Современное образование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Современные стратегии и модели образования"
Современные стратегии и модели образования
Прончев Г.Б., Гончарова И.В. - Математическая подготовка студентов-социологов в условиях глобализации c. 1-9

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22277

Аннотация: Статья посвящена обсуждению проблем высшей школы, связанных с глобализацией. Вступление России в Болонский процесс и переход на трехуровневую систему образования «бакалавриат – магистратура – аспирантура» с целью повышения рейтинга российского образования за рубежом, оказания образовательных услуг иностранным гражданам в российских вузах, расширения и укрепления позиций страны в мировом образовательном пространстве, можно рассматривать как процесс глобализации образования в нашей стране. На примере математической подготовки студентов-социологов анализируются возникающие при этом проблемы. Обсуждаются возможные пути решения. Методологическую основу исследования составили классические и современные теоретические положения социально-гуманитарных отраслей научного знания, позволившие проанализировать Федеральную программу развития образования на 2016-2020 гг. и содержание программы подготовки бакалавров-социологов по стандарту ФГОС. Авторы приходят к выводу, что влияние процессов глобализации на образование имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Негативные стороны, такие как, например, нехватка аудиторных часов для получения новых знаний, выходящих за рамки стандарта, могут быть компенсированы разработкой и применением дистанционных форм обучения. Балльно-рейтинговая система оценки знаний как сопутствующий фактор глобализации образования должна внедряться с учетом национальных педагогических достижений. Выполнение этих требований приведет к успешному освоению стандартов, и, в конечном счете, к конкурентоспособности будущих отечественных социологов.
Литвинова Н.П., Саморуков В.И. - Опыт признания компетенций, полученных в неформальном и информальном образовании, в зарубежных странах c. 17-35

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.4.16070

Аннотация: Авторы подробно рассматривают проблемы признания профессиональных компетенций, полученных вне системы формального образования, такие как совершенствование законодательства в области образования взрослых, устранение противоречий между социальными партнерами и правительством, признание методологии оценки результатов неформального и свободного обучения, разработка и использование эффективных инструментов и систем признания, сертификации и аккредитации неформального обучения, включая органы и процедуры для обеспечения качества. Внедрение системы признания неформального и свободного обучения обеспечивает продвижение пожизненного обучения, создание обучения более эффективного и соответствующего потребностям экономики, рынка труда; позволяет сократить затраты на процессы обучения и квалификации, а также мотивировать индивидуальных учащихся, кто начинает обучаться с уровня, соответствующего реальным навыкам, знаниям и умениям. Сделан обзор мировой практики признания профессиональных компетенций и проводится сравнительный анализ систем и инструментов признания профессиональных компетенций в ряде стран Европы, Канаде и Корее. Основным выводом исследования является тот факт, что большинство стран реформируют свои системы получения квалификации, в которых системы признания формального и свободного обучения являются важным компонентом. Главной задачей большинства реформ является создание понятных и гибких систем. Другой задачей является создание перехода из одной части формального образования и подготовки в другую настолько прямо, насколько это возможно. Несмотря на различия используемых теорией и практических действий, проблемы, противоречия и препятствия на пути к признанию неформального и свободного обучения являются одинаковыми вне зависимости от страны и региона. Поскольку указанные проблемы носят общий характер, то и поиски их решения осуществляются коллективно. Одним из действенных инструментов продвижения системы признания компетенций является проведение ежегодных Европейских Форумов по проблемам совершенствования Европейской кредитной системы профессионально-технического образования и обучения.
Красников В.В., Пирожков Г.П., Пирожкова И.Г. - Культурологизация образования: традиционные родино(крае)ведческие средства и новые технологии c. 19-48

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.3.11057

Аннотация: В статье впервые в литературе представлены проверенные временем средства формирования специалиста как «человека культуры» с глубокими социально-личностными воззрениями через родино(крае)ведческие образовательные технологии. Авторы утверждают, что научные изыскания последних лет выявили и такое важное средство культурологизации образования, как отечественное родиноведение, имеющее глубокие исторические корни и огромный практикоприменимый в современных условиях опыт. Они доказывают, что сегодня культуролого-родино(крае)ведческие технологии и сервисы могут разрешить ряд серьёзных образовательно-воспитательных задач. Авторы, преподаватели вузов Тамбова, члены уникального общественного объединения исследователей региональной истории и культуры «Тамбовский центр краеведения» при Тамбовском региональном отделении Российской академии естественных наук (ТЦК) (активно действует с 1995 г.), разработали меры по дальнейшему развитию как традиционных, так и новых методик, которые апробированы в процессе педагогической работы в вузах Тамбова. На культурологизацию учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях нацелена также используемая ими научно-образовательная практико-ориентированная программа-компендиум ТЦК «История и культура Тамбовского края». Уже в процессе разработки многие ее тезисы были представлены не только на международных и всероссийских научно-практических конференциях, но и презентованы в кафедральных коллективах ряда учебных заведений. Авторы доказывают важность изучения родного края, краеведческого образования, связывающего интеллектуальные и духовные ресурсы человека и общества со средой обитания, для повышения культурологической компетенции будущего специалиста, раскрывают суть понятия «родиноведение». Пути и средства культурологизации образования через культуролого-краеведение на примере высшего профессионального образования авторы представляют: 1. Для всех направлений подготовки в целом. 2. Для квалификации (степени) «магистр». Они ориентированы на студентов нового типа, которые должны исходить в своих действиях из различных методик анализа сложных современных гуманитарных ситуаций, обладать представлениями об исторических истоках и корнях возникающих в обществе проблем, понимать, что опережающий характер современной образовательной модели означает его ориентацию на формирование инновационного и творческого типа концептуально мыслящей личности. А в подготовке такого типа специалистов особую значимость имеют дисциплины гуманитарного цикла. Объединяющим моментом в предложенных мерах является ориентация на развитие активных форм мышления, на конструирование в конечном итоге некоторой устойчивой «сферы смыслов», характеризующей динамику региональных социокультурных процессов. Авторы делают вывод о необходимости научной и общественной консолидации для решения данной проблемы.
Руденко В.А., Агапова С.П., Томилин С.А., Ухалина И.А., Цуверкалова О.Ф., Головко М.В., Ефименко Н.А. - Факторы и вектор стратегического развития вуза в контексте реализации инновационного потенциала региона c. 19-31

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22513

Аннотация: Предметной областью исследования в данной статье является образовательная организация и ее место в региональном пространстве создания инноваций. С этой целью определены основные направления и барьеры инновационного развития государства и его регионов, обозначены роль и значение кадрового потенциала для обеспечения необходимого уровня инновационной активности предприятий. На конкретном примере рассмотрены формы и результаты взаимодействия вуза, промышленных предприятий и региона, определены направления повышения эффективности сотрудничества всех сторон, заинтересованных в инновационном развитии. В основу методов исследования лег системный подход, позволяющий определить взаимозависимость и взаимообусловленность всех элементов региона как социально-экономической системы, а также аналитический и статистический методы. Новизна данной работы заключается в рассмотрении инновационного потенциала региона и определении роли образовательных организаций в его реализации. Сделанные в результате выводы определяют реальные направления и эффективные инструменты управления взаимодействием основных субъектов инновационного пространства. К ним следует отнести: необходимость обновления научно-исследовательской и лабораторной базы вуза в соответствии с требованиями инновационных разработок предприятий, расширение тематики научных изысканий для преодоления узкоотраслевой специфики, а также поиск путей сокращения дисбаланса спроса и предложения кадров на региональном рынке труда.
Немцев И.А. - Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование c. 23-50

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.4.13524

Аннотация: В статье сделана попытка описать социально-философские и организационные аспекты модели образовательной системы в целях устойчивого развития. Дана критическая оценка существующей системы образования, показано, что современное образование работает на модель неустойчивого развития. Образование и воспитание в школе предлагается рассматривать как площадку для формирования устойчивого образа жизни в целях реализации стратегий устойчивого развития. Предлагается переход к новой системе образования: образование для устойчивого развития. Рассмотрены методы и концепции экологического воспитания и образования, подходящие парадигме устойчивого развития. Методологической основой исследования является диалектический метод, как противостояние традиционной системы образования и требований перехода к устойчивой модели образования. Применяются такие общенаучные методы, как абстрагирование, идеализация, сравнение, моделирование, анализ, синтез и др. Решение изучаемой проблемы осуществляется на основе положений и выводов по исследуемой тематике, содержащихся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов, исследователей и мыслителей. Делается вывод о необходимости и возможности создания системы образования направленной на устойчивое инновационное развитие общества. Предлагается концепция школы (экошкола) и такой системы (модель экологического образования и воспитания, введение ряда дисциплин и т.д.), а также этапы перехода образования на устойчивое развитие.
Яник А.А., Попова С.М. - Основные особенности современной научной политики в Германии c. 25-51

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.18931

Аннотация: В статье представлены результаты анализа особенностей государственного управления научным развитием в ФРГ. Современный немецкий опыт представляет интерес для России, поскольку обе страны являются федерациями, что объективно ведет к возникновению более сложных механизмов разработки и реализации научной политики, чем в странах с унитарной формой государственного устройства. В работе детально исследованы основные элементы системы стратегического планирования в области развития науки и инноваций, в том числе ключевые правовые акты. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Сделан вывод, что ключевые особенности немецкой модели управления развитием науки (отсутствие жесткой иерархии, использование переговорных механизмов для формирования «платформы согласия» между всеми политическими акторами и группами интересов, разграничение ответственности, полномочий и финансов между уровнем федерации и уровнем земель и др.) являются естественным следствием реализации во всех сферах общественной жизни принципов кооперативного федерализма («максимум согласия - минимум принуждения»). Эффективно действующие на всех уровнях механизмы достижения политического консенсуса, а также широкое использование наукоемкой поддержки принятия решений помогают государству обеспечивать преемственность общей стратегической линии в сочетании с адаптивностью текущей научной политики.
Мясоедова В.А., Лебедева Н.А. - Проблемы модификации деятельности российских вузов на основе мировой практики развития образовательных учреждений c. 29-37

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20699

Аннотация: Предметом исследования выступают ключевые способностей и компетенции высших учебных заведений, формируемые современной реформой системы образования в российских вузах и ведущих мировых образовательных учреждениях, которые добились значительных успехов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как: анализ процессов развития способностей и ключевых компетенций в российских вузах в рамках трех направлений деятельности учебного заведения: образовательной, научной и инновационной. Особое внимание уделяется анализу разрывов и реализации бенчмаркинга образовательных процессов и результатов вузе. Методы проведения исследования: эмпирический, логический, системный, процессный и сравнительный анализ, формализация, анализ и синтез, моделирование. В ходе исследования выявлены ключевые противоречия процесса бенчаркинга в российской образовательной среде: ориентация способностей и компетенций российских вузов не на собственное развитие или высококонкурентный рынок образовательных услуг, а на удовлетворение интересов головной организации; отсутствие стратегической направленности ряда формируемых компетенций и способностей, ориентация на операционную деятельность и др. В качестве основного вывода отмечается тот факт, что реформенные преобразования в высшей школе, в настоящий момент, не обеспечивают формирование способностей и «ключевых компетенций» отечественных высших учебных заведений, которые позволили бы им повысить конкурентоспособность на мировой арене, удовлетворять потребности реального сектора экономики и эффективно реализовывать инициативы по инновационному развитию.
Грязнова Е.В., Хлап А.А. - Научные подходы обучения в дистанционной педагогике c. 36-44

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.1.16928

Аннотация: Предметом изучения являются научные походы, применяемые в условиях дистанционной педагогики. Авторы рассматривают три основных подхода, применяемые в традиционной педагогике: деятельностный, личностно-ориентированный и метапредметный. Затем анализируется специфика адаптации этих научных подходов обучения в условиях дистанционной педагогике. Особое внимание авторы уделяют сравнению положительных и отрицательных сторон применения этих подходов в традиционной и дистанционной педагогике. В исследовании авторы опираются на публикации ученых, изучающих проблемы применения различных научных теорий и подходов как в традиционной, так и дистанционной педагогике. В качестве основных методов исследования используются метод анализа, сравнения, обобщения, изучение научных публикаций, диалектические принципы. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что научные методы, применяемые в традиционной педагогике достаточно легко адаптируются к условиям педагогики дистанционной. При этом в дистанционной педагогике удается нивелировать некоторые отрицательные стороны применения научных подходов обучения, проявляющихся в традиционной педагогике.
Грязнова Е.В. - ИТ-компетенция в информационной культуре муниципального управления образованием c. 39-50

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.18464

Аннотация: Предметом исследования является ИТ-компетенция в информационной культуре муниципального управления образованием. Объектом исследования является информатизация муниципального управления образованием. Автор рассмотрел основные причины неэффективного использования результатов информатизации управления образованием на муниципальном уровне. Особое внимание в работе уделено проблеме формирования ИТ-компетенций муниципальных служащих. В частности предлагается разработка алгоритмов повышения уровня ИТ-компетенций муниципальных служащих на основе непрерывного и опережающего образования. Структура ИТ-компетенций предусматривает наличие трех базовых компонентов: когнитивного, аксиологического и праксиологического. Основными методами исследования являются метод анализа, обобщения и сравнения. В работе используются результаты изучения целевых программ и официальных сайтов муниципальных управлений образованием. Основным выводом проведенного исследования является обоснование положения о том, что для предупреждения рисков, связанных с неэффективным использованием результатов информатизации системы образования необходимо разрабатывать алгоритмы повышения ИТ-компетенций муниципальных служащих на основе непрерывного и опережающего образования. Данный вид профессиональных компетенций муниципальных служащих при этом должен быть системным элементом информационной культуры управления образованием.
Ковалевский В.А., Кирко В.И. - Стратегическое управление региональным педагогическим университетом в условиях глобальных и локальных рисков c. 45-69

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.2.14393

Аннотация: Стратегический менеджмент современного университета определяется многими факторами, в том числе глобальными трансформациями, которые создают высокую конкурентную образовательную среду. Постсоветское пространство высшего профессионального образования переживает ряд кризисов, которые усиливаются из-за наложения друг на друга международных и региональных тенденций. Цель исследования заключалась в конкретизации рисков и вызовов, стоящих перед региональным педагогическим университетом, а также в разработке стратегии для преодоления актуальных рисков и адекватного ответа на конкретные вызовы. Применялись методы концептуального анализа, глубинных экспертных интервью, аналитики статистических данных. Был осуществлен анализ современных научных исследований в области менеджмента высшего образования, учтены новейшие тенденции в данном исследовательском пространстве. По мнению большинства экспертов современные университеты находятся в ситуации изменения парадигмы своей деятельности. Университеты, которые не будут соответствовать парадигмальным изменениям социальной жизни, потеряют свой статус. Российские университеты не смогут далее использовать внутреннюю стратегию «имитации» университетской деятельности. Существующие сегодня предложения на глобальном рынке образовательных услуг радикально изменят постсоветскую карту высшего профессионального образования.
Мансуров Э.И. - Может ли идея освоения космоса стать национальной идеей. Взгляд психолога. c. 53-72

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.1.10632

Аннотация: В статье предлагается оригинальный подход к изучению отношения к космонавтике в больших возрастных группах (школьники, студенты), а также связь динамики отношения к космонавтике в нашей стране в последнее десятилетие и развитие космонавтики. Также предлагается исследование социально-психологических аспектов отношения человека к космонавтике в последние четыре десятилетия в различных социальных группах людей. Приводится мнение о возможности космоса стать национальной идей России у представителей различных социальных групп. Показывается, что наиболее оптимистичны в этом современные космонавты. Эмпирически исследуется отношение к космосу и космонавтики у представителей молодых поколений российских граждан. С помощью оригинальной анкеты были изучены представления о сроках освоения космоса современными школьниками и студентами, их собственное стремление заниматься проблемой космоса и т.п. Отмечается наличие совпадений между повышением интереса к космонавтике в различных социальных группах нашей страны и достижениями реальной космонавтики. На основании этого исследования сделан вывод о том, что в настоящее время наблюдается повышение интереса к космонавтике у молодых поколений России. Утверждается, что идея может стать национальной только если она принимается молодыми поколениями, а для того, чтобы подростки и юноши заинтересовались космосом, необходимо разработать специальную педагогическую программу воспитания молодого поколения.
Красников В.В., Пирожков Г.П. - Проект Тамбовского центра краеведения: программа-компендиум «История и культура Тамбовского края» c. 71-126

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.10873

Аннотация: Статья раскрывает цель, задачи и содержание разработанной преподавателями вузов Тамбова, членами уникального общественного объединения исследователей региональной истории и культуры «Тамбовский центр краеведения» при Тамбовском региональном отделении Российской академии естественных наук (ТЦК) (активно действует с 1995 г.), образовательной программы-компендиума «История и культура Тамбовского края». Уже в процессе ее разработки многие сюжеты были апробированы не только на международных и всероссийских научно-практических конференциях, но и в аудиториях учебных заведений. Авторы программы доказывают важность изучения родного края, краеведческого образования, связывающего интеллектуальные и духовные ресурсы человека и общества со средой обитания, для повышения культурологической компетенции будущего специалиста. Они рассматривают программу как перспективную форму интеграции образования в культурную среду. Цель программы-компендиума – ознакомление будущих специалистов с основными этапами процесса складывания многослойного мира культуры (культурного пространства) региона (в границах Тамбовского края), с его конкретно-исторической динамикой и спецификой её проявления на каждом этапе истории. Для реализации этой цели предлагается междисциплинарная (историко-социологическая на стыке с культурологической) версия построения программы. В ней соединяются историко-краеведческий и культурологический ракурсы рассмотрения региональной культуры с учётом общих линий конкретно-исторической динамики и тенденций формирования российской культуры, вызревания и трансформаций её духовных идеалов, роли региона в процессе складывания национального культурного наследия. При построении компендиума приоритет отдан культурологическим и историко-краеведческим подходам, использованы методы сравнительно-исторический, описательный, реконструкции и другие приёмы исследования и изложения материала, что позволяет выявлять общее и особенное в развитии страны и её регионов, отдельных частей Тамбовского края, причины их сходств и различий, помогает расшифровке динамики «смыслов» регионального мира культуры, его исторических и современных наслоений. Междисциплинарная версия построения программы учитывает ряд положений активно разрабатываемого современной китайской философией (Чжан Ливэнь и др.) «метода гармонии» (хэхэфанфа). Он рассматривается как метод взаимодополнения, когда «все вещи развиваются, не нанося вреда друг другу, и соотносятся друг с другом без взаимного отторжения». Узловые звенья и отобранный материал подчинены как идее выявления внутренних механизмов развития культуры в рамках отдельного территориального пространства, так и использования историко-краеведческого материала в культурологической подготовке студентов. При этом культурный процесс рассматривается в качестве одного из основных механизмов развития, своего рода пружины, обеспечивающей динамику функционирования разнообразных территориальных процессов и духовного становления будущего специалиста. Программа рассматривается в комплексе с другими научно-образовательными проектами ТЦК, в основе которых лежит культуролого-краеведческий подход, например, по изучению культурных традиций Тамбовского края, что связано с разработкой теоретических и научно-методических основ содержания регионального компонента в программах подготовки студентов по ряду вузовских специальностей с учётом местных (локальных) социально-культурных традиций. Программа-компендиум учитывает состояние современной стадии разработки общих вопросов теории и истории отечественной культуры, а также складывания культуролого-краеведения как междисциплинарной области научного знания и комплекса учебных дисциплин. Программа-компендиум ориентирована на студентов как будущих специалистов нового типа, которые должны исходить в своих действиях из различных методик анализа сложных современных гуманитарных ситуаций, обладать представлениями об исторических истоках и корнях современных проблем, ориентироваться в специфике формирования регионального культурного потенциала в целом и его опорных звеньев. При этом студент должен понимать, что опережающий характер современной образовательной модели означает его ориентацию на формирование инновационного и творческого типа концептуально мыслящей личности, необходимого будущему обществу, а в подготовке такого типа специалистов особую значимость имеют дисциплины гуманитарного цикла, в частности, историко-философские и культуролого-краеведческие. Объединяющим моментом в построении программы-компендиума является ориентация на развитие активных форм мышления, на использование для этого вербальных и визуальных способов восприятия информации, на конструирование в конечном итоге некоторой устойчивой «сферы смыслов», характеризующей динамику региональных социокультурных процессов. Такая направленность соответствует разрабатываемым применительно к разным дисциплинам перспективным моделям гуманитарного знания и общенаучной тенденции к появлению междисциплинарных дискурсов.
Фидарова С.И. - Современная образовательная среда: проблемы подготовки педагогических кадров c. 74-81

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.4.10464

Аннотация: Предметом исследования в научной статье выступают проблемы подготовки педагогических кадров в условиях реалий сегодняшнего времени на уровне среднего профессионального образования, и высшего образования; целостная модель образовательной системы; система подготовки педагогических кадров государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» в рамках полилингвальной модели поликультурного образования; развитие личности – субъекта поликультурного гражданского общества, интегрированного посредством родного языка и культуры в общероссийское и мировое культурное пространство. Методологической основой исследования выступает анализ опыт развития инноваций Северо-осетинского государственного педагогического института – полилингвальной модели поликультурного образования Научная новизна статьи в практическом значении заключается в возможности использования различными образовательными организациями высшего образования педагогического профиля положительного опыта развития педагогического вуза, на примере Северо-Осетинского государственного педагогического института, представленного в данной статье, оформления достигнутых результатов в целостную модель образовательной системы.
Литвинов В.А., Баумтрог В.Э. - Оценка сформированности компетенций обучающегося на основе его портфолио c. 88-98

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.19386

Аннотация: Предметом исследования является оценка сформированности компетенций обучающегося, как составного элемента портфолио, представленного в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации. Обсуждаются методы оценки уровня сформированности компетенций обучающегося на основе результатов промежуточных аттестаций и творческих работ обучающегося за весь период обучения. Рассмотрено использование матрицы компетенций основной образовательной программы при оценке уровня сформированности отдельных компетенций обучающегося. Обсуждается применение информационных ресурсов, используемых при организации образовательного процесса, для автоматизации построения портфолио обучающихся. Методом и методологией исследования является системный анализ информационных ресурсов, используемых и образующихся при осуществлении образовательного процесса. Основными выводами приведенного исследования являются утверждение о том, что для учета результатов промежуточных аттестаций по дисциплинам основной образовательной программы при оценке уровня сформированности компетенций необходимо в матрицу компетенций вводить весовые коэффициенты. При трехуровневой оценки компетентности обучающегося результаты творческих работ, участие в конкурсах предлагается учитывать только для внесения изменений между вторым и третьим уровнями.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"