Статья 'Ценность профессии учителя в советской культуре и ее отражение в массовом искусстве 1960–1980-х' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Ценность профессии учителя в советской культуре и ее отражение в массовом искусстве 1960–1980-х

Сидорова Галина Петровна

доктор культурологии, кандидат исторических наук

профессор, Ульяновский государственный технический университет

432005, Россия, г. Ульяновск, ул. Пушкарева, 24

Sidorova Galina Petrovna

associate professor of the Department of History and Culture at Ulyanovsk State Technical University.

432005, Russia, g. Ul'yanovsk, ul. Pushkareva, 24, kv. 187

gala_si_61@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Дата направления статьи в редакцию:

18-05-2012


Дата публикации:

1-6-2012


Аннотация: В статье на основе системного подхода, сравнительного и семиотического анализа, широкого круга источников – художественных текстов 1960–1980-х выявляются особенности художественной репрезентации профессии учителя в советском массовом искусстве. В художественных репрезентациях выявляются особенности профессии учителя в аспекте ее ценности для получения материальных благ, в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым». Художественные образы представили профессию учителя в двух дискурсах: идеологическом и повседневном. В художественных репрезентациях профессии учителя отразился переходный тип советского общества, его сложная структура, субъект культуры – человек разных аксиологических типов, гендерные особенности педагогического труда. Наконец, в образах учителя отразились глубинные смыслы советской культуры: смещение ценностных ориентаций общества от социалистических к традиционным ценностям и ценностям массового общества потребления, рассогласованность идеологического и повседневного дискурсов о финальных и инструментальных ценностях, мотивирующих деятельность подавляющего большинства субъектов культуры.


Ключевые слова:

культурология, ценность, профессия, учитель, советская, культура, массовое, искусство, художественная, репрезентация

Abstract: In the article on the basis of approach of the systems, comparative and semiotics analysis, wide circle of sources - artistic texts of 1960-1980th the features of artistic representations of profession of teacher come to light in a soviet mass art. In artistic representations the features of profession of teacher come to light in the aspect of her value for welfare, in a dynamics from time «thaw» to «seventieth». Images presented the profession of teacher in two discursis: ideological and everyday. The transitional type of soviet society, his difficult structure, subject of culture, is a man of different axiology types, gender feature of pedagogical labour was reflected in artistic representations of profession of teacher. Finally, in characters of teacher reflected deep senses of soviet culture: displacement valued orientations societies from socialistic to the traditional values and values of mass society of consumption, disparity ideological and everyday discursis about final and instrumental values, explaining activity of majority of subjects of culture.


Keywords:

cultural research, value, profession, teacher, Soviet, culture, mass (popular), art, art related, representation

Ценность профессии учителя в советской культуре и ее отражение в массовом искусстве 1960–1980-х

Ценность – одна из форм духовной предметности культуры. Анализ ценностных оснований деятельности является одним из ведущих направлений культурологического исследования. Профессия – важнейшая социальная ценность и базовая ценность хозяйственной культуры. Ценность профессии учителя в образах массового искусства изучается на основе системного подхода, который требует исследовать культуру во взаимосвязи ее материальной, духовной и художественной подсистем. Искусство, согласно системной модели культуры М. С. Кагана, – единственный плод деятельности, воссоздающий человеческое бытие в его целостности, позволяющий проникнуть в глубинную суть представляемой им культуры. В искусстве можно найти знания и ценности, отражение реальности и идеалы [4, с. 19]. В изучении ценности профессии через образы массового искусства применяется семиотическая теория Ю. М. Лотмана, согласно которой исходно заложенный в текст смысл подвергается в ходе культурного функционирования текста сложным трансформациям, в результате чего происходит приращение смысла [5, с. 190].

Обзор

Ценность профессии с 1960-х гг. входила в поле зрения советских социологов, экономистов, философов, рассматривалась или затрагивалась в рамках многочисленных исследований массового сознания, ценностных ориентаций и образа жизни (Б. Грушин, П. Ф. Дубовой, Е. Н. Жильцов, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов, М. А. Славина). В 1990-е гг. ценность профессии затрагивается в рамках исследования особенностей социально-экономической структуры советского общества (В. В. Радаев), хозяйственной этики в советский период (Н. Н. Зарубина). Опыт исследования художественных репрезентаций профессии гораздо скромнее. В советское время интерес исследователей был направлен преимущественно на воплощение в искусстве рабочих профессий (Е. В. Николаева). Из современных авторов следует отметить О. В. Теплинского, чей труд посвящен изучению репрезентации научной интеллигенции в советском кинематографе [11]. Что касается профессии учителя, есть публицистика, где рассматривается трансформация образа учителя в советском киноискусстве с конца 1940-х до времени Перестройки, от «справедливо-плакатных» и монументальных учителей до учителя-друга и наивного учителя [6]. Таким образом, тема репрезентации в советском искусстве профессий вообще и профессии учителя, в частности, остается мало изученной.

Основная часть

Задачи статьи: выявить особенности художественной репрезентации профессии учителя в советском массовом искусстве 1960–1980-х. В художественных репрезентациях выявить особенности профессии учителя в аспекте ее ценности для получения материальных благ, в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым». В решении поставленных задач применяется официальная советская социальная структура «2+1» и аксиологическая типология субъекта советской хозяйственной культуры, выстроенная автором по критерию ценностной мотивации деятельности: «строитель коммунизма», «честный труженик», «обыватель». В художественных репрезентациях профессии выделяются два дискурса: идеологический и повседневный. Идеологический дискурс: профессионализм трудящихся имеет важное значение для создания материально-технической базы коммунизма. Повышение профессионального мастерства – одна из задач формирования нового человека. В СССР всякий труд и всякая профессия почетны. Авангард общества – рабочий класс. «Учитель с СССР осуществляет коммунистическое воспитание, образование и обучение подрастающего поколения. Основой его авторитета служат коммунистическая убежденность, широта кругозора, высоконравственное поведение и педагогическое мастерство» [13]. Повседневный дискурс: в массовом сознании приоритет отдавался «интеллигентным» профессиям, высшее образование воспринимали не только как приобретение профессии, но и как рост престижа семьи [3, с. 117]. Дипломы освобождали от тяжелого физического труда, обеспечивали сносный доход и определенный престиж занятий. Повышалось материальное и социальное положение групп, причастных к распределению в сфере торговли, снабжения, транспорта [8]. В начале 1960-х ценности профессии и профессионализма были высоко значимы для молодежи всех социально-профессиональных групп [2, с. 185]. С середины 1960-х более важный для общества квалифицированный труд стал приносить все меньшие доходы и пользоваться меньшим уважением в обществе, чем труд неквалифицированный, и тем более тот, что приносил незаконные доходы [10, с. 282]. Среди молодежи ценность профессии снизилась. Рос престиж управленческих профессий и должностей.

Если в изобразительном искусстве 1960-х создаются преимущественно образы людей рабочих профессий, то в литературе, драматургии и киноискусстве заметно растет количество образов людей интеллектуальных профессий. Здесь отразился один из основных социальных процессов времени НТР – устремление массы людей в профессии нефизического труда, чему способствовала отмена платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР с 1 сентября 1956 года.

Художественные репрезентации говорят о престиже профессий нефизического труда в обществе, особенно среди колхозников. Объяснить это несложно: в условиях оплаты труда колхозников по трудодням до 1966 года, «специалисты» в колхозе – бухгалтер, агроном, зоотехник, инженер-механик, врач, учитель и председатель получали ежемесячную денежную зарплату.

Престиж профессии учителя сложился в 1930-е годы, когда масса советских людей была неграмотна и малограмотна, а СМИ, СМК, сеть библиотек были развиты слабо. Получение знаний в большой степени зависело от учителя. На этом строился его авторитет. В начале 1950-х, по воспоминаниям актрисы Э. Быстрицкой, профессия учителя была очень уважаемой [1, с. 26]. В 1960-х престиж профессии учителя в обществе еще высок, отчасти это дань традиции. Но на фоне стремительного развития СМИ, СМК и средств транспорта, сети библиотек учителю все сложнее заслужить авторитет.

В искусстве «оттепели» образов учителей немного, но достаточно для понимания их роли в обществе и материального благосостояния: Ю. Семенов «Петровка, 38», В. Распутин «Деньги для Марии», х/ф «Весна на Заречной улице». Художественные тексты показывают, что по отношению к профессии учителя общество, во всяком случае, городское, стало дифференцированным: всеобщего и безусловного уважения нет, «обыватель» с 7 классами образования, рабочей профессией и хорошим заработком к учителю относится свысока (х/ф «Весна на Заречной улице»). Поскольку индустриальное общество в СССР развивалось неравномерно, более высоким оставался авторитет сельского учителя: Евгению Николаевичу 36-37 лет, «но в деревне его величают все, даже старики, потому что вот уже лет пятнадцать он директор школы» (В. Распутин «Деньги для Марии»). В 1961 году средняя зарплата по стране – 81 рубль в месяц, в народном образовании – 72 рубля [9],[7]. В художественных образах городских учителей показан средний или ниже среднего уровень благосостояния. Рядовой учитель, «честный труженик», увлеченный своим делом, непритязателен к материальным благам и живет на зарплату – скромно. Молодому специалисту, не имеющему детей, маленькой зарплаты хватает на то, чтобы вполне добротно и модно одеваться (х/ф «Весна на Заречной улице»). Зарплата учителя не позволяет в равной мере удовлетворить потребности духовные и материальные. «Честный труженик» отдает предпочтение пище духовной и жертвует материальными благами: в квартире пожилого московского учителя Льва Ивановича множество книг и поломанная тахта со старым порыжелым одеялом. Он одет не просто скромно, а бедно. Приглашает любимого ученика в театр, но из‑за своих рваных ботинок «ужасно конфузится», в антракте не встает с кресла и не выходит (Ю. Семенов «Петровка, 38»). У сельского учителя благосостояние выше, чем у колхозника. Поэтому Кузьма, в поисках денег на покрытие недостачи у жены в магазине, в первую очередь идет к директору школы: тот держит большое подсобное хозяйство и «деньги у него есть. Живет он вдвоем с женой – она у него тоже учительница, – зарплата у них хорошая» (В. Распутин «Деньги для Марии»).

В «семидесятые» годы среди молодого поколения снижается ценность профессии учителя. На фоне развития СМИ, СМК, транспорта, сети библиотек общество становится все более информированным, образованным и независимым от учителя в получении знаний. Престиж профессии снижается на фоне развития советского общества потребления, дефицита материальных благ и роста престижа профессий в сфере торговли, общественного питания и сферы услуг: В 1970 году средняя зарплата по стране – 115 рублей в месяц, зарплата учителя – 108 рублей, в 1980 году соответственно 155 и 136 рублей [9],[7], как в сфере торговли и общепита, а возможности получения материальных благ гораздо ниже. Преимуществом профессии учителя считается отпуск 48 рабочих дней. Сельские учителя обеспечиваются бесплатной квартирой с отоплением и освещением, земельным участком.

В искусстве 1970-х количество образов учителей заметно растет. В советской культуре, где главными функциями искусства считаются ценностно-ориентирующая и воспитательная, это говорит о нарастании социальной проблемы: Г. Полонский «Доживем до понедельника», Н. Долинина «Разные люди», х/ф «Розыгрыш», «Ключ без права передачи», «Приезжая», «Расписание на послезавтра», «Дневник директора школы», «Вам и не снилось» и др. Художественные тексты отражают отношение общества: столичные ученые сочувствуют сельскому учителю из-за огромной перегруженности в школе и на общественной работе. «Плохо то, что некогда книгу почитать, фильм посмотреть. Они падают от усталости». Теперь колхозник сочувствует учителю: «я, необразованный человек, живу лучше ее… Она наших детишек учит, а живет хуже» (В. Шукшин «Печки-лавочки»). В середине 1970-х городской и сельский учитель живет скромно (х/ф «Ирония судьбы», «Розыгрыш», «Приезжая»). Диалог московского врача и ленинградского учителя: «И все-таки у нас с вами самые замечательные профессии, самые нужные! – Судя по зарплате, нет» (х/ф «Ирония судьбы, или с легким паром!»). Зарплата сельского учителя повышается за счет приписывания для отчетности часов по каким-либо дисциплинам, уроки труда иногда проводятся в домашнем хозяйстве директора школы (х/ф «Приезжая»). Приехавшие по распределению в село не всегда получают законные блага и от трудностей быта через полгода сбегают (х/ф «Баламут»). В конце 1970-х обывательская молодежь профессию учителя презирает: «Что вы! Педагогика нынче – ужас! Учителя все как на подбор недоумки» (х/ф «Вам и не снилось»), «Педагогика непрестижна. Идут в нее только неудачники» (Г. Щербакова «Дверь в чужую жизнь»). При этом «девчонки идут в педагогический только потому, что не знают, чему учиться, нет никаких серьезных пристрастий». (А. Лиханов «Благие намерения»). Отсюда большое количество непрофессионалов. Свою профессию и детей они не любят, общество отвечает им тем же: замкнутый круг. Многие выпускницы пединститутов, чтобы не работать по распределению в селе, выходят замуж и работают в городе не по специальности («Благие намерения»). Престижным был труд преподавателей вуза, оплачивался он выше, особенно при наличии ученой степени, но «преподавательская работа вообще тяжела, а здесь она была поистине каторжной» (И. Грекова «Кафедра»).

Художественные образы учителя говорят о том, что в социалистическом индустриальном обществе эта профессия стала сферой преимущественно женского труда. В живописи, литературе, драматургии и кино мужчина-учитель, особенно талантливый, выступает в меньшинстве (х/ф «Доживем до понедельника»). Напротив, среди преподавателей вузов – доцентов и профессоров мало женских образов. Здесь искусство отражает жизненные реалии: в подавляющем большинстве женщины работали в средних школах, в 1986 году 75% работников народного образования, составляли женщины [12].

Выводы

Изучение профессии учителя в образах массового искусства, с применением системного подхода, сравнительного и семиотического анализа, приводит к следующим выводам. Искусство в целом репрезентировало ценность профессии учителя в двух дискурсах: идеологическом и повседневном. В песне, прикладной графике и отчасти в живописи представлен идеологический дискурс о профессии. В литературе, драматургии и кино, отчасти в живописи репрезентации профессии соединяют в себе идеологический и повседневный дискурсы.

В художественных репрезентациях профессии учителя отобразилось советское общество – смешанный тип индустриального и доиндустриального, традиционного и инновационного, закрытого и открытого, массового, потребительского. Отобразился субъект культуры – человек разных аксиологических типов. В образах учителей искусство в целом и по-разному отобразило идеалы и реалии советской культуры, ценности официального и повседневного уровней, достижения и проблемы, гендерные особенности профессии, развитие инновационного типа культуры и сохранение традиционных технологий. Художественные репрезентации профессии в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым» отражают смещение ценностных ориентаций от социалистических к традиционным ценностям и ценностям массового общества потребления, показывают рассогласованность декларируемой финальной ценности (коммунизм) и реальных финальных ценностей, мотивирующих деятельность подавляющего большинства субъектов культуры. Изучение динамики ценности профессии учителя в советской культуре способствует пониманию природы кризисных явлений в культуре и жизни современной России.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.