Современное образование - рубрика Знание и понимание
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Знание и понимание"
Знание и понимание
Садеков Р.Р., Бойко Н.В. - Некоторые особенности проведения скринингового обследования с применением полиграфа c. 39-45

DOI:
10.25136/2409-8736.2023.1.39897

EDN: UYJHZV

Аннотация: Авторы в своей работе рассматривают вопросы, связанные с особенностями проведения специальных психофизиологических исследований с применением полиграфных устройств в ходе кадрового отбора на работу и службу лиц, в отношении которых специалистами-полиграфологами применяются комплексные технологии скрининговых проверок, позволяющих по ее результатам получить объективную картину о налии или отсутствии обстоятельств препятствующих поступлению на службу и трудоустройству в правоохранительные структуры Российской Федерации. Изучаются действующие подходы специалистов к проведению тестирования на полиграфе по заданиям инициаторов, рассматриваются важнейшие практические наработки в этой сфере, позволяющие эффективно организовывать работу кадровых подразделений при приеме кандидатов на службу. В проведенном исследовании авторами рассматриваются важные составляющие комплексных процедур по профессиональному кадровому отбору кандидатов на работу. Изучены приемы скрининга, проанализированы требования, предъявляемые работодателями к специалистам кадровых аппаратов и служб, направленных на недопущение трудоустройства лиц, имеющих ограничения или фактические обстоятельства, которые препятствуют поступлению на службу, в том числе в правоохранительные структуры государства. Уделено внимание к методическим и тактико-техническим требованиям организации и проведения процедуры полиграфного исследования, с учетом грамотного и профессионального составления тематических опросников, тестов, которые в свою очередь позволяют с максимальной точностью выявить попытки обмана при процедуре прохождения специальных полиграфных исследований.
Абрамов Р.А., Соколов М.С., Халатенкова Е.Ю., Жигарев К.С. - Снижение коррупционности высшего образования в частных образовательных учреждениях c. 67-78

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19912

Аннотация: Предметом исследования выступают частные образовательные учреждения. В статье показаны аспекты деятельности частных образовательных учреждений в условиях трансформации системы образования. Показывается, что коррупция возникает по причине снижения качества образования и появления ряда учебных заведений, которые своей целевой функцией ставят получение прибыли без опосредованного социального отклика. Сама структура частного образования в России рассматривается как отрасль образовательного рынка, которая только проходит степень институционализации. Период становления имиджевой составляющей показан как прикладной аспект. Методами исследования выступают аналитический в структуре выявления места и роли частных образовательных учреждений, экономико-статистический для анализа финансово-экономической составляющей функционирования вузов, а также структурный для определения коррупционных факторов в частном образовании. Научная новизна исследования заключается в том, что выявлено что основными причинами развития коррупционных явлений в вузе являются снижение качества исследовательской работы, отсутствие возможностей по модернизации технической базы и узкой направленности в подготовке специалистов для высококонкурентного рынка занятости с минимальным набором знаний, необходимых для формирования конкурентоспособного специалиста. В работе представлены рекомендации по преодолению ситуации и показаны стратегии формирования институциональных структур с примерами частных учебных заведений, которые стали по своей сути одинаковыми с государственными учебными заведениями по узнаваемости, брендированию и рейтингам среди абитуриентов.
Галимуллина Н.М. - Общекультурные компетенции в системе подготовки бакалавров технических направлений c. 75-86

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.21068

Аннотация: Автор рассматривает содержательные основы компетентностного подхода в образовании, его значение в повышении качества образования в России, взаимосвязь с практико-ориентированным подходом. Особое внимание уделяется истории применения в методологической практике и определению сущности понятия "компетенция". В статье анализируется типология компетенций на основе проекта «Настройка образовательный структур в Европе» (ТUNING) и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Исследуются целевое предназначение общекультурных компетенций и их место в подготовке бакалавров технического профиля. Исследование базируется на сравнительном анализе содержания федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования бакалавриата технической направленности. В статье содержатся результаты опроса обучающихся о востребованности общекультурных компетенций в образовательном процессе подготовки бакалавров. Автор исследовал общекультурные компетенции новых образовательных стандартов бакалавриата, охарактеризовал основные педагогические методы и приемы формирования и оценки качества подготовки бакалавров технического профиля с учетом требований компетентностного подхода. Сделан вывод о необходимости развития общекультурных компетенций обучающихся как важной составляющей развития коммуникативной, правовой, экономической готовности специалиста стать эффективным членом трудового коллектива и социума в целом.
Майер Р.В. - Концепт "Физическое поле” и особенности его использования при формировании в сознании обучаемого научной картины мира c. 75-81

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.2.27542

Аннотация: Объектом исследования является процесс изучения гравитационного, электромагнитного и других физических полей. Цель исследования: 1) с позиций дидактики и когнитивной лингвистики проанализировать формирование концепта “физическое поле”, являющегося ядром концептополя, объединяющего “гравитационное поле”, “электрическое поле”, “магнитное поле”, “электромагнитное поле”, “поле ядерных сил” и др.; 2) выявить образно-перцептивный компонент концепта, его структуру и основные когнитивные признаки; 3) изучить особенности их репрезентации в курсах "Физика", "Концепции современного естествознания" и "Естественнонаучная картина мира". Использовались методы: 1) анализ определений концепта, выявление основных когнитивных признаков; 2) изучение чувственно-наглядного образа, формируемого в сознании обучаемого; 3) семантико-когнитивный анализ учебных текстов; 4) построение семантической модели. В результате количественного анализа различных учебников установлено, что концептуализация “физического поля” в первую очередь предполагает изучение следующих когнитивных признаков: “физическое поле – форма материи”, “гравитационное поле”, “поле тяготения”, “поле тяжести”, “электрическое или электростатическое поле”, “магнитное поле”, “электромагнитное поле”, “полевая картина мира (концепция, теория)”.
Никулин А.А. - Актуальные проблемы реализации самостоятельной работы студентов: теоретико-методологические основы c. 95-103

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.25957

Аннотация: В данной статье рассматриваются теоретико-методологические основы исследования актуальных проблем реализации самостоятельной работы студентов в условиях современного общества. На основе изучения и анализа научных работ, посвященных проблемам реализации самостоятельной работы студентов, автор предпринял попытку их классификации по элементам структуры самодеятельности. Цель работы – выявить принципы, по которым следует разрабатывать модель самостоятельной работы студентов, отвечающую требованиям современного общества и позволяющую учесть возможность выявления проблем, возникающих при ее реализации. Методы исследования. Основными методами нашего исследования являются: анализ, сравнение, обобщение, классификация, деятельностный подход, принципы диалектики. Новизна работы заключается в том, что автор обосновал возможность построения модели СРС, диалектика элементов которой раскрывает проблемы реализации СРС и их причины. Основной результат исследования — это обоснование необходимости и возможности построения такой модели СРС, которая позволяет определить стратегию и направление разработки педагогической модели СРС, направленной на решение конкретных задач на следующих этапах исследования. Данную модель можно назвать «проблемной моделью», т.к. она позволяет исследователю системно и комплексно увидеть проблемное поле исследуемого объекта.
Печерский Ю.И. - Особенности реализации модели формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования c. 109-117

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.4.24836

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются особенности реализации модели формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов, которые возникают в процессе подготовки бакалавров образования. Объектом исследования – студенты педагогического вуза. В статье представлена модель формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования. Рассматривается сущность профессионально-личностных конфликтов, а также особенности реализации функций в структуре личностно-профессионального конфликта; описаны конфликтологические компетенции в сфере разрешения педагогических конфликтов, а также выявлены особенности применения системно-деятельностного подхода. В ходе работы нами использовались основные теоретические методы психолого-педагогического исследования, а именно аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод, индуктивный метод, моделирование и интерпретационно-описательные методы. Автор подробно рассматривает структуру и содержание модели формирования компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов в процессе подготовки бакалавров образования, а также уровни и критерии сформированности компетенций по разрешению профессионально-личностных конфликтов. В завершении, автор подчеркивает, что процесс формирования навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов у бакалавров образования производится посредством реализации образовательного и воспитательного воздействия преподавателей вузов на основе системно-функционального подхода. Новизна исследования заключается в авторской модели формирования навыков разрешения профессионально-личностных конфликтов у студентов педагогического вуза, которая конкретизирует и дополняет имеющиеся теоретические разработки в области конфликтологии и педагогики.
Александрова Н.М., Ламанова Л.А. - Профессиональная деятельность педагогов: теоретический и практический аспекты исследования c. 156-173

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.4.16001

Аннотация: Предметом исследования является современная профессиональная деятельность педагогов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Цель исследования – выявление особенностей и изменений в профессиональной деятельности педагогов профессионального образования. Авторы статьи изучение деятельности педагогов рассматривают с позиций интеграционных процессов – это одновременное обеспечение выполнения важнейших функций педагогического образования (трансляции культуры, развития общественных и общественно-профессиональных отношений в образовательной среде). Интегративная методология позволяет выделить общие исходные теоретико-практические требования к исследованию видов и условий деятельности педагогов, а также их компетенций. Методологической основой исследования является интегративная методология профессионального образования. Основными методами теоретического исследования являлись: анализ и синтез, сравнение, интеграция и дифференциация, обобщение; методами практического исследования были моделирование анкет и опросов, наблюдение, анкетирование, беседа, статистическая обработка данных, формулирование выводов. Результатами исследования являются: выявленные изменения в профессиональной деятельности педагогов, доказательство изучения деятельности педагогов особым педагогическим инструментарием; установленные приоритетные виды деятельности, которые необходимо формировать у педагогов в системе повышения квалификации. Кратко представлены характеристика деятельности педагогов как системообразующего элемента процесса формирования конкурентоспособного профессионала, генезис исследования профессиональной деятельности педагога и приведены данные по практическому изучению деятельности педагога. Выявлены перспективные исследования. Область применения исследований – разработка теоретических положений профессиональной педагогики и практика профессионального образования (создание педагогического инструментария для самооценивания профессиональной деятельности педагогов, разработка документов аттестации педагогов и своевременное внесение изменений в образовательные и профессиональные стандарты педагогов). Важнейшей задачей будущего исследования является создание инструмента для разработки и классификации квалификаций педагогов на международном уровне. Научная новизна состоит в том, что при изучении различных аспектов деятельности современного педагога особое внимание уделялось интеграции видов деятельности, качеств педагога и окружающей его среде. Исследование было осуществлено с позиций единой современной интегративной методологии.
Розин В.М. - Один из механизмов становления творчества и видения новой реальности c. 161-171

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.21688

Аннотация: В статье рассматривается один из механизмов творчества. Выдвигается следующая гипотеза: экзистенциальные проблемы личности, находят свое разрешение в новом видении, которое первоначально непонятно и неприемлемо, но затем осмысляется, т.е. интерпретируется и схематизируется и поэтому становится понятным. Для подтверждения этой гипотезы анализируются три кейса, обсуждаются понятия видение, реальность, существование, используется авторская концепция сновидения. Творчество начинается с интерсубъективных ситуаций и субъективных проблем, предполагает помимо поиска и реализации определенной методологии новое видение, схематизацию и ряд других процедур, завершается существованием и обнаружением новой реальности. При этом была реализована следующая методология: постановка проблем, анализ кейсов, различение изучаемых явлений, конструирование понятий. В результате исследования удалось показать, что важным механизмом творчества выступают экзистенциальные проблемы, которые личность разрешает, изобретая схемы. На их основе складывается новое видение действительности и понимание происходящего, которое первоначально выглядит парадоксально. Завершается акт творчества осознанным полагаем новой реальности, при этом осуществляется ее категоризация.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.