Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information > О журнале
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Sociodynamics" > Rubric "Theory of political sciences"
Theory of political sciences
Vladimirova T.V. - On the question of correlation between the national and state security pp. 18-28


Abstract: This article suggests a theoretical-methodological instrumentarium for understanding of construct of the notion national security and analysis of correlation between the national and state security. The author notes that the question of protection of the balance of interests of an individual, society, and state comprises a substantial aspect in the problem of conceptualization of the national security. The analysis is conducted through the prism of correlation between the private interests (social group, organization, and individual as the separate social subject) and the universal interests (people, nation as an integral society and state, as well as an institute which protects these interests). The state and national security is being viewed in the context of an approach towards security as the sustainability of social order in the conditions of the growth of variability of social communication, in which the growth of variability (deviation/innovation) is expressed also in the growth of intensity of the information flow. The theoretical-methodological foundations for this research became the theory of deviation and N. Luhmann’s theory of social evolution. Special importance in ensuring national and state security belongs to the virtualization of social relations and development of the network communication cyberspace. The Internet network as a structure of acquirement and acceleration of realization of private interests (deviation/innovation) allows preserving the balance of safety of the private and universal interests. On the other hand, the security threats within the Network are constantly growing.
Zaryanov E. - Theoretical Social and Political Bases of the 'Soft Power' Concept pp. 19-41


Abstract: Constantly occurring on the political map of the world of change in conditions of globalization of society brought in 21 eyelids to a deconstruction of unipolar hegemony and multipolar development of society, and, therefore, to transformation of instruments of management by the global political processes one of which there was soft force. The fact became result of the analysis of transformation of theoretical approaches to studying of a concept of soft force that for the solution of political and strategic tasks action of soft force of any state (the supranational organizations, multinational corporation, etc.) first of all is directed on change of consciousness and subconsciousness of the person who becomes today the captive of soft technologies. Only integrated and system approach to studying of a subject allows to investigate deep mechanisms of realization and key points of influence of "the soft force", instruments of its application in foreign policy. Disclosure of integrity of a studied subject (soft force), in it and outside is impossible for all complexity of its cumulative parts, diverse communications without system approach to society and individual studying as its main component. Theoretical basis of a concept of "the soft force" works of domestic and foreign researchers in the field of philosophy, sociology make today, psychology, stories and political science. Today it is impossible to tear off philosophy from policy, moreover, it is necessary to emphasize that influence on a choice and formation of outlook of an individual in the conditions of the global world is the political act. The philosophy defines outlook of the person therefore to consider philosophical activity it is necessary any more only as "individual" development of the concepts developing in harmonous system, but also as fight in the field of culture for alteration of national "mentality". The modern world in which we stay, is the world which is quickly changing and fluid, and therefore it badly we understand and badly we operate. We live during an interregnum era – in a situation when one form of the power came to end, and new didn't settle yet. The way with which the mankind solved problems earlier, any more doesn't work. We stay being able between antecedents and future, consciously and unconsciously expecting event which will define our way of life. It is obvious that today it is impossible to define and understand the obvious and hidden mechanisms of management of global processes in the world community, to create the concept of soft force and to build an effective system of national security without deep and complex studying of society and an individual.
Shvetc I.V. - pp. 27-33


Znamenskiy D.Y. - Theoretical-methodological foundations of the research of state policy pp. 86-97


Abstract: The article gives expanded characteristics to the main approaches towards the research of such complex and multi-aspect category as state policy. The author focuses attention on the teleological, working, administrative, and systemic approaches towards the reviewed notion, as well as on the number of contemporary concepts of state policy that are actively developing overseas within recent years. Special attention is given to the substantiation of the author’s definition of state policy, and the structure of the national model of state policy, including with regards to the modern Russia. The main conclusion consists in recognition of the narrowness of understanding state policy as one-sided state activity. In the author’s opinion, state policy should be interpreted as a result of cooperation between the nations, institutions of civil society, scientific, expert, and business community with the decisive role of the first. It is confirmed by the position of the Russian and foreign political scientists, who note that the process of formation of state policy is interlinked with a complicates collaboration of the various branches of state policy and administration, through the accord of the positions of an entire number of social groups and politicians, as well as various representative of the expert community, and mutual influence of miscellaneous external and internal factors.
Znamenskiy D.Y., . - The Influence of the Type of Political System on the Model of Formation of State Policy pp. 87-100


Abstract: The article is devoted to the influence of the type of political system on the model of formation of state policy and extent of participation of various institutes of civil society in this process. According to authors, need of detailed consideration of interrelation like political system and nature of processes of formation of a state policy it is caused by change of paradigms both in political science, and in science of public administration. Under these conditions the analysis of development of technologies of formation of a state policy becomes one of the most important problems of political science. Starting point of research authors see typology political systems and the characteristic of their distinctive features. It is thought proved as the main criterion for classification of political systems to use degree of their openness that is rather boldly reflected in David Easton's classification. Further classification of models of formation of a state policy is given in article. Characterizing the main approaches to formation of priorities of a state policy, authors develop V. V. Lobanov's allocating political, subjective and objective approaches idea. Approach dominating now in Russia in article is designated as state and administrative, representing synthesis of objective approach and separate elements of the subjective.Authors note that one of key problems of interaction of the state and civil society is the problem of degree of publicity of processes of formation and realization of a state policy.In the article the author's treatment of a ratio of types of political system and models of formation of a state policy then the developed characteristic of tendencies of development of political system of Russia and an assessment of prospects of development of dominating model of formation of a state policy is given consistently reveals.
Borisenkov A.A. - About Political Relations and Their Forms pp. 141-167


Abstract: The article is devoted to the nature and forms of political relations, their connection with the political life and their meaning for the political development. The author discovers the dependence of political relations on political activity and makes the conclusion that political relations in itself are different forms of political life constituting functions of the political body. The most important forms of political relations that are interrelated and complete each other in the political development are the guidance and opposition. These are the basic forms of political relations in the democratic governance and the most important functions of the political body. They are interdependent and obligatory for the democratic political process. Besides these, there are other forms of political relations that can be built upon the basic political relations and create a more complex structure of the political body. The author offers a definition of political relations which allows him to formulate the rule of political development triggered by these political relations. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Теория политических наук"
Теория политических наук
Владимирова Т.В. - К вопросу соотношения национальной и государственной безопасности c. 18-28

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.6.18305

Аннотация: В статье предложен теоретико-методологический инструментарий для осмысления конструкции понятия национальная безопасность и анализа соотношения национальной и государственной безопасности. Отмечается, что вопрос защищенности баланса интересов личности, общества и государства составляет существенный аспект в проблеме концептуализации понятия национальной безопасности. Анализ понятия проводится через призму соотношения интересов частного (социальной группы, организации, личности как отдельных социальных субъектов) и интересов целого (народа, нации как единого социума и государства, как института, защищающего эти интересы). Государственная и национальная безопасность рассматриваются в контексте подхода к безопасности как устойчивости социального порядка в условиях роста вариативности социальной коммуникации, где рост вариативности (девиации/инновации) выражен, в том числе, в росте интенсивности информационных потоков. Теоретико-методологическими основаниями исследования явились теория девиации, теория социальной эволюции Н. Лумана. Автор опирался на теоретические конструкции понятий безопасности, обеспечения безопасности, национальной безопасности, информационной безопасности, предлагаемые современными российскими учеными. Новизна исследования состоит также в выделении функционального и исторического аспекта в различении понятий. Особое значение в обеспечении национальной и государственной безопасности имеет виртуализация социальных отношений и развитие сетевого коммуникативного киберпространства. Сеть Интернета как структура накопления и ускорения реализации интересов частного (девиации/инновации) позволяет сохранять баланс безопасности интересов частного и общего. С другой стороны, в Сети возникают и умножаются угрозы безопасности.
Зарянов Е.П. - Теоретические социально-политические основы концепта «мягкой силы» c. 19-41

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.7.12730

Аннотация: Постоянно происходящие на политической карте мира изменения в условиях глобализации общества привели в 21 веке к деконструкции однополярной гегемонии и многополярному развитию общества, и , следовательно, к трансформации инструментов управления глобальными политическими процессами, одним из которых стала мягкая сила. Результатом анализа трансформации теоретических подходов к изучению концепта мягкой силы стал факт, что для решения политико-стратегических задач действие мягкой силы любого государства (наднациональных организаций, ТНК и т.д.) в первую очередь направлено на изменение сознания и подсознания человека, который сегодня становится пленником мягких технологий. Только комплексный и системный подход к изучению предмета позволяет исследовать глубинные механизмы реализации и ключевые точки воздействия «мягкой силы», инструменты её применения во внешней политике. Раскрытие целостности изучаемого предмета (мягкой силы), всей сложности его совокупных частей, многообразных связей внутри него и вовне невозможно без системного подхода к изучению социума и индивидуума как главной его составляющей. Теоретическую основу концепта «мягкой силы» составляют сегодня работы отечественных и зарубежных исследователей в области философии, социологии, психологии, истории и политологии. Сегодня нельзя отрывать философию от политики, более того, необходимо подчеркнуть, что влияние на выбор и формирование мировоззрения индивидуума в условиях глобального мира являются политическим актом. Философия определяет мировоззрение человека, поэтому рассматривать философскую деятельность необходимо уже не только как «индивидуальную» разработку понятий, складывающихся в стройную систему, но и как борьбу в области культуры за переделку народного «склада ума». Современный мир, в котором мы пребываем, является миром, быстро меняющимся и текучим, а потому он плохо понимаем и плохо управляем. Мы живём в эпоху междувластия – в ситуации, когда одна форма власти пришла к завершению, а новая ещё не устоялась. Способ, которым человечество решало проблемы ранее, уже не действует. Мы пребываем в состоянии между прошлой жизнью и будущим, сознательно и бессознательно ожидая события, которые определят наш образ жизни. Очевидно, что сегодня невозможно определить и понять явные и скрытые механизмы управления глобальными процессами в мировом сообществе, сформировать свою концепцию мягкой силы и выстроить эффективную систему национальной безопасности без глубокого и комплексного изучения социума и индивидуума, как его главной системообразующей части.
Знаменский Д.Ю. - Теоретико-методологические основы исследования государственной политики c. 86-97

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.3.18176

Аннотация: В статье дается развернутая характеристика основным подходам к исследованию такой сложно и многоаспектной категории как государственная политика. Автор заостряет внимание на телеологическом, деятельностном, административном и системном подходах к рассматриваемому понятию, а также ряде современных концепций государственной политики, активно развивающихся за рубежом в течение последних лет. Особое внимание уделяется обоснованию авторского определения государственной политики, а также структуры национальной модели государственной политики, в том числе применительно к современной России. В качестве методологических основ исследования автор выделяет группу общенаучных методов, а также метод системного анализа. Основной вывод по итогам проведенного исследования заключается в признании узости понимания государственной политики как односторонней деятельности государства. По мнению автора, государственную политику следует трактовать как результат взаимодействия государства, институтов гражданского общества, научного, экспертного и бизнес сообщества при решающей роли первого. Это подтверждается позицией ряда отечественных и зарубежных политологов, отмечающих, что процесс формирования государственной политики сопряжен со сложным взаимодействием различных органов государственной власти и управления, согласованием позиций целого ряда социальных групп и политиков, а также различных представителей экспертного сообщества, взаимовлияния самых разнообразных внешних и внутренних факторов.
Знаменский Д.Ю., Михалина О.А. - Влияние типа политической системы на модель формирования государственной политики c. 87-100

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.3.11121

Аннотация: В статье рассматривается характер влияния типа политической системы на модель формирования государственной политики и степень участия различных институтов гражданского общества в этом процессе. По мнению авторов, необходимость детального рассмотрения взаимосвязи типа политической системы и характера процессов формирования государственной политики обусловлено сменой парадигм как в политической науке, так и в науке государственного управления.В этих условиях анализ развития технологий формирования государственной политики становится одной из важнейших задач политической науки. Отправной точкой исследования авторы видят типологию политическим систем и характеристику их отличительных черт. Думается обоснованным в качестве главного критерия для классификации политических систем использовать степень их открытости, что достаточно рельефно отражено в классификации Д. Истона. Далее в статье приводится классификация моделей формирования государственной политики. Характеризуя основные подходы к формированию приоритетов государственной политики, авторы развивают идею В.В. Лобанова, выделявшего политический, субъективный и объективный подходы. Доминирующий в настоящее время в России подход в статье обозначен как государственно-административный, представляющий собой синтез объективного подхода и отдельных элементов субъективного. Авторами отмечается одна из ключевых проблем взаимодействия государства и гражданского общества - проблема степени публичности процессов формирования и реализации государственной политики.В статье последовательно раскрывается авторская трактовка соотношения типов политической системы и моделей формирования государственной политики, после чего дается развернутая характеристика тенденций развития политической системы России и оценка перспектив развития доминирующей модели формирования государственной политики.
Борисенков А.А. - О политических отношениях и их видах c. 141-167

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.7.5110

Аннотация: в статье рассматриваются сущность и виды политических отношений, их связь с политической жизнью, их значение для политического развития. Раскрывается обусловленность политических отношений политической деятельностью. Обосновывается вывод о том, что политические отношения по своей сущности – это формы проявления политической жизни, составляющие функции политического организма. Важнейшие виды политических отношений, соотносимые между собой и дополняющие друг друга в политическом процессе, представлены руководством и оппозицией. Они являются основными видами политических отношений в условиях демократического правления и выступают в качестве важнейших функций действующего политического организма. Они существуют во взаимной связи и являются обязательными для демократического политического процесса. Наряду с ними возможны и другие политические отношения, которые надстраиваются над основными политическими отношениями, усложняя политический организм. Определение понятия политических отношений позволяет сформулировать обусловленный этими отношениями закон политического развития.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"