Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 04, 2016
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 27-03-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2016
Актуальный вопрос
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Ключевая роль образования в достижении Целей устойчивого развития c. 1-18

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.18218

Аннотация: Устойчивое развитие требует изменений в мышлении и способах действия, причём ключевую роль в обеспечении таких изменений играет образование. Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) оказывается не только предпосылкой достижения устойчивого будущего, но и приоритетным и опережающим его средством, т.е. переход к УР начинается со становления образования в интересах устойчивого развития и формирования нового глобально-устойчивого сознания. ОУР становится одним из ключевых механизмов достижения новых 17 глобальных целей устойчивого развития (ЦУР), которые были приняты на Саммите по УР в рамках 70-ой Генеральной ассамблеи ООН, утвердившей Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Была принята также Глобальная программа действий по ОУР, о которой было объявлено на Всемирной конференции ЮНЕСКО по ОУР, прошедшей в 2014 г. в Айти-Нагое (Япония), которая дала оценку современного состояния образования в мире и ориентировала на решение проблем перехода цивилизации к устойчивому развитию. Этой цели служит и новая, принятая в Инчхоне концепция образования, которая нацелена на выполнение важной роли образования в качестве основной движущей силы достижении других предлагаемых ЦУР. Авторы используют междисциплинарный, историко-эволюционный, футурологический подходы и принцип темпоральной целостности к исследованию становления образования для устойчивого развития, а также системный, глобальный и ряд других комплексно-общенаучных подходов для выявления общих тенденций развертывания образования для устойчивого развития. В статье отмечается, что, продолжая дальнейшее движение к УР, вместе с тем необходимо начать реализацию новой стратегии мирового образовательного процесса, способного ускорить и расширить масштабы движения к «глобальной устойчивости». Показано, что экологическая составляющая (и соответствующая модель) образования в настоящее время превалирует в той форме образования, которым сейчас именуется ОУР, но это пока это лишь начальный этап формирования новой системной модели образования в интересах устойчивого развития. К экологической составляющей ОУР уже добавляется видение ОУР в темпоральном ракурсе как опережающего образования, а также трактовка образования на базе концепции «обеспечения безопасности через устойчивое развитие», моделей глобализации образования и глобального образования. Предполагается, что в дальнейшем будут синтезированы и другие модели образования (например, начавшегося процесса космизации образования и становления космического образования на базе астрономии и космонавтики, глобального эволюционизма).
Национальный вопрос
Подъяпольский С.А., Подъяпольская А.В. - Этнокультурная ситуация современной Якутии: демографические тенденции, исторические мифологемы и гуманитарные технологии c. 19-27

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.18195

Аннотация: Республика Саха (Якутия) чрезвычайно важна в геополитическом и экономическом отношении. Статья посвящена проблемам социокультурного развития этого субъекта РФ, тенденциям и перспективам межэтнических отношений в регионе. Особое внимание уделено историческим мифологемам, которые могут использоваться современным якутским национализмом. Эти мифологемы рассматриваются как с точки зрения исторической науки, так и в контексте современных гуманитарных технологий. В частности, изучается вероятность применения последних внешних силами. Как показывает практика, последние нередко используют в подрывных целях ресурсы «мягкой силы», тенденциозно истолковывают исторические факты. Социокультурные мифологемы рассматриваются в сопоставлении с историческими фактами, концепциями "мягкой силы" и современных гуманитарных технологий. Используются данные демографической статистики. Проводится герменевтический анализ кинематографических образов. История вхождения Якутии в состав России демонстрирует непростой, но в целом добровольный характер этого процесса. Русские не только принесли на якутскую землю государственность, но и парадоксальным образом укрепили позиции местной элиты. Однако историческая истина сама по себе еще не гарантия от манипуляций, она требует гуманитарно-технологического подкрепления. Также следует отметить, что, поскольку ни одна из исторических фигур якутской истории не может позиционироваться в качестве общепризнанного культурного героя, взоры сторонников «национального возрождения» обращаются к популярной у тюркских народов фигуре Чингисхана.
Бережнова М., Пименова Н.Н. - Рост социально-культурного разнообразия как результат межэтнических коммуникаций: якуты с озера Ессей c. 28-40

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.18296

Аннотация: Предмет исследования - уникальная этническая и культурная группа ессейских якутов (Красноярский край), которая проживает в условиях изоляции от основной якутской этнокультурной группы в Республике Саха. В настоящее время межэтнические и межкультурные контакты между разобщенными группами якутов восстановились. Рассматривается история и актуальное состояние экономики, социальных коммуникаций, культуры ессейских якутов. Анализируются возможности дальнейшего развития социальных коммуникаций между якутами Красноярского края и якутами Республики Саха. Выявляются некоторые особенности современного этногенеза коренных народов Севера. Основной метод - полевые исследования в местах компактного проживания ессейских якутов. Применялись глубинные интервью, анализ исторических и культурных особенностей коренных народов. Ессейские якуты обособились от народа саха, проживающего в Якутии. В связи с отдаленностью и сформированным мировоззрением они сохраняли исконную культуру саха в устной форме более трехсот лет. В нынешней ситуации необходимо прилагать особые усилия к восстановлению культурной и социальной связи с Якутией.
Букова М.И. - Особенности этнокультурного самосознания этнической группы чулымцев, компактно проживающих на территории деревни Пасечное Тюхтетского района Красноярского края (Центральная Сибирь) c. 41-51

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.18414

Аннотация: Предмет исследования - этнокультурная группа коренных малочисленных народов Красноярского края, чулымцы, которые компактно проживают в Красноярском крае. Их общее количество довольно невелико - около 200 человека по данным Всероссийской переписи 2010 г. Однако чулымцы сохраняют свою этническую и культурную идентичность, стараются возродить родной язык и культуру. Чулымцы имеют определенную государственную поддержку в качестве коренного малочисленного народа. Процессы социальной идентификации, которые в настоящее время идут у чулымцев, характерны для многих коренных малочисленных народов Центральной Сибири. Основной метод - полевые исследования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края. Автор применял также анкетирование и анализ статистических данных. На процессы современной этнической идентификации чулымцев Красноярского края активно влияют политические, экономические и психологические факторы. Благодаря поддержке государственными органами власти и муниципальными образованиями людей, относящихся к коренным народам, чулымцы продолжают относить себя к коренной этнической группе, хотя и язык, и культура, и история собственного народа уже уходят из социальной памяти.
Гуманитарные проекты
Решетников В.А., Полюшкевич О.А., Федчин В.С. - Основные направления социального образования c. 52-58

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.17740

Аннотация: Предметом исследования выступает социальное образование. Социальное образование понимается как часть общего процесса социализации человека, как одна из составляющих структур его профессионального становления, и, как сфера подготовки специалистов социальной сферы. Общая направленность социального образования результируется в становлении субьектных качеств человека и условий среды, способствующих к развитию этих качеств. В связи с этим, рассматриваются идеологические компоненты социального образования, возможности логотерапии В. Франкла, софотерапии В. А. Кутырева, концепции евраксофии П. Курца. Методологическими основами исследования выступает системное взаимодействие различных теоретических и практических методов социального осмысления действительности: логотерапия, софотерапия и евраксофия. Научная новизна исследования прослеживается в рефлексии новых условий социализации человека, как основы его профессионального и личностного развития. А также выявляются формы, форматы и условия развития личных качеств и возможностей среды для самосовершенствования. Социальное образование трактуется как условие профессионального становления и развития специалиста в социальной сфере.
Колесник М.А. - Особенности восприятия русского этноса в молодежной среде города Красноярска по результатам ассоциативного эксперимента со словом "русское" c. 59-67

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.18270

Аннотация: Предмет исследования - специфика восприятия русского этноса в современной молодежной среде. Актуальность исследования связана с ориентацией социальных наук на субъективные образы акторов и наблюдателей значимых социальных процессов. Культурная память, историческая память фиксируется в определенных устойчивых образах. Выявление содержания, значения, личностных смыслов данных образов представляется важным для понимания динамики социальных процессов, культурных и социальных ценностей, которые предопределяют эти процессы. Образы и ценности, которые составляют психологическую реальность личности, формируют конкретный тип социальной поведения. Основной метод исследования - ассоциативный эксперимент по методике А.Соколова и Р. Назарова. Применялся метод интерпретации полученных результатов. Самые крупные по количеству ассоциаций группы слов отражают основные сферы, в которых у студентов закрепилось представление о том, что является русским. Это национальная еда, специфика природного окружения, искусство и фольклор. Можно выделить сферы, которые мало связаны в сознании студентов с пониманием русского: военная и социальная сферы, природные ресурсы, экономика, политика, история.
Религия и политика
Щупленков Н.О. - Внецерковные молодежные движения в Советской России и Русском Зарубежье (1917–1930-е гг.) c. 68-80

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.17611

Аннотация: Актуальность исследования вызвана необходимостью изучения роли молодого поколения в государственно-конфессиональных отношениях. Политические и внецерковные объединения на протяжении нескольких столетий обращались к подрастающему поколению как резерву своего будущего существования. История внецерковных молодежных движений в Советской России и Русском Зарубежье 1917–1930-е гг. показывает насколько важно правильно расставлять акценты в молодежной политике, чтобы завоевать авторитет в молодежной среде. Данный период в отечественной истории считается переломным в отношении советского государства к церкви, окончательного отделения светскости от религиозного. Принципы системности и альтернативности позволяют создать объективную историческую картину зарождения молодежных организаций в Советской России и Русском Зарубежье 1917–1930-х годов. В первой трети XX в. социокультурное пространство русского мира охватило все обжитые территории земного шара. Национальные чувства духовного единства и моральной ответственности связывали русский народ в единое цивилизационное пространство, объединенное общим национальным самоощущением и самосознанием. Для русского народа характерно чувство любви и привязанности к своей земле, дому, родным и близким. Народы, проживающие на территории РФ воспринимают русскую культуру как часть своего целого, не отделяя собственное миропонимание от общенационального.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"