Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Рубрика "Государство и гражданское общество"
Государство и гражданское общество
Зайцев А.В. - ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДИАЛОГА ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА c. 1-21
Аннотация: Аннотация: в статье рассказывается о процессе институционализации диалога государства и гражданского общества в современной России. При этом упор делается на теоретико-методологическое обоснование процесса институционализации диалоговой интеракции государства и гражданского общества. Диалог государства и гражданского общества в современной России сопоставляется с гражданским диалогом в ЕС. Рассматриваются механизмы обратной связи в процессе коммуникации власти и общества.
Борисенков А.А. - Понятие руководящего решения c. 1-27

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.1.157

Аннотация: в статье исследуются сущность и виды руководящих решений, а также их значение для осуществления политического влияния и социального управления. Анализируются проблемы в толковании руководящих решений. Показано, что руководящее решение составляет особое управленческое явление, предназначенное определять направления исполнительной деятельности. Раскрываются особенности демократических руководящих решений и их отличие от демократических решений. Сформулирован закон руководящего решения, составляющий один из законов политического влияния.
Борисенков А.А. - Понятие политической деятельности c. 1-28

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.5.610

Аннотация: в статье исследуется понятие политической деятельности, раскрываются её признаки и критерии. Показано, что её понятие и значение для политического бытия фактически подменяется понятием и предполагаемым значением «политического поведения». Обосновывается неразрывная связь политической деятельности и политической власти и, в частности, положение о том, что использование политической власти есть способ осуществления политической деятельности. Предлагается анализ и оценка понятия «политическое участие». В завершение делается вывод о том, что признаками и критериями политической деятельности являются, во-первых, использование политической власти, во-вторых, обусловленное этой властью назначение политической деятельности, состоящее в принятии руководящих решений. При этом «использование политической власти» выделяется в качестве главного признака и критерия политической деятельности. Предлагается следующее определение: политическая деятельность – это вид социальной активности, состоящий в использовании политической власти и предназначенный для принятия руководящих решений. На основе содержания понятия политической деятельности формулируется связанный с этой деятельностью закон политического развития.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Политическая социализация и идентичность в условиях трансформации российского общества c. 1-58

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.6.724

Аннотация: В статье рассмотрены механизмы сохранения политической стабильности общества через сохранение социальных институтов и развития политической культуры. Поступательное движение политической системы общества зависит от непрерывного процесса воспроизводства и развития политической культуры, которое осуществляется через освоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения. В условиях кризисного, переходного состояния общества, при смене типов политической культуры возникают серьезные проблемы сохранения и передачи политического опыта, преемственности политических институтов, норм и ценностей. В стране, где одновременно изменились и политическая, и экономическая системы, возник идеологический вакуум, подверглись глубокому пересмотру базовые ценности, возрастает роль и значение политической социализации, результатом которой должна быть новая политическая культура населения.Субъектами политического процесса являются активные факторы этого процесса, действующие осознано и целенаправленно. Это может быть личность, отдельный человек, принявший решение и осуществляющий его реализацию; группа, формально организованная или стихийная; движение, способное объединить представителей разных слоев общества, различных идеологических, религиозных и иных направлений и т.д. Однако «участники» принимают участие в политическом процессе порой не в полной мере осознавая смысл и значение происходящего. Иногда они могут быть вовлечены в те или иные действия случайно или даже помимо их воли. В результате взаимодействия политических субъектов формируются внутренние источники развития политического процесса и могут рассматриваться как источники его саморазвития. Передача политических ценностей, установок и моделей поведения осуществляется посредством воздействия на индивида факторов социализации, а при изменении, трансформации политической системы изменяются и агенты политической социализации.
Знаменский Д.Ю. - Государство и гражданское общество в процессе формирования приоритетов государственной научно-технической политики c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.10.9489

Аннотация: В статье рассматривается характер участия различных институтов гражданского общества в процессе формирования государственной научно-технической политики в современной России, что является предметом научного исследования автора. В этой связи автор поднимает проблему публичности государственной политики вообще и научно-технической политики в частности.Характеризуя основные подходы к формированию приоритетов государственной политики, автор развивает идею В.В. Лобанова, выделявшего политический, субъективный и объективный подходы. Используемый в настоящее время Минобрнауки России подход в статье обозначен как государственно-административный, представляющий собой синтез объективного подхода и отдельных элементов субъективного.Далее в статье последовательно раскрывается степень участия институтов гражданского общества в процессе формирования государственной научно-технической политики, а также роль государства как модератора данного участия. Анализируя позицию ряда исследователей проблем развития гражданского общества, автор делает закономерный вывод о недостаточной степени открытости и публичности указанного процесса. В частности, отмечается весьма незначительная роль политических партий, слабость и малочисленность специализированных НКО и отсутствие налаженного диалога между государством и научным сообществом по вопросам определения приоритетов государственной научно-технической политики и реформирования отечественной науки.
Зайцев А.В. - Институционализация публичных дебатов во Франции и диалог государства и гражданского общества в публичной политике современной России: сравнительный анализ c. 1-41

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.5.12120

Аннотация: В статье рассказывается о необходимости институционализации диалога государства и гражданского общества. При этом автор опирается не только на теоретическое осмысление данной проблемы, но и на основе компаративного анализа обращается к опыту современной Франции и институционализации публичных дебатов в этой стране. В отличие от понятия «диалог государства и гражданского общества» во Франции используется концепт «публичных дебатов», которые институционализированы в публичной политике рядом законов и нормативных актов. В отличие от Франции, в публичной политике современной России институционализация диалога государства и гражданского общества находится на начальном этапе. Для придания этому процессу большей динамики необходима разработка и принятие соответствующей законодательно-правовой базы. Термин «институционализация» в политической науке рассматривается двояко: во-первых, как учреждение, создание, формирование новых институтов; во-вторых, как закрепление, укоренение и стабилизация уже существующих институтов. Это значит, что институционализация трактуется одновременно и как учреждение, и как укоренение институтов [3]. С. Хантингтону, которого в западной литературе нередко называют «отцом» понятия институционализации, принадлежит ее классическое определение: «Институциализация – это процесс, посредством которого организации и процедуры приобретают ценность и устойчивость» [13, с.32]. По С.Хандингтону, «институты – это устойчивые, значимые и воспроизводящиеся формы поведения [13, с.32]. При этом институты это не только организации, но еще и «процедуры, которые могут обладать различным уровнем институционализации» [13, с.32]. Для того, чтобы уровень институционализации считался высоким, формы поведения людей в обществе должны обрести устойчивость, повторяемость, и значимость. Исходя из этого, институционализацию можно считать процессом или, точнее, совокупностью процессов, продолжающимся в течение определенного отрезка времени и выражающего те или иные потребности социума [4]. Необходимым условием типизации или процесса возникновения институтов является хабитуализация [1, с. с.32]. Хабитуализация, то есть опривычнивание (от англ. Habitual, опривычнивание) предшествует появлению института, но именно типизация является началом появления нового института. При этом институт определяется П. Бергером и Т. Лукманом как «взаимная типизация опривыченных действий» [1, с.92.].
Знаменский Д.Ю. - Деятельность социально ориентированных НКО в области науки и технологий: системно-динамический подход c. 1-14

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.9.13276

Аннотация: В качестве предмета исследования в рамках настоящей статьи выступает деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций в процессе формирования и реализации государственной научно-технической политики. Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена кризисом системы партийного представительства и, как следствие, повышенным вниманием исследователей к деятельности непартийных институтов политического опосредования, к которым представляется возможным отнести и социально ориентированные НКО.В контексте заявленной темы думается важным обратить внимание на следующие тенденции, характеризующие современную практику государственного управления наукой: а) увеличение численности и разнообразия официальных структур для обеспечения доступа представителей заинтересованных общественных групп к формированию научной политики, финансированию науки и оценке ее эффективности; б) увеличение роли внутренних для науки финансирующих структур промежуточного уровня; в) развитие партнерства между различными организациями и структурами, выполняющими исследования и разработки. В качестве методологической основы настоящего исследования выступает системно-динамический подход к анализу государственной политики и деятельности социально-политических институтов. Научная новизна статьи заключается в оригинальности применяемого системно-динамического подхода, который заключается в понимании указанной деятельности в трех аспектах: а) пространственном (с позиций институционального состава субъектов, а также области и основных направлений государственной политики); б) временном (т.е. анализ деятельности исследуемых объектов на разных стадиях их жизненного цикла); в) технологическом (т.е. анализ методов и технологий взаимодействия различных социально-политических институтов в рамках рассматриваемых процессов).В статье обосновывается принципиальная возможность применения системно-динамического подхода при исследовании деятельности социально-политических институтов (конкретно - социально ориентированных некоммерческих организаций) в процессе формирования и реализации государственной политики. Статья подготовлена в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) №14-03-00 776
Зайцев А.В. - Принципы диалога в контексте диалогической модели связей государства и гражданского общества c. 1-25

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.10.1343

Аннотация: логические методы субъект-субъектного взаимодействия в политической сфере в целом и, в частности, в управлении политическими PR-коммуникациями, используются крайне редко, неэффективно и осторожно, с большой долей подозрительности и недоверия к двухсторонним технологиям связей с общественностью. Диалогическая модель по-прежнему находится на периферии теории и практики связей с общественностью. При этом многие практики скептически относятся к возможности ее институционализации в современной России, где в сфере интеракции государства и гражданского общества все еще присутствуют монологические, пропагандистские, манипулятивные, вещательные и асимметричные диалоговые коммуникации. Отсюда вытекает задача теоретического осмысления и научно-методологической репрезентации диалогической модели связей с общественностью. В данной статье предметом исследования выступают принципы диалога в контексте диалогической модели связей государства и гражданского общества. В качестве методологии для данного исследования использованы дискурсивный, институциональный, сравнительный, системный, нормативный и другие общенаучные методы. Использование данной методологии позволяет сформулировать основные принципы PR-диалога в сфере политической коммуникации и связей с общественностью государства и гражданского общества. Проблеме диалога государства и гражданского общества, его институционализации в сфере публичной политики и связей с общественностью, посвящено несколько статей, написанных автором данного исследования [1; 2; 3; 4]. Однако вплоть до настоящего времени исследование принципов диалога в контексте диалогической модели связей государства и гражданского общества никем из российских и зарубежных авторов не осуществлялось. Поэтому данная статья заполняет объективно существующий пробел в теории и практике политического диалога, являющегося, в свою очередь, предметом исследования современной политической науки [5; 6; 7].
Зайцев А.В. - Диалог государства и гражданского общества как вид общественного диалога: компаративный анализ c. 1-25

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.11.1345

Аннотация: Автор рассматривает понятие «диалог», наряду с политологией, еще и в целом ряде смежных наук. автор отмечает, что диалог, а точнее общественный диалог, обладает многочисленными видами и разновидностями. Отмечается что такие видовые особенности "диалога" все еще не привлекли сколько-нибудь серьезного внимания со стороны российских ученых-обществоведов. Автор отмечает, что междисциплинарный характер предмета исследования, специфика задач, решаемых той или иной отраслью научного знания, особенности исследовательского и методологического инструментария, исходные предпосылки и другие аспекты изучения диалога обуславливают объективно существующую диверсификацию научных парадигм, присущих данной проблеме. Таким образом, в основе выяснения специфики и места диалога государства и гражданского общества среди других видов и разновидностей общественного диалога, автор использует инструментарий, присущий компаративному методу анализа общественно-политической практики. Используя сравнительный метод автор исследует политическую реальность, стремясь объединить эмпирический и теоретический уровни анализа, сформулировав на этой основе общезначимые суждения об универсальных явлениях и взаимосвязях в сфере политических отношений и процессов. Исследование политического диалога осуществляется в соотнесенности с коммуникативными теориями демократии. Утверждается что существует две формы диалога: конфликтная и консенсуальная. Автор считает, что диалог государства и гражданского общества, имея политические черты, в то же самое время представляет собой особый, наиболее важный вид, общественного диалога, затрагивающего и социальные, и моральные, и гуманитарные, и правовые, и многие другие проблемы, относящиеся к сфере публичной политики.
Попова С.М., Яник А.А. - Расширение «контактной зоны» государства и общества как актуальный тренд в развитии социально-политической системы России c. 1-22

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.12.1710

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются современные тренды социально-политического развития Российской Федерации, способствующие сохранению стабильности и адаптивности общественной системы в условиях быстро меняющегося мира. Особое внимание уделено процессам, связанным с дальнейшим расширением «контактной зоны» социума и государства. В частности, проанализированы актуальные данные о состоянии «третьего сектора», который может стать одним из эффективных инструментов адресного решения значимых социальных проблем. Рассмотрены различные феномены, связанные с переходом органов власти к клиентоориентированным принципам деятельности, возникновением элементов интернет-демократии и общей экспансией интернет-технологий в сферу политического. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что комплексное расширение «зоны контакта» между обществом и государством, а также использование различных технологий влияния в целях укрепления внутреннего единства социума являются действенными инструментами, обеспечивающими эффективный баланс устойчивости и адаптивности социально-политической системы Российской Федерации в условиях текущей турбулентности.
Лапина М.А. - Государственное управление в переходный период к информационному обществу c. 1-22

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17529

Аннотация: Предмет статьи – раскрытие понятия информационного общества в научной и учебной литературе, значение принципа транспарентности публичного управления для устойчивого развития информационного общества. Анализ действующих международных и национальных нормативных актов, содержащих принцип транспарентности (открытости, прозрачности) в публичном управлении и в системе государственной службы, показал прямую взаимосвязь с развитием информационного общества. В настоящее время принцип транспарентности содержится в международных соглашениях и национальных нормативных правовых актах, активно разрабатывается на научно-методологическом уровнях. Однако данный принцип не всегда чётко обозначен в основополагающих нормативных актах, регламентирующих государственную гражданскую службу Российской Федерации и развитие публичного управления, в связи с чем возник вопрос о необходимости нормативно-правового закрепления данного принципа для устойчивого развития информационного общества. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософские, теоретические методы (диалектика, компаративистский метод, системный анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также метод экспертных оценок и др. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что необходимо нормативное установление принципа транспарентности в нормативных актах в области публичного управления Российской Федерации. Основным вкладом, который сделан автором, является сравнительный анализ терминов «информационное общество» и «транспарентность» («открытость») публичного управления и гражданской службы на предмет их тесной взаимосвязи применительно к построению и устойчивому развитию информационного общества и повышению качества жизни граждан. Новизна статьи заключается в предложенной модели устойчивого развития информационного общества на основе универсального принципа транспарентности публичного управления.
Антропова Ю.Ю., Коробейникова А.П. - Некоммерческие организации и неформализованная социально-значимая активность граждан (региональный аспект) c. 11-18

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.2085

Аннотация: В статье анализируется такое общественное явление российской действительности, как реконцептуализация третьего сектора, который на сегодня не ограничивается институционализированными НКО, а представляет собой сложную систему, включающую и неформализованную социально- значимую активность граждан (в том числе индивидуальные и групповые гражданские инициативы, общественное участие, иные формы самоорганизации граждан по месту жительства и др.). Авторы делают попытку объяснения складывающейся ситуации смещения центра тяжести социально-значимой активности граждан с институционализированных форм к неформализованным объединениям. Статья содержит результаты проведенного персонального анкетирования населения Свердловской области двух возрастных групп: молодежь (от 16 до 29 лет) и старший возраст (30 лет и старше), и опроса экспертов (государственных и муниципальных служащих, руководителей НКО). Авторами представлена оценка текущего состояния социально -ориентированных НКО Свердловской области, условий функционирования НКО в регионе, а также прогнозируются перспективы развития «третьего сектора. В статье отражены основные тенденции, характеризующие готовность населения Свердловской области участвовать в деятельности НКО и социально-значимых практиках.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Социальная роль интеллигенции в формировании гражданского общества c. 13-72

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.7.821

Аннотация: В статье показаны механизмы взаимосвязи компонентов интеллигентности в процессе становления гражданского общества в России. В результате тесного контакта и взаимопроникновения элементов общественных отношений неизбежно вытекает большое многообразие их версий, комбинаций у разных групп интеллигенции и, особенно у отдельных интеллигентов. Иначе говоря, мы полагаем, что интеллигентность — явление, обнаруживающее себя в громадном разнообразии индивидуальных форм. Всякие попытки жестко «шнуровать» интеллигентность, чрезмерно ее регламентировать, подчинять общим принципам, отрицать право интеллигента на критическое и до некоторой степени скептическое восприятие действительности могут легко выливаться в насилие над личностью, в неуважение к ней. Однако интеллигентности чуждо и анархическое прочтение свободы и организованности, абсолютизация релятивистского отношения к ценностям и идеалам.Наконец, принципиальное значение для обеспечения обоих вариантов поведения интеллигенции имеет усиление ее гражданской активности. Понятие «гражданская активность», на наш взгляд, имеет два значения: охватывает или совокупность актуальных в данный момент аспектов социальной активности, или политическую и правовую самодеятельность людей. Многие острые проблемы российской интеллигенции, которые лежат в основе ее оппозиционности, в результате ее включения в средний класс, где она перемешивается с другими слоями населения, затеняются, сдвигаются в сторону, забалтываются в СМИ, облачаются в иллюзорные формы. Однако никакие ухищрения не могут перечеркнуть противоречия, обусловленные реальными сложностями и трудностями.
Зайцев А.В. - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ В СФЕРЕ КОММУНИКАЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД c. 21-54
Аннотация: Аннотация: в статье раскрывается процесс институционализации диалога государства и гражданского общества в современной России с точки структурно-функциональной методологии. В ходе изложения материала показывается структура диалога, его акторы, элементы, стадии протекания, уровни,  а также основные функции институционального диалога государства и гражданского общества. Процесс институционализации диалога в РФ сопоставляется с институционализацией гражданского диалога в ЕС.
Трофимов Е.В. - Понятие и особенности наград c. 23-67

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.2.391

Аннотация: В статье исследуется награда как разновидность поощрений с целью выявления ее социально-правового потенциала как средства публичного управления. Выявление социально-правовой специфики наград произведено в контексте междисциплинарного подхода и основано на достижениях юриспруденции, истории, социологии, психологии, экономики и философии. В работе сформулированы специфические признаки наград, обособляющие их от рядовых поощрений, обозначены цели и функции наград, дана характеристика награды как социально-правового явления. Значительное место в статье уделено анализу формы и содержания награды и вопросу невозможности их расхождения без утраты наградой ее социально-правовых свойств. Награда определена автором как символическое правовое поощрение, изменяющее статус лица в системе общественных отношений и этикета, установленное и применяемое в определенной социальной группе за значительные заслуги, которые определяют биографию награжденного лица и которые существенны для социальной группы (объекта управления) и представляющего ее субъекта управления.
Щупленков Н.О. - Роль государства в организации деятельности комсомола в Советской России и российских студенческих союзов в Русском Зарубежье (1917–1920-е гг.) c. 23-43

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17501

Аннотация: Идеологическая доктрина современной России в области молодежной политики характеризуется поиском оптимальных вариантов организации сопряженного взаимодействия государства и общества. Российское молодое поколение нуждается в выработке конкретных действий по эффективному налаживанию диалога с властью. Во всех сферах общества происходит кардинальная перестройка механизмов воздействия государства на воспитание нового поколения. Создаются новые экономические, политические, социальные и духовные институты, деятельность которых направленна на координацию усилий власти и общества. В этой обстановке становится понятным обращение к историческому опыту становления молодежной политики в Советской России и студенческого движения в Русском Зарубежье 1917–1920-х гг. Компаративистский анализ социально-политического статуса и особенностей деятельности комсомола и студенческих союзов других стран позволил изучить механизмы взаимодействия государства и молодежных объединений на этапах их зарождения . И в Советском Союзе, и в Русском Зарубежье молодое поколение составляло значительную часть населения, готовую и способную плодотворно трудиться. От ее трудовой и политической активности, от отношения к власти, зависело благосостояние и будущее процветание страны. И комсомол, и студенческие союзы стали опытной площадкой по подготовке новых кадров.
Максимова С.Г., Морковкина А.Г. - Показатели развития гражданского общества в приграничных регионах Российской Федерации c. 25-37

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.4.19854

Аннотация: Предметом исследования являются предпосылки становления гражданского общества в шести субъектах Российской Федерации: Алтайском крае, Еврейской автономной области, Забайкальском крае, Кемеровской, Омской и Оренбургской областях. Определяется отношение населения к гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданина, уровень ответственности за происходящее в стране, регионе, городе, своем доме и дворе; оценки уровня согласия и единства в обществе; оценка степени общности с различными категориями сограждан; оценка возможности продуктивного взаимодействия между представителями различных социальных групп; степень активности участия в различных видах общественной деятельности и деятельности общественных организаций, состояние социально-политических условий развития гражданского общества в регионах. Методология исследования основывается на принципах системного и интегративного подходов, позволяющих комплексно рассматривать проблемы становления гражданского общества. Сбор первичных данных осуществлен методом анкетного опроса в шести субъектах Российской Федерации: Алтайском крае, Еврейской автономной области, Забайкальском крае, Кемеровской, Омской и Оренбургской областях (объем выборочной совокупности составил n=2400, возраст респондентов – от 18 до 70 лет). Новизна исследования заключается в анализе основного спектра сложившихся проблем в сфере развития некоммерческого сектора шести регионов Российской Федерации, предложен свой анализ причин их возникновения и выделены конструктивные направления формирования и развития гражданского общества. На основе полученных данных сделаны выводы о современном положении, общественной и социально-экономической активности населения, отношении населения шести субъектов Российской Федерации к становлению гражданского общества на уровне региона и России, оценке того, под влиянием каких факторов оно складывается, и какими средствами возможно повлиять на его изменение. В конечном итоге выводы ориентированы на описание особенностей развития гражданского общества, обозначены основные проблемы и перспективы в деятельности некоммерческого сектора в Российской Федерации и шести приграничных территориях с позиций населения, выявлены приоритетные направления действий в рамках развития гражданского общества.
Зайцев А.В. - Делиберативная демократия как институциональный диалог власти и гражданского общества c. 29-44

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.5.689

Аннотация: в статье рассказывается об отличии делиберативной модели демократии от электоральной и либеральной демократии и ее близости к представительной демократии и демократии участия. Рассматривается происхождение концептов «делиберативная демократия» и «делиберативная политика», их семантические, смысловые и эпистемологичесие оттенки. При этом сам автор характеризует делиберативную модель демократии еще и как институционализированный диалог власти и социума, государства и гражданского общества. Раскрывается роль и значение делиберативного процесса, обмена мнениями, взглядами, суждениями, в том числе диалога в процессе выработки и принятия обоснованного и взвешенного политического решения. Такая процедура позволяет легитимизировать этот дискурсивно-коммуникативный процесс. Приводятся взгляды на делиберативную политику различных авторов, при этом акцент делается на политическую философию С.Бенхабиб, которая делиберативный процесс увязывает с процедурой легитимации принимаемых решений. В заключение статьи рассматривается проблема актуальности делиберативной демократии для современной России.
Зайцев А.В. - ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС: ЛИНГВО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. c. 34-47
Аннотация: Аннотация: в статье рассказывается о сходстве процессе трансформации понятия «диалог» и приобретении им нового значения «переговоры». В связи с этим диалог государства и гражданского общества в современной России начинает рассматриваться как переговорный процесс. В то же время эти понятия имеют не только сходство, но и отличия. Политические переговоры и диалог госудаоства и гражданского общества оказывают существенное влияние на политический язык и политическую практику современной России.
Масланов Е.В., Масланов Д.В. - Типология проектов в области политического краудсорсинга в России. c. 37-46

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.1949

Аннотация: Особое внимание в статье уделяется вопросу применения новых информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении. Авторы исходят из того, что одной из ключевых технологий изменивших «образ» общества, способы взаимодействия между людьми, поменявшей механизмы распространения информации стал Интернет. В свою очередь, «Арабская весна» и другие события продемонстрировали, что Интернет-технологии активно и эффективно используются для конструирования и управления политическими изменениями. Одной из таких технологий является политический краудсорсинг. Многообразие проектов, использующих краудсорсинг, требует упорядочивания и классификации. Таким образом, в данной статье авторы стараются типологизировать существующие проекты, выяснить как их различные виды влияют на общество и государственную власть. Обращаясь к политической реальности современной России авторы анализируют существующие на территории страны проекты и классифицируют их. Новизна исследования заключается в том, что в результате анализа проектов авторами, в целях построения корректной классификации проектов в области политического краудсорсинга, определяются два основных содержательных критерия, состоящих из организатора и целей проектов. На их основе формируется типология, которая состоит из 4 основных групп, каждой из которых присущи свои особенности. Развитие каждой из этих групп, то есть, увеличение или уменьшение количества проектов, интенсивность использования результатов их деятельности государственными органами, может показать динамику развития взаимодействия общества и государства в России.
Грязнова Е.В., Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Треушников И.А. - Методологические принципы исследования социального государства c. 38-58

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.4.20818

Аннотация: Предметом исследования являются методологические принципы исследования социального государства. Объект исследования - социальное государство. Особое внимание авторы уделяют проблемам, связанным с разработкой методологии исследования социального государства в процессе его становления и развития. Актуальность исследования продиктована тем, что как понятие социальное государство трактуется неоднозначно. Причина тому, прежде всего, ошибочность методологии его исследования. Авторы предлагают рассмотреть возможные варианты решения методологических проблем при исследовании социального государства, которые позволят разрабатывать перспективные модели социального государства, отвечающие требованиям современности. Основным методом исследования является диалектический метод и принципы диалектики, такие как: атрибутивности, деятельности, функциональности, сферности, системности. В ходе проведенного исследования было обосновано, что "социальное" - это атрибут государства. Основная проблема в ошибочности при разработке методологии исследования социального государства - это уход от диалектики и ее принципов или неправильное их применение. Научная новизна исследования заключается в том, что авторы обосновывают необходимость разработки атрибутивной концепции социального государства.
Деметрадзе М.Р. - Защита суверенных прав народа и социокультурных запросов индивидов актами гражданского неповиновения. Задачи постсоветских обществ c. 44-74

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17471

Аннотация: Работа посвящена созданию институциональной модели гражданского неповиновения как способа давления общества на власть для защиты социальных запросов и интересов, практика которой отсутствует на постсоветском пространстве. Цель исследования: показать какой тип политической активности и политической репрезентативности является легитимным как со стороны общества, так и государства; какие сферы политического пространства может охватить гражданское общество и где следует провести границу между правом гражданского общества и государства; как избежать опасности постоянной мобилизации граждан против государства. Предметом исследования является гражданское неповиновение, как социальное движение, а объектом – гражданские инициативы, гражданская активность направленные на защиту суверенитета общества (основного носителя власти в государстве) и от произвола властей. Выделяется структура и функции организации гражданского неповиновения, социокультурные запросы как мотивы протеста, условия при которой неповиновение носит правовой характер и как социальный запрос превращается в инструмент давления в руках общества, не вступая при этом в противоречие с демократическими процедурами и нормами. Методология социокультурной антропологии подчинено задаче создания условии формирования и повышения потенциала гражданского общества и современной политической культуры на постсоветском пространстве. Выявляется способы закладывания правового фундамента гражданского неповиновения, как социальной формы протеста и обеспечения ее законного статуса. Исследование политико-правовых аспектов гражданского неповиновения предполагает применение методов социальной, правовой, культурной, политической антропологии, с помошью которых осуществляется разносторонный подход к изучению феномена гражданского неовиновения, как социального движения.Автором впервые в отечественной социально-правовой науке предлагается модель института защиты суверенных прав народа и социокультурных запросов индивидов, структура организации протеста, механизмы соотношения целей и координации социального поведения граждан.
Грязнова Е.В., Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Треушников И.А. - Теоретические основы атрибутивной концепции социального государства c. 44-71

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.5.20908

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические основы построения атрибутивной концепции социального государства. Объект исследование - социальное государство. Особое внимание авторы уделяют таким вопросам как проблема генезиса социального государства, определение сущности и целей социального государства, выявление основных функций социального государства, анализ модификаций социального государства. В статье исследование теоретических основ построения атрибутивной концепции социального государства сопровождается анализом исторических примеров развития данного феномена и разбором современных актуальных проблем, подтверждающих выдвигаемые теоретические положения. Основным методом исследования является диалектический метод и принципы диалектики: принцип системности, принцип сферности, принцип функциональности, принцип деятельности, принцип атрибутивности и т.д. Результатом проведенного исследования является разработка основных концептов и положений атрибутивной концепции социального государства: социальность, генезис, сущность, функции, основы типологии. Разработанные теоретические основания концепции социального государства необходимы для изучения таких проблем как государство,общество и человек, социальные функции государства, государственное социальное управление, что и станет предметом дальнейшего исследования.
Богомолова Е.С. - PR-коммуникация как форма и метод управления общественными отношениями в современных реалиях. Теоретическое обоснование сущности коммуникативных теорий власти и PR в прагматическом аспекте. c. 47-53

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.12.1944

Аннотация: В статье предлагается рассмотреть определение PR-коммуникации как области знаний и сферы деятельности в политическом процессе. Роль коммуникационного подхода в управлении общественными отношениями со стороны властных структур является центральным в предметной области настоящего исследования. В изложении поднимается проблема особой потребности государственной исполнительной власти в новых формах и методах взаимодействия с современным обществом. Тенденция к увеличению спроса на подотчетность и прозрачность государственного аппарата в нашей стране видится автором актуализирующей применение коммуникационных технологий в деятельности PR-структур органов государственного управления. В качестве доказательной базы основным выступает обращение к теоретическим концепциям авторов, ведущее место в работах которых занимают коммуникации в такой сфере деятельности государства, как публичные связи. Теоретическую базу дополняют исследования по социологии и социальной психологии, где рассматриваются концептуальные основы социальных коммуникаций и проблемы управления общественными отношениями. Верится, что формализация политической коммуникации, с точки зрения рассматриваемых теорий, в прагматическом аспекте будет способствовать расширению коммуникативного пространства между государственной властью и общественностью. Что касается методологии проведения работы, в процессе исследования использовались: теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация методических и практических данных, и иные методы научного познания, обращенные к организационно-управленческой и политико-коммуникационной тематике. Исследование позволило еще раз подчеркнуть, необходимость в построении двусторонней модели политической коммуникации, целью которой станет поиск компромиссов и стремление к достижению социального консенсуса. В представленном аспекте, автор поставил PR-коммуникацию в прямую зависимость с характеристиками жизнеспособности государственного аппарата. А наличие коммуникативного пространства между властью и гражданами как площадку для легального столкновения интересов и дискуссии между сторонами позволит запустить процесс качественной реорганизации системы управления обществом.
Борисов А.М. - Политическая организация общества и цивилизационный прогресс c. 59-77

DOI:
10.7256/2409-7144.2014.12.1353

Аннотация: Общество – это исторически сложившаяся на определённой территории, воспроизводящая себя и развивающаяся на основе труда и применения различных форм проявления жизнедеятельности общность людей, имеющая свои системы ценностей, а также институты самоорганизации и управления. Политизация общественных отношений обусловила выделение политико-правовой наукой субъектов политической системы общества, рассматриваемой автором в качестве предмета исследования. К её компонентам относят различные общественные объединения, органы местного самоуправления, трудовые коллективы, деструктивные самоорганизующиеся структуры и сообщества деликтного участия в общественной жизни, государство и его органы, как особое звено политической системы. Применяя методы обобщения теорий развития социума, анализа взглядов на политическую организацию общества, логического обоснования и доказывания мы приходим к убеждению в деятельностно-материалистическом проявлении политической позиции гражданина, которая формируется, в том числе, правовыми средствами. Гипотетико-дедуктивный метод позволяет увидеть связи между интересами гражданина и публично выражаемыми ценностями и целями социального прогресса. Однако гражданин и общество в большинстве случаев являются объектами политического воздействия. Действующие правовые механизмы реализации политических прав и обязанностей граждан ограничивают их возможности влиять на политическую организацию жизни. Данное обстоятельство позволяет увидеть систему сдерживающих факторов влияния на цивилизационный прогресс. Полагаем возможным выразить политико-правовую проблему следующим образом: гражданин как политическая сила общества (гражданин как элемент политической системы общества). Таким образом определённую новизну исследованию придаёт предложенная трактовка политической системы общества, которая обязательно должна включать гражданина как актора политической жизни государства. Реализация данного концепта в актах политико-правового строительства могла бы способствовать воплощению в жизнь интересов большинства избирателей, что позволило бы обществу с большей эффективностью разрешать социально-политические конфликты и развиваться на благо каждого члена этого общества. Обусловленность любых событий для институализированных сообществ имеет весьма сложный, комплексный характер и, несмотря на определённое влияние субъективных факторов, баланс влияния в итоге всегда смещается в сторону объективного. Прогресс человеческой цивилизации допускает социально-регрессивное развитие отдельных сообществ. Однако они, утратив на определённом этапе способность оценивать реалии, со временем всегда возвращаются к объективному восприятию действительности и начинают генерировать идеи социального прогресса, а затем искать конкретные способы исправления своих ошибок.
Воденко К.В. - Культурно-мировоззренческие аспекты взаимосвязи власти, собственности и управления в российском обществе c. 59-67

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.4.22772

Аннотация: Объектом исследования являются социально-экономические отношения в российском обществе. Предметом исследования является специфика взаимодействия власти, собственности и управления в России с учётом трансформации культурно-мировозренческих аспектов общественного сознания, связанных с развитием в российского гражданского общества. Цель статьи заключается в исследовании специфики взаимоотношений власти, собственности и управления в российском обществе. Автор подробно рассматривает такие аспекты, как культурно-мировоззренческие основания синкретизма и перспективы дивергенции власти, собственности и управления в России в контексте развития гражданского общества. В качестве теоретико-методологического базиса использованы установки понимающей социологии М. Вебера, что во многом продиктовано социокультурными аспектами исследовательского замысла; концепции структурного функционализма (Т. Парсонс и др.) и неоинституционализма (Д. Норт и др.), позволяющие отформатировать теоретический конструкт обратной связи между базисными для российского общества институтами культуры и модернизирующимися практиками инновационной экономики. Основным выводом проведенного исследования является идея о том, что базисные институты российского общества характеризуются синкретизмом власти, собственности и управления. В условиях развития современного российского общества анализируются перспективы расширения возможностей самоуправления и роста политической и экономической субъектности граждан, которые будет способствовать инновационному развитию всего общества. Поиск путей дивергенции власти, собственности и управления тесно связан с развитием в России гражданского общества. Это процесс затруднен тем, что для большинства россиян полюс власти по-прежнему воспринимается как сфера независимая от гражданского контроля.
Ульданов А.А. - Протестная публика как источник гражданских инициатив: пример массовых протестов в России 2011-2012 года c. 61-101

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.11.1638

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является феномен протестной публики в контексте её влияния на формирование низовых гражданских инициатив в России. Одной из причин возникновения публики в современном мире выступает протестная активность. Именно её связь с формированием публики и возникновением в её среде гражданских низовых инициатив рассматривает автор в настоящей статье. В этой работе, на примере массовых протестов 2011-2012 годов в России, предпринята попытка охарактеризовать российскую протестную публику и выявить степень влияния этой публики на формирование новых или поддержку старых гражданских инициатив. Методологическую основу данного исследования составляют неоинституциональный подход и системный анализ теоретических источников. Эмпирический база исследования основана на данных социологических опросов и материалах прикладных исследований протестов 2011-2012 годов. Появление публики позволило осуществить попытки реализации низового запроса на решение актуальных проблем. Несмотря на определённую степень неоднородности состава участников и непостоянство этой публики, можно выделить важный результат её действий - гражданские инициативы, сформировавшиеся в среде протестной публики, и позволяющие частично обойти закрытость российской политической системы. Автор приходит к выводу, что в условиях нехватки каналов воздействия на политику, реализация подобных альтернативных инициатив, сформулированных не по воле органов государственной власти, а исходя из реального запроса самих граждан, остаётся одним из немногих механизмов публичной политики в стране.
Абрамов Р.А. - Роль региональных СМИ в формировании государственной идеологии продвижения позитивного имиджа Союзного государства c. 66-74

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.2.20728

Аннотация: Предметом исследования социо-культурные и экономические отношения возникающие при формировании государственной идеологии имиджа СГ. Объектом исследования являются региональные СМИ Союзного государства. Так как в подавляющей мере информационная поддержка по исполнению бюджета Союзного государства приходится лишь на одно глобальное СМИ и не определяется продвижение имиджа государства в регионах. Исследуются СМИ, которые являются частными и государственными по своей форме владения, а также предоставляются варианты развития ситуации, когда каждое СМИ имеет доступ к государственному заказу как постоянному источнику финансирования своей деятельности. Рассматривается влияние как федеральных, так и региональных СМИ на формирование имиджа государства путем пропаганды как самостоятельной, так и в рамках государственных программ поддержки СМИ.В статье показано, что Союзное государство находится в положении, когда в мировом пространстве протекает процесс глобализации и формирования блоковых образований. Развитие Союза России и Беларуси имеет опыт построения межгосударственного партнерства более 20 лет. В целом опыт построения Союзного государства был заложен в основу Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Преодоление противоречий и препятствий к дальнейшей интеграции основывается на возможностях обеспечения устойчивого фактора совместного развития. И безусловно этот фактор должен быть экономическим. Однако, каждое блоковое образование имеет собственную среду развития. И именно эта среда является во многом источником поиска путей совместного существования. Методологией работы является контент-анализ содержания СМИ как идеологов государственной пропаганды. Используется также метод сравнительного правоведения – проанализированы возможные пути доступа СМИ на рынок государственного заказа. Научная новизна исследования заключается в формировании новых методов работы по отношению к текущим задачам выполнения СМИ своих функций. Предложено использовать тематику социальной сетевой структуры, когда новости и сообщения властных органов доходят до большей аудитории, так как несут максимальную персонализацию и интерес основывается на познавательном стремлении повышения уровня информированности об условиях социума. Представлены региональные аспекты подобной деятельности.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Идеи солидаризма в концепции построения гражданского общества в России c. 72-137

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.8.8750

Аннотация: В статье подчеркивается основополагающая мысль, что для действительного укрепления гражданского общества необходимым условием является развитость духа трансформации, предполагающего профессиональную ответственность, устойчивый баланс свободы и равенства, солидаризма (коммунализма) и индивидуализма, налаженный диалог культур, опыт преодоления нетерпеливого форсажа, спрямления естественных эволюционистских зигзагов, готовность к «градуальности» реформ вместе с необходимой политической волей к ним и т.п.Автор утверждает, что что интервал между индивидуализмом и солидаризмом не столь разителен, каким кажется, что уже давно оба они взаимопроникают, что на самом деле они удивительно пластичны, и их принципы, бережно отодвинутые от бездны крайностей, текучи, и только упрямый и недальновидный догматизм блюстителей «чистоты» принципов и идеологической зашоренности возводит между ними глухую стену без множества открытых взаимопереходов.Человек должен проявлять сознательность и понимать, что вокруг него существуют и другие люди, от которых зависит он сам, и которые зависят от него. Именно поэтому целью каждого человека, группы, класса является не борьба с другим человеком, группой или классом, а поиск оптимального способа сосуществования с ними.
Сафонов А.Л., Орлов А.Д. - Постнациональное государство и конец эры прогресса c. 75-90

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.2.21974

Аннотация: Статья посвящена соотношению социального прогресса и развития производительных сил в условиях становления глобальной социальной и экономической среды и развития глобального ресурсно-демографического ( системного) кризиса.До конца 20 века, пока рост доступной ресурсной базы Человечества опережал рост материального производства, концепция необратимости и неисчерпаемости технологического и социального прогресса адекватно отражала особенности исторического развития Человечества .Однако к концу 20 века прогресс, обычно понимаемый как единство научно-технического, экономического и социального прогресса, достиг природно-ресурсных "пределов роста". В итоге продолжение научно-технического прогресса , сокращая потребность в живом труде, стало кризиса базовых социальных институтов.Впервые с начала эпохи Просвещения экономический и социальный регресс стал вектором мирового развития, что с необходимостью ведет к изменению функций и форм современного государства. Методология статьи основана на системном социально-философском анализе социальной структуры и экономической базы общества, взятых в исторической ретроспективе Нового и Новейшего времени, с использованием общенаучных исследовательских методов и междисциплинарного подхода. Прогресс и регресс социальных институтов и общностей рассматривается в контексте динамики ресурсной базы национального государства и альтернативных государству акторов исторического процесса, таких как ТНК и этнокультурные общности. Глобализация представляет собой системный кризис, связанный с исчерпанием потенциала прогресса 19–20 веков и перехода общества и системообразующих социальных групп, прежде всего гражданских наций индустриальной эпохи, к фазе нисходящего и кризисного развития.В условиях новой, «постиндустриальной» и «постнациональной» формы государства разрушаются в первую очередь социальные институты, связанные с государством и нацией, как социальной общностью его граждан, в то время как негосударственные институты, прежде всего, этнические и религиозные общности, актуализируются, вторгаясь в сферы общественного бытия, еще недавно бывшие монополией государства.Трансформация государства-нации в современный тип «постнационального» и даже «антинационального» государства зашла настолько далеко, что можно говорить о новом историческом типе государства, с иными приоритетами, целями и ценностями, ресурсной базой служит демонтаж базовых социальных институтов и функций государства индустриальной эпохи, прежде всего – сферы воспроизводства человеческого потенциала.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"