мужских монастырей - Вознесенской Давидовой пустыни - архимандрита Валентина (Егорова). Он сумел привести свою обитель к расцвету, как духовному, так и финансовому. В статье подробно рассмотрены основные методы руководства монастырем, ключевые строительные планы настоятеля, а также основы монашеской жизни и хозяйственной деятельности обители. Все это помогло архим. Валентину в 1915 г. получить для монастыря новый статус - из заштатного он был переведен в штат с получением 2-ого класса. Статья подготовлена на основе архивных материалов, собранных в Центральном государственном архиве г. Москвы и впервые вводимых в научный оборот. Приведенный в статье материл свидетельствует о том, что накануне Октябрьской революции, в действительности, православные монастыри и церкви Российской империи находились в разном положении: были те, кто оказался в духовном и финансовом упадке, а были те, кто процветал и лишь революция и последующая политика советской власти привела к разорению в конце 1920-х годов.
Скоропад А.Э. - Антирелигиозная деятельность комсомола как звено советской системы политического контроля (1918-1929 гг.) c. 112-131

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.8.12774

Аннотация: В статье показано взаимовлияние становления советской системы политического контроля и антирелигиозной деятельности комсомола в 1918-1929 гг. Само обращение политического контроля в сторону антирелигиозной деятельности комсомола автор признает целесообразным. Коль сама эта деятельность носила не просто научно-просветительский характер, а была одним из основных направлений общественно-политической деятельности массовой молодежной организации, вовлекала в свою сферу огромные массы не только союзной молодежи, но и населения всех возрастов, государство обязано было осуществлять политический контроль в этой сфере. Опыт деятельности комсомола в первую очередь оценивается автором с государственных позиций. Автор, как и другие члены сложившейся при Тамбовском государственном техническом университете научной школы «История молодежного движения в России», придерживается теории огосударствления комсомола, согласно которой комсомол рассматривается как своеобразное «министерство молодежи», связующее звено между государством и молодежью Показано, что в середине 1920-х гг. политический контроль, как разновидность управления в молодежной среде, осуществлялся в духовной сфере довольно успешно. Автор утверждает, что повышению эффективности осуществления политического контроля на местах способствовала разработка центральными советскими органами «Программ обследования деревни (села)». Объективно оценивая весь изучаемый период, автор признает, что политический контроль в духовной сфере был направлен не столько против экстремистских действий комсомольцев или, наоборот, верующих, сколько против инакомыслия как такового. Практика осуществления государственной функции политического контроля носила преимущественно репрессивный характер.
Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н., Мельниченко О.В. - Русская Православная церковь и политическая деятельность (вторая половина 1980-х – 1990-е гг.) c. 126-133

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.10.9379

Аннотация: В статье анализируется позиция Русской Православной церкви по вопросу участия в политической деятельности, в целом, в выборах различного уровня, в частности. В конце 1980-х гг. принципиально новым для религиозных конфессий СССР стал вопрос об участии или не участии в выборах народных депутатов. В 1989 г. шесть религиозных деятелей от Русской Православной церкви были избраны депутатами. Но они были избраны не как представители религиозных организаций, а как кандидаты от союзных и республиканских общественных организаций. На выборах народных депутатов РСФСР 1990 г. в окружные городские и районные сельские советы народных депутатов были избраны 48 священников РПЦ; в областные советы народных депутатов - 5 архиереев и 11 священников.В декабре 1989 г. в связи с выборами народных депутатов РСФСР и местных советов Советом по делам религий при Совете Министров РСФСР был обнародован документ «Выписка из Определений Архиерейского Собора Русской Православной церкви». Суть рекомендаций сводилась к тому, что в каждом конкретном случае вопрос о целесообразности участия в выборах органов власти должен был решаться главой конфессии.После событий 1993 г., когда православное духовенство оказалось по разные стороны баррикад, что могло бы привести к расколу в РПЦ, Алексий II принял решение о запрете священнослужителям участвовать в выборах в государственные законодательные структуры.В 1995 г. было опубликовано «Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с попытками вовлечения религиозно-общественных организаций в предвыборную борьбу».Деятельность священнослужителей в органах власти затем была осуждена Архиерейским собором 1997 г.
Замараева Ю.С., Антипина А.В., Павлова К.В., Юсупов А.М. - К вопросу об отношении к исламу в современном обществе (на материале исследований в городе Красноярске) c. 163-174

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.2.17663

Аннотация: Предметом исследования является отношение жителей города Красноярска и пользователей сети ИНТЕРНЕТ к мировой религии исламу. В настоящее время с исламской религией связано достаточное количество теоретических и прикладных исследований, активно развивается отечественное исламоведение. В русле данной научной традиции авторы статьи показывают возможности современных теоретических и эмпирических методов исследования для конкретизации вопроса об отношении к исламу в современном российском обществе. К исследованию привлечены представители российской молодежи - студенты Сибирского федерального университета. В работе применялись три основных метода исследования: критический анализ некоторых релевантных источников, связанных с современным состоянием ислама, анкетирование и контент-анализ. Применялся общенаучный метод интерпретации. ислам в представлении современных СМИ – это религия, тесно связанная с политикой.«Ислам» воспринимается большинством как религия политизированного характера. Многие воспринимают различные террористические акты как способ / средство принуждения. На почве последних событий, о которых говорится в СМИ, мир и культура ислама вызывает панику в массовом сознании.
Бабич И.Л. - Социокультурные и политико-правовые аспекты модернизации монашеской жизни в начале ХIХ в. (введение общежительства как новый этап в жизни российских монастырей - на примере Вознесенской Давидовой пустыни) c. 230-261

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17510

Аннотация: Статья посвящена социо-культурным и политико-правовым аспектам модернизации монашеской жизни в начале ХХ в. В конце ХVIII – начале ХIХ в. Синод принял решение о введении в нескольких монастырях России нового типа монашеской жизни – так называемого общего жития. Ранее большинство российских монастырей следовали иному принципу проживания монахов - "особножительскому" Уставу. В статье на примере одного подмосковского монастыря – Вознесенской Давидовой пустыни показан процесс перехода от одного образа жизни к другому. В статье применяется исторический метод. Автор собрал архивные материалы из ряда архивов Москвы - Центральный Государственный архив г. Москвы, Российский государственный архив древних актов Основными выводами статьи являются: процесс введения общежительного Устава в монастыре Вознесенская Давидова пустынь проходил постепенно, многие монахи не выдерживали более сложного и жесткого расписания монастырской жизни в рамках общежития, тем не менее к середине ХIХ в данный процесс был успешно завершен.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"