Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Наследие и трансформации"
Наследие и трансформации
Балаклеец Н.А. - Философия войны: Толстой и Клаузевиц c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.1.19646

Аннотация: В настоящей статье в сопоставительном аспекте исследуются философские основания войны, представленные в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и в трактате К. фон Клаузевица «О войне». Опираясь на работы Н. Макиавелли, Г.В.Ф. Гегеля, М.И. Драгомирова, А.Е. Снесарева, Р. Арона, Дж.Л. Гэддиса, О. Розе, Г. Мюнклера и других мыслителей, автор проводит сопоставительный анализ идей Толстого и Клаузевица, уделяя особое внимание таким аспектам феномена войны, как определение ее сущности, роли личности на войне, субъективных и объективных элементов военной деятельности. Наряду с общетеоретическими методами исследования в статье используются постструктуралистская и герменевтическая методология, а также метод сравнительного анализа философских учений. Новизна исследования заключается в экспликации как многообразных элементов расхождения во взглядах на войну Толстого и Клаузевица, так и ряда «точек схождения» между двумя мыслителями. За противостоянием Толстого и Клаузевица автор обнаруживает конфликт стоицизма и макиавеллизма. Особый вклад автора заключается в интерпретации метафор водной стихии, которыми изобилуют тексты «Войны и мира» и «О войне».
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Трансформация власти в процессе построения гражданского общества в России c. 20-88

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.9.9053

Аннотация: В статье подчеркнуто, что функционирование политического лидера в ситуации демократического политического процесса и современного гражданского общества происходит в рамках правовых и иных норм, которые, выступая регуляторами взаимодействия «лидера — последователей», трансформируют политическое лидерство не только в социальный и политический институт, но и, обеспечивая легитимность подготовки, принятия и реализации политических решений, в институт политической власти. В ситуации трансформирующейся современной политической системы происходит существенное расширение личностной природы политики, что ставит перед исследователями проблему рассмотрения явления «политическое лидерство» с новых методологических подходов. Специфика современного политического процесса связана с активизацией в нем политического лидера. В связи с чем становятся актуальными исследования сущности политического лидерства в контексте механизмов реализации ими властных и управленческих функций, так как именно от результативности управленческих шагов политического лидера зависит эффективность функционирования политической системы.
Болтаевский А.А. - Проституция как форма социальной девиации c. 44-56

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.6.12269

Аннотация: В переходные периоды в обществе наблюдается аномия, увеличиваются социальные девиации и, следовательно, интерес к ним. Достаточно вспомнить перестроечную эпоху конца 1980-х гг. с резко возросшим вниманием к ранее почти закрытым темам наркомании, пьянства и алкоголизма, сексуальных отклонений, в том числе проституции. Последняя представляет особый интерес в виду не только достаточно большого распространения в современной России, но и вследствие продолжающихся дискуссий по вопросу ее возможной легализации. В данной статье предпринята попытка проследить эволюцию взглядов на проституцию и «дам полусвета», чтобы выяснить, как развивалось и в какую сторону будет эволюционировать данное явление. Автор рассматривает развитие проституции на основе многочисленных источников и исследований как отечественных, так и зарубежных публицистов и ученых. Современное общество, в том числе посредством массовой культуры, ставит ложные цели перед человеком, пожиная в дальнейшее плоды этого в виде различных социальных аномалий. Наличие национальной идеи, которая заполнит духовные пустоты, возродит нравственность и в результате вновь перечеркнет выгоды от данной деятельности ее недостатками, является, наряду с улучшением социально-экономических условий жизни населения, важнейшим средством сокращения числа проституток.
Напсо М.Д. - Мода в обществе потребления c. 46-51

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.9.20130

Аннотация: Объектом рассмотрения настоящей статьи является специфика общества потребления, а предметом – особенности моды в обществе потребления. В центре исследовательского интереса автора мода как социальный феномен, ее историчность и изменчивость, универсальность и всеохватность, воздействие на массовое и индивидуальное сознание, востребованность консюмеристским мировоззрением. Мода представлена как образ жизни и образ мышления, как имидж, как ценность, как символ. Рассматривается роль моды как фактора престижа, статусности, условия социальной идентификации и социализации. Методологическую основу статьи составили онтологические принципы диалектики, позволившие выявить сложную и противоречивую природу моды как социального явления. Научная новизна состоит в обосновании тезиса о востребованности моды обществом потребления. Проблематика статьи позволяет сформулировать ряд тезисов: 1) мода – важнейшее условие существования общества потребления; 2) формируя адекватные консюмеризму жизненные стили и стратегии, мода выступает фактором процессов социальной интеграции и адаптации.
Шагиахметов М.Р. - Политика и общество: шаг вперед, два - назад c. 52-73

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.10.313

Аннотация: Использование методологии системного подхода позволяет рассматривать процесс развития в единстве мышления, представлений и общественной практики. С этой точки зрения дан системный анализ происходящих в мире и нашем обществе перемен, а также современного этапа развития. Обоснован вывод о переходном характере современного этапа, характерного переходом от линейного мышления, ориентированного на понятие истины, к системному, опирающемуся на адекватность.
Максименко Л.А. - Сакральное в медицине: динамика социокультурных смыслов c. 63-69

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.10.2076

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются смыслы медицины как особой социокультурной практики, выстраивающиеся вокруг исторически исходного понятия сакрального. Медицина, выступая объектом исследования, предстает как феномен европейской культуры, берущий свое начало с косской школы Гиппократа. Историческая динамика «внутреннего ядра» медицины как особой социокультурной практики была связана с глобальными историческими трендами в истории европейской культуры. В статье подробно рассматривается «что» и «как» как повлияло на тектонические сдвиги в архитектонике смыслов ее ядра. Методология исследования включает в себя метод сравнительно-исторического анализа, примененный для реконструкции смыслов, и герменевтический метод с его базовой техникой – интерпретацией, включающей, прежде всего, языковую процедуру (анализ этимологии и смыслов). Основными выводами проведенного исследования являются установление того, что смысл сакрального в медицинской практике исторически был связан с понятием жизни и табуированием действий врача, посягающих на жизнь в любом ее качестве. Десакрализация жизни и социокультурная гегемония медицины оказались тесно взаимосвязаны. Доверие к биоэтике как новому социальному институту строится на юридизации ее норм. Идея гуманитарной экспертизы оказывается «инфицированной» трилеммой Мюнхгаузена. Все это говорит о том, что современная западная медицина, находясь в «обществе риска» и «рынка», демонстрирует запрос на новый виток гуманизации и доказательства своей продуктивности как социального института и духовной сферы культуры.
Леушкин Р.В. - Виртуальный социальный капитал: место и роль в системе современного общества c. 67-76

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.2.17641

Аннотация: В данном исследовании рассматривается разновидность такого социально-бытийного образования, как социальный капитал. Исследование сфокусировано на его виртуальной форме существования, то есть на явлении аналогичном по своим свойствам и существующем на уровне виртуальной социальной коммуникации. Прежде всего, проблематизируются общие аспекты существования данного феномена, его место в системе современного общества, основные функции и хараткеристики. Виртуальные и традиционные формы социального капитала подвергаются сравнительному анализу, на материале сетевых (дигитальных) и исторически-ранних его разновидностей. В исследовании используется социально-конструктивистский подход, теория социальной коммуникации Н. Лумана и М. Маклюена, концепция социального капитала П. Бурдье, Ф. Фукуямы и Р. Патнема. В данном исследовании представлены социально-онтологические свойства виртуального социального капитала, как бытийного образования. В исследовании показано, что данное образование играет важнейшую роль в становлении и развитии виртуальных социальных сообществ, прежде всего в степени устойчивости виртуальных групп их эффективности в выполнении практических задач. Показано, что объем и развитость виртуального социального капитала является одним из основополагающих факторов в процессе формирования грядущего информационного общества.
Казакевич О.С. - «Сексуальное гражданство»: к логиге концептуализации понятия c. 68-85

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.2.14506

Аннотация: В статье исследуется понятие «сексуальное гражданство» (sexual citizenship), широко циркулирующее в западной академической традиции сегодня. В частности, прослеживается история расширения рамок традиционного понимания гражданства в контексте появления и признания новых идентичностей. Особое внимание в тексте уделяется проблемным точкам текущей западной дискуссии о (сексуальном) гражданстве: в частности, рассматривается категория тела и дилемме частное/публичное в контексте гражданства, а также развитие концепта «сексуального гражданства» в условиях трансформации интимности. Основным методом исследования служит критический анализ западной научно-исследовательской литературы, сфокусированный на последовательности появления новых теоретизаций гражданства. Научная новизна исследования связана с попыткой обобщения западных дебатов о сексуальном гражданстве в феминистской и гендерно-чувствительной оптике. На основе проанализированных источников предлагается обобщенное определение сексуального гражданства как комплексной категории, описывающей новые политики и практики гражданства в контексте сексуальности и потенциально позволяющие обладателям так называемых новых идентичностей инкорпорироваться в публичную сферу на разных уровнях: от свободы слова до свободы идентичности.
Обморокова А.М. - Отражение процессов региональной идентификации и самоидентификации в красноярском культурное пространстве (на материале анализа концепта "Родина") c. 69-93

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.3.14677

Аннотация: Статья носит обзорный характер и посвящена рассмотрению феномена региональной идентичности и социально-культурных особенностей её формирования. В современном мире процессам глобализации противостоят процессы, которые принято называть "новый регионализм". Ключом к пониманию процессов формирования различных видов идентичностей является изучение национальных и этнических культурных процессов. В статье проведен краткий аналитический и критический обзор научных работ и статей других авторов по теме исследования. Затронут аспект влияния этнокультурной идентичности на формирование национального самосознания. Основной метод - критическая аналитика современных исследований проблемы региональной идентификации и самоидентификации. Акцент делался на тех исследованиях, которые связаны с сибирскими регионами Российской Федерации. Современная проблематика механизмов формирования региональной идентичности и самоидентичности раскрывается при помощи «мягкой силы» культурной политики и «умной силы» научных исследований, деятельности творческих акторов и ученых, живущих и работающих в конкретном регионе. Через применение такой «мягкой силы» конструируются образы, константы и концепты в культурном пространстве посредством сохранения национальных традиций и обычаев и передачи их через произведения культуры и искусства зрителю. Как одним из примеров такого концепта, связанного с социализацией, признанием и базовыми смыслами взят концепт «Родина». Рассматривается образ малой родины в сознании жителя Красноярского региона.
Никулин В.В. - Формирование и реализация государственной политики в сфере производства и оборота алкоголя в советской России: особенности и система государственно-правового регулирования(1917 – 1930 гг.) c. 83-111

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.8.13063

Аннотация: Рассматривается процесс формирования и реализации государственной политики в сфере производства и оборота алкоголя в советской России, ее особенности и система государственно-правового регулирования в период 1917 – 1930 годов. Основное внимание уделено анализу социальных и правовых аспектов государственной политики советской России в данной сфере. Анализируются социальные причины потребления алкоголя населением, попытки властей мерами административного и законодательного характера ограничить незаконное изготовление алкогольных напитков и минимизировать негативные экономические и общественные последствия злоупотребления алкоголем. Утверждается, что правые и административные меры, предпринимаемые властью для установления государственного контроля над сферой производства и оборота алкоголя в 1920-е годы в областях, в целом были малоэффективны. Нелегальный оборот алкоголя оставался высоким и конкурентным государственному сектору. Властям не удалось справиться с алкогольной проблемой в социальном плане. В конце 20-х годов, также как и в их начале, пьянство, растраты на этой почве, самогоноварение оставались на одном из первых мест в уголовной статистике и «болезненных явлений» общества. В значительной мере этому способствовала непоследовательность властей в проведении алкогольной политики, живучесть в обществе питейных традиций.
Синеокий О.В. - Трансформация фонографического наследия в аудиовизуальной культуре Восточной Европы: польский рок и социодинамика системы звукозаписи c. 83-113

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.5.14647

Аннотация: Объектом исследования является музыкальная звукозапись как система социокультурных коммуникаций. Предметом публикации является история польского рока как социодинамического фактора в трансформации культурного наследия национальной системы рекординга. Культурное наследие в области фонографической подсистемы аудиовизуальной культуры рассматривается автором как открытая система социокультурных коммуникаций. С позиции развития социокультурных коммуникаций в музыкальной сфере автором проанализирована история польской системы грамзаписи. В статье c позиции социокультурной динамики в контексте особенностей звукозаписи изложен анализ становления и развития бит-, поп- и рок-музыки в Польше. Показаны механизмы самоорганизации и саморазвития культурного наследия в области музыкальной звукозаписи. Проблемы изучения истории польской бит-, поп- и рок-музыки в артефактах грамзаписи рассматриваются во взаимосвязи различных интерпретаций. Автор ведет научный поиск, опираясь на наиболее значимые идеи, принадлежащие к различным областям современного гуманитарного знания, где приоритетом выступает сравнительно-историческая методология. Методологической основой данной публикации стали теории классиков культурологической мысли, а также современных мыслителей. Автор пришел к выводу о том, что фактически рок-музыка стала неофициальным центром особой социально-коммуникационной системы, вокруг чего в условиях социализма в Польше (как и в других странах «Восточного блока») сформировались разнородные молодежные субкультуры. Данный процесс как следствие научно-технической модернизации бытовой культуры больших городов дополнительно был детерминирован расширением доступа к зарубежной музыке. Для системы звукозаписи Польской Народной Республики в условиях социализма была попытка создания организационной многовекторности звукозаписывающей индустрии («Polskie Nagrania – Muza», «Polton», «Savitor», «Arston», «Pronit», «Tonpress», «Veriton», «Wifon»). В заключении автором акцентируется внимание на том, что глобальная индустрия звукозаписи на современном этапе развития цифрових технологий требует модернизации коммуникационной платформы и межкультурной коммуникации.
Хрыков В.П. - Инвестиции в Россию: пути развития и регресса c. 89-129

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.9.9168

Аннотация: Инвестиции являются важным инструментом развития России. Но являются ли инвестиции залогом успеха без решения проблем государственного управления и проектирования, должного уровня общественного сознания, развития науки в стране, да и просто уровня здоровья населения? Автор рассматривает проблему инвестиций в России через призму инвестиционного и производственного развития, ведущих страну к новой вторичной индустриализации. Применяя комплексный подход: финансы, технологии, наука, культура, образование, социальное обеспечение и международное взаимодействие Россия сможет действительно получить качественный результат в развитии. Важным критерием инвестиций в России (отечественных и иностранных) является иное территориальное планирование, основанное на развитии малых городов и отходе от мегаполисной политики. Создать комплексное развитие, опирающееся на умную взаимосвязь государственного и частного подходов может только особая группа людей, которая выступит локомотивом развития, состоящая как из молодых инициативных людей, так и из опытных профессионалов советского времени – класс развития.
Илларионов Г.А., Мосиенко М.К. - Проблема рисков дисфункции обыденного сознания в контексте посттрадиционного общества. c. 90-100

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.22417

Аннотация: Предметом исследования выступает специфика функционирования обыденного сознания в условиях посттрадиционности. Обыденное сознание - это режим функционирования сознания в медленно изменяющихся условиях, опирающийся на интуицию, основанную на прецеденте. Под прецедентом мы понимаем совокупность значимой типовой проблемной ситуации и её приемлемого решения. Существуют разные уровни прецедентов - мы выделяем индивидуально-психический прецедент, онтогенетический прецедент, социально-психический прецедент и филогенетический прецедент. Данная типология опирается на скорость формирования прецедента в качестве основания классификации. Такая двухслойная организация прецедентной памяти значительно повышает адаптивные способности человека за счёт того, что биологический уровень удерживает от нестабильности и обеспечивает адаптацию к наиболее устойчивым и медленно меняющимся условиям среды, а психический уровень позволяет стремительно адаптироваться к возникающим и исчезающим условиям здесь и сейчас. Медленность изменений среды – фактор, подвергающийся на текущем историческом этапе наибольшей трансформации. Вследствие ускорения исторического времени процесс воспроизводства, отбора, стереотипизации опыта становится затруднителен. В таких условиях прецедентность, как способ функционирования обыденного сознания, утрачивает способность к осуществлению собственной регулятивной функции, поскольку растет разрыв между актуальностью прецедента и актуальностью условий среды. Адекватный способ реагирования обыденного сознания не успевает сформироваться до того, как изменения среды уже превращает его в неадекватный, не соответствующий изменившимся условиям. Именно среду изменчивости социального бытия, в которой крупные элементы социального бытия возникают, актуализируются и теряют актуальность, препятствуя формированию четкой преемственности, мы обозначим как посттрадиционность. Неспособность обыденного сознания формировать адекватные адаптивные стратегии подведения приводит к возникновению среды антропогенных рисков, что нашло отражение в социологической теории «общества риска». Специфика объекта и предмета исследования определили выбор основных методов исследования: исторический метод, герменевтический метод, аналитический и синтетический методы, метод системного анализа. Концептуальной основой исследования являются концепции обыденного сознания (С. Т. Баранов[11], И.Т. Касавин, С.П. Щавелев[16]), концепт «общества риска», развиваемый в работах У. Бека[12], Э. Гидденса[3], Н. Лумана[17], а также концепт «ускорения исторического времени», рассматриваемый на основе работы академика Н.С. Капицы[15]. Научная новизна статьи состоит в метапредметном синтезе социльной философии и философии сознания в рассмотрении проблемного вопроса о функционировании обыденного сознания в исторически актуальных условиях.Мы можем сформулировать следующие выводы:1. В условиях ускоряющегося исторического времени обыденное сознание продолжает функционировать тем же образом, которым оно функционировало в традиционном обществе: стремится отыскивать или формулировать для себя прецеденты и принимать решения по аналогии, опираясь на них. Эта стратегия была приемлемой в ситуации медленно меняющихся условий, однако, в «обществе риска» она приводит к неудачным решениями. Ощущая свою дезадаптированность в быстро меняющейся современности, обыденное сознание обращается к опыту традиции или творчески создаёт для себя то, что могло бы восприниматься как традиционность. Такое решение, однако, не всегда можно признать удачным из-за того, что оно не учитывает или недостаточно учитывает именно специфические современные вызовы, с которыми как раз и предстоит справляться обыденному сознанию.2. Обыденное сознание, будучи неспособно адекватно реагировать на изменчивость условий, становится рискогенным фактором. Для общества это означает опасности использования всего богатого технического инструментария современного мира обыденным сознанием, неспособным адекватно ориентироваться в нем. Это создает опасности социально-политических катастроф(из-за обыденного использования политтехнологии) и техногенных катастроф(примером чего может быть человеческий фактор, приведший в 1986 г. к катастрофе на Чернобыльской АЭС).
Яковлева Е.Л. - Современные трансформации: от язычества к (пост)неоязычеству (на примере гламурного социального) c. 91-101

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.2.19430

Аннотация: Оптика исследования сосредотачивается на гламурном социальном, в котором обнаруживаются черты политеистических верований, что позволяет охарактеризовать его как (пост)неоязычество. Среди черт политеистической системы гламура можно назвать существование развернутой системы Богов/Богинь, идолопоклонство, анимизм, теротеизм, фетишизм и шаманские/магические практики, возвышающие его ключевые идеи – красоту, молодость и богатство.Результаты: следование гламурным модным тенденциям приводит к состоянию лиминальности как переходности-к, где конечная цель расплывчата и постоянно обновляется. Сакрализация гламурного и его вуалированные консьюмеристские тактики рождают особый модус нуминозности, в которой проявляется не духовность личности, а больше – поверхностное эстетство и жажда обладания постоянно сменяющими друг друга гламурными атрибутами. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципов сравнительного и интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику гламура как (пост)неоязычества в контексте современного социального бытия. В статье гламур впервые рассматривается в качестве проявления нового модуса политеистической веры – (пост)неоязычества. Непостоянство идей гламурной идеологии в виде красоты, молодости и богатства приводит к трансформациям веры и самого язычества, становящимися текучими и эфемерными. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании гламура как феномена в бытии социального.
Слезин А.А. - Антирелигиозное наступление советского государства в 1927 -1929 гг. c. 125-189

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.5.615

Аннотация: В статье показаны основные формы и методы борьбы с религией, применяемые в период ее активизации в советской России в конце 1920-х годов. Особое внимание уделено законодательной базе взаимоотношений советского государства и конфессий. Выявлена роль комсомола и Союза воинствующих безбожников как наиболее радикальных участников антирелигиозной деятельности. Молодежь рассматривается и как объект, и как субъект государственной политики в отношении религии. Продемонстрированы влияние политических кампаний на характер взаимоотношений церкви и государства, в частности, глубокая взаимосвязь процессов начинавшейся в 1929 году насильственной коллективизации и второго «штурма небес», одинаково враждебное отношение к крестьянину – крепкому хозяину и священнослужителю.По мнению автора, в условиях отвержения права российских граждан на осуществление свободы совести общественное правосознание как бы в ответ отвергало саму ценность права, формировалось своеобразное новое «двоеверие», раздвоение правовой психологии: человек публично говорил одно, а думал другое.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Глобальное мировоззрение и глобальные исследования c. 137-173
Аннотация: Авторы рассматривают глобализм как способ видения мира, в котором обитает человечество, как глобального мира, в котором общепланетарные характеристики, в том числе и пространственно-временные, превалируют. Высказывается мнение, что важно определиться со статусом глобалистики, определить место научного освоения глобальных процессов в современной науке, сформировать общую концепцию и оценить перспективы глобальных исследований. Предполагается, что глобалистика, независимо от узкого либо широкого определения ее предмета, представляет собой лишь часть более широкого научного направления – глобальных исследований и общего процесса глобализации науки. Показано, что изменение предметного поля глобалистики и далее расширяющих это поле глобальных исследований потребовало не только исторического, но и эволюционного видения как уже изучаемых глобальных процессов, так и новых претендентов на ту же «роль», включая глобальные природные процессы.
Леушкин Р.В. - Трансгрессивность виртуальной коммуникации c. 158-167

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.11.1660

Аннотация: Объектом данного исследования выступает социальная коммуникиация, предметом же социально-онтологические особенности существования виртуальной социальной коммуникации, в частности, в работе рассматривается такое фундаментальное состояние виртуальной социальной коммуникации, как трансгрессия. В статье показывается, что трансгрессивность, в виртуальном режиме коммуницирования, демонстрируется социальными системами наиболее отчетливо. Происходит это в связи с наличием в виртуальной коммуникации таких свойств, как порожденность, симулятивность, автономность и онтологическая неполнота, На материале виртуальной социальной коммуникации строится представление о трансгрессии как режиме существования социальной коммуникации в целом. В исследовании используется социально-философская методология, а именно социально-конструктивистский и системный подходы, так же используются общие постструктуралистские концепты. Черты трансгрессии проявляются и на уровне других форм социальной коммуникации, таких, как печатная (письменная) и устная. Приводится интерпретация феномена трансгрессивности социальной коммуникации, связанная, прежде всего, с трансгуманистическим пониманием феномена смысловой коммуникации. В работе также намечаются пути дальнейших исследований в данном направлении.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Наука и образование в глобально-ноосферной перспективе c. 161-222

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.2.439

Аннотация: Авторы подчеркивают, что важны не только пространственные, но и временные характеристики научного познания, особенно более пристальное внимание науки к будущему. Основной акцент при осознании будущего должен быть уделен сценарию глобального перехода к устойчивому развитию (УР). Реализация этого нормативного прогноза в перспективе приведет к созиданию планетарной сферы разума, которая будет реализовываться через УР. И от того, в какой мере наука поможет воплотить в реальность эти цели, зависит наше общее будущее. Реальный поворот науки к будущему и его исследование может начаться только в том случае, когда будет сформирован иной образ (модель) науки как целостной единой системы в ее социоприродных и “опережающих» аспектах. Рассматриваются основные черты будущей ноосферной науки и особенно – процесс футуризации. Обсуждается процесс глобализации образовательного пространства, обретение им планетарной целостности и единства, что сопряжено с содержательно-качественными изменениями, отображающими глобальный характер эволюции современного человечества и осознание им своего места в мироздании. Для формирования ноосферно-устойчивой цивилизации необходимо создать не просто новую модель образования, а целый эволюционный ряд моделей, которые могли бы удовлетворять соответствующие (неисчезающие) потребности нынешних и будущих поколений землян и всего человечества, что отразится в самом наименовании новых типов глобального образования (образования для УР, ноосферного образования и т.д.). Показано, что образование не сводится только к обучению, развитию и воспитанию в специальных образовательных учреждениях, а видится как более широкий процесс информационного взаимодействия человека и мира. В этом смысле образование – это не просто одна из форм человеческой деятельности, а вся совокупная человеческая деятельность, вся сфера информационного взаимодействия индивида с социальным и природным бытием (т.е. не только один из процессов его социализации), отображаемая в информационной эволюции индивида. Это широкое - социоприродное видение образования представляет его одним из множества глобальных процессов в потоке глобальной эволюции и может быть положено в основание наиболее общей концепции образования как открытого информационного глобально-космического эволюционного процесса.
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Институализация комсомола как государственного органа c. 185-208

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.4.462

Аннотация: В статье выявлены теоретические основы институализации Коммунистического союза молодежи как государственного органа. В первую очередь авторы обращают внимание на становление комсомола как органа политического контроля. Причем комсомол показан в советской системе политического контроля и как объект, и как субъект контроля. Поскольку советская государственность понималась как система власти, не ограниченная формальными законами, авторы приоритетно обращают внимание не на официальное законодательство, где комсомолу практически не уделялось внимания, а на решения форумов коммунистической партии, выступления ее лидеров насчет принципов взаимоотношений коммунистической партии и комсомола, комсомола и государства, сравнивают их с решениями самого комсомола.
Глигич-Золотарева М.В. - «Увлечение общими местами» и ценностный компонент конституционализма c. 296-317

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.503

Аннотация: Статья посвящена исследованию состояния ключевых дефиниций конституционного права и одновременно - базовых конституционных понятий, определяющих цели (ценности) Российского Государства. Среди них демократия, суверенитет, права человека и т.д. В статье исследуются следующие вопросы:- проблемы современного понимания демократии;- грани государственного суверенитета;- последствия отсутствия единообразного толкования ключевых конституционно-правовых дефиниций, их влияние на ценностный компонент отечественного конституционализма.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - В.И.Вернадский и глобально-ноосферные исследования c. 318-365

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.383

Аннотация: В нашей стране В.И. Вернадский выдвинул идею становления ноосферы в качестве главного направления дальнейшего развития человечества, которое должно будет рационализировать свою деятельность, обеспечивая выживание многомиллиардного населения планеты. Последователи ученого в СССР и, особенно в последние годы в России, существенно развили его идеи и показали, что эпоха становления ноосферы – это будущее человечества, которое начинается на пути его перехода к устойчивому развитию. Гениальный российский ученый стоял у истоков глобальных исследований и многие его идеи были ориентированы в общепланетарном направлении. Можно говорить о своего рода предвидении им особого – глобального этапа и тенденции развития науки в целом, века глобализации истории человечества. Идея В.И. Вернадского о «планетном» характере научной мысли уже обрела свои конкретные очертания как в ныне происходящих глобальных процессах в мире и их осмыслении, так и в предвидении будущих социальных и социоприродных эволюционных процессах, ведущих к сфере разума.В статье рассматривается новая область глобальных исследований – футуроглобалистика, основная цель которых – осознание и прогнозирование будущего глобальных процессов и систем в эволюционном ракурсе. Авторы анализируют в основном два нормативных прогноза-сценария глобального развития – переход к устойчивому развитию и следующий за ним ноосферогенез. Устойчивое развитие представляется как глобальный процесс управляемого системно-сбалансированного социоприродного развития, не разрушающего окружающую природную среду и обеспечивающего выживание и безопасное неопределенно долгое существование цивилизации. Ноосферогенез видится как будущий общепланетарный процесс становления социоприродной сферы существования человечества, в которой интеллектуально-информационная деятельность станет определяющим фактором эволюции и которая сформируется в результате наиболее полного воплощения рационально-гуманистических принципов и идеалов через переход к устойчивому развитию.
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Осуществление политического контроля над молодежью через регулирование состава комсомольских организаций: начальный этап c. 366-420

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.348

Аннотация: Изучена одна из наиболее специфических форм политического контроля над молодежью, не связанная напрямую с методами, характерными для полицейского надзора. Ей с самого начала существования комсомола было регулирование состава комсомольских организаций. В статье освещены формы, методы регулирования состава комсомольских организаций в 1918-1929 гг., их эффективность в системе советского политического контроля, влияние на эволюцию общественно-политической ситуации и правосознания советской молодежи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"