Статья 'Популярные СМИ и СМК в подростково-молодёжной среде и их влияние: кросс-культурный анализ' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Популярные СМИ и СМК в подростково-молодёжной среде и их влияние: кросс-культурный анализ

Карпова Елизавета Николаевна

аспирант, кафедра методологии социологических исследований, Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

117513, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, с. 33

Karpova Elizaveta Nikolaevna

Post-graduate student, the department of Methodology of Sociological Studies, M. V. Lomonosov Moscow State University

117513, Russia, g. Moscow, ul. Leninskie Gory, 1, s. 33

liza_karpova_92@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2018.6.26447

Дата направления статьи в редакцию:

29-05-2018


Дата публикации:

24-06-2018


Аннотация: В статье дается характеристика современного информационного общества в контексте сетевого общества М. Кастельса, рассматриваются популярные средства массовой коммуникации, влияние медиа, описывается подростково-молодёжная среда, даётся определение понятиям "подростки" и "молодёжь", выполнен обзор и анализ европейского социологического исследования JIM-Studie (Jugend, Information, (Multi-) Media), проведён сравнительный анализ европейских и российских исследований за 2016-2017 гг. Приводятся основные методы воздействия СМИ на поведение подростков и молодых людей, показана связь теории социальных доказательств с влиянием СМИ. Рассматривается проблема инфантилизации молодых людей в России и странах Запада. В качестве метода исследования используется описательный метод, а также кросс-культурный анализ эмпирических данных исследований, проводившихся в России и Германии. В статье отражены основные информационные предпочтения современных подростков и молодых людей в Интернет-пространстве, рассмотрены основные средства массовой коммуникации, популярные среди молодёжи в Германии и России. Указана авторская позиция на ключевые проблемы, связанные с влиянием СМИ и СМК, показано сходство подростково-молодёжной среды и поведения молодёжи Германии и России в сети Интернет.


Ключевые слова:

СМИ, СМК, популярные медиа, молодёжь, подростки, влияние медиа, кросс-культурный анализ, информационное обществ, социализация, инфантилизация

Abstract: This article provides characteristic to the modern information society in the context of Manuel Castells’ network society, examines the popular mass media and their influence, describe the youth environment, gives definition to the concepts of “teenagers” and “youth”, does a review of the European Sociological Research JIM-Studie (Jugend, Information, (Multi-) Media), as well as conducts a comparative analysis of the Russian and European studies throughout the period of 2016-2017. The author describes the major means of influence of mass media upon the behavior of teenagers and youth, and demonstrates correlation between the social proof theory and the impact of mass media. The problem of youth infantilization in Russia and Western countries is reviewed. In the course of this research, author uses a descriptive method and cross-cultural analysis of the empirical data of studies carried out in Russia and Germany. The article reflects the main information preferences of the modern youth in the Internet, considers the primary mass communication tools that are popular among youth in Russia and Germany. The author underlines the key problems associated with the influence of mass media and mass communication tools, and demonstrates the similarities in online behavior of the young people in Russia and Germany.


Keywords:

mass media, mass communication, popular media, youth, adolescents, influence of media, cross-cultural analysis, information society, socialization, infantilization

Подростки и молодёжь – это социально-демографические группы, выделенные на основе возрастных характеристик и отличающиеся от других социальных групп своим положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями. Единого мнения о возрастных границах подростков и молодых людей среди исследователей нет, они зависят от региона проживания, а также культурно-национальных особенностей. Несмотря на то, что молодёжный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно, в нашей работе мы будем опираться на классификацию ООН. По данной классификации возраст подростков определяется промежутком между 10 и 19 годами. Возраст от 15 до 19 лет считается поздним подростковым и пересекается с началом молодёжного возраста. Молодые люди по классификации ООН – лица в возрасте от 15 до 24 лет. В нашем же исследовании мы остановимся на возрасте от 12 до 24 лет включительно. В данном возрастном диапазоне подростки и молодые люди ещё находятся в процессе первичной социализации, то есть не сформировали целостности личности, интеллектуальной и духовной зрелости. Именно молодёжь составляет большую часть аудитории современных масс-медиа.

Благодаря сети Интернет, охват этой аудитории многократно возрос. Теперь есть возможность выходить в сеть не только с компьютера, но также с планшетов, смартфонов и других устройств. Можно сказать, что на смену компьютерной революции пришла «гаджетовая» революция. Сегодня наличие гаджета и возможность выхода в Интернет-реальность является частью массовой культуры и важным фактором формирования социальных идентичностей. Несмотря на то, что гаджетами обычно называют какие-либо дополнения к компьютеру или смартфону, выполняющие вспомогательную функцию и подключающиеся с помощью Bluetooth или USB, в данной работе к гаджетам будут относиться в том числе лэптопы, планшеты, смартфоны и любые технические приспособления, с ними связанные.

Одними из теоретиков сетевого общества являются Мануэль Кастельс и Ж.Ф. Лиотар. Кастельс описывает сетевое общество как «общество, в котором ключевые социальные структуры и деятельность его членов организованы вокруг сетей электронных коммуникаций» [13]. Сетевое общество и информационный капитализм М. Кастельса являются современной трактовкой информационного общества, именно данная трактовка больше всего подходит для понимания, как функционируют социальные сети, современные мессенджеры и поведения людей, их использующих.

По сути сетевое общество неотделимо от информационного. Отличительной особенностью сетевого общества от информационного является не просто примат информации в обществе, но и возможности обмена данной информацией. Особое внимание уделяется скорости передачи и качеству проводника. Таким образом на первый план выходят средства массовой коммуникации, которые наряду со способами передачи информации входят в понятие «медиа».

Начнем с рассмотрения немецкого исследования, отражающего привычки и поведение подростков онлайн, а также поднимающим вопрос о наиболее популярных СМИ и СМК, «JIM-Studie». Данное исследование проводится ежегодно среди немецких школьников от 12 до 19 лет, в равной степени, как мальчиков, так и девочек. Вопрос, который ставят перед собой исследователи – распространение средств массовой информации, а также привычные виды досуга в подростковой и молодёжной среде. Обратимся к данным данного исследования за 2016 и 2017 год.

По результатам за 2016 г подростки и молодые люди больше всего времени проводили в сети Интернет (ежедневно в сети проводили 87 % опрошенных), однако половину времени, проведённого в Интернете школьники тратили на общение, при этом используя такие социальные сети как Facebook, MySpace или SchülerVZ [16]. Остальная часть времени распределяется между играми, поиском информации и развлечениями. К последней части распределения досугового времени относится прослушивание музыки, просмотры видео и тд. Что касается поиска информации в Интернете, то это новостные сайты, спортивные сайты, информация по профориентации, Wikipedia, а также выполнение домашних заданий, связанных с поиском информации или проведением исследований в сети Интернет. Это значит, что в сети на школьников по большей части оказывают влияние их сверстники и представители групп по интересам, с которыми они общаются посредством социальных сетей. Применив к анализу получаемой подростками информации классификацию знаний по Махлупу, можно говорить о том, что подростки и молодые люди через сеть Интернет получают по большей части развлекательные, интеллектуальные и нежелательные знания [5]. При этом остальное свободное время подростки и молодые люди предпочитают проводить с семьёй, встречаясь с друзьями или занимаясь спортом. Стоит отметить, что в период с 2016 по 2017 год, среди опрошенных возросло число людей, которые предпочитают проводить время с семьёй с 20 % до 34 % [17].

Гаджеты породили новую статью расходов в обществе потребления. На сегодняшний день производители в первую очередь посредством СМИ культивируют не только потребность в бесконтрольном потреблении, делают акцент на модном потреблении «товаров-однодневок», не только вынуждают людей думать, что какой-то товар им крайне необходим, создавая искусственные потребности, но и производят новые наукоёмкие товары, которые, однако, очень быстро пополняют ряды так называемых «однодневок». Это не единственная проблема, связанная с повсеместным использованием гаджетов в молодёжной среде. Характерно, что современных подростков и молодых людей называют не только поколением Z и iGen (от internet generation), но и поколением смартфонов.

95 % опрошенных в возрасте от 12 до 19 лет пользуются смартфонами с тачскрином и возможностью выхода в Интернет. При этом у 92 % респондентов также имеется планшет, ноутбук или персональный компьютер. Исследование частоты использования медиа (в широком понимании) является важным индикатором. На первом месте стоит ежедневное использование телефона (92 %), 87 % ежедневно выходят в Интернет (при этом не важно с каких устройств) и 82 % ежедневно прослушивают музыку. Ежедневно фото и видео со смартфона просматривает 49 %, играет в игры 21 % (на компьютере, консоле или онлайн). Несмотря на то, что гаджеты завоевали массовый рынок, «эксклюзивные» гаджеты стали таким же атрибутом успешности, как и любые другие брендовые товары. Приобретение того или иного гаджета, например, такого, как новая модель айфона в подростково-молодёжной среде связана в первую очередь с желанием вписаться в ту или иную социальную группу.

В 2017 году увеличилось число подростков и молодых людей, ежедневно проводящих время в сети Интернет (89 %) [17]. В исследовании за 2017 год респондентам также предложили выбрать наиболее важные, по их мнению, приложения для смартфонов. Лидерами оказались WhatsApp (ВотсАпп), Snapchat (Снапчат) и Instagram (Интстаграмм). WhatsApp назвали самым важным приложением респонденты в возрасте от 16 до 19 лет. Snapchat посчитали важным 42 % респондентов в возрасте 16-17 лет, а в возрасте 18-19 лет - 29 %. WhatsApp - приложение для обмена текстами, изображениями, видео и голосовыми сообщениями через сеть Интернет, Snapchat – приложение во многом похожее на WhatsApp. Это говорит о том, что в приоритете у подростков и молодых людей также, как и в период за 2016 год остаётся общение. Таким образом, можно сказать, что на немецких подростков и молодых людей оказывает влияние не столько сеть Интернет или информация из сети, сколько среда и группы по интересам, как и до появления сети Интернет, только теперь это влияние многократно увеличилось и получило оформление в различных мессенджерах и приложениях.

В России в 2017 году было проведено исследование компанией Google и Ipsos. Оно показывает, что подростков и молодых людей, ежедневно проводящих время в сети Интернет, в России больше, чем в Германии и составляет 98 % [11]. Однако, скорее всего эта разница связана с условиями проведения исследования и разницей в определении возрастных границ подростков и молодых людей в России и Германии. Для двух данных исследований была использована выборка разных возрастов: в немецком исследовании от 12 до 19 лет, в российском – от 13 до 24 лет. В связи с этим, данные сравнительного исследования не могут быть полностью репрезентативными, однако, могут отражать общую тенденцию с учётом различия возрастных рамок в этих странах.

Как и в случае с немецкой молодёжью, российская молодёжь половину времени, проводимого в Интернете, посвящает социальным сетям. Однако, социальные сети используются не только для общения, но и для проявления социальной активности в целом: это обновление ленты, лайки, комментарии, размещение постов, загрузка фото и видео, вступление в группы, репосты и т.д. В 2017 году сеть «Вконтакте» провела исследование по результатам которого назвала новое поколение российской молодёжи поколением «Вконтакте». 93% подростков и молодых людей из крупных городов в возрасте 14−25 лет пользуются данной социальной сетью.

Как для российских, так и для немецких пользователей, смартфон становится основным способом выхода в сеть, кроме того, именно со смартфона большинство респондентов выходит в приложения и мессенджеры для общения. Для немецкой молодёжи, как было сказано выше, это такие приложения, как WhatsApp, Snapchat, Instagram, для российской в свою очередь это WhatsApp, Viber, Skype и Telegram.

Об этом пишет Джин Твинг в статье «Погубили ли смартфоны поколение?» [15]. Данное поколение состоит из молодых людей, родившихся в период с 1995 по 2012 год. Твинг связывает частое использование гаджетов с суицидальным поведением: «Количество девушек, которые проявляют симптомы депрессии, сильно увеличилось - на 50% в период с 2012 по 2015 год. Это вдвое больше чем среди юношей - 21%. Среди девушек также заметно вырос уровень суицидов. Вообще, уровень суицидов вырос среди обоих полов, однако количество девушек, в возрасте от 12 до 14 лет, которые покончили с собой в 2015 году, выросло в три раза в сравнении 2007 годом. Аналогичный показатель среди юношей увеличился вдвое» [12]. Несмотря на то, что Твинг проводила исследование американских подростков, тенденция характерна так же и для других стран, в частности, для Германии и России.

Однако, увеличение количества самоубийств, на наш взгляд, не стоит связывать исключительно с влиянием средств массовой коммуникации. Одну из ключевых ролей здесь играют также средства массовой информации. Стоит отметить, что влияние на общество проявляется лишь в определённых условиях, а зрители могут по-разному реагировать на одно и то же сообщение. Позитивные или негативные аспекты СМИ более выраженно влияют на так называемых «отклоняющихся от нормы» зрителей. Об этом явлении пишет Роберд Чалдини в книге «Психология влияния». Он приводит в качестве примера исследование Дэвида Филлипса, который заметил связь между освещением в СМИ информации о самоубийствах и увеличением числа самоубийств, а также крушениями транспорта, ссылаясь на «феномен Вертера» (после выхода книги «Страдания юного Вертера» по Европе прокатилась волна самоубийств). «Проведенное им исследование показало, что сразу после публикации на первых страницах газет рассказа о самоубийстве число совершаемых самоубийств резко увеличивается в тех географических районах, где данный случай получил широкую огласку. Это, как считает Филлипс, говорит о том, что некоторые неуравновешенные люди, прочитав о самоубийстве какого-либо человека, убивают себя в подражание ему. Это еще одна иллюстрация принципа социального доказательства – люди решают, как им следует поступать в сложных обстоятельствах, на основании того, как действовали некоторые другие люди, испытывавшие трудности» [8, с.163]. В исследовании Филлипса данное высказывание подтверждается статистическими данными, кроме того, больше самоубийств происходило в тех областях, где случай самоубийства получал наиболее широкую огласку в прессе. Однако, кроме обычных самоубийств происходило, как уже было сказано выше, увеличение числа аварий и авиакатастроф. Делается вывод о том, что катастрофы представляют собой ни что иное, как «скрытые случаи подражательного самоубийства».

Одно из объяснений необходимости подражать кому-либо связано с теорией социальных доказательств, «которая утверждает, что многие люди, особенно неуверенные в себе, склонны подражать поведению других» [8, с.166]. «Когда люди неуверенны, они обращают особое внимание на действия других, чтобы руководствоваться ими в своих собственных действиях» [8]. Наиболее внушаемы и не уверены в себе подростки и молодые люди. А связи с тем, что детство в современном обществе растягивается на многие годы, то и подростково-молодёжный возраст увеличивается. Увеличивается и период несамостоятельности и повышенной внушаемости. «Если брать во внимание такие факторы поведения, как употребление алкоголя, построение романтических отношений, то сегодняшние 18-летние ведут себя как раньше вели бы себя дети в 15 лет. А 15-летние - как дети 13 лет. Рамки детского возраста серьезно расширились» [12]. Для современной молодёжи характерен инфантилизм, более продолжительный период детства по сравнению с молодыми людьми поколения Y (поколение Миллениума (millennials), а также поколение next, сетевое поколение, миллениалы — поколение родившихся после 1981-1983гг., встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте и характеризующееся прежде всего глубокой вовлечённостью в цифровые технологии [9]) и, тем более по сравнению с людьми поколения X (1963 – 1983 годы), а также чаще испытывают одиночество и страдают от стрессов. В связи с этим в некоторых странах встаёт вопрос об увеличении официальных границ молодёжного возраста. Кризис молодёжи наблюдается в США и в Германии: как показывают исследования, молодые люди в этих странах более несамостоятельные, чем в России. О кризисе молодёжи в Соединённых Штатах пишет Бен Сассе в книге «Исчезающий американский взрослый». Это явление можно связать, во-первых, с высокой, по сравнению с Россией, продолжительностью жизни. То есть продолжительность жизни выше, следовательно, увеличивается период детства и юношества. А во-вторых, с особенностями функционирования современного общества: культ потребления и развлечений, стремление к гедонизму в купе с достижениями в сфере информационных технологий способствует отрыву молодых людей от реальной жизни, следовательно, от самостоятельности.

Ещё одной проблемой является желание подражать вымышленным персонажам. Приведём и опишем основные механизмы влияния коммуникативного сообщения: это идентификация, подражание, информирование и рефлексия. Идентификация подразумевает желание поступать с другими людьми в соответствии с поведением любимых героев или персонажей, значимость принятия жизненных установок и ценностных ориентаций персонажей, желание смотреть на персонажей, имеющих такие же ценностные ориентации, как и у зрителя, желание смотреть на персонажей, имеющих такие же ценностные ориентации, как и у окружения зрителя, желание действовать в соответствии с представлениями персонажа об общечеловеческих ценностях, а также действовать в соответствии с представлениями персонажа об отношениях с другими людьми. Подражание характеризуется желанием быть во всём похожим на любимых персонажей. Информирование посредством мультимедийной и фильмографической продукции - это получение представления о том, как нужно себя вести с другими людьми; получение представления о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации, о том, что такое добро и зло, о том, какие действия являются социально одобряемыми, о красивом и прекрасном, о гендерном поведении в обществе, о взаимодействии с противоположным полом; получение новых знаний о мире и т.д.

У детей и подростков желание к подражанию и идентификации может повлечь за собой тяжёлые последствия: начиная с плохого поведения, жестокого обращения с животными, окружающими и заканчивая несчастными случаями и увечьями. Ричард Харрис в своей книге «Психология массовых коммуникаций» приводит пример с 5летним ребёнком, который в 1993 году поджёг постель со своей 2-х летней сестрой «после просмотра одной из серий мультфильма «Бивис и Батхед», в которой развязные герои-подростки заявляют, что «пожар – это классно», а также с 14летним подростком, убившим и сварившим мясо своего друга под действием просмотра фильма ужасов Warlock («Колдун»), «который он посмотрел не менее 10 раз» [7].

Заключение

Наиболее подходящей, на наш взгляд, теорией, описывающей состояние современного общества, является теория сетевого общества М. Кастельса. Данная теория большое значение придаёт средствам массовой коммуникации, которыми сегодня в первую очередь стали такие гаджеты, как смартфоны. Благодаря расширению возможностей СМИ, а также появлению новых средств коммуникации, каждый человек через социальные сети и мессенджеры интегрирован в информационные процессы и, в отличие от общества индустриального и постиндустриального, где информация и знания генерируется ограниченным кругом лиц, в современном обществе каждый индивид может создавать знания и передавать информацию с помощью технических средств коммуникации.

Сама структура общества и превалирующие в нём ценности потребления способствуют инфантилизации подростков. Молодые люди, инфантильные и неуверенные в себе, склонные к внешнему влиянию, получая доступ к виртуальной реальности, становятся зависимыми от мнения Интернет-сообщества. Такое явление как инфантилизация в большей степени характерно для западных стран, таких как Германия и США, однако, затрагивает и современную российскую молодёжь.

Поколение современных подростков и молодых людей, так называемое поколение Z или iGen – поколение – это поколение, социализация которого с раннего возраста происходит среди современных средств массовой коммуникации, таких, как планшеты и смартфоны с выходом в сеть Интернет. Благодаря этому у школьников появляется больше возможностей для коммуникации и проявления социальной активности, а также по поиску информации, сама информация стала доступнее. Большую часть времени пребывания в Интернете, подростки и молодые люди тратят на общение со сверстниками. Несмотря на это, в целом, представители поколения Z чувствуют себя более одинокими по сравнению с предыдущими поколениями молодых людей. Поведение и предпочтения немецких подростков в сети Интернет практически идентичны предпочтениям российских подростков: они проводят одинаковое количество времени в сети, большую часть которого посвящают общению со сверстниками; используют одни и те же или аналогичные социальные сети и мессенджеры.

Опасность, на наш взгляд, представляют не технические средства коммуникации или сеть Интернет, а информации и «нежелательные знания», транслируемые СМИ, так как подростки и молодые люди, особенно неуверенные в себе, склонны к подражанию. При этом они пытаются быть похожими не только на реальных людей – сверстников или авторитетных (для них) личностей, но и вымышленных персонажей, например, из фильмов или сериалов. Кроме того, широкое освещение жестокости, насилия, убийств и самоубийств в СМИ способствует увеличению числа подобных действий со стороны зрителей. Это объясняется принципом социального доказательства и «феноменом Вертера».

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.