Современное образование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Воспитание и его формы"
Воспитание и его формы
Лобковская Н.И., Железнякова А.В., Евдошкина Ю.А. - Особенности проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института. c. 0-0

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.23278

Аннотация: Вопросы социализации и воспитания студентов в современном российском обществе имеют ряд противоречий. В статье рассмотрены особенности проектирования воспитательного процесса в условиях технического института. Формирование высокого уровня морально-нравственных компетенций выпускников актуализируется не просто как одно из направлений работы образовательных организаций, но и государственная политика в области образования. Объектом исследования является воспитание современного студенчества технического института, предметом – направление проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института. Особое внимание уделяется процессу формирования структуры потребностей студентов в условиях адаптации к специфической атмосфере технического института. На основе анализа результатов анкетного опроса студентов Волгодонского инженерно-технического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» определяются основные проблемы и тенденции в структуре потребностей студентов, влияющие на процесс нравственного становления и профессионального самоопределения, актуализируются принципы всестороннего развития личности и ее уникальности. Основным выводом авторов является обоснование необходимости организации воспитательного процесса с учетом особенностей индивидуального пространства студентов, в котором они заявляют и осуществляют свои социальные потребности. Выделен приоритет ценностного компонента в реализации программы воспитания и содействие формированию профессионального самоопределения будущих специалистов через развитие высокого уровня общекультурных компетенций в процессе обучения в техническом институте. Результаты работы могут быть применены для психолого-педагогической подготовки кураторов, наставников и специалистов воспитательных служб образовательных организаций.
Шахмарова Р.Р. - Ученическое самоуправление как средство формирования социальной активности обучающихся c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.2.22936

Аннотация: В статье обосновывается актуальность ученического самоуправления в современной образовательной системе. Предметом данного исследования является взаимосвязь ученического самоуправления с формированием социальной активности обучающихся. Отмечается, что для формирования социальной активности подростков необходимо соблюдение таких условий, как: осознание лично-значимых целей социальной деятельности, выбор приемлемых форм данной деятельности и активное личностное включение в нее. Автором проведен анализ отдельных моделей ученического самоуправления: «Школьный Совет», «Игровое государство», «Демократическая Республика», «День Дублера». Исследование проводится с применением как теоретических, так и практических методов, в частности: теоретические - анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме, сравнение моделей ученического самоуправления и эмпирические - наблюдение, педагогический эксперимент, методы сбора данных (анкетирование, тестирование). Показана адаптированная модель ученического самоуправления «Школьная Республика», ее структура, этапы развития и функционирования. Обозначена социальная активность обучающихся на каждом этапе эволюции ученического самоуправления. Результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам - практикам, реализующим в образовательных организациях различного типа модели ученического самоуправления.
Новиков С.Г. - ВОСПИТАНИЕ СУБЪЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ: ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННУЮ ПРОБЛЕМУ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОПЫТА 1920-1930-х ГОДОВ c. 54-73

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.4.10105

Аннотация: Автор вычленяет актуальный сегмент советского опыта формирования субъекта форсированной модернизации страны. Обращается внимание на следующие моменты. Во-первых, воспитательный мегапроект разрабатывался как составная часть глобального социального проекта и опирался, таким образом, на ясное представление его авторов о будущем России. Во-вторых, деятельность по воспитанию личности не замыкалась в границах образовательных и культурно-просветительных учреждений, а распространялась по всей социальной ткани, приобретая тотальный характер. В-третьих, авторы проекта прибегли к нормативному прогнозированию, то есть к планированию воспитательной деятельности не от настоящего к будущему, а от будущего к прошлому, от намеченного идеала к реальным делам. В-четвертых, молодому поколению был предложен не эрзац-идеал в виде «человека жующего», а высокий идеал борца за царство Правды. В-пятых, теоретики воспитания не отвергли традиционный идеал, укоренённый в культурной почве, а попытались прорастить заимствованное с Запада в исторически сложившуюся социокультурную среду.
Щупленков О.В. - Воспитание патриотизма в новых исторических условиях c. 70-112

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.3.555

Аннотация: В статье проблема патриотического воспитания рассматривается через призму национально-культурного опыта российской истории. Феномен патриотизма проявляется как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, в основе которой лежит высший уровень развития всех макрохарактеристик личности, воплощаемых в ее активно-деятельностной социально-значимой самореализации в интересах Отечества. Подчеркивается, что патриотизм, как важнейшее психическое образование защитника Родины выражается в чувстве любви к ней, неразрывности с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, постоянном и последовательном стремлении к вершинам в развитии и самореализации, определяя его гражданскую позицию, духовно-нравственную основу, потребность в достойном самоотверженном, вплоть до самопожертвования в служении Родине.Формирование российской гражданской идентичности в условиях полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного государства; социальная и духовная консолидация российского общества; обеспечение социальной мобильности личности, качества и доступности образования как факторов уменьшения рисков социального расслоения общества позволит построить эффективную модель воспитания патриотизма в современной России.
Гришина Е.А. - Особенности коррекции агрессивности подростков в образовательной среде с учетом гендера. c. 84-94

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.17344

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема коррекции подростковой агрессивности в образовательной среде. Гендерный аспект подростковой агрессивности выражается в том, что в разном возрасте для мальчиков и девочек характерны различные проявления агрессии, а также различные причины, провоцирующие агрессивное поведение. Если в раннем детстве различий между агрессией мальчиков и девочек почти нет, то к подростковому возрасту происходят существенные изменения. Кроме того, уровень агрессивности в подростковом возрасте значительно возрастает и у мальчиков, и у девочек, под воздействием большого количества факторов, рассматриваемых в статье. Это приводит к разным устоявшимся формам агрессивного поведения, свойственным юношам и девушкам, что необходимо учитывать при своевременной коррекции агрессивного поведения в образовательной среде. Коррекция агрессивного поведения должна быть своевременной и эффективной. Методологической основой нашей работы был принцип психологической безопасности образовательной среды. Для его реализации необходима своевременная и эффективная коррекции агрессивного поведения, поскольку коррекция агрессивности — одна из важнейших составляющих обеспечения этой безопасности. Основная идея данной работы - это необходимость своевременной диагностики. Очень важно вовремя замечать, диагностировать проявления агрессивности и проводить психокоррекционную работу в форме индивидуальных и групповых занятий. Особое место занимает работа с родителями и педагогами как представителями образовательной среды, также серьезно влияющими на развитие подростковой агрессивности. В работе рассматриваются способы снижения агрессивности и рекомендации представителям образовательной среды при взаимодействии с агрессивными подростками.
Баранова Е.М. - Психологические аспекты развития дошкольника в системе свободного воспитания Монтессори. c. 134-149

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.2.8873

Аннотация: Предлагается психологический анализ педагогической системы воспитания дошкольника Марии Монтессори; анализируются принципы развития способностей ребенка в системе свободного воспитания в аспекте теории развития высших психических функций Л.С.Выготского и системы способностей творческих способностей по В.Н.Дружинину. Приводятся примеры экспериментальных исследований по развитию способностей Т.Н.Березиной. Отмечается, что важнейшим новообразование старшего дошкольного и младшего школьного возраста является развитие произвольности. Произвольность лежит в основе высших психических функций (произвольные внимание, память). Без произвольности в перспективе невозможно развитие самоконтроля как в области поведения, так и физиологии организма. Произвольность у ребенка первоначально формируется под контролем взрослого, который управляет его поведением и учит этому ребенка. Делается вывод о том, что свободное воспитание подходит для развития одних способностей, целенаправленное – для других, и что для развития креативности свободное воспитание подходит только для одного типа дошкольников.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"