Ёлектронный журнал —овременное образование - є4 за 2016 г. - —одержание - список статей. ISSN: 2409-8736 - »здательство NotaBene
по
Modern Education
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Modern Education" > Contents of Issue є 04/2016
Contents of Issue є 04/2016
Education
Levikova S.I. - Philosophy within the Russian system of education pp. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20911

Abstract: The fate of philosophy as a subject of general education in Russia has been historically inconsistent. Practicing philosophy helps to develop thinking abilities, understand culture of your native country and other countries, collect and unite knowledge about the world, as well as give a holistic idea about the surrounding reality. Such practices should and must be started from childhood, but be different from those with the adults. According to the words of A. F. Losev, such lessons must be oriented towards the development of the “culture of thinking”. The scientific novelty consists in positioning of the question on introduction of the three-level system of philosophical lessons, starting from school and ending with university. The author concludes that philosophy for children as a subject of comprehensive education can be installed into the system of modern Russian education, where it must precede to the “scholarly” level, aimed at study of the philosophy (its history, problematic, etc.) and level of philosophizing as wisdom (according to I. Kant’s classification). However, it would me more efficient to implement the suggested three-level system of philosophical education into the schools-lyceums, which are interested in development of the thinking abilities of their students to the maximal level.
Pedagogy
Levin V.I. - Bibliometric indexes and expert evaluations: how to assess the results of scientific activity pp. 11-28

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20046

Abstract: This article examines the currently relevant question: what is the appropriate way for objective assessment of the work of the scholars and academic institutions in the modern conditions, using the information technologies. The traditional assessment of the quality of results of the scientific research is based on the expert evaluations of the members of academic community. The new methods of assessment are based on calculation of the quantitative indexes, as well as associated with the quantitative system of financing of the scholars and academic facilities. Currently, many countries have disputes between the officials, who are the supporters of bibilometrics, and the scholars – its opponents. The work analyzes and compares the quantitative (Bibliometric) and qualitative (expert) methods of assessment of the quality of a scientific work. The article is first to attempt finding the foundations of the possible position of academic community regarding the questions of evaluation of the results of a scientific work, affordable for the state and other sponsoring organizations. The conclusion is made that quantitative indexes must be applied only as the intermediate, which complement the main expert evaluations of the quality of results of the scientific research.
Modern strategies and forms of education
Myasoedova V.A., Lebedeva N.A. - Questions of modification of the work of Russian higher education institutions based on the global practice of development of educational establishments pp. 29-37

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20699

Abstract: The subject of this research is the key capabilities and competencies of the higher education institutions that are formed by the modern reform in the system of education within the Russian universities and the leading world educational establishments that achieved significant success. The authors carefully examine such aspects of the topic as the analysis of processes of development of capabilities and key competencies in Russian universities within the framework of the three directions of the work of educational establishment: scientific, educational, and innovational. Special attention is given to the analysis of gaps and realization of benchmarking of the educational processes and results of a university. During the course of this work, the authors determine the key controversies in the process of bencharking within the Russian educational environment: orientation of capabilities and competencies of the Russian higher education institution not towards their advancement or highly competitive market of education services, but rather satisfaction of the interests of central office; lack of strategic orientation of a number of forming competencies and capabilities; orientation towards operating activity, etc. The conclusion is made that at the present stage, the reforms in higher school do not provide the formation of capabilities and “key competencies” of the Russian higher education institutions, which will allow increasing their competitiveness on the global arena, meet the demands of the real sector of the economy, as well as efficiently realize the initiatives on innovation development.  
Structure of pedagogical science
Makhnin V.L., Volkova V.V. - Modern approaches to training in the Russian system of military education pp. 38-55

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.19148

Abstract: The subject of study is the essence and content of the competence-based approach, its implementation in the context of problematic issues regarding the quality of education and training in military high school, communication vigornosti various psychological qualities: intelligent, communicative and organizational skills, ability to change and intellectual creativity. It is shown that the use of a reflective approach and a model of professional development to the intensification of the educational activities of the university will enable the graduate to implement the ability to mentally change and creativity, to go beyond the continuous flow of daily activities, see their activity as a whole and turn it into an object of practical transformation. The research methodology combines the techniques of professional pedagogy, military pedagogy, education of quality control, military sociology, military psychology, engineering psychology and historiography. The main conclusion of the study is that the use of the reflexive approach and model of professional development to the intensification of the educational activities of the university gives the opportunity to create their own (creative) tactical and operational constructs to solve problems and tasks of military art. In this creative technology will play an imperative of modern military education.
Didactics
Mayer R.V. - On evaluation of difficulty of educational text in natural scientific disciplines pp. 56-64

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.19501

Abstract: This article is dedicated to the question of evaluation of didactical difficulty of the educational text. The author introduces the notion of didactical difficulty as the characteristic proportional to time that is required for digestion of information presented in the text. The universal criteria of evaluation of difficulty of the notions on various natural scientific disciplines are being proposed. It is substantiated that didactical difficulty of the studied in school questions is defined by the diversity and abstractness of the qualitative and mathematical models. The author analyzes the modern textbooks on environmental studies, geography, biology, physics, and chemistry, as well as performs their pairwise comparison with each other. The article examines the two methods of determination of the didactical difficulty of educational texts: 1) through calculation of the number of scientific terms and consideration of their difficulty using the computer; 2) by means of pairwise comparison of various texts with each other. The scientific novelty consists in proposition of the criteria of assessment of the didactical difficulty of scientific notions, as well as analysis of the results of expert evaluation of the textbooks from the perspective of difficulty of the qualitative and quantitative models.
Innovative methodology and technology
Evseenko E.A., Kirko V.I., Malakhova E.V., Shadrin A.I. - Methods of determination of the vector of professional preparation of the senior high school students pp. 65-74

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.21478

Abstract: The subject of this research is the theoretical foundations of the initial stage of formation of professional competencies of the senior high schoolers. The object of this research is the educational trajectory of the senior high schoolers. The article reveals the essence of methodology on identification of correlation between the students’ choice of future profession, the desire of their parents, and teachers’ opinion. Gradual training of the teenagers regarding the ability to self-determination in the professional sphere, formation of the image of their future career are equivalent to teaching the youth to structure their life goal. The authors substantiate the importance of the early establishment of professional competencies among the high school seniors. The provided methodology in combination with the analysis of individual portfolio of a student can be used for the purpose of establishment of the further individual educational trajectory for attaining the necessary knowledge, competencies, and skills that may be required in future professional activity. The work presents the results of the formulated and tested methodology on determination of correlation between the selection of future profession by the students, opinion of their parents and teachers, as well as the methodology of identification of the leadership qualities of the students and level of socioeconomic activity. The proposed methodology allows forming the platform for the further structuring of educational trajectory of high school seniors considering their individual portfolio. The methodology has been tested in the villages of Arctic zone of Sakha Republic, where due to the socioeconomic conditions, the vector of preferences of the students can radically differ from the desires of the parents and teachers’ opinions.
Knowledge and understanding
Galimullina N.M. - General cultural competencies within the system of preparation of the Bachelors in technical sciences pp. 75-86

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.21068

Abstract: The author examines the substantive foundations of the competence approach in education, its role in increasing the quality of education in Russia, as well as interconnection with the practice-oriented approach. Special attention is given to the history of implementation within the methodological practice and determination of essence of the notion of “competence”. The article analyzes the typology of competencies based on the project “Tuning Educational Structures in Europe” and federal state educational standards in higher education. The author studies the target designation of the general cultural competencies and their place in preparation of the Bachelors in technical sciences. The research is based on the comparative analysis of the content of federal state educational standards of higher education of the Bachelor’s degree in technical sciences. The article contains the result of students’ survey on the demand of general cultural competencies in the process of preparation of the Bachelors. The author explored the general cultural competencies of the new educational standards of the Bachelor’s program, as well as gave characteristics to the key pedagogical methods and mechanisms of establishment and assessment of the quality of preparation program for the Bachelors in technical sciences with consideration of the competence approach requirements. The conclusion is made that it is necessary to formulate the general cultural competencies of the students as an important component of development of the communicative, legal, and economic preparation of a specialist for becoming an efficient member of a labor union and society as a whole.
Individual approach in education
Pustovoitov V. - Ideas of constructivist didactics as basis conditions of the efficiency of individualization of education of the school students pp. 87-96

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.19868

Abstract: Individualization of education is currently one of the key requirements towards the organization of education in school, which is aimed at ensuring quality of general education. At the same time, as demonstrated in practice, the realization of individual approach in the conditions of traditional classwork system of education usually carries a non-systemic and episodic character. It results in the issue of substantiation and development of pedagogical conditions of individualization of education pf the school students, which will allow projecting the educational process that certainly ensures the individualized approach towards the students in the context of the modern system of education. As the conceptual foundation for resolution of the set task, the author chose the pedagogy of constructivism, the positions of which are viewed within the ideas of personal-oriented education. During the course of this research the author establishes that implementation of the individual approach towards education in modern school is  the objectively justified by the regularities of human development along with the level of social relations requirement towards the organization of educational process. Constructivist didactics, clarifying the strategic ideas of the personal-oriented approach, is characterized by the number of positions, the execution of which allows ensuring the individualization of educational process. Among the conditions for the efficient individualization of education of the school student in light of the positions of constructivist didactics, the author determines the following: approach to individualization as the target systematic process and intrinsic component of education; the goal of education is the maximal possible development of personality potential through the subject of study; orientation towards educational tasks that carry personal sense, cultural-historical and practical content, etc. The revealed conditions allow defining the orientation, content, and ways of teacher’s activity regarding the creation of conditions for the individualized education within the framework of modern school.
The communication process
Semilet T.A. - УA First Look at Communication TheoryФ by Em Griffin: methodology of the formation of competencies pp. 97-102

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20571

Abstract: The subject of this article is the book “A First Look at Communication Theory” by Em Griffin, which is claimed as a scientific overviews and systematization of the communication theories, and aimed at «helping to see the order in the field of communication theory which may seem chaotic». The conducted expertise, however, demonstrated that in the course of rendition the goal of scientific systematization of the theories, according with the suggested by the author foundations, moves to the background, and the main attention becomes focused on the practical recommendations pertaining to the formation of communicative competencies of the students. Familiarization with the text showed that the author supports the pragmatic approach in rendering the material, which signifies not the description of a theory or comprehensive overview, but rather applicability of one or another theory for the formation of communicative competencies among students. The book gains great importance as the theoretically substantiated methodological guidebook on teaching the ways of structuring the efficient communication and attainment of the corresponding skills.
Earnest discussion
Kapustina V., Kozlova Y.A. - The impact of binary practical training upon educational motivation of the university students and their professionally significant knowledge pp. 103-112

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20564

Abstract: This article is dedicated to the discussion of application of the new educational technologies under the conditions of implementation of the new generation federal state educational standards. For determination of efficiency of the use of interactive educational technologies in establishment of the professionally significant competencies, the authors conducted a psychological-pedagogical research, the object of which is the educational motivation of the university students in juridical and psychological disciplines. The subject of this work is the impact of binary technology of interactive practical training upon the educational motivation of students in juridical and psychological disciplines. The faculty of Law and faculty of Humanitarian Education of Novosibirsk State Technical University comprise the experimental foundation of this research; 40 students were subjected to the experiment (experimental group of 30 people, and control group of 10 people). Both groups undergone the psychodiagnostic testing before and after the experiment. The experiment included the three 1.5-hour joint interactive practical training in form of a business game.  In the result, significant changes have been detected, on the motivation scale “acquirement of knowledge”, in other words, the value of theoretical and practical material studied during the course of higher education has increased for these students. The performed content analysis of the students’ opinion in experimental group, demonstrated that the implementation of the new pedagogical technologies in form of the joint binary practical training contributes into the changes in educational motivation, as well as establishment of a more precise understanding about the future profession.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.

Современное образование
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Содержание № 04, 2016
Выходные данные сетевого издания "Современное образование"
Номер подписан в печать: 20-01-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8736
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2016
Образование
Левикова С.И. - Философия в системе российского образования c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20911

Аннотация: Судьба философии как общеобразовательного предмета в России была исторически изменчива. Занятия философией позволяют научить думать, лучше понимать культуру собственной, да и других стран, собирать осколки знаний о мире воедино и давать общее целостное представление об окружающей действительности. Подобные занятия можно и нужно начинать уже с работы с детьми. Занятия философией с детьми, безусловно, должны отличаться от таковых со взрослыми и должны быть ориентированы на развитие у них мыслительных способностей, по словам А.Ф. Лосева, «культуры мышления». Методологическим фундаментом исследования являются философские методы и принципы познания – объективность, всеобщая связь, целостность и системность, причинность и детерминизм. Решение изучаемых проблем осуществляется также на основе общенаучных исследовательских подходов, прежде всего – системного и общенаучных методов: синтеза, анализа, методов логического и исторического анализа, индукции, дедукции, идеализации и др. Кроме того, применяются диалектический, феноменологический, герменевтический, логический, исторический методы, а также социально-философский и сравнительный анализы. Новизна представленного материала состоит в постановке вопроса о введении трехуровневой системы занятий по философии, начиная со школы и заканчивая вузом.Автор приходит к выводу, что философия для детей как общеобразовательный предмет может быть встроена в систему современного российского образования, где она должна предшествовать «школярскому» уровню, ориентированному на изучение философии (ее истории, проблематики и т.п.) и уровню философствования как мудрости (по классификации И. Канта). Однако предложенную трехуровневую систему философского образования продуктивнее всего было бы внедрять в школах-лицеях, заинтересованных в том, чтобы максимально развить умственные способности обучающихся в них детей.
Педагогика
Левин В.И. - Библиометрические показатели или экспертные оценки: как оценивать результаты научной деятельности c. 11-28

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20046

Аннотация: Рассматривается актуальный на сегодняшний день вопрос: как объективно оценивать труд ученых и научных учреждений в современных условиях, с использованием информационных технологий. Традиционная оценка качества результатов научных исследований основана на экспертных оценках членов научного сообщества. Новые методы оценки основаны на вычислении количественных показателей и связаны с количественной системой финансирования ученых и научных учреждений. Во многих странах сегодня идут споры между чиновниками - сторонниками библиометрики, и учеными - ее противниками. В работе анализируются и сравниваются количественные (библиометрические) и качественные (экспертные) методы оценки качества научной работы. Статья впервые содержит попытку нащупать основы возможной позиции научного сообщества по вопросам оценки результатов научной работы, приемлемой для государственных и иных финансирующих организаций. Делается вывод, что количественные показатели нужно использовать только в качестве вспомогательных, дополняющих основные - экспертные оценки качества результатов научных исследований.
Современные стратегии и модели образования
Мясоедова В.А., Лебедева Н.А. - Проблемы модификации деятельности российских вузов на основе мировой практики развития образовательных учреждений c. 29-37

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20699

Аннотация: Предметом исследования выступают ключевые способностей и компетенции высших учебных заведений, формируемые современной реформой системы образования в российских вузах и ведущих мировых образовательных учреждениях, которые добились значительных успехов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как: анализ процессов развития способностей и ключевых компетенций в российских вузах в рамках трех направлений деятельности учебного заведения: образовательной, научной и инновационной. Особое внимание уделяется анализу разрывов и реализации бенчмаркинга образовательных процессов и результатов вузе. Методы проведения исследования: эмпирический, логический, системный, процессный и сравнительный анализ, формализация, анализ и синтез, моделирование. В ходе исследования выявлены ключевые противоречия процесса бенчаркинга в российской образовательной среде: ориентация способностей и компетенций российских вузов не на собственное развитие или высококонкурентный рынок образовательных услуг, а на удовлетворение интересов головной организации; отсутствие стратегической направленности ряда формируемых компетенций и способностей, ориентация на операционную деятельность и др. В качестве основного вывода отмечается тот факт, что реформенные преобразования в высшей школе, в настоящий момент, не обеспечивают формирование способностей и «ключевых компетенций» отечественных высших учебных заведений, которые позволили бы им повысить конкурентоспособность на мировой арене, удовлетворять потребности реального сектора экономики и эффективно реализовывать инициативы по инновационному развитию.
Структура педагогической науки
Махнин В.Л., Волкова В.В. - Современные подходы к обучению в системе российского военного образования c. 38-55

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.19148

Аннотация: Предметом исследования является сущность и содержание компетентностного подхода, его реализация в контексте проблемных вопросов в отношении качества образованности и подготовки в военном вузе, установления связи вигорности с различными психологическими качествами: интеллектом, коммуникативными и организаторскими способностями, способностью к умственным преобразованиям и творчеству. Показывается, что использование рефлексивного подхода и модели профессионального развития к интенсификации образовательной деятельности вуза позволит выпускнику реализовать способности к умственным преобразованиям и творчеству, выходить за пределы непрерывного потока повседневной деятельности, увидеть свою деятельность в целом и превратить ее в предмет практического преобразования. Методология исследования объединяет методы профессиональной педагогики, военной педагогики, квалиметрии образования, военной социологи, военной психологии, инженерной психологии и историографии. Основным выводом проведенного исследования является то, что использование рефлексивного подхода и модели профессионального развития к интенсификации образовательной деятельности вуза дает возможность создания собственных (творческих) тактических и оперативных конструктов в решении проблем и задач военного искусства. При этом технологии творчества будут выступать императивом современного военного образования.
Дидактика
Майер Р.В. - Об измерении сложности учебного текста по естественно научным дисциплинам c. 56-64

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.19501

Аннотация: Статья посвящена проблеме оценки дидактической сложности учебного текста. Введено понятие дидактической сложности как характеристики, которая пропорциональна времени, требуемому для усвоения информации, представленной в тексте. Предложены единые критерии оценки сложности научных понятий по различным естественно научным дисциплинам. Обосновано, что дидактическая сложность изучаемых в школе вопросов определяется разнообразием и абстрактностью качественных и математических моделей. Проанализированы современные учебники по природоведению, географии, биологии, физике, химии, и произведено их попарное сравнение друг с другом. В статье рассматриваются два метода определения дидактической сложности учебных текстов: 1) путем подсчета количества научных терминов и учета их сложности с помощью компьютера; 2) методом парных сравнений различных текстов друг с другом. Новизна исследования заключается в следующем: 1) предложены критерии оценки дидактической сложности научных понятий; 2) рассмотрены способы оценки сложности учебного текста путем подсчета числа терминов с помощью компьютерной программы и методом парных сравнений; 3) проанализированы результаты экспертной оценки учебников с точки зрения сложности качественных и количественных моделей.
Новые методики и технологии
Евсеенко Е.А., Кирко В.И., Малахова Е.В., Шадрин А.И. - Методика определения направленности профессиональной подготовки школьников старших классов c. 65-74

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.21478

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические основы начала формирования профессиональных компетенций у старшеклассников. Объектом исследования является образовательная траектория старших школьников. В статье раскрывается сущность методики по выявлению корреляции выбора будущей профессии старшеклассниками, желаниями их родителей и мнением учителей. Поэтапное обучение подростков умению самоопределяться в профессиональной сфере, формирование у них образа своего профессионального будущего равносильны обучению подростков конструированию своей жизненной цели. Авторы обосновывают важность раннего формирования профессиональных компетенций у старшеклассников. Представленная методика совместно с анализом индивидуального портфолио школьника может быть использована в целях построения дальнейшей индивидуальной образовательной траектории для овладения им необходимых знаний, компетенций и навыков, возможно потребующихся в будущей профессиональной деятельности. В работе представлены результаты разработанной и апробированной методики по выявлению корреляции выбора будущей профессии старшеклассниками с мнением их родителей и учителей, а также методика определения их (старшеклассников) лидерских качеств и уровня социально-экономической активности. Предложенная методика позволяет сформировать платформу для дальнейшего построения образовательной траектории школьников старших классов с учетом их индивидуальных портфолио. Методика апробирована в поселках Арктической зоны Республики Саха (Якутия), где в силу социально-экономических условий вектор предпочтений школьника может радикально не совпадать с пожеланиями родителей и мнениями учителей.
Знание и понимание
Галимуллина Н.М. - Общекультурные компетенции в системе подготовки бакалавров технических направлений c. 75-86

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.21068

Аннотация: Автор рассматривает содержательные основы компетентностного подхода в образовании, его значение в повышении качества образования в России, взаимосвязь с практико-ориентированным подходом. Особое внимание уделяется истории применения в методологической практике и определению сущности понятия "компетенция". В статье анализируется типология компетенций на основе проекта «Настройка образовательный структур в Европе» (ТUNING) и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Исследуются целевое предназначение общекультурных компетенций и их место в подготовке бакалавров технического профиля. Исследование базируется на сравнительном анализе содержания федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования бакалавриата технической направленности. В статье содержатся результаты опроса обучающихся о востребованности общекультурных компетенций в образовательном процессе подготовки бакалавров. Автор исследовал общекультурные компетенции новых образовательных стандартов бакалавриата, охарактеризовал основные педагогические методы и приемы формирования и оценки качества подготовки бакалавров технического профиля с учетом требований компетентностного подхода. Сделан вывод о необходимости развития общекультурных компетенций обучающихся как важной составляющей развития коммуникативной, правовой, экономической готовности специалиста стать эффективным членом трудового коллектива и социума в целом.
Индивидуальный подход в образовании
Пустовойтов В.Н. - Идеи конструктивистской дидактики как базовые условия эффективности индивидуализации обучения школьников c. 87-96

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.19868

Аннотация: Индивидуализация обучения выступает сегодня одним из ключевых требований к организации обучения в школе, ориентированного на обеспечение качества общего образования. Вместе с тем, как показывает практика, реализация индивидуального подхода в условиях традиционной классно-урочной системы обучения носит, как правило, несистемный, эпизодический характер. Как следствие, встает проблема обоснования и разработки педагогических условий индивидуализации обучения школьников, которые позволят спроектировать учебно-воспитательный процесс, гарантированно обеспечивающий индивидуализированный подход к учащимся в условиях современной системы образования. В качестве концептуальной основы решения обозначенной проблемы избрана педагогика конструктивизма, положения которой рассматриваются в контексте идей личностно ориентированного обучения. Основу методологии исследования составляет системный подход. Методы исследования обусловлены характером теоретического исследования и включают в себя: анализ и обобщение эмпирического и теоретического материала, компаративный анализ. В ходе проведенной работы установлено, что реализация индивидуального подхода в обучении в современной школе — объективно обусловленное закономерностями развития человека и уровнем общественных отношений требование к организации учебно-воспитательного процесса. Конструктивистская дидактика, конкретизируя стратегические идеи личностно ориентированного подхода, характеризуется рядом положений, выполнение которых позволяет гарантированно индивидуализировать процесс обучения. Среди условий эффективности индивидуализации обучения школьников в свете положений конструктивистской дидактики выделены: подход к индивидуализации как целенаправленному систематическому процессу, неотъемлемому атрибуту обучения; цель обучения — максимально возможное развитие потенциала личности средствами учебного предмета; создание условий для вариативности учения и свободы выбора учащимся учебных стратегий и учебного материала (в соответствии с требованиями учебных планов и программ); ориентация на учебные задачи, имеющие личностный смысл, культурно-историческую и практическую направленность содержания, а также на организацию учебно-воспитательного процесса, позволяющую создавать условия для самоуправляемой познавательной деятельности каждого учащегося; дозированная помощь учителя учащемуся с учетом его «зоны ближайшего развития». Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий эффективного индивидуализированного развивающего обучения школьников. Выявленные условия позволяют определить направленность, содержание и способы деятельности учителя по созданию (конструированию) условий для индивидуализированного обучения в условиях современной школы.
Коммуникация как процесс
Семилет Т.А. - Теории и практики коммуникации Эма Гриффина: методика формирования компетенций c. 97-102

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20571

Аннотация: Предметом рассмотрения в статье является книга Эма Гриффина «Коммуникация: теории и практики», заявленная как научный обзор и систематизация теорий коммуникации, которая «поможет разглядеть порядок в полотне теории коммуникации, который иначе может казаться хаотичным». Проведенная экспертиза, однако, показала, что в ходе изложения цель научной систематизации теорий по предложенным автором основаниям уходит на второй план, а главное внимание направляется на практические рекомендации по осуществлению коммуникации и на формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Методы проведенного исследования: экспликация смысла, интерпретация, дискурсивный анализ, классификация, научно-методическая и методологическая идентификация текста, экспертная оценка. Знакомство с текстом показало, что автор придерживается прагматического подхода в изложении материала, когда важно не описание теории и не всеохватность обзора, а пригодность той или иной теории для формирования коммуникативных компетенций у студентов. В результате книга получает большую ценность как теоретически обоснованное методическое пособие по преподаванию способов выстраивания эффективной коммуникации и приобретения соответствующих навыков. Активное внедрение в образовательную сферу нашей страны компетентностного подхода придает книге Эма Гриффина дополнительную ценность и статус методического образца.
Серьезный разговор
Капустина В.А., Козлова Ю.А. - Влияние бинарных практических занятий на мотивацию обучения студентов вуза и их профессионально значимые навыки c. 103-112

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20564

Аннотация: Данная статья посвящена обсуждению применения новых образовательных технологий в условиях внедрения федеральных государственных стандартов образования нового поколения. С целью определения эффективности применения интерактивных образовательных технологий в формировании профессионально значимых компетенций авторами было проведено психолого-педагогическое исследование, объектом которого является мотивация обучения в вузе студентов юридической и психологической направленности.Предмет – влияние бинарной технологии интерактивных практических занятий на мотивацию обучения в вузе студентов юридической и психологической направленности. Экспериментальная база исследования – юридический факультет и факультет гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет». Общее количество испытуемых – 40 человек, из них 30 человек – экспериментальная группа , 10 человек – контрольная группа. С обеими группами было проведено психодиагностическое тестирование до эксперимента и после с использованием методики изучения коммуникативных и организаторских склонностей «КОС» и методики изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Эксперимент включал в себя проведение трех полуторачасовых совместных интерактивных практических занятий в форме деловой игры. В результате проведенного эксперимента на группе психологов были обнаружены значимые изменения по шкале мотивации «Приобретение знаний», т.е. ценность теоретико-практического материала, изучаемого в ходе получения высшего образования, для этих студентов увеличилась. После проведения эксперимента в экспериментальной группе были обнаружены значимые взаимосвязи между шкалой мотивации «Приобретение знаний» и успеваемостью, шкалой мотивации «Приобретение знаний» и «Организаторскими склонностями», что подтверждает эффективность бинарной технологии практических занятий в контексте повышения мотивации студентов к обучению.Проведенный контент-анализ мнения студентов экспериментальной группы показал, что применение новых педагогических технологий в форме совместных бинарных практических занятий способствует изменению мотивации обучения в вузе и формированию более точного представления о профессии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"