Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Социальные исследования и мониторинг"
Социальные исследования и мониторинг
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - "И неживого небосвода всегда смеющийся хрусталь": цивилизация на перепутье c. 1-25

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.2.17722

Аннотация: Предметом исследования являются глобальные вызовы, стоящие перед цивилизацией в начале третьего тысячелетия. Многочисленные факты свидетельствуют о тесной взаимосвязи между историей людей и историей природы. Биохимические процессы, по мнению ряда исследователей, оказывают прямое воздействие не просто на характер поведения отдельных людей, но в целом всего социума. Л.Н. Гумилев называет данное явление эффектом пассионарности. На необходимость равных отношений с природой указывают такие несхожие течения, как отечественные философы-космисты, антропологи и экологи XX в., общественные деятели XX – XXI вв., представители современных зеленых. Методом исследования в статье является комплексный социологический и культурологический подход, позволяющий рассмотреть проблему кризиса современной цивилизации под углом разных точек зрения. В статье используются данные контент-анализа отечественной прессы и интернет-источников. Происходящие процессы глобализации и развития научно-технического прогресса на наших глазах ведут человечество в тупик. Вопреки прогнозам Д. Белла не стало панацеей от глобальных проблем постиндустриальное общество. Дальнейшая фаза развития социума должна опираться на совершенно новое мышление, основы которого заложены В.Г. Вернадским, а затем расширены его последователями и учениками.
Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. - О результатах мониторинга педагогических кадров московской области в условиях новых профессиональных стандартов c. 1-9

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.10.2083

Аннотация: Статья посвящена анализу результатов, полученных в процессе мониторинга педагогических кадров Московской области на соответствие современным требованиям, предъявляемым учителю – предметнику в условиях новых образовательных и профессиональных стандартов. Целью проведенных исследований было выявление профессиональных затруднений и методических проблем у учителей по таким областям как общепедагогическая, научно-теоретическая, методическая, информационно-коммуникационная. Основными задачами исследования были оценка знания преподавателями новых методов и приемов обучения, умения организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся, знание о достижениях современной науки и практики. Исследования проводились среди педагогических работников в виде Веб-анкетирования, компьютерного тестирования, интервьюирования, сбора косвенных данных. По результатам проведенных исследований определены потребности педагогических кадров. Предположены пути решения выявленных проблем и затруднений для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Для реализации всех новых возможностей на практике необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Педагог должен уметь создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Гольцова Е.В. - Исследование социально-средовой детерминации миграционного поведения молодёжи Иркутской области c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.2125

Аннотация: Объектом исследования является миграционное поведение молодёжи. Предметом исследования является специфика формирования миграционного поведения молодёжи Иркутской области. Молодёжь по-разному проявляет своё миграционное поведение, демонстрируя как высокую мотивацию к миграции, так и полный отказ от неё. Автор подробно рассматривает социально-средовые факторы детерминации миграционного поведения и определяет степень их влияния на формирование миграционных установок. В последние десятилетия наблюдается большой отток молодёжи из Иркутской области. Молодые люди имеют различные миграционные установки, выявление которых было целью исследования. В исследовании использованы такие методы, как анкетирование (опросный метод), а также общие научные методы, связанные с интерпретацией полученных результатов. Исследование, направленное на выявление миграционных установок, показало, что модель миграционного поведения молодёжи Иркутской области формируется под непосредственным воздействием социально-средовых факторов социальной среды, а также под влиянием субъективных характеристик респондентов. В исследовании проанализированы как мотивирующие, так и демотивирующие факторы, выявлены корреляционные связи между внешними и внутренними факторами детерминации миграционного поведения.
Кабанов П.А. - ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: анализ статистических показателей 2007-2012 гг. c. 10-21

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.2.10950

Аннотация: в качестве предмета проведенного исследования выступают: - официальные количественные статистические показатели характеризующие состояние коррупционной преступности в Республике Беларусь за период с 2007 по 2012 гг.;- официальные статистические данные, характеризующие жертв коррупционных преступлений в Республике Беларусьз а период с 2007 по 2012 гг.;- официальные статистические данные, отражающие социально-демографические характеристики жертв коррупционных преступлений в Республике Беларусь за период с 2007 по 2012 гг.;- тенденции, характеризующие виктимологическую составляющую коррупционной преступности в Республике Беларусь;- социальные последствия, характеризующие состояние коррупционной преступности в Республике Беларусь в качестве основного метода исследования виктимологической характеристики корррупционной преступности в Республике Беларусь использовался метод статистического анализа представленной информации в работе впервые в криминологической науке исследуются вопросы виктимологической характеристики коррупционной преступности Республики Беларусь за период с 2007 по 2012 гг. на основе данных официальной статистики Информационного центра МВД Республики Беларусь. В результате проведенного исследования выяснилось, что в Республике Беларусь налажен учет не только характеризующий количественные показатели зарегистрированных преступлений и лиц, их совершивших, материального вреда от них совершения, но и их жертв, с помощью которого возможен статистический анализ состояния коррупционной преступности, её негативных социальных последствий, в том числе и осуществить виктимологическую характеристику жертв. Проведенный статистический анализ показал, что наибольшее количество жертв коррупционной преступности приходится на коррупционные хищения, злоупотребления властью или служебным положением, значительное количество физических лиц становится жертвами превышения власти и взяточничества, а жертвами бездействия власти регистрируются единицы. В основном в качестве жертв коррупционной преступности выступают граждане этого государства, а доля иностранцев в общей структуре жертв незначительна. Образный портрет жертвы коррупционной преступности может выглядеть следующим образом: гражданин Республики Беларусь, мужчина, в возрасте от 18 до 49 лет, по социальному положению – рабочий либо не имеющий постоянного источника дохода.
Деметрадзе М.Р. - Социокультурная основа междисциплинарности внутригосударственной политики и международных отношении современности c. 15-35

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.1.10758

Аннотация: Модернизационный характер современных глобальных процессов требует новых знаний, высокой квалификации государственного управления. Это необходимое условие институционализации модернизационных процессов во всех сферах жизни общества, участия в мировой экономической системе на современной основе, ведения внутренней и внешней политики в интересах общества и человека.Модернизационные показатели сегодня определяют авторитет, статус, престиж, уровень развития государств, а не территориальные, военные либо природные ресурсы. Вот почему все более тесно переплетаются внутренняя и внешняя политика, и вот почему эта проблематика непосредственно связана с распространением современных стандартов в разных сферах жизни общества.Без такой внутренней политики включенность государств в глобальные модернизационные процессы не только искажается и обессмысливается, но и сами государства лишаются статуса полноценного участника международных отношений. Социокультурная методология междисциплинарности вводит методы анализа ситуации, диагноза проблем и прогноза построения модели социокультурного пространства в будущем и участия общества, страны в современных модернизационных процессах. Ключевую роль играет идея-цель модернизации, которая создает содержательную матрицу курса страны и отвечает на вопросы: что надо изменять, как и почему, к чему следует стремиться, с какой пользой для общества и в какие временные рамки. Социокультурные методы междисциплинарности являются инструментом воздействия на конкретные объекты, определяют траекторию их перехода из одного состояния в другое и параметры движения к цели.
Деметрадзе М.Р. - Социокультурная основа междисциплинарной методологии социально-гуманитарных наук c. 17-40

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1072

Аннотация: Предметом исследования» являются социологические, экономические, политические, правовые, культурологические теории и дисциплины; методология их соединения, социокультурная основа междисциплинарности и ее внутренняя и внешняя структура; специфика применения во внутренней и внешней политике.Неотъемлемой частью современной системы международных отношений являются вопросы безопасности, модернизации, социализации, социального партнерства, социальной справедливости, социального равенства и социального благополучия общества, государств. В нее внедрены новые правила участия стран и их взаимодействия, принципы конкуренции, соотношения внутренней и внешней политики, современные стандарты качества жизни граждан, механизмы установления приоритета норм международного права, системы контроля государств и т.д.Если после Второй мировой войны международные организации, прежде всего ООН, контролировали государства на основе международного права, то специфической чертой настоящего времени становится тот факт, что начиная с конца ХХ века такая система контроля усилена рядом механизмов социального контроля. Их внедрение было вызвано множеством обстоятельств: усилением дистанции между развитыми и отстающими государствами, доминированием интересов сильных государств на международной арене, политизацией государственной политики в обществах традиционного типа, торможением процессов модернизации, слабое внимание к вызовам модернизации, замкнутость традиционных обществ и т.д. Таким образом, целью создания механизмов международного социального контроля является нейтрализация угроз международной безопасности и отчужденности традиционных обществ в отношении либерально-демократических ценностей, первичности человеческого фактора в государстве и принципов социального государства. Социокультурная методология исследованияНеотъемлемой частью современной системы международных отношений являются вопросы безопасности, модернизации, социализации, социального партнерства, социальной справедливости, социального равенства и социального благополучия общества, государств. В нее внедрены новые правила участия стран и их взаимодействия, принципы конкуренции, соотношения внутренней и внешней политики, современные стандарты качества жизни граждан, механизмы установления приоритета норм международного права, системы контроля государств и т.д.Если после Второй мировой войны международные организации, прежде всего ООН, контролировали государства на основе международного права, то специфической чертой настоящего времени становится тот факт, что начиная с конца ХХ века такая система контроля усилена рядом механизмов социального контроля. Их внедрение было вызвано множеством обстоятельств: усилением дистанции между развитыми и отстающими государствами, доминированием интересов сильных государств на международной арене, политизацией государственной политики в обществах традиционного типа, торможением процессов модернизации, слабое внимание к вызовам модернизации, замкнутость традиционных обществ и т.д. Таким образом, целью создания механизмов международного социального контроля является нейтрализация угроз международной безопасности и отчужденности традиционных обществ в отношении либерально-демократических ценностей, первичности человеческого фактора в государстве и принципов социального государства.Недооценка на глобальном уровне специфики современного имиджа, статуса и престижа страны, в основе которых лежит социально-экономическое благополучие граждан, обусловили создание в 90-е годы ХХ века специальных механизмов в системе ООН, которые получили название индикаторов и индексов оценки разных сфер жизни общества – социальной, экономической, политической, правовой, культурной. Именно эти показатели и определяют степень развитости либо отсталости государств, а не размер территории либо военный потенциал страны. Такая смена парадигм говорит об укреплении связи внутренней и внешней политики страны, институционализации процессов в системе управления, что требует особого внимания как в области науки, так и в системе образования.Возрастает роль связи науки и образования, а также значение многостороннего изучения ситуации, методов получения рационально-конструктивной информации и т.д. И все это возможно только с помощью междисциплинарного подхода, который требует разработки соответствующей методологии и специальной подготовки студентов, будущих специалистов как в области права, управления, экономики, так и в сфере международных отношений.Междисциплинарность придает фундаментальность современной образовательной системе, без которой она не может обеспечить подготовку специалистов высшей квалификации и их конкурентоспособность с выпускниками вузов стран Запада. - освоение методов междисциплинарности социально-гуманитарных теорий; требований современной науки и системы образования; многостороннего подхода к ситуации;- понимание возросшего значения междисциплинарности в условиях современности; получения рационально-конструктивной информации о разных сферах жизни общества – социальной, экономической, политической, правовой, культурной;- выявление специфических черт современных модернизационных процессов, вызовов и требований модернизации для каждого общества и государств в условиях глобализации;- изучение применения принципов междисциплинарности и созданных на их основе экспертных методов, социокультурных индикаторов, относящихся к конкретным объектам и процессам;- освоение приемов социокультурной междисциплинарности, направленных на преодоление и устранение проблем в различных сферах жизни нашего общества; соотнесение процессов с современными стандартами социальной жизни; построение социокультурной модели развития страны, которая повысит ее имидж и статус в современных международных процессах, приведет к смене парадигм ее участия в международных отношениях и т.д.
Хребтов М. - Социологический анализ представлений о «войне» и «мире» в современном обществе (на материале фокус-группы) c. 17-34

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.7.15930

Аннотация: Предметом исследования является реконструкция представления о войне и мире в современной молодежной среде. Актуальным являются междисциплинарные исследования, поэтому феномены войны и мира рассмотрены не сами по себе, как объективно существующие, но в контексте образов, представлений, существующих в коллективном бессознательном современных российских молодых людей. Подобного рода исследования позволяют осуществлять своеобразный мониторинг состояния российского социально-культурного пространства, реконструировать его содержание в важнейших узловых точках. Концепты "война" и "мир" являются значимыми для современного российского социокультурного пространства, поэтому их исследование с помощью междисциплинарного подхода достаточно актуально. Основной метод исследований - фокус-группа. Подробно описываются материалы исследования, цели и задачи, приводится опросник, на базе которого проводилась фокус-группа. Понятия «война» и «мир» существенно изменились за последние 30-50 лет. Понятие «войны» в настоящее время совершило эволюционный скачок. «Война» заняла такие информационные пространства, как новости, газеты, блоги, интернет-сайты, а понятие «мир» начинает исчезать, становясь более недосягаемым. Война в XXI веке носит оттенок мирного характера. «Война» и «мир» в настоящее время становятся идентичными понятиями. Эти феномены начинают существовать внутри друг друга, становясь всё больше неотъемлемыми частями целого, дополняя один другое.
Борисенков А.А. - О новой парадигме в политической науке c. 22-54
Аннотация: В статье раскрывается новая парадигма, составляющая инновационный подход к исследованию политического бытия. Рассматриваются особенности становления парадигмального знания в современной политической науке. Отмечается обусловленность новой парадигмы развитым состоянием политики как явления, а также представлениями о политической целостности и политической структуре. Показано значение новой парадигмы для дальнейшего развития политической теории.
Бильтрикова А.В. - Статистика бедности: региональные показатели c. 22-27

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2121

Аннотация: В статье рассматривается общая картина бедности в республике Бурятия и в регионах Сибирского федерального округа. Для обоснования существующего уровня бедности, дается анализ, систематизация и обобщение данных Федеральной службы и региональных служб статистики. Рассматриваются методы определения уровня жизни и уровня бедности населения в России и ее регионах. Показано, что Республика Бурятия относится к группе регионов с невысокой плотностью населения и невысоким уровнем социально-экономического развития по сравнению с общероссийскими показателями. Методология строится на применении общелогических методов научного исследования, системного анализа, на общенаучных принципах познания социальных явлений. По данным статистики, основывающейся на абсолютном измерении бедности, ее уровень в республике Бурятия сопоставим с наиболее благополучными регионами Сибирского федерального округа, таким, например, как Красноярский край. Более реальная картина бедности представляется с точки зрения медианного подхода, что говорит о несовершенстве абсолютного измерения бедности.
Горбунова А.А., Борисова О.В., Максимова С.Г. - Гражданская и этническая идентичности в оценках населения Алтайского края c. 23-33

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.12.1700

Аннотация: Изучение особенностей проявления этнической и гражданской идентичностей в современных социально-экономических условиях приобретает особую значимость в развитии многонационального российского общества. Предметом исследования данной статьи является анализ оценок населения своей этнической и гражданской идентичности и условий их формирования на региональном уровне. Особое внимание в условиях полиэтничной среды региона уделено выявлению особенностей проявления гражданской и национальной идентичности в представлениях людей, различных национальностей. В процессе исследования определены основные параметры гражданственности, получены характеристики гражданской и этнической идентичности. В качестве основного метода исследования выступает анкетирование, проведенное среди населения Алтайского края в 2015 году. Проведенное учеными Алтайского государственного университета социологическое исследование свидетельствует о высокой степени значимости для жителей региона дифференциации по этническому признаку в условиях полиэтничного состава территории, а также достаточно высокой степени сформированности гражданской идентичности. Исследования в данном ключе позволяют современной социально-гуманитарной науке лучше понимать процессы, происходящие в российском социуме и получить определенные практические наработки для их дальнейшего изучения.
Семилет Т.А., Мансков С.А., Куляпин А.И., Колесов И.Ю., Мансурова В.Д., Лукашевич Е.В., Шелкова С.В., Фотиева И.В., Деминова М.А. - Динамика языка в реалиях современности: междисциплинарный межвузовский круглый стол ученых c. 30-45

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.9.20353

Аннотация: Межвузовский междисциплинарный круглый стол ученых «Динамика языка в реалиях современности» объединил представителей разных вузов Алтайского края: лингвистов, литературоведов, журналистов, философов – с целью эксплицировать и диагностировать процессы, происходящие в языке под воздействием современной социокультурной ситуации. В ходе обсуждения обозначены следующие наиболее существенные, по мнению участников, проблемы: «болевые точки» динамики языка в современной социокультурной реальности; постмодернистские тенденции в языковой картине мира, ментальность как ингерентное свойство языка, иноязычные заимствования и языковые миксы, их культурный смысл; динамика концептуальной структуры слова в сознании носителей языка, сокращение содержательно-смысловой сферы текстов в современной массовой коммуникации, нарушение небуквенной графики как контркультурная угроза концептосфере русского языка, тренд «клиповости» в информационной среде современности, позитивные тенденции в дискурсе современной массовой коммуникации. Методы исследования: структурный, структурно-функциональный, культурно-исторический, интерпретативный, контекстуальный анализ, дискурсивный анализ, лингвокультурный анализ, психолингвистический анализ, включенное наблюдение, лонгитюдное экспериментальное исследование значения слова интеллигент в обыденном сознании носителей русского языка. В ходе обсуждения динамики языка в современных социокультурных реалиях были выявлены факторы, обусловливающие его изменчивость и устойчивость, позитивные и негативные тенденции в развитии языка в целом и языка массовой коммуникации, изменения в языковой картине мира, культурные эффекты иноязычных заимствований и необоснованных попыток реформирования языка, смысловые смещения слов под влиянием социокультурных изменений, сокращение содержательно-смысловой сферы текстов в современной медиасреде, контркультурный смысл произвольного обращения с внебуквенной графикой, возможности преодоления «клиповости» современного медиатекста и его восприятия, позитивные тенденции в модернизации медиадискурса.
Павенков О.В., Шмелев И.М., Рубцова М.В. - Корреляционный анализ социального и «совладающего» поведения религиозных личностей: проблемы социальной и психологической диагностики c. 30-40

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.6.20531

Аннотация: Изучение способов преодоления личностью трудных жизненных ситуаций привело к появлению нового направления исследований в психологии – исследованию совладающего поведения, или копинг-поведения (от англ. coping behavior), которые на сегодняшний день активно развиваются как за рубежом, так и в отечественных исследованиях. Так, в рамках изучения механизмов стресса Р. Лазарусом и С. Фолкман была разработана когнитивная теория совладания. Сторонники психоаналитического подхода, в частности, В.Вайлент, Т.Кройберг, К. Менингер, Н.Хаан. Р. Моуз и др. разрабатывали эго-ориентированную концепцию совладания, рассматривающая процесс совладания с трудностями в виде защитных психологических механизмов. Ими была предложена мысль, согласно которой совладание является относительно устойчивым личностной предпосылкой, предопределяющей реакцию человека на тот или иной стрессовый фактор. Психодиагностическое исследование на всех этапах производилось только в светлое время суток (утром и днем), только в учебных аудиториях обозначенных учебных заведений, с полного добровольного согласия самих обследуемых. В исследовании приняли участие православные молодые люди в возрасте 20-32 года в количестве 284 человек. Полученные результаты говорят о наличии у истинно религиозных личностей "активной неадаптивности", являющейся самостоянием и самополаганием личности в мире. Внешне она проявляется в форме защитного поведения (r= 0,43 при p=0,01). При этом ее сущность состоит в необходимости проявлять смирение перед сложившей ситуацией. Религиозные студенты стремятся решать проблемы за счет их положительного переосмысления и рассмотрения их как стимула к развитию личности, однако слудует отметить, что для малорелигиозных студентов характерно стремление испытуемых искать выход из трудной жизненной ситуации путем конфликтного взаимодействия с окружающей социальной средой.
Самбуров Э.А. - Связь методологии и прогностики c. 34-38

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.5.18166

Аннотация: Предметом исследования является влияние системно-диалектической методологии научного познания на прогностику. Автор анализирует взаимосвязь методологических принципов познания и основных положений прогнозирования событий будущего как специфического вида познания. Возможное и действительное едины. Возможность следует рассматривать как предпосылку нового в развитии действительности, как тенденцию ее развития. Таким образом, возможность, с нашей точки зрения, есть будущее в настоящем. Принцип единства возможного и действительного рассматривается в статье как исходный для современной прогностики. В предлагаемой работе исследуются как структура настоящего, так и способы выявления информационной составляющей будущего в настоящем. Автором статьи определены приоритетные моменты научного предвидения сегодня: во-первых, насущная необходимость приобщить к прогнозированию более широкий круг исследователей и профессионалов-практиков; во-вторых, стремление повысить результативность прогнозирования. Материал данной статьи предполагает участие читателя в выработке продуктивных решений поставленных проблем.
Полюшкевич О.А., Иванов Р.В., Борисова Ю.В. - Представления о социальной успешности c. 37-44

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.10.1992

Аннотация: Предметом исследования выступают социальные представления. Авторы уделяют особое внимание социальным представлениям о социальной успешности, так как данные представления позволяют судить о ценностях и нормах, идеалах и идолах доминирующих в обществе в конкретный исторический момент. Изменение представлений позволяет проследить формы и векторы трансформации общества, выявить причины и последствия социальной динамики. Особое внимание уделяется гендерному разделению в представлениях о социальной успешности, выявляются социокультурные предпосылки и локальные условия развития гендерных отличий в социальных представлениях. Методология исследования строится на изучении социальных представлений через принципы социального конструтирования и символического функционализма. В процессе изучения применялись такие методы как опрос и трансимволический анализ. Основным выводом исследования являются то, что изменение идеалов общественного сознания о развитии социального успеха среди мужчин и женщин носит неоднозначный характер. С одной стороны, на данную трансформацию влияют социально-культурные изменения, происходящие в обществе, заставляя людей подстраиваться под них, с другой стороны – сильны и достаточно жестко встроены в жизнь культурно-традиционные рамки – ограничивающие схему возможного изменения отношения к успеху. Мужчины и женщины выбирают разные стратегии адаптации к новым условиям, поэтому и образы восприятия «успеха» формируются не одинаково. Научная новизна работы в анализе специфики социальной успешности в социальных представлениях россиян.
Яник А.А., Попова С.М. - О системе социального мониторинга на основе качественных данных о состоянии российского общества c. 39-57

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.5.18966

Аннотация: Настоящая работа посвящена методологическим подходам и оценке возможностей создания общенациональной системы мониторинга состояния российского общества на основе качественных данных. В рамках междисциплинарных исследований проведен анализ современного зарубежного и отечественного опыта использования качественных данных для мониторинга общественного развития. Рассмотрены барьеры, затрудняющие повышение наукоемкости действующих механизмов управления общественным развитием, в том числе проблемы, связанные с достижением общественного консенсуса о моделях желаемого будущего, выбором целевых показателей развития и принципов оценки успеха. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, компаративный (в том числе сравнительно-правовой и сравнительно-исторический) анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Особое внимание уделено подходам структурного функционализма, представлениям об обществе как о саморазвивающейся системе, ключевыми характеристиками которой являются устойчивость и адаптивность. Сделан вывод о том, что новые глобальные вызовы привели к изменению концептуальных представлений о смысле и целях общественного развития и соответствующей модификации метрики прогресса, в которой все большую роль стали играть качественные данные и субъективные оценки людей. Анализ показал, что в современной России имеются все необходимые структурные элементы для создания системы согласования и актуализации целевой модели общества, а также постоянно действующей общенациональной системы социального мониторинга (с использованием качественных данных о состоянии общества) как важного элемента системы государственного стратегического управления. Однако для практического решения этой задачи требуется политическая воля и нестандартные административные шаги, которые позволили бы в короткие сроки создать институционально-правовые условия для возникновения устойчивой экосистемы, объединяющей на единой технологической платформе ресурсы и возможности государственных, академических и частных структур.
Новохацкая О.В., Артемов В.А. - Сельская повседневность: ценностно-функциональные характеристики c. 41-51

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.6.20662

Аннотация: В статье рассматриваются такие элементы повседневности как ценности, ценностно-функциональные характеристики повседневной деятельности, отношения с другими людьми в рамках одной общности. Функциональные и ценностные характеристики представляют собой очень важную сторону повседневности, являясь существенным и необходимым дополнением ее продолжительности, отражаемой в бюджете времени. Но эта сторона повседневности почти не затрагивается ни в исследованиях бюджетов времени, ни в изучении ценностных ориентаций. В задачи нашего лонгитюдного исследования повседневной деятельности (1986-2012) анализ этой стороны на первом этапе тоже не входил. Но по мере продолжения исследования, особенно в разных социально-экономических условиях, в период, когда происходили коренные изменения в положении разных групп населения, в ценностной сфере, обращение к этой стороне повседневности стало необходимым. Цель статьи - представить информацию о ценностях и функциях повседневной деятельности, полученную в последнем (2011-2012) бисезонном обследовании условий жизни, повседневной деятельности и использования времени сельского населения. Используется динамический подход к анализу оценок и мнений сельских жителей о разных сторонах повседневности. Акцент делается на изменения относительно друг друга оценок значимости и ценности основных видов деятельности. Полученные данные позволяют вести анализ изменений условий жизни, ценностных ориентаций сельского населения за длительный период. Выявлена тенденция сокращения ценности труда и увеличения значимости поддержания социальных контактов и связей. Усилилась ориентация на семью, ее материальное благосостояние, в чем проявляется глубинная тенденция на сохранение роли семьи в российском обществе.
Ситникова А.А. - Современные практики форсайт-исследования будущего социально-антропологических систем, в том числе этнокультурных групп северных регионов Российской Федерации c. 44-62

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.9.13405

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены принципы проведения современного форсайт-исследования. Во введении определено место форсайт-исследования в кругу других операций с прогнозированием будущего, таких как: прогнозирование, научная фантастика и планирование. Перечислены преимущества форсайт-исследования перед ними как наиболее научного и достоверного подхода к предвидению будущих сценариев развития определенных явлений в жизни человечества.Второй раздел статьи посвящен описанию современных методик проведения форсайт-исследования. Приведена статистика наиболее употребляемых методов форсайта согласно данным европейского исследования 2007 года, представлено краткое описание и область применения наиболее применяемых методов – обзора литературы, библиометрического анализа, Делфи-опроса, критических технологий, метода проведения экспертных панелей, мозгового штурма, разработки сценариев будущего, SWOT-анализа и др. Приведена схема наиболее традиционных сочетаний нескольких методов для проведения комплексного форсайт-исследования.Третий раздел статьи посвящен построению стратегии использования методов форсайт-исследования для изучения социально-антропологических систем и этнически-культурных популяций. Основной метод исследования - аналитический и критический обзор научных источников. В результате обзора методов форсайт-анализа предлагается определенная методологическая стратегия форсайт-исследования северных регионов Российской Федерации. В данной части фиксируется то, что в настоящее время культурологические форсайт-исследования находятся на стадии становления, формулируются некоторые базовые принципы методологической стратегии культурологического форсайт-исследования. Помимо этого в статье выделен спектр существующих методов форсайт-исследования, которые должны быть применены для изучения этнокультурных систем. В частности, подчеркивается значимость проведения гражданских панелей, что отличает форсайт-исследование этнокультурной системы от других областей его применения (политики, промышленности, экономики и т.п.). Также в статье предложен спектр тем для проведения экспертных панелей по изучению будущего этнокультурных систем.
Селиванова З.К. - Сравнительный анализ жизненных целей и ценностных ориентаций старших подростков Москвы и городов Башкортостана c. 45-54

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.8.18852

Аннотация: Объектом исследования являются старшие городские подростки возрастной категории 14-17 лет Москвы и городов Республики Башкортостан.Цель работы: сравнительный анализ некоторых аспектов духовного мира молодежи старшего подросткового возраста Москвы и городов Башкортостана. Эмпирические результаты получены автором в ходе серии прикладных социологических исследований в городах Республики Башкортостан в 1993-2014 гг. и в 2014 г. в Москве. Предмет исследования: жизненные цели, ценностные ориентации и некоторые духовные потребности городских старших подростков. Метод исследования: анкетный опрос в средних школах, училищах, техникумах по пропорциональной квотно-гнездовой выборке, обеспечивающей высокую репрезентативность. При анализе результатов опроса использованы следующие методы: составление таблиц сопряженности, количественный сравнительный анализ, ранжирование. Основным выводом исследования является утверждение, что подростки городов Башкортостана и Москвы воспроизводят традиционные для россиян жизненные цели, ценностные ориентации и наличие друзей. Новизна исследования заключается в том, что подобные сравнительные исследования проводятся в России впервые.В качестве рекомендации предлагается осуществлять на систематической и комплексной основе сравнительные научные исследования подростков и молодежи в целом, проживающих в разных регионах страны.
Мочалин А.В. - Эволюция электорального поведения в процессе социализации молодежи российской провинции c. 45-62

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.10.2067

Аннотация: Предметом исследования явились особенности электорального поведения молодежи российской провинции (на примере Белгородской области) и эволюция моделей электорального поведения в условиях социально-экономической нестабильности общества переходного типа. Особое внимание уделяется изучению факторов и условий, оказывающих влияние на динамику электоральной активности молодежи и ее электоральной социализации. Рассмотрены перспективы социальной мобильности молодежи в рамках избирательного процесса в различных социальных статусах. Обосновывается потребность в выстраивании комплексной системы управления электоральным поведением как фактора повышения эффективности социализации молодежи. В работе использованы следующие количественные и качественные методы прикладного социологического исследования: социологический опрос, а также системный подход, логический, сравнительный, статистический и другие общенаучные методы, которые используются в современных общественных науках. Научная новизна работы опосредована недостаточностью значимых социологических исследований динамики электорального поведения молодежи российской провинции в условиях турбулентности российского общества и актуальностью дальнейшего изучения данной проблематики. Результаты исследования позволят расширить сферу изучения проблем электоральной социализации молодежи, их активного включения в политическую жизнь как в социологии, так и в смежные научных областях – политологии, избирательном праве, психологии, педагогике и образовании. Практическая значимость работы связана с разработкой рекомендаций органам государственной и муниципальной власти в сфере совершенствования технологий повышения электоральной активности молодежи в ходе предстоящих в России избирательных кампаний 2017-2020 гг. Анализ динамики моделей электорального поведения молодежи характеризуется отходом от пассивных моделей (традиционного голосования, мобилизационных и корпоративных моделей) к активным (модели рационального выбора, модели участия и т.п.), связанным со стремлением к самореализации в рамках избирательных процедур в различных электоральных статусах. Анализ мотивов электорального поведения респондентов свидетельствует о том, что поведение молодежи становится все более целерациональным. Выявленная динамика потребности молодежи занять более активную позицию в рамках избирательного процесса отражает тенденции последних лет, связанные с общим ростом общественно-политической активности молодежи, её осознанием особого места в развитии страны.
Решетников В.А., Самбуров Э.А., Кащаев А.Е. - Симулятивность в структуре общественного развития c. 46-61

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.3.17754

Аннотация: Предметом данной статьи является изучение различных примеров симулятивности в структуре современного общества, обуславливающей антиномии социального воспроизводства и социальной динамики. Качественным показателем социальных сдвигов, приведшим к формированию симулятивных пространств и образов в современной культуре являются этапы социальной рефлексии происходящих процессов. Авторы детально анализируют социально-политические и культурно-экономические сдвиги, на равнее с социокульурными и духовно-нравственными изменениями за последние годы. Данные факторы приводят к формированию новой идеологии общественного воспроизводства страны. Методология исследования строится на системном изучении социальной реальности, основанной на сравнении, сопоставлении, анализе и синтезе социальныхпроцессов Новизна данной работы в системном анализе антиномий общественного развития и выявления симулятивных образов и форм социального воспроизводства. В работе проводится детальный анализ на символическом и конитивном уровне происходящих социокультурных трансформаций в разных сферах жизни общества: экономике, политике, культуре, религии, ценностях и т.д.
Бакланова О.А., Душина Т.В. - Социальность как предмет социокультурного анализа c. 52-58

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.6.23340

Аннотация: В качестве предмета исследования в статье выступают особенности структурных, динамических и функциональных аспектов феномена социальности. Указывается, что постоянное совершенствование теоретико-методологического инструментария для релевантного описания происходящих изменений наблюдается в рамках социальной теории. Рассматриваются также методологический инструментарий и основные стратегии изучения социальности, с кратким обзором их эффективности. Обосновывается релевантность социокультурного подхода как исследовательского инструментария, позволяющего эффективно отражать особенности социальной динамики. Существует множество подходов к интерпретации социальности в современной социальной теории. В том числе, существуют дисциплинарные подходы (биологизаторские, социально-философские социологические, культурологические) и междисциплинарные подходы (например, социально-феноменологические). В целом, они поддаются систематизации по исследовательским стратегиям. Большинство из этих подходов распадаются на основные четыре направления: социоцентричные, биологоцентричные (или психологические), культуроцентричные и философские, рассматривающие предельные основания данного феномена. Подчёркивается, что социокультурный подход позволяет найти средства непротиворечивого объединения основных данных направлений. В качестве новизны дается определение социальности как особого рода совместности, основанной на культурном взаимодействии и фундированной ценностным единством.
Шабыков В.И., Кудрявцева Р.А. - СМИ и художественная литература на марийском языке в информационно-коммуникационной среде Республики Марий Эл c. 53-60

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.1905

Аннотация: Предмет исследования в статье – это отношение населения Республики Марий Эл к средствам массовой информации (теле- и радиопередачам, газетам и журналам) и художественной литературе на марийском языке, их месту в информационно-коммуникационной среде данного полиэтнического региона в середине 2010-х годов. Поставленная проблема рассматривается с учетом таких факторов, как национальная принадлежность, возраст и место жительства респондентов. Статья является обобщением результатов социологического опроса среди жителей РМЭ, проведенного в 2015 году отделом социологии Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В. М. Васильева на тему «Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл». В качестве метода исследования используется дискурс-анализ, в рамках которого изучается общественное сознание населения в его цензовой многослойности. Необходимостью сопряженного анализа мнения различных цензовых групп социума вызвано обращение авторов к сравнительному методу исследования. Информационно-коммуникационная среда республики в аспекте проблемы отношения населения к СМИ (теле- и радиопередачам, газетам), журналам и художественной литературе на марийском языке исследуется впервые. Марийские теле- и радиопередачи, газеты, журналы и художественные тексты, главным образом, представляют интерес для коренного (марийского) населения республики, но и этот интерес не масштабный; внимание к ним со стороны представителей других национальностей минимальное. В статье доказывается актуальность для региона проблемы выработки в общественном сознании этнокультурно-интеграционной стратегии, направленной как на сохранение этнической идентичности через медиа и художественные тексты на родном языке, так и на развитие билингвизма и полилингвизма, особенно в русскоязычной, городской и молодежной среде.
Москвич Ю.Н., Феклистов А.Г. - Сравнительное исследование ценностей прогрессивного развития среди студентов гуманитарных направлений университетов c. 60-80

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.10.1342

Аннотация: Проведено исследование ценностных установок студентов университетов Красноярска и студентов Филиала Московского государственного университета культуры в городе Жуковском в модели «прогрессивной» и «статической культуры». Установлено, что для большинства студентов значимы все ценностные установки «прогрессивной культуры», кроме ценности децентрализации и горизонтальности связей. Даётся анализ полученных результатов по каждой из ценностной установки. Выявлены региональные отличия ценностных установок студентов в зависимости от географии проживания и учебы.Даны оценки шансов успешной модернизации в России. Основной метод - групповые опросы среди студенческих групп, аспирантов и экспертов. Полученные результаты были обсуждены и интерпретированы в соответствии с темой исследования. Проведенные исследования мнений студентов и экспертов города Красноярска и города Жуковского позволили получить несколько важных результатов. В отличие от бытующих представлений о неготовности населения страны к модернизации полученные результаты говорят об ином. Установлено, что большинство студентов-гуманитариев вне зависимости от географии обучения разделяют ценности «прогрессивной культуры» стран, совершивших успешную модернизацию, и руководствуются ими в своей практической деятельности. Имеющиеся у большинства студентов позитивные ценностные установки в целом формируют у них потребности в обновлении и модернизации страны, формируют представления о высоких шансах успешной модернизации России и важности процессов модернизации сознания населения для реализации этих шансов.
Яишников А.Ю. - Уязвимость как фактор риска вузовской социализации c. 61-68

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.11.2118

Аннотация: Предметом исследования в статье является оценка студентами собственной уязвимости как неотъемлемая характеристика институциональных и личностных рисков социализации в высшем учебном заведении. На основе собственного подхода к изучению социализации в вузе автор подробно рассматривает характеристики, выделенных с точки зрения оценки собственной уязвимости, групп студентов. Целью анализа является проверка гипотезы о наличии взаимной связи между оценкой собственной уязвимости и показателями, характеризующими процесс социализации в высшем учебном заведении. Для выполнения заявленной цели произведена группировка общего массива данных опроса студентов вузов по критерию субъективной оценки настоящего и будущего и предпринят анализ сходства и различий этих групп по ряду социально-демографических и личностных показателей. Анализ убедительно показал наличие связи между самооценками уязвимости и целым рядом показателей успешности процесса вузовской социализации, подтвердив тем самым наличие как институциональных, так и личностных рисков в структуре социализационного контекста студенчества. Данные анализа могут быть использованы при разработке мер по снижению уязвимости студенчества в процессе вузовской социализации, что позволит снизить институциональные риски организации учебного и воспитательного процесса.
Слезин А.А. - Эволюция форм и методов политического контроля среди молодёжи на начальном этапе противоборства советского государства и церкви c. 68-118

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.2.387

Аннотация: Проанализированы законодательство советского государства, выступления его руководителей, которые во многом определили характер взаимоотношений государства и конфессиональных институтов в первые годы советской власти. Показаны особенности осуществления государственной функции политического контроля среди молодёжи, ставшей объектом и субъектом осуществления государственной политики в отношении религии.
Паращевин М.А. - Место религии в представлениях о смысле жизни: российский и украинский контекст c. 68-79

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.19798

Аннотация: Предметом исследования является роль религии в определении смысла жизни верующих современных России и Украины. Религия, в частности христианство, всегда было (и должно быть) источником смысла жизни для своих последователей. Реализация религией такой смыслобразующей и смыслотранслирующей функции является важным условием социальной значимости и влияния религии. В модерных обществах масштабы социальной роли религии неочевидны и являются предметом дискуссии. Для более точного понимания проблемы функциональности религии для современных обществ необходим всесторонний анализ включенности религии в социальные процессы и сознание широких масс населения. Одной из возможных сторон анализа является оценка включёности религии в смысловые структуры массового сознания. Основным методом исследования в данной статье выступает анализ массовых опросов населения Украины и России, с использованием частотного и кросс-табуляционного анализа. На основе осуществлённого анализа делается вывод, что способность православия стать реальной альтернативой доминирующим в модерных обществах "западным" ценностным комплексам существенно ограничена, поскольку транслируемые православием ценности (в частности ориентация на привязку жизненных целей к трансцендентному источнику), не находят массового отклика. Продемонстрировано, что для большинства верующих россиян и украинцев религия в значительной мере перестала быть основой смысловой структуры. Это, в свою очередь, наряду с низкой воцерковленностью, слабым знакомством с православной догматикой, готовностью к самостоятельному формированию смыслов своей религии, готовностью к включению в эти смыслы элементов из других религий и из светских идеологий, чрезвычайно ограничивает ориентацию на транслируемые Церковью смыслы и ценности.
Кананыкина Е.С. - Система современного образования Южно-Африканской республики c. 73-93

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.7.529

Аннотация: Национальная система Южно-Африканской Республики (далее – ЮАР) – один из ярчайших примеров проявления полисистемного (смешанного) права. Здесь на историческую базу обычного права в XIX в. были имплементированы институты романо-голландского права. С начала XX в традиционные источники прецедентного права стали активно использоваться в системе права данного государства.В настоящее время ЮАР представляет собой яркий пример государства, осуществляющего исторический переход от тоталитарной политической системы с господствующей идеологией расизма и апартеида к государству с либерально-демократической политической системой. Прошлая система образования, находившаяся под контролем центрального Правительства, оперировала дискриминационной практикой на всех уровнях образовательной системы, где господствовала сегрегация на почве крайнего расизма. Эту систему поддерживало и усугубляло существование Департаментов образования – для людей с разным цветом кожи (белых, цветных, черных).
Рябкова Л.А. - Ценностные ориентации в карьере. c. 76-93

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.4.20135

Аннотация: С целью выявления связей процесса формирования ценностных ориентаций с процессом карьерного роста, а так же с целью оценки этой связи среди жителей города Тюмени, административного центра Тюменской области, где фундаментом экономики является топливная промышленность, было проведено исследование. То, как респонденты ценят определенные категории ценностей, реализуют их в повседневной жизни, на работе, и как это им помогает или мешает достигать поставленных целей послужило предметом данного исследования. Методом анкетирования удалось оценить значимость семнадцати ценностей различных классов, установить, на сколько они определяют действия и поступки респондентов, а так же прочие параметры, демонстрирующие связь рабочего процесса со становлением ценностного аппарата. Полученные данные позволили выполнить кластерный анализ и сформировать восемь групп людей. Анализ каждого кластера отображает их специфичность, объясняет возможные причины обнаруженных отличий между кластерами, основываясь на характере зависимости качественных и количественных показателей развития личности. Разработана модель оптимизации выбора карьерных стратегий, которые при реализации учитывают динамичность ценностного аппарата личности. Результаты проведённой работы не только подтверждают результаты некоторых территориальных и всероссийских исследований, но и дают возможность заинтересованному лицу определить тип личности, тип карьеры, для того чтобы предотвратить какие — либо негативные факторы развития ценностей, карьеры и конкретизировать дальнейшие действия человека в процессе осуществления его планов.
Попов Е.А. - Триумвират наук в осмыслении феноменов духовности: социология культуры, социология духовной жизни и социология искусства c. 80-89

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.3.20787

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы осмысления феноменов духовности в рамках социологического знания. Междисциплинарный аспект исследования духовности и ее феноменов предполагает доминирование в этом вопросе философии. Однако с точки зрения социологии при объединении потенциалов социологии культуры, социологии духовной жизни и социологии искусства может быть выработан самостоятельный подход относительно анализа духовного мира человека. При таком взаимодействии речь идет о триумвирате отраслей социологии. И если каждая из них по отдельности решает вопрос о социальном бытии культуры, различных форм духовной жизни и искусства, то их триумвират или теоретико-методологическое взаимодействие обеспечивает высокий уровень участия именно социологии в изучении духовности и получении эвристичных результатов. Это имеет принципиальное значение для результативности междисциплинарного осмысления сложного научного объекта. Таким образом, в статье подчеркнута необходимость рассмотрения сотрудничества трех отраслей социологии для повышения эффективности участия социальных наук в осмыслении феноменов духовности. Методология исследования предполагает обращение к системному анализу, позволяющему изучить феномены духовности как самодостаточные социальные и индивидуальные образования. Основными выводами проведенного исследования являются следующие научные положения: 1) исследование феноменов духовности необходимо осуществлять в тесном взаимодействии различных отраслей науки; 2) сотрудничество социологии культуры, социологии духовной жизни и социологии искусства способно обеспечить исследование феноменов духовности на высоком эвристичном теоретико-методологическом уровне.
Кананыкина Е.С. - Стандарты качества американского профессионального образования c. 88-124

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.5.527

Аннотация: Как известно, изначально экономический рост Соединенных Штатов Америки был связан с развитием массового производства, при котором корпорации строились по принципу "пирамиды". Тогда все решения принимались на вершине пирамиды, а в ее основании находились работники, от которых не ожидалось никаких «усилий ума» и которым для осуществления своих профессиональных функций вполне хватало образования на уровне базовой грамотности и минимальной практической подготовки. Естественно, что с течением времени ситуация стала меняться, требования к умениям работников стали повышаться, однако разрыв между спросом на квалифицированную рабочую силу и предложением такой рабочей силы постоянно увеличивался. В этой связи зарплаты низкоквалифицированных работников уменьшались, а угроза потери работы возрастала. Технологические изменения, реструктуризация и сокращение производства вкупе с усилением конкуренции в глобальном масштабе привели к серьезным изменениям в экономике США.
Лурье С.В. - Опыт полигамных семей у современных российских мусульман: нарративный анализ c. 92-136

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17461

Аннотация: Предмет исследования - современный российский мусульманский мир. Статья посвящена исследованию полигамной семьи у современных российских мусульман. Исследуются вопросы, как полигамная семья воспринимается самими мусульманами, воспитанными в современном российском обществе, какие эмоции российские мусульмане, мужчины и женщины, переживают, какие мотивы ими движут. Эти проблемы рассматриваются на примере материалов с сайта islam.ru за 2009 − 2015гг. Делается вывод, что современное российское мусульманское общество с трудом реализует идею полигамии. Основной метод исследования - нарративный анализ. Материалы исследования взяты с сайта islam.ru. Анализируются подлинные тексты мусульманских женщин, их письма. Общественная оценка полигамных мусульманских семей скорее отрицательная, чем положительная. Отчасти это вызвано опытом советской и российской системы образования и воспитания с ее определенным индивидуализмом и самостоятельным значением женщины в семье и обществе, романтизацией любви и брака, а также существованием системы образования в контексте христианской традиции России, с ее взглядом на брак, как сакральный союз одного мужчины и одной женщины.
Козырева Л.Д., Зверькова С.А. - Трансформация социальных связей молодежи в информационном обществе c. 94-104

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.4.22732

Аннотация: Предметом исследования являются социальные связи молодежи в современном информационном обществе. В статье обосновывается необходимость и важность изучения процесса трансформации социальных связей молодежи, происходящего под воздействием современных информационных технологий. Определяются методологические основы исследования социальных связей, сформировавшиеся на базе идей классической и современной социологической теории. На основе эмпирических исследований в виде опроса и глубинного интервью показана трансформация всех параметров социальных связей: силы, характера, интенсивности, направленности и т.д. Эмпирическую базу исследования составили результаты проведенного под руководством автора онлайн-опросов среди молодежи по проблеме «Трансформация «силы» социальных связей в информационном обществе» (февраль-март 2017). В 2014 г. на базе технических и гуманитарных ВУЗов Санкт-Петербурга были проведены опросы «Молодежь в информационном обществе: ролевые «подвижки». Также в 2014 г. было проведено исследование методом глубинного интервью «Реальный и виртуальный социальный капитал молодежи в информационном обществе» с выборкой 168 человек в возрастных рамках 18-25 лет. при анализе влияния ИКТ на социальные связи выявлено три типа современной молодежи: «молодёжь сетевая» (предпочитают повсеместное применение информационных технологий) – 58% респондентов, «молодёжь не сетевая» (практически не используют технологии в своей повседневной деятельности) – 3% респондентов, «молодёжь полусетевая» (прагматично применяет информационные технологии для достижения успеха в реальной жизни, в области досуга и обучения, тем не менее предпочитая работать в виртуальном пространстве) – 39% респондентов. Проведенный анализ развития инфокоммуникативных практик, их влияния на социальные связи молодежи позволил выявить риски, связанные, прежде всего, с ростом интернет-зависимости, различными поведенческими девиациями, замкнутостью в системе сильных социальных связей и возможностью полного разрыва связей, как в реальном, так и виртуальном пространстве. Разработаны предложения, направленные на предотвращение возможности развития по пессимистическому сценарию.Проведенный анализ дает возможность для широкого спектра изучения вопроса социальных связей в различных отраслях социологии, таких как социология молодежи, социология коммуникаций
Борисенков А.А. - О политическом процессе c. 101-129
Аннотация: в статье исследуются сущность и виды политического процесса, его место и роль в составе политического бытия. Рассматриваются противоречия в толковании политического процесса. Показано, что политический процесс и процесс политического развития – это разные явления, которые нельзя смешивать между собой. Раскрываются особенности демократических политических процессов. Сформулирован закон политического процесса, составляющий один из законов политического влияния.
Кананыкина Е.С. - Место судебных прецедентов Америки в системе образования c. 111-135

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.4.457

Аннотация: В соответствии с Поправкой X к Конституции США, в функции федераль-ного правительства не входит руководство системой образования и, действительно, до недавнего времени оно им практически не занималось.Для современной Америки характерно уменьшение автономии региональных и местных органов управления образования, а также самих учебных заведений. Конечно, децентрализованная система должна открывать больший простор развитию местной инициативы, облегчать проведение разнообразных педагогических экспериментов, значительно полнее учитывает местные особенностей, имеющие отношение к задачам обучения и воспитания. В настоящее время Конституция США не относит вопросы образования к компетенции федерального правительства. Руководство учебными заведениями и принятие законодательных актов по образованию осуществляются на уровне штатов и органов местного самоуправления. В конституциях почти всех штатов, в соответствии с федеральной Конституцией, имеются статьи об исключении из учебных программ государственных школ и запрете использования общественных средств для финансирования любых религиозных учреждений, том числе и школ. Но, наряду с государственными, существуют частные учебные заведения. Среди них преобладают школы, которые принадлежат церковным организациям. Религиозное обучение ведется также в воскресных школах и библейских классах, где образование расценивается не только как важный фактор экономи-ческого прогресса, но и как мощное средство идеологического воздействия на молодежь.
Яник А.А., Попова С.М. - Проблемы становления механизмов социального мониторинга как элемента стратегического управления социально-экономическим развитием России c. 117-143

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.11.1694

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются позитивные и негативные факторы, влияющие на перспективы становления в общенациональном масштабе механизмов независимого социального мониторинга как неотъемлемой части системы стратегического управления социально-экономическим развитием в Российской Федерации. Особое внимание уделяется анализу современного нормативно-правового и институционального ландшафта, в рамках которого происходит формирование различных инструментов и технологий, позволяющих включить поток социальных данных в процессы принятия стратегических и тактических решений на всех уровнях государственного управления. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что создаваемые органами государственной власти механизмы «обратной связи» с обществом в их нынешнем виде объективно настроены на решение узких ведомственных задач, тогда как для эффективного функционирования системы стратегического управления общественным развитием необходимо построение контура внешнего независимого социального мониторинга. Формально в России имеются все необходимые элементы для построения такого механизма, однако на практике существует большое количество объективных и субъективных барьеров, препятствующих полноценной реализации такого решения.
Киричек А.И. - Исследовательские социолого-политологические подходы к молодежной проблематике c. 124-136
Аннотация: Представлены различные теоретико-методологические исследовательские подходы к изучению молодежи как специфической социальной общности на основе современной социолого-политологической мысли (комплексный, классовый, психоаналитический, структурно-функциональный, культурологический, социально-системный, целостностный). В статье проведен анализ теоретической разработанности молодежной проблематики и выделены факторы политологического определения «молодежь».
Резникова К.В., Пименова Н.Н., Кистова А.В., Середкина Н.Н., Замараева Ю.С. - Управление брендингом сибирской территории в свете "нового регионализма" c. 137-161

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17395

Аннотация: Предметом исследования являются процессы восприятия брендов сибирских территорий в студенческой молодежной среде Красноярского края. Существует определенное количество репрезентативных визуальных образов, воплощенных в той или иной торговой марке. Зачастую предназначение торговых марок - это реконструкция образа определенного региона. В данной статье речь идет о Красноярском крае, а также о торговых марках, которые опираются на региональную тематику. Брендинг Красноярского края рассмотрен в контексте современных теорий "нового регионализма", который, в свою очередь, выступает определенной альтернативой процессам культурной и политической глобализации. В целях сбора первичной маркетинговой информации относительно выявления эмоционального отношения респондентов к брендингу территории был применен один из наиболее распространенных методов маркетинга - метод опроса. Данный метод предполагает письменное обращение к респондентам с вопросами, содержание которых выражает изучаемую проблему. Наиболее прочную связь брендов и визуальных образов с территорией имеют те предприятия, события, явления, которые либо используют символы узнаваемой повседневности региона, либо напрямую присутствуют в повседневной жизни людей, либо связаны с наиболее выразительными, распространенными и фундаментальными основами региональной идентичности (образ Сурикова).
Любарев А.Е. - Активность избирателей на федеральных, региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации c. 138-209

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.8.8778

Аннотация: Исследуются вариации показателей активности избирателей – во времени, в зависимости от уровня и вида выборов, а также для разных регионов и типов муниципальных образований. Отмечены региональные различия, характерные для любых видов выборов. Показано, что в основном сложилась следующая шкала убывания активности избирателей в зависимости от вида выборов: выборы Президента РФ, выборы Государственной Думы, выборы главы региона, выборы регионального парламента, выборы главы муниципального образования, выборы представительного органа муниципального образования. При этом в городах активность избирателей в основном ниже, чем в сельской местности. Динамика активности избирателей имеет сложный характер: в первой половине 2000-х годов была заметна тенденция к снижению явки, во второй половине 2000-х годов показатели явки в основном повышались, но в настоящее время вновь проявляется тенденция к ее снижению. Обсуждаются причины низкой активности избирателей и целесообразность восстановления порога явки.
Либакова Н.М., Сертакова Е.А., Колесник М.А., Ситникова А.А., Ильбейкина М.И. - Современные стратегии социального позиционирования сибирских регионов c. 162-189

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17420

Аннотация: Предмет исследования - современные социальные и культурные практики, которые используют регионы Российской Федерации для создания региональной культурной идентичности. В настоящее время проблема формирования региональной культурной идентичности как неразрывного элемента в системе общенациональной российской культурной идентичности является чрезвычайно актуальной. В данной научной статье рассматриваются процессы формирования территориального бренда с помощью знаковых (репрезентативных) культурных событий. К числу таких знаковых событий авторы статьи относят Азиатско-Тихоокеанский фестиваль, фестиваль "Мир Сибири". Основной метод исследования - это фокус-группа. Исследование дополняется критическим обзором современной научной литературы по проблематике брендирования региональных территорий. Посредством методов «фокус-группа» и «контент-анализ» изучены становящиеся бренды – фестивали «Мир Сибири» и «Красноярский международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона». В результате были выявлены особенности данных фестивалей именно как брендов места – брендов территории Красноярского края, изучено восприятие данных брендов в настоящее время, а также описаны перспективы развития данных мероприятий в качестве бренда территории и их возможности оказывать влияние на создание позитивного имиджа региона.
Кочерова А.В. - Динамика изменения скорости взросления несовершеннолетних в русской культуре второй половины XX века – начала XXI века. c. 190-212

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17342

Аннотация: Объектом исследования является российское общество, как темпомир, обладающий своим внутренним временем. Предмет исследования - динамика изменений «социальных часов», регулирующих возраст совершеннолетия, получения паспорта, сексуального согласия, уголовной ответственности, брачный возраст; срок обучения в средней школе и вузах; периодизацию детских возрастов. Исследование сфокусировано на тех общественных тенденциях, которые относятся к социальным ролям несовершеннолетних. Делается акцент на современной преемственности некоторых тенденций советского общества. Российское общество рассматривается, как совокупность малых темпомиров, а закрепление на законодательном уровне тех или иных социально значимых возрастов названо способом синхронизации всего пространства страны в единую систему. Методология исследования основана на кросстемпоральном анализе данных. Производится анализ законодательных актов, кодексов, других государственных документов, а также учебников по обществознанию за период времени со второй половины XX века до 2015 года. Данные структурированы графически или в виде таблиц. Для обобщения результатов исследования применяется интерпретация формальных данных. Новизна исследования заключается в том, тенденции изменения социально значимых возрастов в российской культуре впервые оформлены наглядно в графическом и табличном виде. Это делает вклад в исследования темы темпоральности русской культуры. Важной является интерпретация данных с точки зрения вопроса о раннем взрослении несовершеннолетних. При этом, сами графики и таблицы в дальнейшем могут быть проанализированы при изучении других социальных тенденций. Основными выводами исследования являются обозначенные и подкрепленные фактами тенденции: физиологическое взросление происходит раньше, чем социальное; обязательному и высшему образованию уделяется все больше времени; социальные роли осваиваются все быстрее, большая их часть приходится на юношеский возраст; общество становится ориентированным на ценности молодежной культуры; увеличение ответственности несовершеннолетних перед государством и обществом, которую они возлагают на себя и сознательно и несознательно. Молодежь названа основным слоем населения, на который ориентировано государство. В связи с этим замечается проблема формирования негативного образа старости.
Тинякова Е.А. - Наиболее волнующие проблемы современного российского образования c. 200-245

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.3.519

Аннотация: В статье рассматриваются наиболее динамичные проблемы современного российского образования: социальный, культурный и финансовой авторитет преподавателя различных ступеней образования, качество знаний, получаемых на различных уровнях системы образования, объективность их оценки, применимость в жизни, информационные трудности растущей системы образования, диалог светской и религиозной систем образования, их плодотворное взаимодействие. В материал статьи включены исследования на эффективность тестирования и улучшение взаимоотношений преподавателя и студентов. Эти исследования проводились со студентами первого курса РГГУ и студентами разных курсов МГГУ имени М. Шолохова. Особое внимание уделено информационным трудностям современного образования, дифференциации предметов и программ с одной стороны, а с другой– необходимость поддержания единых стандартов. Мнения автора статьи не следует считать директивными, они должны располагать читателя к выработке продуктивных решений поставленных проблем. В представленных рассуждениях все же эпицентр образования возлагается на высшую школу.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"