Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Идеология и политика"
Идеология и политика
Гуляихин В.Н. - Политика и патриотизм в современной России c. 1-19

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.9.9121

Аннотация: Статья посвящена анализу политических факторов, обуславливающих развитие патриотизма в современной России. Автор актуализирует теоретико-методологические положения, сформулированные еще Н.А. Бердяевым в статье «Патриотизм и политика», вышедшей в печать в 1917 году. Исходным тезисом в работе русского философа выступает суждение о необходимости для российского общества национального ренессанса, который может быть вызван только особым патриотическим подъемом. В работе В.Н. Гуляихина данный тезис также является основополагающим. Под патриотизмом он понимает, прежде всего, любовь к Родине, выражающуюся в стремлении служить ее интересам и готовности ее защищать вплоть до самопожертвования. Любовь является ключевым словом в определении этого понятия. Она предполагает действие, а не пассивный аффект, активную заботу о жизни и росте того, что мы любим. Автор констатирует, что любовь большинства россиян к своей Отчизне имеет инфантильный характер. Граждане воспринимают ее как мать, которая должна заботиться о них и принимать активное участие в их судьбе вне зависимости от того хорошие они или плохие. Российский гражданин пытается возложить на государство ответственность за самого себя, и постоянно спрашивает с него за все свои проблемы, будучи постоянно капризно недовольным их решением. Слишком многие из наших граждан приходят к «детскому» выводу, что поскольку Отчизна их не любит, то и ей надо платить той же самой монетой. Российские граждане если и борются за свои «права», то чаще всего за инфантильные права «ребенка», которому необходима помощь и социальная защита. Автор делает вывод, что основная идея статьи Н. Бердяева, написанной им в период революционно-демократических потрясений 1917 года, продолжает оставаться актуальной и для нашего времени: в наше мирное время России необходим патриотический подъем и исключительное напряжение национального духа.
Гижа А.В. - Возможность идеологии будущего c. 55-64

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.8.18962

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы формирования новой идеологии как общецивилизационного рационального культурного текста, несущего необходимые смыслы и символы, необходимые в деле становления общества будущего. Её логика и предполагаемые способы действия вытекают как из факта исторической исчерпанности ведущих идеологий XX столетия, так и из неудовлетворительности существующих попыток выхода, привлекающих для своего фундирования религию, мифологию или, в лучшем случае квазинаучные и технократические постулаты. Для решения поставленной задачи требуется определить действительную логику формирования идеологических воззрений и их возможных альтернатив. Ведущим методом работы является историческая ретроспекция в контексте проведения понятийной деконструкции рассматриваемых концептов. Его результативность определяется достигнутой конкретизацией (содержательной редукцией) используемых знаков (имен). Основными выводами являются положения, что новая идеология должна стать метаидеологией, принципиально иным проектом по структурированию общественного сознания по сравнению с формами индустриальной и постиндустриальной эпох. Показывается, что прежняя логика формирования ведущей типологии общественно-политического дискурса в форме идеологий исчерпала понятийно-суггестивный ресурс базовых формулировок. Метаидеология относится не к слоям населения, а к внутреннему человеку в каждом индивиде. Она не стоит в отрыве от общей традиции формирования идеологий, но преодолевает ограниченность их исторических форм, касающейся, прежде всего, растущего разрыва деклараций и реальности.
Гончаров В.В. - Место и значение философских принципов в социальной концепции глобального конституционализма c. 65-78

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.8.19877

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию места и значению философских принципов в социальной концепции глобального конституционализма. Автор обосновывает положение о том, что социальная концепций глобального конституционализма, возникнув как следствие унификации основной цели неолиберальных и неоконсервативных социальных концепций, сформировалась как отрицание социальных концепций, обосновывающих альтернативные модели глобализации "слева" (альтерглобалистских), а также социальных концепций противников глобализации общественно-политической, государственно-правовой и финансово-экономической жизни национальных государств и обществ, как "справа" (альтермондиалистских), так и "слева" (марксистских, пролетарского интернационализма). В работе используется ряд методов научного познания: гносеологический; онтологический; формально-логический; диалектический; статистический; сравнительно-правовой; абстрактно-идеалистический; конкретно-исторический. В настоящей статье определено место и роль философских принципов в социальной концепции глобального конституционализма.Обосновано, что идеи глобального конституционализма подвергаются социально обусловленным интерпретациям. Философские принципы, служащие основаниями социальных концепций, создаются в процессе идейного противоборства иной системе смыслов, носителем которой выступает некий альтернативный субъект, несущий в себе принципиально иное восприятие социальной реальности. Борьба с концептуальным врагом не только придаёт любой концепции смысл существования, но и является необходимым условием её бытия.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблемы информационно-коммуникационного потенциала современного общества c. 70-96

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1053

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования новой стратегии России в условиях смены технологических укладов; анализируются возможные варианты развития сценариев кризисных явлений на постсоветском пространстве. Предложена новая парадигма управления с использованием новых факторов управления в условиях информационного общества, таких как «национальное информационное пространство» и «матрица жизнеспособности государства». Активное использование возможностей средств массовой информации и коммуникации в решении повседневных проблем позволяет определять направления развития информационного обеспечения органов власти в регионе. Таким образом, с одной стороны, они отвечают на возникающие потребности общества, с другой − совершенствуют материально-техническую базу. В статье анализируется проблема влияния информационной среды на ценности личности, актуальность которой детерминируют современные тенденции глобализации общества. Данное воздействие раскрывается на примере процесса виртуальной коммуникации в сети Интернет. Информация и коммуникация в условиях построения информационного общества все в большей степени определяют экономические, политические, культурные и национальные отношения, воздействуют на социум в целом, становятся важным фактором самоопределения личности в глобальном пространстве. Понимание глобальных информационных процессов невозможно без определения места в информационном пространстве средств передачи информации, сущность которой заключается не только в знаках сообщения, но и в том, что она связана с уровнем и степенью организованности участников информационного обмена.
Дёмин И.В. - Соотношение техники и идеологии в философско-социологических концепциях Ф.-Г. Юнгера и Ю. Хабермаса c. 81-93

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.1906

Аннотация: Рассматривается проблема взаимосвязи феномена идеологии с современной техникой в концепциях Ф.-Г. Юнгера и Ю. Хабермаса. Особое внимание уделяется вопросу о трансформации идеологии как формы общественного сознания в условиях современной технической цивилизации. В концепции Юнгера критика техницизма осуществляется в перспективе возвращения человека к более изначальному и аутентичному способу существования. В рамках социальной философии Хабермаса критика технократического и сциентистского сознания осуществляется с гуманистических позиций в перспективе расширения пространства «коммуникативной рациональности». В процессе исследования применялся сравнительный (компаративный) метод исследования, использовался проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. В концепции Юнгера техника рассматривается как благоприятная среда для утверждения и господства идеологий, тогда как у Хабермаса техника и наука превращаются в квази-идеологию позднекапиталистического общества. Юнгер рассматривает техническое (технократическое) сознание как аксиологически и идеологически нейтральное, Хабермас же усматривает в этом типе сознания новую форму идеологии, которая тем более опасна, чем менее она заметна и досягаема для критической рефлексии.
Гижа А.В. - Идеология и наука: противоречие, взаимодополнительность или синергия? c. 93-101

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.1946

Аннотация: Рассматривается отношение идеологических и научных форм сознания. Для такого сопоставления их содержательность должна быть достаточно конкретно представлена. Это определяется, во-первых, выделенными существенными аспектами в понятийных определениях науки и идеологии и, во-вторых, выделенной проблемностью их содержательного сочетания. Возможна ли действительно научная идеология, которая могла бы обоснованно сочетать весь спектр интересов социальных субъектов в рамках общественного блага? Либо же она всегда имеет корпоративно-утилитарную или классовую основу? Эти вопросы подразумевают разработку глубинной темы природы человека, имеющей надисторическое основание. Методологически корректное рассмотрение заявленной темы предполагают обязательное предварительное введение исходных дефиниций науки и идеологии. Эта работа проводится в опоре на реальную социально-историческую практику функционирования данных феноменов в пределах европейской цивилизационной традиции. Основным выводом исследования является положительный ответ на проблему возможности научной идеологии, данный с необходимыми оговорками. Суть условий, подразумевающих такую возможность, заключается в раскрытии онтологии человеческого бытия как такового. Прояснение данной онтологии представляет центральную проблему философии, если она хочет преодолеть пребывание в сугубо отвлеченном, академически-книжном статусе, ведущем не к знанию, а к схоластическому мудрствованию.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"