Современное образование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Эффективность обучения"
Эффективность обучения
Соколов Г.А. - Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения. c. 1-13

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.1.10921

Аннотация: В статье описывается специфика психоэмоциональных состояний, возникающих при дистанционной форме обучения. Дается общая характеристика дистанционной формы обучения, описывается ее влияние на когнитивные процессы. Подробно описано психоэмоциональное состояние студентов в процессе обучения. Описываются источники отрицательных эмоций и положительных эмоций в образовательной среде. Показывается, что при дистанционном обучении у студентов возникает меньше отрицательных эмоций, особенно эмоций, связанных с переживанием экзаменационных стрессов. Также показано, что практически все источники положительных эмоций сохраняются и при дистанционном обучении. В настоящее время обучение является основным путем получения образования, под обучением также понимается процесс овладения навыками, знаниями и умениями и под руководством мастеров, педагогов, наставников и т. д. Формы обучения подразделяются на традиционное и дистанционного, в последнее время, набирающее особую популярность, образование [9].Дистанционное образование - это такая форма образования, при которой процесс обучения полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, а также от прочих учебных средств, и образовательных ресурсов [8]. Данная форма образования осуществляется с преобладанием дистанционных образовательных технологий, методов, форм и средств обучения в учебном процессе, также используется информация из образовательных массивов сети Интернет.
Корень Р.В. - Системная культурология как Метанаука: Философско - культурологические исследования c. 38-69

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.3.9103

Аннотация: В статье подчеркнута актуальность перехода культурологии на «рельсы» метанауки. Рассмотрены общие подходы к определению «метанаука», предыстория зарождения этого термина, его двойственность и системный этап развития метанауки. Проанализировано начало становления культурологии как науки и отношение к нему гуманитариев и представителей естественных наук. Показано, что Системная культурология способна исполнять роль Метанауки, включающей в предмет своего ведения все науки, а кроме того, религиоведение, сознание и информацию. Элементы (ипостаси) Системной культурологии как триединой системы: теоретическая, фундаментальная и прикладная культурологии могут рассматриваться как частные метанауки.Целью теоретической культурологии является исследование и наработки методологически выдержанных теорий (парадигм) культуры, увеличение их разнообразия. Кроме того, теоретическая культурология должна систематизировать парадигмы культуры и её функции, культурологические категории, понятия, закономерности, динамику и т.д.. Целью фундаментальной культурологии является обеспечение выживания (спасение) человечества, функции семантического фильтра по отношению к наработкам теоретической культурологии на предмет целостности и обеспечения выживания, а также постановка задач для прикладной культурологии. Целью прикладной культурологии является усложнение своей внутренней структуры путем рефлексии (в широком понимании: как надстраивание управляющими системами) и «окультуривание» (культурологизация) отраслевых наук (видов деятельности).Проанализирована прикладная культурология как синтез культурологии и направлений (видов) деятельности.
Ремнева Н.А. - Обучающие игры как ведущий метод формирования основ логического мышления у старших дошкольников c. 42-53

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.4.10311

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования основ логического мышления у старших дошкольников. Актуальность темы обусловлена тем, что социальный заказ в сфере образования отражает возрастающую потребность государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить. В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретают требования к качественно новому уровню развития познавательных процессов, в том числе и на этапе дошкольного образования. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития памяти, внимания, мышления, речи, именно в этом возрасте закладывается фундамент формирования личности. Так же в статье дан историко-педагогический анализ применения дидактических игр в дошкольном обучении и воспитании. Раскрыто и обосновано значение дидактической игры для всестороннего развития ребенка. Рассмотрены разнообразные виды логических и математических игр, выделены их компоненты. Доказано, что одним из эффективных методов является использование системы обучающих игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Лазарева И.Н. - Внутренние резервы высокоэффективного образования КНР: Профессионально-педагогический компонент c. 59-66

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19828

Аннотация: Среди стран с высоким коэффициентом качества образования особый интерес сегодня вызывает Китайская народная республика, в частности, Шанхайская система, продемонстрировавшая удивительные результаты. Мировая конкурентоспособность Шанхайской модели образования объясняется рядом условий, и в частности, готовностью учителей работать в высокоэффективных образовательных системах. Исследуются преимущества интерактивного механизма Шанхайской модели в профессионально-педагогическом аспекте (система профессионального продвижения, обучение учителя в рабочее время, экспертиза качества работы учителя). Траектория повышения квалификации учителя представлена в динамике трансформации - от методически грамотного предметника до педагога-исследователя. На основе изучения материалов, предоставленных Центром международных сопоставительных исследований в области эффективности образовательных систем (Center on International Education Benchmarking) и практических подходов к решению приоритетных задач, выдвинутых Комиссией по народному образованию КНР, установлено, что непрерывное обучение педагогов в группах профессионального развития при условии рациональной организации труда, стало эффективным стратегическим решением в области реализации национальной стратегии повышения качества образования. Показано, как реализация требований качество-ориентированного подхода в существенно изменила не только организацию предметного обучения в школе, но и профессиональные смыслы деятельности учителя. Изучение данного опыта имеет значение для тех, кто заинтересован в конкретных высоких результатах модернизации и обновления отечественных образовательных систем.
Ремнева Н.А., Стожарова М.Ю. - Влияние математической деятельности на формирование познавательных процессов старших дошкольников c. 68-78
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению двух вопросов: влияет ли математическая деятельность на формирование познавательных процессов и как сформировать познавательные процессы старших дошкольников в математической деятельности в условиях дошкольного учреждения. Предложена специально разработанная система обучения в детском саду. Кратко изложены данные экспериментального исследования, иллюстрирующего возможности использования различных форм организации математической деятельности в развитии познавательных процессов старших дошкольников.
Стрижиус Е.И. - Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости. c. 106-125

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.1.8799

Аннотация: В статье анализируется проблема влияния тревожности на результаты выпускных государственных экзаменов (ЕГЭ и ГИА) у старшеклассников с различным уровнем исходной успеваемости. Все выпускники по степени текущей успеваемости были разделены на три группы: обычные ученики (более половины всех учащихся, имеющих хотя бы одну тройку), хорошисты (успевающие на хорошо и отлично) и отличники (успевающие только на отлично). По степени тревожности выпускники также были разделены на три группы: выпускники с высокой тревожностью, со средней тревожностью и с низкой тревожностью. Было показано, что тревожность влияет на ожидаемую и реальную отметку по математике, а на реальную отметку по русскому языку достоверного влияния тревожности не было обнаружено. Наиболее сильно влияние фактора тревожности обнаружено у обычных школьников, в этой группе лучшую успеваемость демонстрировали школьники со средней тревожностью, у учащихся с высокой тревожностью отметки были достоверно ниже, а у учащихся с низкой тревожностью наблюдалась тенденция к понижению отметки. Мы объяснили это тем, что низкотревожные школьники слабо мотивированы и не верят в себя, а высокотревожные школьники склонны к перфекционизму, постоянно перепроверяют решение и не успевают сделать все в срок. В качестве рекомендации мы предлагаем вести работу со школьниками дифференцировано: снижать очень высокий уровень тревожности, а очень низкий, наоборот, поднимать.
Гатиатуллина Э.Р. - Скептическая ориентация педагога как мировоззренческий нейтралитет в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла c. 109-125

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.3.15270

Аннотация: Предметом исследования является выраженная мировоззренческая позиция и ориентация человека, который является преподавателем социально-гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении. Личное мировоззрение преподавателя, накладывая неизменный отпечаток на его профессиональную деятельность, играет немалую роль и имеет большое значение в формировании мировоззренческих ориентиров у учащихся. Особенно заметным это влияние становится в преподавании дисциплин социально-гуманитарного блока, в силу чего на преподавателе этих дисциплин лежит гораздо большая мировоззренческая ответственность, чем на преподавателе естественно-математического или технического циклов и каким образом возможно избежать прямого влияния субъективных идейных установок и ценностей преподавателя на учащуюся аудиторию. Методами исследования является рефлексия богатого эмпирического материала, накопленного в процессе многолетней преподавательской деятельности автора; анализ скептически ориентированного мировоззрения; обоснование интерпретации последнего – не как нигилистического, а как критического; сопоставление скептицизма как философского направления с основными концепциями истины. Основным выводом, характеризующим теоретическую и практическую значимость проведенного исследования является положение, согласно которому минимизация возможных мировоззренческих искажений в преподавании социально-гуманитарного цикла достижима при условии, как ни странно это прозвучит на первый взгляд, что преподаватель придерживается скептической философской ориентации. Новизна авторского подхода заключается в утверждении о том, что скептицизм как философская позиция представляет собой не столько разновидность агностицизма или релятивизма, или, тем более, нигилизма, как обычно трактуется скептическая философия, а своего рода мировоззренческий нейтралитет, который позволяет преподавателю социально-гуманитарных дисциплин наиболее адекватно выполнять свой профессиональный долг.
Дударь А.И., Хусяинов Т.М. - Место полевой практики в процессе социализации студентов-биологов: теоретический анализ c. 143-150

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13500

Аннотация: Данная работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта №14-33-01001 "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)". В работе рассматривается роль полевой практики студентов-биологов на процесс социализации и формирование личности. Несмотря на быстро растущее в современной науке количество исследований молодёжной среди в целом, и студенчества в частности, как эмпирическая, так и теоретическая проработка проблемы на данный момент недостаточна. В работе обсуждаются те основания, которые обуславливают специфику процесса социализации в ходе полевой практики, на примере студентов-биологов. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской социологической, педагогической и психологической научной литературы. Данная работа рассматривает основные теоретические основы процесса социализации студентов-биологов в ходе полевой практики. В ходе исследования было установлено, что прохождение полевой практики студентами-биологами существенно влияет на социализацию, социальную адаптацию, развитие межличностной коммуникации, а также формирование особого "Габитуса факультета" в целом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"