Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 07, 2015
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 22-07-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2015
Диалог культур
Синеокий О.В. - Звукозапись поп-музыки в зеркале экранной культуры c. 1-16

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.7.15390

Аннотация: В статье изложены результаты исследования социально-информационных аспектов музыкального сектора экранной культуры в 1960-90-ые годы. Музыкальное телевидение рассматривается как сложный кластер сферы социокультурных коммуникаций, в котором сформированы устойчивые правила взаимообусловленности принципов экранной и фонографической культур (музыкальной звукозаписи). Аудиовизуальные средства продвижения музыкальной продукции показаны в коммуникационной парадигме медиасистемы CCCР и социалистических стран Восточной Европы. Основываясь на системном понимании многоканальных коммуникаций в музыкальной сфере представлена хронология телепередач и видеопрограмм о роке и диско, проанализированная с позиции культурологии. Историко-культурный анализ позволил рассмотреть социальную среду, в которой в определенный исторический период сформировалось явление массового рекординга (т.е. звукозапись поп-музыки). Для выяснения жанровых особенностей поп-музыки и ее составных применялся музыковедческий метод. Особое место в авторском подходе к анализу документального материала отведено систематизации информации, что стало возможным благодаря использованию хронологической методологии. Экранная культура ретроспективно трактуется как зеркало, в котором перманентно отражались «бит», «рок» и «диско» в виде выхваченных ярких отрывков прогрессивных направлений музыкального искусства, недоступных для советских граждан в полном объеме и без искажений. Трактовка событий подается с учетом одновременно существовавших и (иногда) взаимопроникающих уровней социокультурных коммуникаций – поп-музыки телевидения, филармоний, грампластинок и магнитофонов, с помощью которых (в совокупности) и удовлетворялись музыкальные эстетические потребности советских людей. Одним из важных выводов, к которым пришел автор, является то, что в условиях социализма музыкально-информационное манипулирование представляло специфическую разновидность массовых коммуникаций «мозаичного» характера.
Социальные исследования и мониторинг
Хребтов М. - Социологический анализ представлений о «войне» и «мире» в современном обществе (на материале фокус-группы) c. 17-34

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.7.15930

Аннотация: Предметом исследования является реконструкция представления о войне и мире в современной молодежной среде. Актуальным являются междисциплинарные исследования, поэтому феномены войны и мира рассмотрены не сами по себе, как объективно существующие, но в контексте образов, представлений, существующих в коллективном бессознательном современных российских молодых людей. Подобного рода исследования позволяют осуществлять своеобразный мониторинг состояния российского социально-культурного пространства, реконструировать его содержание в важнейших узловых точках. Концепты "война" и "мир" являются значимыми для современного российского социокультурного пространства, поэтому их исследование с помощью междисциплинарного подхода достаточно актуально. Основной метод исследований - фокус-группа. Подробно описываются материалы исследования, цели и задачи, приводится опросник, на базе которого проводилась фокус-группа. Понятия «война» и «мир» существенно изменились за последние 30-50 лет. Понятие «войны» в настоящее время совершило эволюционный скачок. «Война» заняла такие информационные пространства, как новости, газеты, блоги, интернет-сайты, а понятие «мир» начинает исчезать, становясь более недосягаемым. Война в XXI веке носит оттенок мирного характера. «Война» и «мир» в настоящее время становятся идентичными понятиями. Эти феномены начинают существовать внутри друг друга, становясь всё больше неотъемлемыми частями целого, дополняя один другое.
Гуманитарные проекты
Старко Е.А. - Социальная теория Фредерика Джеймисона c. 35-50

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.7.15937

Аннотация: Предметом исследования является концепция социальных исследований известного современного американского мыслителя Фредерика Джеймисона. На основе авторского перевода некоторых работ Фредерика Джеймисона, а также на основе критического анализа отечественных работ, посвященных его творчеству, реконструируется интеллектуальная биография Фредерика Джеймисона, выделяются основные периоды его творчества, анализируются философские и иные гуманитарные контексты его произведений. Автор уделяет особое внимание возможностям социальной теории Фредерика Джеймисона как методологической основы для исследования социологии повседневности, явлений массовой культуры. Основной метод исследования - сравнительно-исторический анализ интеллектуальной биографии Фредерика Джеймисона, а также дескриптивный обзор его теории, основанный на авторском переводе некоторых статей Фредерика Джеймисона. Новизна исследования состоит в том, что впервые на русском языке представлены идеи Фредерика Джеймисона, связанные с его работами, ранее не переводившимися на русский язык. Наиболее эффективно социальная теория Фредерика Джеймисона может быть использована для анализа феноменов массовой культуры и социологии повседневности. На ее основе возможно создать методологическую стратегию для исследования специфики российского модерна.
Филько А. - Изучение феномена города и городского пространства в современных социальных исследованиях (историографический обзор) c. 51-64

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.7.15933

Аннотация: Предметом исследования является динамика современной урбанистики, начало которой можно заметить в Античности. Расцвет урбанистики приходится на XX-XXI в. Для проведения современных урбанистических социальных исследований необходимо выбрать концептуальные и методологические подходы. Это можно сделать, изучив и проанализировав наиболее известные и яркие городские исследования, сделанные в различных социальных и гуманитарных науках. Историографический обзор городских исследований позволит выбрать наиболее эффективную методологическую стратегию для дальнейшего анализа современного российского города. Основной метод - критический анализ и сравнительно-исторический обзор концепций городских исследований. Применяется выделение исторических этапов и научных школ в современной урбанистике. На основе историографического обзора современных городских исследований делается вывод о том, что одним из наиболее эффективных и актуальных как по объему, так и по качественному результату в современных социальных науках следует признать семиотический подход, где город исследуют как систему знаков, проявленную в визуальных репрезентантах и считываемую горожанами. Методологически наиболее сильны позиции М. де Серто и В. Беньямина, говорящие о восприятии города в движении, и рассуждения А. Лефевра о важности повседневного опыта горожанина.
Правовая и политическая культура
Якимов К.А. - Образ «врага народа» в комсомольской пропаганде 1937 года c. 65-77

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.7.15642

Аннотация: Предметом настоящего исследования является комсомольская пропаганда, формирующая образ «врага народа», а также восприятие этого образа в рядах ВЛКСМ и несоюзной молодежью в 1937 г. В процессе исследования были изучены составные компоненты собирательного образа «врага народа» в комсомольской пропаганде. На основе документов из «комсомольских» фондов Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО) представлены механизмы формирования образа «врага народа» среди молодежи, проанализированы основные мотивы обвинения, выявлены последствия родственных и идейных связей с лицами, объявленными «врагами народа». Методы, используемые в данном историческом исследовании можно разделить на две группы: общенаучные методы – описание, анализ, синтез, обобщение, дедукция; специально-исторические методы – конкретно-исторический, сравнительно-исторический и ретроспективный. Научная новизна работы заключается в том, что исследование образа «врага народа» проводилось на ресурсной базе архивных документов ВЛКСМ. Показано, что одним из ключевых аспектов идеологической пропаганды в комсомоле было понятие «врага народа», которое в этот период особо широко применялось в отношении многих бывших лидеров большевистской партии, а также стран с фашистскими режимами. Комсомольская пропаганда во многом способствовала консолидации советской молодежи вокруг работы по борьбе с «врагами народа» и усилению репрессивной политики во многих комсомольских организациях.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"