Статья 'Трудовые ценности и ориентации современной молодежи в условиях кризиса и нестабильности' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Трудовые ценности и ориентации современной молодежи в условиях кризиса и нестабильности

Рожкова Лилия Валерьевна

доктор социологических наук

заведующий кафедрой, кафедра Экономической теории и международных отношений, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пензенский государственный университет"

440026, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Красная, 40

Rozhkova Liliia Valerevna

Doctor of Sociology

Professor, the department of Economic Theory and International Relations, Penza State University

440026, Russia, Penzenskaya oblast', g. Penza, ul. Krasnaya, 40

mamaeva_lv@mail.ru
Влазнева Светлана Алексеевна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра Экономической теории и международных отношений, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет»

440026, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Красная, 40

Vlazneva Svetlana Alekseevna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of Economic Theory and International Relations, Penza State University

440026, Russia, Penzenskaya oblast', g. Penza, ul. Krasnaya, 40

vlaznevas@mail.ru
Сальникова Ольга Владимировна

старший преподаватель, кафедра Экономической теории и международных отношений, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет»

440026, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Красная, 40

Salnikova Olga Vladimirovna

Senior Educator, the department of Economic Theory and International Relations, Penza State University

440026, Russia, Penzenskaya oblast', g. Penza, ul. Krasnaya, 40

sova_newm@mail.ru
Дубина Альбина Шагидулловна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра Экономической теории и международных отношений, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет»

440026, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Красная, 40

Dubina Albina Shagidullovna

PhD in Sociology

Docent, the department of Economic Theory and International Relations, Penza State University

440026, Russia, Penzenskaya oblast', g. Penza, ul. Krasnaya, 40

misurin@bk.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2019.1.28758

Дата направления статьи в редакцию:

24-01-2019


Дата публикации:

15-02-2019


Аннотация.

Предметом исследования являются трудовые ценности и ориентации в структуре социального потенциала. Объект исследования – российская молодежь регионов Поволжья. В связи с переходом к рыночным отношениям произошли изменения в мотивации и трудовых ценностных приоритетах россиян, в том числе и молодежи. Сегодня проблема трансформации трудовых ценностей молодежи становится особо актуальной в условиях происходящих кризисов и нестабильности. Цель исследования состоит в анализе социального потенциала молодежи в трудовой сфере. В статье подробно рассматриваются ценностные компоненты трудового потенциала современной молодежи: трудовые ценности, отношение к труду и профессиональные установки; анализируется влияние современной социально-экономической ситуации на трудовые ориентации современной молодежи. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа материалов авторских социологических исследований среди молодежи Поволжья и вторичного анализа данных общероссийских исследований в области трудовых ценностей молодежи. Методология исследования базируется на системном подходе. В результате проведенного исследования получены новые эмпирические данные о состоянии и социокультурных особенностях социального потенциала молодежи в трудовой сфере.Основные выводы. Базовыми трудовыми ценностями современной молодежи являются: высокая оплата труда, интересная работа, работа с карьерным и профессиональным ростом. Важными условиями получения «хорошей работы» выступают: высокая квалификация и глубокие профессиональные знания, труд с полной отдачей сил, нужные связи и знакомства. Трудовые ценности и ориентации молодежи тесным образом связаны происходящими в российском обществе социальными трансформациями.

Ключевые слова: ценности, ориентации, труд, трудовые ценности, трудовой потенциал, социальный потенциал, кризис, нестабильность, молодежь, регионы Поволжья

Статья подготовлена при финансовой поддержке Гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МД-328.2018.6 по научному исследованию «Социокультурные особенности формирования социального потенциала молодежи в условиях кризиса и трансформации российского общества»

Abstract.

The subject of this research is the labor values and orientations within the structure of social potential. The object of this research is the Russian youth from the Volga Regions. Due to transition towards the market relations, the priorities in labor values of the Russian, including youth, have changed. Currently, the problem of transformation of labor values of the youth becomes especially relevant under the conditions of ongoing crises and instability. The goal of this study lies in the analysis of social potential of the youth in labor sphere. The article meticulously examines the value components of labor potential of the modern youth: labor values, attitude to labor and professional orientations; analyzes the impact of the current socioeconomic situation upon labor orientations of modern youth. The research objectives were achieved based on analysis of the materials of authorial sociological surveys among the youth of Volga Region and secondary data analysis of the nationwide studies in the area of labor values of the youth. As a result of the conducted research, the authors acquired the new empirical data on the state and sociocultural peculiarities of social potential of the youth in labor sphere. It is concluded that the basic labor values of modern youth is the high wages, interesting job, career and professional growth. The important conditions for getting a “decent job” is the high qualification and extensive professional knowledge, work with full effort, beneficial connections. Therefore, the labor values and orientations of the Russian youth depend on the ongoing social transformations.

Keywords:

instability, crisis, social potential, work capacity, work values, work, orientations, values, youth, regions of the Volga region

Введение. Трудовые ценности выступают важными компонентами социального поведения индивида и формируются под воздействием семьи и окружения. В условиях кризиса и нестабильности традиционные ценности теряют свое значение. Так, ценность труда утрачивает свое духовно-нравственное понимание и смыслообразующую функцию. Труд превращается из основы образа жизни, в средство выживания, работу, приносящую экономический доход. Считается, что молодежь находится в крайне неустойчивом положении в отношении занятости трудоустройства, в особенности это касается молодежи, впервые выходящей на рынок труда. Таким образом, изучение социокультурных особенностей ее трудового потенциала, выявления актуальных трудовых ценностей, изучения ценностных компонентов трудовой деятельности среди молодого поколения в современных условиях кризиса и нестабильности обладает значительной актуальностью. «Кризис – время молодёжи.. Кризис – это масштабная ситуация неопределённости» [1].

Россия, начиная с конца прошлого века, пережила два крупных кризиса, и, как отмечают специалисты, сегодня в экономике нашей страны наблюдается развитие новых кризисных явлений. По существующему мнению, российская экономика так и не смогла «вылезти» из ямы кризиса 2008 г. в связи с накоплением структурных проблем, а с 2013 г. экономика стала замедляться, наличествуют признаки обострения ситуации и финансового упадка. В России основная статья дохода – продажа энергоносителей, а производству принадлежит, к сожалению, только вторая роль. Особенностью кризиса 2014-2015 гг. стал его развитие только в России. Описывая кризис 2017-2018 гг. годов, исследователи отмечают, что основные проблемы экономики России сохраняются: низкие цены на нефть, все ужесточающийся режим экономических санкций, и ряд внутренних проблем, таких, как высокий уровень коррупции, плохой инвестиционный климат. 2018 год, по мнению исследователей – это год для того, чтобы «…провести SWOT-анализ и перейти из режима выживания в режим роста и развития». «Простым людям тоже не стоит отчаиваться. Да, страна живет плохо и будет жить ещё хуже, но это не значит, что такая же участь уготована всем!» [2].

Обзор литературы.В научной литературе зарубежных и отечественных авторов встречаются разные определения трудовых ценностей и ориентаций. D. E. Super определяет, трудовые ценности как наиболее значимые ориентиры, ради которых индивидом осуществляется его трудовая деятельность [3]. С точки зрения D. G. Zytowski они представляют собой набор идей, которые являются связующим звеном между эмоциональной ориентацией человека на труд и внешними объектами, приносящими аналогичное удовлетворение, так как потребности человека могут быть удовлетворены более чем одним видом деятельности или родом занятий [4, c. 176]. По мнению исследователей D. Elizur., I. Borg, R. Hunt, I.M. Beck, трудовые ценности могут быть описаны двумя составляющими: важность различных результатов труда и важность случайных вознаграждений за работу и системы вознаграждений для человека. [5, с.23]. Американские экономисты Dose J.J., Klimoski R.J. определяю трудовые ценности как оценочные стандарты, относящиеся к работе или рабочей среде, которые люди используют для определения того, что является «правильным», или для оценки предпочтений действий или результатов [6, с.86]. Американские социологи Kalleberg A.L., Marsden P.V. провели исследование изменений социальных ценностей в США с 1973 по 2006 года и выделили два основных механизма, с помощью которых социальные контексты порождают различия в трудовых ценностях: перспективы «отбора» и «социализации». Теория «отбора» подчеркивает влияние обстоятельств и опыта вне работы на важность различных атрибутов работы, побуждая людей искать работу с этими атрибутами. Аргументы в пользу «социализации» труда сосредоточены на занятости и других событиях на рабочем месте и рабочей силы, которые формируют ценности, относящиеся к атрибутам работы [7, с.256]. По результатам социологического исследования, проведенного среди латино-американской молодежи Espíritu-Olmos R., Sastre-Castillo M. A. выявили, что трудовые ценности определяются возможностью самосовершенствования и подъема по карьерной лестнице [8, с.1597]. King C. Murillo E., Lee H. Определяют трудовые ценности с одной стороны как результаты, достигаемые благодаря работе (материальное и нематериальное вознаграждение), с другой стороны как следствие работы (досуг) [9, с.94]. Финские социологи Sortheix F.M., Chow А., Salmela-Aro К. рассматривают трудовые ценности в различных аспектах: важность наличия работы, которая интересна и соответствует собственным компетенциям; вознаграждение (хорошая зарплата и высокие шансы на повышение в должности); социальная безопасность при наличии постоянной работы [10, с.165].

В современной отечественной социологической науке трудовые ценности рассматриваются как «…эмоционально окрашенные представления и суждения людей о важности для них труда в целом и отдельных его сторон» (В. С. Магун) [11, c. 20]. Трудовые ценности – совокупность ценностей, ориентаций, установок, мотивов в сфере труда, работы, профессии; они определяют трудовые потребности, цели, содержание, а также тип трудового поведения индивидов.

Сегодня в российском массовом сознании наблюдаются основные тенденции трансформации трудовых ценностей молодежи, которые состоят в росте прагматических, утилитарных ценностей и ориентации в отношении труда, экономической рациональности, предприимчивости; отмечается снижение общественной значимости труда, отчетливо проявляются ориентации на материальное благополучие.

По данным Института социологии РАН (2010 г.) работа для молодежи должны быть: во-первых, высокооплачиваемой, во-вторых, интересной, в-третьих, с хорошими условиями труда. Треть молодежи выбрали работу с возможностью карьерного роста [12, с. 169]. Тенденция к инструментализации трудовых ценностей российской молодежи подтверждается сегодня многими российскими учеными [13]; об этом свидетельствуют трудовые ориентации и установки молодых людей, преимущественно связанные с ориентацией на высокий заработок [12, с. 169].

По справедливому мнению П. М. Козыревой, А. И. Смирнова в условиях экономического кризиса значительно большое число молодых людей готовы браться за любую работу с высокой оплатой труда [14, c. 60]. Социологи отмечают: «Наметившийся в период восстановительного роста в разных слоях, но прежде всего в молодежной среде, процесс развития потребностей в содержательной трудовой деятельности, дающей возможность как можно полнее реализовать свои возможности, сегодня приостановился» [15, с. 146]. Сегодня молодежь реже, чем до кризиса, согласна на меньшую оплату труда, но более удобный график работы, сокращение рабочего дня и предоставление дополнительного отпуска [14, c. 60]. Также в условиях экономической нестабильности молодежь отдает предпочтения высокой заработной плате в противовес разнообразной, интересной, творческой работе. При этом в отличие от представителей более старшего поколения, которые предпочитают стабильный заработок и гарантии занятости, молодежь чаще готова много работать и иметь высокую оплату труда, даже без гарантий на будущее [14, c. 61].

Материалы и методы. В рамках реализации Гранта Президента РФ в 2018 г. было проведено исследование среди молодежи Поволжья «Социокультурные особенности социального потенциала молодежи» (Пензенская, Саратовская области, республика Мордовия). Выборка – квотная (пол, возраст). Число опрошенных – 754. Цель научного исследования состояла в разработке социологического механизма оценки социального потенциала молодежи, изучении его состояния, особенностей развития в условиях кризиса и трансформаций, обоснование способов его повышения в различных социокультурных средах. Одной из задач исследования являлось получение эмпирических данных о состоянии и социокультурных особенностях социального потенциала молодежи регионов Поволжья, в том числе трудового потенциала молодежи.

Для обработки социологических данных была использована специально разработанная компьютерная программа «Sociology», позволяющая полностью автоматизировать все процессы (действия): от подготовки анкеты до ее обработки; она основана на сканировании анкет и автоматическом распознавании ответов респондентов, дает возможность использовать первичную и вторичную социологическую информацию посредством создания баз данных, позволяет проводить и одномерный, и многомерный анализ.

Результаты исследования. Исследования среди молодежи Поволжья 2018 г. показали, что базовыми ценностями молодежи Поволжья выступают: семья, здоровье, материальный достаток, интересная работа и хорошее образование. Иметь интересную работу хотели бы 32,76 % опрошенных, а престижную работу – 28,89 % респондентов. Очевидно, что кризисные явления, нестабильность в стране, регионе оказывают большее влияние на трудовые планы молодежи. Так, 47,59 % молодежи отмечают влияние кризиса на их трудовую деятельность.

По данным ИС РАН (2010 г.) ситуацию в стране 73 % россиян считали проблемной, кризисной, а 11 % - катастрофической. По самооценкам молодежи в возрасте до 27 лет, они в наименьшей степени пострадали от кризиса, а среди молодежи от 18 до 21 года только 5 % в целом по выборке характеризовали ситуацию катастрофическую (27 % - как благополучную) [16, с. 5-6]. Интересные факты были получены в результате социологического исследования, проведённого ФОМ, в котором пытались выяснить, в чем разница между «отцами» и «детьми» с позиции их отношения к кризису и адаптации к нему. В рамках исследования были опрошены россияне 18-25 лет и родители, чьи дети сейчас находятся в этом возрасте. Было определено, что молодое поколение быстрее приспосабливается к меняющейся нестабильной ситуации. Молодые россияне слабее, чем их родители, чувствуют влияние кризиса. Также молодежь в меньшей степени ощущает рост цен. Лишь 27% россиян 18-25 лет сказали, что цены в их городе выросли очень сильно, в то время как среди старшего поколения почти половина (43%) назвали рост цен очень высоким [17]. Можно сделать вывод о том, что, несмотря на оптимизм молодого поколения, кризис и нестабильность в стане также оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций в сфере труда.

Как известно, молодёжь, обладает наименее конкурентоспособным трудовым потенциалом, из-за того, что приобретенные знания в учебных заведениях, в большинстве случаев носят лишь теоретический характер. А приобретение практических навыков возможно на реальном рабочем месте, без опыта работы, на которое невозможно трудоустроиться. Либо, работодатели отбирают на вакантные должности наиболее одаренных выпускников высших учебных заведений. Таким образом, у большей части молодежи возникают противоречия между устремлениями и существующими возможностями, которые вызывают чувство тревоги, страха и неуверенности в будущем.

По материалам авторского исследования 2018 г. треть респондентов (28,31 %) оценивают современную ситуацию как нормальную и спокойную, большая часть (59,32 %) как напряженную, кризисную и еще 12,37 % как катастрофическую. Данные свидетельствуют, что наиболее негативные оценки современной социально-экономической ситуации дают служащие государственных и частных предприятий, а также молодые предприниматели. При ответе на вопрос: «Оказывают ли влияние на вашу трудовую деятельность или возможно окажут влияние на будущую трудовую деятельность кризисные явления, нестабильность в стране, регионе?» 44,09 % респондентов сказали о таком влиянии, 26,04 % отметили, что на их трудовой деятельности кризисные явления в стране не сказываются. При этом треть опрошенных (29,87 %) затруднились ответить.

Среди респондентов, которые считают, что кризисные явления в российском обществе оказали влияние на их трудовые установки, примерно около трети молодежи, хотели бы стабильную оплату труда (31,88 %), а также «много работать и хорошо зарабатывать» (28,99 %). Примерно такие же результаты были получены при оценке социально-экономической ситуации в стране и предпочтений в выборе работы. Так, в ситуации напряженной, кризисной 28 % молодежи хотели бы иметь стабильную зарплату и 27 % большую оплату труда без гарантий на будущее. В условиях же, когда молодежь оценивает современную ситуацию в стране как катастрофическую, молодежь чаще хотела бы высокой заработной платы и реже получать меньшую, но гарантированную оплату труда. При суммировании ответов респондентов, оценивающих ситуацию как кризисную и катастрофическую оказалось, что 29,96 % респондентов хотели бы стабильную оплату труда, а 36,99 % - много работать и иметь хороший заработок (рисунок 1).

Рисунок 1 – Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что бы Вы предпочли, если бы могли выбирать?» и на вопрос: «Как Вы можете оценить социально-экономическую ситуацию в стране?»

Среди условий получения «хорошей работы» (в порядке убывания): высокая квалификация и глубокие профессиональные знания – 50,86 % опрошенных, труд с полной отдачей сил (49,14 %), нужные связи и знакомства (40,17 %), предприимчивость и инициативность (39,31%), ответственность и дисциплинированность (36,55 %). Востребованная на рынке труда специальность, как условие получения хорошей работы рассматривают только 27,24 % молодых респондентов. Чем чаще респонденты оценивают ситуацию как напряженную, кризисную, тем большее значение приобретают такие факторы, как инициативность, предприимчивость молодежи, отмечается рост значимости полезных связей и знакомств (таблица 1).

Таблица 1 – Факторы получения «хорошей работы» в зависимости от оценок социально-экономической ситуации в стране и влияния кризиса на трудовую деятельность молодежи

Что в первую очередь помогает получить хорошую работу? (многовариантные ответы)

Оказывают ли влияние на вашу трудовую деятельность или возможно окажут влияние на будущую трудовую деятельность кризисные явления, нестабильность в стране, регионе?

Как Вы можете оценить социально-экономическую ситуацию в стране (с начала валютного кризиса, антироссийских санкций)?

Да, n=331

Нет, n=198

Затрудняюсь ответить, n=225

Ситуация нормальная, спокойная, n=213

Ситуация напряженная, кризисная, n=497

Ситуация катастрофическая, n=44

Высокая квалификация и знания

53,26%

50,92%

54,55%

59,88%

50,86%

45,21%

Работоспособность, труд с полной отдачей сил

52,54%

49,08%

50,80%

53,89%

48,29%

53,42%

Предприимчивость и инициативность

42,03%

40,49%

44,92%

37,72%

42%

46,58%

Востребованная на рынке труда специальность

31,88%

33,13%

28,88%

28,14%

28,57%

38,36%

Дисциплинированность и ответственность

37,68%

41,10%

41,71%

35,33%

38,86%

38,36%

Полезные связи и знакомства

44,93%

38,65%

45,45%

34,73%

42,57%

61,64%

Затрудняюсь ответить

14,13%

19,63%

16,04%

10,78%

10,86%

36,99%

Другое

13,41%

15,34%

12,83%

12,57%

8,57%

24,66%

Социально-экономический кризис в стране оказывает большое влияние на трудовые предпочтения молодежи в выборе работы. Так, среди молодежи, отметившей присутствие в современном обществе кризисных явлений больше тех, кто хотел бы иметь интересную и не вызывающую физического и умственного утомления работу, где остается много времени для других занятий. Для молодежи, оценивающей современную социально-экономическую ситуацию в стране, как нормальную, спокойную важнее интересная, престижная работа с возможностями карьерного роста. Показательно, чем хуже молодежь оценивает современную ситуацию в стране, тем менее для нее значима работа, приносящая пользу людям, а на первый план выходит работа с хорошей оплатой труда (таблица 2).

Таблица 2 – Предпочтения молодежи в выборе работы в зависимости от оценок социально-экономической ситуации в стране

Если бы Вы могли выбирать, то какой работе отдали бы предпочтение? (многовариантные ответы)

Как Вы можете оценить социально-экономическую ситуацию в стране (с начала валютного кризиса, антироссийских санкций)?

Ситуация нормальная, спокойная, n=213

Ситуация напряженная, кризисная, n=497

Ситуация катастрофическая, n=44

Интересная, творческая

43,71%

49,43%

54,79%

Престижная

31,74%

21,71%

20,55%

Приносящая пользу обществу и людям

24,55%

16,29%

15,07%

Не вызывающая умственного и физического утомления

7,78%

9,43%

13,70%

С хорошими условиями труда

26,35%

29,43%

28,77%

Работа с карьерным и профессиональным ростом

38,32%

32,57%

28,77%

Высокооплачиваемая

42,51%

51,71%

47,95%

С социальными льготами и гарантиями

13,17%

11,71%

13,70%

С хорошими отношениями в коллективе

21,56%

17,43%

20,55%

Со свободным временем для других занятий (отдыха, семьи, учебы)

13,77%

18%

20,55%

Другое

3,59%

2%

1,37%

По материалам авторского исследования 2018 г. трудовые ориентации связаны с оценками молодежью влияния перемен в стране. Так, при оценках влияния на молодежь произошедших перемен (около трети молодежи указывают на значительные перемены к худшему), отмечается наряду с негативными оценками снижение ценности престижной работы (с 30,67 % до 18,93 %), работы, обеспечивающей карьерный рост (с 39,88 % до 28,4 %), и увеличивается значимость для молодежи таких трудовых ориентаций, как работа с социальными гарантиями (с 9,82 % до 19,84 %) и со свободным временем для других занятий (с 12,88 % до 23,67 %). Показательно, что долы респондентов, стремящихся к высокооплачиваемой работе практически не зависит от оценок молодежью влияния перемен в стране (48,47 % респондентов, отмечающих, что произошли перемены к лучшему, 49,62 %, отмечающих, что никаких изменений не произошло и 46,15 % опрошенных, указавших, что произошли изменения к худшему) – таблица 3.

Таблица 3 – Предпочтения молодежи в выборе работы в зависимости от оценок влияние кризиса на них и их семью

Если бы Вы могли выбирать, то какой работе отдали бы предпочтение? (многовариантные ответы)

Как бы вы оценили влияние перемен, произошедших в стране и регионе за последние 3 года, на Вас и Вашу семью?

Произошли значительные и некоторые перемены к лучшему, n=206

Никаких перемен не произошло, n=335

Произошли значительные и некоторые перемены к худшему, n=213

Интересная, творческая

48,47%

50%

47,93%

Престижная

30,67%

25%

18,93%

Приносящая пользу обществу и людям

19,63%

19,32%

18,34%

Не вызывающая умственного и физического утомления

7,36%

9,85%

11,83%

С хорошими условиями труда

25,15%

29,55%

29,59%

Работа с карьерным и профессиональным ростом

39,88%

33,71%

28,40%

Высокооплачиваемая

48,47%

49,62%

46,15%

С социальными льготами и гарантиями

9,82%

10,23%

18,34%

С хорошими отношениями в коллективе

22,70%

16,29%

20,12%

Со свободным временем для других занятий (отдыха, семьи, учебы)

12,88%

15,15%

23,67%

Другое

2,45%

1,89%

2,96%

Современные кризисные явления в российском обществе не дают возможности жизненного планирования. Как отмечают исследователи, следует учесть тот факт, что ситуация в российской экономике плохая, а потому «…планировать собственное будущее закладываясь на текущее состояние, на всякий случай, иметь ввиду возможное ухудшение ситуации» [18].

Исследования 2018 г. показали, что современная молодежь чаще не строит долгосрочных планов на свою будущую жизнь. Тем чаще молодежь строит долгосрочные планы, тем более значима для нее интересная, творческая, высокооплачиваемая работа, приносящая пользу людям и обществу; тем менее значима престижная работа, работа с хорошими условиями труда, с социальными гарантиями – таблица 4.

Таблица 4 – Предпочтения молодежи в выборе работы в зависимости от оценок планирования будущего

Если бы Вы могли выбирать, то какой работе отдали бы предпочтение? (многовариантные ответы)

Можете ли Вы планировать свое будущее и будущее своих детей на 10, 20 лет вперед (где будете работать, откроете ли свой бизнес, как обеспечивать старость и т.п.)?

Я не строю планов на будущее, нет экономической стабильности в стране, регионе, n=318

Я знаю, что со мной будет в ближайшие 1-2 года, а на большее я не загадываю, n=247

Я знаю, что со мной будет в ближайшие 5 лет, n=127

Я рассчитал(а) так, что добьюсь своей цели через 10, 20 лет, n=62

Интересная, творческая

48,15%

48,10%

60,19%

67,31%

Престижная

25,19%

24,76%

22,22%

21,15%

Приносящая пользу обществу и людям

15,56%

23,33%

22,22%

25%

Не вызывающая умственного и физического утомления

10,74%

8,10%

10,19%

13,46%

С хорошими условиями труда

28,15%

29,52%

25,93%

23,08%

Работа с карьерным и профессиональным ростом

28,15%

41,90%

33,33%

34,62%

Высокооплачиваемая

47,04%

49,52%

51,85%

53,85%

С социальными льготами и гарантиями

14,07%

10,48%

8,33%

13,46%

С хорошими отношениями в коллективе

16,67%

21,43%

17,59%

11,54%

Со свободным временем для других занятий (отдыха, семьи, учебы)

17,04%

14,76%

16,67%

19,23%

Другое

2,22%

1,90%

3,70%

1,92%

Заключение и обсуждение. В настоящее время происходят необратимые кризисные явления во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. В том числе и в сфере труда, что приводит к трансформации его ценностей. Исследования со всей очевидностью показывают тесную взаимосвязь ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи с кризисными явлениями, происходящими в современном российском обществе. Больше половины респондентов оценивают современную социально-экономическую ситуацию в стране как напряженную. При этом, чем выше такие негативные оценки, тем значительнее для молодежи становятся ценности материального благополучия. Тем чаще молодежь строит долгосрочные планы, тем более значима для нее интересная, творческая, высокооплачиваемая работа, приносящая пользу людям и обществу и тем менее значима престижная работа, работа с хорошими условиями труда и социальными гарантиями.

Библиография
1.
Шепилов А. Кризис и молодежь. 06.07.2009. URL: http://nasha-molodezh.ru/society/krizis_i_molodezh.html
2.
Кризисы в экономике России по годам. URL: http://www.investmentrussia.ru/teoriya-investirovaniya/krizisy-v-ekonomike-rossii-po-godam.html
3.
Super D.E. The Work Values Inventory. Boston: Houghton Mifflin, 1970. 50 р.
4.
Zytowski, D.G. The concept of work values. // Vocational Guidance Quarterly. 1970. № 18. P.176–186.
5.
Elizur D., Borg I., Hunt R. and Beck I.M. The Structure of Work Values: A Cross Cultural Comparison // Journal of Organizational Behavior. 1991. № 12. P. 21–38.
6.
Dose J.J., Klimoski R.J. The diversity of diversity: work values effects on formative team processes // Human Resource Management Review. 1999. Volume 9, № 1. P. 83–108.
7.
Kalleberg A.L., Marsden P.V. Changing work values in the United States, 1973–2006 // Social Science Research. 2013. № 42. Р.255–270.
8.
Espíritu-Olmos R., Sastre-Castillo M. A. Personality traits versus work values: Comparing psychological theories on entrepreneurial intention // Journal of Business Research. 2015. № 68. P. 1595–1598.
9.
King C. Murillo E., Lee H. The effects of generational work values on employee brand attitude and behavior: A multi-group analysis // International Journal of Hospitality Management. 2017. № 66. P.92–105.
10.
Sortheix F.M., Chow А., Salmela-Aro К. Work values and the transition to work life: A longitudinal study // Journal of Vocational Behavior. 2015. № 89. Р. 162–171.
11.
Магун В. С. Трудовые ценности российского населения // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 17-28.
12.
Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. – М. : ЦСПиМ, 2010. 252 с.
13.
Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения // Гуманитарий Юга России. 2012. № 3. С. 23-46
14.
Козырева П.М., Смирнов А.И. Российская молодежь на рынке труда в условиях экономического кризиса // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.15 / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2017. С.49-71.
15.
Козырева П. М., Смирнов А. И. Особенности и тенденции адаптации россиян к изменяющимся условиям в постсоветский период // Россия реформирующаяся: Ежегодник: Вып. 14 / Отв. ред. М. К. Горшков; Институт социологии РАН. М.: Новый хронограф, 2016. С. 133–167
16.
Готово ли российское общество к модернизации? Аналитический доклад : [подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ]. М., 2010. 178 с.
17.
Отцы и дети: конфликт поколений в кризис. URL: https://www.city-n.ru/view/122197.html
18.
Кризисы в экономике России по годам. – URL: http://www.investmentrussia.ru/teoriya-investirovaniya/krizisy-v-ekonomike-rossii-po-godam.htm
References (transliterated)
1.
Shepilov A. Krizis i molodezh'. 06.07.2009. URL: http://nasha-molodezh.ru/society/krizis_i_molodezh.html
2.
Krizisy v ekonomike Rossii po godam. URL: http://www.investmentrussia.ru/teoriya-investirovaniya/krizisy-v-ekonomike-rossii-po-godam.html
3.
Super D.E. The Work Values Inventory. Boston: Houghton Mifflin, 1970. 50 r.
4.
Zytowski, D.G. The concept of work values. // Vocational Guidance Quarterly. 1970. № 18. P.176–186.
5.
Elizur D., Borg I., Hunt R. and Beck I.M. The Structure of Work Values: A Cross Cultural Comparison // Journal of Organizational Behavior. 1991. № 12. P. 21–38.
6.
Dose J.J., Klimoski R.J. The diversity of diversity: work values effects on formative team processes // Human Resource Management Review. 1999. Volume 9, № 1. P. 83–108.
7.
Kalleberg A.L., Marsden P.V. Changing work values in the United States, 1973–2006 // Social Science Research. 2013. № 42. R.255–270.
8.
Espíritu-Olmos R., Sastre-Castillo M. A. Personality traits versus work values: Comparing psychological theories on entrepreneurial intention // Journal of Business Research. 2015. № 68. P. 1595–1598.
9.
King C. Murillo E., Lee H. The effects of generational work values on employee brand attitude and behavior: A multi-group analysis // International Journal of Hospitality Management. 2017. № 66. P.92–105.
10.
Sortheix F.M., Chow A., Salmela-Aro K. Work values and the transition to work life: A longitudinal study // Journal of Vocational Behavior. 2015. № 89. R. 162–171.
11.
Magun V. S. Trudovye tsennosti rossiiskogo naseleniya // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1996. № 6. S. 17-28.
12.
Gorshkov M. K., Sheregi F. E. Molodezh' Rossii: sotsiologicheskii portret. – M. : TsSPiM, 2010. 252 s.
13.
Gorshkov M. K., Sheregi F. E. Rossiiskaya molodezh': istoki i etapy sotsiologicheskogo izucheniya // Gumanitarii Yuga Rossii. 2012. № 3. S. 23-46
14.
Kozyreva P.M., Smirnov A.I. Rossiiskaya molodezh' na rynke truda v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa // Rossiya reformiruyushchayasya: ezhegodnik: vyp.15 / Otv. red. M.K. Gorshkov. M.: Novyi Khronograf, 2017. S.49-71.
15.
Kozyreva P. M., Smirnov A. I. Osobennosti i tendentsii adaptatsii rossiyan k izmenyayushchimsya usloviyam v postsovetskii period // Rossiya reformiruyushchayasya: Ezhegodnik: Vyp. 14 / Otv. red. M. K. Gorshkov; Institut sotsiologii RAN. M.: Novyi khronograf, 2016. S. 133–167
16.
Gotovo li rossiiskoe obshchestvo k modernizatsii? Analiticheskii doklad : [podgotovlen v sotrudnichestve s Predstavitel'stvom Fonda im. F. Eberta v RF]. M., 2010. 178 s.
17.
Ottsy i deti: konflikt pokolenii v krizis. URL: https://www.city-n.ru/view/122197.html
18.
Krizisy v ekonomike Rossii po godam. – URL: http://www.investmentrussia.ru/teoriya-investirovaniya/krizisy-v-ekonomike-rossii-po-godam.htm

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – трудовые ценности и ориентации современной российской молодёжи регионов Поволжья (факторы получения «хорошей работы», предпочтения в выборе работы, планирование будущего и пр.) в условиях экономического кризиса и нестабильности. Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, анкетирования, сравнения, обобщения, синтеза. Актуальность исследования обусловлена важностью социально-экономической (в том числе трудовой) адаптации современной российской молодёжи в условиях нестабильности и, соответственно, необходимостью исследования соответствующих трудовых ценностей и ориентаций, включая социологические методы. Научная новизна связана с обоснованием автором выводов о взаимосвязи ценностей и ценностных ориентаций современной российской молодёжи с кризисными явлениями, происходящими в современном российском обществе. Больше половины респондентов оценивают современную социально-экономическую ситуацию в стране как напряжённую. При этом, чем выше такие негативные оценки, тем значимее ценности материального благополучия. Чем чаще молодежь строит долгосрочные планы, тем более значима интересная, творческая, высокооплачиваемая работа, приносящая пользу людям и обществу и тем менее значима престижная работа, с хорошими условиями труда и социальными гарантиями. Стиль изложения научный. Статья написана русским литературным языком. Структура рукописи включает следующие разделы: Введение (трудовые ценности, ценность труда, изучение социокультурных особенностей, трудового потенциала, трудовых ценностей молодёжи, кризис как масштабная ситуация неопределённости, кризисы 2008, 2014–2015, 2017–2018 гг. годов, основные проблемы экономики России), Обзор литературы (работы зарубежных и отечественных авторов по проблеме трудовых ценностей и ориентаций, основные тенденции трансформации трудовых ценностей молодёжи в российском массовом сознании), Материалы и методы (исследование среди молодёжи Поволжья (Пензенская, Саратовская обл., Республика Мордовия) в 2018 г., выборка, число опрошенных – 754, цель исследования, компьютерная программа «Sociology»), Результаты исследования (базовые ценности – семья, здоровье, материальный достаток, интересная работа, хорошее образование, влияние кризиса на их трудовую деятельность, оценка современной ситуации, факторы получения «хорошей работы» в зависимости от оценок социально-экономической ситуации в стране и влияния кризиса на трудовую деятельность, предпочтения молодёжи в выборе работы в зависимости от оценок социально-экономической ситуации в стране, влияния кризиса на них и их семью, планирования будущего, Заключение и обсуждение (выводы), Библиография. Заголовки разделов «Материалы и методы», «Результаты исследования», «Заключение и обсуждение» для единообразия желательно выделить шрифтом. Содержание раздела «Заключение и обсуждение» не в полной мере соответствует заголовку, поскольку включает, в основном, выводы по проведённому автором исследованию, в то время как обсуждение предполагает сопоставление собственных данных с результатами, полученными иными авторами. Обращает также внимание отсутствие сравнения результатов опроса в трёх изученных регионах – Пензенская, Саратовская обл., Республика Мордовия. Текст включает один рисунок, четыре таблицы. Название рисунка 1 не в полной мере соответствует содержанию, поскольку отражает распределение ответов респондентов на вопрос: «Что бы Вы предпочли, если бы могли выбирать?» в зависимости от ответа на вопрос: «Как Вы можете оценить социально-экономическую ситуацию в стране?» Указывать знак «%» во всех ячейках таблиц не представляется целесообразным – достаточно сделать это однократно (в названии либо в головке таблицы). Число значащих цифр в результатах опроса (четыре) при общей численности опрошенных n=754 чел. избыточно. При этом умножение некоторых значений (например, 28,89 %, 47,59 %, 28,31 %, 59,32 %, 12,37 %, 44,09 %, 26,04 %, 29,87 %, 31,88 %, 28,99 % и т.п.) на n не даёт целочисленных значений, что вызывает сомнение в достоверности приведённых данных. В целом описательная статистика малоинформативна, желательно использование статистических критериев различий, корреляционного, регрессионного анализа. Необходимо указать диапазон возраста опрошенных молодых людей, их численность по регионам. Желательно также представить характеристики уровня образования, социально-экономического и, безусловно, трудового статуса, без чего адекватная интерпретация результатов анкетирования не представляется возможной. Содержание в целом соответствует названию. В то же время в формулировке заголовка, возможно, следует уточнить, что речь идёт о молодежи российского Поволжья. Нужно также уточнить, сколько кризисов выделяется автором в новейшей российской истории. Вначале отмечается, что «Россия, начиная с конца прошлого века, пережила два крупных кризиса…», затем указываются три кризиса – 2008 г., 2014–2015 гг. и 2017–2018 гг. Библиография включает 18 источников отечественных и зарубежных авторов – монографии, научные статьи, доклады, Интернет-ресурсы. Библиографические описания некоторых источников нуждаются в корректировке в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например: 1. Шепилов А. Кризис и молодежь (06.07.2009). – URL: http://nasha-molodezh.ru/society/krizis_i_molodezh.html. 3. Super D. E. The Work Values Inventory. – Boston : Houghton Mifflin, 1970. 50 р. 6. Dose J.J., Klimoski R.J. The diversity of diversity: work values effects on formative team processes // Human Resource Management Review. 1999. Vol. 9. № 1. P. 83–108. 13. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения // Гуманитарий Юга России. 2012. № 3. С. 23–46. 14. Козырева П. М., Смирнов А. И. Российская молодежь на рынке труда в условиях экономического кризиса // Россия реформирующаяся: ежегодник: отв. ред. М. К. Горшков. – М. : Новый Хронограф, 2017. Вып. 15. С. 49–71. 16. Готово ли российское общество к модернизации? : аналитический доклад. – М., 2010. 178 с. Библиографические описания завершаются точкой. Апелляция к оппонентам (Шепилов А., Магун В. С., Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Козырева П. М., Смирнов А. И., Super D. E., Zytowski D. G., Elizur D., Borg I., Hunt R., Beck I. M., Dose J. J., Klimoski R. J., Kalleberg A. L., Marsden P. V., Espíritu-Olmos R., Sastre-Castillo M. A., King C., Murillo E., Lee H., Sortheix F. M., Chow А., Salmela-Aro К.) имеет место. Замечен ряд опечаток: С точки зрения D. G. Zytowski они представляют собой набор идей – С точки зрения D. G. Zytowski, они представляют собой набор идей; [4, c. 176] – [4, р. 176] (ЗДЕСЬ И ДАЛЕЕ ДЛЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ); с 1973 по 2006 года – с 1973 по 2006 год; в условиях экономического кризиса значительно большое число молодых людей – в условиях экономического кризиса значительно большее число молодых людей; республика Мордовия – Республика Мордовия; Таблица 3 – Предпочтения молодежи в выборе работы в зависимости от оценок влияние кризиса на них и их семью – Таблица 3 – Предпочтения молодежи в выборе работы в зависимости от оценок влияния кризиса на них и их семью. Аббревиатуры ИС, ФОМ нужно привести полностью. Сокращение РФ использовать не следует. В целом рукопись соответствует основным требования, предъявляемым к научным статьям. Материал представляет интерес для читательской аудитории и после доработки может быть опубликован в журнале «Социодинамика» (рубрика «Социальные исследования и мониторинг»).
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"