по
Современное образование
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Массово-информационные процессы в обучении"
Массово-информационные процессы в обучении
Ковалевский В.А., Кирко В.И., Малахова Е.В., Васильев Е.А. - Реализация дистанционного образовательного процесса в условиях отдаленного поселка с ограниченным доступом к скоростной сети Интернет c. 72-85

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.4.13421

Аннотация: Предмет исследования - проблемы образования в локально удаленных поселках, расположенных в труднодоступных местах, в том числе на северных и арктических территориях. Кроме того рассмотрены проблемы в организации образовательного процесса у кочующего населения, занимающегося традиционными видами деятельности. На основе практического опыта Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева предложены способы реализации технологической цепочки удаленного учебного места в условиях практического отсутствия (или полного отсутствия) доступа к высокоскоростной глобальной сети передачи связи (Интернет). Основная методология - полевые исследования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края с 2010 по 2014 гг. Результаты полевых исследований были обобщены и предложены в качестве выводов данной статьи. Применялась также методика критического анализа экспертных и информационных сообщений, научный обзор актуальных источник по тематике исследования. Разработана модель дистанционного образования в условиях труднодоступных северных поселений Красноярского края, где компактно проживают восемь этнокультурных групп, относящихся к категории коренных малочисленных народов Красноярского края. Предложен конкретный проект и рекомендации для улучшения качества образования в северных и арктических поселениях Российской Федерации.
Акопов Г.Л. - Проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации социума c. 81-91

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.3.12345

Аннотация: Обозначены отдельные проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации социума. Дается характеристика общества нового типа и анализируются возможные проблемы при подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием и на конкретном примере предложены пути углубления знаний в сфере информационно-коммуниационных технологий. Обозначены проблемы амбивалентности политической интернет-модернизации и конкретизированы угрозы тотальной информатизации социума в России и мире.Предложены пути внедрения технологий интернет-коммуникации в образовательный процесс и воспитания граждан осознающих преимущества и недостатки инновационного информационного общества. автор постарался восполнить в своем исследовании пробелы подготовки выпускников ВУЗа к информационным реалиям и таящимся угрозам. Предложен авторский подход к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. Обозначены проблемы тотальной информатизации и предложены пути реагироания на вызовы времени. Осуществлен системный отбор факторов влияния новых информационно-коммуникационных технологий на современный образовательный процесс.Предложены механизмы внедрения в образовательный процесс инновационных технологий и уделения внимания знаниям об обществе нового типа (информационном обществе).
Мирошин Д.Г., Мичурова Н.Н., Вох Е.П., Минеев Г.В. - Применение видеотехнологий для дистанционной графической подготовки слушателей образовательных организаций МЧС России c. 83-94

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.22546

Аннотация: Предметом исследования является процесс организации и осуществления дистанционной графической подготовки слушателей Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России (далее УрИ ГПС МЧС России) в ходе изучения учебной дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика», ориентированной на формирование навыков пространственного представления и воображения, а также конструктивно-геометрического мышления. Объектом исследования является видеотехнология графической подготовки слушателей УрИ ГПС МЧС России. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как варианты организации образовательного пространства в рамках дистанционного обучения слушателей: посредством используемых педагогических технологий имитационного моделирования профессиональной деятельности специалиста и посредством мультимедийных средств и дидактический инструментарий - учебные мультмедийные средства - видеоматериалы, воссоздающие виртуальное образовательное пространство, и приводится их краткое содержание. Авторы подробно рассматривают поэтапную методику организации и осуществления учебной работы слушателей УрИ ГПС МЧС России в ходе изучения учебной дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика», ориентированной на формирование навыков пространственного представления и воображения, а также конструктивно-геометрического мышления в рамках системы дистанционного обучения у слушателей. Приводятся результаты формирующего педагогического эксперимента по формированию пространственного представления и воображения, а также конструктивно-геометрического мышления у слушателей УрИ ГПС МЧС России в рамках организованного дистанционного обучения. Основные методы исследования: теоретический анализ опыта организации дистанционного обучения техническим дисциплинам, синтез дидактических средств и методики проведения учебных занятий, формирующий педагогический эксперимент. Основные выводы исследования заключаются в обосновании высокой педагогической эффективности организованного в системе дистанционного обучения Уральского института ГПС МЧС России профессионально-ориентированного виртуального образовательного пространства, направленного, в случае эксперимента, на формирование навыков пространственного представления и воображения, а также конструктивно-геометрического мышления слушателей. Научная новизна исследования заключается в применении видеотехнологий для дистанционного формирования навыков пространственного представления и воображения, а также конструктивно-геометрического мышления. Особым вкладом авторов в исследование является разработка дидактического инструментария и методики его применения для дистанционного формирования пространственного представления и воображения, а также конструктивно-геометрического мышления слушателей УрИ ГПС МЧС России.
Семилет Т.А., Витвинчук В.В., Мансков С.А. - Теории массовой коммуникации: проблема систематизации в дидактических целях c. 85-93

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.20263

Аннотация: Предмет нашего исследования – оптимальная модель систематизации теорий массовой коммуникации. Авторы анализируют существующие модели систематизации теорий СМИ, представленные, в частности, в работах: М. М. Назаров «Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований», Г. Г. Почепцов «Теория коммуникации», Э. Гриффин «Коммуникация: теории и практики», Е. Г. Дьякова, А. Д Трахтенберг «Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов», Г. П. Бакулев «Массовая коммуникация: Западные теории и концепции» с позиций их оснований и дидактической оптимальности. Методы исследования: сравнительный и системно-структурный метод, ориентированный на изучение строения и состава системы, когда при определении структуры системы выделяются элементы и устанавливаются их свойства Авторами предлагается своя модель систематизации теорий массовой коммуникации, основанием которой выступают наиболее существенные характеристики массовой коммуникации как системы социума (теории социальной сущности массовой коммуникации, теории структуры, функций и дисфункций массовой коммуникации, теории и концепции эффектов массовой коммуникации, теории нормативно-должного состояния массово-коммуникационных процессов, «новые медиа» как фактор трансформации системы коммуникации, их характеристики) и группировка теорий по принципу рассмотрения и понимания этих характеристик с позиций наиболее авторитетных и известных в коммуникативистике авторов.
Романов Е.В., Дроздова Т.В. - Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации c. 172-195

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22044

Аннотация: Обоснование необходимых и достаточных условий эффективной реализации дистанционного обучения осуществляется в контексте стратегических приоритетов модернизации образования, связанных с обеспечением его доступности и непрерывности. Дистанционное обучение рассматривается как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению «спрессованным» человеческим опытом, приобретению опыта творческой деятельности и развитию способностей с целью применения и приобретения знаний в течение всей жизни на основе использования дистанционных технологий обучения.Информационные технологии и их использование в процессе опосредованного взаимодействия обучающихся и педагогических работников только косвенно могут способствовать формированию соответствующих ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, что в перспективе делает востребованными исследования, посвященные «встраиванию» дистанционного обучения в образовательный процесс таким образом, чтобы была актуализирована воспитательная функция образования. На основе категориально-понятийного анализа уточнено понятие «дистанционное обучение». На основе анализа институциональных оснований реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обоснованы достаточные условия эффективной реализации дистанционного обучения. Обоснование необходимых условий осуществлено на основе анализа существующей образовательной практики высшего образования. К определяющим научную новизну исследования необходимым условиям, относятся потребность в законодательной регламентации предельного уровня аудиторной нагрузки преподавателя и нагрузки, связанной с выполнением научно-исследовательской, учебно-методической, организационной и воспитательной работы (что предполагает изменение подхода к финансированию); наличие соответствующего технического оснащения и компетенций для разработки дистанционных технологий обучения. Институциональными основаниями регламентации образовательной деятельности (достаточными условиями эффективной реализации дистанционного обучения) являются документы, регламентирующие деятельность базовых подразделений образовательных организаций и варианты сетевого взаимодействия (интеграция образовательных программ или использование ресурсов других организаций). Выводы: Применение дистанционных технологий обучения должно способствовать выработке новых подходов к оценке продуктивности труда преподавателя высшей школы на основе создания единой (всероссийской) методики расчета рейтинга преподавателя вуза. В нем должна найти отражение мера эффективности учебной, научно-исследовательской, учебно-методической, организационной и воспитательной деятельности, которую осуществляет преподаватель. Обоснованная необходимость законодательной регламентации нагрузки преподавателя высшей школы предполагает изменение подходов к финансированию вузов: в раздел государственного задания следует включить работы, связанные с разработкой дистанционных технологий обучения и созданием объектов интеллектуальной собственности для использования в учебном процессе. Показатели мониторинга эффективности деятельности вузов следует дополнить показателями, по которым можно судить о деятельности вуза в части повышения доступности высшего образования и созданных условий для реализации концепции обучения на протяжении всей жизни.Приоритетными показателями эффективности научно-исследовательской деятельности должны стать «удельный вес средств, полученных образовательной организацией от использования результатов интеллектуальной деятельности, в общих доходах образовательной организации» и «количество созданных результатов интеллектуальной деятельности, имеющих правовую охрану в России и за ее пределами».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"