Статья 'Некоммерческие организации в Кабардино-Балкарской Республике: динамика развития и структура' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Некоммерческие организации в Кабардино-Балкарской Республике: динамика развития и структура

Атласкиров Альберт Русланович

кандидат социологических наук

Старший научный сотрудник, Центр социально-политических исследований КБНЦ РАН

360051, Россия, республика Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18

Atlaskirov Albert Ruslanovich

PhD in Sociology

Senior Scientific Associate, Center for Socio-Political Research of Kabardino-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

360051, Russia, respublika Kabardino-Balkarskaya respublika, g. Nal'chik, ul. Pushkina, 18

atlaskirov.albert@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2018.5.26196

Дата направления статьи в редакцию:

05-05-2018


Дата публикации:

24-05-2018


Аннотация.

Предметом исследования являются особенности, проблемы и тенденции развития некоммерческого сектора в Кабардино-Балкарской Республике. Объектом исследования являются некоммерческие организации, являющиеся связующим звеном между государственными образованиями, коммерческими организациями и обществом. Автором подробно рассматривается структура и динамика развития некоммерческого сектора в регионе. Цель данной статьи заключается в том, чтобы конкретизировать представления о тенденциях развития некоммерческих организаций в современной Кабардино-Балкарии на основе анализа количественных характеристик динамики роста и структуры «третьего сектора» в республике. В работе использованы такие методы, как анализ статистических данных федеральных и региональных органов власти, анализ документов. Основными выводами проведенного исследования являются: в последние годы, вслед за сокращением государственного финансирования, наблюдается значительное снижение количества регистрации новых некоммерческих организаций в республике, свидетельствующее о том, что основным драйвером роста некоммерческого сектора является государство; в республике с разной степенью активности действуют некоммерческие организации в разных сферах жизнедеятельности населения. Однако в силу отсутствия механизмов публичной отчетности некоммерческих организаций региона, сложно оценивать эффективность их работы; темпы развития некоммерческого сектора республики уступают не только более благополучным в социально-экономическом отношении регионам России, но и регионам Северо-Кавказского Федерального округа, с сопоставимыми показателями уровня и качества жизни.

Ключевые слова: Кабардино-Балкарская Республика, некоммерческие организации, религиозные организации, национально-культурные организации, спортивные организации, гражданское общество, государство, уровень жизни, структура, динамика

Abstract.

The subject of this research is the peculiarities, problems, and trends of development of the nonprofit sector in Kabardino-Balkar Republic. The object is the nonprofit organizations that are the liaison between government institutions, commercial organizations and society. The author meticulously examines the structure and dynamics of development of the nonprofit sector in the region. The research goal lies in specification of representation on the development trends of nonprofit organizations in modern Kabardino-Balkaria based on the analysis of quantitative characteristics of the rate of growth and structure of “thirds sector” in the republic. A conclusion is made that over the recent years, subsequent to the cutbacks in state funding, significantly decreases the number of registration of new nonprofit organizations in the region, which testifies to the fact that the key growth driver of the nonprofit sector is the government; the nonprofit organizations function within the life of the population to the various degree. However, due to the absence of mechanisms of public accountability of the nonprofits in the region, it is difficult to assess the efficiency of their work. The rate of development of the nonprofit sector in the republic falls short with respect to not only more socioeconomically prosperous regions of Russia, but also the regions of the North Caucasus Federal District with comparable indexes of the level and quality of life.

Keywords:

sports organizations, national-cultural organizations, religious organizations, non-profit organizations, Kabardino-Balkarian Republic, civil society, state, standard of living, structure, dynamics

Становление зрелого гражданского общества, выравнивание уровня развития некоммерческого сектора в регионах страны, активизация участия граждан в деятельности некоммерческих организаций являются важными вопросами современной общественно-политической жизни, что делает актуальными специальные научные исследования соответствующих проблем.

Некоммерческие организации (НКО) являются неотъемлемой составляющей гражданского общества, играя роль связующего звена между государственными образованиями (первый сектор), коммерческими организациями (второй сектор) и обществом. Общая совокупность некоммерческих организаций обозначается понятием – третий сектор.

Критерием «секторного» деления общества является основной источник доходов для развития организации. Согласно этому критерию выделяют: первый сектор – основным источником доходов для развития организаций являются налоги; второй сектор – основным источником доходов для развития организации является прибыль; третий сектор – основным источником доходов для развития организаций являются пожертвования; четвертый сектор – основным источником доходов для развития является самоэксплуатация членов семьи [4].

В Кабардино-Балкарской Республике начало 21 века было отмечено заметным увеличением количества действующих в некоммерческом секторе организаций. В этом отношении республика, как и Россия в целом, идет по пути развитых стран Запада, в которых государство постепенно перекладывает с себя ответственность в социальной сфере на частный сектор и некоммерческие организации.

Основные проблемы и тенденции развития некоммерческого сектора в России в целом и в Кабардино-Балкарской Республике, в частности, рассмотрены в ряде работ. Для целей настоящей статьи весьма полезными являются результаты исследований А.Н. Волковой [4], И.И. Брянцева [2], Р.И. Бунеевой [3], Р.В. Гаврилюка и И.С. Томина [5], И.В. Тарасовой и Е.С. Щербаковой [9], в которых проанализированы общие вопросы и региональные аспекты становления гражданского общества в России. Особенности развития некоммерческих организаций в постсоветский период затронуты в обобщающем труде, посвященном историческому опыту развития Кабардино-Балкарии в составе Российского государства [8]. Имеются отдельные работы, в которых выявляется региональная специфика и проблемы становления гражданского общества в республике, дается оценка факторов, сдерживающих развитие некоммерческих организаций [1]. Вместе с тем, изучение комплекса проблем становления гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике, общего и особенного, препятствий и перспектив в развитии этого процесса только начинается.

По состоянию на 2018 г. в Кабардино-Балкарской Республике насчитывается 907 некоммерческих организаций (НКО) [10]. Процесс формирования третьего сектора в республике идет с начала 1990-х гг., но развивался он неравномерно. За шесть лет (1991-1996) возникло 10 общественных объединений. В последующие шесть лет (1997-2002) – 16. Своего рода «бум» в росте числа НКО приходится на 2003-2014 гг. – большая часть существующих в настоящее время некоммерческих организаций Кабардино-Балкарской республики была зарегистрирована в этот период – 759 (что составляет 83% НКО республики) (рис. 1). При этом рост числа НКО происходил довольно равномерно – 377 за 2003-2008 и 382 за 2009-2014 гг. Затем происходит заметное снижение темпов прироста числа новых некоммерческих организаций – 122 за 2015 – начало 2018 г.

Рис. 1. Количество регистрируемых в Кабардино-Балкарской Республике НКО [10].

В порядке предварительной гипотезы об общих факторах, обусловивших указанную динамику, можно указать, что на характер и масштабы гражданской самоорганизации в 1990-е гг. влияли неготовность общества к освоению новых либерально-демократических правил и возможностей своей жизнедеятельности, глубокий экономический спад, поставивший массу населения на грань выживания, перегруженность региональной повестки дня конфликтными этнополитическими коллизиями. В 2000-е гг. общий поворот к укреплению «вертикали власти» не вел к отказу от либеральных принципов организации общественной жизни, а население к ним уже в основном адаптировалось; экономическая стабильность и восстановление социальных функций государства позволяли гражданам обратиться к удовлетворению потребностей, выходящих за рамки простого поддержания своего существования; правящий режим осуществлял практику поддержки и мобилизации общественных объединений как вспомогательного средства решения социальных проблем и расширения собственной социальной базы; детальная юридическая регламентация сферы НКО превратила их создание и деятельность из маленького гражданского «подвига» в формальную бюрократическую процедуру. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что спад активности по созданию НКО в республике совпадает с сокращением с 2015 года государственного финансирования некоммерческих организаций в связи с нехваткой средств в бюджете. Если в 2015 году на финансирование НКО в КБР было направлено 31 млн. рублей [12], то в уже 2016 году финансирование было урезано до 14,5 млн. рублей [12], в 2017 году – 17млн. рублей [11].

Деятельность некоммерческих организаций республики охватывает широкие сферы жизнедеятельности населения. В реестре некоммерческих организаций присутствуют как благотворительные фонды, так и региональные отделения политических партий, религиозные организаций, спортивные клубы, микрофинансовые организации, национально-культурные центры и т.д.

В работе «История многовекового содружества: К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии и России» [8, с. 516] приводится анализ развития некоммерческих организаций республики в 2006 году. Авторами было отмечено наличие нескольких основных направлений деятельности организаций некоммерческого сектора: религиозные объединения, национально-культурные организации и центры, спортивные организации и т.д. В настоящее время некоторые из отмеченных в работе направлений деятельности НКО активно развиваются, другие ликвидируются, теряя актуальность и востребованность в обществе.

Так, если в 2006 году национально-культурных организаций и центров в республике было 18, то в настоящее время их насчитывается 41, если спортивных организаций в 2006 году было 75, то в 2018 году их насчитывается 121. В противоположность этому наблюдается сокращение количества родовых (фамильно-родовых) объединений. Если в 2006 году их было 20, то в 2018 году их осталось 7 (рис. 2).

Рис. 2. Развитие некоммерческих организаций Кабардино-Балкарской республики по направлениям деятельности (в 2006 году, в 2018 году) [8][10].

Проведем сравнительный анализ некоторых направлений деятельности некоммерческих организаций Кабардино-Балкарской Республики в отмеченные нами периоды (2006 – 2018 годы). Можно отметить, что 2006-2007 годы являются периодом религиозного «ренессанса» в регионе. В 2005 году, после назначения нового Главы Республики Канокова А.Б., начались попытки налаживания диалога между государством и религиозными объединениями региона: открылись мечети, стали проводиться научные конференции и т.д. За два года были зарегистрированы 139 религиозных организаций, что составляет 72% из общего количества существующих в настоящее время религиозных организаций Кабардино-Балкарской Республики.

Последующие годы характеризуются снижением активности регистрации религиозных организаций. Так, если за период между 2009-2014 годами были зарегистрированы 37 новых религиозных организаций, то уже в 2015-2018 годах таковых было зарегистрировано только 9.

Большинство религиозных организаций в республике являются мусульманскими. Помимо мусульманских представлены и различные христианские религиозные организации: православные, римско-католические, протестантские, община духовных христиан-молокан и т.д. Ещё одна мировая религия представлена в республике в лице горско-еврейской религиозной общины (рис. 4).

Рис. 4. Религиозные организации Кабардино-Балкарской Республики [8][10].

Относительной стабильностью в некоммерческом секторе отличаются спортивные организации республики. В силу того, что в культуре коренных народов Кабардино-Балкарии большое значение уделяется физическому развитию, спортивные организации пользуются большой популярностью. Спортивные клубы, федерации, кружки востребованы молодежью. Вследствие этого количество спортивных организаций в некоммерческом секторе постоянно растет. Если в течение 2003-2008 годов было зарегистрировано 38 спортивных организаций, то в течение 2009-2014 годов – 57, 2015-2018 годов – 26. Можно отметить, что спортивные организации являются одним из немногих направлений развития некоммерческого сектора региона, где количественные показатели увеличения числа некоммерческих организаций коррелируют с качественными показателями. Представители Кабардино-Балкарии регулярно находятся в числе победителей и призеров международных соревнований, в том числе и Олимпийских игр. В настоящее время 13% (121) организаций в некоммерческом секторе республики являются спортивными.

Несмотря на то, что количество национально-культурных организаций и центров заметно увеличилось (с 18 в 2006 году до 41 в 2018 году), их возможности мобилизации населения, для решения насущных вопросов национальной политики, снизились. В начале 90-х годов 20 века именно национально-культурные организации республики были наиболее активными участниками общественно-политических процессов: устраивали митинги, организовывали культурные мероприятия, занимались просветительской деятельностью и т.д. В отличие от большинства существующих в настоящее время национально-культурных организаций, которые финансируются из федерального бюджета и пассивно проявляющих себя в общественно-политическом пространстве, национально-культурные организации «первой волны» (Адыгэ Хасэ, Тёре) возникли вследствие самоорганизации зарождающегося гражданского общества и оказали значительное влияние на формирование институтов гражданского общества республики.

Наибольшее количество национально-культурных организаций и центров было создано в течение 2009-2014 годов – 25. В течение 2015-2018 годов в этой сфере было создано только 7 некоммерческих организаций [10].

Деятельность некоммерческих организаций республики охватывает новые, все более широкие сферы жизнедеятельности населения. НКО появляются в системе высшего и средне специального образования, финансовых и юридических услуг, волонтерские организации и т.д. В настоящее время почти половина организаций некоммерческого сектора республики (431 из 907) работают в данных направлениях общественно-политической жизни.

В целях упорядочения статистического учета в законодательство, в 2010 году, была введена категория социально ориентированного НКО (СО НКО). Для попадания в категорию социально ориентированного НКО достаточно упоминания в уставе НКО хотя бы одного направления социально ориентированной деятельности. Это привело к тому, что практически все некоммерческие организации региона стали относиться к категории социально ориентированных НКО – 905 [13].

В республике отмечается существенный рост количества социально ориентированных организаций. По сравнению с 2012 годом, когда социально ориентированных НКО было 202 [14], количество социально ориентированных НКО в 2017 году увеличилось в 4.5 раза до 905. Вместе с тем, следует отметить, что в силу отсутствия механизмов публичной отчетности в деятельности некоммерческих организаций, довольно сложно определить их эффективность. Это было отмечено, в том числе, в докладе Общественной Палаты РФ. В докладе говорилось, что был сформирован целый пласт некоммерческих организаций, специально заточенных под участие в грантовых и государственных проектах (посредники, консультанты по продвижению грантовой заявки и т.д.) [6, с. 26]. Многие их этих организаций существуют лишь на бумаге, о них самих и о результатах их деятельности в общественно-политическом пространстве региона ничего не известно.

Одним из показателей уровня развития гражданского общества является степень вовлеченности людей в деятельность некоммерческих организаций. Массовое участие людей в деятельности НКО свидетельствует о высоком уровне гражданского самосознания, что, в свою очередь, является признаком наличия зрелого гражданского общества.

В работе социально ориентированных организаций Кабардино-Балкарской Республики задействованы около 10 тыс. человек (работников СО НКО – 2239 человек, добровольцев СО НКО – 7771 человек) [13]. Следует отметить, что это довольно незначительные количественные показатели. Для сравнения можно взять соизмеримый по численности населения, но более успешный с точки зрения социально-экономического развития регион – Калужскую область. Социально ориентированных НКО в Калужской области насчитывается – 1548. В деятельности организаций задействованы около 27 тыс. человек (работников СО НКО – 6632, добровольцев СО НКО – 20908) [13].

Существует прямая взаимосвязь между уровнем вовлеченности людей в деятельность некоммерческих организаций и показателями уровня и качества жизни населения. В докладе Общественной Палаты Российской Федерации отмечалось, что в регионах с более высоким уровнем активности граждан наблюдаются и более высокие значения Индекса развития человеческого потенциала (ИРПЧ). В субъектах Российской Федерации, где население характеризуется более высоким уровнем образования, доходов, продолжительности жизни, оно и более активно принимает участие в деятельности некоммерческого сектора [7, с. 14].

Вместе с тем, можно отметить, что степень вовлеченности населения республики в деятельность некоммерческого сектора уступает не только экономически более развитым регионам, но и большинству регионов СКФО, сопоставимым по показателям уровня и качества жизни (рис. 3) [13].

Рис. 3. Развитие некоммерческого сектора в регионах СКФО [13].

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

- в последние годы, вслед за сокращением государственного финансирования, наблюдается значительное снижение количества регистрации новых некоммерческих организаций в республике. Это свидетельствует о том, что основным драйвером роста некоммерческого сектора является государство, и процесс формирования гражданского общества республики, главным образом, осуществляется «сверху»;

- в республике с разной степенью активности действуют некоммерческие организации в разных сферах жизнедеятельности населения (религиозные, спортивные, национально-культурные и т.д.). Вместе с тем, деятельность организаций некоммерческого сектора республики охватывает новые, более широкие сферы жизнедеятельности населения. НКО появляются в системе высшего и средне специального образования, финансовых и юридических услуг и т.д. Однако в силу отсутствия механизмов публичной отчетности некоммерческих организаций республики, сложно оценивать эффективность их работы;

- несмотря на существующие сложности, некоммерческий сектор республики постепенно развивается. Увеличивается количество некоммерческих организаций, растет численность граждан задействованных в работе некоммерческого сектора. Однако темпы развития некоммерческого сектора республики уступают не только более благополучным в социально-экономическом отношении регионам России, но и регионам Северо-Кавказского Федерального округа, с сопоставимыми показателями уровня и качества жизни.

Библиография
1.
Атласкиров А.Р. Региональная специфика и проблемы развития гражданского общества в современной России (на материалах Кабардино-Балкарской Республики) // Социодинамика. — 2018.-№ 3.-С.78-86. DOI: 10.25136/2409-7144.2018.3.25670. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_25670.html
2.
Брянцев И.И. Роль некоммерческих организаций в формировании института общественного контроля: опыт России и Германии/В сборнике: Россия-Германия: уроки войны и мира: К 100-летию начала Первой мировой войны Сборник научных статей. 2014. С. 112-118.
3.
Бунеева Р.И. Социально-экономическая роль некоммерческих организаций в развитии региона/Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2009. № 2. С. 81-84.
4.
Волкова А.Н. Роль некоммерческих организаций в становлении гражданского общества/В сборнике: Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах 2014. С. 53-55.
5.
Гаврилюк Р.В., Томин И.С. К вопросу о роли некоммерческих организаций в жизни общества/Аллея науки. 2017. Т. 2. № 15. С. 486-489.
6.
Ежегодный Доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год». Электронный ресурс: https://oprf.ru/documents/1151/2529/ (дата обращения: 21.02.2018)
7.
Ежегодный доклад Общественной палаты Российской Федерации "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации" за 2008 год. С.12. Электронный ресурс: https://oprf.ru/documents/1151/1154/ (дата обращения: 22.02.2018)
8.
История многовекового содружества: К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии и России. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2007. – 720.
9.
Тарасова И.В., Щербакова Е.С. Роль и место некоммерческих организаций в формировании потенциала инновационного развития региона/Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2015. № 5. С. 71-73.
10.
Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей. Список общественных организаций, зарегистрированных в Кабардино-Балкарской Республике. Электронный ресурс:http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/uvigodn/statisticheskie_dannye/obshchestvennye_organizatsii.php (дата обращения: 20.02.2018)
11.
Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей. Государственная поддержка НКО. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки в Кабардино-Балкарской Республике за 2017 год. Электронный ресурс: http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/uvigodn/deyatelnost/gosudarstvennaya_podderzhka_nko.php (дата обращения: 22.02.2018)
12.
Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей. Государственная поддержка НКО. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки в Кабардино-Балкарской Республике за 2014-16 годы. Электронный ресурс: http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/uvigodn/deyatelnost/gosudarstvennaya_podderzhka_nko.php (дата обращения: 22.02.2018)
13.
Федеральная служба государственной статистики. Итоги выборочного обследования социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 год на основе формы № 1-СОНКО. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения: 23.02.2018)
14.
Федеральная служба государственной статистики. Основные сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации за 2012 год по Российской Федерации. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения: 23.02.2018)
References (transliterated)
1.
Atlaskirov A.R. Regional'naya spetsifika i problemy razvitiya grazhdanskogo obshchestva v sovremennoi Rossii (na materialakh Kabardino-Balkarskoi Respubliki) // Sotsiodinamika. — 2018.-№ 3.-S.78-86. DOI: 10.25136/2409-7144.2018.3.25670. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_25670.html
2.
Bryantsev I.I. Rol' nekommercheskikh organizatsii v formirovanii instituta obshchestvennogo kontrolya: opyt Rossii i Germanii/V sbornike: Rossiya-Germaniya: uroki voiny i mira: K 100-letiyu nachala Pervoi mirovoi voiny Sbornik nauchnykh statei. 2014. S. 112-118.
3.
Buneeva R.I. Sotsial'no-ekonomicheskaya rol' nekommercheskikh organizatsii v razvitii regiona/Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoi kooperatsii. 2009. № 2. S. 81-84.
4.
Volkova A.N. Rol' nekommercheskikh organizatsii v stanovlenii grazhdanskogo obshchestva/V sbornike: Vysokie intellektual'nye tekhnologii i innovatsii v natsional'nykh issledovatel'skikh universitetakh 2014. S. 53-55.
5.
Gavrilyuk R.V., Tomin I.S. K voprosu o roli nekommercheskikh organizatsii v zhizni obshchestva/Alleya nauki. 2017. T. 2. № 15. S. 486-489.
6.
Ezhegodnyi Doklad Obshchestvennoi palaty RF «O sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii za 2017 god». Elektronnyi resurs: https://oprf.ru/documents/1151/2529/ (data obrashcheniya: 21.02.2018)
7.
Ezhegodnyi doklad Obshchestvennoi palaty Rossiiskoi Federatsii "O sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii" za 2008 god. S.12. Elektronnyi resurs: https://oprf.ru/documents/1151/1154/ (data obrashcheniya: 22.02.2018)
8.
Istoriya mnogovekovogo sodruzhestva: K 450-letiyu soyuza i edineniya narodov Kabardino-Balkarii i Rossii. – Nal'chik: Izdatel'stvo M. i V. Kotlyarovykh, 2007. – 720.
9.
Tarasova I.V., Shcherbakova E.S. Rol' i mesto nekommercheskikh organizatsii v formirovanii potentsiala innovatsionnogo razvitiya regiona/Vestnik obrazovatel'nogo konsortsiuma Srednerusskii universitet. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2015. № 5. S. 71-73.
10.
Upravlenie po vzaimodeistviyu s institutami grazhdanskogo obshchestva i delam natsional'nostei. Spisok obshchestvennykh organizatsii, zaregistrirovannykh v Kabardino-Balkarskoi Respublike. Elektronnyi resurs:http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/uvigodn/statisticheskie_dannye/obshchestvennye_organizatsii.php (data obrashcheniya: 20.02.2018)
11.
Upravlenie po vzaimodeistviyu s institutami grazhdanskogo obshchestva i delam natsional'nostei. Gosudarstvennaya podderzhka NKO. Reestr sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii – poluchatelei podderzhki v Kabardino-Balkarskoi Respublike za 2017 god. Elektronnyi resurs: http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/uvigodn/deyatelnost/gosudarstvennaya_podderzhka_nko.php (data obrashcheniya: 22.02.2018)
12.
Upravlenie po vzaimodeistviyu s institutami grazhdanskogo obshchestva i delam natsional'nostei. Gosudarstvennaya podderzhka NKO. Reestr sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii – poluchatelei podderzhki v Kabardino-Balkarskoi Respublike za 2014-16 gody. Elektronnyi resurs: http://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/uvigodn/deyatelnost/gosudarstvennaya_podderzhka_nko.php (data obrashcheniya: 22.02.2018)
13.
Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki. Itogi vyborochnogo obsledovaniya sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii za 2016 god na osnove formy № 1-SONKO. Elektronnyi resurs: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (data obrashcheniya: 23.02.2018)
14.
Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki. Osnovnye svedeniya o deyatel'nosti sotsial'no orientirovannoi nekommercheskoi organizatsii za 2012 god po Rossiiskoi Federatsii. Elektronnyi resurs: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (data obrashcheniya: 23.02.2018)
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"