по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 10, 2020
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 10-11-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2020
Актуальный вопрос
Трофимова И.Н. - Подготовка кадров для цифровой экономики: текущие проблемы и целевые ориентиры c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.10.33619

Аннотация: В статье рассматривается проблема подготовки нового поколения специалистов в сфере информационно-коммуникативных технологий. Актуальность проблемы обусловлена задачами преодоления технологического отставания и кадрового обеспечения цифровой трансформации отечественной экономики. В качестве теоретико-методологической основы выступает совокупность положений, раскрывающих сложный и противоречивый характер процесса цифровой трансформации в силу влияния на него разных социальных, культурных, экономических и политических факторов. Ключевая роль при этом отводится образовательным институтам, призванным сформировать новый комплекс знаний, компетенций и ценностей. Задачей исследования является выявление факторов, определяющих кадровые потребности сектора ИКТ. Показано, что целевые ориентиры при подготовке кадров для сектора ИКТ основаны на общих оценках ситуации в экономике и не учитывают ряд специфических факторов. Подчеркивается, что ключевыми характеристиками российского сферы ИКТ являются его неоднородность и зависимость от общих тенденций в экономике и на рынке труда, а недостаток специалистов обусловлен итогами предыдущего этапа развития ИКТ-сферы и спецификой экономики страны. Делается вывод о необходимости дифференцированного подхода к определению потребности в численности и уровне подготовки цифровых кадров в разрезе отдельных отраслей, регионов и перспектив развития самих технологий.
Боровинская В.С. - К вопросу о последствиях инсценирования политической реальности в интернете c. 11-20

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.10.33994

Аннотация: Предметом исследования являются социополитические последствия инсценирования реальности в интернете. Объектом исследования является освещение международной политической повестки современными онлайн-СМИ. Методологической основой данного исследования стал полипарадигмальный подход, позволяющий сопоставить макро- и микро-подходы к изучению инсценирования реальности и его последствий. Основными методами исследования стали компаративный анализ социологических концепций, общесоциологический и историко-проблемный анализ, классификация и типологизация, общенаучные методы индукции и дедукции, синтеза, дискурс-анализ. Термин «инсценирование реальности» отражает процесс создания определенного образа, ситуации или устойчивой смысловой связи по аналогии с гиперболизированной вымышленной реальностью, «представляемой» на сцене». И хотя сам феномен существует давно, изменение характера коммуникационных процессов в результате развития информационных технологий привело к тому, что интернет-СМИ приобрели несоразмерно большое влияние на политические процессы в обществе и на конструирование современным человеком картины мира. В статье описываются последствия и риски, вызываемые инсценированием политической реальности в интернете, на нескольких уровнях. Автор анализирует связь этого феномена с формированием политической идентичности, институционализацией, политической коммуникацией, инсценированием политических рисков локального и глобального масштаба. Автор приходит к выводу, что негативный эффект, оказываемый инсценированием политической реальности, выходит далеко за пределы исключительно новостного поля и представляет собой проблему, требующую комплексного и междисциплинарного подхода.В статье предлагается обратить внимание на такое последствие инсценирования политической реальности, как воспроизводство инсценированных рисков в СМИ, поскольку оно играет одну из решающих ролей в процессе обесценивания демократических принципов. Вместе с построением искаженной картины мира ростом неопределенности, потерей доверия к политическим источникам, политической аномией и деформацией понимания свободы слова и критериев корректной информации, инсценирование рисков уводит индивида все дальше от идеалов правового общества.
Трофимова И.Н. - Проблема подготовки кадров для инновационной экономики в контексте неравенства российских регионов c. 21-30

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.10.34195

Аннотация: В статье рассматриваются различия столичных и региональных вузов в плане подготовки кадров для инновационного производства. Гипотезой исследования является предположение, что эти различия вызваны, в первую очередь, концентрацией ресурсов в столичных регионах и, следовательно, преимуществом столичных вузов и ограниченными возможностями региональных вузов для вовлечения студентов и аспирантов в инновационную деятельность. В качестве теоретико-методологической основы выступает совокупность положений, раскрывающих сложный и противоречивый характер взаимосвязи экономики и высшего образования, дисбаланс уровня модернизации производства и уровня образовательного потенциала, характерный для многих регионов страны.   Новизна исследования заключается в постановке проблемы, методологии и использовании оригинальной эмпирической базы, представляющей результаты опроса 90 экспертов из 15 регионов страны, проведённого в 2017-2019 гг. Показано, что лучшие региональные вузы вполне могут составить конкуренцию столичным вузам и ограничить т.н. «образовательный столицецентризм» благодаря более эффективному использованию имеющихся ресурсов и более тесной связи с местным производством. Важным условием является конкурентоспособность программ подготовки кадров, которая обеспечивается не столько соответствием формальным показателям и позициями в различных рейтингах, сколько конкретными результатами, полученными в сотрудничестве с производственными предприятиями.
Социальные исследования и мониторинг
Козловский В.В., Ткачук Д.В. - Музыкально-художественные вкусы в личностном самоопределении молодежи c. 31-45

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.10.34036

Аннотация: Предметом исследования является анализ влияния музыкально-художественных вкусов на личностное самоопределение молодежи. Ключевая проблема исследования заключается в выявлении специфики формирования личностных предпочтений молодежи в процессе потребления музыки в контексте современных культурных индустрий. Масштаб и механизмы воздействия музыки как социокультурного фактора социализации, идентификации, культурной демаркации и, что особенно важно, социальной дифференциации, культурного многообразия мало изучены. Проблематичность исследования социокультурного потенциала музыкально-художественных вкусов заключается в слабой уловимости для социологического изучения культурной детерминации практик внутри- и межпоколенческого смыслового (символического) различения и сплочения в молодежной среде. Задача нашего исследования состояла в обнаружении способов формирования и репрезентации культурных, в особенности, музыкально-художественных вкусов как образующих смысловую и ценностную структуру личности молодого человека. Выявлены способы формирования и репрезентации культурных, в особенности, музыкально-художественных вкусов как образующих смысловую и ценностную структуру личности молодого человека. Ядром стратегий конструирования смысловой и ценностной структуры в ходе социокультурной социализации личности выступают музыкально-художественные паттерны, проявляющиеся у российской молодежи 1987-1997 г.р. в отношении к различным музыкальным жанрам, практикам, исполнителям и носителям различных музыкально-художественных вкусов. Музыка и музыкальные вкусы в контексте самоопределения молодежи служат мировоззренческими, поведенческими и идеологическими ориентирами, инструментом постулирования новых ценностей или переосмысления и сохранения сложившихся предпочтений, установок и образцов.
Попов Е.А. - Будущая профессия социолога: ожидания абитуриентов c. 46-55

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.10.34262

Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты выбора абитуриентами университетов социологического направления подготовки. На основе проведенного эмпирического исследования (2019 г.) обобщены представления выпускников школ о социологии как научной области и о социологической профессии. Абитуриенты в целом стали более осознанно подходить к выбору социологии для своего будущего, имеют мнение о том, что такое современная социология и как она развивается. Это подчеркивает и официальная статистика, утверждающая, что за последние годы возрастает количество поданных заявлений на направление подготовки «социология». Однако исследование выявило и сложности такого выбора. Абитуриенты в большей степени нацелены на получение конкретных компетенций в области социологии, при этом воспринимают социологию как междисциплинарную сферу знаний.   В статье также выявлены представления абитуриентов о связи школьного курса обществознания и социологии, о роли обществознания в выборе направления подготовки «социология». Также дана оценка мнениям абитуриентов о преимуществах социологии по сравнению с другими научными областями; о возможностях личностного и карьерного роста в будущей профессии социолога. Затронута и проблема форматирования образа социолога в представлениях поступающих в университеты. Таким образом, в статье решается проблема формирования образа будущей профессии у абитуриентов, поступающих на направление подготовки "социология". Для вузов в построении соответствующих образовательных стратегий необходимо учитывать такие представления абитуриентов для повышения эффективности обучения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"