Современное образование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Дидактика"
Дидактика
Гельман В.Я. - Оптимизация скорости преподавания при групповом обучении c. 36-43

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.22865

Аннотация: Предметом исследования является групповое обучение. Разброс обучаемых в группе по скорости восприятия (обучаемости) ставит перед преподавателем проблему выбора темпа подачи учебного материала. Превышение скорости подачи учебного материала над индивидуальной скоростью его восприятия приводит к увеличению в той или иной степени потерь усваиваемой обучаемым информации. Степень потерь информации зависит от разности скоростей, а также от вида изучаемой дисциплины. В статье рассмотрена задача определения оптимальной скорости преподавания при групповом обучении. Используется метод математического моделирования. Целевой функцией является суммарный объем знаний, навыков и умений, получаемый обучаемыми в группе. Рассматриваются два варианта распределения учащихся в группе по скорости восприятия учебного материала: равномерный и нормальный законы распределения. Показано, что оптимальное значение скорости подачи учебного материала не является фиксированным. Оно зависит от вида распределения скорости восприятия, степени разброса скоростей восприятия учащихся в группе и значения минимальной скорости восприятия. Диапазон изменения оптимальной скорости подачи материала - от скорости восприятия слабейшего обучаемого до половины скорости сильнейшего учащегося. Причем, чем больше разброс скорости восприятия в группе и ниже скорость восприятия слабейшего учащегося, тем ближе к медианному значению скорости восприятия располагается оптимальная скорость подачи учебного материала, а чем разброс меньше и выше скорость восприятия слабейшего, тем больший охват обучаемых должна обеспечивать скорость подачи материала, стремясь к полному охвату всех учащихся в группе.
Майер Р.В. - Оптимизация времени изучения элементов учебного материала различной важности: моделирование на компьютере c. 51-63

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.4.13274

Аннотация: Различные элементы учебного материала имеют неодинаковую важность для понимания последующих вопросов изучаемого курса и выполнения заданий итогового контроля. Используя метод экспертных оценок, в принципе можно определить важность того или иного вопроса. Предметом исследования является процесс изучения учеником последовательности вопросов неодинаковой важности. На изучение важных вопросов должно быть отведено больше времени, а некоторые вопросы, значение которых мало, вообще не следует рассматривать. Статья посвящена проблеме оптимизации времени изучения отдельных элементов учебного материала различной важности, при которой результат обучения достигает максимума. Для решения сформулированной выше оптимизационной задачи использовались методы системного анализа, математического и компьютерного моделирования, алгоритмизации и программирования. Научная новизна работы заключается в следующем: 1) впервые сформулирована проблема оптимизации времени изучения элементов учебного материала различной важности; 2) проведена серия вычислительных экспериментов, в ходе которых получено несколько оптимальных распределений времени изучения вопросов различной важности при тех или иных параметрах модели; 3) на основе анализа полученных результатов установлены закономерности оптимального распределения времени и уровня усвоения учащимися вопросов, имеющих различную важность.
Флеров О.В. - Влияние особенностей английского и испанского языков на процесс их изучения c. 53-70

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.3.14543

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются системы английского и испанского языков. Предмет исследования - влияние особенностей этих систем на процесс изучения данных языков. Существенное внимание автора уделено проблеме преподавания иностранных языков, отличных от английского и спросу на испанский язык на рынке образовательных услуг. Подробно описываются дидактические особенности и трудности обучения произношению, лексике и грамматике рассматриваемых языков, а также основные факторы влияния строя языка на деятельность педагога. Методом исследования в данной статье является сравнительно-сопоставительный анализ фонетики, лексики и грамматики английского и испанского языков в приложении к изучению их, а также анализ собственного опыта обучения студентов данным языкам и трудностей, возникавших в этом процессе. Основными выводами автора являются следующие положения. 1) Вопросы преподавания и изучения иностранных языков, отличных от английского недостаточно освещены в методике, поскольку в наше время больше всего преподаётся именно английский. 2) Ввиду того, что число владеющих английским людей растёт, появляется спрос на другие международные языки, в частности, на испанский. 3) Английский и испанский языки имеют общие черты, но значительно больше различий в фонетике, лексике и грамматике. 4) Данные различия влияют не только на ход конкретного занятия, но и на организацию курса обучения в целом. Новизна статьи заключается в том, что в ней раскрыто влияние лингвистических характеристик иностранных языков на дидактические особенности их изучения и преподавания.
Майер Р.В. - Об измерении сложности учебного текста по естественно научным дисциплинам c. 56-64

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.19501

Аннотация: Статья посвящена проблеме оценки дидактической сложности учебного текста. Введено понятие дидактической сложности как характеристики, которая пропорциональна времени, требуемому для усвоения информации, представленной в тексте. Предложены единые критерии оценки сложности научных понятий по различным естественно научным дисциплинам. Обосновано, что дидактическая сложность изучаемых в школе вопросов определяется разнообразием и абстрактностью качественных и математических моделей. Проанализированы современные учебники по природоведению, географии, биологии, физике, химии, и произведено их попарное сравнение друг с другом. В статье рассматриваются два метода определения дидактической сложности учебных текстов: 1) путем подсчета количества научных терминов и учета их сложности с помощью компьютера; 2) методом парных сравнений различных текстов друг с другом. Новизна исследования заключается в следующем: 1) предложены критерии оценки дидактической сложности научных понятий; 2) рассмотрены способы оценки сложности учебного текста путем подсчета числа терминов с помощью компьютерной программы и методом парных сравнений; 3) проанализированы результаты экспертной оценки учебников с точки зрения сложности качественных и количественных моделей.
Флеров О.В. - Особенности преподавания английского языка студентам с высоким уровнем языковой подготовки c. 100-123

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13680

Аннотация: Обучению студентов с высоким уровнем иноязычной подготовки в нашей лингводидактике, а также в практике преподавания языков уделяется недостаточно внимания. Основная причина этого заключается в том, что люди, хорошо знающие английский язык, предпочитают повышать свой уровень за счет самостоятельной языковой практики, в том числе и за рубежом, а не за счет занятий с профессиональным педагогом. В статье раскрываются особенности обучения студентов английскому языку на продвинутом уровне. Данные особенности представляются как совокупность определенных преимуществ и трудностей для преподавателя с точки зрения организации учебного процесса. Особое внимание уделяется критериям высокого уровня языковой подготовки, а также мотивации студентов, как основной составляющей успеха на пути к ней. Основным методом исследования в данной статье выступает раскрытие и анализ аспектов описываемого педагогического процесса, представляющих наибольшую практическую трудность. Обучение иностранному языку людей уже хорошо говорящий на нем – сложный педагогический процесс. Его специфика заключается в том, что вместо привычного формирования речевых умений и навыков на данном этапе требуется их развитие. Новизна статьи заключается в том, что в ней рассмотрена тема, которой в отечественной лингводидактике уделяется весьма мало внимания, и преподаватели-практики руководствуются в данном вопросе, как правило, только своим опытом. Новизна статьи также обеспечивается комплексным подходом к рассматриваемой проблеме, который подразумевает взаимосвязь основных аспектов педагогического процесса, описываемого в статье, а именно мотивации, содержания и средств обучения. Существенное внимание уделено также важности присутствия на занятиях аутентичных материалов, основным источником которых является сегодня Интернет и интерактивных форм обучения с использованием коммуникативной методики преподавания языка
Мапельман В.М. - "Гуманная педагогика" и гуманизм c. 126-154
Аннотация: Анализируется философская, теоретическая и историческая база концепции гуманно-личностной педагогики в отечественной философии образования. Рассматриваются основные параметры и признаки такого направления как «гуманная педагогика» и предлагаются теоретические оценки ее основных положений и способов их аргументации. Представлен критический взгляд на суть, характер и особенности взаимодействия различных составляющих духовной жизни общества. Проведено размежевание понятий мораль и нравственность, очерчены условия их несводимости к религиозности. На примере монографии И.А. Бирич и О.Г. Панченко «В поисках новой методологии отечественного образования: история, современность, прогнозы» приведены варианты некорректных обобщений и заключений по проблемам духовного (прежде всего нравственного) воспитания в рамках принципов гуманной педагогики. Выделены термины, значение которых подвергалось произвольным трактовкам, что позволяло делать на их базе субъектные заключения. Изложены обстоятельства, связывающие возможную гуманитарную катастрофу с прогрессирующей безнравственностью.
Pevneva I.V., Ramazanova Sh. - Russian as foreign language: to the problem of formation of speech competencies c. 127-133

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.21126

Abstract: This article is dedicated to the question of formation of the speech competencies of students who study Russian as foreign language in the foreign college. The author examines the key problems in formation of the language skills, as well as suggests the methodologies that encourage the development of foreign speech skills formulated in the department of Russian Language and Literature in the Turkish college. Attention is given to the specificity of presentation of material for the Turkish students substantiated by the peculiarities of mentality and culture. The article provides the methodologies that allow enhancing the mechanisms responsible for speech activity in the Russian language outside the language environment. With the help of survey among the students studying the Russian language as foreign outside the language environment, the authors determined the principal difficulties in formation of the speech skills. The conclusion is made that the methodology of teaching Russian language as foreign must carry an ethno-specific orientation. In such education process, the efficiency of pedagogical activity can depend on the specificity of establishment of motivation among the Turkish students, as well as peculiarities of interpersonal communication within the class, organization of self-control and independent work, as well as priority of verbal communication over the formation of writing skills.
Майер Р.В. - Чередование теоретических и практических занятий как эффективный метод обучения: Результаты имитационного моделирования c. 145-155

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.4.16041

Аннотация: Предметом исследования является компьютерная модель ученика, основанная на следующих предположениях: 1) во время обучения ученик усваивает новые знания, и непрочные знания переходят в прочные, которые забываются существенно медленнее; 2) усилия, прилагаемые учеником, зависят от разности между требованиями учителя и знаниями ученика; 3) при увеличении скорости изложения нового материала коэффициент передачи канала связи “учитель–ученик” уменьшается. Рассматривается методика, которая состоит в разбиении теоретического и практического материала на несколько порций и их чередовании. Для определения преимуществ этой методики использовались информационно–кибернетический подход, системный анализ, а также методы математического и компьютерного моделирования. Новизна исследования заключается в следующем: 1) предложена новая компьютерная модель ученика, учитывающая переход непрочных знаний в прочные, нелинейные зависимости усилий ученика от его отставания от учителя и коэффициента передачи канала связи от скорости изложения материала; 2) методами имитационного моделирования убедительно показано, что поочередное изучение теории и практики приводит к более высокому результату.
Сидорова Г.П. - Ценность профессии учителя в советской культуре и ее отражение в массовом искусстве 1960–1980-х c. 147-157
Аннотация: В статье на основе системного подхода, сравнительного и семиотического анализа, широкого круга источников – художественных текстов 1960–1980-х выявляются особенности художественной репрезентации профессии учителя в советском массовом искусстве. В художественных репрезентациях выявляются особенности профессии учителя в аспекте ее ценности для получения материальных благ, в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым». Художественные образы представили профессию учителя в двух дискурсах: идеологическом и повседневном. В художественных репрезентациях профессии учителя отразился переходный тип советского общества, его сложная структура, субъект культуры – человек разных аксиологических типов, гендерные особенности педагогического труда. Наконец, в образах учителя отразились глубинные смыслы советской культуры: смещение ценностных ориентаций общества от социалистических к традиционным ценностям и ценностям массового общества потребления, рассогласованность идеологического и повседневного дискурсов о финальных и инструментальных ценностях, мотивирующих деятельность подавляющего большинства субъектов культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"