Электронный журнал Современное образование - №2 за 2017 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8736 - Издательство NotaBene
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "Современное образование"
Номер подписан в печать: 28-06-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Неволина Виктория Васильевна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, nevolina-v@yandex.ru
ISSN: 2409-8736
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Воспитание и его формы
Лобковская Н.И., Железнякова А.В., Евдошкина Ю.А. - Особенности проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института c. 0-0

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.23278

Аннотация: Вопросы социализации и воспитания студентов в современном российском обществе имеют ряд противоречий. В статье рассмотрены особенности проектирования воспитательного процесса в условиях технического института. Формирование высокого уровня морально-нравственных компетенций выпускников актуализируется не просто как одно из направлений работы образовательных организаций, но и государственная политика в области образования. Объектом исследования является воспитание современного студенчества технического института, предметом – направление проектирования воспитательного процесса в условиях социально-образовательного пространства технического института. Особое внимание уделяется процессу формирования структуры потребностей студентов в условиях адаптации к специфической атмосфере технического института. На основе анализа результатов анкетного опроса студентов Волгодонского инженерно-технического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» определяются основные проблемы и тенденции в структуре потребностей студентов, влияющие на процесс нравственного становления и профессионального самоопределения, актуализируются принципы всестороннего развития личности и ее уникальности. Основным выводом авторов является обоснование необходимости организации воспитательного процесса с учетом особенностей индивидуального пространства студентов, в котором они заявляют и осуществляют свои социальные потребности. Выделен приоритет ценностного компонента в реализации программы воспитания и содействие формированию профессионального самоопределения будущих специалистов через развитие высокого уровня общекультурных компетенций в процессе обучения в техническом институте. Результаты работы могут быть применены для психолого-педагогической подготовки кураторов, наставников и специалистов воспитательных служб образовательных организаций.
Шахмарова Р.Р. - Ученическое самоуправление как средство формирования социальной активности обучающихся c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.2.22936

Аннотация: В статье обосновывается актуальность ученического самоуправления в современной образовательной системе. Предметом данного исследования является взаимосвязь ученического самоуправления с формированием социальной активности обучающихся. Отмечается, что для формирования социальной активности подростков необходимо соблюдение таких условий, как: осознание лично-значимых целей социальной деятельности, выбор приемлемых форм данной деятельности и активное личностное включение в нее. Автором проведен анализ отдельных моделей ученического самоуправления: «Школьный Совет», «Игровое государство», «Демократическая Республика», «День Дублера». Исследование проводится с применением как теоретических, так и практических методов, в частности: теоретические - анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме, сравнение моделей ученического самоуправления и эмпирические - наблюдение, педагогический эксперимент, методы сбора данных (анкетирование, тестирование). Показана адаптированная модель ученического самоуправления «Школьная Республика», ее структура, этапы развития и функционирования. Обозначена социальная активность обучающихся на каждом этапе эволюции ученического самоуправления. Результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам - практикам, реализующим в образовательных организациях различного типа модели ученического самоуправления.
Педагогика
Ченцова О.В. - Влияние культурно-образовательного пространства музея на развитие профессиональных качеств студентов (на примере студентов факультета «Предпринимательство в культуре») c. 9-17

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.23173

Аннотация: Объектом исследования являются образовательные возможности культурно-образовательного пространства музея и интегрирование его научно-культурного потенциала в систему высшего профессионального образования. В данной статье представлены результаты педагогического и социологического исследования, посвященные выявлению влияния культурно-образовательного пространства музея на развитие культурных и профессиональных качеств студентов вузов. Автор выявляет наиболее подверженные изменению профессиональные и культурные качества студентов, которые происходят в результате использования музея как инструмента активизации и роста персональной заинтересованности субъектов обучения. Теоретической базой послужило исследование развития общекультурной компетентности С.Л. Троянской. Исследование проводилось на базе Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера для студентов-бакалавров факультета «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве. Методом исследования является опрос. Основными выводами исследования являются: включение культурно-образовательного пространства музея в образовательный процесс вуза представляется эффективным решением для развития культурных и профессиональных качеств студентов, необходимых для готовности к дальнейшей профессиональной деятельности и культурной жизни в обществе, а также для интенсификации процесса обучения.
Просвещение
Илакавичус М.Р. - Гармонизация межкультурных отношений СНГ средствами просветительского диалога c. 18-28

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.23247

Аннотация: Предметом исследования является просветительство как фактор формирования инновационных стратегий и механизмов развития межгосударственного образовательного пространства (на примере СНГ). Объектом исследования стали методологические основания инновационных стратегий и механизмов развития образовательного пространства Содружества. Проблема развития общего образовательного пространства рассматривается в ракурсе развития его субъектов (одиночных и групповых) средствами просветительства. Просветительская деятельность в условиях нарастания рисков разрушения научной картины мира, практик экстремизма на уровне личности и социальных связей, использования деструктивными силами острых межнациональных проблем воспринимается сегодня как новационный ресурс социально-культурной сферы. Возвращение к просветительской деятельности должно основываться на понимании специфики современного многообразия, осуществляемого в странах СНГ. Оно должно быть адекватным практике социальности, имеющей место в разных государствах. В исследовании были применены анализ специальной литературы, современного социально-политического дискурса, эффективных просветительских практик, а также анкетирование и интервьюирование участников сообществ просветительской направленности Результатом стало выявление условий организации просветительского диалога культур представителей Содружества. Таковыми признаны обязательное событийное включение в смысловое поле иной культуры до начала взаимодействия, использование модели неформального образования, учет специфики региональной социокультурной ситуации. Изложенное позволяет повышать эффективность международных проектов за счет нивелирования рисков в области межкультурной коммуникации.
Педагогика
Дмитриева С.В. - Компетентностный подход в подготовке бакалавров направления 20.03.01 «Техносферная безопасность» для экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности c. 29-35

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.23126

Аннотация: Результативным средством реформирования образования в России признан компетентностный подход, который составляет основу федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Совокупность требований вуза к уровню сформированности компетенций в результате освоения образовательной программы бакалавриата должна отражаться в паспорте и программе формирования компетенции. Разработка паспорта компетенции дает возможность осуществить обоснованный отбор необходимого содержания образования и разработать на их основе рабочие программы дисциплин, практик, научно-исследовательских работ. В качестве примера, авторами разработан паспорт профессионально компетенции для направления подготовки «Техносферная безопасность», дисциплина прогнозирование развития опасности. Описание структуры компетенции дает такие возможности как: конкретизация целей процесса образования, раскрытие эффективных способов и методов достижения этих целей, определение объективных критерий оценки качества профподготовки бакалавров, обеспечение открытости функционирования системы образования для потребителей образования и потенциальных работодателей. Теоретический метод исследования - теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научной литературы по исследуемой в статье теме Подводя итог исследования, отметим, что компетентностный подход ориентирует профессиональное образование на развитие конкурентоспособного специалиста, готового к профессиональной деятельности, осознавая ее значимость и личную ответственность за результат этой деятельности, а также способного свободно владеть своей профессией и ориентироваться в смежных областях деятельности.
Дидактика
Гельман В.Я. - Оптимизация скорости преподавания при групповом обучении c. 36-43

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.22865

Аннотация: Предметом исследования является групповое обучение. Разброс обучаемых в группе по скорости восприятия (обучаемости) ставит перед преподавателем проблему выбора темпа подачи учебного материала. Превышение скорости подачи учебного материала над индивидуальной скоростью его восприятия приводит к увеличению в той или иной степени потерь усваиваемой обучаемым информации. Степень потерь информации зависит от разности скоростей, а также от вида изучаемой дисциплины. В статье рассмотрена задача определения оптимальной скорости преподавания при групповом обучении. Используется метод математического моделирования. Целевой функцией является суммарный объем знаний, навыков и умений, получаемый обучаемыми в группе. Рассматриваются два варианта распределения учащихся в группе по скорости восприятия учебного материала: равномерный и нормальный законы распределения. Показано, что оптимальное значение скорости подачи учебного материала не является фиксированным. Оно зависит от вида распределения скорости восприятия, степени разброса скоростей восприятия учащихся в группе и значения минимальной скорости восприятия. Диапазон изменения оптимальной скорости подачи материала - от скорости восприятия слабейшего обучаемого до половины скорости сильнейшего учащегося. Причем, чем больше разброс скорости восприятия в группе и ниже скорость восприятия слабейшего учащегося, тем ближе к медианному значению скорости восприятия располагается оптимальная скорость подачи учебного материала, а чем разброс меньше и выше скорость восприятия слабейшего, тем больший охват обучаемых должна обеспечивать скорость подачи материала, стремясь к полному охвату всех учащихся в группе.
Новые методики и технологии
Селеменева О.А. - Интерактивные формы и методы обучения в курсе синтаксиса русского языка c. 44-56

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.22941

Аннотация: Изменение концепции российского образования в последние годы и введение новых ФГОС ВО диктуют внедрение в учебный процесс интерактивных форм и методов, обеспечивающих взаимодействие и диалог обучающихся как с преподавателем, так и между собой. Несмотря на наличие большого количества научных работ, посвященных проблеме интерактивного обучения, вопрос о применении различных интерактивных форм и методов в преподавании грамматики родного (русского) языка в вузе остается открытым. Поэтому объектом нашего анализа становится процесс интерактивного обучения в курсе грамматики вузовской дисциплины «Современный русский язык». Цель исследования – описать конкретные формы интерактивного обучения, применяемые на занятиях по синтаксису русского языка для направлений подготовки бакалавриата, и выявить их эффективность для развития познавательного интереса студентов и формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: метод наблюдения, аналитико-синтетический метод, логико-теоретический анализ педагогической литературы, обобщение педагогического опыта. Полученные результаты можно представить в виде нескольких тезисов: 1) в русистике ряд вопросов до сих является дискуссионным, поэтому содержание курса синтаксиса дает возможность для применения различных интерактивных форм, методов, приемов (бинарная лекция, лекция-конференция, работа в диадах и др.), наиболее результативными из которых являются лекция-беседа и дискуссия-диалог; 2) интерактивное обучение, будучи активной формой коммуникации, диктует приоритетность использования на занятиях упражнений аналитического типа, активизирующих мышление студентов, нацеленных на поиск нового знания, путей решения поставленных проблем вследствие формирования собственных умозаключений и обобщений; 3) в качестве форм организации интерактивного обучения можно рассматривать лабораторные работы, ориентирующие студентов на поиск фактов, формулирование закономерностей, выдвижение и доказательство гипотез; 4) стимулируют познавательную деятельность учащихся задания, направленные на формирование навыков научно-исследовательской работы (реферирование, аннотирование научной литературы, классификация и систематизация фактического языкового материала и др.).
Эффективность обучения
Флеров О.В. - Генезис отечественного дополнительного профессионального образования: от истоков к современным проблемам c. 57-82

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.19191

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является дополнительное профессиональное образование в Дореволюционной, Советской и Современной России. Предмет исследования - тенденции, особенности и основные этапы развития дополнительного профессионального образования в историческом контексте. Особое внимание автор уделяет историко-педагогической трактовке исследуемого понятия, которое всегда тесно взаимосвязано с такими понятиями как "образование взрослых", "непрерывное образование", "внешкольное образование" и пр. В связи с чем существует большое количество трактовок ДПО, которое обусловливает, в частности, множество периодизаций его развития. В статье также отражается взаимосвязь прежних этапов развития ДПО в нашей стране с современными его концепциями и проблемами. Методом исследования выступает историко-педагогический и сравнительный анализ сущности, структуры и содержания прежних моделей отечественного дополнительного профессионального образования и его современных форм. Основные выводы автора сводятся к тому, что многие идеи организации, развития и функционирования дополнительного профессионального образования как социального института, которые сегодня являются актуальными, прослеживались в отечественной профессиональной педагогике уже довольно давно. Новизна статьи заключается в том, что исторический обзор зарождения и развития образовательной системы дан в ней не только в педагогическом, но и в социальном, социально-экономическом, а также в политическом контексте.
Массово-информационные процессы в обучении
Мирошин Д.Г., Мичурова Н.Н., Вох Е.П., Минеев Г.В. - Применение видеотехнологий для дистанционной графической подготовки слушателей образовательных организаций МЧС России c. 83-94

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.22546

Аннотация: Предметом исследования является процесс организации и осуществления дистанционной графической подготовки слушателей Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России (далее УрИ ГПС МЧС России) в ходе изучения учебной дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика», ориентированной на формирование навыков пространственного представления и воображения, а также конструктивно-геометрического мышления. Объектом исследования является видеотехнология графической подготовки слушателей УрИ ГПС МЧС России. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как варианты организации образовательного пространства в рамках дистанционного обучения слушателей: посредством используемых педагогических технологий имитационного моделирования профессиональной деятельности специалиста и посредством мультимедийных средств и дидактический инструментарий - учебные мультмедийные средства - видеоматериалы, воссоздающие виртуальное образовательное пространство, и приводится их краткое содержание. Авторы подробно рассматривают поэтапную методику организации и осуществления учебной работы слушателей УрИ ГПС МЧС России в ходе изучения учебной дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика», ориентированной на формирование навыков пространственного представления и воображения, а также конструктивно-геометрического мышления в рамках системы дистанционного обучения у слушателей. Приводятся результаты формирующего педагогического эксперимента по формированию пространственного представления и воображения, а также конструктивно-геометрического мышления у слушателей УрИ ГПС МЧС России в рамках организованного дистанционного обучения. Основные методы исследования: теоретический анализ опыта организации дистанционного обучения техническим дисциплинам, синтез дидактических средств и методики проведения учебных занятий, формирующий педагогический эксперимент. Основные выводы исследования заключаются в обосновании высокой педагогической эффективности организованного в системе дистанционного обучения Уральского института ГПС МЧС России профессионально-ориентированного виртуального образовательного пространства, направленного, в случае эксперимента, на формирование навыков пространственного представления и воображения, а также конструктивно-геометрического мышления слушателей. Научная новизна исследования заключается в применении видеотехнологий для дистанционного формирования навыков пространственного представления и воображения, а также конструктивно-геометрического мышления. Особым вкладом авторов в исследование является разработка дидактического инструментария и методики его применения для дистанционного формирования пространственного представления и воображения, а также конструктивно-геометрического мышления слушателей УрИ ГПС МЧС России.
Игры взрослых
Клунникова М.М., Пушкарева Т.П. - Методы и средства развития вычислительного мышления при обучении дисциплине "Численные методы" c. 95-101

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.23067

Аннотация: Предметом данного исследования является процесс обучения студентов-математиков базовой дисциплине «Численные методы». В статье приведены основные подходы к обучению численным методам. В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что от уровня развития вычислительного мышления зависит мотивация к обучению дисциплине, необходимое время для изучения и понимания материала курса. Авторами уточнено понятие «вычислительного мышления», как когнитивного мыслительного процесса, определены способности, которые необходимо развивать для формирования вычислительного мышления студентов, предложены методы и средства, которые необходимо использовать при организации процесса обучения. В качестве основных методов организации учебной деятельности авторами рассматриваются метод системной динамики и динамической визуализации. В качестве основных средств предлагаются ментальные карты и анимация, которые с позиций информационного подхода являются наиболее эффективным средством визуализации информации. Основным выводом проведенного исследования является тот факт, что предложенные методы и средства существенно влияют на развитие выделенных компонент вычислительного мышления студентов, а, следовательно, и на успешность обучения курсу «Численные методы». Это подтвердил педагогический эксперимент, проведенный в Сибирском федеральном университете.
Диалог
Горян Э.В. - Сократовский метод в юридическом клиническом образовании: проблемы и перспективы применения c. 102-113

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.23142

Аннотация: Автор подробно рассматривает проблемы и перспективы применения сократовского метода в юридическом клиническом образовании. Юридическое клиническое образование играет важную роль в профессиональной подготовке юриста, поскольку прививает практические навыки использования теоретических знаний в практической деятельности. Отсутствие преемственности методологического обеспечения образовательной деятельности в России имеет результатом низкий практико-ориентированный результат юридической подготовки выпускников. Применение сократовского метода позволяет сформировать требуемые федеральным государственным образовательным стандартом общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. Существует потребность в качественном методологическом обеспечении юридического клинического образования. Используемый ведущими юридическими школами мира сократовский метод приобретает новое значение в условиях научно-технического прогресса и перманентного изменения правовых систем: знания устаревают в течение года, а то и нескольких месяцев, поэтому в таких условиях перед юридическим образованием стоит задача не «вложить» готовые знания в головы студентов, а привить им навыки приобретения новых и научить критическому мышлению. Проблемы применения сократовского метода заключаются в сложностях объективного и субъективного характера. В первом случае это отсутствие системы повышения уровня методической подготовки преподавателей, занятых в юридическом клиническом образовании. Во втором случае это неготовность студентов к самостоятельному мышлению, ориентированность на мнение преподавателя, неготовность отстаивать свою точку зрения, неумение критически мыслить. В перспективе необходимо ознакомление с ведущими методологическими наработками зарубежных юридических школ и внедрение их в систему отечественного юридического клинического образования с учетом ее специфики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.