Социодинамика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Социодинамика" > Содержание № 12, 2013
Выходные данные сетевого издания "Социодинамика"
Номер подписан в печать: 1-12-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Копцева Наталья Петровна, доктор философских наук
ISSN: 2409-7144
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2013
Национальный вопрос
Копцева Н.П. - К вопросу о сохранении и воспроизводстве традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Сибирском федеральном округе c. 1-16

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1076

Аннотация: Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, компактно проживающие в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа; механизмы сохранения уникальной культуры этнической культуры. Государственная культурная политика в области сохранения, трансляции, развития уникальной этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Работа исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, связанная с сохранением и трансляцией уникальной этнической культуры коренных малочисленных народов. Концептуальный анализ, полевые исследования, анализ современной отечественной и зарубежной научной литературы, моделирование, фокус-группы, экспертные интервью. Проанализировано актуальное состояние коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, компактно проживающих в Сибирском федеральном округе Российской Федерации. Выявлены основные тенденции государственной культурной политики, связанной с сохранением и трансляцией уникальной этнической культуры. Предложены новые механизмы сохранения и трансляции уникальной этнической культуры, связанные с одаренными детьми, адаптацией молодежи коренных народов к образовательной городской среде.
Социальные исследования и мониторинг
Деметрадзе М.Р. - Социокультурная основа междисциплинарной методологии социально-гуманитарных наук c. 17-40

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1072

Аннотация: Предметом исследования» являются социологические, экономические, политические, правовые, культурологические теории и дисциплины; методология их соединения, социокультурная основа междисциплинарности и ее внутренняя и внешняя структура; специфика применения во внутренней и внешней политике.Неотъемлемой частью современной системы международных отношений являются вопросы безопасности, модернизации, социализации, социального партнерства, социальной справедливости, социального равенства и социального благополучия общества, государств. В нее внедрены новые правила участия стран и их взаимодействия, принципы конкуренции, соотношения внутренней и внешней политики, современные стандарты качества жизни граждан, механизмы установления приоритета норм международного права, системы контроля государств и т.д.Если после Второй мировой войны международные организации, прежде всего ООН, контролировали государства на основе международного права, то специфической чертой настоящего времени становится тот факт, что начиная с конца ХХ века такая система контроля усилена рядом механизмов социального контроля. Их внедрение было вызвано множеством обстоятельств: усилением дистанции между развитыми и отстающими государствами, доминированием интересов сильных государств на международной арене, политизацией государственной политики в обществах традиционного типа, торможением процессов модернизации, слабое внимание к вызовам модернизации, замкнутость традиционных обществ и т.д. Таким образом, целью создания механизмов международного социального контроля является нейтрализация угроз международной безопасности и отчужденности традиционных обществ в отношении либерально-демократических ценностей, первичности человеческого фактора в государстве и принципов социального государства. Социокультурная методология исследованияНеотъемлемой частью современной системы международных отношений являются вопросы безопасности, модернизации, социализации, социального партнерства, социальной справедливости, социального равенства и социального благополучия общества, государств. В нее внедрены новые правила участия стран и их взаимодействия, принципы конкуренции, соотношения внутренней и внешней политики, современные стандарты качества жизни граждан, механизмы установления приоритета норм международного права, системы контроля государств и т.д.Если после Второй мировой войны международные организации, прежде всего ООН, контролировали государства на основе международного права, то специфической чертой настоящего времени становится тот факт, что начиная с конца ХХ века такая система контроля усилена рядом механизмов социального контроля. Их внедрение было вызвано множеством обстоятельств: усилением дистанции между развитыми и отстающими государствами, доминированием интересов сильных государств на международной арене, политизацией государственной политики в обществах традиционного типа, торможением процессов модернизации, слабое внимание к вызовам модернизации, замкнутость традиционных обществ и т.д. Таким образом, целью создания механизмов международного социального контроля является нейтрализация угроз международной безопасности и отчужденности традиционных обществ в отношении либерально-демократических ценностей, первичности человеческого фактора в государстве и принципов социального государства.Недооценка на глобальном уровне специфики современного имиджа, статуса и престижа страны, в основе которых лежит социально-экономическое благополучие граждан, обусловили создание в 90-е годы ХХ века специальных механизмов в системе ООН, которые получили название индикаторов и индексов оценки разных сфер жизни общества – социальной, экономической, политической, правовой, культурной. Именно эти показатели и определяют степень развитости либо отсталости государств, а не размер территории либо военный потенциал страны. Такая смена парадигм говорит об укреплении связи внутренней и внешней политики страны, институционализации процессов в системе управления, что требует особого внимания как в области науки, так и в системе образования.Возрастает роль связи науки и образования, а также значение многостороннего изучения ситуации, методов получения рационально-конструктивной информации и т.д. И все это возможно только с помощью междисциплинарного подхода, который требует разработки соответствующей методологии и специальной подготовки студентов, будущих специалистов как в области права, управления, экономики, так и в сфере международных отношений.Междисциплинарность придает фундаментальность современной образовательной системе, без которой она не может обеспечить подготовку специалистов высшей квалификации и их конкурентоспособность с выпускниками вузов стран Запада. - освоение методов междисциплинарности социально-гуманитарных теорий; требований современной науки и системы образования; многостороннего подхода к ситуации;- понимание возросшего значения междисциплинарности в условиях современности; получения рационально-конструктивной информации о разных сферах жизни общества – социальной, экономической, политической, правовой, культурной;- выявление специфических черт современных модернизационных процессов, вызовов и требований модернизации для каждого общества и государств в условиях глобализации;- изучение применения принципов междисциплинарности и созданных на их основе экспертных методов, социокультурных индикаторов, относящихся к конкретным объектам и процессам;- освоение приемов социокультурной междисциплинарности, направленных на преодоление и устранение проблем в различных сферах жизни нашего общества; соотнесение процессов с современными стандартами социальной жизни; построение социокультурной модели развития страны, которая повысит ее имидж и статус в современных международных процессах, приведет к смене парадигм ее участия в международных отношениях и т.д.
Миграция и адаптация
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблемы правовой интеграции русских эмигрантов 1920–1930-х годов c. 41-69

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1049

Аннотация: В статье авторы рассматривают различные подходы к пониманию интеграции, проводят сравнительный анализ условий, созданных для интеграции различных групп русских мигрантов в Югославии, Литве, Германии, характер их вхождения в инокультурное сообщество. Фактические и юридические проблемы русских беженцев в Европе во многом были связаны с тем, что в странах-реципиентах они составляли особую категорию иностранцев, к которым трудно было применить обычно практикующиеся принцип взаимности либо национальный режим, так как многие выходцы из России утратили подданство Российской империи, но не стали гражданами СССР, за рубежом появился достаточно широкий слой людей без гражданства, нуждающихся в международно-правовой защите. Изучение документальных источников позволило исследователям сделать вывод, что активные процессы массовой эмиграции населения, перемещение беженцев были связаны с глобальными изменениями в мировой истории: последствиями войн, территориальными переделами, политическими катаклизмами и изменениями границ. Кроме того, они обусловливались социально-политическими факторами, а также насильственными действиями властей, вынуждавших иммигрировать значительные массы населения. В то же время они приводили к серьезным сдвигам в развитии политических, этнокультурных, конфессиональных и других областей общественной жизни стран их размещения. Правовая основа эмигрантского существования непосредственно влияла на все стороны адаптационного процесса – трудоустройство, обучение, условия проживания, передвижений, заключения браков и разводов, социальное обеспечение и прочее. Изучение этой практики имеет вполне современное звучание. Наши соотечественники за рубежом в современном мире сталкиваются с теми же проблемами, которые приходилось решать российским беженцам 1920-х гг.
Идеология и политика
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблемы информационно-коммуникационного потенциала современного общества c. 70-96

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1053

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования новой стратегии России в условиях смены технологических укладов; анализируются возможные варианты развития сценариев кризисных явлений на постсоветском пространстве. Предложена новая парадигма управления с использованием новых факторов управления в условиях информационного общества, таких как «национальное информационное пространство» и «матрица жизнеспособности государства». Активное использование возможностей средств массовой информации и коммуникации в решении повседневных проблем позволяет определять направления развития информационного обеспечения органов власти в регионе. Таким образом, с одной стороны, они отвечают на возникающие потребности общества, с другой − совершенствуют материально-техническую базу. В статье анализируется проблема влияния информационной среды на ценности личности, актуальность которой детерминируют современные тенденции глобализации общества. Данное воздействие раскрывается на примере процесса виртуальной коммуникации в сети Интернет. Информация и коммуникация в условиях построения информационного общества все в большей степени определяют экономические, политические, культурные и национальные отношения, воздействуют на социум в целом, становятся важным фактором самоопределения личности в глобальном пространстве. Понимание глобальных информационных процессов невозможно без определения места в информационном пространстве средств передачи информации, сущность которой заключается не только в знаках сообщения, но и в том, что она связана с уровнем и степенью организованности участников информационного обмена.
Политический процесс
Слезин А.А., Скоропад А.Э. - Открытый внешний политический контроль над комсомольскими организациями в РСФСР (1918-1929 гг.) c. 97-123

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1070

Аннотация: Предмет исследования составляют основные направления, формы и методы реализации открытого внешнего политического контроля, осуществляемого в отношении комсомола в целом и отдельных членов комсомольских организаций.Хронологические рамки исследования охватывают период с октября 1918 года по 1929 год. Начальная дата связана с образованием РКСМ. Конечный рубеж обусловлен коренными изменениями социально-экономической политики советского государства. В ряде сюжетов используется региональная локализация исследования на основе материалов Тамбовской губернии, что способствует более детальному изучению ювенальной истории, позволяет скорректировать некоторые выводы, сделанные на основе анализа материалов центральных органов партии и комсомола. При изучении поставленной проблемы авторы вслед за Н. А. Володиной под политическим контролем понимают имманентно присущее любому государству качество, представляющее собой комплекс мероприятий власти, направленных не только на контроль поведения индивида, всех социальных групп, но и на формирование мировоззрения и поведения основной массы населения на основе задаваемых идеологических канонов и практических потребностей режима . Политический контроль при этом делится на открытые и тайные формы.Важнейшую роль в изучении проблемы сыграло обращение к архивным документам Российского государственного архива социально-политической истории, в первую очередь его молодежного филиала . Приоритетное значение было отдано изучению документов Фонда Центрального Комитета комсомола (Ф. М-1) РГАСПИ, наиболее полно раскрывающего механизм открытого политического контроля над комсомольцами. По мнению авторов, внешний открытый политический контроль в основном проявился в установлении партийного руководства комсомолом. В результате его эволюции в изучаемый период сформировалась такая ситуация, что если комсомол и допускался к политической деятельности, то только под контролем коммунистической партии, в строго определяемых партией рамках.Мощным инструментом политического контроля в изучаемый период стало также движение рабочих и сельских корреспондентов.Хотя главной мишенью рабселькоровской активности стали нерадивые чиновники,в статье показано, что весьма активно использовались рабселькоры и для контроля над молодежной коммунистической организацией.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"