по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Содержание № 01, 2019
Выходные данные сетевого издания "Современное образование"
Номер подписан в печать: 01-04-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8736
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2019
Образование
Адаскина А.А., Девятко С.В. - Диагностика овладения знаково-символическими средствами как показатель метапредметных образовательных результатов младших школьников c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.25305

Аннотация: Предметом исследования является уровень овладения младшими школьниками знаково-символическими средствами. Данная способность рассматривается в контексте диагностики метапредметных результатов.Одним из требований к метапредметным образовательным результатам является умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. В статье рассматривается овладение детьми операциями, соответствующими основным этапам формирования знаково-символической деятельности: замещение, кодирование (декодирование), схематизация и моделирование. Авторами статьи была разработана комплексная диагностика по анализу умений учеников начальной школы оперировать знаково-символическими средствами. Задания подбирались с учетом возраста, с опорой на существующие разработки для начальной школы. В рамках исследования удалось выявить неравномерность освоения младшими школьниками различных этапов знаково-символической деятельности. Самый слабый этап знаково-символической деятельности у современных первоклассников – это схематизация. Мы делаем заключение, что программа начального обучения построена так, что дети к концу третьего класса не овладевают основами знаково-символической деятельности.
Кирко В.И., Кононова Е.С. - Образование как ключевой фактор инновационного и устойчивого развития c. 12-24

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.28894

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы обеспечения стабильного развития социально-экономических систем посредством сочетания таких факторов устойчивого развития, как наука, образование, культура. Обеспечение стабильного развития социально-экономических систем и создание условий для благополучия населения неразрывно связано с формированием модели развития, ориентированной не только на рост финансово-экономических показателей, но и достижение высоких стандартов жизни отдельного человека.Авторами приводится цепочка элементов, обеспечивающая устойчивое развитие ноосферы, рассматривается эволюция накопления знаний, приводящая в конечном итоге к приращению человеческого капитала. Представлено обоснование ключевой роли современной системы образования в обеспечении инновационного развития, предлагаются элементы механизма создания и распространения структурных и образовательных инноваций. В качестве методологической базы исследования использованы такие общенаучные методы, как системный анализ, синтез, абстракция и аналогия, обобщение и классификация, позволяющие обеспечить обоснованность результатов и выводов исследования. В результате исследования авторами получен вывод о том, что в целях обеспечения соответствия системы российского образования требованиям 6го технологического уклада, необходимы серьезные преобразования и изменение самих подходов к образовательному процессу.В статье авторы выделяют следующие ключевые направления преобразований современной российской системы образования, способные задать новый вектор развития образовательных систем России:1) создание системы непрерывного образования, которая реально, а не формально обеспечивает концепцию «образование на протяжении всей жизни»;2) возрождение и развитие системы интегрированного обучения, обеспечивающей партнерство университетов с бизнесом и обществом;3) формирование системы глобального доступа к лучшим образовательным ресурсам, объединение формального и информального образования.
Педагогика
Фаритов А.Т. - Некоторые аспекты классификации и применения квест-игр в школе c. 25-32

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.24477

Аннотация: Предметом исследования выступает теоретико-методическая специфика и особенности практического применения технологии квест-игр в образовательном процессе школы. Обсуждаются отдельные аспекты классификации и применения квест-игр в общеобразовательной школе. Выявляются существенные отличия образовательного квеста от других игровых технологий и на этой основе определяется понятие «образовательная квест-игра». Также рассматриваются различные подходы и основания классификации квестов, приводится ряд авторских вариантов классификации. Предлагаемый поэтапный план разработки образовательного квеста проиллюстрирован конкретным примером проектирования квест-игры «Межзвездное путешествие» (образовательные области «математика и информатика», «физика», «экономика»). Задачи, стоящие перед современной общеобразовательной школой, активизировали интерес педагогического сообщества к интерактивным и активным методам обучения. Игровые образовательные технологии, разработанные на основе деятельностного, компетентностного, контекстного подходов, позволяют не только повысить мотивацию учащихся и рост познавательного интереса к конкретной дисциплине, но и обеспечить достижение метапредметных результатов, в соответствии с требованиями новых ФГОС. Квест-игры могут эффективно использоваться в учебном процессе общеобразовательной школы, однако для этого необходимы значительные усилия педагога-игротехника по их разработке и проведению.
Ценности и цели образования
Напсо М.Д. - Образование как потребительская услуга c. 33-40

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.26289

Аннотация: Объектом анализа статьи является образование в обществе потребления, а предметом – образование как потребительская услуга. Рассматриваются особенности идеологии и психологии консьюмеризма, их соответствие духу рыночных отношений. Акцентируется внимание на процесс превращения товаров в символы, на становление потребительской культуры, формирование феномена потребительства. Исследуются тенденции проникновения консьюмеристских установок в сферу образования, рассматриваются негативные аспекты этих процессов. Показывается значение образования как социального лифта, как важнейшего инструмента, обеспечивающего процессы социальной мобильности. Использование диалектического и сравнительного методов позволило представить исследуемую проблему в ее единстве, целостности и противоречивости. Статья содержит элементы научной новизны, к которым могут быть отнесены следующие: 1) консьюмеризация и коммерциализация являются атрибутами современной системы образования; 2) образование приобретает черты потребительской услуги; 3) образование превращается в символическую систему, становится объектом потребления в качестве знака, содержащего в себе ценности успеха и престижа.
Современные стратегии и модели образования
Китова Е.Т. - Образовательно-производственное сотрудничество в условиях модернизации профессионального образования c. 41-47

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.24015

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о сотрудничестве профессиональных образовательных учреждений с профильными предприятиями и компаниями. Раскрывается сущность образовательно-производственного сотрудничества в современных условиях обновления системы профессионального образования и обосновывается актуальность взаимодействия вуза и предприятия. В статье описаны разные подходы к организации образовательно-производственного сотрудничества в других странах, таких как Германия, Швеция, Франция. В России развитие сотрудничества между вузами и предприятиями сегодня стало еще более актуальным в связи с введением прикладного бакалавриата и системы опорных вузов. В исследовании использован метод теоретического анализа и эмпирического наблюдения. Проанализированы образовательные программы технического университета. На примере Новосибирского государственного технического университета показаны возможные пути развития образовательно-производственного сотрудничества в регионе. Сделаны выводы о необходимости конкретизации требований работодателя к компетенциям специалистов технических направлений для различных видов деятельности, изучения удовлетворенности конкретных работодателей качеством обучения, привлечения работодателей в образовательный процесс вуза и преподавателей вуза в производственный процесс предприятия. Научная новизна исследования заключается в обобщении опыта конкретного вуза в развитии образовательно-производственного сотрудничества в регионе. Предложен алгоритм и формы развития сотрудничества. Особое внимание уделено совместной разработке образовательных программ.
Пеша А.В., Камарова Т.А., Патутина С.Ю. - Дорожная карта взаимодействия высшего учебного заведения, работодателей и студентов в условиях современной инновационной экономики c. 48-62

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.24354

Аннотация: В настоящее время сложилась устойчивая тенденция развития сотрудничества между работодателями и вузами в целях удовлетворения потребностей экономики страны в эффективном человеческом капитале. Данная тенденция обусловила выбор предмета нашего статьи и исследования, направленного на анализ возможностей взаимодействия и корреляции сферы профессионального образования, рынка труда и социального поведения молодых специалистов экономических направлений подготовки на основе комплексного подхода, учитывающего интересы и потребности всех заинтересованных сторон. Цель исследования: на основе результатов проведенного исследования проблем, ожиданий и предложений рынка труда для молодых специалистов представить дорожную карту работы ФГБОУ ВО «УрГЭУ» по взаимодействию с работодателями и студентами вуза. Методы исследования – устный и online-опрос, контент-анализ документов и официальных публикаций по теме исследования, математические методы обработки информации. В опросе приняли участие 497 студентов выпускных курсов ФГБОУ ВО УрГЭУ и других вузов г. Екатеринбурга, а также 26 экспертов – представителей работодателей и работодателей организаций Екатеринбурга различных сфер деятельности. Основными выводами данного исследования, что существующая система взаимодействия при подготовке высококвалифицированных кадров между государством, вузом, работодателем и студентов не в полной мере адаптирована к меняющимся потребностям экономики, вследствие чего, определённое количество выпускников не трудоустраивается по полученной профессии. В связи с полученными результатами, авторами в статье представлены основные направления и мероприятия в рамках реализации дорожной карты взаимодействия вуза и работодателей
Мокшина Ю.Л. - STREAM-образование: новые формы педагогических технологий для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. К постановке вопроса c. 63-71

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.28642

Аннотация: В статье представлено описание сущности STREAM-образования в России и за рубежом (от Science – естественные науки; Technology – технологии; Reading – чтение и письмо; Engineering – инжиниринг, проектирование; Art – искусство, дизайн; Mathematics – математика), спроектирована STREAM-технология, обеспечивающая приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века. Объектом исследования являются особенности STREAM-образования в современном образовательном процессе школы. Предмет исследования – ресурсы STREAM-образования для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. Основные методы исследования: изучение и анализ педагогической и специальной литературы; концептуальный анализ ранее выполненных исследований по проблемам использования STREAM в образовании; обобщение теоретических положений и их сопоставление с современной социокультурной ситуацией; методы измерения экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ. Научная новизна исследования заключается в авторской разработке технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ», обеспечивающей приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века. Основные выводы исследования заключаются в обосновании эффективности использования данной технологии для развития образовательной мотивации и приобщения к чтению современных школьников.
Новые методики и технологии
Юрков В.Ю. - Основы системы развития и контроля визуально-алгоритмического мышления c. 72-84

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.26453

Аннотация: Предметом исследования является метод и система контроля и развития визуально-алгоритмического мышления учащихся высших учебных заведений. Автор вводит понятия визуальный анализ и визуальный синтез, а также понятия активной, пассивной и мысленной визуализации задач из геометрии, анализа, механики. Визуальное и алгоритмическое мышление объединено в понятие визуально-алгоритмического мышления (ВАМ). Подробно описан эксперимент и результаты тестирования, целью которых являлось выявление уровня визуального и алгоритмического мышления у обучающихся университета. В основе метода развития и контроля ВАМ лежит соответствие между мыслимыми образами нечеткого пространства визуально-алгоритмического мышления и четкими геометрическими образами реального геометрического пространства. Для реализации метода построены геометрические модели нечетких фигур, преобразований, отношений, условий. Приведена классификация визуальных алгоритмов и оценка их сложности. Приведена блок-схема такого алгоритма. Основными выводом является то, что опыт применения метода развития визуально-алгоритмического мышления решения задач и разработанной системы показывает положительные моменты в процессе формирования ВАМ, но его внедрение в учебный процесс пока затруднительно, так как потребует перестройки процесса и дополнительных временных затрат.
Эффективность обучения
Литвинов В.А. - К вопросу об оценке сформированности компетенций обучающихся при проведении промежуточных и итоговой аттестации c. 85-91

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.1.25638

Аннотация: Объектом исследования работы являются методы оценки сформированности компетенций обучающихся. Предметом исследования являются корреляционные связи между результатами промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся. Автором сделан обзор существующих методик оценки уровня сформированности компетенций в процессе освоения обучающимися основной образовательной программы. На примере более двух сот обучающихся по специальности "Правоохранительная деятельность" в работе подробно проанализированы корреляционные связи результатов аттестации по отдельным предметам и итоговые оценки, полученные обучающимися на государственных экзаменах и за выпускную квалификационную работу. Методом исследования является применение системного и сравнительного статистического анализа результатов промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся за весь период обучения в образовательной организации. Сделан вывод о сильной корреляции большинства оценок уровня сформированности компетенций, получаемых по результатам промежуточных аттестаций на основе традиционных матриц компетенций, что свидетельствует об уменьшении информативности по сравнению с результатами семестровых экзаменов. Предложено проводить оценку уровня сформированности компетенций в основном по результатам защиты курсовых работ и государственной аттестации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"