по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Содержание № 04, 2022
Выходные данные сетевого издания "Современное образование"
Номер подписан в печать: 31-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Неволина Виктория Васильевна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, nevolina-v@yandex.ru
ISSN: 2409-8736
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2022
Образование
Шиничева И.Ю., Писаренко И.А. - Взгляд администрации школ на организацию проектной деятельности: трудности и перспективы c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.4.39087

EDN: HDCRTB

Аннотация: В статье представлен фрагмент исследования, связанный с изучением проблем организации проектной деятельности учеников основной школы. Весной 2022 года были опрошены 62 заместителя директоров школ г. Санкт-Петербурга, ответственных за проектную деятельность в школе. В ходе исследования классифицированы проблемы и выявлена необходимость создания модели управления субъектами образовательного процесса при организации проектной деятельности в школе. Были использованы методы эмпирического исследования: проектирование (анкета для заместителей директоров школ, ответственных за проектную деятельность), анкетирование (Google-form), обобщение и систематизация полученных данных, количественный и качественный анализ. В ходе исследования были изучены практики организации проектной деятельности в школах Санкт-Петербурга, а также выявлены основные трудности при её реализации и возможные перспективы для повышения качества образования. Вопросы о проблемах при организации проектной деятельности в школе касались четырех аспектов: проблемы связанные с регламентами проектной деятельности; проблемы связанные с организацией работы над проектом; проблемы связанные с кадровыми, временными и материальными ресурсами, необходимыми для выполнения проекта; проблемы связанные с внутренним состоянием ребенка. Анализ полученных данных показал необходимость создания модели управления субъектами образовательного процесса при организации проектной деятельности в школе.
Круглова М.С., Шуванов И.Б., Шуванова В.П., Круглова Л.Э. - Особенности управления подготовкой выпускной квалификационной работы бакалавра в виде стартапа c. 10-17

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.4.39394

EDN: UUUHYR

Аннотация: Предметом исследования является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации студенческого участия в создании стартапа на базе образовательных организаций высшего образования в качестве выпускной квалификационной работы. Объектом исследования выступает образовательная деятельность высшего учебного заведения. Авторы подробно рассматривают жизненный цикл разработки ВКР бакалавра в виде стартапа в свете тенденций развития проектно-инновационной деятельности студентов вуза. Особое внимание уделяется наиболее корректной последовательности этапов при написании ВКР-Стартап. В статье проанализирован и обобщен опыт реализации и коммерциализации стартап-проекта на базе Сочинского государственного университета.   Основным результатом проведенного исследования является выявление алгоритмов и технологий управления подготовкой ВКР в виде стартапа. Особым вкладом авторов в исследование темы является формирование информационной модели управления участием студента-бакалавра в программе «Стартап как диплом». Новизна исследования заключается в систематизации приоритетных вопросов разработки студенческого стартап-проекта для защиты в качестве бакалаврской ВКР. По итогам проведенного исследования предлагается проведение креативных деловых игр для студентов младших курсов в целях развития стартап-мышления с перспективой будущего участия в проектно-инновационной деятельности высшего учебного заведения.
Гельман В.Я. - Пути сокращения сроков обучения в вузе c. 18-26

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.4.39381

EDN: FQGJIH

Аннотация: В настоящее время периоды технологических изменений становятся сопоставимыми с длительностью обучения в высшей школе. Поэтому наряду с потребностью использования концепции непрерывного образования, возникает необходимость в сокращении продолжительности получения базового высшего образования. Анализ и выявление возможных путей сокращения сроков обучения в вузе при сохранении необходимого уровня подготовки выпускников является предметом исследования настоящей статьи. Методической основой работы являлись интеграция и обобщение проведенных ранее исследований по повышению эффективности обучения. В статье подробно рассматриваются следующие взаимодополняющие пути: коррекция содержания обучения и использование новых более эффективных методик обучения. Показано, что сокращение сроков обучения при сохранении требуемого уровня подготовки может быть достигнуто только совместным применением различных подходов. Предложены следующие взаимодополняющие пути: коррекция (оптимизация) содержания базовых профессиональных знаний, использование более эффективных методик обучения, индивидуализация обучения, снижение вспомогательных (трансакционных) издержек у студентов и повышение уровня мотивации обучаемых. Более эффективные методики обучения, в частности, предполагают совершенствование лекционной системы, контроля успеваемости и оптимизацию скорости подачи нового материала при групповых занятиях. С учетом концепции непрерывного образования, полученный в вузе определенный фундаментальный образовательный задел, впоследствии, предполагается дополнять краткосрочными модулями в ходе дополнительного профессионального образования.
Современные стратегии и модели образования
Розин В.М. - Тьюторское образование: смысл, содержание и место в трансформирующемся современном образовании c. 27-42

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.4.39573

EDN: FQNDHE

Аннотация: В статье автор предлагает концепцию тьюторского образования. Стимулом к ее построению является неясность картины современного образования как целого, хотя большинство принципов тьюторского подхода автор разделяет. Кратко характеризуются представление о картине целого и принципы тьюторского подхода в сопоставлении с основоположениями традиционной парадигмы образования. Формулируется положение, что общим делом для тьютора и тьюторанта должно стать образование. Тьютор должен сопроводить молодого человека, помочь ему стать образованным, поделиться своим опытом образования, поддержать самостоятельность тьюторанта и в то же время, заметив, что последний остановился в своем развитии, образно говоря, постараться вывести тьюторанта из равновесия, инициировав обсуждение сложившихся обстоятельств, погрузив в ситуацию, требующую разрешения и следующего шага развития.   Тьюторант должен постараться стать взрослым, самостоятельным, компетентным, готовым к политической жизни и спасению планеты, ну и просто расположенным жить, получать от нее удовольствие, как впрочем, и преодолевать трудности, решать встающие в жизни проблемы. Помимо образования вводятся и характеризуются еще несколько концептов: «культурно-семиотической среды», «культур жизни» (культуры детства и совершеннолетия), «жизненного мира», «развития» (в нем различаются процессы «становление», собственно развитие и «завершение»), «эволюции личности», наконец, концепт «современности и ближайшего будущего». Эти концепты иллюстрируются примерами и анализом двух кейсов (организация образования в семейной (не)школе «Искатели» Павла Шиварева и духовный переворот, имевший место в жизни Павла Флоренского).
Эффективность обучения
Лялин А.В. - Задачи по теме «Искусственный интеллект» в школьной информатике c. 43-49

DOI:
10.25136/2409-8736.2022.4.39551

EDN: IPGOTT

Аннотация: Искусственный интеллект – направление информатики, в котором пишут программы и создают устройства, имитирующих интеллектуальные функции человека. Эти программы и устройства используются в самых разных областях, например, в технике, науке, искусстве, играх, медицине, торговле, финансах, образовании. Если в стандарты высшего образования уже включены дисциплины с названиями «Основы искусственного интеллекта», «Интеллектуальные информационные системы», «Интеллектуальный анализ данных» и «Машинное обучение», то в школе искусственный интеллект не рассматривается, ни на теоретическом уровне, ни на практическом. Поэтому предметом исследования является содержание темы «Искусственный интеллект» в школьном курсе информатики. В результате теоретического анализа школьных и вузовских образовательных стандартов и учебных пособий, а также наблюдения за обучением был получен положительный ответ на вопрос о возможности изучения темы «Искусственный интеллект» в школьном курсе информатики. Оказалось, что из этой сложной темы можно выбрать задачи, которые, после упрощения и адаптации, будут интересны и доступны школьникам. В статье для примера приводится четыре такие задачи, а именно, на кластеризацию, классификацию, распознавание и управление. Их решение позволяет не только познакомить учеников с новым и перспективным направлением информатики, но и приближает обучение к деятельности учёного, а значит, развивает их интеллект.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.