Статья 'К вопросу об отношении к исламу в современном обществе (на материале исследований в городе Красноярске)' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

К вопросу об отношении к исламу в современном обществе (на материале исследований в городе Красноярске)

Замараева Юлия Сергеевна

кандидат философских наук

доцент, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университет

660049, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, оф. 452

Zamaraeva Yuliya Sergeevna

PhD in Philosophy

associate professor of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660049, Russia, Krasnoyarsk, str. Svobodny 79, of. 452

zamaraevay@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Антипина Алена Владимировна

студент, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Проспект Свободный, 82а

Antipina Alena Vladimirovna

Student, the department of Culturology, Siberian Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk, Prospekt Svobodnyi 82 A

zamaraevay@bk.ru
Павлова Кристина Вячеславовна

студент, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Проспект Свободный, 82а

Pavlova Kristina Vyacheslavovna

Student, the department of Culturology, Siberian Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk, Prospekt Svobodnyi 82 A

zamaraevay@bk.ru
Юсупов Абдулазиз Мадаминжанович

студент, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Проспект Свободный, 82а

Yusupov Abdulaziz Madaminzhanovich

Student, the department of Culturology, Siberian Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk, Prospekt Svobodnyi 82 A

zamaraevay@bk.ru

DOI:

10.7256/2409-7144.2016.2.17663

Дата направления статьи в редакцию:

20-01-2016


Дата публикации:

30-01-2016


Аннотация: Предметом исследования является отношение жителей города Красноярска и пользователей сети ИНТЕРНЕТ к мировой религии исламу. В настоящее время с исламской религией связано достаточное количество теоретических и прикладных исследований, активно развивается отечественное исламоведение. В русле данной научной традиции авторы статьи показывают возможности современных теоретических и эмпирических методов исследования для конкретизации вопроса об отношении к исламу в современном российском обществе. К исследованию привлечены представители российской молодежи - студенты Сибирского федерального университета. В работе применялись три основных метода исследования: критический анализ некоторых релевантных источников, связанных с современным состоянием ислама, анкетирование и контент-анализ. Применялся общенаучный метод интерпретации. ислам в представлении современных СМИ – это религия, тесно связанная с политикой.«Ислам» воспринимается большинством как религия политизированного характера. Многие воспринимают различные террористические акты как способ / средство принуждения. На почве последних событий, о которых говорится в СМИ, мир и культура ислама вызывает панику в массовом сознании.


Ключевые слова:

социальные исследования, религиозные исследования, ислам, регионы, Красноярский край, методы, контент-анализ, анкетирование, массовое сознание, студенчество

УДК:

304.444

Abstract: The subject of this research is the attitude of Krasnoyarsk residents and users of the Internet towards the world religion of Islam. Today, Islamic religion is associated with a sufficient amount of theoretical and an applied research, as well as the Russian Islamic studies is actively developing. With regards to this scientific tradition, the authors of the article demonstrate the abilities of the theoretical and empirical methods of the research in order to exemplify the question on the attitude towards Islam within the modern Russian society. From the perspective of the modern mass media, Islam is presented as a religion that is closely linked to politics. The majority perceives Islam as a religion of a politicized character, and various terrorist acts as the means of coercion.  Based on the latest events covered by mass media, Islamic world and culture cause panic in public conscience.


Keywords:

social studies, religious studies, Islam, regions, Krasnoyarsk region, methods, content analysis, questionnaires, mass consciousness, students

Актуальность данного исследования заключается с повышенным интересом к миру Ислама со стороны современных политических и религиозных процессов. Целью данного исследования является изучение отношения к исламу, зафиксированное с помощью некоторых методов социальных исследований. Задачами становятся: анализ ценностей межкультурных отношений и выявление «проблемных» зон динамично развивающегося мира ислама.

Ход исследования определён тремя этапами:

1) Теоретический, посвященная обзору научных источников;

2) Эмпирический, где применён метод «контент-анализ» к текстам СМИ г.Красноярска;

3) Эмпирический, где с помощью метода «анкетирование» исследовано современное отношение студентов Сибирского Федерального университета к процессам в исламском мире.

Этап I. Основой для исследования выступили труды ученых, за последние десять лет.

Ряд исследователей, посвящают свои труды проблеме роста населения в исламском мире, пошатнувшимся положением мусульманских государств, и прогнозами развития этой проблемы в будущем. Например, в статье Белокреницкого «Рост населения в исламском мире»[1], исследуется вопрос роста населения в исламском мире. В статье прослежены исторические тренды, связанные с популяционной динамикой применительно к мусульманам, проанализированы некоторые причины ускоренного роста числа приверженцев ислама, даны прогностические оценки на 2025-2050 годы. Отмечено, что изменения относительной численности представителей различных религиозных групп наблюдалось в истории неоднократно и само по себе не вело к обострению межрелигиозных конфликтов, хотя на религиозном уровне могло создавать фоновые условия для их актуализации. В статье «Россия и исламский мир: динамика изменений демографического и политического потенциалов»[2] автор пишет о том, что актуальность представленного в статье исторического и футурологического обзора взаимоотношений России и исламского мира через призму демографических процессов обусловлена повышенным вниманием общественных и государственных кругов страны к сегодняшнему этапу и перспективам ее взаимодействия с миром ислама.

Другие исследователи истолковывают понятие «ислам» как активный инструмент политики, проблему терроризма и радикализации религии. В книге Александра Игнатенко «Ислам и политика»[3] автор поднимает такие вопросы как: почему так получилось в недавней мировой истории, что ислам подвергся политизации, неужели ислам - какая-то особенная религия, которая чуть ли не подталкивает своих последователей к экстремизму, кто стоит за теми или иными акциями, как воздействует политизация ислама на саму религию, почему ислам спорит сам с собой, раскалываясь на враждующие группировки, есть ли в исламе внутренние ресурсы терпимости к неисламскому миру? В статье Э. Паина «О роли формальных и неформальных институтов в эскалации экстремизма и терроризма»[4] исследуется вопрос экстремизма и терроризма в исламе.

Встречаются статьи, в которых исследуются исламские правовые и финансовые системы, дана попытка понять и разобраться в них, исследуются перспективы развития данных систем и применения их не только в исламских странах. Василенко в «Геополитике современного мира»[5] говорит о том, что проблемы исламского фундаментализма сильно преувеличены западной общественностью. «Исламский фундаментализм – это скорее жупел для Запада, в котором сохранились татаро-монгольские и мусульманские набеги. В действительности феномен исламского фундаментализма – это свидетельство ни сколько возрождения ислама, а сколько его паники и замешательства, может быть, даже ощущения вины за стирающиеся границы с другими цивилизациями». Авторы статьи «Исламский терроризм в глобальном мире: социально-философский анализ»[6] отмечают, что хотя страны с мусульманским населением изобилуют природными ресурсами, контраст между бедными и богатыми в них чрезвычайно велик, что создает ситуацию риска эскалации социального насилия. При этом роль традиционной религии как сохраняющей внутреннее единство и консолидацию маргинальных социальных групп возрастает. Также они замечают, что глобализация, проникая в мир ислама, обостряет внутренние противоречия, усиливает деградацию политических систем, крах моральных ценностей, развал семьи. Нигде она не производит столь разрушительного эффекта как в исламском мире. В статье Васильева «Ислам и террор»[7] раскрывается негативная сторона ислама. Радикализация этой религии вполне определенно опирается на толкование ряда заповедей Корана. И как ни изощряйся в политкорректности, невозможно отрицать, что террористы, о которых идет речь, очень тесно связаны именно с исламом, что они преданы идеям, запечатленным в Коране (неважно, как их интерпретируют более умеренные мусульмане), что они, с готовностью убивая других, умирают со словами "Аллах Акбар!". Поэтому стоит попытаться понять, почему, спустя почти полтора тысячелетия после появления ислама, стало возможным возникновение столь мощного, энергичного, использующего террор движения, как современный исламизм.

В статье «Ислам в современном мире» Яхьяева[8] уточняется сущностное содержание понятия «радикализм», выделяются такие его формы, как конструктивный радикализм и деструктивный радикализм. Дается анализ социально-политических истоков и причин, оказавших наиболее значимое воздействие на активизацию исламского радикализма в современном мире. В диссертации Беккина «Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития»[9] раскрывается суть исламской финансовой системы, которую можно охарактеризовать как совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате (мусульманском праве). В статье об исламском праве: «Перспективы развития универсальной и исламской концепций прав человека в изменяющемся мире» Ф.Л. Иванова[10], затрагиваются наиболее сложные и малоизученные вопросы современной правовой системы исламских государств. В ней приводятся мысли о том, что исламские правоведы настаивают на невозможности принятия странами, проповедующими ислам, не только концепции, естественного права, которая, по их мнению, является продуктом секулярной интерпретации иудео-христианских ценностей, несовместимых для мусульман.

Этап II. Контент-анализ. Для контент-анализа было взято слово «ислам», в качестве источников были использованы газеты и новостные интернет-ресурсы:

(НГС. Новости, NewsLab, Яндекс. Новости, Майл.ру Новости) за последние 18 месяцев. Из 11 выбранных нами новостей, посвященных исламу, слово «ислам» встретилось 19 раз, в среднем по 2 раза в одной новости. Выяснилось, что чаще всего анализируемое слово встречается в таких словосочетаниях, как «исповедовать ислам», «радикальный ислам». Часто в связке со словом «ислам» идут такие понятия, как «экстремизм», «терроризм».

4c9fa58429581b750_01

4c9fa58429581b751_02

4c9fa58429581b752_03

Этап III. Анкетирование. Анкетирование проведено среди студентов Сибирского Федерального Университета, с целью выявить отношение университетской, учащейся молодежи к исламу и к процессам, проистекающим в нем, для анализа ценностей межкультурных отношений. Участникам было предложено восемь вопросов с вариантами ответов (см.приложение).

В анкетировании приняли участие студенты Сибирского Федерального Университета, всего 107 заполненных анкет, из них 96 человек – представительницы женского пола и 11 представителей мужского. Возраст опрашиваемых от 17 до 27 лет. Также участникам было предложено указать свою национальную принадлежность и социальное положение. Стоит отметить, что большинство опрошенных идентифицировало себя, как русских. К колонке «социальное положение» не было предложено объяснений, многие участники заполнили ее, как посчитали нужным. В основном, оказалось, что под социальным положением респонденты понимают социальные классы (рабочая семья, интеллигенция и т.д.).

Была возможность, кроме подчеркивания какого-либо варианта, дать свой вариант ответа. Некоторые из опрашиваемых воспользовались этой возможностью и дали довольно оригинальные варианты ответов.

_1_docx_2

Оригинальные варианты ответов. Вопрос № 1 – По вашему мнению, ислам это-…

«Современный ислам не имеет никакого отношения к религии, это своего рода нацизм, направленный на поддержание только мусульман».

_2_docx_1

Вопрос № 2 - Какие утверждения точнее всего характеризуют современные процессы в Исламском мире?

«Мы ничего не знаем об исламском мире, кроме того, что нам показывают в СМИ, а это не очень достоверные сведения».

_3_docx_01

Вопрос № 3 и № 4 – Приходилось ли вам наблюдать ущемление прав мусульман в России (и в Красноярском крае)?

« Если только возникают проблемы с гражданством, а так – нет, к ним хорошо относятся».

«Нет. Хотя, если учесть то, что у нас есть закон, защищающий права верующих, распространяющийся негласно только на православных, то в какой – то степени да» .

_4_docx

_5_docx

Вопрос № 5 - Политический ислам это –

«Радикальные течения, направленные на свержение власти».

«Это вечные воины, по моему мнению, без причины! Убийства, несправедливость! Но несомненно, что есть как хорошие мусульмане, так и плохие».

_6_docx

Вопрос № 6 - Какое влияние оказывает культура ислама на современные процессы в Росси?

«Положительное, воспитывается взаимопонимание и терпимость народов. К тому же, взаимодействие разных культур способствует их взаимообогащению».

«Из-за массового терроризма назревают нездоровые социальные и политические отношения».

«Отрицательно. Возникает мнение, что ислам обязательно связан с терроризмом».

_7_docx

Вопрос № 7 - Есть ли среди ваших близких или родственников, те, кто исповедуют ислам.

Среди тех, кто ответил «да» на этот вопрос, многие пояснили это тем, что их молодой человек исповедует ислам. То есть, для них иная религиозная принадлежность их партнера не является препятствием, что можно охарактеризовать только как положительный процесс.

_8_docx

Таким образом, на основании теоретического и прикладного исследования, можно сделать выводы о том, что современный исламский мир – это быстрый рост населения; традиционный ислам и политизированный ислам (радикальные течения); проблема терроризм и экстремизма, поиски ее решения; современная финансовая и правовая система.

В целом можно утверждать, что ученые говорят о современном исламском мире, как о динамично развивающемся пространстве, процессы глобализации в котором ведут к обострению внутренних конфликтов, усиливающих деградацию политических систем. Наблюдаются процессы радикализации религии, являющиеся причиной возникновения терроризма и экстремизма. Так же существует работы, посвященные исламской финансовой и правовой системе, об их положительных сторонах. Можно выделить такие аспекты, как: динамический рост, проблему терроризма, внутренняя политика и экономика исламского мира.

Проанализировав печатные и интернет издания новостей, мы пришли выводу, что современными СМИ ислам понимается как религия: «верить», «исповедовать ислам», «принять ислам», «ислам является…», «проповедовать ислам».

По словарным определениям «ислам» - это монотеистическая авраамическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия и придания сотоварищей Аллаху.

В современных СМИ слово «ислам» понимается, как религия, причем религия сильно политизированного характера, а не религиозное учение, что в основном, часто приводит к несоответствию традиционного понимания ислама как веры, учения и формирования неверного представления об исламе. В основном, это связано с происходящими на данный момент негативными процессами в исламском мире. По вышеприведенным источникам можно заметить, что слово «ислам» употребляется часто в негативном контексте, связывается с негативными явлениями современного мира, как «терроризм» и «экстремизм». Несмотря на то, что статьи раскрывают реальное положение дел, связанных с исламом, в них можно уследить и авторскую интерпретацию понятия ислама.

Отсюда следует вывод, что ислам в представлении современных СМИ – это религия, тесно связанная с политикой.«Ислам» воспринимается большинством как религия политизированного характера. Многие воспринимают различные террористические акты как способ / средство принуждения. На почве последних событий, о которых говорится в СМИ, мир и культура ислама вызывает панику в массовом российском сознании.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.