Современное образование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Образование"
Образование
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Эволюционные парадигмы и модели образования XXI века c. 1-67
Аннотация: Предлагается эволюционный подход к исследованию формирующихся моделей и парадигм образования в перспективе глобализации и перехода к устойчивому развитию. В связи с этим предполагаются кардинальные эволюционные трансформации образовательных процессов, вектор которых направлен от современных его форм к образованию для устойчивого развития и становлению глобального образования ноосферной ориентации
Горлицына О.А. - Обучение студентов педвузов визуализации знаний c. 1-9
Аннотация: В статье анализируется актуальная на сегодняшний день проблема визуализации знаний в обучении. Речь идет о необходимости обучать студентов способам самостоятельно представлять вербальную информацию в графической форме, что способствует увеличению темпа мышления, формированию умения работать с большими объемами учебной информации, а также концептуально структурировать и упорядочить полученные знания. Автором обобщается практический опыт работы в данном направлении, а так же предложены к рассмотрению психолого-педагогические условия обучения студентов, и краткое представление курса по выбору «Визуализация знаний», разработанного для будущих учителей технологии.
Кананыкина Е.С. - История законодательства об образовании французской школы c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.3.1138

Аннотация: До недавнего времени образовательное законодательство Франции включало в себя более 100 законов, многие из которых были приняты еще в XIX в. Как и в ряде других стран Западной Европы, во Франции длительный процесс формирования образовательного законодательства до конца 1960–х гг. носил преимущественно фрагментарный характер. Его особенностью было отсутствие стабильных обобщающих правовых актов, применимых к системе образования в целом или к ее основным ступеням
Розин В.М. - Становление новой образовательной формации c. 1-43

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.1.6445

Аннотация: В статье анализируется доклад «Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд», авторы которого высказывают предположение, что намечается вторая волна Просвещения, заключающаяся в переходе от «педагогики знания» к «педагогике исследования и проектирования», а также к педагогике деятельности. Автор разбирает и отвергает этот тезис, противопоставляя ему свои. В том числе он утверждает, что образование, работающее на российскую культуру и социальность должно учитывать общецивилизационные тренды: формирование нового ведущего типа социальности, различие потребностей в образовании для разных социальных субъектов, конкуренцию с образованием других институтов (СМИ, Интернет, корпоративные исследовательские, инжиниринговые учебные центры, бизнес в сфере образования и культуры; социальные сети и неформальные сообщества и др.), становление «очагов новой педагогики» («педагогического отношения» нового типа). Затем он намечает новый взгляд на развитие ребенка, предлагая различать три типа "культур жизни" - детство, отрочество и юность, а также несколько периодов взрослой жизни. Через всю статью проходит критика взгляда на содержание образования как знаний и дисциплин. Альтернативная точка зрения: содержание образования для современных условий - это деятельность и мышление. Автор дает образец разработки нового содержания образования на примере собственного опыта преподавания философии и обобщает этот материал.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Образование как информационный процесс и перспективы его футуризации c. 1-57

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.2.8997

Аннотация: Автор рассматривает образование как информационный процесс и использует информационный критерий развития для оценки его дальнейшей эволюции. Образование может моделироваться и исследоваться информационными подходами и методами как процесс накопления, передачи, переработки и других форм движения особого рода информации – образовательной информации. Анализируются семиотические свойства образовательной информации, которая циркулирует в процессах и системах обучения, развития и воспитания, выражая формально-количественные параметры, а также значение и ценность этого вида информации. Особое внимание обращается на необходимость не только модернизации, но и футуризации образования и становления опережающего образования, что имманентно связано с информационными процессами в образовании.Выживание человечества теперь зависит в основном от образования, от превращения современного (по времени существования), но устаревшего по своему содержанию образования в образование для устойчивого развития и другие перспективные формы предполагаемой его эволюции, способные эффективно содействовать выходу из глобального антропогенного кризиса цивилизации. Акцентируется внимание на онтологическом подходе, когда образование рассматривается не только в системе «человек-социум», но и как всеобщая форма развития, когда человек включается в глобально-природную, а также вселенско-космическую эволюцию, которая в информационном ракурсе воздействует на формирование личности.
Бутанаев С.А. - Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. c. 1-13

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.4.10385

Аннотация: Человек в современном мире испытывает потребность чувствовать себя в безопасности. Человеку жизненно необходимо ощущение уверенности в завтрашнем дне, а также физическая и психологическая безопасность. Именно поэтому в современном мире происходит усиление роли психологии. Важнейшим из составляющих экономического и социального капитала нации является психологическое здоровье. Необходимо отметить, что психологическое здоровье - это один из факторов обеспечения общественного спокойствия, социального единства, высокой производительности труда, хорошего качества жизни, стабильности человека и общества. В данной статье описывается исследование, проведенное в общеобразовательной школе, направленное на измерение психологической безопасности в образовательной среде. В качестве рабочей гипотезы было принято предположение, что различия в восприятии уровня безопасности ОС связаны с ролью каждого из субъектов, находящегося в этой ОС. Далее, мы предположили, что более активные субъекты (учителя) оценивают безопасность своей школы выше, нежели родители, а учащиеся оценивают безопасность еще выше, вследствие своего юношеского возраста. Статистическая обработка результатов анкетирования показала достоверность различий в восприятии образовательной среды с позиций изученных групп респондентов. Удовлетворенность значимыми характеристиками школы была существенно ниже среди учеников младших классов по сравнению со старшеклассниками. Другой особенностью образовательной среды было то, что ученики и учителя оценивают психологическую безопасность школы выше, чем родители. В целом, по результатам исследования, мы рекомендовали бы создать атмосферу большего доверия между администрацией школы, учителями и родителями, а также уделять большее внимание заинтересованности учеников младших классов в учебном процессе.
Трофимова Г.А. - Среднее образование: пороки качества и пути их устранения c. 1-11

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.4.13491

Аннотация: Получение качественного образования школьниками, а также их надлежащее воспитание в период пребывания в учебном заведении – одни из самых актуальных и постоянно обсуждаемых вопросов в педагогической и научно-педагогической литературе. Однако реального механизма изменения ныне сложившейся не лучшей ситуации в этой сфере не выработано. С точки зрения автора статьи, единственно верным направлением деятельности является устранение таких пробелов в правовом и административном регулировании, которые связаны с ответственностью субъектов образовательных отношений (учащегося, его родителей, педагогов) и реальной, логичной оценкой обязанностей каждого из них. Для выявления проблем получения некачественного образования детьми в школе были использованы методы наблюдения, опроса и сравнения, а также логического анализа. Данная статья будет полезна с целью определения истинных причин некачественного уровня получения детьми знаний, деформации их воспитания как свободных, ответственных и прилежно относящихся к делу личностей; а также направления совершенствования законодательства и педагогической деятельности в плане повышения качества среднего образования.
Осипова Н.В. - Корпоративная модель университета как социальная новация c. 1-19

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.2.14388

Аннотация: В эпоху глобальных изменений современного российского общества затрагиваются фактически все стороны его жизни, в том числе такая важная сфера, как образование – как общее среднее и среднее специальное, так и высшее профессиональное. Статья посвящена многоаспектной реорганизации образовательных учреждений высшего профессионального образования. Сегодня высшие учебные заведения, в том числе и университеты, охватывают огромные масштабы человеческой деятельности; скорость полученных и использованных новых знаний, компьютерные технологии решают проблему разорванности между образованностью и обученностью. Основные методологические подходы к решению данной проблемы можно найти на путях построения корпоративной модели университета, которая позволит высшему учебному заведению научиться чутко реагировать на нужды экономики и на изменения требований рынков труда, требующих наличия высокоразвитого человеческого ресурса-потенциала. Основными выводами проведенного исследования является положение о радикальной смене статуса университета в контексте современных социально-экономических требований. Так он должен соответствовать многим параметрам и характеристикам, которые были не актуальными еще два-три десятилетия назад, среди которых экологическая и технологическая безопасность, новые формы и методы обучения, формирование новой корпоративной культуры управления, повышение качества получаемого образования и эффективная, практикоориентированная подготовка будущего специалиста, гражданина и личности.
Зайцева Е.А. - Система образования в Швейцарии: структура, преимущества и недостатки c. 1-18

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.3.15145

Аннотация: Объектом исследования выступает образовательная система Швейцарии, предметом являются ее структура, преимущества и недостатки. В рамках проведенного исследования автор подробно раскрывает сущность каждого уровня системы образования, рассматривает особенности данной системы, предпосылки формирования характерных черт, существующие учебные заведения, модели преподавания и системы обучения, а также занимаемые позиции в мировом рейтинге качества высшего образования в 2010-2014 гг. Особое внимание уделяется видам образовательных учреждений, их характеристике. Представлены результаты сравнительного анализа систем высшего образования в России и Швейцарии с целью выявления различий и сходств. Для проведения исследования применялись такие общенаучные методы, как описание, сравнение, анализ и дедукция. Методологической основой выступает системный подход к исследованию. Основной вывод по итогам проведенного исследования заключается в том, что образовательная система Швейцарии не имеет единых стандартов и учебных планов. В каждом кантоне существуют не только различные модели преподавания, но и системы обучения, отличающиеся друг от друга, как набором изучаемых дисциплин, так и способом проведения экзаменов. Все это предопределяет возможность полного раскрытия потенциала у различных групп учащихся, а также предполагает различный уровень качества образования у подростков, проживающих в разных кантонах. Новизна исследования заключается в том, что при его проведении некоторые аспекты системы образования Швейцарии были рассмотрены в новом ключе, в частности сравнение систем высшего образования в Швейцарии и Российской Федерации привело к новому пониманию ее структуры.
Карпов А.О. - Социализация научно-исследовательского типа в обществе знаний c. 1-35

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.1.15479

Аннотация: Концепция общества знаний является влиятельной парадигмой современного социального развития. В условиях, когда знание становится главным социоэкономическом активом общества, особое значение приобретает особый тип социализации, наделяющий растущего индивида продуктивным отношением к знанию и познанию. Социализация научно-исследовательского типа развивается как тотальный общественный процесс, трансформирующий поведение людей всех возрастов и профессий. В роли культурно-производящей ос-новы общества знаний, выступает образование, которое воспитывает способных к научному поиску молодых людей, т.е. исследовательское образование. Цель статьи – представить особенности социализации научно-исследовательского типа, которая готовит молодых людей к жизни в обществе знания, а также рассмотреть ее этапы и проанализировать ее первоначальные формы в исследовательском образовании. Методология проведенного исследования опирается на методы герменевтического и структурно-функционального анализа социального действия, элементы теории ценностей и философской онтологии. Она использует 25-летний опыт Российской научно-социальной про-граммы «Шаг в будущее», занимающейся подготовкой молодых исследователей – школьников и студентов, которая в настоящее время имеет более 150 тысяч участников. Начальный раздел статьи посвящен рассмотрению роли образования в концепции общества знаний, созданной в период 1940-1960-х годов, и составляет культурно-исторический контекст дальнейшему изложению. При характеристики социализации для общества знаний, показана ее бинарная сложность, в которой переплетаются инструментальная и либеральная традиции. В качестве фундаментальных факторов нового типа социализации представлены когнитивно-ролевая структура общества знаний и духовные способности, детерминирующие креативность. Возможность ранней научно-исследовательской социализации объяснена по-средством динамики периода профессионального взросления в условиях общего технологического поля современной культуры знаний. Этапы социализации в исследовательском образовании представлены в контексте развития проблемно-познавательной программы индивида; приведены примеры. В качестве первичных форм социализации рассмотрены эпистемический импринтинг и базовая система начальных познавательных практик. Последняя проанализирована в контексте феноменов самоосмысления и самостановления.
Лелюк Ю.В. - Государственное финансирование системы подготовки кадров в Украине c. 1-16

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.4.16133

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы государственного финансирования высшего образования в Украине. Автором рассмотрены факторы, влияющие на нестабильность и развитие кризисных явлений в подготовке кадров. Показано, что предметом особого внимания на сегодня становится аспект финансирования высшего образования. Автором проанализированы финансовые ресурсы высших учебных заведений и сформулирован вывод о том, что основным инвестором финансирования остается государство. Осуществлен анализ динамики расходов Сводного бюджета Украины на образование. Проанализирована динамика изменения расходов Сводного бюджета на образование в Украине в 2011–2014 годах. Отмечено, что абсолютные показатели (величина ВВП) на финансирование образования значительно меньше, по сравнению с развитыми странами. Основным выводом проведенного исследования является то, что на финансирование образования в Украине выделяется значительно меньше средств, по сравнению с развитыми странами. Автором предложено осуществить изменения в существующей форме финансирования учебных заведений и создать программы по привлечению средств от частного бизнеса.
Дегтярева И.В., Шалина О.И., Токарева Г.Ф. - Трансформация университетского образования в контексте устойчивого развития c. 1-11

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.18469

Аннотация: Под влиянием геополитических, экономических и технологических изменений в мире происходит переориентация целей и функций образования, меняется не только длительность и формы образования, но и требования к выпускникам и вузам, появляются новые образовательные структуры и соответствующие социальные институты. Предметом исследования являются современные тенденции в области мирового высшего образования. Образование является не только целью, но и средством достижения устойчивого развития путем подготовки высокоинтеллектуальных и действенно-ориентированных кадров для устойчивого развития общества, пропаганды принципов устойчивого развития и формирование социально-ответственного поведения населения и бизнеса, проведение научных исследований в области УР и создание постоянно действующих информационных платформ, аккумулирующих статистические данные и аналитическую информацию в области УР. На основе сравнительного анализа, обобщения и синтеза научной литературы стран Евросоюза и информации, собранной в ходе научной стажировки авторов в Словакии в статье определены основные тенденции развития высшего образования в мире: направленность образования на достижение Устойчивого развития и социальной ответственности, практическая направленность образования, междисциплинарность образования, формирование системы непрерывного образования, переход на электронные формы образования, политическая направленность образования. Университеты, должны готовить выпускников, уровень и навыки которых соответствуют требованиям рынка труда. Образовательным учреждениям следует учитывать, что цикл создания знаний, их распространения, обучения и использования становится короче. Это, в свою очередь, приводит к необходимости постоянного повышения квалификации рабочей силы и обновления содержания обучения. В связи с тем, что все значимые открытия совершаются на стыке различных областей знания, возрастает важность формирования у студентов базовых знаний и понятийного аппарата для эффективного общения с коллегами из других областей. Таким образом, ядро образования должно включать научную гуманитарную и техническую базу, т. е. широкий спектр гуманитарных, математических, технических и иных знаний. Кроме того университеты должны принять на себя непосредственную ответственность за формирование у обучающихся политических взглядов и установок, повышающих устойчивость общества к информационным войнам.
Абрамов Р.А., Забазнова Н.М., Халатенкова Е.Ю. - Управление качеством системы высшего образования как фактор повышения профессиональной востребованности выпускников c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19685

Аннотация: В данной исследовательской статье проанализированы проблемы подготовки студентов по направлению «Государственное и муниципальное управление». В целях оценки уровня востребованности выпускников этой специальности и выявления характерных именно для этой сферы объективных и субъективных факторов, влияющих на профессиональную самореализацию выпускников, авторами был проведен опрос бакалавров и магистрантов, обучающихся в ведущих экономических вузах по рассматриваемому направлению, а также молодых людей, уже освоивших приведенные образовательные программы. Обьектов исследования являются программы обучения по направлению "ГМУ". Предметом исследования являются организационные, социальные и экономические отношения, возникающие при реализации программ обучения. В данной статье использовался опросный метод, и метод полевых исследований. Задаваемые респондентам вопросы касались желания и возможности работать по специальности, значимости полученного диплома, удовлетворенности качеством образования, отношения к различным аспектам построения учебного процесса и т.д. Систематизировав полученные по итогам анкетирования данные и сопоставив их с результатами проводимых ранее аналогичных опросов, авторы приходят к выводу о решающей роли таких взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, как осознанность выбора профессии, индивидуальное восприятие учебного процесса, качество преподавания, прикладная составляющая обучения в успешном трудоустройстве выпускников и практическом применении приобретенных знаний и умений. Основными выводами исследования стал выявление процента выпускников направления «Государственное и муниципальное управление», работающих по специальности, их мотивы поступления на соответствующую магистерскую программу, оценку выпускниками важности полученных в период обучения на бакалавриате знаний и наличия диплома при устройстве в органы государственной власти и местного самоуправления, на основе чего авторами был разработан комплекс мер по увеличению востребованности выпускаемых специалистов в системе государственной и муниципальной службы, что является новизной работы, и, как следствие, повышению эффективности вложений в подготовку управленческих кадров. Приведенные результаты исследования могут быть использованы для совершенствования организации образовательного процесса в рамках этого направления, а также учтены при разработке и дополнении соответствующих образовательных программ.
Левикова С.И. - Философия в системе российского образования c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20911

Аннотация: Судьба философии как общеобразовательного предмета в России была исторически изменчива. Занятия философией позволяют научить думать, лучше понимать культуру собственной, да и других стран, собирать осколки знаний о мире воедино и давать общее целостное представление об окружающей действительности. Подобные занятия можно и нужно начинать уже с работы с детьми. Занятия философией с детьми, безусловно, должны отличаться от таковых со взрослыми и должны быть ориентированы на развитие у них мыслительных способностей, по словам А.Ф. Лосева, «культуры мышления». Методологическим фундаментом исследования являются философские методы и принципы познания – объективность, всеобщая связь, целостность и системность, причинность и детерминизм. Решение изучаемых проблем осуществляется также на основе общенаучных исследовательских подходов, прежде всего – системного и общенаучных методов: синтеза, анализа, методов логического и исторического анализа, индукции, дедукции, идеализации и др. Кроме того, применяются диалектический, феноменологический, герменевтический, логический, исторический методы, а также социально-философский и сравнительный анализы. Новизна представленного материала состоит в постановке вопроса о введении трехуровневой системы занятий по философии, начиная со школы и заканчивая вузом.Автор приходит к выводу, что философия для детей как общеобразовательный предмет может быть встроена в систему современного российского образования, где она должна предшествовать «школярскому» уровню, ориентированному на изучение философии (ее истории, проблематики и т.п.) и уровню философствования как мудрости (по классификации И. Канта). Однако предложенную трехуровневую систему философского образования продуктивнее всего было бы внедрять в школах-лицеях, заинтересованных в том, чтобы максимально развить умственные способности обучающихся в них детей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"