Статья 'Социокультурная основа междисциплинарной методологии социально-гуманитарных наук' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Социокультурная основа междисциплинарной методологии социально-гуманитарных наук

Деметрадзе Марине Резоевна

ORCID: 0000-0002-7676-8054

доктор политических наук

главный научный сотрудник, Институт наследия министерства культуры, профессор РАНХИГС/ПРОФЕССОР УНИВЕРСИТЕТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИИ

117292, Россия, г. Москва, ул. Космонавтов, д. 2

Demetradze Marine Rezoevna

Doctor of Politics

leading scientific researcher, Institute for the Cultural Heritage of the Ministry of Culture; Professor, the department of World Politics and International Relations, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

117292, Russia, Moscow, Kosmonavtov str., 2

demetradze1959@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-0158.2013.12.1072

Дата направления статьи в редакцию:

17-11-2013


Дата публикации:

1-12-2013


Аннотация: Предметом исследования» являются социологические, экономические, политические, правовые, культурологические теории и дисциплины; методология их соединения, социокультурная основа междисциплинарности и ее внутренняя и внешняя структура; специфика применения во внутренней и внешней политике. Неотъемлемой частью современной системы международных отношений являются вопросы безопасности, модернизации, социализации, социального партнерства, социальной справедливости, социального равенства и социального благополучия общества, государств. В нее внедрены новые правила участия стран и их взаимодействия, принципы конкуренции, соотношения внутренней и внешней политики, современные стандарты качества жизни граждан, механизмы установления приоритета норм международного права, системы контроля государств и т.д. Если после Второй мировой войны международные организации, прежде всего ООН, контролировали государства на основе международного права, то специфической чертой настоящего времени становится тот факт, что начиная с конца ХХ века такая система контроля усилена рядом механизмов социального контроля. Их внедрение было вызвано множеством обстоятельств: усилением дистанции между развитыми и отстающими государствами, доминированием интересов сильных государств на международной арене, политизацией государственной политики в обществах традиционного типа, торможением процессов модернизации, слабое внимание к вызовам модернизации, замкнутость традиционных обществ и т.д. Таким образом, целью создания механизмов международного социального контроля является нейтрализация угроз международной безопасности и отчужденности традиционных обществ в отношении либерально-демократических ценностей, первичности человеческого фактора в государстве и принципов социального государства. Социокультурная методология исследованияНеотъемлемой частью современной системы международных отношений являются вопросы безопасности, модернизации, социализации, социального партнерства, социальной справедливости, социального равенства и социального благополучия общества, государств. В нее внедрены новые правила участия стран и их взаимодействия, принципы конкуренции, соотношения внутренней и внешней политики, современные стандарты качества жизни граждан, механизмы установления приоритета норм международного права, системы контроля государств и т.д. Если после Второй мировой войны международные организации, прежде всего ООН, контролировали государства на основе международного права, то специфической чертой настоящего времени становится тот факт, что начиная с конца ХХ века такая система контроля усилена рядом механизмов социального контроля. Их внедрение было вызвано множеством обстоятельств: усилением дистанции между развитыми и отстающими государствами, доминированием интересов сильных государств на международной арене, политизацией государственной политики в обществах традиционного типа, торможением процессов модернизации, слабое внимание к вызовам модернизации, замкнутость традиционных обществ и т.д. Таким образом, целью создания механизмов международного социального контроля является нейтрализация угроз международной безопасности и отчужденности традиционных обществ в отношении либерально-демократических ценностей, первичности человеческого фактора в государстве и принципов социального государства. Недооценка на глобальном уровне специфики современного имиджа, статуса и престижа страны, в основе которых лежит социально-экономическое благополучие граждан, обусловили создание в 90-е годы ХХ века специальных механизмов в системе ООН, которые получили название индикаторов и индексов оценки разных сфер жизни общества – социальной, экономической, политической, правовой, культурной. Именно эти показатели и определяют степень развитости либо отсталости государств, а не размер территории либо военный потенциал страны. Такая смена парадигм говорит об укреплении связи внутренней и внешней политики страны, институционализации процессов в системе управления, что требует особого внимания как в области науки, так и в системе образования. Возрастает роль связи науки и образования, а также значение многостороннего изучения ситуации, методов получения рационально-конструктивной информации и т.д. И все это возможно только с помощью междисциплинарного подхода, который требует разработки соответствующей методологии и специальной подготовки студентов, будущих специалистов как в области права, управления, экономики, так и в сфере международных отношений. Междисциплинарность придает фундаментальность современной образовательной системе, без которой она не может обеспечить подготовку специалистов высшей квалификации и их конкурентоспособность с выпускниками вузов стран Запада. - освоение методов междисциплинарности социально-гуманитарных теорий; требований современной науки и системы образования; многостороннего подхода к ситуации; - понимание возросшего значения междисциплинарности в условиях современности; получения рационально-конструктивной информации о разных сферах жизни общества – социальной, экономической, политической, правовой, культурной; - выявление специфических черт современных модернизационных процессов, вызовов и требований модернизации для каждого общества и государств в условиях глобализации; - изучение применения принципов междисциплинарности и созданных на их основе экспертных методов, социокультурных индикаторов, относящихся к конкретным объектам и процессам; - освоение приемов социокультурной междисциплинарности, направленных на преодоление и устранение проблем в различных сферах жизни нашего общества; соотнесение процессов с современными стандартами социальной жизни; построение социокультурной модели развития страны, которая повысит ее имидж и статус в современных международных процессах, приведет к смене парадигм ее участия в международных отношениях и т.д.


Ключевые слова:

социокультурная методология междисциплинарности, экспертиза, индикатор социальности, антропология,, социальное,, культура, модель, аналитическая, диагностическая, прогностическая, социокультурная антропология, центральная зона наук, социокультурные стнадарты

Abstract: The object of studies includes sociological, economic, political, legal and culturological theories and disciplines, methodology of their connections, the social and cultural basis for the interdisciplinarity, its inner and outer structure and specificities of its application in domestic and foreign policy. The issues of security, modernization, socialization, social partnership, social justice, social equality and social well-being of societies and states form an inalienable part of the modern system of international relations. It includes the new rules for the participation of states and their interaction, competition principles, correlation between domestic and foreign policy, modern living standards, mechanisms for establishing the supremacy of the norms of international law, systems of state control, etc. After the 2nd World War international organizations (first of all, the UN) controlled the states based on international law, the specific feature of current situation is that starting from the late XX century this control system was strengthened by the social control mechanisms. Their introduction was due to a number of issues, such as: growing gap between the developed states and the ones falling behind, domination of the interests of the strong states at the international arena, politization of the state policy in the traditional societies, slowing down of the modernization process, weakness of attention towards the modernization challenges, closed character of traditional societies, etc. Therefore, the goal of formation of the mechanisms of international social control is neutralization of the threats to international security and alienation of traditional societies from liberal democratic values, the primary value of human factor and principles of social state. Underestimation at the global level of the specific features of modern image, status and prestige of the state, which are based on social and economic well-being of the people served as prerequisites for the formation of special UN mechanisms in late 1990s, these mechanisms were called indicators and indexes for the evaluation of various spheres of social life - social, economic, political, legal and cultural. These markers define the level of development or underdevelopment of the states, rather than size of their territory or their military potential. This change of paradigms shows the stronger ties between domestic and foreign policies of the state, institutionalization of the processes within the administration system, requiring special attention in the spheres of science and education. The role of connection between science and education is growing, and so does the value of multifeatured studies of the situation, the methods for acquiring rational and constructive information, etc. All of the above is possible only with the use of interdisciplinary approach, which requires the development of methodology, and special education of students as future professionals in the sphere of law, management, economics and international relations. The interdisciplinarity provides fundamental character to the modern science, which is necessary to guarantee the training of the highly qualified professionals, who would be capable of competing with the graduates of the Western higher education institutions. Application of the methods of interdisciplinarity of social theories and humanities allows to meet the demands of the modern science and education system, to provide a multi-dimensional approach towards the situation. Understanding of the growing value of the interdisciplinarity in the modern situation allows to gain rational and constructive information on various spheres  of life in the society: social, economic, political, legal, cultural. Revealing specific features of the modernization processes allows to uncover challenges and threats to modernization for any society and state within the framework of globalization. Studying the interdisciplinarity principles and expert methods based on these principles allows for finding social and cultural markers for specific objects and processes. Learning the skills of social and cultural interdisciplinarity is aimed at overcoming and termination of problems in various spheres of life in our society, for the correlation of these processes with the modern social living standards. It also allows for the formation of social and cultural model of state development, allowing to improve its image and status in the modern international processes, leading to the change of paradigms of its participation in the international relations, etc. 


Keywords:

social and cultural anthropology, analytical, diagnostic, prognostic, model, culture, social, anthropology, expertise, social indicator, social and cultural methodology of interdisciplina, central scientific zone, social and cultural standards

Современные глобализационные процессы тесно связаны с проблематикой безопасности, модернизации, социализации, социального партнерства, социального взаимодействия, социальной справедливости, социального равенства, конкурентоспособности и т.д. Специфической тенденцией становится то, что политические, правовые, культурные, социальные, экономические институты действуют не обособленно, их деятельность все теснее переплетается. Это вызвано тем, что в проблематику, например, социальной справедливости включены и социальные, и экономические, и правовые, и культурные запросы индивидов. Сегодня экономическая проблематика анализируется не столько с позиции экономической выгоды, сколько с позиции социальной пользы граждан, обеспечения их экономического благополучия, современного образа и стиля жизни и т.д. И только таким образом ориентированная экономическая политика может считаться эффективной. Государство, ведущее такую политику, наделяется социальным статусом; международные связи и отношения, строящиеся на основе такой политики, отличаются равенством на социальной основе, а конкуренция между государствами ставится в рамки социального партнерства, исключающие отношения господства и подчинения между сторонами взаимодействия.

Взаимосвязь современных социокультурных процессов выдвигает особые требования к социально-гуманитарным наукам и системе образования – повышение значения принципов конструктивности, рациональности, практической значимости, опирающихся на следующие критерии: а) опора на сложившееся на Западе направление – социологию социальных проблем как необходимое требование управления социокультурными процессами (без научно-обоснованного фундамента нельзя обеспечить институционализацию процессов)[10]; б) связь социально-гуманитарных теорий с реальностью, с конкретными фактами, объектами, процессами, применение методов научного анализа, диагноза и прогноза конкретной ситуации (упрочить связи науки и общества); в) связь научных теорий с системой образования, разработка новых научных предметов и создание дисциплины на основе научных теорий, что исключит описательность, идеологическую оценочность и т.д. (повысить роль системы образования, подготовки будущих специалистов, удовлетворяющих принципам конкуренции и профессиональным стандартам); г) внедрение новых исследовательских методов и формирование практики их применения, направленность исследовательских методов на конкретные объекты и получение многосторонней информации об обществе; д) признание в научных теориях и социально-гуманитарных дисциплинах первенства человеческого фактора и человеческого капитала (фундаментальность современной науки и вместе с тем ее социальная содержательность). Легко видеть, что принятие перечисленных критериев в то же время означает признание необходимости широкого применения принципов междисциплинарности.

Вместе с тем междисциплинарность, если она претендует стать подлинным инструментом познания, не может оставаться тем, что «легко видеть». Должна быть создана модель закрепления ее принципов, задающая систему координат, определяющая векторы развития различных теорий, обеспечивающая антропоцентризм и социоцентризм всего комплекса социально-гуманитарных наук. Речь идет о научной концепции междисциплинарности социально-гуманитарных наук, обеспечивающей все эти требования и принципы самой междисциплинарности.

Возникает вопрос: на каких теоретических основаниях и методах следует разрабатывать универсальную модель междисциплинарности, удовлетворяющую всем перечисленным требованиям и создающую содержательный фундамент, матрицу всех социально-гуманитарных теорий и дисциплин? Рационально-конструктивную универсальную модель междисциплинарности, на наш взгляд, следует построить на основе социокультурной методологии. Создаются методы объединения различных теорий и дисциплин, анализируются их взаимосвязи, способы применения на практике, направленные на повышение значения человеческого фактора, социокультурного статуса человека в государстве (а не просто социального статуса человека, тем паче его статуса как биологического существа), что достигается путем превращения на антропологической основе категорий «социальное» и «культура» в научные институты общества.

1. Построение социокультурной модели междисциплинарности

Социокультурная методология, базирующаяся на категориях «социальное» и «культура», связующим звеном которых является категория «антропология», образует стержень, ядро, матрицу всех социально гуманитарных наук и дисциплин. Главной целью такой матрицы является создание структуры и содержательной основы теории междисциплинарности: а) наполнить связи социокультурным содержанием; б) ориентировать социологические, экономические, политические, правовые, культурные теории и дисциплины на конкретные объекты социокультурной проблематики; в) получать всестороннюю информацию о социокультурном пространстве; г) уточнить структуру каждой дисциплины, теории, их границы, области пересечения и принципы, на которых такой пересечение возможно; д) образовать информационно-коммуникативные социокультурные каналы, ориентирующие социально-гуманитарные дисциплины; е) обеспечить связь теорий через содержательную матрицу социокультурной методологии; ж) внедрять социокультурные индикаторы в различные сферы жизни общества для эффективного мониторинга ситуации; з) задать социокультурные координаты функционирования социально-гуманитарных дисциплин и теорий; и) обеспечить достижение практических результатов, рост признания принципов междисциплинарности и т.д.

2. Категория «социальное» в социокультурной методологии междисциплинарности

Категория «социальное» выполняет первостепенную роль в построении на социокультурной основе методологии междисциплинарности социально-культурных наук и дисциплин. Она охватывает практически все социальные процессы, объекты, институты, а также социальные запросы индивидов на социальное благополучие, достойную семью, полноценное детство и юность, здоровые социальные условия, благополучную жизнь, достойный уровень зарплат и пособий, решение проблем пожилых, качественное здравоохранение, внимание к бездомным, беженцам и т.д. К ее ведению относится также анализ жизнеобеспечивающих объектов, совокупность показателей которых определяет, насколько уровень и качество жизни соответствуют мировым стандартам. Социальной пользой сегодня измеряется даже степень включенности государства в современные модернизационные процессы, уровень развития государства и его место в системе международных отношений.

Категории «социальное» сопоставлена необходимостью типологизации объектов социокультурного пространства и их оценка с применением как собственно социологических методов (анализ данных, социальных сетей, классификационный анализ и т.д.), так и различных индексов и международных стандартов, принятых международными правовыми организациями. К последним относятся: жизнеспособность народа, потребительская корзина, индекс стоимости жизни, индекс развития человеческого потенциала, индекс уровня жизни, международный индекс счастья, индекс качества жизни, доход на душу населения и т.д.

Можно сказать, что категория «социальное» раскрывает состояние социальной справедливости, социального взаимодействия, социального партнерства как внутри страны, так и в сфере международных отношений. Она устанавливает связи между собственно социологическими и другими науками, определяя социальную направленность последних. Можно выделить следующие функции категории «социальное»: а) связующего звена социально-гуманитарных наук, б) агрегации (объединителя этих же дисциплин); в) индикатора (показатель социальности социально-гуманитарных дисциплин и общественно-значимых процессов); г) аккумулятора (собирателя информации о функциях институтов и процессов в социокультурном пространстве).

Таким образом, категория «социальное» образует корневую часть и опорную точку социокультурных основ методологии междисциплинарности, отвечая за фильтрацию информации для социально-гуманитарных теорий и дисциплин; она устанавливает основной принцип междисциплинарности – соответствие индикатору социальности как социально-гуманитарных дисциплин, так и самих теорий. Она же образует поле междисциплинарности, которое можно назвать лабораторией междисциплинарности, где все социально-гуманитарные дисциплины и теории функционируют, подчиняясь правилам социальности. Поэтому категория «социальное» не только закладывает социокультурный принцип междисциплинарности, но и выполняет инструментальную роль фильтрации социально-гуманитарных дисциплин, получая социальную информацию из разных институтов и о разных процессах – социальных, экономических, правовых, культурных, политических.

Так, например, экономические теории и дисциплины в лаборатории междисциплинарности приобретают свойства социальной доктрины, поскольку акцент ставится не столько на экономической прибыли, сколько на социально-экономическом благополучии граждан; не на объеме произведенных товаров и услуг, а на покупательной способности граждан и т.п.

Роль категории «социальное» этим не исчерпывается. Она выполняет также экспертную функцию: 1) аналитическую, 2) диагностическую, 3) прогностическую. Благодаря категории «социальное» устанавливается связь с реальными фактами, научные методы направляются на конкретные объекты, получается социальная информация, вводятся современные социальные ценности и традиции: социальная объективность, социальная справедливость, социальная безопасность, социальные императивы, современные стандарты и т.д., имеющие универсальное значение как внутри государства, так и в отношениях между странами. Акцент ставится на усилении социальных связей между обществом и государством, регионами, странами, организациями, при этом устраняется доминирование одной из сторон взаимодействия. Внедряется принцип социального порядка. Обобщая, можно сказать, что в модели междисциплинарности категория «социальное» выполняет проблемовыявляющую роль: проникнув в какую-либо теорию, вынуждает ее подчиняться требованию социальности.

В универсальной модели междисциплинарности также образуется «социологический» участок с образованием смежных дисциплин: социология науки, социология права, социология политики, социология пожилых, социология молодежи, социология города, социология образования, социология семьи, социология труда, социология религии, социология труда, социология управления, экономическая социология, экосоциология, социология культуры, социология коммуникации, гендерная социология, социология города, социология пространства, социология медицины, социология научного знания, социология образования, социология публичной сферы и т.д.

Итак, перечислим основные функции категории «социальное» в методологии построения социокультурных основ междисциплинарности. Категория «социальное» выполняет функции связующего звена социологических теорий и дисциплин, агрегатора, аккумулятора, фильтратора, индикатора социальности.

Такой набор функций присущ только данной категории, он определяет ее первичность и фундаментальность в междисциплинарности. Функции категории «социальное» привязывают все теории к процессам социальности и задают координаты вектора их развития, смысл которого выражает тезис: «Повернуть социально-гуманитарные науки лицом к человеку и обществу».

3. Категория «культура» в социокультурной методологии междисциплинарности

Исключительное положение категории «социальное» в социокультурной методологии, социальная направленность различных гуманитарных теорий важны, но недостаточны для построения модели междисциплинарности социально-гуманитарных дисциплин.

Необходимо задать систему координат, в которой существуют эти дисциплины, для получения всесторонней информации о жизненно важных институтах и процессах, содержании различных сфер жизни общества.

Функцию системы координат выполняет категория «культура». Методологическим ядром системы координат являются семиотика, герменевтика, культурогенез и т.д. По мере приращения своего теоретического понимания культура приобретает свойства социологического феномена. Категория «культура» охватывает практически все теории философии культуры, истории культуры, социологии культуры, а также культурную антропологию, прикладную культурологию, культурологию искусства, семиотику культуры, символический интеракционизм, культурантропологические (американские) неоклассические теории, постструктуралистские и экзистенциальные концепции и т.д.

Категория «культура», как и категория «социальное», проникает в другие дисциплины – в политологию, экономику, право, социологию, образуя социологию культуры, политическую культуру, правовую культуру, экономическую культуру и т.д. Она становится стержнем общественно-гуманитарных, естественных и технических наук, так как культура выражает содержание различных сфер жизни общества.

Образуется второй участок поля междисциплинарности, включающий археологию, экономическую географию, регионалистику, педагогику, юриспруденцию, журналистику и т.д.

На основе методов культурологии и соответствующих теорий осуществляется сбор и анализ информации, циркулирующей в системе образования и объектов просвещения; выявляются факторы, препятствующие и способствующие социализации и модернизации общества, институционализации социокультурного пространства, системы международных отношений; определяются причины упадка объектов, расхождения между запросами индивидов и возможностей их удовлетворения; устанавливаются типы традиционной политической, правовой, социальной, экономической культуры; устанавливаются причины несоответствия функционирования институтов современным международным стандартам и т.д.

Следует отметить, что категория «культура» выполняет роль научно-аналитического инструмента для определения содержания жизни общества. Внедренная в социально-гуманитарные теории и дисциплины, категория «культура» выполняет содержательно-определяющую инструментальную функцию, что позволяет анализировать сложившуюся ситуации внутри каждой страны в сопоставлении с международными стандартами, конвенциями ООН, индексами инновационного развития, коэффициентами развития общества, темпами развития; определять степень отсталости конкретных объектов, этапы преодоления затруднений, факторы, влияющие на баланс сил и т.д.

Полученная на такой основе информация носит не только рациональный характер, но и помогает определять оптимальные и максимально точные способы отбора вариантов будущего каждого общества, системы международной безопасности, причем с учетом интересов всех участников социокультурного взаимодействия.

Система международных отношений при таком подходе приобретает открытый и прозрачный характер, в ней задаются универсальные и обязательные к внедрению современные правила, образцы и стандарты жизни, политической и правовой социализации, обмена информации между обществами, соблюдения прав и свобод граждан, выполнения государствами обязательств перед обществом и т.д.

Можно сказать, что категория «культура» усиливает социокультурную основу принципов междисциплинарности, задает координаты вектора развития каждой дисциплины, формируя конструктивные цели и задачи.

На основе сказанного можно выделить следующие функции категории «культура» в методологии междисциплинарности социально-гуманитарных наук: 1) агрегатора культурологических теорий и дисциплин; 2) связующего звена социально-гуманитарных дисциплин, 3) определения содержания социально-гуманитарных наук и дисциплин; 4) коммуникативная (проникновения социокультурного содержания в разные дисциплины); 5) установление связи социально-гуманитарных наук с реальными объектами и процессами; 6) социализирующая (распространение современных ценностей, образа и стиля жизни общества); 7) аналитическая (выделение скрытых форм проблем общества, факторов, препятствующих модернизации); 8) экспликативная (определение рациональных основ решения проблем и построения будущего).

Категория «культура» усиливает роль и значение категории «социальное», так как после социальной фильтрации социально-гуманитарных наук в них с ее помощью внедряются конкретные содержательные ориентиры. Это означает, что каждая теория и дисциплина приобретают функционально-содержательную направленность на удовлетворение общественных запросов и институционализацию социокультурного пространства. Без такой содержательной основы междисциплинарность теряет рациональные ориентиры, предметы и теории становятся нечеткими и неопределенными для практического применения.

Этим и определяется необходимость социокультурной матрицы методологии междисциплинарности.

4. Основное требование междисциплинарности социально-гуманитарных наук. Антропоцентрический подход

Социокультурная матрица методологии междисциплинарности социально-гуманитарных наук также не исчерпывается возможностями категорий «социальное» и «культура». Необходимым условием является внедрение механизмов повышения человеческого потенциала и человеческого капитала во всех сферах социально-гуманитарных наук и в методологии междисциплинарности.

Такая задача решается путем внедрения в поле междисциплинарности антропологических принципов как связующего звена категории «социальное» и «культура». Образуется триада социальное – антропологическое – культурологическое, а значит, образуются и принципы взаимосвязи, взаимопроникновения и взаимного дополнения всех соответствующих им теорий и дисциплин.

Вместе с тем антропология вносит в поле междисциплинарности основополагающий принцип и требование – поставить во главу угла человека и его социальные запросы, объяснить ситуацию, функции институтов и содержание социокультурного пространства со стороны их соответствия интересам человека, подчинить все социально-гуманитарные теории интересам общества. Статус социокультурного существа может превратить человека в подлинного хозяина в государстве и подлинный центр системы международных отношений. Чтобы добиться этого, антропология внедряет в поле междисциплинарности антропологические теории и дисциплины: социальную, политическую, правовую, экономическую, культурную антропологию. Они взаимодействуют с социологическими и культурологическими теориями с образованием социокультурных аспектов социальной, правовой, экономической, культурной антропологии. Это приводит к созданию новых дисциплин и теорий и новых методов изучения социокультурного пространства. Мы говорим о создании социокультурной антропологии, которая включает социокультурные аспекты социальной, экономической, правовой, политической антропологии.

Главной задачей социокультурной антропологии является обеспечение социокультурного статуса человека как гражданина страны, у которого есть пять основных прав и свобод, соответствующих основным сферам его жизнедеятельности, стандарты которых утверждены международными правовыми документами. Поэтому именно социокультурная антропология обеспечивает направленность всех социально-гуманитарных наук на создание современных условий и стандартов в социальной, экономической, правовой, политической, культурной жизни.

1. В социальной жизни – определяются социальные запросы институтов; условия и качества социальных объектов; факторы, препятствующие удовлетворению социальных запросов; масштаб отсталости общества и скорость, необходимая для преодоления отсталости; этапы внедрения универсальных стандартов социальной жизни, необходимый минимум которых утвержден международными правовыми организациями; мониторинг ситуации в соответствии с индексами измерения качества жизни, ИРЧП, индексов уровня жизни и т.д.

2. В экономической жизни – внедрение обязательного обследования экономических объектов на их соответствие социальным запросам граждан; перераспределение бюджетных средств прежде всего в пользу общества; определение покупательной способности граждан, социального содержания банковско-кредитной системы, уровня зарплат и доходов населения, качества инфраструктуры, потребительской корзины и т.д. Оценка осуществляется в соответствии с современными экономическими стандартами, принятыми в развитых странах мира. Определяются этапы устранения проблем и внедрения современных экономических стандартов и социокультурной экономической политики.

3. В культурной жизни – экспертиза инфраструктуры культуры (объекты рекреации, элитарной, массовой, национальной культуры, науки, образования и т.д.). Оценка предполагает выявление степени соответствия состояния объектов культуры запросам граждан и современным стандартам, в том числе и требованиям ЮНЕСКО, индексу развития человеческого потенциала, индексу счастья и т.д. Без такого подхода к оценке образа жизни индивидов общество не может трансформироваться из традиционного в современное, а социально-гуманитарные дисциплины останутся оторванными от реальности.

4. В политической жизни – повышение активности человеческого фактора и человеческого капитала в государстве. Сюда относятся не только политические права и свободы, но и реализация социокультурной модернизационной политики, социализация общества и т.д. Эффективность политических институтов и процессов определяется тем, насколько реализуемая политическая программа отражает интересы индивидов, степень удовлетворения общественных запросов и первичности человеческого капитала в стране и качеством социальности самого государства.

5. В правовой жизни – экспертиза всех правовых институтов и процессов, норм законодательства, степени открытости государства и масштаба реализации современных международных индексов социально-экономического благополучия граждан, статуса этих индексов в государстве и т.д. Важно отметить, что сегодня государственные институты и внутренняя политика государства признаются отвечающими нормам современного права, если они соответствуют или стремятся соответствовать современным международным стандартам уровня и качества жизни.

Можно также отметить, что антропология внедряет принцип качественных показателей социально-гуманитарных наук – показателей их практической значимости, институционализации социокультурного пространства и оценки ситуации на антропоцентрической основе. Каждая дисциплина и теория базируется на принципах антропоцентризма и направлена на распространение современных социокультурных ценностей, которые выполняют роль идеи-цели, являются движущей силой общества, конструктивных перемен и создания новой социокультурной модели будущего.

Итак, можно выделить следующие функции социокультурной антропологии в системе междисциплинарности социально-гуманитарных наук: 1) связующее звено категорий «социальное» и «культура»; 2) агрегатор антропологических теорий и дисциплин; 3) коммуникативная – проникновение в различные дисциплины, наполнение их антропологическим содержанием; 4) внедрение антропоцентрического принципа междисциплинарности; 5) признание государством и обществом социокультурного статуса человека; 6) разработка социокультурных аспектов антропологических дисциплин, образование социокультурной антропологии с включением всех областей антропологии; 7) выделение пяти основных сфер жизни общества; подчинение идущих в них процессов и критериев их оценки универсальным нормам права (тем самым утверждается их императивный характер в государстве); 8) внедрение оценки жизни человека в соответствии с современными индексами качественных показателей жизнедеятельности индивидов; 9) институционализация социокультурного пространства с приматом человеческого фактора; 10) утверждение первенства социокультурных ценностей в обществе как движущей силы идеи-цели и стремления общества к рациональным изменениям и прогнозируемому будущему.

Все эти свойства социокультурной антропологии уточняют содержательное ядро методологии, его практические задачи и широкий спектр теоретических применений, которые в совокупности образуют универсальную модель междисциплинарности.

Повышение значимости принципов конструктивности социально-гуманитарных дисциплин и теорий возможно только в рамках междисциплинарности, так как ни одна из них не может выступать в чистом виде. Соответствие требованиям междисциплинарности – многосторонняя информация, социальное содержание, главенство человеческого фактора, укрепление связи науки и образования, задание системы координат социально-гуманитарных дисциплин, повышение качества преподавания предметов и системы образования в целом, целенаправленная подготовка высококвалифицированных специалистов для решения задач прогнозируемого будущего – может обеспечить только социокультурная методология междисциплинарности. Категории «социальное», «культура» и «антропология» создают не только стержень междисциплинарности, но и вектор социокультурной направленности всех социально-гуманитарных дисциплин и теорий, без которого они теряют свое функциональное предназначение.

Представим сферу функционирование всех трех категорий в табличном виде.

Таблица 3. функции категории «культура», «социальное» и «антропология» в построении методологии междисциплинарности социально-гуманитарных наук и дисциплин

Функции категории «социальное»

Функции категории «культура»

1. Связующее звено социально-гуманитарных наук и дисциплин

1. Связующее звено социально-гуманитарных наук и дисциплин

2. Агрегатор (объединитель) – проникает во все теории, придает им социальное содержание

2. Агрегатор культурологических теорий и дисциплин; содержательно определяет теории и дисциплины

3. Аккумулирует информацию о функциях институтов, образует коммуникативные каналы между институтами

3. Аккумулятивно-коммуникативная (собирает информацию и проникает во все социально-гуманитарные теории)

4. Утверждение принципа социальности для всех теорий, их фильтрация по принципу социальности

4. Социализирующая – связь теории с конкретными объектами, распространение социокультурных ценностей

5. Индикатор социальности; определение степени соответствия социальных объектов показателям современных социокультурных стандартов

5. Экспертная функция – аналитическая, диагностическая, прогностическая, культурогенез, семиотическая

6. Получает социальную информацию, устанавливает принцип соответствия социальности наук, дисциплин

6. Экспликативная – определение рациональных основ теории, процессов и рациональных основ построения будущего

7. Экспертная роль; анализ, диагностика, прогноз

В совокупности все эти функции образуют корневую часть, опорную точку методологии междисциплинарности. Категория «социальное» выполняет проблемовыявляющую роль, задает начальные координаты векторов междисциплинарности, конкретных теорий и дисциплин. Все теории и дисциплины в рамках такой методологии проходят фильтрацию, чтобы не допустить отклонений от принципа социальности

Эти функции придают категории «культура» проблемоопределяющий характер. Она усиливает значение категории «социальное», создает вторую опорную точку модели междисциплинарности; образует смежные дисциплины и новые теории, социокультурно ориентированные дисциплины

Функции категории «антропология»

1. Связующее звено категорий «социальное» и «культура», антропологических теорий и дисциплин

2. Агрегатор антропологических теорий, внедряет антропологический принцип взаимосвязи; образуется новое направление – социокультурная антропология

3. Аккумулятивно-коммуникативная – вбирает теории и проникает в другие области – внедряет антропоцентрический принцип междисциплинарности

4. Анализирует социокультурный статус человека

5. Внедряет качественные показатели в теории на основе объективных показателей человеческого развития

6. Конкретизация основных сфер жизни общества, императивность стандартов жизни и связь теории с этими сферами жизни общества

7. Оценка ситуации в соответствии с современными универсальными стандартами и нормами права

8. Верховенство социокультурных ценностей в государстве, теориях, дисциплинах и построение будущего в социокультурном направлении

Функции категории «антропология» закладывают антропоцентрическую основу принципов междисциплинарности, основу всех теорий. Категория «антропология» должна выполнять роль антропоцентрического стержня всех теорий гуманитарного профиля и ориентира их практического применения

Как видим, функции связующего звена, агрегации, аккумуляции присущи каждой категории, эти функции отвечают за внедрение в поле междисциплинарности культурологических, антропологических, социологических теорий и дисциплин.

Эти же функции категорий «социальное», «культура» и «антропология» устанавливают следующие общие правила и требования для социально-гуманитарных наук и дисциплин.

1. Служить индикатором социальности (соответствие социальной реальности) и социальным фильтром для теорий и дисциплин; ориентировать социально-гуманитарные теории и дисциплины на выявление проблем.

2. Получать многостороннюю социальную информацию.

3. Экспертная роль теорий и дисциплин основана на методах анализа, диагностики и прогноза ситуации.

4. Социализирующая роль социально-гуманитарных теорий и дисциплин, их связь с повседневной реальностью (конкретными объектами и процессами).

5. Экспликативность – построение будущего на социокультурной основе.

6. Антропоцентрический принцип этих теорий, повышение человеческого фактора и статуса человека как социокультурного существа.

7. Ориентация на качественные показатели (оценка с позиции удовлетворения общественных запросов, улучшения условий жизни).

8. Сосредоточение усилий исследователей на социокультурном содержании фактов, объектов, процессов, институтов; оценка ситуации в соответствии с современными универсальными стандартами и коэффициентами, разработанными международными организациями для этой цели.

9. Верховенство социокультурных ценностей в государстве и на международном уровне.

Такую стержневую основу создает только социокультурная методология, поэтому ее можно считать универсальной и незаменимой основой междисциплинарности.

Таким образом, социокультурную матрицу междисциплинарности можно назвать центральной зоной социально-гуманитарных дисциплин, которая устанавливает систему координат их функционирования и применения; социокультурную содержательность их взаимосвязи; первичность социоцентричности, антропоцентричности, проблемовыявляющее и проблемоопределяющее свойство, социокультурную ориентацию и т.д.

Образно говоря, центральная зона социально-гуманитарных наук выступает как ось, вокруг которой вращаются все теории и дисциплины. Схематически это можно представить так.Схема 1. Центральная зона (социокультурная матрица) социально-гуманитарных наук

Центральная зона (социокультурная матрица)

социально-гуманитарных наук

1

Библиография
1. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М.: Либроком, 2013.
2. Деметрадзе М.Р.Социокультурные исследования: теория и методология. Саарбрюккен: LAMBERT Academic Publishing, 2011.
3. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта / Под ред. проф. И.А. Василенко. М.: Международные отношения, 2013.
4. Косиков Г. Собрание сочинений. Т. 2. Теория литературы. Методология гуманитарных наук. М.: Центр книги Рудомино, 2012.
5. Купряшин Л.Г. Модернизация государственного управления: институты и интересы. М.: МГУ, 2012.
6. Мау В.А. Развитие человеческого капитала-новая социальная политика. М.: Дело, 2013.
7. Осипов Г.В. Измерение социальной реальности. Показатели и ндикаторы. М.: ИСПИ РАН, 2011.
8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2013
9. Кучинов А.М. Анализ социокультурных факторов политики: поиски новых теорий и методов // NB: Философские исследования.-2013.-№2.-C. 72-121. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_412.html
10. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование. М.: Наука, 1984. С. 38–55
References
1. Budanov V.G. Metodologiya sinergetiki v postneklassicheskoi nauke i v obrazovanii. M.: Librokom, 2013.
2. Demetradze M.R.Sotsiokul'turnye issledovaniya: teoriya i metodologiya. Saarbryukken: LAMBERT Academic Publishing, 2011.
3. Imidzhevaya strategiya Rossii v kontekste mirovogo opyta / Pod red. prof. I.A. Vasilenko. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2013.
4. Kosikov G. Sobranie sochinenii. T. 2. Teoriya literatury. Metodologiya gumanitarnykh nauk. M.: Tsentr knigi Rudomino, 2012.
5. Kupryashin L.G. Modernizatsiya gosudarstvennogo upravleniya: instituty i interesy. M.: MGU, 2012.
6. Mau V.A. Razvitie chelovecheskogo kapitala-novaya sotsial'naya politika. M.: Delo, 2013.
7. Osipov G.V. Izmerenie sotsial'noi real'nosti. Pokazateli i ndikatory. M.: ISPI RAN, 2011.
8. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. M.: Librokom, 2013
9. Kuchinov A.M. Analiz sotsiokul'turnykh faktorov politiki: poiski novykh teorii i metodov // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-№2.-C. 72-121. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_412.html
10. Bestuzhev-Lada I.V. Poiskovoe sotsial'noe prognozirovanie. M.: Nauka, 1984. S. 38–55
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.