Электронный журнал Современное образование - №3 за 2016 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8736 - Издательство NotaBene
по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Современное образование" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Современное образование"
Номер подписан в печать: 05-09-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Неволина Виктория Васильевна, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, nevolina-v@yandex.ru
ISSN: 2409-8736
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
Образование
Абрамов Р.А., Забазнова Н.М., Халатенкова Е.Ю. - Управление качеством системы высшего образования как фактор повышения профессиональной востребованности выпускников c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19685

Аннотация: В данной исследовательской статье проанализированы проблемы подготовки студентов по направлению «Государственное и муниципальное управление». В целях оценки уровня востребованности выпускников этой специальности и выявления характерных именно для этой сферы объективных и субъективных факторов, влияющих на профессиональную самореализацию выпускников, авторами был проведен опрос бакалавров и магистрантов, обучающихся в ведущих экономических вузах по рассматриваемому направлению, а также молодых людей, уже освоивших приведенные образовательные программы. Обьектов исследования являются программы обучения по направлению "ГМУ". Предметом исследования являются организационные, социальные и экономические отношения, возникающие при реализации программ обучения. В данной статье использовался опросный метод, и метод полевых исследований. Задаваемые респондентам вопросы касались желания и возможности работать по специальности, значимости полученного диплома, удовлетворенности качеством образования, отношения к различным аспектам построения учебного процесса и т.д. Систематизировав полученные по итогам анкетирования данные и сопоставив их с результатами проводимых ранее аналогичных опросов, авторы приходят к выводу о решающей роли таких взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, как осознанность выбора профессии, индивидуальное восприятие учебного процесса, качество преподавания, прикладная составляющая обучения в успешном трудоустройстве выпускников и практическом применении приобретенных знаний и умений. Основными выводами исследования стал выявление процента выпускников направления «Государственное и муниципальное управление», работающих по специальности, их мотивы поступления на соответствующую магистерскую программу, оценку выпускниками важности полученных в период обучения на бакалавриате знаний и наличия диплома при устройстве в органы государственной власти и местного самоуправления, на основе чего авторами был разработан комплекс мер по увеличению востребованности выпускаемых специалистов в системе государственной и муниципальной службы, что является новизной работы, и, как следствие, повышению эффективности вложений в подготовку управленческих кадров. Приведенные результаты исследования могут быть использованы для совершенствования организации образовательного процесса в рамках этого направления, а также учтены при разработке и дополнении соответствующих образовательных программ.
Просвещение
Быкова Н.И. - Модернизация образовательных стандартов в сфере культуры и искусства: современная динамика, проблемы и перспективы c. 11-21

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19407

Аннотация: Предметом исследования являются образовательные стандарты в сфере культуры и искусства. Объектом исследования являются этапы модернизации образовательных стандартов, которые осуществлялись за последние 15 лет, проблемы и перспективы развития. Автором подробно анализируется структура трех образовательных стандартов, осуществляется сопоставительный анализ содержания и компетенций. Изучается государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Народное художественное творчество» (2003) и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров «Народная художественная культура», которые вступили в действие в 2009 и в 2015 гг. Основным методом данного исследования является анализ действующих на протяжении последних лет государственных образовательных стандартов, основанный на теоретическом осмыслении содержания стандартов и реальной педагогической практике использования данных государственных стандартов в опыте работы Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Научная новизна статьи заключается в том, что глубокий сопоставительный анализ содержания и компетенций стандартов разного поколения в сфере культуры и искусств не осуществлялся. Актуальность осмысления современной динамики обосновывается сложившейся ситуацией в системе высшего образования в связи с подготовкой к утверждению стандартов нового поколения.
Педагогика
Алтунин К.В. - Разработка и апробирование способов изучения новых английских слов c. 22-29

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19218

Аннотация: Актуальность: в настоящее время растёт интерес к изучению иностранных языков, и особенно английского языка, который стал признанным средством международного общения. Сейчас количество людей, изучающих английский язык во всём мире составляет более 500 миллионов человек. И эта цифра постоянно растёт. Поэтому постоянно увеличивается спрос на английский язык во всё мире, в том числе и в нашей стране. При том каждый обучающийся должен постоянно обогащать свой словарный запас. Поэтому способы изучения английских слов представляют повышенный интерес. Объект исследования: языковая подготовка студентов вуза по английскому языку. Предмет исследования: способы изучения английских слов Цель: разработать и апробировать на практике новые способы изучения английских слов. Автор подробно рассматривает разработанные способы изучения английских слов. Особое внимание уделено способам, базирующимся на разделе Writing (написание). Метод исследования – педагогический эксперимент. Все разработанные способы изучения английских слов являются часть субъективно-познавательной методики обучения английскому языку. Разработаны новые методы, приемы изучения английских слов. Апробация способов изучения слов проведена в разные годы, включая 2009, 2015, 2016 гг. Эксперименты включали проведение диктантов на неизвестные для обучающихся слова. Получена интересная и весьма полезная информация о полезности и эффективности способов изучения английских слов. Также разработаны новые коэффициенты, показывающие эффективность того или иного способа, а также способности памяти обучающихся. В результате исследования стало совершенно ясно, что традиционный способ изучения слов непосредственно со страниц словаря путем чтения уступает разработанным способам, связанными с разделом Writing (написание).
Ценности и цели образования
Куликовская И.Э. - Организация поликультурной предметно-пространственной среды дошкольной организации c. 30-38

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19412

Аннотация: Предмет исследования: основные характеристики поликультурной предметно-пространственной среды дошкольной организации. Автор подробно рассматривает такие аспекты как характеристики предметно-пространственной среды дошкольных организаций на основе шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS. По параметру «Обустройство пространства для игр» раскрыты следующие характеристики: «По меньшей мере пять различных центров интересов дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт», «Центры организованы для самостоятельного использования детьми», «Доступны дополнительные материалы для дополнения или изменения обустройства центров». Особое внимание уделяется центрам интересов детей в предметно-пространственной среде. Методология исследования: - идеи о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о целостности человека, его природной, социальной и культурной сущности (Б.А.Ананьев, И.С.Кон и др.); - идеи воспитания как процесса индивидуального развития и становления ценностей ребёнка-дошкольника (Л.В.Абдульманова, И.Э.Куликовская, Н.Е.Татаринцева, Р.М.Чумичева и др.); - концепция поликультурного образования (О.В. Гукаленко, Г.С. Денисова, Л.Л. Супрунова и др.); - теория поликультурного образовательного пространства (В.П.Борисенков, О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк); - концепция детства как периода основного развития организма и усвоения социокультурного опыта (А.Г.Гогоберидзе, С.А.Козлова, М.В.Корепанова, В.Т.Кудрявцев, И.Э.Куликовская, Е.А.Тупичкина, Д.И.Фельдштейн, Й.Хейзинга и др.); - концепция своеобразия и самобытности культур, культурных традиций разных народов в развитии детей (М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н.Волков, Л.В. Коломийченко, Е.Е.Сапогова, А.Кун и др.). Основные выводы проведённого исследования: поликультурная предметно-пространственная среда становится востребованной, когда основной образовательной ценностью является развитие личности ребёнка, его самореализация. Такая среда создает поле для смыслового развития ребёнка, возникновения его собственного мира, творчески созданного и понятного, отражающего жизненное пространство. Новизна исследования заключается в рассмотрении поликультурной предметно-пространственной среды дошкольной организации на основе международных требований.
Современные стратегии и модели образования
Грязнова Е.В. - ИТ-компетенция в информационной культуре муниципального управления образованием c. 39-50

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.18464

Аннотация: Предметом исследования является ИТ-компетенция в информационной культуре муниципального управления образованием. Объектом исследования является информатизация муниципального управления образованием. Автор рассмотрел основные причины неэффективного использования результатов информатизации управления образованием на муниципальном уровне. Особое внимание в работе уделено проблеме формирования ИТ-компетенций муниципальных служащих. В частности предлагается разработка алгоритмов повышения уровня ИТ-компетенций муниципальных служащих на основе непрерывного и опережающего образования. Структура ИТ-компетенций предусматривает наличие трех базовых компонентов: когнитивного, аксиологического и праксиологического. Основными методами исследования являются метод анализа, обобщения и сравнения. В работе используются результаты изучения целевых программ и официальных сайтов муниципальных управлений образованием. Основным выводом проведенного исследования является обоснование положения о том, что для предупреждения рисков, связанных с неэффективным использованием результатов информатизации системы образования необходимо разрабатывать алгоритмы повышения ИТ-компетенций муниципальных служащих на основе непрерывного и опережающего образования. Данный вид профессиональных компетенций муниципальных служащих при этом должен быть системным элементом информационной культуры управления образованием.
Новые методики и технологии
Ларионова О.Г., Дорофеев А.В. - Методические особенности проектирования лекции-презентации c. 51-58

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19729

Аннотация: Предметом исследования является применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. Объект исследования - методические подходы к конструированию лекций-презентаций в вузовском курсе математики. Компьютерные технологии позволяют интегрировать продуктивные аспекты различных методик обучения и эффективно реализовать их в новой форме лекции. В статье представлен опыт разработки и реализации лекций-презентаций для курса математики на основе принципов когнитивной визуализации. Лекция - презентация нацелена на интенсификацию учебной деятельности студентов и повышение эффективности обучения. Разработка лекций-презентаций проводится в пакете Microsoft PowerPoint, в котором имеются богатейшие возможности для статичного и динамичного представления информации. Учебная презентация за счет анимации и управления экраном может обогатить процесс познавательной деятельности за счет выведения во внешний план мыслеобразов, которые обычным вербальным способом невозможно донести до учащихся. Методически грамотно разработанная и реализованная лекция-презентация, активизируя процессы восприятия и переработки информации, позволяет существенно интенсифицировать учебную деятельность студентов, обеспечить формирование методологических оснований не только учебной, но и научной деятельности.
Эффективность обучения
Лазарева И.Н. - Внутренние резервы высокоэффективного образования КНР: Профессионально-педагогический компонент c. 59-66

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19828

Аннотация: Среди стран с высоким коэффициентом качества образования особый интерес сегодня вызывает Китайская народная республика, в частности, Шанхайская система, продемонстрировавшая удивительные результаты. Мировая конкурентоспособность Шанхайской модели образования объясняется рядом условий, и в частности, готовностью учителей работать в высокоэффективных образовательных системах. Исследуются преимущества интерактивного механизма Шанхайской модели в профессионально-педагогическом аспекте (система профессионального продвижения, обучение учителя в рабочее время, экспертиза качества работы учителя). Траектория повышения квалификации учителя представлена в динамике трансформации - от методически грамотного предметника до педагога-исследователя. На основе изучения материалов, предоставленных Центром международных сопоставительных исследований в области эффективности образовательных систем (Center on International Education Benchmarking) и практических подходов к решению приоритетных задач, выдвинутых Комиссией по народному образованию КНР, установлено, что непрерывное обучение педагогов в группах профессионального развития при условии рациональной организации труда, стало эффективным стратегическим решением в области реализации национальной стратегии повышения качества образования. Показано, как реализация требований качество-ориентированного подхода в существенно изменила не только организацию предметного обучения в школе, но и профессиональные смыслы деятельности учителя. Изучение данного опыта имеет значение для тех, кто заинтересован в конкретных высоких результатах модернизации и обновления отечественных образовательных систем.
Знание и понимание
Абрамов Р.А., Соколов М.С., Халатенкова Е.Ю., Жигарев К.С. - Снижение коррупционности высшего образования в частных образовательных учреждениях c. 67-78

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19912

Аннотация: Предметом исследования выступают частные образовательные учреждения. В статье показаны аспекты деятельности частных образовательных учреждений в условиях трансформации системы образования. Показывается, что коррупция возникает по причине снижения качества образования и появления ряда учебных заведений, которые своей целевой функцией ставят получение прибыли без опосредованного социального отклика. Сама структура частного образования в России рассматривается как отрасль образовательного рынка, которая только проходит степень институционализации. Период становления имиджевой составляющей показан как прикладной аспект. Методами исследования выступают аналитический в структуре выявления места и роли частных образовательных учреждений, экономико-статистический для анализа финансово-экономической составляющей функционирования вузов, а также структурный для определения коррупционных факторов в частном образовании. Научная новизна исследования заключается в том, что выявлено что основными причинами развития коррупционных явлений в вузе являются снижение качества исследовательской работы, отсутствие возможностей по модернизации технической базы и узкой направленности в подготовке специалистов для высококонкурентного рынка занятости с минимальным набором знаний, необходимых для формирования конкурентоспособного специалиста. В работе представлены рекомендации по преодолению ситуации и показаны стратегии формирования институциональных структур с примерами частных учебных заведений, которые стали по своей сути одинаковыми с государственными учебными заведениями по узнаваемости, брендированию и рейтингам среди абитуриентов.
Индивидуальный подход в образовании
Китова Е.Т. - Профильная компетенция преподавателя иностранного языка при подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре c. 79-84

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19915

Аннотация: Статья посвящена проблемам подготовки кадров высшей квалификации. Объектом исследования является преподавание иностранного языка по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Предметом исследования является проблема, возникающая у преподавателя иностранного языка при контроле понимания аспирантами узкоспециальных научных статей. Введено понятие и обоснована необходимость профильной компетенции преподавателя. Разработана структура профильной компетенции, состоящая из лингвистической, терминологической и научно-коммуникативной компетенции. Особое внимание уделено терминологической компетенции, как главному компоненту профильной компетенции преподавателя иностранного языка, реализующего программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В исследовании использованы теоретические и эмпирические методы. Анкетирование показало, что преподаватели сталкиваются с проблемой понимания узкоспециальных текстов и научных статей, поскольку имеют только лингвистическое образование. Основными результатами проведенного исследования является введение нового понятия «профильная компетенция» преподавателя иностранного языка при подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре. Разработана и обоснована структура профильной компетенции преподавателя. Описаны методы ее формирования. Выделены сложности при контроле понимания узкоспециальных текстов. Проанализированы особенности отраслевых терминосистем на примере англоязычных научных статей по энергетике.
Массово-информационные процессы в обучении
Семилет Т.А., Витвинчук В.В., Мансков С.А. - Теории массовой коммуникации: проблема систематизации в дидактических целях c. 85-93

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.20263

Аннотация: Предмет нашего исследования – оптимальная модель систематизации теорий массовой коммуникации. Авторы анализируют существующие модели систематизации теорий СМИ, представленные, в частности, в работах: М. М. Назаров «Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований», Г. Г. Почепцов «Теория коммуникации», Э. Гриффин «Коммуникация: теории и практики», Е. Г. Дьякова, А. Д Трахтенберг «Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов», Г. П. Бакулев «Массовая коммуникация: Западные теории и концепции» с позиций их оснований и дидактической оптимальности. Методы исследования: сравнительный и системно-структурный метод, ориентированный на изучение строения и состава системы, когда при определении структуры системы выделяются элементы и устанавливаются их свойства Авторами предлагается своя модель систематизации теорий массовой коммуникации, основанием которой выступают наиболее существенные характеристики массовой коммуникации как системы социума (теории социальной сущности массовой коммуникации, теории структуры, функций и дисфункций массовой коммуникации, теории и концепции эффектов массовой коммуникации, теории нормативно-должного состояния массово-коммуникационных процессов, «новые медиа» как фактор трансформации системы коммуникации, их характеристики) и группировка теорий по принципу рассмотрения и понимания этих характеристик с позиций наиболее авторитетных и известных в коммуникативистике авторов.
Коммуникация как процесс
Ясин М.И. - Отношение глухих и слабослышащих к инклюзивному образованию c. 94-100

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.19563

Аннотация: Проблемы инклюзии рассматриваются в ключе социологии образования. Попытка внедрить инклюзивное образование рассматривается как зона социального противоречия. Превращение специальных учебных заведений в инклюзивные идет форсированными темпами, не учитывая неготовность учебных заведений обеспечивать качественно учебный процесс. Особенно много недостатков в обеспечении обучения глухих и слабослышащих. Предметом исследование является мнение глухих и слабослышащих, педагогов и переводчиков жестового языка, работающих в образовательных учреждениях для глухих относительно современного положения и перспектив инклюзивного образования. Практическое исследование выполнено методом социологического опроса и дополнено иллюстративным материалом, взятым из интервью с респондентами. Позитивными чертами инклюзии респонденты считают повышение социальной адаптации глухих и слабослышащих и повышение толерантности общества к инвалидам. Однако перспективы получения качественного образования оцениваются отрицательно, по сравнению со специальным образованием. Большая часть респондентов проголосовала за возможность выбора между двумя системами образования. Наиболее полезной для себя глухие и слабослышащие считают инклюзию на уровне среднего и высшего профессионального образования, но перспектива слияния школ вызывает опасения. Мнения целевой аудитории адекватно отражает дискурс, развернувшийся в среде педагогов: к инклюзии школы не готовы, и на современном этапе эта технология явно имеет перекос в сторону социализации, во многом в ущерб образованию. При подобных установках целевой аудитории к инклюзии ее внедрение встретит дополнительные трудности, так как успех обучения во многом зависит о мотивации обучающихся. Проблема слияния учебных заведений продолжает быть спорной и привлекает внимание общественности.
Игры взрослых
Снегирева Л.В. - Электронное обучение в билингвальной среде медицинского вуза c. 101-108

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.20264

Аннотация: Представлены результаты изучения востребованности студентами-иностранцами основных элементов электронного обучения, используемых в учебном процессе медицинского вуза при работе на английском языке. Изучены преимущества и недостатки представленных элементов электронного обучения в билингвальной среде, рассмотрены вопросы необходимости комплексного их использования в купе с традиционными методами обучения в высшей школе. На основе эмпирического материала в статье проведено исследование аспектов целесообразности применения различных элементов электронного обучения для формирования общекультурной и профессиональной компетентности иностранных студентов медицинского вуза с различным уровнем учебно-познавательной активности. Рассмотрены перспективы использования основных элементов электронного обучения для студентов международного факультета, а также меры по повышению эффективности электронного обучения студентов-иностранцев на английском языке. Цель статьи – изучить специфику использования электронного обучения в билингвальной среде медицинского вуза. Методы исследования. В работе использовались такие методы, как наблюдение, размышление, анализ, анкетирование, беседа. Научная новизна. Автором показано, что в силу различия в уровне базовой подготовки, в том числе и по направлению компьютерных технологий, иностранные учащиеся испытывают определенные трудности при электронном обручении в вузе. Однако, четкая алгоритмизация работы в билингвальной среде, поэтапное введение новых элементов электронного обучения, основное внимание компьютерным формам контроля способствуют активному включению студентов международного факультета высших учебных заведений в процесс электронного обучения. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы про-фессорско-преподавательским составом высших учебных заведений для по-вышения эффективности электронного обучения на английском языке студен-тов-иностранцев.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.