Современное образование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Рубрика "Образование"
Образование
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Эволюционные парадигмы и модели образования XXI века c. 1-67
Аннотация: Предлагается эволюционный подход к исследованию формирующихся моделей и парадигм образования в перспективе глобализации и перехода к устойчивому развитию. В связи с этим предполагаются кардинальные эволюционные трансформации образовательных процессов, вектор которых направлен от современных его форм к образованию для устойчивого развития и становлению глобального образования ноосферной ориентации
Горлицына О.А. - Обучение студентов педвузов визуализации знаний c. 1-9
Аннотация: В статье анализируется актуальная на сегодняшний день проблема визуализации знаний в обучении. Речь идет о необходимости обучать студентов способам самостоятельно представлять вербальную информацию в графической форме, что способствует увеличению темпа мышления, формированию умения работать с большими объемами учебной информации, а также концептуально структурировать и упорядочить полученные знания. Автором обобщается практический опыт работы в данном направлении, а так же предложены к рассмотрению психолого-педагогические условия обучения студентов, и краткое представление курса по выбору «Визуализация знаний», разработанного для будущих учителей технологии.
Кананыкина Е.С. - История законодательства об образовании французской школы c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.3.1138

Аннотация: До недавнего времени образовательное законодательство Франции включало в себя более 100 законов, многие из которых были приняты еще в XIX в. Как и в ряде других стран Западной Европы, во Франции длительный процесс формирования образовательного законодательства до конца 1960–х гг. носил преимущественно фрагментарный характер. Его особенностью было отсутствие стабильных обобщающих правовых актов, применимых к системе образования в целом или к ее основным ступеням
Розин В.М. - Становление новой образовательной формации c. 1-43

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.1.6445

Аннотация: В статье анализируется доклад «Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд», авторы которого высказывают предположение, что намечается вторая волна Просвещения, заключающаяся в переходе от «педагогики знания» к «педагогике исследования и проектирования», а также к педагогике деятельности. Автор разбирает и отвергает этот тезис, противопоставляя ему свои. В том числе он утверждает, что образование, работающее на российскую культуру и социальность должно учитывать общецивилизационные тренды: формирование нового ведущего типа социальности, различие потребностей в образовании для разных социальных субъектов, конкуренцию с образованием других институтов (СМИ, Интернет, корпоративные исследовательские, инжиниринговые учебные центры, бизнес в сфере образования и культуры; социальные сети и неформальные сообщества и др.), становление «очагов новой педагогики» («педагогического отношения» нового типа). Затем он намечает новый взгляд на развитие ребенка, предлагая различать три типа "культур жизни" - детство, отрочество и юность, а также несколько периодов взрослой жизни. Через всю статью проходит критика взгляда на содержание образования как знаний и дисциплин. Альтернативная точка зрения: содержание образования для современных условий - это деятельность и мышление. Автор дает образец разработки нового содержания образования на примере собственного опыта преподавания философии и обобщает этот материал.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Образование как информационный процесс и перспективы его футуризации c. 1-57

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.2.8997

Аннотация: Автор рассматривает образование как информационный процесс и использует информационный критерий развития для оценки его дальнейшей эволюции. Образование может моделироваться и исследоваться информационными подходами и методами как процесс накопления, передачи, переработки и других форм движения особого рода информации – образовательной информации. Анализируются семиотические свойства образовательной информации, которая циркулирует в процессах и системах обучения, развития и воспитания, выражая формально-количественные параметры, а также значение и ценность этого вида информации. Особое внимание обращается на необходимость не только модернизации, но и футуризации образования и становления опережающего образования, что имманентно связано с информационными процессами в образовании.Выживание человечества теперь зависит в основном от образования, от превращения современного (по времени существования), но устаревшего по своему содержанию образования в образование для устойчивого развития и другие перспективные формы предполагаемой его эволюции, способные эффективно содействовать выходу из глобального антропогенного кризиса цивилизации. Акцентируется внимание на онтологическом подходе, когда образование рассматривается не только в системе «человек-социум», но и как всеобщая форма развития, когда человек включается в глобально-природную, а также вселенско-космическую эволюцию, которая в информационном ракурсе воздействует на формирование личности.
Бутанаев С.А. - Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. c. 1-13

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.4.10385

Аннотация: Человек в современном мире испытывает потребность чувствовать себя в безопасности. Человеку жизненно необходимо ощущение уверенности в завтрашнем дне, а также физическая и психологическая безопасность. Именно поэтому в современном мире происходит усиление роли психологии. Важнейшим из составляющих экономического и социального капитала нации является психологическое здоровье. Необходимо отметить, что психологическое здоровье - это один из факторов обеспечения общественного спокойствия, социального единства, высокой производительности труда, хорошего качества жизни, стабильности человека и общества. В данной статье описывается исследование, проведенное в общеобразовательной школе, направленное на измерение психологической безопасности в образовательной среде. В качестве рабочей гипотезы было принято предположение, что различия в восприятии уровня безопасности ОС связаны с ролью каждого из субъектов, находящегося в этой ОС. Далее, мы предположили, что более активные субъекты (учителя) оценивают безопасность своей школы выше, нежели родители, а учащиеся оценивают безопасность еще выше, вследствие своего юношеского возраста. Статистическая обработка результатов анкетирования показала достоверность различий в восприятии образовательной среды с позиций изученных групп респондентов. Удовлетворенность значимыми характеристиками школы была существенно ниже среди учеников младших классов по сравнению со старшеклассниками. Другой особенностью образовательной среды было то, что ученики и учителя оценивают психологическую безопасность школы выше, чем родители. В целом, по результатам исследования, мы рекомендовали бы создать атмосферу большего доверия между администрацией школы, учителями и родителями, а также уделять большее внимание заинтересованности учеников младших классов в учебном процессе.
Трофимова Г.А. - Среднее образование: пороки качества и пути их устранения c. 1-11

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.4.13491

Аннотация: Получение качественного образования школьниками, а также их надлежащее воспитание в период пребывания в учебном заведении – одни из самых актуальных и постоянно обсуждаемых вопросов в педагогической и научно-педагогической литературе. Однако реального механизма изменения ныне сложившейся не лучшей ситуации в этой сфере не выработано. С точки зрения автора статьи, единственно верным направлением деятельности является устранение таких пробелов в правовом и административном регулировании, которые связаны с ответственностью субъектов образовательных отношений (учащегося, его родителей, педагогов) и реальной, логичной оценкой обязанностей каждого из них. Для выявления проблем получения некачественного образования детьми в школе были использованы методы наблюдения, опроса и сравнения, а также логического анализа. Данная статья будет полезна с целью определения истинных причин некачественного уровня получения детьми знаний, деформации их воспитания как свободных, ответственных и прилежно относящихся к делу личностей; а также направления совершенствования законодательства и педагогической деятельности в плане повышения качества среднего образования.
Осипова Н.В. - Корпоративная модель университета как социальная новация c. 1-19

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.2.14388

Аннотация: В эпоху глобальных изменений современного российского общества затрагиваются фактически все стороны его жизни, в том числе такая важная сфера, как образование – как общее среднее и среднее специальное, так и высшее профессиональное. Статья посвящена многоаспектной реорганизации образовательных учреждений высшего профессионального образования. Сегодня высшие учебные заведения, в том числе и университеты, охватывают огромные масштабы человеческой деятельности; скорость полученных и использованных новых знаний, компьютерные технологии решают проблему разорванности между образованностью и обученностью. Основные методологические подходы к решению данной проблемы можно найти на путях построения корпоративной модели университета, которая позволит высшему учебному заведению научиться чутко реагировать на нужды экономики и на изменения требований рынков труда, требующих наличия высокоразвитого человеческого ресурса-потенциала. Основными выводами проведенного исследования является положение о радикальной смене статуса университета в контексте современных социально-экономических требований. Так он должен соответствовать многим параметрам и характеристикам, которые были не актуальными еще два-три десятилетия назад, среди которых экологическая и технологическая безопасность, новые формы и методы обучения, формирование новой корпоративной культуры управления, повышение качества получаемого образования и эффективная, практикоориентированная подготовка будущего специалиста, гражданина и личности.
Зайцева Е.А. - Система образования в Швейцарии: структура, преимущества и недостатки c. 1-18

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.3.15145

Аннотация: Объектом исследования выступает образовательная система Швейцарии, предметом являются ее структура, преимущества и недостатки. В рамках проведенного исследования автор подробно раскрывает сущность каждого уровня системы образования, рассматривает особенности данной системы, предпосылки формирования характерных черт, существующие учебные заведения, модели преподавания и системы обучения, а также занимаемые позиции в мировом рейтинге качества высшего образования в 2010-2014 гг. Особое внимание уделяется видам образовательных учреждений, их характеристике. Представлены результаты сравнительного анализа систем высшего образования в России и Швейцарии с целью выявления различий и сходств. Для проведения исследования применялись такие общенаучные методы, как описание, сравнение, анализ и дедукция. Методологической основой выступает системный подход к исследованию. Основной вывод по итогам проведенного исследования заключается в том, что образовательная система Швейцарии не имеет единых стандартов и учебных планов. В каждом кантоне существуют не только различные модели преподавания, но и системы обучения, отличающиеся друг от друга, как набором изучаемых дисциплин, так и способом проведения экзаменов. Все это предопределяет возможность полного раскрытия потенциала у различных групп учащихся, а также предполагает различный уровень качества образования у подростков, проживающих в разных кантонах. Новизна исследования заключается в том, что при его проведении некоторые аспекты системы образования Швейцарии были рассмотрены в новом ключе, в частности сравнение систем высшего образования в Швейцарии и Российской Федерации привело к новому пониманию ее структуры.
Карпов А.О. - Социализация научно-исследовательского типа в обществе знаний c. 1-35

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.1.15479

Аннотация: Концепция общества знаний является влиятельной парадигмой современного социального развития. В условиях, когда знание становится главным социоэкономическом активом общества, особое значение приобретает особый тип социализации, наделяющий растущего индивида продуктивным отношением к знанию и познанию. Социализация научно-исследовательского типа развивается как тотальный общественный процесс, трансформирующий поведение людей всех возрастов и профессий. В роли культурно-производящей ос-новы общества знаний, выступает образование, которое воспитывает способных к научному поиску молодых людей, т.е. исследовательское образование. Цель статьи – представить особенности социализации научно-исследовательского типа, которая готовит молодых людей к жизни в обществе знания, а также рассмотреть ее этапы и проанализировать ее первоначальные формы в исследовательском образовании. Методология проведенного исследования опирается на методы герменевтического и структурно-функционального анализа социального действия, элементы теории ценностей и философской онтологии. Она использует 25-летний опыт Российской научно-социальной про-граммы «Шаг в будущее», занимающейся подготовкой молодых исследователей – школьников и студентов, которая в настоящее время имеет более 150 тысяч участников. Начальный раздел статьи посвящен рассмотрению роли образования в концепции общества знаний, созданной в период 1940-1960-х годов, и составляет культурно-исторический контекст дальнейшему изложению. При характеристики социализации для общества знаний, показана ее бинарная сложность, в которой переплетаются инструментальная и либеральная традиции. В качестве фундаментальных факторов нового типа социализации представлены когнитивно-ролевая структура общества знаний и духовные способности, детерминирующие креативность. Возможность ранней научно-исследовательской социализации объяснена по-средством динамики периода профессионального взросления в условиях общего технологического поля современной культуры знаний. Этапы социализации в исследовательском образовании представлены в контексте развития проблемно-познавательной программы индивида; приведены примеры. В качестве первичных форм социализации рассмотрены эпистемический импринтинг и базовая система начальных познавательных практик. Последняя проанализирована в контексте феноменов самоосмысления и самостановления.
Лелюк Ю.В. - Государственное финансирование системы подготовки кадров в Украине c. 1-16

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.4.16133

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы государственного финансирования высшего образования в Украине. Автором рассмотрены факторы, влияющие на нестабильность и развитие кризисных явлений в подготовке кадров. Показано, что предметом особого внимания на сегодня становится аспект финансирования высшего образования. Автором проанализированы финансовые ресурсы высших учебных заведений и сформулирован вывод о том, что основным инвестором финансирования остается государство. Осуществлен анализ динамики расходов Сводного бюджета Украины на образование. Проанализирована динамика изменения расходов Сводного бюджета на образование в Украине в 2011–2014 годах. Отмечено, что абсолютные показатели (величина ВВП) на финансирование образования значительно меньше, по сравнению с развитыми странами. Основным выводом проведенного исследования является то, что на финансирование образования в Украине выделяется значительно меньше средств, по сравнению с развитыми странами. Автором предложено осуществить изменения в существующей форме финансирования учебных заведений и создать программы по привлечению средств от частного бизнеса.
Дегтярева И.В., Шалина О.И., Токарева Г.Ф. - Трансформация университетского образования в контексте устойчивого развития c. 1-11

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.18469

Аннотация: Под влиянием геополитических, экономических и технологических изменений в мире происходит переориентация целей и функций образования, меняется не только длительность и формы образования, но и требования к выпускникам и вузам, появляются новые образовательные структуры и соответствующие социальные институты. Предметом исследования являются современные тенденции в области мирового высшего образования. Образование является не только целью, но и средством достижения устойчивого развития путем подготовки высокоинтеллектуальных и действенно-ориентированных кадров для устойчивого развития общества, пропаганды принципов устойчивого развития и формирование социально-ответственного поведения населения и бизнеса, проведение научных исследований в области УР и создание постоянно действующих информационных платформ, аккумулирующих статистические данные и аналитическую информацию в области УР. На основе сравнительного анализа, обобщения и синтеза научной литературы стран Евросоюза и информации, собранной в ходе научной стажировки авторов в Словакии в статье определены основные тенденции развития высшего образования в мире: направленность образования на достижение Устойчивого развития и социальной ответственности, практическая направленность образования, междисциплинарность образования, формирование системы непрерывного образования, переход на электронные формы образования, политическая направленность образования. Университеты, должны готовить выпускников, уровень и навыки которых соответствуют требованиям рынка труда. Образовательным учреждениям следует учитывать, что цикл создания знаний, их распространения, обучения и использования становится короче. Это, в свою очередь, приводит к необходимости постоянного повышения квалификации рабочей силы и обновления содержания обучения. В связи с тем, что все значимые открытия совершаются на стыке различных областей знания, возрастает важность формирования у студентов базовых знаний и понятийного аппарата для эффективного общения с коллегами из других областей. Таким образом, ядро образования должно включать научную гуманитарную и техническую базу, т. е. широкий спектр гуманитарных, математических, технических и иных знаний. Кроме того университеты должны принять на себя непосредственную ответственность за формирование у обучающихся политических взглядов и установок, повышающих устойчивость общества к информационным войнам.
Абрамов Р.А., Забазнова Н.М., Халатенкова Е.Ю. - Управление качеством системы высшего образования как фактор повышения профессиональной востребованности выпускников c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19685

Аннотация: В данной исследовательской статье проанализированы проблемы подготовки студентов по направлению «Государственное и муниципальное управление». В целях оценки уровня востребованности выпускников этой специальности и выявления характерных именно для этой сферы объективных и субъективных факторов, влияющих на профессиональную самореализацию выпускников, авторами был проведен опрос бакалавров и магистрантов, обучающихся в ведущих экономических вузах по рассматриваемому направлению, а также молодых людей, уже освоивших приведенные образовательные программы. Обьектов исследования являются программы обучения по направлению "ГМУ". Предметом исследования являются организационные, социальные и экономические отношения, возникающие при реализации программ обучения. В данной статье использовался опросный метод, и метод полевых исследований. Задаваемые респондентам вопросы касались желания и возможности работать по специальности, значимости полученного диплома, удовлетворенности качеством образования, отношения к различным аспектам построения учебного процесса и т.д. Систематизировав полученные по итогам анкетирования данные и сопоставив их с результатами проводимых ранее аналогичных опросов, авторы приходят к выводу о решающей роли таких взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, как осознанность выбора профессии, индивидуальное восприятие учебного процесса, качество преподавания, прикладная составляющая обучения в успешном трудоустройстве выпускников и практическом применении приобретенных знаний и умений. Основными выводами исследования стал выявление процента выпускников направления «Государственное и муниципальное управление», работающих по специальности, их мотивы поступления на соответствующую магистерскую программу, оценку выпускниками важности полученных в период обучения на бакалавриате знаний и наличия диплома при устройстве в органы государственной власти и местного самоуправления, на основе чего авторами был разработан комплекс мер по увеличению востребованности выпускаемых специалистов в системе государственной и муниципальной службы, что является новизной работы, и, как следствие, повышению эффективности вложений в подготовку управленческих кадров. Приведенные результаты исследования могут быть использованы для совершенствования организации образовательного процесса в рамках этого направления, а также учтены при разработке и дополнении соответствующих образовательных программ.
Левикова С.И. - Философия в системе российского образования c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20911

Аннотация: Судьба философии как общеобразовательного предмета в России была исторически изменчива. Занятия философией позволяют научить думать, лучше понимать культуру собственной, да и других стран, собирать осколки знаний о мире воедино и давать общее целостное представление об окружающей действительности. Подобные занятия можно и нужно начинать уже с работы с детьми. Занятия философией с детьми, безусловно, должны отличаться от таковых со взрослыми и должны быть ориентированы на развитие у них мыслительных способностей, по словам А.Ф. Лосева, «культуры мышления». Методологическим фундаментом исследования являются философские методы и принципы познания – объективность, всеобщая связь, целостность и системность, причинность и детерминизм. Решение изучаемых проблем осуществляется также на основе общенаучных исследовательских подходов, прежде всего – системного и общенаучных методов: синтеза, анализа, методов логического и исторического анализа, индукции, дедукции, идеализации и др. Кроме того, применяются диалектический, феноменологический, герменевтический, логический, исторический методы, а также социально-философский и сравнительный анализы. Новизна представленного материала состоит в постановке вопроса о введении трехуровневой системы занятий по философии, начиная со школы и заканчивая вузом.Автор приходит к выводу, что философия для детей как общеобразовательный предмет может быть встроена в систему современного российского образования, где она должна предшествовать «школярскому» уровню, ориентированному на изучение философии (ее истории, проблематики и т.п.) и уровню философствования как мудрости (по классификации И. Канта). Однако предложенную трехуровневую систему философского образования продуктивнее всего было бы внедрять в школах-лицеях, заинтересованных в том, чтобы максимально развить умственные способности обучающихся в них детей.
Абрамов Р.А., Деревянко С.В. - Проблемы гармонизации (унификации) систем высшего образования Союзного государства c. 39-46

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.20549

Аннотация: Объектом исследования являются системы высшего образования Союзного государства. Предметом исследования являются механизмы государственного регулирования, а так-же социально-экономические отношения влияющие на гармонизацию систем образования двух стран. особое внимание в статье уделяется путям возможного объединения систем высшего образования России и Беларуси в рамках Союзного государства. В качестве актуальности исследования показывается, что интеграция образовательных систем, технологий при схожих принципах дает дополнительный стимул для формирования единой платформы для дальнейшего развития интеграционной структуры. Проанализированы основные факторы, которые затрудняют интеграцию между государствами в образовательной сфере – политические, экономические, информационные и традиционалистические, а также рассматриваются пути создания синергетической образовательной парадигмы. Целью работы является определение путей преодоления структурных и организационных проблем во взаимодействии систем образования Российской Федерации и Республики Беларусь. Результатом исследования выявлено то, что реализация подобной интеграции приведет к появлению базы для воспитания молодежи и синергетическому эффекту в экономической среде за счет кооперации интеллектуальных, финансовых ресурсов, что в целом должно отразиться на общем социально-экономическом развитии РБ и РФ. В статье использовались следующие методологические принципы: научность, системность, объективность, социальный подход, комплексность, единства теории и практики, творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме. Данные принципы приняты в качестве основных для изучения социально-экономических процессов, происходящих в образовательной сфере Союзного государства. Основными общенаучным методами, используемыми при выполнении проекта, стали методы: классификации, анализа, синтеза, экономико-статистический, структурно логический, эконометрический, графический методы. А также как вспомогательные методы прогнозный, аналитический и метод сравнения потенциалов. Полевые исследования проводились методом опроса студентов и работодателей. Новизной и в то же время оригинальностью данной статьи проекта является методологический подход к оценке качества образовательных услуг со всех заинтересованных сторон на всех этапах обучения приеме в вуз, бакалавриате, магистратуре и аспирантуре ., что позволит усилить взаимосвязь и взаимовлияние улучшения практикориентированной профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов в высших образовательных организациях Союзного государства позволит капитализировать бренд образовательных организаций как фактора успешного позиционирования ВУЗов на конкурентном мировом рынке. Преимуществом методологического подхода является:• эффективное взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда, что позволит готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда;• повышение качества образовательных услуг влияет на позиционирование образовательной организации и ее бренда на рынке, что позволит, в конечном счете, привлекать абитуриентов с повышенным средним баллом ЕГЭ.Кроме того новизна исследования определяется в том, что предложены не только пути разрешения ситуации и преодоления всех факторов, которые не позволяют создать единое образовательное пространство, но также проведен последовательный анализ всех уровней обучения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"