Социодинамика - рубрика Идеология и политика
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Идеология и политика"
Идеология и политика
Гуляихин В.Н. - Политика и патриотизм в современной России c. 1-19

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.9.9121

Аннотация: Статья посвящена анализу политических факторов, обуславливающих развитие патриотизма в современной России. Автор актуализирует теоретико-методологические положения, сформулированные еще Н.А. Бердяевым в статье «Патриотизм и политика», вышедшей в печать в 1917 году. Исходным тезисом в работе русского философа выступает суждение о необходимости для российского общества национального ренессанса, который может быть вызван только особым патриотическим подъемом. В работе В.Н. Гуляихина данный тезис также является основополагающим. Под патриотизмом он понимает, прежде всего, любовь к Родине, выражающуюся в стремлении служить ее интересам и готовности ее защищать вплоть до самопожертвования. Любовь является ключевым словом в определении этого понятия. Она предполагает действие, а не пассивный аффект, активную заботу о жизни и росте того, что мы любим. Автор констатирует, что любовь большинства россиян к своей Отчизне имеет инфантильный характер. Граждане воспринимают ее как мать, которая должна заботиться о них и принимать активное участие в их судьбе вне зависимости от того хорошие они или плохие. Российский гражданин пытается возложить на государство ответственность за самого себя, и постоянно спрашивает с него за все свои проблемы, будучи постоянно капризно недовольным их решением. Слишком многие из наших граждан приходят к «детскому» выводу, что поскольку Отчизна их не любит, то и ей надо платить той же самой монетой. Российские граждане если и борются за свои «права», то чаще всего за инфантильные права «ребенка», которому необходима помощь и социальная защита. Автор делает вывод, что основная идея статьи Н. Бердяева, написанной им в период революционно-демократических потрясений 1917 года, продолжает оставаться актуальной и для нашего времени: в наше мирное время России необходим патриотический подъем и исключительное напряжение национального духа.
Парцвания В.Р. - Эволюция имперской сущности России: о концепции «имперскости» В. Иноземцева и А. Абалова c. 37-50

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.10.36481

Аннотация: Статья представляет собой отклик заинтересованного читателя на новую книгу В. Иноземцева и А. Абалова «Бесконечная империя: Россия в поисках себя». Автор размышляет об имперской сущности российской государственности сквозь призму концепции «имперскости», предложенной в данной книге. Солидаризируясь с тезисом об извечном существовании России в форме империи, автор акцентирует внимание на факторах, предопределивших имперскую природу российского государства и исторически сложившиеся траектории развития страны: речь, прежде всего, идет о византийской, монгольской и западноевропейской рецепциях, проникших в глубины русского общественного сознания и перманентно воспроизводящих в нем имперские атрибуты мировосприятия. Выдвинут тезис о том, что эти факторы, в совокупности с раскрытой в книге размытостью границ между метрополией и колониальными территориями на «теле» России, абсолютизируют имперское начало в российской политике и обусловливают формирование различных идейных течений в XIX - XX веках. В то же время в статье имеет место и полемика с авторами книги по вопросам, затрагивающим устойчивость имперских структур в российской государственности. Высказываются критические замечания к отдельным утверждениям, касающимся возможностей выработки адекватных форм постимперского политического существования России. Книга чрезвычайно интересна глубиной анализа, универсалистским взглядом авторов на обсуждаемые вопросы и может быть рекомендована самому широкому кругу читателей.
Константинов М.С., Поцелуев С.П. - Эмиграционные установки студенческой молодёжи Юга России c. 40-58

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.12.39071

EDN: VDLXOG

Аннотация: В статье представлены некоторые результаты анкетного опроса студентов Юга России, проведённого в 2019 гг. сотрудниками Южного федерального университета совместно с учёными из Южного научного центра РАН. Предметом проведённого в статье исследования выступили эмиграционные настроения и установки студенческой молодёжи Юга России, а целью – экспликация факторов, от которых зависят указанные установки. Теоретико-методологической базой исследования послужила авторская концепция когнитивно-идеологических матриц, предполагающая изучение дорефлексивного уровня индивидуального и группового сознания с целью выявления протоидеологических элементов (идеологем и концептов), формирующих предрасположенность индивида к той или иной идеологии. На этой основе в статье выявляются глубинные мотивы эмиграционных установок студенческого сознания и решается задача определения силы связи между социально-экономическими и ценностно-идеологическими факторами формирования указанных установок. В результате проведённого анализа показано, что ценностные факторы превалируют над социально-экономическими. Выявлено, что идеологически обусловленная установка на эмиграцию из страны сформирована в контексте ценностей либеральной и социал-демократической идеологий, которые, в свою очередь, оказались консонансными тем протоидеологическим концептам самоидентификации, которые складывались в процессе ранней социализации студенческой молодёжи. Общий вывод проведённого исследования: идеологические ценности и установки являются производными глубинных механизмов когнитивно-ценностных матриц, на уровне которых формируются протоидеологические элементы, которые в свою очередь, формируют склонность индивида к восприятию тех или иных идеологических ценностей. Теоретическая значимость работы состоит в уточнении и развитии современной теории идеологий за счёт более глубокого понимания механизмов формирования идеологических концептов, а практическая – в разработке прикладных аспектов исследования идеологической динамики в массовом сознании.
Мартьянов Д.С., Быков И.А. - Идеологическая сегрегация и цифровое неравенство в российском Интернет-сообществе c. 43-55

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.4.23109

Аннотация: Информационное общество является важным фактором, влияющим на трансформацию политических ценностей и установок. В условиях конвергенции классических идеологий и формирования новых идеологических направлений приобретает важность проблема идеологической идентификации. В связи с этим объектом исследования выступает идеологическая идентификация интернет-пользователей. Предметом исследования является идеологическая предрасположенность жителей Санкт-Петербурга к использованию информационно-политических ресурсов сети Интернет. Авторы подробно останавливаются на рассмотрении социально-демографических аспектов проблемы цифрового неравенства, анализе факторов идеологической сегрегации медиаресурсов, исследовании специфики сетевых политических установок пользователей. Особое внимание уделяется проблеме соотношения политических установок с заявленной идеологией. Исследование основывается на данных, полученных с помощью метода телефонного интервью. Анализ данных проведен с использованием статистических методов. Новизна исследования заключается в комплексном анализе идеологических установок интернет-пользователей в соответствии с моделями идентификации политических идеологий. Среди основных выводов проведенного исследования необходимо отметить выявление идеологических групп, которые в большей и в меньшей степени склонны использовать сеть Интернет и разделять ценности, характерные для киберкультуры.
Козырев М.С. - Исследование влияния социальной структуры на идеологию в работах Пьера Бурдье c. 44-52

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.2.36718

Аннотация: В статье рассмотрены основные результаты исследовательской работы Пьера Бурдье касательно отражения социальной структуры в идеологии. Автор подробно описал такие аспекты темы как механизм воспроизводства социальной структуры посредством социального взаимодействия основного на габитусе и имеющихся в распоряжении субъектов капиталов, которые они стремятся монополизировать. Было отмечено, что, по взгляду Бурьде, идеологическое поле воспроизводит в неузнаваемом виде социальную структуру. Также уделено внимание вопросам отношения к истории, отражению в мировоззрении реального и идеального, социальным основаниям лидерства, непременным условиям которого является соответствие поведению лидера габитусу группы. Основными выводами проведенного исследования являются следюущее. По мнению Бурьдье, идеологическое поле воспроизводит в неузнаваемом виде социальную структуру. Механизм уподобления двойственен: во-первых, занимая определенное положение в социальной иерархии классов, агент воспроизведет её и в идеологическом поле; во-вторых, борьба в идеологическом поле воспроизводит в эвфемизированных формах экономическую и политическую борьбу между классами. Помимо прочего в идеологии отражаются не только установки правящей элиты, но творцов-профессионалов, стремящихся использовать в своих интересах делегирование полномочий по определению социального мира. Также разобрано творчество Бурдье посвященное репрезентации прошлого (истории) как отражению настоящего и инструменту идеологической борьбы.
Гижа А.В. - Возможность идеологии будущего c. 55-64

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.8.18962

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы формирования новой идеологии как общецивилизационного рационального культурного текста, несущего необходимые смыслы и символы, необходимые в деле становления общества будущего. Её логика и предполагаемые способы действия вытекают как из факта исторической исчерпанности ведущих идеологий XX столетия, так и из неудовлетворительности существующих попыток выхода, привлекающих для своего фундирования религию, мифологию или, в лучшем случае квазинаучные и технократические постулаты. Для решения поставленной задачи требуется определить действительную логику формирования идеологических воззрений и их возможных альтернатив. Ведущим методом работы является историческая ретроспекция в контексте проведения понятийной деконструкции рассматриваемых концептов. Его результативность определяется достигнутой конкретизацией (содержательной редукцией) используемых знаков (имен). Основными выводами являются положения, что новая идеология должна стать метаидеологией, принципиально иным проектом по структурированию общественного сознания по сравнению с формами индустриальной и постиндустриальной эпох. Показывается, что прежняя логика формирования ведущей типологии общественно-политического дискурса в форме идеологий исчерпала понятийно-суггестивный ресурс базовых формулировок. Метаидеология относится не к слоям населения, а к внутреннему человеку в каждом индивиде. Она не стоит в отрыве от общей традиции формирования идеологий, но преодолевает ограниченность их исторических форм, касающейся, прежде всего, растущего разрыва деклараций и реальности.
Тимкук Д.А. - Идеология диалога в коммунитаризме по Амитаю Этциони c. 59-70

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.10.21641

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты коммунитаризма, связанные с идеей «моральных диалогов», согласно теории американского политолога А. Этциони. Автор подчеркивает значение данного феномена для гармоничного существования человеческих общностей. В этой связи анализируется роль «моральных диалогов» при стремлении к благу. Более того, в статье обсуждаются факторы, способствовавшие появлению коммунитаризма, в особенности, важность общих ценностей в формулировании понятия «всеобщего блага». Предмет исследования – диалогическая основа политической идеологии коммунитаризма как предпосылка эффективного мультикультурного взаймодействия в современном мире. Методология исследования построена на метанализе результатов политологических исследований ученых-коммунитаристов для проверки выдвинутой научной гипотезы. Научная новизна определяется методологически важным выводом о роли политического диалога, основанного на моральных постулатах коммунитаризма, являющегося концептуальным базисом построения гражданского общества в условиях этнокультурного многообразия. Наряду с этим автор анализирует и критические оценки идеи консенсуса в коммунитаристском дискурсе и приходит к выводу, что синтез разных социокультурных ценностей позволит создать универсальные созидательные ценности добрососедства и справедливости.
Гончаров В.В. - Место и значение философских принципов в социальной концепции глобального конституционализма c. 65-78

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.8.19877

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию места и значению философских принципов в социальной концепции глобального конституционализма. Автор обосновывает положение о том, что социальная концепций глобального конституционализма, возникнув как следствие унификации основной цели неолиберальных и неоконсервативных социальных концепций, сформировалась как отрицание социальных концепций, обосновывающих альтернативные модели глобализации "слева" (альтерглобалистских), а также социальных концепций противников глобализации общественно-политической, государственно-правовой и финансово-экономической жизни национальных государств и обществ, как "справа" (альтермондиалистских), так и "слева" (марксистских, пролетарского интернационализма). В работе используется ряд методов научного познания: гносеологический; онтологический; формально-логический; диалектический; статистический; сравнительно-правовой; абстрактно-идеалистический; конкретно-исторический. В настоящей статье определено место и роль философских принципов в социальной концепции глобального конституционализма. Обосновано, что идеи глобального конституционализма подвергаются социально обусловленным интерпретациям. Философские принципы, служащие основаниями социальных концепций, создаются в процессе идейного противоборства иной системе смыслов, носителем которой выступает некий альтернативный субъект, несущий в себе принципиально иное восприятие социальной реальности. Борьба с концептуальным врагом не только придаёт любой концепции смысл существования, но и является необходимым условием её бытия.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблемы информационно-коммуникационного потенциала современного общества c. 70-96

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1053

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования новой стратегии России в условиях смены технологических укладов; анализируются возможные варианты развития сценариев кризисных явлений на постсоветском пространстве. Предложена новая парадигма управления с использованием новых факторов управления в условиях информационного общества, таких как «национальное информационное пространство» и «матрица жизнеспособности государства». Активное использование возможностей средств массовой информации и коммуникации в решении повседневных проблем позволяет определять направления развития информационного обеспечения органов власти в регионе. Таким образом, с одной стороны, они отвечают на возникающие потребности общества, с другой − совершенствуют материально-техническую базу. В статье анализируется проблема влияния информационной среды на ценности личности, актуальность которой детерминируют современные тенденции глобализации общества. Данное воздействие раскрывается на примере процесса виртуальной коммуникации в сети Интернет. Информация и коммуникация в условиях построения информационного общества все в большей степени определяют экономические, политические, культурные и национальные отношения, воздействуют на социум в целом, становятся важным фактором самоопределения личности в глобальном пространстве. Понимание глобальных информационных процессов невозможно без определения места в информационном пространстве средств передачи информации, сущность которой заключается не только в знаках сообщения, но и в том, что она связана с уровнем и степенью организованности участников информационного обмена.
Порошков М.М. - Конструирование политических нарративов как инструмент политического дискурса для развития идеологических концептов и идеологий: проблемы теории и практики c. 72-84

DOI:
10.25136/2409-7144.2022.4.37692

Аннотация: Актуальность статьи обусловлена природой политического дискурса как широко распространенной социальной практики, опосредующей сферу политики в целом и находящейся в постоянном поиске, апробировании и использовании наиболее эффективных форм донесения смысла. В статье обосновывается роль политического нарратива как инструмента политического дискурса, способствующего объяснению и распространению идеологий. Дискурсивный подход и морфологический анализ идеологий позволяют проанализировать признаки и особенности конструирования политических нарративов, в рамках которых идеологические концепты и идеологии переходят с абстрактного уровня размышлений и умозрительных построений до конкретных сюжетов и примеров из истории страны, становясь более понятными для граждан и наращивая свой паблицитный капитал. Анализ кейсов о выборе между Ф. Э. Дзержинским и А. Невским для установки памятника в Москве показывает, что политический нарратив, основанный на событиях и деятелях тех или иных исторических периодов конкретного государства, обладает необходимым потенциалом для воздействия на политические мнения, убеждения и действия. На примере нарративов о Ф. Э. Дзержинском и А. Невском доказывается, что политический нарратив способен динамично трансформироваться, отвечая на социально-политические запросы конкретного исторического периода, и гармонично встраиваться в текущую политическую систему. Делается вывод, что развитие нарратива как инструмента работы с политическим дискурсом и использование в нем исторических событий и фигур является обязательной формой социальной практики для любого политического актора, нацеленного на завоевание политической власти, отстаивание своих политических интересов и продвижение и распространение идеологии и идеологических концептов.
Дёмин И.В. - Соотношение техники и идеологии в философско-социологических концепциях Ф.-Г. Юнгера и Ю. Хабермаса c. 81-93

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.1906

Аннотация: Рассматривается проблема взаимосвязи феномена идеологии с современной техникой в концепциях Ф.-Г. Юнгера и Ю. Хабермаса. Особое внимание уделяется вопросу о трансформации идеологии как формы общественного сознания в условиях современной технической цивилизации. В концепции Юнгера критика техницизма осуществляется в перспективе возвращения человека к более изначальному и аутентичному способу существования. В рамках социальной философии Хабермаса критика технократического и сциентистского сознания осуществляется с гуманистических позиций в перспективе расширения пространства «коммуникативной рациональности». В процессе исследования применялся сравнительный (компаративный) метод исследования, использовался проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. В концепции Юнгера техника рассматривается как благоприятная среда для утверждения и господства идеологий, тогда как у Хабермаса техника и наука превращаются в квази-идеологию позднекапиталистического общества. Юнгер рассматривает техническое (технократическое) сознание как аксиологически и идеологически нейтральное, Хабермас же усматривает в этом типе сознания новую форму идеологии, которая тем более опасна, чем менее она заметна и досягаема для критической рефлексии.
Полубояринов А.Р., Сурова Е.Д. - Общность природы идеологии и мифологии как объект социально-философского анализа c. 83-95

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.10.68802

EDN: LSEXEX

Аннотация: В данном исследовании авторы рассматривают мифологию и идеологию, их природу и происхождение, а также процессы их взаимоотношений. Утверждается, что идеология и мифология являются во многом взаимосвязанными явлениями, однако нередуцируемыми друг к другу. Между ними устанавливаются не императивные, а, скорее, комплиментарные отношения, когда они в процессе взаимодействия заимствуют те или иные элементы и структуры друг друга. Общность их природы и происхождения проявляется в общности их свойств и функций. Идеология имеет две стороны: рациональную и иррациональную. Исследование показывает, что иррациональная сторона идеологии является не менее важной и оказывает не меньшее влияние на конечных потребителей идеологии, чем ее рациональные и научные элементы. Иррациональная сторона выражается в мифическом, бессознательном, аффективном и воображаемом. Научная новизна исследования состоит в раскрытии сущности идеологических мифов, обозначающих мифы в структуре идеологии, установлении «мифомоторики» идеологии, а также выделении основных свойств идеологии и мифологии: стихийность и хаотичность происхождения; неорганизованный и а-центричный характер; развертывание в различных социальных полях и измерениях; передача одного и того же сообщения посредством нескольких кодов; всестороннее и всеобъемлющее воздействие на конечных потребителей; отсутствие полной ясности и ускользание от анализа; ритуальность и повторяемость. Делается вывод, что функциональная роль мифов в идеологии состоит в том, что они заполняют пустоту, образующуюся между идеологической системой и социальным порядком в тех местах, где они не соответствуют или открыто вступают в противоречие друг с другом.
Козырев М.С. - Социальное положение легальной оппозиции в современной России (на материале публикаций политической партии «Либерально-демократическая партия России») c. 91-103

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.7.33518

Аннотация: Цель работы на основе классического анализа определить социальное положение легальной оппозиции современной России. В качестве объекта анализа были выбраны публикации Либерально-демократической партии России. Методологическим базисом выступает теория, разработанная Карлом Маннгеймом. Было выявлено, что представители Либерально-демократической партии России принадлежат к одной из групп политической элиты, занявшей относительно скромную нишу. При этом основным (и, возможно, единственным) ресурсом партии является политический. Электоральная поддержка это то, на что может реально рассчитывать партия. Национализм и антисемитизм также носит популистский характер, так как сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования в проанализированных документах партии не получают. Партия не представляет интересов крупного капитала. Более того руководство ЛДПР не представляет на постоянной основе интересов какой-либо социальной группы кроме той, к которой они сами принадлежат. Сведение социально-экономических проблем к вопросу морально-деловых качеств правящей элиты и возможности ее ротации заставляет предположить, что нынешний политический режим и общественно-экономическая формация ЛДПР устраивает. Борьба идет лишь за расширение занятой ниши. Указанное, а также отсутствие устойчивой и широкой (или ресурсоемкой) социальной базы, приводит к мысли, что существование либеральных демократов России обеспечивается напрямую или косвенно правящей элитой.
Гижа А.В. - Идеология и наука: противоречие, взаимодополнительность или синергия? c. 93-101

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.1946

Аннотация: Рассматривается отношение идеологических и научных форм сознания. Для такого сопоставления их содержательность должна быть достаточно конкретно представлена. Это определяется, во-первых, выделенными существенными аспектами в понятийных определениях науки и идеологии и, во-вторых, выделенной проблемностью их содержательного сочетания. Возможна ли действительно научная идеология, которая могла бы обоснованно сочетать весь спектр интересов социальных субъектов в рамках общественного блага? Либо же она всегда имеет корпоративно-утилитарную или классовую основу? Эти вопросы подразумевают разработку глубинной темы природы человека, имеющей надисторическое основание. Методологически корректное рассмотрение заявленной темы предполагают обязательное предварительное введение исходных дефиниций науки и идеологии. Эта работа проводится в опоре на реальную социально-историческую практику функционирования данных феноменов в пределах европейской цивилизационной традиции. Основным выводом исследования является положительный ответ на проблему возможности научной идеологии, данный с необходимыми оговорками. Суть условий, подразумевающих такую возможность, заключается в раскрытии онтологии человеческого бытия как такового. Прояснение данной онтологии представляет центральную проблему философии, если она хочет преодолеть пребывание в сугубо отвлеченном, академически-книжном статусе, ведущем не к знанию, а к схоластическому мудрствованию.
Чиркин Д.Ю., Колмаков А.Д., Скупов М.В. - Феномен z-телеграма в освещении событий на Украине c. 171-191

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.12.69206

EDN: OANHAY

Аннотация: Целью проведенного исследования было выявление, описание явления Z-каналов на фоне общего состояния информационного поля с тематикой специальной военной операции. Предметом исследования является образ политика или органа власти, формирующийся Z-каналами. Авторы концентрируют своё внимание на понятии Z-каналов, особенностях их контента, а также на факторах появления данных каналов. Ключевыми особенностями Z-каналов стали концентрация на боевых действиях, оценка политика через призму боевых действий и критика командования и органов власти. Подробно изучаются отличия Z-каналов от традиционных СМИ. Рассматриваются перспективы формирования политических сообществ на базе Z-каналов. В статье проводится анализ причин популярности Z-каналов и их роли в освещении специальной военной операции. Статья рассматривает влияние личности автора канала на отношение к ключевым акторам специальной военной операции. Особое внимание уделяется различиям в тематике каналов.   В качестве метода использовался метод контент-анализа собранного материала, включающего в себя посты в указанных наиболее известных Z-каналах за период зимы 2022-2023 гг. Научная новизна исследования заключается в изучении феномена Z-каналов в Телеграмме как альтернативе традиционным СМИ, а также рассмотрение Z-каналов как прообраза формирования нового типа политической оппозиции текущей политической системе. Результаты исследования, приведенные как выводы, показали, что Z-каналы могут формировать общую повестку независимо друг от друга, при этом имея схожие воззрения. Так, все каналы транслируют негативный образ к официальным представителям Минобороны РФ, и в то же время транслируют умеренно-позитивный образ к Пригожину. Это позволяет сделать вывод, что в силу ряда причин, разобранных в исследовании, Z-каналы в соцсети Telegram могут формировать и транслировать собственную повестку, в том числе отличающуюся от официальной, а также имеют весьма большую аудиторию.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.