по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 02, 2021
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 07-03-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2021
Наследие и трансформации
Пестерева К.А., Хохолова И.С., Кысылбаикова М.И., Васильева А.П. - Символика городского пространства: социокогнитивный подход (на материале г. Якутска) c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.2.35102

Аннотация: Статья посвящена актуальному на данный момент направлению в гуманитарных науках – изучению памятников города как инструментов коммеморации, участвующих в процессе формирования исторической и культурной памяти в обществе. В статье приводится классификация памятников и арт-объектов города Якутска по назначению, результаты социального опроса горожан по восприятию символического пространства города. Для выявления восприятия населением памятников города был проведен опрос. Обзор и анализ имеющихся в городе памятников показал, что памятники являются отражением истории города и республики и способствуют формированию достаточно устойчивого представления об исторических событиях среди горожан, что подтверждается результатами опроса. Наиболее яркой компонентой в формировании коллективной памяти и исторической идентичности остаются Мемориалы воинской славы. В данной статье в качестве примера приводится мемориальный комплекс «Площадь Победы» как наиболее крупный мемориальный объект в городе. Во многом это объясняется тем, что мемориал, благодаря политике государства в подчеркивании и переосмыслении роли советского народа в Победе в Великой Отечественной войне, сохраняет свое функционирование, а также тем, что в обществе жива память о пережитых народом тяжелых лет войны. Результаты исследования, в целом, показывают, что горожане знакомы с историей своего города и деятельность самих горожан способствует усилению коммеморативных функций, отводимых памятникам.
Социальные исследования и мониторинг
Бороноев П.Г. - Проявления суицидального поведения несовершеннолетних в условиях городской среды (на материалах г. Улан-Удэ) c. 16-26

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.2.34433

Аннотация: Предметом исследования являются социальные факторы проявления суицидального поведения несовершеннолетних в городской среде. Автором поставлена цель выявить региональную специфику социальных факторов, определяющих проявление суицидального поведения несовершеннолетних в г. Улан-Удэ. Разработана и апробирована социологическая методика исследования суицидального поведения среди школьников 12-17 лет г. Улан-Удэ. Результаты исследования основаны на социологическом опросе учащихся школ, экспертном опросе работников средних общеобразовательных организаций, анализе официальной статистической информации Росстата и документов средних общеобразовательных организаций. Убедительно показаны корреляционные связи низкого уровня жизни населения региона, материального положения и благополучия семьи с риском суицида несовершеннолетних.   Методология системного анализа позволила выявить наиболее значимые социальные факторы суицидального поведения, раскрыть региональную специфику проявлений суицидального поведения несовершеннолетних. Новизна исследования заключается в комплексном анализе и обработке эмпирических данных проведенного автором социологического опроса. Полученные данные имеют социальную значимость и прикладное значение, могут быть учтены образовательными организациями, органами государственной власти при анализе рисков суицидального поведения несовершеннолетних, формировании программ предупреждения распространения суицидального поведения. Выявлено, что проявления суицидального поведения несовершеннолетних в городской среде обусловлены социально-экономическими проблемами, низким уровнем материального достатка населения, безработицей родителей, проживанием в малообеспеченных и неполных семьях, миграцией населения региона из сельской местности в город, общим социальным неблагополучием.
Актуальный вопрос
Овруцкий А.В. - Социальные аспекты национального бренда (на примере бренда Азербайджанской Республики) c. 27-37

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.2.34946

Аннотация: Предметом исследования является социальное содержание национального бренда Азербайджанской Республики. Методология настоящего исследования основана на понимании маркетинга в качестве новой общей социальной теории. В этом контексте рассматриваем технологии брендинга и брендменеджмента в качестве социальных технологий формирования идентичности, интеграции и, в общем виде, управления социальным поведением. Применительно к национальному бренду это положение справедливо как для внутренних (граждане страны) так и для внешних (граждане других стран) целевых аудиторий. К структурным компонентам национального бренда отнесены: 1. Основное послание бренда; 2. Компоненты, формирующие национальную идентичность (как правило, ценности, разделяемые большинством граждан страны); 3. Национальные продукты; 4. Галерея визуальных образов, в которых, с одной стороны, репрезентируются национальные ценности, с другой – они являются своеобразными визуальными «ключами» понимания характера народа, его истории и будущего; 5. Брендовый дискурс – совокупность текстовых вербальных форм национального бренда; 6. Героика бренда (персоны, обладающие брендформирующим потенциалом); 7. Звуковой дискурс – совокупность звуковых брендформирующих звуковых форм; 8. Событийные брендформирующие коммуникации.     Сделан вывод о том, что национальный бренд Азербайджана находится на этапе смены концептов, что маркирует этап перехода страны на новый этап развития. Зафиксированы четыре концепта национального бренда Азербайджана. Первый, исторический, – это концепт «нефть», характеризует индустриальный период развития территории. Второй концепт – орнаментальный – можно отнести к варианту архетипического брендинга (азербайджанские ковровые орнаменты). Третий концепт «Страна огня» аналогичен орнаментальному по характеру используемых символов и механизму воздействия. Четвертый концепт относим к постиндустриальным образам. Полагаем, что национальные бренды могут являться интересным и эвристичным объектом анализа социальных процессов репрезентируемых территорий.
Семья и общество
Иванов А.Г. - Семейная память и ее мифология: от теории к повседневной практике c. 38-50

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.2.32421

Аннотация: В центре внимания находились динамический аспект и мифологическое измерение социальной памяти. В структуре современного мифологического выделяются два уровня – «архаический» и «конъюнктурный». «Архаический» уровень выполняет определяющую роль для функционирования мифологии сегодня, в том числе и для мифологии семейной памяти, которая тесно связана со сферами повседневности (быт, труд, досуг). Трансформация семейной мифологии рассматривается на примере проявления в сферах повседневной жизни таких мифоконтентных феноменов как сакральный лидер (герой), жертва. Фиксируются следующие изменения: представлениям о причинно-следственной связи и о соотношении части и целого придается сакральное значение, а представления о пространстве и времени, наоборот, рационализируются. При изучении мифологии семейной памяти был применен системный метод. Теоретические выводы наши подтверждение по результатам анализа серии нарративных интервью жителей Липецкой области об истории их семей. Делается вывод, что для мифологии семейной памяти в качестве базовых (учредительных) событий выступают более абстрактные и глубинные феномены (например, герой, жертва), чем для социальной памяти; и требуется специальная работа по распознаванию и идентификации этих явлений и – далее – по воссозданию и конструированию мифологии семейной памяти в каждом конкретном случае. Особое внимание привлекли высказывания одного из респондентов о чуде как имманентно присущем жизни явлению.
Социальные исследования и мониторинг
Полякова А.Г. - Цифровая социология и исследование социальных механизмов в интернет-пространстве c. 51-64

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.2.32163

Аннотация: Распространение новых видов вторичной социологической информации актуализирует роль цифровой социологии и генерирует новые возможности для анализа. Цифровая социология как предмет исследования рассматривается в качестве междисциплинарного направления, в поле внимания которого попадает социальные эффекты, генерируемые развитием информационно-коммуникационных технологий и феноменов. Существование таких эффектов предопределено развитием цифровой среды, в которой присутствуют и взаимодействуют различные акторы. В этой связи все большее внимание уделяется компьютерному моделированию социальных механизмов, исследование результатов которого обладает значительным потенциалом, и уже создан задел, применимый для мониторинга социально-экономических процессов посредством реконфигурации имеющихся информационных каскадов. Методологическая база работы включала общенаучные методы, среди которых следует отметить структурно-функциональное и причинно-следственное обоснование закономерностей, взаимодополнение объективной и субъективной сторон социальных процессов. Специальные методы представлены анализом социальных сетей. Исследование было направлено на реализацию поставленной цели, предусматривающей определение возможности и предпосылок создания информационной системы, основанной на принципах цифровой социологии и больших данных, а также на сетевом анализе процессов и явлений. Следовательно, решение такой задачи, как исследование социальных механизмов, проецирующихся в интернет-пространстве, стало прологом к проектированию информационной системы, основанной на принципах цифровой социологии, синергии органов власти и общества, и способствовало созданию основы для новой модели принятия управленческих решений, учитывающей интересы субъекта управления и характеризующейся всеобъемлющим оперативным информационном обеспечением.
Попов Е.А. - Основные возможности исследования города в современной социологической науке c. 65-72

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.2.34838

Аннотация: Статья посвящена изучению различных возможностей исследования города и городской среды в современной социологической науке. Акцент сделан на выявлении наиболее часто встречающихся сложностей, с которыми сталкиваются социологи при анализе актуальных проблем развития городов и городских пространств. Основные сложности связаны с адекватным выбором соответствующей методологической базы. Дается оценка возможностям использования антропосоциетального подхода. Выделяются ключевые городские проблемы, на которые могут обратить внимание социологи и получить в результате исследования таких проблем ценные научные данные. Уделено внимание раскрытию концепта "человек в городе", имеющего важное значение для социологии города и соответствующих исследовательских практик.   Основными положениями представленной статьи являются следующие моменты: 1) определены возможности использования тех и или иных методологических подходов в исследовании конкретных или "универсальных" городов; 2) актуализировано понятие социальности города, дана оценка вариантам его использования в социологических и междисциплинарных исследованиях; 3) проанализирована социальная составляющая в развитии современных городов - от крупнейших до моногородов; 4) обоснована необходимость применения антропосоциетального подхода в исследовании городов и общественных отношений, в них формирующихся; 5) выявлены основные сложности, с которыми может столкнуться социолог при изучении городского пространства и социокультурных черт городов.
Баринов Д.Н. - Медиавирус страха: особенности репрезентации российскими СМИ пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) в период первой волны (январь-июнь 2020 года) c. 73-86

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.2.35066

Аннотация: В статье рассматриваются особенности репрезентации пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) российскими СМИ. Теоретико-методологической основой исследования являются философские и социологические концепции страха, социальных настроений, социального самочувствия, теории информации и массовой коммуникации. В качестве эмпирической базы исследования использовался медиаконтент интернет-ресурсов, медиадискурс новостных телевизионных выпусков, результаты общероссийских социологических опросов. Показана динамика информационных материалов о коронавирусной инфекции за период с января по июнь 2020 года, демонстрирующая нарастание страхогенности медиаконтента. Данная динамика сопоставляется с изменениями социальных настроений россиян, отражающих рост массовых страхов и опасений, в том числе страха заражения коронавирусом. Отмечается, что ведущую роль в формировании страха перед коронавирусом играют традиционные СМИ, в частности, телевидение. Дается характеристика информационной энтропии в СМИ, возникающей как следствие отсутствия точных научных данных сведений о новой коронавирусной инфекции. Выделены основные противоречивые тезисы медиаконтента российских СМИ о коронавирусе периода первой волны пандемии. Отмечается, что информационная энтропия выступает психотравмирующим фактором, способствующим усилению массовых страхов и тревог и одновременно порождающим недоверие к официальной информации в СМИ. Проблема своеобразия репрезентации российскими медиа пандемии COVID-19 также рассматривается в контексте взаимодействия традиционных СМИ и интернет-ресурсов. Показано, что материалы о коронавирусе, размещенные в социальных сетях и в интернете используются традиционными СМИ как фактор повышения достоверности медиаконтента, посвященного коронавирусной инфекции, и как доказательство реальности угрозы массового распространения заболевания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.