Социодинамика - рубрика Гуманитарные проекты
по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Гуманитарные проекты"
Гуманитарные проекты
Кудашов В.И., Мосиенко М.К. - Наркотизация обыденного сознания c. 1-14

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.2.14517

Аннотация: Предметом исследования является категориальный анализ социально-философских понятий, связанных с обыденным сознанием и факторами, которые влияют на данный вид сознания. Авторы проводят социально-философский анализ понятия «наркотик», а так же рассматривают онтологические основания наркотизации обыденного сознания. Актуальность такого анализа обусловлена тем, что влияние внешних факторов, традиционно ассоциируемых с наркотизацией, создаёт для неё благоприятные условия, но не является её непосредственной, базовой причиной. Рассматриваются различные стратегии обыденного сознания. Основной метод - критический анализ концепций обыденного сознания, категориальный анализ базовых понятий, логико-философское исследование некоторых модусов обыденного сознания. Данная статья посвящена выявлению базовой (хотя не всегда ближайшей и непосредственной) причины наркотизации обыденного сознания, описанию форм наркотизации, а так же смежных с наркотизацией стратегий обыденного сознания. Естественная предрасположенность обыденного сознания к наркотизации, опосредованной поведением (повседневные привычки, зависимость от игр, от работы и т.п. – стремление «погрузиться в быт») может значительно усиливаться при неврозе.
Леонтьев Г.Д., Леонтьева Л.С. - Цифровая техно-демократия как постнеклассическая практопия c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.4.40407

EDN: NBPEDE

Аннотация: Анализ цифровых, социально-технологических проектов будущего осуществлен в контексте постнеклассического утопического дискурса на основе системного подхода, концепций информационного общества, динамической теории информации, идей К. Поппера о социальной инженерии. С целью выявления социальных эффектов современных IT инноваций рассматривается актуальная ситуация с универсальным ChatGPT. Утверждается, что технологии не обладают автономным моральным статусом, это проекция человека на мир. Их этическая нагруженность, также как функционал и рамки самоорганизации задаются извне. Искусственный интеллект – это технология симулятивного воспроизведения человеческой реальности, включающей паттерны социальных девиаций. Значит, не столько виртуальный мир, сколько актуальная действительность нуждается в очеловечивающей корректировке.   Информационно – технологические, коммуникативные механизмы преодоления социальных несовершенств прослеживаются в концептуально преемственных проектах «холотехнодемократии» М. Бунге, «информационной демократии» М. Рокара, в проектах цифровой, облачной, электронной демократии. Выявлено, что моделирование идеального цифрового будущего базируется на процедурном подходе, охарактеризованном авторами статьи в терминологии К. Поппера как «piecemeal» - метод, то есть «социальная инженерия частных решений». Поэтому цифровые техно-демократии определены как разновидность современной практопии, которая эволюционно и перманентно формирует альтернативную социальную реальность на основе информационно – коммуникационных технологий и социально – сетевой самоорганизации человека и нейросетей.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы c. 11-74

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14001

Аннотация: В статье показано, что в образовании будут происходить трансформации, которые тесно сопряжены с эволюционными изменениями всего цивилизационного процесса и взаимодействия общества и природы. Обсуждается проблема развертывания образования в интересах устойчивого развития (УР) в России как перед Декадой образования для устойчивого развития (ОУР), так и во время её проведения. Рассмотрены официальные документы общемирового и российского уровня, необходимые для внедрения концепции УР в образовательную деятельность в стране. Сделан акцент на особенностях восприятия идеи УР и становления образования для УР в России, подготовки учебных и учебно-методических материалов в контексте УР в высшей школе, начиная с Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В работе применяются принцип темпоральной целостности, а также глобальный, исторический, междисциплинарный, прогностический, системный, эволюционный, экологический и другие подходы к анализу феномена образования в XXI веке. Авторы считают, что не следует представлять (и тем самым зауживать), что главное в переходе к устойчивому развитию – это решение экологических проблем, ставших теперь уже глобальными. Речь должна идти о всех глобальных проблемах и негативных общепланетарных процессах, которые должны решаться на пути перехода к глобальной устойчивости. Особое значение придается проблеме расширения концепции устойчивого развития, в которой уже появился ряд «точек роста» и векторов развития, что важно учитывать в становлении ОУР, которое в силу этих обстоятельств также должно будет расширять свою сферу применения и совершенствоваться в ряде важных направлений
Лабунская В.А. - Динамика представлений студентов о функциональной значимости привлекательного внешнего облика c. 11-19

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.11.27887

Аннотация: Предметом исследования является динамика представлений студентов о функциональной значимости привлекательного внешнего облика в зависимости от этапа обучения и сфер жизнедеятельности: общение, дружеские отношения; карьера; академическая успешность; семейные, романтические отношения. Следуя традиции изучения функций внешнего облика, в исследовании рассматривается динамика влияния более привлекательного внешнего облика на ощущение счастья. Методология исследования строится на основе разработанной нами «Многофакторной модели изучения отношения к внешнему облику», в центре которой находится «ценность внешнего облика», его «функциональная значимость». С помощью совместно созданной с Г.В. Сериковым анкеты рассматривалась динамика мер согласия с утверждениями о влиянии более привлекательного внешнего облика в зависимости от этапа обучения молодых людей в вузе: 130 студентов: бакалавры 1 и 4 курсов. Обработка данных: непараметрический критерий Манна-Уитни (U); t критерий парных выборок. Результаты: 1.Динамика представлений о влиянии более привлекательного внешнего облика обусловлена взаимодействием таких факторов, как этап обучения и сфера жизнедеятельности. 2. В представлениях студентов, функциональная значимость внешнего облика выше для сферы дружбы, общения, для ощущения счастья, чем для других сфер жизни. 3. Динамика мер согласия с утверждениями фиксирует уменьшение функциональной значимости внешнего облика для студентов - бакалавров, завершающих обучение. 4. Функциональная значимость более привлекательного внешнего облика для сферы общения, дружеских отношений существенно не изменяется под влиянием этапа обучения.
Ма Л. - К вопросу об особеностях социальных рекламных коммуникаций в современном китайском обществе c. 15-36

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.2.14458

Аннотация: Предмет исследования - специфика социальных коммуникаций в современной китайской рекламе. Китайская реклама проявляет базовые культурные ценности, которые закодированы в китайской национальной картине мира. По форме и содержанию китайские рекламные тексты представляют собой сочетание двух противоположных аспектов: массовой глобальной культуры с ее штампами и стереотипами, с одной стороны, и китайской традиционной культуры с ее знаками, символами, образами, воспроизводящимися в этой культуре в течение тысячелетий. Исследования эффективности китайской рекламы показывают, что ее эффективность связана с обращением к базовым идеалам, нормам, традициям. Основной метод исследований - обзор научных публикаций по теме репрезентации базовых культурных ценностей в рекламе современного Китая. Рассмотрены и проанализированы наиболее цитируемые публикации по проблеме отражения китайских эталонов и идеалов в рекламных знаках, образах, символах. Следует согласиться с теми учеными, которые полагают, что китайская региональная культура достаточно успешно противостоит глубокому воздействию на нее штампов глобальной массовой культуры. Современные социальные исследования китайской рекламы показывают, что политические менеджеры современного Китая научились использовать рекламные образы, тексты для конструирования национальных ценностей. Однако существует и временная динамика, раскрывающая эффективность вестернизированных рекламных образов, когда они обращены к молодому поколению современного Китая, живущему в городах и имеющему достаточно высокий доход. Массовый потребительский рынок Китая позитивно воспринимает рекламные сообщения, где закодированы фундаментальные социальные и культурные ценности, используются традиционные художественные образы.
Болтаевский А.А. - Биосферно-совместимый город: прошлое, настоящее и будущее. c. 23-37

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.8.15998

Аннотация: В статье рассматриваются концепции биосферно-совместимых поселений, одной из которых является идея "города-сада" Э. Говарда, в нашей стране начавшей воплощение, в том числе, в поселке Прозоровском в Подмосковье. Неконтролируемый процесс урбанизации привел к жилищным, экологическим и другим проблемам, резко ухудшившим условия жизни людей. В начале XXI в. борьба за благоприятную окружающую среду является важнейшей обязанностью, как органов власти, так и активных граждан. Развитие столичного мегаполиса невозможно без постоянного контроля за городской экологией. Автор использует в работе дедуктивно-аксиоматический подход. В частности, используется аксиома потенциальной опасности производственных процессов и технических средств. Окружающая среда уже не может справиться с давление города, из чего следует необходимость гармоничного взаимодействия человека, общества и природа. Первым этапом на пути к биосферно-совместимому городу должны стать постоянные экологические мониторинги, вывод загрязняющих производств, решение транспортных проблем, а, в конечном итоге, ограничение неконтролируемого роста мегаполисов. Состояние городской среды анализируется, в том числе, на основе опроса, проведенного студентами Московского государственного строительного университета.
Тинякова Е.А. - Гуманитарный проект: как повысить качество научных исследований c. 26-36

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.2.17600

Аннотация: Предметом исследования является постдипломное образование, представленное аспирантурами и докторантурами, а объект исследования−установить разницу между углубленным постдипломным образованием, которое служит преподавательскому процессу в высшей школе и среднем профессиональном образовании, и развитием научного знания, которое дает новые идеи и развитие практики жизни. Актуальность рассматриваемых проблем выходит на развитие информационного процесса. Сложившаяся система постдипломного образования превысила информационный объем, требуемый для развития науки, отсюда и все сократительные меры постдипломного образования со стороны ВАК. Основными методами исследования были анализ личного пути к защите докторской диссертации на протяжении 20 лет, переписка с ВАК. анализ дипломируемого научного пространства, изучение работы некоторых диссертационных советов. Основными выводами исследования является выделение двух путей развития постдипломного образования: для более высокого содержательного познания выбранной специальности и развития и продвижения новых идей. Новизна исследования состоит в предложении разделения постдипломного образования на два уровня: именно исследовательский, где разрабатываются новые научные идеи. и постдипломного высшего образования для преподавательского процесса в высших и средних учебных заведениях.
Старко Е.А. - Социальная теория Фредерика Джеймисона c. 35-50

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.7.15937

Аннотация: Предметом исследования является концепция социальных исследований известного современного американского мыслителя Фредерика Джеймисона. На основе авторского перевода некоторых работ Фредерика Джеймисона, а также на основе критического анализа отечественных работ, посвященных его творчеству, реконструируется интеллектуальная биография Фредерика Джеймисона, выделяются основные периоды его творчества, анализируются философские и иные гуманитарные контексты его произведений. Автор уделяет особое внимание возможностям социальной теории Фредерика Джеймисона как методологической основы для исследования социологии повседневности, явлений массовой культуры. Основной метод исследования - сравнительно-исторический анализ интеллектуальной биографии Фредерика Джеймисона, а также дескриптивный обзор его теории, основанный на авторском переводе некоторых статей Фредерика Джеймисона. Новизна исследования состоит в том, что впервые на русском языке представлены идеи Фредерика Джеймисона, связанные с его работами, ранее не переводившимися на русский язык. Наиболее эффективно социальная теория Фредерика Джеймисона может быть использована для анализа феноменов массовой культуры и социологии повседневности. На ее основе возможно создать методологическую стратегию для исследования специфики российского модерна.
Обморокова А.М. - Формирование региональной идентичности и способ воплощения концепта «Родина» в красноярском культурном пространстве c. 37-53

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.2.14394

Аннотация: Предметом исследования выступают конкретные механизмы и технологии формирования такой разновидности социальной идентичности как региональная идентичность (в контексте концепции "нового регионализма"). Механизмы формирования региональной идентичности позволяют указать на самые эффективные социальные и культурные практики, способствующие активизации населения для развития конкретной территории. Современная проблематика механизмов формирования региональной идентичности и самоидентичности раскрывается в аспекте "мягкой" силы, культурной политики, деятельности творческих акторов, живущих и работающих в конкретном регионе. В статье рассматриваются процессы в красноярской региональной культуре, связанные с тем, в каких формах деятели культуры воплощают содержание концепта "Родина". Основной метод исследования - аналитический и критический обзор существующих научных источников по теме исследования. Используется также сравнительно-исторический метод и сравнительно-генетический метод. Определение концепта «Родина» в художественной культуре нашего края и его изменения с течением времени, является важным аспектом в исследовании самосознания людей, проживающих на территории Сибири и их способности формировать собственную региональную идентичность. На сегодняшний день искусство и культура, через понимание уникальности и неповторимости творчества местных мастеров, могут способствовать разрешению проблемы национального самосознания, которое находится на достаточно невысоком уровне.
Середкина Н.Н. - Теоретическая модель позитивной этнической идентичности и механизмы ее формирования c. 37-46

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.2.17690

Аннотация: Предметом исследования выступают возможности современных социальных теорий для конструирования позитивной этнической идентичности. В настоящее время идет активная дискуссия по вопросу формирования российской нации. Это формирование может идти на этнической или гражданской основе. Целый ряд актуальных процессов говорит о том, что достаточно динамично идут процессы формирования этнических культурных идентичности в регионах Российской Федерации. Для многонационального государства представляется важным, чтобы данные процессы протекали по позитивному культурному сценарию. Основной метод исследований -критический анализ научных исследований, связанных с теоретическими моделями и позитивным конструированием этнической идентичности. Теоретическая модель позитивной этнической идентичности сводится к определенной системе типов этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность рассматривается в этой системе как норма, условие гармоничного межэтнического взаимодействия, отклонение от которой порождает разные типы идентичности. Позитивную этническую идентичность возможно воссоздать в виде ментального конструкта с помощью определенной суммы действий отдельных субъектов социального организма.
Дубинкина К.А. - Декларация тысячелетия: есть ли прогресс за 10 лет? c. 38-51

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.10.779

Аннотация: На прошедшем в 2000 году Саммите тысячелетия Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию Тысячелетия, в которой были прописаны Цели в области развития (ЦРТ). Эти 8 целей касаются самых актуальных проблем современного общества – нищеты, голода, детской и материнской смертностей, распространения заболеваний, таких, как ВИЧ/СПИД и малярия, гендерного неравенства, экологической обстановки, отсутствия доступа к образованию, недостаточности помощи международного сообщества наименее развитым и развивающимся странам. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году. Для получения более четкого представления о степени прогресса в достижении поставленных целей на карте мира были выделены субрегионы, поскольку уровень социально-экономического развития стран варьируется даже в пределах одного региона. В настоящее время до обозначенного в Декларации тысячелетия срока – 2015 года – осталось меньше 3-х лет. Прогресс в достижении поставленных целей очевиден, однако, он идет медленнее, чем было запланировано. Какова вероятность успешного осуществления самой амбициозной в истории ООН программы?
Пчелкина Д. - Механизм формирования личностной интерпретации в социальном пространстве художественной культуры c. 38-63

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.8.16108

Аннотация: Предмет исследования - механизм формирования и функционирования личностной интерпретации, факторы, закрепляющие личностную интерпретацию в социальном и персональном бытии человека. На материале эксперимента, связанного с восприятием произведения изобразительного искусства, исследуются этапы и характерные особенности процесса личностной интерпретации. Объект исследования – общенаучный метод «интерпретация». Цель исследования – исследовать специфику метода «интерпретация» при анализе произведений изобразительного искусства. Задачи исследования:1) рассмотреть метод «интерпретация»: как общенаучный метод, раскрыть особенность метода «интерпретация» в анализе произведения искусства; 2) выполнить анализ художественного произведения и определить механизм выстраивания личностной интерпретации. В структуру методологии исследования были положены: 1) основные концептуальные положения теории рефлексии Г.В.Ф.Гегеля; 2) основные концептуальные положения современной теории изобразительного искусства В.И.Жуковского и Н.П. Копцевой; 3) концептуальные положения синтетической теории идеального Д.В.Пивоварова; 4) общенаучные методы исследования: эмпирические и теоретические («наблюдение», измерение», «формализация», «экстраполяция», «интерпретация», «индукция», дедукция» «анализ», «синтез», «аналогия», «идеализация»). Проблема интерпретации, адекватной содержанию произведения, всегда интересовала как зрителей, так и искусствоведов. Система произведений изобразительного искусства каждый день создает множество произведений, и каждое произведение становится объектом осмысления зрителя, исследователя-знатока. Как правило, при анализе произведения искусства интерпретация строится на основе идеалов той или иной религиозной догматике, на системе ценностных ориентиров субъекта интерпретации и т.п. Таким образом, возникает вопрос о формировании неких объективных критериях интерпретации, при которых значение произведения изобразительного искусства будет адекватно его содержанию и форме. В результате исследования была выявлена специфика применения общенаучного метода «интерпретация» при анализе произведения изобразительного искусства, был выявлен механизм выстраивания личностной интерпретации. Была проведена апробация на основе эксперимента, проведенного среди респондентов 20-25 лет.
Мукин В.А. - Концепция реализации комплексности в университетском пространстве Чувашской Республики c. 41-51

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.1.25141

Аннотация: Предметом исследования является концепция реализации комплексности, представленная в виде университетского комплекса. Объектом исследования является университетское пространство Чувашской Республики, охватывающее содержательную, конструктивную и результативную части модернизации университетского образования. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как 1) выявление причин и источников социальных изменений; 2) обоснование программного метода реализации университетского комплекса; 3) разработка механизма реализации идеи комплексности применительно к университетскому пространству Чувашской Республики; 4) связи университетского пространства с социальной реальностью региона. Использован опыт программно-целевой методологии организации управления экономическими системами на федеральном и региональном уровнях. Суть метода заключается в том, что человек рассматривается как критерий и цель общественного развития. Показателями эффективности социально-экономических программ являются его функциональный и интеллектуальный потенциал. Программный метод позволяет соединить в одну соорганизованную систему иерархически выстроенную последовательность целей. Основными выводами проведённого исследования являются: • вся университетская деятельность представляет собой программу жизнедеятельности субъектов университета; • одним из условий успешного развития Чувашской Республики является наличие социальной структуры, обеспечивающей выход на производственные и социально- экономические показатели. Новизна исследования заключается в реализации идеи комплексности применительно к университетскому образованию путём интеграции субъектов образования по модели ассоциации. Взаимоотношения субъектов университетского пространства регулируется общей стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики. Единая программа достижения общих целей ориентирована на воспроизводство и приумножение человеческого капитала. Особым вкладом автора в исследование темы является предложенный способ осуществления научно-философской рефлексии перспективы современного общества и возможности постижения программируемых личностных качеств человека.
Овчаров А.О., Овчарова Т.Н. - Социальное проектирование как управленческий процесс: концептуальный контекст c. 43-52

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.1.29480

Аннотация: Предметом исследования выступает социальное проектирование как деятельность по управлению изменениями на макроуровне. Содержание социального проектирования раскрывается через анализ понятий: изменение, будущее, конструирование и инновация. Подчеркивается актуальность вопроса о государстве как стратегическом субъекте, проектирующем социальные изменения. Проводится сравнение масштабных нацпроектов и глобального проектирования по способу конструирования образа будущего. Конструирование и инновации рассматриваются, соответственно, как технология и результат социального проектирования. Обосновывается необходимость создания целостной национальной системы инновационного развития с вовлечением в нее новых субъектов-инноваторов. Методология исследования базируется на принципе системности, в статье используется комплексный и сравнительный подходы, метод интерпретации социологических данных, а также такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение. Новизна результатов исследования заключается в авторском подходе к сопровождению социального проектирования через выделение и смысловое наполнение четырех концептов (понятий), основным из которых выступает понятие «изменение». Оригинальность исследования проявляется в новом понимании понятия «конструирование» как технологии социального проектирования, которая обоснована социологически и антропологически через процедуру экстернализации. Подчеркивается, что управление переменами требует внимания к разработке стратегии социального футуризма.
Ерохин А.К., Коваленко С.В. - Моральная аргументация рисков использования нанотехнологий в биомедицине c. 44-54

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.10.30716

Аннотация: Медицина вступает в новую эру, сфокусированную на теории и практике применения нанотехнологий. Результатом стало появление наномедицины, определяемой как мониторинг, контроль, конструирование, защита и усовершенствование биологических систем человека с помощью инженерных наноустройств и наноматериалов. Данная статья имеет целью очертить этические вопросы, возникающие в связи с использованием нанотехнологий в медицине. Предметом исследования выступает растущее влияние наномедицины на общество и порождаемый этим влиянием глубокий и сложный набор этических и социальных проблем. Некоторые из них повторяют уже сложившиеся вопросы традиционной и биомедицинской этики, в то время как другие вызывают к жизни новые этические проблемы, такие как риски и выгоды, новые подходы к определению нормы здоровья и болезни, улучшение здоровья и лечение. Авторы рассматривают вопросы внедрения нанотехнологий в различные области здравоохранения. Материалами исследования послужили статьи российских и зарубежных авторов. Исследование проводится методами обзора научных источников, сравнения точек зрения и обобщений. Новизна исследования состоит в обсуждении этических проблем в нанотехнологиях. Особое внимание обращается на опасность непредвиденных последствий использования нанотехнологий в медицине. Делаются выводы о необходимости создания новой системы этического и контроля над нанотехнологиями с особыми моральными требованиями и нормами. Создание контроля окажется полезным для создания диалога с общественностью и исследователей. Основным ядром наномедицины должно быть лечение болезней, а не изменение природы человека.
Колесник М.А. - Социологические исследования воображения в 30-е – 80-е гг. ХХ века. c. 45-61

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.11.1351

Аннотация: Статья посвящена обзору основных идей и проблематики исследований ученых, входивших в кружок «Эранос». В качестве репрезентативных выбраны труды тех ученых, которые занимались проблемами изучения «воображения», основоположников данного направления исследований: Марии-Луизы фон Франц, Анри Корбена, Джозефа Кэмпбелла и Герберта Рида. На примере некоторых научных трудов представлена разработка теории воображения в контексте психанализа, религиоведения, сравнительной мифологии и искусствоведения. Социология воображения является актуальной областью социального познания. Архаичные мифы существуют в современных социальных структурах, в практиках социальных субъектов. Основной метод - обзор научных исследований социального воображения, критический анализ теоретических источников в области социологии воображения. Применялся сравнительно-исторический метод, с помощью которого исследовались социологические теории воображения. Научная новизна состоит в детальном рассмотрении ряда работ, посвященных такой форме социального воображения, которая воплощается в сказках. Наиболее подробно рассмотрены идеи Марии-Луизы фон Франц, ученицы Карла-Густава Юнга, признанного специалиста в области социальной психологии сказки. Кроме того, анализируется понятие "воображаемый мир" и его значение для социальной психологии.
Лузан В.С. - К вопросу о влиянии культурной политики на современные локальные идентичности c. 47-66

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.2.17733

Аннотация: Предметом исследования является современная российская культурная политика и ее воздействие на локальные и региональные идентичности, в том числе связанные с городским социальным пространством. В условиях глобализационных процессов теория и практика социально-экономических отношений в современном мире показывает, что ключевую роль в развитии государств и межгосударственных объединений в настоящем и ближайшем будущем будут играть города. Культурная политика, ее тренды, значимые события и базовые процессы будут проходить в урбанизированном пространстве, которое, в связи с этим, вызывает особый исследовательский интерес. Основной метод исследования -критический анализ современной научной литературы и выделение базовых концептов, с помощью которого можно создавать новую методологическую стратегию исследования базовых процессов современной российской культурной политики. Основными выводами проведенного исследования является подтверждение тезиса о том, что культурная политика формирует особое символическое пространство города, которое, в случае успешности данной политики, позволяет сформировать и расширить специфические локальные идентичности, которые в экономическом аспекте способны привлечь в город инвестиции и способствовать ускорению роста качества жизни населения.
Немаева Н.О. - Сакрализация базовых социальных идеалов в современной православной художественной культуре c. 50-68

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.3.14686

Аннотация: В данной статье исследуется: феномен уставной православной иконописи как исторически неизменного сакрального пространства, заключающего в себе функциональные особенности системы сакрализации и несущего в своем семиотико-образном строе информацию о ценностях православной религии; роль иконописи в жизни русского народа в ретроспективе и в современном социокультурном пространстве; особенности восприятия иконописных образов, проблемы современной иконописи и роль иконописи в формировании положительной национальной и религиозной идентичностей. Данная тема является весьма актуальной на фоне общей десакрализации значимых для традиционных религиозных обществ явлений и сакрализации ценностей массовой культуры. Основной метод - обзор существующих современных исследований по данной проблематике. Сделан критический анализ отечественных источников за последние 10-15 лет, особое внимание уделено исследованиям системы сакрализации базовых идеалов культуры. Произведен краткий обзор основных теорий «сакрального», а так же краткий обзор и критический анализ статей современных исследователей заданной области. Сделаны выводы о том, что сакральное искусство способно противостоять десакрализации основных общезначимых ценностей и способствовать ресакрализации объектов, ранее утративших свое сакральное значение (как в период советского атеистического периода, так и под влиянием глобализации и массовой культуры). Это, в свою очередь, способствует становлению общезначимых духовных ценностей народа и формированию положительной религиозной и национальной идентичностей.
Филько А. - Изучение феномена города и городского пространства в современных социальных исследованиях (историографический обзор) c. 51-64

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.7.15933

Аннотация: Предметом исследования является динамика современной урбанистики, начало которой можно заметить в Античности. Расцвет урбанистики приходится на XX-XXI в. Для проведения современных урбанистических социальных исследований необходимо выбрать концептуальные и методологические подходы. Это можно сделать, изучив и проанализировав наиболее известные и яркие городские исследования, сделанные в различных социальных и гуманитарных науках. Историографический обзор городских исследований позволит выбрать наиболее эффективную методологическую стратегию для дальнейшего анализа современного российского города. Основной метод - критический анализ и сравнительно-исторический обзор концепций городских исследований. Применяется выделение исторических этапов и научных школ в современной урбанистике. На основе историографического обзора современных городских исследований делается вывод о том, что одним из наиболее эффективных и актуальных как по объему, так и по качественному результату в современных социальных науках следует признать семиотический подход, где город исследуют как систему знаков, проявленную в визуальных репрезентантах и считываемую горожанами. Методологически наиболее сильны позиции М. де Серто и В. Беньямина, говорящие о восприятии города в движении, и рассуждения А. Лефевра о важности повседневного опыта горожанина.
Решетников В.А., Полюшкевич О.А., Федчин В.С. - Основные направления социального образования c. 52-58

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.17740

Аннотация: Предметом исследования выступает социальное образование. Социальное образование понимается как часть общего процесса социализации человека, как одна из составляющих структур его профессионального становления, и, как сфера подготовки специалистов социальной сферы. Общая направленность социального образования результируется в становлении субьектных качеств человека и условий среды, способствующих к развитию этих качеств. В связи с этим, рассматриваются идеологические компоненты социального образования, возможности логотерапии В. Франкла, софотерапии В. А. Кутырева, концепции евраксофии П. Курца. Методологическими основами исследования выступает системное взаимодействие различных теоретических и практических методов социального осмысления действительности: логотерапия, софотерапия и евраксофия. Научная новизна исследования прослеживается в рефлексии новых условий социализации человека, как основы его профессионального и личностного развития. А также выявляются формы, форматы и условия развития личных качеств и возможностей среды для самосовершенствования. Социальное образование трактуется как условие профессионального становления и развития специалиста в социальной сфере.
Немаева Н.О. - Формирование российской социальной и культурной идентичности посредством возрождения сакрального искусства c. 54-67

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.2.14404

Аннотация: В данной статье исследуются место иконы в современном социокультурном пространстве, основные проблемы современного сакрального искусства (иконописи), пути и тенденции его развития, место иконописи в массовой культуре, восприятие иконы личностью и обществом, трансформация иконописи в контексте социокультурной динамики, роль современной религиозной живописи в формировании российской культурной идентичности. Данная тема весьма актуальна на фоне обширной глобализации и универсализации, смещения традиционных аксиологических ценностей в сторону пропагандируемых массовой культурой. Основной метод - аналитический и критический обзор научных источников по теме исследования, включая зарубежные и отечественные работы, изданные за последние 10 лет. Произведен краткий обзор и критический анализ статей современных исследователей в заданной области. Сделаны выводы о том, что сакральное искусство способствует формированию культурной и этнической идентичностей, и таких позитивных национальных качеств как патриотизм, соборность, стойкость, стремление к абсолютным общезначимым ценностям (нравственное добро, красота, познание истины).
Козина И.Ю. - Проблемы строительного образования: по материалам социологического опроса c. 58-68

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.10.1634

Аннотация: Стремительное развитие научно-технического прогресса требует постоянного контроля со стороны государства и гражданского общества к качеству, как среднего, так и высшего образования. В России в настоящее время происходит сложный процесс становления Болонской системы, неоднозначно оцениваемой не только различными политическими силами, но и теми, кому непосредственно приходится иметь с ней дело: студентами, профессорско-преподавательским составом, работодателями. Автор анализирует проблемы современного профессионального технического, в первую очередь, строительного образования, на фоне общей образовательной ситуации в стране. В работе автор опирается на данные социологического исследования, проведенного в институте строительства и архитектуры Московского государственного строительного университета. Реформы последних десятилетий так и не привели к созданию конкурентоспособной системы образования в России. Современный век требует нового подхода, основанного на взаимном участии высшей школы и работодателей в оценке уровня выпускников и их квалификации. При этом надо ориентироваться не только на западные стандарты, но и на позитивный отечественный образовательный опыт.
Колесник М.А. - Особенности восприятия русского этноса в молодежной среде города Красноярска по результатам ассоциативного эксперимента со словом "русское" c. 59-67

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.18270

Аннотация: Предмет исследования - специфика восприятия русского этноса в современной молодежной среде. Актуальность исследования связана с ориентацией социальных наук на субъективные образы акторов и наблюдателей значимых социальных процессов. Культурная память, историческая память фиксируется в определенных устойчивых образах. Выявление содержания, значения, личностных смыслов данных образов представляется важным для понимания динамики социальных процессов, культурных и социальных ценностей, которые предопределяют эти процессы. Образы и ценности, которые составляют психологическую реальность личности, формируют конкретный тип социальной поведения. Основной метод исследования - ассоциативный эксперимент по методике А.Соколова и Р. Назарова. Применялся метод интерпретации полученных результатов. Самые крупные по количеству ассоциаций группы слов отражают основные сферы, в которых у студентов закрепилось представление о том, что является русским. Это национальная еда, специфика природного окружения, искусство и фольклор. Можно выделить сферы, которые мало связаны в сознании студентов с пониманием русского: военная и социальная сферы, природные ресурсы, экономика, политика, история.
Гудкова Е.Е., Сертакова Е.А. - Значение архетипа «Ангел в смирительной рубашке» для понимания специфики современного русского социально-культурного пространства c. 64-74

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.4.15060

Аннотация: Предметом исследования являются структурные элементы русского социально-культурного пространства, проявленные в художественных произведениях, в том числе в литературных и кинематографических. Архетип «безумного праведника» или «ангела в смирительной рубашке», зародившийся уже давно, по-прежнему имеет важное значение в современной русской культуре. В статье представлены определенные трансформации данного культурного архетипа. Появление архетипа в современной культуре можно проследить не только на примере литературных произведений, но и в произведениях киноискусства, национального кинематографа. Основной методологический подход - анализ художественных произведений, где архетип "ангел в смирительной рубашке" представлен наиболее ясно. Применяются сравнительно-исторические методы, методы визуально-антропологического анализа. Можно сделать вывод, что значение архетипа «безумного праведника» в современной русской культуре определяет его как носителя «совести народа» и одновременно образа русской ментальности в его идеальном виде. Насколько можно судить по проявлениям данного архетипа в современном искусстве, он не искореняется, а лишь приобретает новые грани, но функция его теперь, возможно, имеет важную как никогда культурологическую миссию – сохранение ментального и нравственного кода русского народа.
Рослякова В.А. - К вопросу о значении цвета в кинматографе для современных социальных коммуникаций c. 64-74

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.8.16124

Аннотация: Объект исследования: цвет как художественно-выразительное средство кинематографа. Предмет исследования: художественно-выразительные возможности и принципы действия цвета в кинопроизведении. Автор подробно рассматривает различные концепции использования цвета для организации социальных коммуникаций посредством восприятия произведения кинематографического искусства. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в качестве дальнейшей базы для изучения феномена цвета в кинематографе, например, технологии цифрового цветного кинематографа, или анализ других произведений цветного кино разных периодов. В качестве методологических оснований исследования выступают основные положения теории изобразительного искусства В.И. Жуковского, Н.П. Копцевой, Д.В. Пивоварова [41; 42; 43]; принцип классификации знаков Ч.С. Пирса [87]; принципы теорий цвета С.М. Эйзенштейна и В. Стораро [118; 119]; метод философско-искусствоведческого анализа произведений киноискусства; общенаучные методы такие, как анализ, синтез, экстраполяция, формализация, индукция, дедукция. На основании проведенного историографического обзора теоретико-кинематографических исследований, а также с помощью применения методологии анализа произведений кинематографического искусства сделан предварительный вывод о том, что у цвета в кинематографе существует своя уникальная цветовая логика развития, закономерности и этапы формирования как художественно-выразительного средства, от аттракциона и зрелища до совершенной гармонической составляющей внутри фильма. Данный предварительный вывод необходим для последующего концептуального анализа конкретных произведений современного кинематографа как наиболее эффективного для актуальных социальных коммуникаций.
Федорова М.В. - Религиозная идентичность в современном цифровом мире c. 66-79

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.6.33085

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является религиозная идентичность российской молодёжи в условиях современного цифрового общества. Автор анализирует причины трансформации идентификационных процессов, подробно рассматривает характерные черты религиозной идентичности, определяет специфику религиозного дискурса в Интернет-среде. По мнению автора, основной причиной изменения религиозного сознания и идентичности становится ускоренная цифровизация всех сфер социальной жизни. Данная проблема актуализируется в период распространения COVID-19, вынужденной самоизоляции и перехода к работе в дистанционном формате с использованием информационно-коммуникативных технологий. Автор полагает, что религиозную идентичность необходимо рассматривать в настоящий момент с позиции ее включенности в более широкое явление – киберидентичность. Автор предлагает собственное определение киберидентичности и определяет основные факторы ее формирования (социальные сети и мессенджеры, компьютерные игры, интернет-мемы и т.д.).       Положения статьи опираются на анализ информации сайтов религиозных организаций, различных групп в социальных сетях, мессенджерах и видеохостингах. Основным источником эмпирических данных послужили результаты масштабного исследования динамики ценностных ориентаций молодежи Нижегородской области, реализуемого с 2006 по 2019 гг. В заключении статьи автор делает выводы о том, что в настоящее время может создаться впечатление, что секулярные тенденции растут, наблюдается падение интереса молодежи к проблемам религии. Это подтверждается и данными проведённых исследований (массовый опрос, интервьюирование, анализ контента социальных сетей). Однако процессы секуляризации имеют противоречивый, нелинейный, непредсказуемый характер. В Интернет-пространстве диалектика религиозного и секулярного не просто сохраняется, она начинает выражаться в категориях цифрового общества. В цифровом постсекулярном обществе религиозная идентичность становится частью более глобальных идентификационных процессов. Это ставит определенные задачи перед традиционными религиями, которые вынуждены адаптироваться к цивилизационным вызовам.
Излученко Т.В. - Глобализация религиозного сознания: факторы и тенденции развития c. 69-79

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.6.15272

Аннотация: В статье предлагается авторский подход к взаимодействию современных процессов глобализации и религии. Предметом исследования являются изменения, происходящие в коллективном религиозном сознании под влиянием глобализационных процессов, роста секуляризации и идей светскости в обществе. Осуществляется исследование происходящих изменений в религиозном сознании, выявляются условия глобализации религиозности и определяется степень влияния современных идей мультикультурализма и политики интеграции на религиозное сознание. Автором актуализируется опасность возникновения дестабилизирующих процессов в современной культуре при отказе от религиозных ценностей в пользу секуляризации. Религии приобретают ранее не существовавшие характеристики, происходит синкретизм религиозных и светских ценностей. В статье анализируются изменения религиозного сознания, происходящие под влиянием современных условий существования, глобализационных изменений, светскости и процессов секуляризации. Основным выводом исследования является то, что глобализация религиозного сознания есть естественный процесс, особенность современного этапа эволюции религии в рамках современных глобализационных процессов. Выявление процессов, оказывающих влияние на изменение религиозного сознания, и особенностей сознания верующих может способствовать оптимизации государственно-религиозных отношений и снижению межрелигиозной напряженности в мире.
Пчелкина Д. - Метод интерпретации в социальном и гуманитарном познании c. 69-93

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.10.1646

Аннотация: Предметом исследования является историография научной проблемы, связанной с использованием метода интерпретации в социальном и гуманитарном познании. Особое внимание уделяется различным представлениям об интерпретации в общенаучном понимании, в литературе, семиотике, теории искусства. Метод интерпретации привлекает внимание тем, что, будучи признанным научным методом, он содержит особого рода субъективный компонент. Проблема интерпретации напрямую связана с семантическими системами. Особого внимания заслуживают полисемантические системы. Использование интерпретации в их пространстве требует специальных научных процедур. Методология исследования включает в себя дескриптивный метод, метод критического анализа существующих научных работ, а также сравнительно-исторический метод применительно к научному познанию. Проблема объективного и субъективного в ходе интерпретирования является следствием вопроса, кто есть интерпретатор? Каковы требования, которым должен отвечать объект интерпретации, и как предыстория этого объекта сказывается на интерпретации? Можно ли говорить об идее произведения, если зритель, наблюдатель является главным звеном интерпретации? При истолковании смысла живописного произведения личность интерпретатора является определяющей, по сути, он тот, кто создает значение произведения в целом. Значит, доля субъективного будет высокой, произведение может остаться понятым в неверном аспекте, поскольку интерпретатор, зритель руководствуется своим чувственным опытом, опирается на своих личностных характеристиках. Главный вопрос пока остается открытым – можно ли говорить об идее произведения, если оно полисемично?
Самохин К.В. - Традиционное общество как концепт модернизационной парадигмы c. 69-80

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.1900

Аннотация: Объектом исследования является концепт «традиционное общество» как элемент теории модернизации. Предметная область обуславливается различием трактовок данного концепта, в первую очередь, в зависимости от периода формирования модернизационной парадигмы. Актуальность исследования определяется неоднозначностью понятия «модернизация», что затрудняет дефиниции основных терминов модернизационного дискурса. Анализируются и сравниваются между собой теоретические конструкции западных и отечественных исследователей относительно указанного концепта на разных этапах развития теории модернизации. Обращается внимание на взаимообусловленность трактовок традиционного общества в западных и отечественных гуманитарных науках. В методологическом плане модернизация автором определяется в классическом варианте как переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному. В исследовании применены такие методы, как проблемно-хронологический, структурно-содержательный, организационно-системный и теоретического обобщения. Делается вывод о социально-экономическом детерминизме воззрений первых разработчиков модернизационной парадигмы. При рассмотрении взглядов современных как западных, так и отечественных исследователей устанавливается, что наиболее плодотворным при обозначении дефиниции «традиционное общество» является комплексный подход, который предполагает ее характеристику во всех сферах жизнедеятельности общества. Предлагается авторское видение концепта «традиционное общество» и его основных особенностей.
Ситникова А.А. - К вопросу о методологии исследований культуры как социально-антропологической системы c. 75-100

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14237

Аннотация: Предмет исследования - методологические подходы к анализу культуры как социально-антропологической системы. Тем самым культура выступает предметом комплексного социального познания. В данном исследовании представлен анализ методологии культурологии на современном этапе развития науки: рассмотрена существующая классификация методов культурологии, предложена классификация методов культурологии на основании роли и значения практического культурного исследования для получения знания о культуре и определено место исследования культурных концептов в предложенной системе методов. Основное внимание уделяется обоснованию синтетической методологии исследования культуры в контексте социально-антропологической проблематики. Основной метод исследования - аналитический и критический обзор существующих подходов, концепций, методологий. Сделана классификация методологических подходов, обоснованы наиболее эффективные методологические стратегии. Основные выводы проведенного исследования: 1) Теоретические методы направлены на разработку категориального аппарата культурологии. Теоретические методы предназначены для построения культурологии как науки по образу логической системы построения естественных наук. 2) Прикладные методы посвящены исследованию конкретных определенных исследователем явлений культуры. Прикладные методы культурологии возникают тогда, когда проблемы культурологии могут быть решены методами смежных гуманитарных наук. Прикладные методы культурологии – это: полевая экспедиция, социологическое исследование, психологический эксперимент, философско-искусствоведческий анализ, филологический анализ текста, моделирование преобразующих культурных практик. 3) Синтетические методы исследования культуры как социально-антропологической системы предполагают специфическое построение культурного исследования, где прикладное исследование обязательно сопровождает формирование теоретического знания. Суть синтетических методов культурологии состоит в исследование культуры прошлого с целью познания культуры современности, для рефлексии над современным состоянием культуры. Синтетическими методами культурных исследований являются – функциональный анализ культуры, структурный анализ культуры, герменевтика, лингвокультурологический анализ.
Асташева М.В. - Историографический обзор исследований, посвященных региональной культурной идентичности c. 75-83

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.4.15051

Аннотация: Предметом исследования является корпус публикаций современных исследований по проблеме региональной культурной идентичности. Рассмотрены некоторые научные статьи, где данная проблема представлена наиболее полно. Целью статьи является историографический обзор научных исследований по проблемам нового регионализма, новых социальных практик идентификации и самоидентификации. На основе историографического обзора в будущем предполагается выработка эффективной методологической стратегии для изучения процессов региональной идентификации и самоидентификации в Красноярском крае. Основной фокус исследований сосредоточен в контексте социального конструктивизма. Методология исследования - критический анализ научных источников, посвященных региональной идентификации и самоидентификации. Выделяются значимые идеи и способы научного моделирования современных процессов, характерных для нового регионализма. Политические реформации 1990 годов в России запустили процесс регионализации пространства, сопровождающегося ростом регионального самосознания. В этой связи актуализируется теоретическое осмысление региональной идентичности. В научной сфере данные процессы выразились в проявление таких понятий, как «региональное самосознание», «региональная идеология», «региональная мифология», «региональная идентичность» и прочие. Региональная элита стала укреплять свои позиции за счет продвижения различных символов и мифологии. Таким образом, возникла конкуренция регионов в новых культурных условиях, что привело к поиску новых и уникальных для района феноменов, выделяющих данный район в ряду других.
Букова М.И. - Некоторые аспекты теории социальных ценностей c. 78-89

DOI:
10.7256/2409-7144.2014.12.1390

Аннотация: Предметом исследования является генезис теории социальных ценностей. Автор уделяет особое внимание месту проблемы ценностей в социальной философии, рассматривает некоторые аспекты аксиологии. Теория социальных ценностей, по мнению автора, появляется в эпоху Античности и достигает определенной кульминации в концепциях представителей неокантианской школы, которые создали философию культуры как философию ценностей. Уделяя особое внимание рассмотрению теории социальных ценностей в трудах В. Виндельбанда, Г. Риккерта и Н. Гармана, подчеркивается объективно-идеалистический характер их теории социальных ценностей. Однако именно в концепциях неокантианства концепты ценностей были разработаны наиболее глубоко и оригинально. Методология исследования связана с применением сравнительно-исторического способа исследования. Применяется категориально-понятийный анализ ценностей, используется диалектический принцип единства исторического и логического развития. Новизна исследования заключается в том, что теория социальных ценностей рассматривается с помощью междисциплинарного подхода, где объединяются концептуальные и методологические возможности различных отраслей социального познания: философии, антропологии, культурологии. Основной вывод связан с тем, что принцип единства социокультурного пространства и ценностей является актуальным и востребованным для современного российского мировоззрения, для разработки технологий формирования позитивной российской культурной идентичности.
Лазуткина Е.В. - Общественное сознание, общественное мнение: ассоциативный эксперимент среди студентов Сибирского федерального университета c. 80-112

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.6.15597

Аннотация: Предмет исследования - актуальные состояния общественного сознания. С помощью прикладных методов, прежде всего, с помощью ассоциативного эксперимента по методике Назарова и Соколова, исследует скрытое содержание понятия "элита" в среде современных студентов Сибирского федерального университета. Проведено обширное исследование ассоциатов к слову "элита", результаты прикладного исследования систематизированы, приведены в таблицу. В исследовании принимали студенты гуманитарных направлений. В перспективе предполагается расширение предметного пространства за счет включения в материалы анализа результатов, полученных в среде студентов технических, инженерных, математических и естественнонаучных направлений высшего образования. Основной метод исследования - ассоциативный эксперимент по методике Назарова и Соколова, неоднократно апробированный в ходе прикладных культурных исследований в Сибирском Федеральном университете. В разное время этот метод был использован такими учеными как А.А. Семенова, Ю.С. Замараева, Н.М. Либакова, Н.П. Копцева и К.В. Резникова. Новая апробация этого метода связана с исследованиями в среде студентов только гуманитарных направлений. Основные выводы проведенного исследования связаны с выявлением наиболее распространенных ассоциатов к слову "элита". Актуальность полученных выводов не вызывает сомнений, поскольку прогрессивное развитие общества зачастую связано именно с творческой и независимой деятельностью различных элитных групп, способных целенаправленно преобразовывать социальную статику и направлять социальную динамику в заданном направлении.
Старко Е.А. - Анализ теоретических статей Фредерика Джеймисона в книге «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма» c. 80-92

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.9.16332

Аннотация: Фредерик Джеймисон разработал полноценную методологическую базу из различных научных направлений, которые способны к синтезу между собой. В нашем случае, необходимо выявить, насколько применима его теория к исследованиям других феноменов культуры. В данном исследовании мы проанализируем содержание сборника работ Ф. Джеймисона «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма» (1991 год) и непереведенную на русский язык статью из него «Ностальгия за настоящим» в целях обнаружить новые пути исследования массовой культуры. Полученные результаты, возможно, помогут понять сложные динамические процессы, происходящие в современном мире. Основной метод исследования - сравнительно-исторический анализ интеллектуальной биографии Фредерика Джеймисона, а также дескриптивный обзор его теории, основанный на авторском переводе некоторых статей Фредерика Джеймисона. Фредерик Джеймисон пришел к выводу о том, что все новые фильмы когда-нибудь станут аллегориями их собственного воплощения в виде синтеза ностальгии и привнесения какой-либо новой тенденции. Здесь появляется другая проблема – художественный язык и подлинная историчность крайне редко будут совпадать в будущем. Тем не менее, несмотря на ослабление историчности, прошлое сохранило некую привлекательность для современного человека, поэтому методы ностальгии продолжают активно использоваться в массовой культуре и в разновидностях коммерческого искусства.
Ноздренко Е.А. - Формирование актуального спроса на культурный досуг средствами рекламы c. 81-100

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.10.1343

Аннотация: В условиях развития рыночной экономики культурно-досуговая сфера должна не только выбирать, но и сама прогнозировать перспективные направления своего развития. Механизмы такого прогнозирования имеют сложную структуру, связанную с магистральной линией культурной политики. Так как целеполагание культурно-досуговой деятельности связано с организацией досуга в социально-значимых целях, то и необходимость осуществлять квалифицированную работу по формированию актуального спроса на данный вид свободного времени сегодня очевидна. Вопрос квалифицированного продвижения культурного продукта на сегодняшний день является достаточно проблемным. Одна из причин (и это вопрос маркетинга) – отсутствие востребованного культурного продукта, направленного на удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов личности. Вторая причина связана с непониманием (чаще незнанием) технологий эффективного продвижения данного вида продукта, который обусловлен спецификой самой отрасли культурно-досуговой деятельности, организация досуга в рамках которой, в свою очередь, носит гуманистический, культурологический и развивающий характер. Основной метод исследования - концептуальный анализ рекламы как интегрированной маркетинговой коммуникации и специфики рекламы по отношению к культурно-досуговой деятельности. Применялся обзор актуальных экспертных и информационных источников, критическое рассмотрение существующих в академической науке точек зрения и подходов. Важнейшую роль в эффективной реализации идеи формирования актуального спроса на культурный досуг занимают различные информативно-убеждающие технологии продвижения. Современная реклама является не только отражением культуры общества, но и сама способна значительно участвовать в формировании этой культуры, в том числе культуры потребления. Реклама способствует социализации человека посредством трансляции образцов и норм через механизмы массовой коммуникации, в рамках которых общество реализует технологические способы производства социальных значений. Профессиональный подход к продвижению продукта культурно-досуговой деятельности и его потребителю как личности, приводит к осознанию необходимости применения новых коммуникативных технологий (реклама, PR и др.), способных отвечать требованиям современного общества и: 1) формировать актуальный спрос на данный вид духовного производства; 2) создавать новые потребности личности, качественно влияя и определяя духовную и культурную жизнь общества. Статья опубликована при финансовой поддержке ФБГУ «Российский гуманитарный научный фонд» (№ проекта 14-13-24002) и КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» (№ проекта КФ-402).
Филько А. - Понятие «Визуальный образ города» и методы его исследования c. 94-108

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.10.1647

Аннотация: В связи с обращением к визуальным знакам городской системы в рамках семиотического подхода, видится важным рассмотреть понятие визуального образа города. Предмет исследования - концепции, подходы, модели исследования визуального образа города. Современные социальные и гуманитарные науки накопили достаточный опыт, связанный с методологией и методикой исследования визуального образа города. Обобщение этого опыта, выделение ключевых проблем, критический анализ позволит найти эффективную методологию для анализа визуальных образов конкретных российских и мировых городов. Основной метод исследования - историографическое описание, критический анализ отечественной и зарубежной исследовательской литературы. Применяется метод выделения ключевых понятий, оценочные суждения, связанные с исследованиями современных городов. При рассмотрении исследований визуального образа города по примеру Пирогова были выделены четыре парадигмы исследований: натуралистическая, структуралистская, конструктивистская и феноменологическая. В рамках данного исследования наиболее интересна структуралистская парадигма, а точнее семиотический структурализм, поскольку город здесь фигурирует как текст, считываемый жителями и гостями.
Либакова Н.М. - Социально-психологические особенности формирования гендерных образов в среде российского студенчества (результаты ассоциативного эксперимента) c. 101-134

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.10.1343

Аннотация: В исследовании посредством ассоциативного эксперимента выявляется современное понимание смыслового наполнения категории «гендер» в красноярской студенческой субкультуре. В итоге, основываясь на результатах проведенных исследований, смоделирован образ современной женщины, составленный из представлений современного красноярского студенчества о «женском» и «мужском». «Мужское» в данном случае рассматривается в качестве противоположности, через понимание содержания которой, двигаясь от противного, возможно выявить дополнительные характеристики женского гендера. Научное исследование социально-психологических особенностей формирования гендерных образов в студенческой среде позволяет прогнозировать некоторые социокультурные процессы в современном российском обществе в диапазоне 10-15 лет, поскольку в этот период нынешние студенты станут активными акторами и креаторами, определяющими социальную динамику. Основной метод исследования - ассоциативный эксперимент по методике Соколова и Назарова. Полученные эмпирические данные были обобщены, и выстроены в графической форме. Обобщение и интерпретация полученных результатов позволили сделать определенные выводы о тенденция формирования гендерного женского образа в современной студенческой среде. Специфика социально-психологического образа женского гендера в конце XIX – начале XX века в российском обществе заключается в наличии многогранных образов (вариантов женского гендера), в которых диалектически сосуществуют телесность и духовность, проявляется различная мера соотношения плотского и духовного – "одухотворения плоти"и "оплотнения Духа". Еще раз подчеркнем, что гендер (социальный пол) является результатом взаимодействия различных культурных и социальных институтов. Основываясь на анализе данных ассоциативного эксперимента, проведенного среди представителей красноярской студенческой молодежи, можно заключить следующее: в современном российском обществе в молодежной и студенческой среде формируется женский гендер, специфической чертой которого является доминанта телесности.
Рослякова В.А. - Социальные коммуникации посредством кинематографа и анализ цвета в картине Б. Бертолуччи «Конформист» (1970) c. 109-137

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.10.1647

Аннотация: Статья посвящена изучению механизмов действия цвета в фильме, на материале его философско-искусствоведческого анализа. В качестве основы для исследования выступает кинопроизведение «Конформист» (1970) Б. Бертолуччи. В начале определяется логика и принципы анализа цвета в произведении киноискусства, чтобы наиболее полно охарактеризовать возможности, открывающиеся при использовании философско-искусствоведческого анализа. Рассмотрение кинофильма «Конформист» начинается с изучения его материального статуса, переходя к раскрытию индексных, суммативно-иконических и интегрально-иконических знаков. Проведение комплексного исследования конкретного фильма предполагает выявление механизмов действия цвета в произведении киноискусства. В качестве методологических оснований исследования выступают основные положения теории изобразительного искусства В.И. Жуковского, Н.П. Копцевой, Д.В. Пивоварова; принцип классификации знаков Ч.С. Пирса; принципы теорий цвета С.М. Эйзенштейна и В. Стораро; метод философско-искусствоведческого анализа произведений киноискусства; общенаучные методы такие, как анализ, синтез, экстраполяция, формализация, индукция, дедукция. На материале философско-искусствоведческого анализа кинопроизведения «Конформист» определен механизм действия цвета: 1) установлено, что цвет не прекращает действие на материальном, индексном, суммативно-иконическом и интегрально-иконическом статусах кинопроизведения; 2) доказано, что художественная идея фильма сформулирована с помощью цветовых образов, и визуализированы ключевые идейные аспекты кинофильма: «образ нормальности» и «идентичности» (коричневый/серый), «образ инаковости» и «непохожести на других» (голубой/синий).
Авдеева Ю.Н. - Теоретико-методологические основы социокультурного проектирования c. 138-149

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.10.1642

Аннотация: Цель данного исследования: выявление специфики социокультурного проектирования для дальнейших социокультурных исследований в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Статья является теоретическим введением в данную проблематику. Актуальность исследования связана с необходимостью интенсивного освоения арктической и северной зоны Российской Федерации. Социокультурное проектирование на данных территориях способно не только повысить качество жизни коренного населения, но и выступить фактором новой, постиндустриальной, занятости в российской Арктике. Основной метод - аналитический обзор современных исследований по теме социального культурного проектирования. Критический анализ научной литературы позволяет выделить основные принципы социокультурного проектирования. Статья представляет собой обоснованный выбор теоретических и методологических концепций для дальнейшего практического социокультурного проектирования в арктической зоне Красноярского края, где компактно проживают коренные малочисленные народы Севера. По результатам исследования и проведенной аналитической работы будетразработана концепция социокультурного проекта, направленного на преобразование социокультурной среды долган и сохранение культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.