Современное образование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Новые методики и технологии"
Новые методики и технологии
Майер Р.В. - Компьютерная модель общества и ее использование при изучении социально-экономических процессов c. 22-30

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.11471

Аннотация: В статье рассматривается проблема создания учебной компьютерной модели экономического и демографического развития общества и ее использование при изучении основ компьютерного моделирования социально-экономических процессов. Предметом исследования является методика обучения студентов вузов использованию компьютерного моделирования для исследования социальных систем. Предлагаемая учебная модель общества позволяет объяснить, как осуществляется построение структурной модели современного общества, создание математической модели, разработка алгоритма и написание программы. Также осуществляется анализ результатов моделирования в различных ситуациях (стабильное развитие, кризис, выход из кризиса). Для создания учебной компьютерной модели общества использовались: метод системного анализа, метод математического моделирования, метод имитационного моделирования, метод алгоритмизации и программирования. Методологической основой разработки предлагаемого элемента учебного материала являются современный дидактические и методические принципы, лежащие в основе изучения информатики, программирования и компьютерного моделирования. Научная новизна заключается в следующем: 1) разработана достаточно простая учебная компьютерная модель демографического и экономического развития общества; 2) проведен анализ возможностей ее использования при изучении основ компьютерного моделирования социально-экономических процессов; 3) представлен текст компьютерной программы, что делает упрощает использование предлагаемой модели преподавателями других вузов.
Деулин Д.В. - Специфика психологической безопасности образовательной среды высшего учебного заведения МВД c. 25-37

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.3.9720

Аннотация: в статье рассматривается специфика безопасной образовательной среды ВУЗа, в котором готовят кадры, призванные обеспечивать всестороннюю безопасность граждан России. Статья затрагивает проблемы обеспечения психологической безопасности образовательной среды в высших учебных заведениях. В работе показывается многообразие подходов к проблеме психологической безопасности образовательной среды, рассматриваются различные классификации психологических угроз и рисков психологической безопасности. Подробно рассматриваются психологические угрозы и риски в ВУЗах системы МВД, среди которых важнейшими считаются риски, связанными с проблемой неуставных взаимоотношений, представляющие собой психологически неприемлемые способы подавления позитивной активности в виде насаждения определенных «норм» поведения. Важной проблемой является формирование благополучной эмоциональной среды ВУЗа, связанной с преодолением рисков, опосредующих как организацию жизнедеятельности самих курсантов, так и их будущую профессиональную активность. В статье обосновывается необходимость формирования безопасной образовательной среды в ВУЗе системы МВД в целях обеспечения защиты субъектов как от обычных рисков, типичных для любого учебного заведения, как и от специфических рисков системы МВД.
Селеменева О.А. - Интерактивные формы и методы обучения в курсе синтаксиса русского языка c. 44-56

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.22941

Аннотация: Изменение концепции российского образования в последние годы и введение новых ФГОС ВО диктуют внедрение в учебный процесс интерактивных форм и методов, обеспечивающих взаимодействие и диалог обучающихся как с преподавателем, так и между собой. Несмотря на наличие большого количества научных работ, посвященных проблеме интерактивного обучения, вопрос о применении различных интерактивных форм и методов в преподавании грамматики родного (русского) языка в вузе остается открытым. Поэтому объектом нашего анализа становится процесс интерактивного обучения в курсе грамматики вузовской дисциплины «Современный русский язык». Цель исследования – описать конкретные формы интерактивного обучения, применяемые на занятиях по синтаксису русского языка для направлений подготовки бакалавриата, и выявить их эффективность для развития познавательного интереса студентов и формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: метод наблюдения, аналитико-синтетический метод, логико-теоретический анализ педагогической литературы, обобщение педагогического опыта. Полученные результаты можно представить в виде нескольких тезисов: 1) в русистике ряд вопросов до сих является дискуссионным, поэтому содержание курса синтаксиса дает возможность для применения различных интерактивных форм, методов, приемов (бинарная лекция, лекция-конференция, работа в диадах и др.), наиболее результативными из которых являются лекция-беседа и дискуссия-диалог; 2) интерактивное обучение, будучи активной формой коммуникации, диктует приоритетность использования на занятиях упражнений аналитического типа, активизирующих мышление студентов, нацеленных на поиск нового знания, путей решения поставленных проблем вследствие формирования собственных умозаключений и обобщений; 3) в качестве форм организации интерактивного обучения можно рассматривать лабораторные работы, ориентирующие студентов на поиск фактов, формулирование закономерностей, выдвижение и доказательство гипотез; 4) стимулируют познавательную деятельность учащихся задания, направленные на формирование навыков научно-исследовательской работы (реферирование, аннотирование научной литературы, классификация и систематизация фактического языкового материала и др.).
Ларионова О.Г., Дорофеев А.В. - Методические особенности проектирования лекции-презентации c. 51-58

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19729

Аннотация: Предметом исследования является применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. Объект исследования - методические подходы к конструированию лекций-презентаций в вузовском курсе математики. Компьютерные технологии позволяют интегрировать продуктивные аспекты различных методик обучения и эффективно реализовать их в новой форме лекции. В статье представлен опыт разработки и реализации лекций-презентаций для курса математики на основе принципов когнитивной визуализации. Лекция - презентация нацелена на интенсификацию учебной деятельности студентов и повышение эффективности обучения. Разработка лекций-презентаций проводится в пакете Microsoft PowerPoint, в котором имеются богатейшие возможности для статичного и динамичного представления информации. Учебная презентация за счет анимации и управления экраном может обогатить процесс познавательной деятельности за счет выведения во внешний план мыслеобразов, которые обычным вербальным способом невозможно донести до учащихся. Методически грамотно разработанная и реализованная лекция-презентация, активизируя процессы восприятия и переработки информации, позволяет существенно интенсифицировать учебную деятельность студентов, обеспечить формирование методологических оснований не только учебной, но и научной деятельности.
Канищева Л.Н. - Оценка социальной комфортности полинациональной образовательной среды вуза: поиск инструментария c. 64-71

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.4.13045

Аннотация: В статье рассматривается проблема выбора методологического инструментария для получения качественной характеристики образовательной среды ВУЗа, которая обеспечивает условия для самосоциализации студентов, включает в себя прошлый и настоящий опыт личности и общества, помогая сохранению преемственных связей между поколениями, традициями. В работе делается акцент на полинациональную характеристику образовательной среды. Предметом исследования является метод оценки социальной комфортности образовательной среды университета. Предпринятый поиск обосновывается спецификой объекта оценивания, отсутствием количественных характеристик, норм и стандартов. Для определения уровня социальной комфортности полинациональной образовательной среды вуза предлагается использовать метод гуманитарной экспертизы, направленный на выявление соответствия исследуемого объекта социальным, нравственным, экологическим, культурным (этнокультурным), эстетическим и другим гуманитарным нормам. В работе определен состав процедуры гуманитарной экспертизы: восприятие проблемы в целом, выход за рамки конкретной коллизии; анализ проблемы, исследование прецедентов решения имеющихся подобных проблем; выявление основных последствий, которые может иметь данная ситуация для социума, для общественной морали, для здоровья людей и экологической безопасности; оценка этих последствий в соответствии с правовыми, этическими, эколого-медицинскими нормами; формулирование экспертного заключения; предложения эксперта по корректировке объекта или ситуации; прогнозирование перспектив развития. В статье подробно рассматриваются основные этапы проведения экспертизы.Использование предложенного метода получения качественной характеристики образовательной среды вуза позволит повысить эффективность управления качеством образования в высшей школе.
Евсеенко Е.А., Кирко В.И., Малахова Е.В., Шадрин А.И. - Методика определения направленности профессиональной подготовки школьников старших классов c. 65-74

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.21478

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические основы начала формирования профессиональных компетенций у старшеклассников. Объектом исследования является образовательная траектория старших школьников. В статье раскрывается сущность методики по выявлению корреляции выбора будущей профессии старшеклассниками, желаниями их родителей и мнением учителей. Поэтапное обучение подростков умению самоопределяться в профессиональной сфере, формирование у них образа своего профессионального будущего равносильны обучению подростков конструированию своей жизненной цели. Авторы обосновывают важность раннего формирования профессиональных компетенций у старшеклассников. Представленная методика совместно с анализом индивидуального портфолио школьника может быть использована в целях построения дальнейшей индивидуальной образовательной траектории для овладения им необходимых знаний, компетенций и навыков, возможно потребующихся в будущей профессиональной деятельности. В работе представлены результаты разработанной и апробированной методики по выявлению корреляции выбора будущей профессии старшеклассниками с мнением их родителей и учителей, а также методика определения их (старшеклассников) лидерских качеств и уровня социально-экономической активности. Предложенная методика позволяет сформировать платформу для дальнейшего построения образовательной траектории школьников старших классов с учетом их индивидуальных портфолио. Методика апробирована в поселках Арктической зоны Республики Саха (Якутия), где в силу социально-экономических условий вектор предпочтений школьника может радикально не совпадать с пожеланиями родителей и мнениями учителей.
Майер Р.В. - Об использовании подключенного к ПЭВМ оптодатчика в учебных опытах по механике c. 69-80

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.3.11839

Аннотация: Настоящая статья посвящена проблеме совершенствования демонстрационных и лабораторных экспериментов по механике в вузе. В ней проанализированы учебные физические эксперименты, в которых используется измеритель скорости, состоящий из оптодатчика, схемы сопряжения и персонального компьютера. Рассмотрены следующие опыты: 1) экспериментальное подтверждение второго закона Ньютона; 2) проверка закона сохранения момента импульса; 3) изучение затухающих колебаний физического и крутильного маятников; 4) реактивное движение колеса Сегнера; 5) изучение вращения тела в вязкой среде. В работе используется метод физического эксперимента, заключающийся в создании таких условий опыта, при которых изучаемое явление может быть изучено наиболее оптимальным образом. Основу методологии составляют работы ученых–методистов по проблемам обучения физике. Научная новизна заключается в совершенствовании методики экспериментального изучения законов динамики, закона сохранения момента импульса, затухающих колебаний, реактивного движения, вращения тела в вязкой среде. Использование рассмотренных физических экспериментов в учебном процессе способствует пониманию законов механики на более высоком уровне, повышению интереса к физике и информационным технологиям.
Добротина И.Н. - Совершенствование умений чтения на уроках русского языка c. 71-108

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.3.15185

Аннотация: Объектом исследования становится решение проблемы совершенствования умения учащихся использовать разные стратегии чтения на уроках русского языка средствами УМК по русскому языку для основной школы под ред. Л.М.Рыбченковой. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью учить школьников не чтению вообще, а разным видам чтения: ознакомительному, изучающему, просмотровому. Анализируется возможность совершенствования коммуникативно-когнитивных умений учащихся: умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательств, выдвигать гипотезы и их обосновывать, привлекать имеющие знания из других предметных областей. Осуществлён анализ методической и дидактической составляющих УМК по русскому языку (материал "всплывающих окон", заданий упражнений, системы работы по развитию речи и т.д.) Предлагаемая система работы позволяет решать несколько ключевых задач, среди которых 1) совершенствование умений учащихся использовать разные стратегии чтения – умений, определяемых как важные предметные и метапредметные результаты по русскому языку; 2) реализация дифференцированного подхода, возможность учёта индивидуальных особенностей; развитие учебной самостоятельности учащихся; возможность интеграции учебной и внеурочной деятельности; развитие умений использовать информацию текста в своей образовательной деятельности.
Nikolaeva N.A., Zonova M.V., Sosnina N.G. - Project work in English language as a method for developing the managerial skills of the future managers of service industry c. 73-82

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23739

Abstract:  The object of this research is the formation of managerial skills using the method of project. The subject of this research is the formation of managerial skills of the future managers in the area of service industry with the help of project work in the English language classes. Involvement in projecting of the object of service suggests the students the opportunity for self-realization and professional self-identification, ensures the deeper understanding of the problems in professional sphere, better understanding the existing tools and techniques, and advanced skills in planning and organization of the activity. In the course of this work, the author examines the normative legal documents for the “Service” training program, analyzes the psychological and pedagogical literature regarding the questions of development of the managerial skills alongside the organization of project activity at the foreign language classes. The article describes certain substantially important skills of managerial activity for the future specialists in the area of service industry. Special attention is given to the stages of work aimed at development of such skills and corresponding stages of the project work. The author also demonstrates the practical experience of realization of the project with the students of “Service” specialty at the English language lessons for the purpose of development of the managerial skills, which implies listing of the approaches and methods suitable for the use at various stages of the project and forming of skills.
Грязнова Е.В., Никулин А.А. - Метод проекта в преподавании предмета «изобразительное искусство»: методические рекомендации для будущих педагогов c. 95-102

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.17986

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос реализации метода проекта на уроке «изобразительное искусство» в школе в рамках методики обучения бакалавров - будущих учителей изобразительного искусства. Актуальность данной работы заключается в том, что в методику по подготовке бакалавров по направлению «изобразительное искусство» включен метода проектов, позволяющий формировать основы научной культуры у детей младшего школьного возраста. Данная методика апробируется в течение двух лет в рамках основной образовательной программы МАОУ «Гимназия» города Реутова и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации, программе начальной ступени Международного бакалавриата – PYP (Primary Years Programme). В статье изложены методические рекомендации и педагогический опыт в преподавании предмета «изобразительное искусство» на примере программы «Я - исследователь», основанной на методе проекта как элемента методики подготовки бакалавров – будущих учителей изобразительного искусства. Основными результатами исследования является обоснование того, что метод проекта при применении его в преподавании предмета «изобразительное искусство», позволяет формировать у школьников элементы научной культуры и может быть включен в методику подготовки бакалавров – преподавателей художественных дисциплин. При апробации предлагаемой программы обучающиеся показали стабильно высокий результат.
Богатырев С.Ю. - Критерии эффективности руководства при подготовке выпускной квалификационной работы c. 115-133

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.2.9078

Аннотация: В статье на основе анализа практики подготовки дипломных работ в Финансовом университете предлагается методика оценки работы руководителя дипломной работы: разрабатываются ключевые критерии, каждому критерию присваивается значение, проводится рейтинговая оценка работы руководителя дипломной работы, анализируются факторы успеха студента при подготовке выпускной квалификационной работы. В статье предложена оригинальная методика оценки вклада научного руководителя ВКР в итоговый результат дипломной работы. Применена система критериев анализа успешности проведения разных этапов работ по дипломной работе в зависимости от её итоговой оценки. Методика была апробирована на практических данных по дипломным работам Финансового университета при Правительстве РФ разных уровней подготовки студентов за два года. Выявлены наиболе существенные факторы подготовки студента. Наиболее влияет на итоговую оценку то, как студент представляет себя на комиссии. На втором месте – дисциплинированность в процессе подготовки ВКР: своевременность подготовки и сдачи материалов руководителю. Актуальность темы, интерес, с которым доклад воспринимается комиссией и вдохновляет самого студента на работу – третий по значимости фактор.
Флеров О.В. - Корпоративное обучение английскому языку как способ повышения уровня коммуникативной компетенции сотрудников международных компаний c. 116-140

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.2.14216

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является корпоративное обучение английскому языку сотрудников как современное педагогическое явление. Предмет исследования автора - профессиональная деятельность преподавателя, работающего в бизнес-центре. Автор обосновывает важность и преимущества корпоративного обучения в нынешних реалиях и раскрывает основные особенности корпоративного преподавания как вида педагогической деятельности. Особое внимание уделяется организации процесса и анализу преимуществ и недостатков данного вида работы для педагога по сравнению с работой в классических образовательных учреждениях. Методом исследования является анализ автором собственного опыта работы корпоративным преподавателем английского языка. Включённое наблюдение за данным педагогическим процессом позволило вывести как теоретические обобщения, так и отследить конкретные практические нюансы данного рода деятельности. Новизна статьи обусловлена тем, что в ней рассмотрен процесс обучения уже состоявшихся взрослых специалистов, добившихся успехов как в получении образования, так и в профессиональной деятельности. Помимо этого в классической педагогике практически не говорится о бизнесе, между тем современные реалии диктуют определённый спрос на педагогические услуги в нём и как следствие - их научное осмысление. Новизна статьи состоит также и в том, что в ней выделены и аргументированы преимущества и недостатки данной работы для преподавателя.
Рыбакова Н.А. - Манипулятивный стереотип профессиональной деятельности педагога и способы его преодоления c. 124-142

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.14099

Аннотация: Предметом исследования является преодоления формирующегося или действующего манипулятивного стереотипа профессиональной деятельности педагога-музыканта на основе ряда методов развития способности к самоактуализации в музыкальной деятельности.Объектом выступает самоактуализация педагога-музыканта в профессиональной деятельности как цель и средство преодоления манипулятивного поведения в процессе ее реализации. В статье раскрывается сущность и негативное влияние манипулятивного стереотипа профессиональной деятельности педагога, вскрываются причины его формирования в период подготовки к профессии. Особое внимание уделяется обоснованию и описанию авторских методов преодоления указанного стереотипа в деятельности педагога вообще и в музыкальной стороне профессии учителя музыки, связанного с восприятием и оценкой произведений, в частности. Методологическую основу исследования составляют исследования самоактуализации и манипуляторства (А. Маслоу, Ф. Перлз, Э. Шостром и др.); представления ученых о сущности и роли идеального Я-образа в формировании личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, К. Левин, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, С.В. Шорохова, Э Шпрангер., Я. Ядов и др.); исследования по самоактуализации и личностному росту педагога в профессиональной деятельности (Е.В. Андриенко, С.Л.Братченко, М.Р. Миронова, Н.А. Рыбакова и др.). Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: - преодоление манипулятивного стереотипа и поведения педагога-музыканта возможно посредством целенаправленного развития способности к самоактуализации в музыкальной составляющей деятельности учителя, в первую очередь - в восприятии и оценке музыки;- предложенные методы являются эффективными для развития у будущих и практикующих педагогов-музыкантов способности к самоактуализации в музыкальном творчестве и преодоления тем самым манипулятивного стереотипа деятельности. Новизна исследования заключается в обосновании и разработке эффективных способов преодоления будущим или уже практикующим педагогом-музыкантом манипулятивного стереотипа деятельности через формирование способности к самоактуализации в восприятии и оценке музыки.Особым вкладом автора в исследование темы является разработка конкретных методов развития способности к самоактуализации в музыкальной деятельности: соответствия идеальному образу «Я – самоактуализирующаяся личность», исполнения двух ролей, принятия стороны Другого, независимого арбитража.
Алдошина М.И. - Интерактивные диалоговые методы в формировании этнокультурной компетентности студентов университета c. 134-143

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.21988

Аннотация: В современной социокультурной ситуации многонациональной России особенно актуальна проблема формирования этнокультурной компетентности студентов в образовательном процессе университета. Предметом данной статьи является процесс формирования этнокультурной компетентности студентов в образовательном процессе опорного университета. Объектом – культурно-диалоговые методические приемы и интерактивные методы университетского образования. Особое внимание уделяется процессуальным характеристикам, региональным особенностям и возможностям поэтапного оценивания формирования этнокультурных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование в современном университете. Методологическими основаниями выступают культурологический и компетентностный подходы. Методом структурного анализа, сравнения и группировки серии опросов 5 преподавателей и 40 студентов младших курсов направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование выявлены перспективные культурно-диалоговые методические приемы и интерактивные методы университетского образования, повышающие учебную мотивацию студентов и обеспечивающие формирование этнокультурной компетентности. Основными выводами исследования выступают доказанные возможности использования культурно-диалоговых методических приемов и интерактивных методов университетского образования (иллюстрации, персонификации и драматизации) для формирования этнокультурной компетентности студентов, которые заключаются в разнице позиций субъекта педагогического взаимодействия, в умении интонирования материала, в понимании необходимости и целенаправленном создании образного и эмоционального подкрепления погружения в содержание материала.
Литвинов В.А., Баумтрог В.Э. - К вопросу об автоматизации измерения умений по дисциплинам практической направленности c. 144-152

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22521

Аннотация: Предметом исследования является процесс оценки степени сформи-рованности умений обучающихся по дисциплинам практической направленности, с применением активных форм обучения. Объектом исследования являются способы автоматизации процесса измерения умений, форма тестовых заданий, применяемых для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Авторы рассматривают традиционные методы измерения степени умений с получением результата измерения в балльной системе и автоматизацию процесса измерения умений путем компьютерного тестирования. Особое внимание уделено использованию мультимедийных средств, как инструмента контроля наличия умений у обучающегося. Как дополнение к мультимедийным тестам предлагается использовать компьютерные симуляторы и программы тренажеры. Результаты работы получены на основе применения системного анализа проблем, возникающих при оценке компетенций обучающихся образовательных организаций Предложены формы автоматизации процесса измерения степени сформированности умений по дисциплинам практической направленности.Авторы предлагают использовать компьютерные симуляторы для оценки умений работы со сложным дорогостоящим оборудованием. Для составления тестовых заданий, получение правильного ответа на которые, требует наличия у тестируемого определенных умений, предложено использовать мультимедийные материалы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"