Статья 'Религиозность современной российской молодёжи как фактор формирования семейных ценностей' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Религиозность современной российской молодёжи как фактор формирования семейных ценностей

Сушко Валентина Афанасьевна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра методологии социологических исследований, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, социологический факультет

119992, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 33, строение 1

Sushko Valentina Afanas'evna

PhD in Sociology

 
Docent, faculty of Sociology, the department of Methodology of Sociological Studies, M. V. Lomonosov Moscow State University
 

119992, Russia, g. Moscow, ul. Leninskie Gory, 33, stroenie 1

valentina.sushko@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Васенина Ирина Владимировна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра методологии социологических исследований, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, социологический факультет

119992, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 33, строение 1

Vasenina Irina Vladimirovna

PhD in Sociology

Docent, faculty of Sociology, the department of Methodology of Sociological Studies, M. V. Lomonosov Moscow State University

119992, Russia, g. Moscow, ul. Leninskie Gory, 33, stroenie 1

irvasenina@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2019.1.28692

Дата направления статьи в редакцию:

17-01-2019


Дата публикации:

15-02-2019


Аннотация: Предметом исследования является анализ теоретических подходов к построению концептуальной модели эмпирического исследования влияния религиозных ценностей мусульманской и православной молодежи на их отношение к созданию семьи и браку, сконструировать определенные типы молодежи по их отношению к семье и браку, показывающих характер влияния религиозности на ценностные установки молодежи в условиях современной России. Социологические исследования показывают, что в мире религиозность сокращается, однако, продолжает играть важную роль в обществе. Ряд исследований показал, что уровень религиозности (следование религиозным нормам) - снижается, модернизируются религиозные традиции (многообразие индивидуальных религиозных комбинаций, ослабление организованных систем верований, религиозные миграции, индивидуализация религии), что обуславливает интерес к данной теме. Исследование проводилось на социологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Была разработана анкета для проведения опроса, выборочная совокупность исследования. Источником получения первичных данных эмпирического исследования являлись молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет, идентифицирующие себя, как «мусульмане» или «православные» (со слов респондентов). В анкете использовались закрытые и открытые вопросы. Методом личного анкетного интервью опрошено 500 человек. При исследовании сохранялось примерное равенство: 240 мусульман и 260 православных. На основе анализа эмпирических данных показан характер изменения ценностных установок в отношении семьи и брака в зависимости от степени религиозности, роль внутренних и внешних факторов социальной среды, раскрыт механизм их воздействия. Определена значимость религиозности молодежи как фактора формирования отношения к семье и браку и построена вероятностная модель её формирования.


Ключевые слова:

религиозность современной молодежи, семейные ценности, мотивы поведения, брачные отношения, концептуальная модель исследования, многоконфессиональность, социализация молодежи, модель брака, социологическое исследование, религия

Abstract: The subject of this research is the analysis of theoretical approaches to structuring the conceptual model of empirical study on the impact of the religious values of Muslim and Orthodox youth upon their attitude towards starting a family and marriage. The authors determine the types of youth based on their attitude towards family and marriage that demonstrate the character of influence of religiousness upon the value orientation of youth in modern Russia. Sociological studies signify the decrease of religiousness worldwide, however, it continuous to play an important role in the society. A number of research demonstrated that the decrease in the level of religiousness (adherence to religious norms); modernization of the religious traditions (multifacetedness of individual religious combinations; weakening of the organized belief systems, religious migrations, individualization of religion), which substantiates the relevance of this topic. The research was conducted at the Faculty of Sociology of M. V. Lomonosov Moscow State University; the respondents, total of 500 people, identified themselves as Muslims (240) or Orthodox (260), their age varied from 17 to 30. The questionnaire contained the open-ended and close-ended questions. Based on the analysis of empirical data, the authors traced the character of changes in value orientation with regards to family and marriage depending on the level of religiousness, the role of internal and external factors of social environment; as well as revealed the mechanism of their influence. The authors define the importance of youth religiousness as a factor of formation of their attitude towards family and marriage, as well as build the probability model of its formation.


Keywords:

religious values of modern youth, family values, motives of behavior, marriage relationship, the conceptual model of researc, multi-religious, socialization of young people, marriage model, sociological research, religion

Введение

В современном мире религия продолжает играть важнейшую роль в развитии общества, формировании его ценностной структуры, норм поведения, в том числе, в сфере семьи и брака. Отношение общества и, в частности, молодежи к религии характеризует религиозность и те мировоззренческие ориентации, которые выражаются в комплексе религиозных свойств сознания, поведения, отношений к действительности.

В настоящее время у молодежи происходит смена ценностей, что характерно для нравственного кризиса. Этому способствует уклад жизни современного общества: принижение значимости материнства и отцовства по сравнению с успехами в профессиональной сфере приводит к тому, что создание семьи и рождение ребенка не является счастливым запланированным этапом жизни людей. Религия для молодежи является одним из инструментов выхода из нравственного кризиса, опираясь на которые молодые люди формируют особую систему ценностей, в которых семье и брак отводится важная роль.

Современная молодая семья переживает серьезные проблемы: ей все труднее справляться со своими функциями. В таких условиях обращение к традиционным ценностям, в частности религиозным, может стать выходом из существующего «тупика», инструментом решения проблемы противоречия между семейными ценностями и стремлением молодых людей адаптироваться к современной жизни, где для семьи и брака отведено очень мало места. В таких условиях научный мониторинг проблемы влияния религиозности на восприятие молодежью семейных ценностей необходим, как начальный этап в определении сущности проблемы и обозначение возможностей ее решения.

Обзор литературы по исследуемой проблеме

Проведение эмпирического исследования роли религиозности молодежи на отношение к семье и браку предполагает определение теоретических подходов и системы понятий, позволяющих описать и объяснить, влияние религии на отношения молодежи к семье и браку.

Семейные ценности, как и семья в целом прошли долгий путь исторической эволюции и в разные эпохи имели свои особые характеристики.

Со второй половины XIX стали появляться целостные теории, посвященные проблемам семьи и брака, где затрагивались ценности, сплачивающие членов семьи.

Одними из первых специальных работ в сфере семейно-брачных отношений стали исследования И. Я. Бахофена – «Материнское право» (1861г.). Он предложил концепцию гетеризма как эволюционного состояния общества, через которое прошли все народы в направлении к моногамному браку и семье, основанных на высоком положении женщин в обществе (материнское право) [2].

М. М. Ковалевский основывался на принципах генетической социологии и изучал проблему происхождения семьи, семейной жизни и семьи, как общественного института. Ковалевский разработал свою периодизацию развития семьи: матриархальная семья в условиях родоплеменных отношений, патриархальная семья в период древних государств, античности, средневековья, индивидуальная семья – с Нового времени [5]. Б. Малиновский, отрицал любые формы группового брака, и разделял два мира – природный и социальный. Движущим фактор эволюции семейно-брачных отношений он признавал культуру, она сформировала новый тип человеческих связей – семью, которая в мире природы отсутствует. В тоже время, именно культура создает опасности разрешения семьи – тенденцию к инцесту (половая связь между ближайшими родственниками) и восстанию против авторитета старших [14].

Несмотря на все изменения, религия продолжает играть важную роль в жизни общества. В современной России последователи любой религии могут благополучно жить рядом с неверующими и атеистами. Несмотря на такое разнообразие, должно быть согласие относительно семейных ценностей, таких как брак, дети, отношения в семьях. По всему миру, религиозные традиции в значительной степени влияют на мышление человека и в последующем на его действия. В России исторически сформировались две наиболее распространенные религиозные конфессии: православие и ислам. Москва как один из крупнейших мегаполисов сосредоточил в себе представителей этих конфессий, которые взаимодействуют между собой, обмениваются представления по поводу жизненных ценностей и месте в них семьи.

Во многих работах показано, что современный человек имеет расплывчатые представления о религии и Боге, что ставит под сомнение истинную религиозность современного человека, даже если он причисляет себя к одной из мировых религий [20].

На современном этапе семья и семейные отношения, ценности рассматриваются с разных позиций - одни исследователи указывают на кризис моногамной семьи, а другими – с позиции естественной трансформации социальных семейных структур общества, как ответ на глобальные социальные сдвиги.

А.И. Антонов понимает семью как, основанную на совместной семейной деятельности группу людей, которые связаны узами «супружества – родительства – родства», как единого комплекса обязательных функций и поэтому осуществляющих воспроизводство населения и социальную преемственность семейных поколений, а также социализацию новых членов общества и поддержку существования членов семьи [1, с. 66].

Следует объяснить две важнейшие характеристики семьи. Это, прежде всего, то, что семья понимается как малая социальная группа, поэтому жизнеспособность семьи находится в зависимости от решения сложностей внутри групповой коммуникации. Это общения между членами семьи, власть и лидерство в семье, конфликтность, взаимодействие семьи с социальным окружением - с прародительской семьей и т.д. Перечисленные явления являются основой социально-психологических аспектов изучения семьи как социальной системы.

Вторая особенность семьи как малой социальной группы - это повышенная эмоциональность в отношениях между членами семьи, где встречаются проявления таких разных чувств, как любовь, привязанность, а также ненависть, зависимость, негативизм [1, с. 68].

Религиозность - мировоззренческая ориентация индивида и группы, выражающаяся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений. Существует такое понятие, как степень религиозности, которое выражается в показателях следования верующих религиозным нормам, культам, обрядам, требованиям. Социологические исследования на глобальном уровне показывают, что больше половины жителей нашей планеты (59%) считают себя религиозными людьми. Каждый пятый житель Земли (23%) назвал себя нерелигиозным человеком. И только 13% респондентов назвали себя атеистами [21].

Д. Эрвье-Леже, изучая изменения религиозности в странах Европы, пришел к выводу о существовании особого феномена «религиозная современность» (religious modernity) - это индивидуализированное рассредоточение и одновременно - распад религиозных кодов, которые поддерживали общие определенности (certainties) среди религиозных сообществ [19, с. 256]. Проблема религиозной принадлежности является, прежде всего, не теологическим вопросом выбора веры, а фактором личностной идентификации себя с определенным религиозным вероисповеданием (то есть элемент идентичности). Часто посредством религии происходит связь с определенным этносом, территорией, образом жизни. «Причисление себя к определенному религиозному течению, прежде всего, традиционно представляемого институционализированными конфессиями и оказавшего влияние на историческое становление российского общества, играет роль устойчивого идентификационного основания, а не религиозной ориентации как таковой» [10, с. 79].

В религиозной идентичности религия становится своего рода культурным кодом, передающимся из поколения в поколение, определяющим мораль и нормы общественного поведения [15, с. 16]. Таким образом, о религиозной идентичности уместно говорить и изучать ее только в тех обществах, где религия имеет значение, то есть если общество большей частью арелигиозно, то религиозная идентичность, как часть социальной идентичности человека не используется.

А.Н. Крылова, раскрывая религиозную идентичность, склоняется к узкому подходу - отождествление индивидом себя с гомогенной общиной, которая сформирована какой-то религиозной группой: «фиксирование тождественности субъекта в смысле приобретения посредством религии собственного экзистенциального опыта при субъективном осознании своей принадлежности к тому или иному религиозному сообществу» [8].

В научной литературе все чаще религиозная идентичность используется размыто и упрощенно. Карло Кардиа полагает, что это только сохранение традиций и использование религиозных символов [12, с. 66].

Формирование религиозной идентичности происходит на основе тождества или отличия, чувства принадлежности к родному сообществу и одновременно отделение от других сообществ. Механизм создания религиозной идентичности предполагает последовательное взаимодействие на всех уровнях: между верующими и религиозной группой, а также отношения между различными религиями, вероучениями, религиозными организациями. В подобном понимании следует говорить, что религиозная идентичность, прежде всего, определяется культурными различиями. Многие исследователи часто рассматривают религиозную идентичность более широко, добавляя к ее содержанию культурный аспект, так как известно, что религия во многом определяет культуру общества. И если религиозные нормы в обществе могут слабеть, то культурные особенности сохраняются на длительное время.

До настоящего времени в российской социологической науке продолжается уточнение понятия «религиозность» и его места в системе ценностей. Известный российский исследователь религиозности М. П. Мчедлов относит религиозные ценности к базовым в ценностной структуре человека. Он называет их «традиционными константами» в иерархии ценностей, которые передаются от поколения к поколению, и таким образом, имеют долговременный и массовый характер [9, с. 13].

Часто посредством религии происходит связь с определенным этносом, территорией, образом жизни. «Причисление себя к определенному религиозному течению, прежде всего, традиционно представляемого институционализированными конфессиями и оказавшего влияние на историческое становление российского общества, играет роль устойчивого идентификационного основания, а не религиозной ориентации как таковой» [10, с. 79].

На протяжении последних десятилетий имеет место постоянный рост числа приверженцев нетрадиционных религий или верований. По статистике, самый активный интерес к нетрадиционным религиям проявляют молодые люди в возрасте до 25 лет, прежде всего, это учащиеся, студенты, а также научно-техническая, художественная интеллигенция, то есть это самые продвинутые группы российского общества, которые быстрее других замечают происходящие социальные перемены и оказываются им подвержены [18, с. 89-93].

Проникновение новых религиозных движений в Россию началось с 70-х годов прошлого века. Среди них выделяют религиозные образования восточной направленности, христиански ориентированные культы, а также неоязычество и интерконфессиональные религиозные образования. Эти организации отличаются идеологическими основаниями, но обладают рядом общих черт, такими как, активная миссионерская деятельность, агрессивная коммерциализация, строгая иерархия структур управления [4, с. 76-78].

Оценить степень религиозности современного российского общества задача сложная. Исходя из этнического принципа исчисления религиозной принадлежности, сейчас в России 120 млн православных, 600 тыс. католиков, более миллиона верующих Армянской Апостольской Церкви, 14 млн мусульман, 230 тыс. иудаистов и 900 тыс. буддистов. Применение данного принципа приводит к большим цифрам, которые при детальном подходе не соответствуют действительности. Так, в число православных попадают и протестанты, и атеисты, и люди, формально не определившиеся с религиозными взглядами. Также в это количество входит большинство представителей нетрадиционных религиозных движений и взглядов, которые вообще очень сложно поддаются анализу и статистике.

В июне 2017 года агентство ZOOM MARKET провело социологческий опрос, наравленный на определение религиозной принадлежности жителей России [11].

По результатам опроса, направленного на определение религиозной принадлежности жителей России, самыми популярными религиями на территории РФ являются: православие (42%), ислам (30%) и атеизм (18%).

По результатам исследования наибольшее количество православных россиян проживают в Самаре (57%), Нижним Новгороде и Перми (53%), Новосибирске (49%), Санкт-Петербурге и Красноярске (43%), Воронеже (41%). Наибольшее количество мусульман проживают в Казани (72%), Краснодаре (43%), Воронеже (31%), Екатеринбурге (29%), Красноярске (28%) и в Москве (26%). Наибольшее количество атеистов проживают в Санкт-Петербурге (26%), Воронеже и Екатеринбурге (23%), Красноярске (22%), Москве (21%) и Новосибирске (18%).

Более точные оценки связаны с вычислением практикующих верующий. По этому показателю лидирует православие (РПЦ) – в пределах 5-15 млн человек, затем следуют мусульмане (около 3 млн), протестанты (около 1,5 млн). Старообрядцы, иудаисты, буддисты и язычники – меньше 1 млн человек [3, с. 148].

Другие специалисты приводят более скромные данные по численности людей, реально практикующих ту или иную религию: русская православная церковь – 3-5 млн чел.; староверы – 50-80 тыс. чел.; католики – 60-200 тыс. чел.; протестанты – более 1,5 млн чел.; иудаисты – 30 тыс. чел.; мусульмане – не более 2,8 млн чел.; буддисты – не более 500 тыс. чел.; авторитарно организованные новые религиозные движения – не более 300 тыс. чел. [13, с. 89-93].

За этими неоднозначными цифрами скрывается целый пласт проблем, которые проявляются при более глубоком и детальном рассмотрении. Современное российское общество является, прежде всего, обществом секулярной культуры, где для многих вера является просто культурным символом. Зачастую оперирование цифрами о количестве «последователей» используют в своей политической борьбе религиозные лидеры традиционных конфессий. Соответственно, чем больше последователей, тем сильнее влияние данной религиозной организации в обществе. Но наличие исторической связи народа с традиционной религией предков не делает их автоматически верующими людьми.

Сильно вовлеченными в религию себя называются 21% россиян, из них 35% православных и 45% мусульман. При этом 31% россиян считают себя не вовлеченными в религиозную жизнь, а еще 26% - слабо вовлеченными. Из них мусульман только 19%.

Исследования показывают, что придерживаются религиозных канонов менее ¼ из называющих себя религиозными. В частности, регулярно молятся только 15% православных (каждый день - 4%, почти каждый день - 11%) и 39% мусульман (каждый день - 32%, почти каждый день - 7%), редко молятся 65% православных и 21% мусульман, никогда не молятся - 20% и 39% соответственно. Еще меньше молодежи регулярно читают религиозные (священные) книги: не читают, но собираются начать - 24% православных и 41% мусульман; не читают и не считают это необходимым - 38% православных и 11% мусульман. Символов веры не знают практически 84%, называющих себя верующими, а знают только 5% [7].

Мониторинговые исследования показывают, что за 1996 - 2016 гг. уровень религиозности московский молодежи вырос с 50% до 60%, достигнув своего пика в 2014 г. - 64 %. Наименее религиозной группой является молодежь возрасте 18 - 29 лет - 59%, среди которых особо выделяются студенты - 60%. Проведенное Д.А. Тихомировым эмпирическое исследование столичных студентов показало, что уровень их религиозности превышает 55%. В частности, относят себя к последователям определенной религии 59% молодых людей и 54% девушек. При этом, православными называют себя 79% - (78% молодых людей и 80% девушек), мусульманами - 12% (14% молодых людей и 11% девушек), христианами Апостольской армянской церкви - 5% (6% юношей и 4% девушек), буддистами - 3% (1% юношей и 4% девушек) и др. [16].

По данным В.В. Ушаковой и О.О. Ершова при опросе студентов соблюдают религиозные предписания только 29% опрошенных; отмечают большинство религиозных праздников 41%; часто посещают места богослужения 16%, увлечены чтением религиозных книг 12%, обращаются с просьбами о помощи к Богу 66% респондентов [17].

Проблемой является низкая религиозность (реальная) среди молодежи. Значение религиозных норм для российской молодежи ослабевает, что снижает роль религии, как нравственного ориентира молодежи, в том числе, в системе семейных ценностей.

Таким образом, несмотря на явное снижение религиозности населения, значительная часть россиян причисляет себя к последователям той или иной религии и следует некоторым религиозным правилам, которые могут быть обращены на укрепление семейных ценностей.

Можно сделать вывод, что религия в современном обществе продолжает играть важную социальную роль. Религия - всеобъемлющая социальная система, выстраивающая отношения человека со сверхъестественными силами и реализующуюся во множестве форм.

Методологическая рамка исследования

Целью исследования являлось выявление характера и факторов формирования религиозности современной молодежи на отношение к семье и браку. Задачами исследования были следующие: во-первых, определить характер влияния религиозности на создание семьи в молодежной среде, сравнив мусульманскую и православную молодежь; во-вторых, определить состояние параметров устойчивости брачных отношений с точки зрения субъективной оценки православной и мусульманской молодежи; в-третьих, построить вероятностную модель формирования отношения современной молодежи к семье и браку среди мусульманской и православной молодежи.

Исследование проводилось на социологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Была разработана анкета для проведения опроса, выборочная совокупность исследования. Источником получения первичных данных эмпирического исследования являлись молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет, идентифицирующие себя, как «мусульмане» или «православные» (со слов респондентов). В анкете использовались закрытые и открытые вопросы. Методом личного анкетного интервью опрошено 500 человек. При исследовании сохранялось примерное равенство: 240 мусульман и 260 православных. Все опрашиваемые делились на две условные группы: религиозные (называют себя верующими и придерживаются культовых традиций хотя бы раз в месяц); не религиозные (которые придерживаются культовых традиций не чаще нескольких раз в год) – условно религиозные. Совокупность опрошенных сформирована с использованием метода целенаправленной выборки с использованием «снежного» кома. В процессе опроса мы столкнулись с проблемой противоречивости категории «религиозность». Применительно к молодежи чаще всего она носит условный характер, так как строго соблюдение религиозных требований было отмечено для меньшей части респондентов. Кроме того, часть респондентов может быть отнесена к атеистам, на мировоззрение которых большое влияние оказывает традиционная религиозная система, господствующая в разных районах их проживания.

Результаты и дискуссия

В первую очередь необходимо было сравнить декларируемую религиозность молодежи и их фактическое поведение. Для этого мы обратились к анализу того, как они относятся к институционализированной религии, то есть что они думают об институте Бога, как часто общаются с Богом посредством молитвы и посещают ли культовые учреждения. Наше исследование мы начали с определения базового элемента любой религии – понимания «Бога».

Респонденты смогли сформулировать несколько десятков ответов. Все варианты ответов были сгруппированы в 7 групп. Среди лиц, причисляющих себя к православным и мусульманам отмечается сходная дифференциация представлений о Боге. Среди православных преобладают два варианта ответа: смыслообразующая ценность и психологическая поддержка (в совокупности 45%). Ненамного отстал вариант ответа - «элемент культуры» (21%). Только 14% опрошенных считают Бога морально-нравственным образцом, еще 11% не сформировали своего объяснения и используют определение «нечто сверхестественное».

Среди группы мусульман более 1/3 указали, что понимают Бога, как смыслообразующую ценность («смысл жизни», «первопричину всего», «главную ценность жизни» и пр.). 19% назвали Бога элементом своей культуры и традиции. Только 12% рассматривают Бога как субъекта психологической поддержки. 14% - больше, чем в группе православных, называют его «сверхъестественным». То есть не определенным для них и не объяснимым понятием. Среди мусульман в 2 раза выше доля тех (8%), кто считает Бога инструментом самосовершенствования, то есть духовного и нравственного развития.

В целом, вера в Бога для молодежи выступает важной составляющей осознания реальности. Стоит обратить внимание на большое количество примерно равнозначных по популярности вариантов представления Бога, что может говорить об отсутствии единого представления о Боге среди молодежи, проживающей в крупных мегаполисах. С одной стороны, на них влияют традиции их семьи, особенно старшего поколения (бабушки и дедушки), которое хранить религиозные традиции. С другой стороны, развитие общества, причастность к науке и образованию неизбежно трансформируют религиозные образы в представлении современной молодежи. В итоге получается сумбурная картина, где перемешены религиозные и атеистические представления о Боге. Это характерно для молодежи всех конфессий, но в большей мере, причисляющей себя к православным.

Следующий вопрос «Считаете ли Вы себя истинным верующим?» содержал сложную и противоречивую для понимания категорию «истинный верующий», что позволило оценить на сколько реально молодые люди представляют, что такое религии и вера. Так как многие ошибочно полагают, что, причислив себя к одной из религий они уже автоматически становятся верующими и религиозными людьми.

Стоит указать, что по вопросу «Считаете ли Вы себя истинным верующим?» были получены серьезные расхождения в ответах среди православных и мусульман. Среди последних 65% причисляют себя к истинным верующим, при этом при введении дополнительных признаков и разборе этой категории (см. рис. 3) выясняется, что это значение завышено. То есть молодые люди не в полной мере представляют для себя, что такое «истинный верующий». Среди православных граждан большая часть либо затруднилась с ответом на поставленный вопрос, либо ответила отрицательно. Только 28% считают себя истинными верующими. Можно предположить, что в православной культуре, как минимум среди молодежи, пришло понимание того, что истинная вера, гораздо более сложное понятие, требующее конкретных действий, а не только словесных оценок.

В отношении посещения культовых мест ситуация не столь однозначная. Более половины (58%) православных посещают церковь один-несколько раз в год. Тогда, как среди мусульман 41% посещают культовые места не реже одного раза в месяц. Если среди православных чаще раза в неделю церковь посещают 6% молодых людей, то среди мусульман 25%. При этом для мусульман посещение мечетей не является определяющим элементом религии. А 19%. причисляющих себя к православным никогда не посещают церковь в последнее время (раньше посещали). Среди мусульман подобная категория незначительна (3%). Таким образом, получается, что среди православных только 23% молодежи относительно регулярно используют церковь для культовых целей. Среди мусульман эта цифра более значительная 65%.

В отношении регулярности совершения культовых обрядов среди православных были получены сходные результаты, как и для предыдущего ответа. Около 13% молятся не реже 1 раза в неделю. 33% раз в месяц, еще 39% раз в год, очевидно, когда посещают церковным по большим церковным праздникам или обязательным обрядовым процедурам (крещение, венчание, отпевание и пр.). В группе мусульманской молодежи принципиально иная картина, которая указывает на большое значение молитвы (личного общения с богом): 15% молятся каждый день, 33% не реже одного раза в неделю, 28% не реже раза в месяц, и только 22% раз в год. Формально по цифрам получается, что мусульманская молодежь более религиозная, однако, необходимо учитывать, что в православии не требуется строгая периодичность совершения молитвы. А в исламе (в ряде его направлений) существуют подобные требования. И их несоблюдение не позволяет причислять мусульманина к истинным верующим.

Таким образом, изучив данные по оценке религиозности православной и мусульманской молодежи можно сделать следующие выводы:

В группе молодежи, причисляющей себя к православным и мусульманам, не существует преобладающего взгляда на религию, ее символы (понимание Бога) и отношения к культовым действиям и традициям.

Для большинства православной молодежи религиозность является формальной – идентификация себя с религией предков. национальной религией. Она не оказывает глубокого влияния на их повседневное поведение.

Для группы мусульманской молодежи религии оказывает определенное влияние на поведение и отношение к миру, однако, не является определяющим (только четверть утверждает, что соблюдают основные требования ислама). В тоже время связь между повседневной жизнью мусульманской молодежи и религией (религиозными традициями) окончательно не разорвана, как это можно предполагать для православной молодежи.

Исследование наиболее значимых ценностей для православной и мусульманской молодежи показало большую дифференциацию ответов – были выбраны все 11 предложенных вариантов.

Среди православной и мусульманской молодежи преобладают две группы жизненных ценностей: материальное благополучие и семья. Если для, причисляющих себя к православным, приоритет принадлежит материальным ценностям, то для мусульман семье. Из других вариантов ценностей православная молодежь так же выбирала независимость, друзей, здоровье, справедливость, а мусульманская: веру и религию; так же здоровье и друзей.

Таким образом, несмотря на структурные изменения в семье, сама семья как ценность не утратила своих позиций (входит в группу двух самых приоритетных), она лишь стала конкурировать с материальными ценностями. Для мусульманской молодежи семья остается на первом месте в иерархии жизненных ценностей, а для православной уже на втором.

Эти результаты свидетельствуют о то, что внутренняя потребность человека жить, развиваться в кругу близких людей и под влиянием их по-прежнему является социально и личностно значимой потребностью. С другой стороны, заметно системное смещение ценностных ориентаций у молодежи. Молодое поколение часто отличается не в лучшую сторону, в том числе в вопросах ориентации на материальные ценности и отношения к любви, семье и детям. Следовательно, тенденции ценностного развития, как православной, так и мусульманской молодежи в условиях современной России примерно понятны – ослабление ценности семьи и рост материальных ценностей. Различия заключаются в том, что среди православной молодежи эти изменения начались раньше, а среди мусульманской позже, поэтому эти процессы в ней запаздывают.

На вопрос «Что бы вы предпочли, удачно выйти замуж или преуспеть на работе в качестве солидного и успешного работника?» мы получили следующие данные.

Среди православной молодежи высока доля тех, кто успешную работу и профессиональный рост (карьеру) ставят выше семьи - таких было отмечено 28% среди православной молодежи. В группе мусульманской молодежи таких в 2,5 раза меньше. Данные результаты можно подтвердить данными официальной статистики, по которым рост среднего возраста вступления в брак и рождения ребенка для женщин и для мужчин стабильно растет. Средний возраст рождения первого ребенка в России уже 28,7 лет (еще в 2010 г. показатель равнялся 25 годам), а в вступления в брак 26,4 лет [18].

Среди православной молодежи высока доля тех, кто не считает необходимым выходит замуж (жениться) официально – таких около 30% и еще 15% полагают, что это может зависеть от конкретных обстоятельств. В среде молодых людей, которые считают себя мусульманами другая картина: почти 80% выступают только за официальный брак и 18% готовы учитывать и рассматривать дополнительные условия при принятии решения. Доля противников официальных браков в этой группе минимальная.

Таким образом, анализ полученных результатов в ходе анкетирования показал, что подавляющее большинство молодежи собирается создать семью. Можно утверждать, что многие молодые люди в этом возрасте осознают необходимость сделать жизненный выбор, выбрать себе супруга/супругу, уверены в необходимости брака, однако, откладывают это на отдаленную перспективу и не считают официальный брак единственно возможным. Вероятно, не последнюю роль в этом играет и модный ныне институт «гражданских браков».

В отношении идеального возраста женитьбы и замужества представители мусульманской молодежи оказались более консервативными, так как в ответах преобладают наиболее молодые группы: 18-20 лет и 20-35 лет. Тогда как среди православных очевиден тренд к старению возраста вступления в брак – 33% выбрали возраст 25-30 лет, а более 20% старше 30 лет.

Принципиальные различия в ответах показал порос о влиянии религии на выбор брачного партнера. Если среди православной молодежи религиозная принадлежность брачного партнера не имеет большого значения (только 15% не готовы заключить брак с представителем другой религии), то среди мусульман 66% высказались однозначно «нет» и еще 22% готовы подумать и оценить обстоятельства.

Большая часть респондентов хотела бы до заключения брака найти высокооплачиваемую работу. В группе православной молодежи 20% хотели бы найти работу по специальности, еще 22% успеть завершить обучение, 15% получить профессию и обзавестись жильем.

Среди мусульман более 33% мечтают до заключения брака найти хорошую работу, все остальные варианты составили не более 15%. Среди них можно выделить: завершить обучение, найти работу по профессии. Среди других вариантов были: открыть свой бизнес, построить дом, путешествовать, хорошо отдохнуть и др.

Очень близкая картина была получена в отношении того, что должен успеть партнер по браку до начала семейной жизни.

Можно сделать вывод, что среди православной и мусульманской молодежи утвердилось мнение, что до начала семейной жизни (заключения брака) будущие супруги должны успеть сделать очень много вещей. Большая часть ответов связан с созданием условий для хорошего обеспечения своей семьи в будущем: обучение, работа, карьера, жилье, и др. Таким образом, вне зависимости от религиозной идентификации молодые люди ставят свой брак в зависимость от дополнительных условий (не только наличие подходящего партнера), прежде всего, материальных. Можно предположить, что по этим причинам смещается возраст заключения брака и рождения детей. Как правило, это откладывает до последнего момента [18].

Таким образом, анализ жизненных приоритетов и господствующих ценностей православной и мусульманской молодежи указал на общее сходство, но с большим значением для последней группы традиционных ценностей, среди которых выделяются семейные. Этот вывод подтверждает и третий блок анкеты.

Для 36% респондентов из группы православных религиозные традиции и мнения лица с духовным саном не оказывают никакого влияния на семейную жизнь. В группе мусульман этот вариант ответа выбрали только 7% молодых людей.

По мнению большей части мусульманской молодежи, религиозные традиции и мнения лица с духовным саном могут повлиять на заключение ими брака (34%), распределение социальный ролей в семье (32%). Среди православной молодежи эти же сферы семейной жизни выбрало в 2 раза меньше респондентов. По мнению молодежи, в меньшей степени религиозные требования и мнение духовных авторитетов могут повлиять на из выбор брачного партнера и количество детей. Так как на это влияет комплекс факторов.

Таким образом, по данному вопросу проявились принципиальные различия среди православной и мусульманской молодежи. Для последней религиозная традиция сохраняет важное значение во многих семейных вопросах, хотя не всех. Для православных такое влияние минимальное и сохраняется только в небольшом количестве сфер (заключение брака и социальные роли в семье).

В отношении допустимого количества браков (что предполагает и несколько разводов) были получены следующие данные. Так 55% православных и 75% мусульман убеждены, что религия позволяет вступать в брак более одного раза. Причем 37% мусульман и 26% православных полагают, что позволяется вступать в брак многократно, 45% мусульман и 32% православных - несколько раз. Примечательно, что 40% причисляющих себя к православию думают, что религия разрешает заключать брак только один раз.

Проблема сохранения верности в браке актуальна, и в представлении молодых людей долголетие брака никак не связано с верностью, преданностью, жертвенностью. Участие в исследовании респондентов обоих полов и религий, и его результаты лишь подтверждают предположение о том, что формирование семейных ценностей - сложный и многогранный процесс, который требует глубокого его осмысления, грамотной организации, взаимодействия различных ведомств, структур, социальных институтов.

Подтверждается факт того, что отношение молодежи к разводам и повторным бракам становится более лояльным. В частности, в 1990-х гг. большая доля россиян (39%) считала, что разводиться можно только когда семья уже фактически распалась и бороться уже не за что. В 2007 году это мнение стало менее популярным (36%), а в 2015-м - такой точки зрения придерживались уже 27% россиян. В том же опросе фиксируется все большая актуализация материальных вопросов, которые становятся сдерживающим фактором для желающих освободиться от семейных обязанностей.

Большая часть мусульманской молодежи (45%) полагает, что религия определяет распределение социальных ролей в семье.

Только 25% опрошенных, идентифицирующих себя мусульманами говорят о том, что религия требует равноправия. Среди православных не выявлено наиболее распространенного мнения – сразу несколько вариантов получили 25% ответов: равноправие, не определяет мужчина.

Ответ на вопрос о влиянии религии на поведение в семье показал, что если мусульманская молодежь старается следовать религиозным нормам и ценностям в семейной жизни (42%), в меньшей степени исходят из ситуации (32%), то в группе православных почти 80% принимают решения в семье, исходя из реальной ситуации, а не требований веры.

Таким образом, по данному вопросу так же выявлен явный раскол в оценках мусульманской и православной молодежи. Аналогичная ситуация была выявлена при сравнении ответов на вопрос о влиянии религии на семейное счастье.

Более 60% мусульман думают, что на семейное счастье влияет религия, то есть следование всем религиозным нормам гарантирует семейное счастье. В частности, некоторыми приводилось выдержка из Корана, которая вроде бы говорит об этом (слова пророка Мухаммада): «Любовь к родителям от веры, любовь к близкому от веры, скромность от веры, любовь к родине от веры, побуждать к одобряемому и запрещать порицаемое от веры, удаление с дороги то, что мешает и наносит вред окружающим тоже от веры», а значит, все плохое в жизни и семье от неверия.

Среди православных оптимистов по этому вопросу только 1/3. Однако, высока доля тех, кто думает, что религия при дополнительных условиях гарантирует счастье в семье.

Для мусульман материальное благополучие является главным фактором. влияющим на количество детей. Роль религии (25%) и взаимопонимания в семье (25%) так же важны, но являются основными.

Для группы православной молодежи более 1/3 ответов указали на взаимопонимание и любовь в семье, как главный фактор при планировании количества детей. Второстепенными факторами стали материальное обеспечение и воспитание. Религия оказалась третьестепенным фактором.

По нашему мнению, во всех религиозных группах молодежь можно разделить на характерные типы, исходя из их отношения к семейным ценностям и способом адаптации своего мировоззрения к современным условиям:

1. «традиционалисты» – они являются приверженцами традиционных (или даже патриархальных) семейных ценностей – одобряют брак на всю жизнь, наличие детей (многодетности), уважение к традиционному распределению ролей в семье и большому размеру семьи. Среди православной молодежи таких не более 10-15%, среди мусульманской 20-25%.

2. «рационалисты» – они уважительно относятся к религиозным нормам и требованиям, но выбирают удобную, типично современную семью – такую, которая при сохранении видимости традиционных норм (полная семья, официальный брак, один брак на всю жизнь, наличие детей и т.п.), не требует от партнеров больших усилий и не слишком ограничивает их свободу. Среди всех групп молодежи к этому типу можно отнести до 25-35% исследованной молодежи. В итоге для них религия внешняя ширма, когда на словах они выступают приверженцами традиционных семейных ценностей, а на практики исходят из реальной ситуации и невозможности ее изменить самостоятельно.

3. «толерантные» (40-50% опрошенных) объединил в себе респондентов, позитивно относящихся к большинству предложенных характеристик семейно-брачных отношений (как положительных, так и отрицательных). Даже такие неоднозначные для общественного мнения позиции, как гражданский или церковный браки, или даже так называемых, «антисемейные» ценности (многоженство, многомужество, разводы). Очевидно, здесь можно говорить о терпимости этой части граждан к любым проявлениям семейных отношений, или, фактически, об отсутствии собственного четкого представления о традиционной семье, роли религии в современной жизни.

4. «либеральные» (5-10% среди мусульман, 20-25 % среди православных). В этой группе уже произошла полная трансформация жизненных ценностей. Традиционные семейные ценности не используются даже для «ширмы», материальные жизненные приоритеты для них не подвергаются сомнению, а традиционные семейные ценности вынуждено приспосабливаются под внешние условия. Важно, что для этой группы внешнее отношение к их поведению и организации семейной жизни не имеет значения.

Выводы

Таким образом, результаты исследования выявили неоднозначность оценки влияния религиозности на семейные ценности молодежи. Не вызывает сомнения, что сохраняется влияние религии на систему представлений молодежи о семье и браке. Среди мусульманского сообщества они более сильные. Однако, даже среди группы молодежи, которая идентифицирует себя как религиозные люди, роль религиозных традиций в формировании семейных ценностей не является определяющей. Несмотря на то, что молодые люди причисляют себя к представителям одной из религий и лояльно относятся (с пониманием) к важной роли религиозных норм и традиций в семейной жизни, полного понимания этого явления у них не сформировано.

По нашему мнению, главная проблема молодежи, вне зависимости от религиозных предпочтений, заключается в том, что у молодых людей нет правильного представления о нормальной, здоровой в духовном плане семье и системе ценностей. Это проявляется в следующих аспектах:

1. Супружеские отношения перестают пониматься, как «союз любви и духовного единства», начинают преобладать прагматические мотивы и как результат материальные ценности.

2. Как у мусульманской, так и православной молодежи почти утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака. Причем оправдание отказа от этой ценности люди пытаются найти в религиозных традициях.

3. Супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя, которое, именно так пропагандируется в СМИ. При этом контрпропаганда семейных ценностей со стороны религиозных групп слабая и малоэффективная, при чем, даже в отличающихся большей дисциплиной и уважением традиций в мусульманских группах населения.

4. Слабость религиозных традиций определяется тем, что утрачен традиционный уклад семейной жизни (традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших, характерные для православной и мусульманской семьи, вытеснены из современной жизни и заменены другими ценностями: личная свобода, эгоизм, накопительство), нарушены родовые и семейные связи между поколениями. Молодые люди, из числа вступающих в брак, не владеют в полной мере знаниями о своих правах и обязанностях в семье.

5. Главное отличие мусульманской от православной молодежи в отношении к семейным ценностям связано в попытке соблюдения первой группой явных (очевидных для общества) традиций. В то время, как православная молодежь на фоне чрезмерно вольной трактовки религиозных традиций, уже не предпринимает таких усилий, пойдя на компромисс с внешними условиями, отодвинув традиционные семейные ценности на второй план.

6. В крупных мегаполисах серьезную конкуренцию традиционным семейным ценностям составил культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста, что привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства, на фоне ослабления роли религиозных традиций.

Среди названных выше общих проблем для молодежи, можно выделить специфику в зависимости от религиозной группы, с которой молодые люди себя идентифицируют.

Можно предположить, что мусульманская и православная молодежь находятся на разных этапах модернизации своего мировоззрения. Для мусульманской молодежи еще характерно сильное влияния (часто искаженное или адаптированное к новым условиям) религиозных традиций, в частности в сфере определение семейных ценностей. Это обеспечивается за счет более тесных семейных связей, давления мусульманской общины, большей дисциплины. Для православной молодежи религия не является авторитетным институтам, а выполняет только роль культурной идентификации. Ее влияние на жизнь современной православной молодежи минимальное.

Как видим, религия как для мусульман, так и для православных, становится более субъективным и личным вопросом, и молодые люди чаще всего адаптируют ее, в значительной степени, согласно своим индивидуальным и личностным потребностям, в частности такая ситуация наблюдается в сфере семейных отношений и в таком случае можно говорить о процессе снижения влияния религии на формирование семейных ценностей молодежи.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – религиозность современной российской студенческой молодёжи (декларируемая религиозность и фактическое поведение, вера в Бога как составляющая сознания, посещение культовых мест, совершение обрядов и пр.) как фактор формирования семейных ценностей, а также типы молодёжи по отношению к семейным ценностям).

Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, анкетирования, сравнения, обобщения, синтеза.

Актуальность исследования обусловлена важностью сохранения семейных ценностей в современном мире и, соответственно, необходимостью их исследования социологическими методами, включая фактор религиозности, в том числе в молодёжной среде.

Научная новизна связана с полученными автором эмпирическими данными о влиянии религиозности современной российской студенческой молодёжи на формирование семейных ценностей. Показано сохранение влияния религии на представления молодёжи о семье и браке, которое наиболее сильно в мусульманском сообществе. Вместе с тем у молодых людей отсутствует адекватное представление о здоровой семье и соответствующей системе ценностей.

Стиль изложения научный. Статья написана русским литературным языком.

Структура рукописи включает следующие разделы (в виде отдельных пунктов не выделены, не озаглавлены): Введение (роль религии в развитии общества, в том числе в сфере семьи и брака, отношение молодёжи к религии, современная молодая, обращение к традиционным религиозным ценностям), Обзор литературы по исследуемой проблеме (теоретические подходы и система понятий, семейные ценности, происхождение семейной жизни и семьи как общественного института, православие и ислам, кризис моногамной семьи, узы «супружества – родительства – родства», две важнейшие характеристики семьи – малая социальная группа, повышенная эмоциональность в отношениях между членами семьи, религиозность как мировоззренческая ориентация индивида и группы, степень религиозности, «религиозная современность», религиозная идентичность, формирование религиозной идентичности, рост числа приверженцев нетрадиционных религий или верований, социологический опрос агентства ZOOM MARKET 2017 г., мониторинговые исследования 1996–2016 гг., низкая реальная религиозность молодёжи), Методологическая рамка исследования (цель и задачи исследования, анкета, выборочная совокупность, молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет, 500 человек – 240 мусульман и 260 православных), Результаты и дискуссия (декларируемая религиозность и фактическое поведение, вера в Бога как составляющая осознания реальности, понимание категории «истинный верующий», посещение культовых мест, совершение культовых обрядов, ценности успешной работы, карьеры и семьи, идеальный возраст женитьбы / замужества, влияние религии на выбор брачного партнера, религиозные традиции и мнение лица с духовным саном, допустимое число браков / разводов, сохранение верности в браке, распределение социальных ролей в семье, семейное, влияние любви, материального благополучия на число детей, типы молодёжи по отношению к семейным ценностям – «традиционалисты», «рационалисты», «толерантные», «либеральные»), Выводы (заключение), Библиография.

Содержание в целом соответствует названию. В то же время желательно в формулировке заголовка более конкретно отразить предмет исследования, поскольку речь в статье идёт не столько о российской молодёжи в целом, сколько о студентах столичного мегаполиса, относящих себя к православным и мусульманам. Необходимо также указать в основном тексте гендерное соотношение в изученной выборке.

В виду значительного объёма рукописи и эмпирических данных целесообразно представление последних в компактной форме – таблицы, рисунки, диаграммы. Описательная статистика представляется малоинформативной, желательно применение статистических критериев сравнения, методов корреляционного, регрессионного анализа.

Библиография включает 21 источник отечественных и зарубежных авторов – монографии, научные статьи, материалы научных мероприятий, Интернет-ресурсы. Библиографические описания некоторых источников нуждаются в корректировке в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2005. – ??? с.
2. Бахофен И. Материнское право. – URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/klass/04.php.
4. Ипатова Л. П. Современные особенности освоения православной традиции // Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / под ред А. Б. Гофмана. – М., 2008. – С. 409–456.
5. Ковалевский М. М. Сочинения в 2 т / отв. ред. А. О. Бороноев. – СПб. : Алетейя, 1997. – 288 с.
8. Лобазова О. Ф. Исследование религиозности в рамках интегративного подхода // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 1-4 (43). – С. 76–78.
15. Сгибнева О. И. Религиозная ситуация: основные параметры исследования // Социология религии в обществе позднего модерна: материалы международной научной конференции. / отв. ред. С. Д. Лебедев. – Белгород: ИД «Белгород», 2014. – С. 89–93.
20. Giussani L. Religious Awareness in Modern Man. – URL: http://www.crossroadsnyc.com/files/RelAwareness.pdf (date of access: 20.04.2018).

Библиографическое описание завершается точкой. Дублирование (URL и полные выходные данные) не целесообразно. Номера конкретных цитируемых страниц указываются в ссылках в основном тексте (например, [1, с. 66–68], [3, с. 148]), в библиографическом описании – общее число страниц.

Апелляция к оппонентам (Антонов А. И., Медков В. М., Бахофен И., Ипатова Л. П., Ковалевский М. М., Кофанова Е. Н., Мчедлова М. М., Лещинский А. Н., Лобазова О. Ф., Мчедлов М. П., Мчедлова М. М., Пронина Т. С., Рыжова С. В., Свадьбина Т. В., Любимова А. Б., Сгибнева О. И., Тихомиров Д. А., Ушакова В. В., Ершов О. О., Щербакова Е., Эрвье-Леже Д.. Giussani L.) имеет место.

Замечен ряд опечаток: Со второй половины XIX – Со второй половины XIX века; социологческий опрос, наравленный на определение религиозной принадлежности жителей России – социологический опрос, направленный на определение религиозной принадлежности жителей России; является главным фактором. влияющим на количество детей – является главным фактором, влияющим на количество детей.

Сокращение РФ использовать не следует.

В целом рукопись соответствует основным требования, предъявляемым к научным статьям. Материал представляет интерес для читательской аудитории и после доработки может быть опубликован в журнале «Социодинамика» (рубрика «Социальные исследования и мониторинг»).
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.