ГЛАВНАЯ
> Журнал "Современное образование"
> Рубрика "Индивидуальный подход в образовании"
Индивидуальный подход в образовании |
Китова Е.Т. - Профильная компетенция преподавателя иностранного языка при подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре |
|
c. 79-84
|
DOI: 10.7256/2409-8736.2016.3.19915
Аннотация: Статья посвящена проблемам подготовки кадров высшей квалификации. Объектом исследования является преподавание иностранного языка по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Предметом исследования является проблема, возникающая у преподавателя иностранного языка при контроле понимания аспирантами узкоспециальных научных статей. Введено понятие и обоснована необходимость профильной компетенции преподавателя. Разработана структура профильной компетенции, состоящая из лингвистической, терминологической и научно-коммуникативной компетенции. Особое внимание уделено терминологической компетенции, как главному компоненту профильной компетенции преподавателя иностранного языка, реализующего программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В исследовании использованы теоретические и эмпирические методы. Анкетирование показало, что преподаватели сталкиваются с проблемой понимания узкоспециальных текстов и научных статей, поскольку имеют только лингвистическое образование. Основными результатами проведенного исследования является введение нового понятия «профильная компетенция» преподавателя иностранного языка при подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре. Разработана и обоснована структура профильной компетенции преподавателя. Описаны методы ее формирования. Выделены сложности при контроле понимания узкоспециальных текстов. Проанализированы особенности отраслевых терминосистем на примере англоязычных научных статей по энергетике.
Мартынец М.С. - Результаты исследования динамики индивидуального прогресса слушателей повышения квалификации в рамках изучения темы «Экспертиза рабочих программ» |
|
c. 80-93
|
DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.22255
Аннотация: Статья посвящена некоторым аспектам педагогической деятельности. Во-первых, структура и содержание статьи позволяют учителю выяснить рекомендуемый алгоритм составления рабочей программы и критерии её оценки. Статья предлагает материал для классификации читателем как требований образовательного стандарта, так и региональных рекомендаций к составлению рабочих программ. Во-вторых, читатель статьи обнаружит методику организации деятельности учителей, направленной на понимание, анализ и оценку собственных рабочих программ по учебным предметам. С другой стороны, заинтересованный учитель прояснит способ организации действий обучающихся, направленных на оценку их индивидуального прогресса в процессе изучения какой-либо темы учебного предмета в технологии деятельностного типа. В последнюю очередь, что не умаляет их важности, статья содержит результаты исследования, проведённого в рамках процесса повышения квалификации педагогов. Некоторые выводы статьи будут небезынтересны заместителям директоров, которые создают условия для работы учителей в школах. Объект исследования: процесс повышения квалификации учителей. Предмет исследования: приём организации измерения индивидуального прогресса слушателей курсов повышения квалификации в рамках изучения темы «Экспертиза рабочих программ». Методы исследования: общетеоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой документации и документации образовательных организаций, работ учителей); эмпирические (опрос, тестирование, изучение педагогического опыта по обозначенной проблеме); статистические (анализ, сравнение результатов опроса и тестирования). Практическая новизна исследования состоит в попытке автора выявить и обосновать способ количественного определения адекватности самооценки обучающихся (слушателей) на основе обратной зависимости между реальными результатами выполнения ими заданий в тестовой форме и ожиданием правильности их выполнения слушателями курсов повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.
Пустовойтов В.Н. - Идеи конструктивистской дидактики как базовые условия эффективности индивидуализации обучения школьников |
|
c. 87-96
|
DOI: 10.7256/2409-8736.2016.4.19868
Аннотация: Индивидуализация обучения выступает сегодня одним из ключевых требований к организации обучения в школе, ориентированного на обеспечение качества общего образования. Вместе с тем, как показывает практика, реализация индивидуального подхода в условиях традиционной классно-урочной системы обучения носит, как правило, несистемный, эпизодический характер. Как следствие, встает проблема обоснования и разработки педагогических условий индивидуализации обучения школьников, которые позволят спроектировать учебно-воспитательный процесс, гарантированно обеспечивающий индивидуализированный подход к учащимся в условиях современной системы образования. В качестве концептуальной основы решения обозначенной проблемы избрана педагогика конструктивизма, положения которой рассматриваются в контексте идей личностно ориентированного обучения. Основу методологии исследования составляет системный подход. Методы исследования обусловлены характером теоретического исследования и включают в себя: анализ и обобщение эмпирического и теоретического материала, компаративный анализ. В ходе проведенной работы установлено, что реализация индивидуального подхода в обучении в современной школе — объективно обусловленное закономерностями развития человека и уровнем общественных отношений требование к организации учебно-воспитательного процесса. Конструктивистская дидактика, конкретизируя стратегические идеи личностно ориентированного подхода, характеризуется рядом положений, выполнение которых позволяет гарантированно индивидуализировать процесс обучения. Среди условий эффективности индивидуализации обучения школьников в свете положений конструктивистской дидактики выделены: подход к индивидуализации как целенаправленному систематическому процессу, неотъемлемому атрибуту обучения; цель обучения — максимально возможное развитие потенциала личности средствами учебного предмета; создание условий для вариативности учения и свободы выбора учащимся учебных стратегий и учебного материала (в соответствии с требованиями учебных планов и программ); ориентация на учебные задачи, имеющие личностный смысл, культурно-историческую и практическую направленность содержания, а также на организацию учебно-воспитательного процесса, позволяющую создавать условия для самоуправляемой познавательной деятельности каждого учащегося; дозированная помощь учителя учащемуся с учетом его «зоны ближайшего развития». Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий эффективного индивидуализированного развивающего обучения школьников. Выявленные условия позволяют определить направленность, содержание и способы деятельности учителя по созданию (конструированию) условий для индивидуализированного обучения в условиях современной школы.
|