Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Теория политических наук"
Теория политических наук
Владимирова Т.В. - К вопросу соотношения национальной и государственной безопасности c. 18-28

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.6.18305

Аннотация: В статье предложен теоретико-методологический инструментарий для осмысления конструкции понятия национальная безопасность и анализа соотношения национальной и государственной безопасности. Отмечается, что вопрос защищенности баланса интересов личности, общества и государства составляет существенный аспект в проблеме концептуализации понятия национальной безопасности. Анализ понятия проводится через призму соотношения интересов частного (социальной группы, организации, личности как отдельных социальных субъектов) и интересов целого (народа, нации как единого социума и государства, как института, защищающего эти интересы). Государственная и национальная безопасность рассматриваются в контексте подхода к безопасности как устойчивости социального порядка в условиях роста вариативности социальной коммуникации, где рост вариативности (девиации/инновации) выражен, в том числе, в росте интенсивности информационных потоков. Теоретико-методологическими основаниями исследования явились теория девиации, теория социальной эволюции Н. Лумана. Автор опирался на теоретические конструкции понятий безопасности, обеспечения безопасности, национальной безопасности, информационной безопасности, предлагаемые современными российскими учеными. Новизна исследования состоит также в выделении функционального и исторического аспекта в различении понятий. Особое значение в обеспечении национальной и государственной безопасности имеет виртуализация социальных отношений и развитие сетевого коммуникативного киберпространства. Сеть Интернета как структура накопления и ускорения реализации интересов частного (девиации/инновации) позволяет сохранять баланс безопасности интересов частного и общего. С другой стороны, в Сети возникают и умножаются угрозы безопасности.
Зарянов Е.П. - Теоретические социально-политические основы концепта «мягкой силы» c. 19-41

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.7.12730

Аннотация: Постоянно происходящие на политической карте мира изменения в условиях глобализации общества привели в 21 веке к деконструкции однополярной гегемонии и многополярному развитию общества, и , следовательно, к трансформации инструментов управления глобальными политическими процессами, одним из которых стала мягкая сила. Результатом анализа трансформации теоретических подходов к изучению концепта мягкой силы стал факт, что для решения политико-стратегических задач действие мягкой силы любого государства (наднациональных организаций, ТНК и т.д.) в первую очередь направлено на изменение сознания и подсознания человека, который сегодня становится пленником мягких технологий. Только комплексный и системный подход к изучению предмета позволяет исследовать глубинные механизмы реализации и ключевые точки воздействия «мягкой силы», инструменты её применения во внешней политике. Раскрытие целостности изучаемого предмета (мягкой силы), всей сложности его совокупных частей, многообразных связей внутри него и вовне невозможно без системного подхода к изучению социума и индивидуума как главной его составляющей. Теоретическую основу концепта «мягкой силы» составляют сегодня работы отечественных и зарубежных исследователей в области философии, социологии, психологии, истории и политологии. Сегодня нельзя отрывать философию от политики, более того, необходимо подчеркнуть, что влияние на выбор и формирование мировоззрения индивидуума в условиях глобального мира являются политическим актом. Философия определяет мировоззрение человека, поэтому рассматривать философскую деятельность необходимо уже не только как «индивидуальную» разработку понятий, складывающихся в стройную систему, но и как борьбу в области культуры за переделку народного «склада ума». Современный мир, в котором мы пребываем, является миром, быстро меняющимся и текучим, а потому он плохо понимаем и плохо управляем. Мы живём в эпоху междувластия – в ситуации, когда одна форма власти пришла к завершению, а новая ещё не устоялась. Способ, которым человечество решало проблемы ранее, уже не действует. Мы пребываем в состоянии между прошлой жизнью и будущим, сознательно и бессознательно ожидая события, которые определят наш образ жизни. Очевидно, что сегодня невозможно определить и понять явные и скрытые механизмы управления глобальными процессами в мировом сообществе, сформировать свою концепцию мягкой силы и выстроить эффективную систему национальной безопасности без глубокого и комплексного изучения социума и индивидуума, как его главной системообразующей части.
Знаменский Д.Ю. - Теоретико-методологические основы исследования государственной политики c. 86-97

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.3.18176

Аннотация: В статье дается развернутая характеристика основным подходам к исследованию такой сложно и многоаспектной категории как государственная политика. Автор заостряет внимание на телеологическом, деятельностном, административном и системном подходах к рассматриваемому понятию, а также ряде современных концепций государственной политики, активно развивающихся за рубежом в течение последних лет. Особое внимание уделяется обоснованию авторского определения государственной политики, а также структуры национальной модели государственной политики, в том числе применительно к современной России. В качестве методологических основ исследования автор выделяет группу общенаучных методов, а также метод системного анализа. Основной вывод по итогам проведенного исследования заключается в признании узости понимания государственной политики как односторонней деятельности государства. По мнению автора, государственную политику следует трактовать как результат взаимодействия государства, институтов гражданского общества, научного, экспертного и бизнес сообщества при решающей роли первого. Это подтверждается позицией ряда отечественных и зарубежных политологов, отмечающих, что процесс формирования государственной политики сопряжен со сложным взаимодействием различных органов государственной власти и управления, согласованием позиций целого ряда социальных групп и политиков, а также различных представителей экспертного сообщества, взаимовлияния самых разнообразных внешних и внутренних факторов.
Знаменский Д.Ю., Михалина О.А. - Влияние типа политической системы на модель формирования государственной политики c. 87-100

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.3.11121

Аннотация: В статье рассматривается характер влияния типа политической системы на модель формирования государственной политики и степень участия различных институтов гражданского общества в этом процессе. По мнению авторов, необходимость детального рассмотрения взаимосвязи типа политической системы и характера процессов формирования государственной политики обусловлено сменой парадигм как в политической науке, так и в науке государственного управления.В этих условиях анализ развития технологий формирования государственной политики становится одной из важнейших задач политической науки. Отправной точкой исследования авторы видят типологию политическим систем и характеристику их отличительных черт. Думается обоснованным в качестве главного критерия для классификации политических систем использовать степень их открытости, что достаточно рельефно отражено в классификации Д. Истона. Далее в статье приводится классификация моделей формирования государственной политики. Характеризуя основные подходы к формированию приоритетов государственной политики, авторы развивают идею В.В. Лобанова, выделявшего политический, субъективный и объективный подходы. Доминирующий в настоящее время в России подход в статье обозначен как государственно-административный, представляющий собой синтез объективного подхода и отдельных элементов субъективного. Авторами отмечается одна из ключевых проблем взаимодействия государства и гражданского общества - проблема степени публичности процессов формирования и реализации государственной политики.В статье последовательно раскрывается авторская трактовка соотношения типов политической системы и моделей формирования государственной политики, после чего дается развернутая характеристика тенденций развития политической системы России и оценка перспектив развития доминирующей модели формирования государственной политики.
Борисенков А.А. - О политических отношениях и их видах c. 141-167

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.7.5110

Аннотация: в статье рассматриваются сущность и виды политических отношений, их связь с политической жизнью, их значение для политического развития. Раскрывается обусловленность политических отношений политической деятельностью. Обосновывается вывод о том, что политические отношения по своей сущности – это формы проявления политической жизни, составляющие функции политического организма. Важнейшие виды политических отношений, соотносимые между собой и дополняющие друг друга в политическом процессе, представлены руководством и оппозицией. Они являются основными видами политических отношений в условиях демократического правления и выступают в качестве важнейших функций действующего политического организма. Они существуют во взаимной связи и являются обязательными для демократического политического процесса. Наряду с ними возможны и другие политические отношения, которые надстраиваются над основными политическими отношениями, усложняя политический организм. Определение понятия политических отношений позволяет сформулировать обусловленный этими отношениями закон политического развития.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"