Статья 'STREAM-образование: новые формы педагогических технологий для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. К постановке вопроса' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

STREAM-образование: новые формы педагогических технологий для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. К постановке вопроса

Мокшина Юлия Львовна

кандидат педагогических наук

Преподаватель СПбГУ, старший преподаватель ЛГУ им. А.С. Пушкина

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Университетская Наб., 7-9

Mokshina Iuliia

PhD in Pedagogy

Lecturer of St. Petersburg state University, senior lecturer of Leningrad state University named after A. S. Pushkin

199034, Russia, g. Saint Petersburg, ul. Universitetskaya Nab., 7-9

yulya_mokshina@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2019.1.28642

Дата направления статьи в редакцию:

12-01-2019


Дата публикации:

01-04-2019


Аннотация: В статье представлено описание сущности STREAM-образования в России и за рубежом (от Science – естественные науки; Technology – технологии; Reading – чтение и письмо; Engineering – инжиниринг, проектирование; Art – искусство, дизайн; Mathematics – математика), спроектирована STREAM-технология, обеспечивающая приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века. Объектом исследования являются особенности STREAM-образования в современном образовательном процессе школы. Предмет исследования – ресурсы STREAM-образования для приобщения современных школьников к чтению классической литературы. Основные методы исследования: изучение и анализ педагогической и специальной литературы; концептуальный анализ ранее выполненных исследований по проблемам использования STREAM в образовании; обобщение теоретических положений и их сопоставление с современной социокультурной ситуацией; методы измерения экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ. Научная новизна исследования заключается в авторской разработке технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ», обеспечивающей приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века. Основные выводы исследования заключаются в обосновании эффективности использования данной технологии для развития образовательной мотивации и приобщения к чтению современных школьников.


Ключевые слова:

информационное общество, навыки XXI века, STREAM-образование, педагогические технологии, современные школьники, образовательный процесс, исследовательский проект, межпредметное чтение, русская классика, приобщение к чтению

Abstract: This article describes the concept of STREAM education in Russia and abroad (S stands for science; T – for technology; R – for reading; E – for engineering; A – for art; M – for mathematics). STREAM technology is designed for introducing classic literature to modern schoolers based on the development of innovative thinking and skills of the XXI century. The object of this research is the peculiarities of STREAM education within educational process of modern school. The subject of this research is the resources of STREAM education of acquainting modern schoolers with classic literature. The main research methods include: studying and analysis of pedagogical and special literature; conceptual analysis of the previously conducted research on the problems of implementation of STREAM in education; generalization of theoretical insights and their comparison with the current sociocultural situation; experimental data measurement acquired in the course of research, as well as their systemic and qualitative analysis. The scientific novelty consists in designing an original technology “ExSTREAMal Reading of Russian Classics” that acquaints modern schoolers with classic literature based on the development of innovative thinking and skills of the XXI century. The main conclusions lie in substantiation of the efficiency of application of such technology for developing educational motivation and encouraging modern schoolers to read.


Keywords:

information society, 21st century skills, STREAM-education, pedagogical technology, modern schoolchildren, educational process, research project, intersubject reading, Russian classics, introduction to reading

Стремительное развитие информационного общества XXI века все больше определяет значимость таких социально-культурных и экономических тенденций, как глобализация, рост конкуренции в экономике, автоматизация, цифровизация, распространение системы ценностей сетевой культуры и пр. На основании данных тенденций трендами современного образования становятся:

1. Индивидуализация и персонализация образования. Формирование индивидуальных траекторий обучения и необходимых компетентностей под запросы заказчиков.

2. Прагматизация образования. Ориентация образовательных учреждений на запросы экономики и общества, формирование образовательных программ на основе актуальных запросов работодателя, развитие практикоориентированных исследований.

3. Образование в течение всей жизни. Быстрая смена информационного и технологического фона как фактор, обеспечивающий непрерывность образования, которое сопровождает человека в течение всей его жизни.

4. Обучение команд и проектно-ориентированное образование в сообществах практики. Из-за усложнения рабочих задач ключевой единицей новой экономики является не отдельный талантливый индивид, обладающий одним набором компетенций, а команда с компетенциями из различных сфер деятельности, способная выполнять функциональные или проектные задачи, где каждый участник отвечает за свой участок работы.

5. Геймификация образования. Игра как способ достижения целей в совместной деятельности, разворачивающейся в специфических условиях по определенным правилам [1-3].

Помимо этого, одной из важных задач современного образования считается развитие «навыков будущего» – ключевых типов грамотности и базовых компетенций XXI века, к которым относятся [1, 2]: управление концентрацией и вниманием; эмпатия и эмоциональный интеллект; сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты работы и обучения); критическое, проблемно-ориентированное, системное, кооперативно-творческое мышление; творческие способности; работа в междисциплинарных средах; грамотность XXI века; навыки в сфере ИКТ и медиа, включая программирование и информационную гигиену; гибкость и адаптивность; ответственность в работе (в том числе этика взаимодействия с другими членами общества и рабочая этика человекоцентрированных сервисов) и др [1, 2].

Особое значение при этом приобретает SТREAM-образование, которое предполагает междисциплинарный и прикладной подход в обучении на основании объединения различных наук (Science – естественные науки; Technology – технологии; Reading – чтение и письмо; Engineering – инжиниринг, проектирование; Art – искусство, дизайн; Mathematics – математика) с целью формирования у школьников инновационного мышления, необходимого для обеспечения развития нового вектора системы государственного управления, экономики, бизнеса, науки и образования [4-8].

Таким образом, целью данной статьи является описание сущности STREAM-образования в России и за рубежом и проектирование STREAM-технологии, обеспечивающей приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века.

Анализ теоретической литературы показывает, что объединение междисциплинарного и прикладного подходов в образовании, получившее название STEM, начало формироваться в США в конце 90-х годов XX века, когда американцы столкнулись с серьезной проблемой – при наличии предложений от высокотехнологичных компаний потенциальные рабочие кадры в большинстве своем не обладали высоким уровнем квалификации [6, 9, 10]. Это определило необходимость поиска новых подходов к обучению школьников и студентов, результатом которого стало развитие STEM-образования.

Главное место в STEM-образовании (аббревиатура от Science – естественные науки, Technology – технологии, Engineering – инжиниринг, проектирование, Mathematics – математика) отводится практике, соединяющей разрозненные естественно-научные знания в единое целое [6, с. 157].

По мнению бизнесменов, предпринимателей и современных исследователей, STEM-образование приобретает особую актуальность сегодня в связи с сохраняющимися тенденциями к традиционным формам и методам преподавания в школе XXI века и внедряется на государственном уровне в странах, ориентированных на развитие собственной научно-технической элиты [6, 11]. «Человечество уже давно шагнуло в четвертую промышленную революцию, характеризующуюся кардинальными изменениями во всех отраслях, а в школах по-прежнему учат по стандартам XIX века» [6, с. 157].

Так, основатель китайского гиганта – компании «Alibaba Group» Джек Ма говорит: «Хватит готовить детей к работе на заводе. Мы учим детей так, что через тридцать лет они все останутся без работы» [6, с. 158]. Д. Ма считает, что учителя хотят научить детей быть похожими на машины, потому что это удобно, но на самом деле они должны прививать им человеческие качества, чтобы из них выросли порядочные люди. К таким качествам и способностям китайский предприниматель в первую очередь относит эмоциональный интеллект (EQ) и коэффициент любви (LQ). По мнению Д. Ма, именно это отличает человека от робота [6, 12].

Британский исследователь Джордж Монбио считает, что существующая система образования до сих пор ориентирована на подготовку рабочих, которым в будущем придется часами трудиться за станками, синхронно выпуская одинаковые изделия. Именно поэтому в школах учат прилежно и молча выполнять однообразные задачи, не взаимодействуя ни со сверстниками, ни с учителями. «Умение работать в команде и критическое мышление на фабриках не поощрялись», – пишет Монбио [6, с. 158].

При этом в последнее десятилетие ученые, политики и бизнесмены все чаще говорят о ценности гуманитарного образования, которому долгое время отводилась второстепенная роль. В отчетах аналитических компаний отмечается, что социальные работники (психологи, медсестры, сиделки, няни и пр.) меньше всего рискуют остаться без работы в ближайшем будущем, в то время как некоторые профессии перестанут существовать по вине роботов [6, 13-15].

По мнению президента Всемирного экономического форума Клауса Шваба, социальная работа придет на смену фабричной и со временем будет хорошо оплачиваться. В этих условиях особенно высоко будет цениться способность к эмпатии и умение выстраивать эффективное взаимодействие с другими людьми [6, с. 158].

Исследовательский центр «Pew Research Center» совместно с Университетом Элон в США (Elon University) провел опрос экспертов из сферы технологий и образования с целью определения ключевых направлений в образовании, необходимых для гармоничного развития современного общества [6, 16, 17]. Большинство экспертов, принявших участие в опросе, высказали мнение, что в школах XXI века должны учить креативности, абстрактному и критическому мышлению, развивать умения подстраиваться под обстоятельства и работать в команде. При этом отмечается, что учить всему этому довольно сложно, так как самих преподавателей в свое время этому никто не учил, и сейчас их нужно специально готовить. Результаты данного опроса позволили исследователям спрогнозировать, что к 2026 году от школ будет требоваться не привитие ученикам каких бы то ни было навыков, а формирование определенных черт характера [6, 7, 16, 17].

Несмотря на востребованность STEM-образования, роль гуманитарных составляющих «Reading» (чтение и письмо) и «Art» (искусство) становится все более востребованной в подготовке школьников и студентов в таких странах, как Австралия, Великобритания, Израиль, Канада, Китай, Сингапур, США [7, с. 84]. По мнению исследователей, обновление модели STEM-образования до модели STREAM необходимо, поскольку гуманитарные составляющие могут активно способствовать развитию таких навыков XXI века, как сотрудничество, общение, творческое и критическое мышление и пр. [6, 18, 19].

Помимо этого, за счет использования гуманитарных компонентов в STREAM-образовании происходит развитие мультидисциплинарного подхода в обучении, обеспечивается устойчивое формирование межпредметных связей. Школьники получают возможность развивать жизненно важные навыки и основные технологические навыки в единстве. В то время как модель STEM-образования предполагала формирование только технических навыков и инновационных идей без оценивания человеческих аспектов деятельности [15, 16].

Так, П. Венкатесан, специалист в области сравнительного литературоведения и биохимии в Дартмутском колледже, пишет: «Проводя исследование в области молекулярной биологии, я обнаружил, что параллели между литературоведением и естественными науками слишком поразительны. Быть теоретиком литературы – значит иметь преимущества в лаборатории не только в повышении результативности научной деятельности, но и в более точном понимании сущности самой научной деятельности» [16].

Похожее мнение представлено в трудах Нобелевского лауреата, физика Уильяма Д. Филлипса, который говорит: «Оглядываясь назад, я вижу, что занятия в школе, которые были направлены на развитие навыков речевой культуры (языка и письма), были столь же важны для развития моей научной карьеры, как наука и математика. Я уверен, что мое личное участие в дебатных конкурсах в средней школе помогло мне позже выступить с лучшими научными докладами, а учебные занятия, направленные на развитие письменной культуры, помогли мне написать лучшие работы» [16].

Обзор теоретической литературы свидетельствует о том, что STEM и STREAM-образование является основой подготовки сотрудников в области высоких технологий [4-6, 13, 14, 17]. Поэтому такие страны, как Австралия, Китай, Великобритания, Израиль, Корея, Сингапур, США разрабатывают и реализуют государственные программы, соответствующие данным моделям обучения, с привлечением бизнес-партнеров и т.д. В России для развития STEM и STREAM образования открываются Центры технической поддержки образования (ЦТПО), в которых частично решаются задачи привлечения учащихся к инженерному делу и роботостроению. Благодаря партнерству с бизнесом, например, с компанией Intel, при вузах, ЦТПО и технопарках открываются STEM-центры, дающие возможность школьникам познакомиться с наукой, принять участие в научных исследованиях и пр. [6, с. 157].

Анализ теоретической литературы показывает, что STEM и STREAM-образование подразумевает смешанную среду, в которой школьники начинают понимать, как можно применить научные знания на практике. Помимо математики и физики, подростки изучают робототехнику – программируют и конструируют собственных роботов и др. На занятиях используется специальное технологическое оборудование [6, 11, 18, 19].

На Международной конференции «STEAM Forward», которая прошла в 2014 году в Иерусалиме, были высказаны следующие позиции:

- Необходимо разрабатывать новые программы и модели STEM – STEAM – STREAM-образования. Наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна учащимся.

- Необходимо вовлекать детей в STEM – STEAM – STREAM. Такое образование должно начинаться с самого раннего дошкольного возраста, а потому нужно внедрять программы в детские сады [6, 10, 15].

Говоря о важности STREAM-образования, исследователи подчеркивают, что интегрирование STREAM-технологий в обучении позволяет школьникам получать знания, соответствующие реальности. В дальнейшем это будет содействовать появлению не узкоинформированных специалистов, которые умеют делать что-то одно, а творческих людей, способных принимать нестандартные решения в своей профессиональной деятельности. Процесс интеграции способствует повышению качества обучения, улучшает мотивацию и познавательную активность. Это создает оптимальные условия для развития гибкости, логичности мышления и, как следствие, способствует гармонизации личности [6, с. 158].

Таким образом, анализ теоретической литературы позволяет заключить, что STREAM-образование – это прогрессивное направление в обучении, которое предполагает объединение междисциплинарного и прикладного подходов, помогает школьникам получать больше знаний, расширяет и углубляет межпредметные связи и пр. На основе соединения разрозненных естественно-научных и гуманитарных дисциплин в единое целое школьники учатся видеть картину мира в целом. В последующем все это дает возможность создавать и презентовать свой собственный уникальный продукт, работая в команде.

Для внедрения STREAM в образовательный процесс школы необходима разработка программ обучения, регламентирующих использование STREAM в урочной и внеурочной деятельности.

Макроресурсами STREAM-образования являются специальные пространства, оснащенные необходимыми технологическими инструментами, например: лаборатории, студии, технопарки и пр. Микроресурсами STREAM-образования могут выступать различные явления материальной и духовной культуры, включающие в себя потенциал для развития технологического и инновационного мышления.

Смешанная среда STREAM-образования позволяет проектировать формы и технологии обучения с опорой на научно-исследовательскую и проектную деятельность школьников.

На основании теоретических выводов попытаемся спроектировать STREAM-технологию, обеспечивающую приобщение современных школьников к чтению классической литературы посредством развития инновационного мышления и навыков XXI века.

Рассмотрим в качестве примера разработанную автором статьи технологию – «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ», сущность которой заключается в исследовании литературного текста в процессе межпредметного чтения (чтение, результатом которого является выявление в сюжете художественного произведения знаний из ряда предметных областей – прим. Авт.), в проектировании и презентации продукта собственной исследовательской деятельности с опорой на STREAM-подход в обучении [20, 21].

По мнению ученых-филологов, литература как вид искусства является художественным отражением окружающей действительности. Перенос этого суждения в педагогическую плоскость означает, что чтение текстов художественной литературы из русской классики, в числе других образовательных возможностей, включает в себя огромный потенциал для актуализации многообразных конфигураций различного рода знаний из ряда предметных областей, то есть для актуализации межпредметных связей. Из этого следует, что приобщение современных школьников к чтению классической литературы может осуществляться посредством сопоставления межпредметных знаний с окружающей реальностью в процессе исследовательской деятельности при создании собственного уникального продукта.

Макроресурсом технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ» будет являться пространство современной школы, включающее всю инфраструктуру и технические средства обучения. Микроресурсом будет выступать такое культурное явление как художественный текст.

Процессуальные характеристики технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ» могут предполагать:

1. Проектирование системы учебных занятий (урочная, внеурочная деятельность), ориентированных на межпредметное чтение литературных произведений из русской классики через разные предметные области.

2. Организацию проектной деятельности школьников с учетом выбора стратегии межпредметного чтения через определение интереса к конкретной предметной области (или предметным областям).

3. Моделирование художественной реальности литературного произведения из русской классики посредством систематизации проектной деятельности школьников и др. [21].

Деятельность учителя: мотивация школьников к чтению русской классики через систему урочных и внеурочных занятий; объяснение особенностей технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ»; сопровождение исследовательской и проектной деятельности школьников в процессе межпредметного чтения произведений из русской классики.

Деятельность учащихся: определение образовательного интереса к конкретной предметной области (или предметным областям), выбор стратегии межпредметного чтения; выбор литературного произведения; межпредметное чтение и комплексный анализ художественного текста; выявление в художественной реальности деталей, соответствующих выбранной стратегии межпредметного чтения; создание продукта исследовательской деятельности, включающего результаты межпредметного чтения; представление проекта, участие в коллективном обсуждении результатов проектной деятельности всех участников образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение: учебно-методические комплексы по предмету «Литература», художественные произведения из русской классики, различные технологические ресурсы, необходимые для создания и презентации исследовательского проекта [21].

Апробация STREAM-технологии «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ» потребовала проведения педагогического эксперимента, участниками которого стали 119 школьников 7-9 классов.

Проведение эксперимента осуществлялось автором статьи на базе ГБОУ средняя общеобразовательная школа 328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга в 2017/2018 – 2018/2019 учебных годах.

Результаты апробации убеждают нас в том, что деятельность учителя и школьников, построенная на основании данных процессуальных характеристик, позволяет добиться положительных результатов в отношении приобщения современных школьников к чтению классической литературы посредством развития инновационного мышления и навыков XXI века.

Приведем примеры исследовательских проектов, созданных современными школьниками:

1. «Физико-математические расчёты, объясняющие способность к выживанию героя «Повести о Шемякином суде», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели физико-математических закономерностей событий повести, определивших исход судьбы героев произведения.

2. «Почему Мцыри не мог «молнии ловить руками», или физические размышления о поэме М.Ю. Лермонтова», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели физических закономерностей событий и явлений произведения.

3. «Почему Мцыри не мог добраться до родного дома, или биолого-географические размышления о поэме М. Ю. Лермонтова», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели биологических закономерностей, прервавших побег Мцыри, а также географическое моделирование местности с интерактивным проектированием карты маршрута и передвижения героя.

4. «Общественно-правовые реалии событий рассказа А.П. Чехова «Хамелеон», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели правовых отношений героев и событий произведения и пр.

5. «Историко-географический анализ рассказа И. А. Бунина «Кавказ», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели исторических реалий и географических объектов произведения.

6. «Медико-биологический анализ романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели медико-биологических закономерностей ключевых событий романа.

7. «Астрономический анализ романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивной модели результатов анализа романа с точки зрения астрономии и пр.

8. «Архитектура в произведениях Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского», продукт исследовательской деятельности – проект-презентация, включающая разработку интерактивной модели «архитектуры произведений» Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского.

9. «Модный приговор» героям И.С. Тургенева!», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку дизайнерской модели одежды героев И.С. Тургенева в интерактивном формате.

10. «Флорариумы из русской классики», продукт исследовательской деятельности – проект, включающий разработку интерактивных моделей флорариумов из произведений русской классики с последующей презентацией растительных террариумов др.

Таким образом, обращение современной педагогики к STREAM-образованию может стать эффективным шагом на пути решения проблемы подготовки кадров для изменяющегося рынка труда в условиях четвертой промышленной революции. Новые формы педагогических технологий в рамках урочных и внеурочных занятий в современной школе, проектирование которых доступно в STREAM-образовании за счет объединения междисциплинарного и прикладного подходов в обучении, могут способствовать решению не только общепедагогических задач, связанных с развитием инновационного и технологического мышления, навыков XXI века, но и обеспечивать приобщение современных школьников к чтению художественных произведений из русской классики. В связи с этим данный вопрос требует более глубокого изучения.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – разработка педагогической STREAM-технологии (Science – естественные науки; Technology – технологии; Reading – чтение и письмо; Engineering – инжиниринг, проектирование; Art – искусство, дизайн; Mathematics – математика) приобщения современных школьников к чтению классической литературы.

Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, педагогического проектирования, педагогического эксперимента, сравнения, обобщения, синтеза.

Актуальность исследования обусловлена важностью формирования у современных школьников инновационного мышления, необходимого для обеспечения развития нового вектора системы государственного управления, экономики, бизнеса, науки и образования, в том числе в рамках STREAM-модели, включая приобщение школьников к чтению классической литературы.

Научная новизна связана с разработкой автором в рамках STREAM-модели и успешной апробацией приобщение школьников к чтению классической литературы в рамках урочных и внеурочных занятий в современной школе за счёт объединения междисциплинарного и проектного подходов в обучении.

Стиль изложения научный. Статья написана русским литературным языком.

Структура рукописи включает следующие разделы (в виде отдельных пунктов не выделены, не озаглавлены): Введение (развитие информационного общества, тренды современного образования – индивидуализация и персонализация, прагматизация, образование в течение всей жизни, обучение команд и проектно-ориентированное образование в сообществах практики, геймификация, развитие «навыков будущего», SТREAM-образование), Сущность STREAM-образования в России и за рубежом и проектирование STREAM-технологии, обеспечивающей приобщение современных школьников к чтению классической литературы на основании развития инновационного мышления и навыков XXI века, объединение междисциплинарного и прикладного подходов в образовании STEM, человеческие качества, ценность гуманитарного образования, роль гуманитарных составляющих «Reading» (чтение и письмо) и «Art» (искусство), обновление модели STEM-образования до STREAM, развитие мультидисциплинарного подхода в обучении, подготовка в области высоких технологий, макро- и микроресурсы STREAM-образования, формы и технологии обучения с опорой на научно-исследовательскую и проектную деятельность школьников), Проектирование STREAM-технологии приобщения современных школьников к чтению классической литературы (технология «Экstreamальное чтение русской классики», межпредметное чтение, литература как художественное отражение окружающей действительности, актуализация межпредметных связей, макро- и микроресурс, процессуальные характеристики технологии, деятельность учителя и учащихся, учебно-методическое обеспечение), Апробация STREAM-технологии (педагогический эксперимент, 119 школьников 7–9 классов, примеры исследовательских проектов, созданных школьниками), Заключение (выводы), Библиография.

Раздел «Апробация STREAM-технологии» желательно расширить, в том числе за счёт сведений о том, каким образом разработанная технология «Экstreamальное чтение русской классики» обеспечила реализацию указанных во введении трендов современного образования, формированию «навыков будущего».

Содержание в целом соответствует названию. В то же время формулировка заголовка может быть скорректирована, например: «Проектирование педагогической STREAM-технологии для приобщения современных школьников к чтению классической литературы (к постановке вопроса)».

Библиография включает 21 источник отечественных и зарубежных авторов – научные статьи, материалы научных мероприятий, нормативные документы, Интернет-ресурсы. Библиографические описания некоторых источников нуждаются в корректировке в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
4. Hom E. What is STEM Education? – URL: https://www.livescience.com/43296-what-is-stem-education.html (date of access: 12.11.2018).
6. Шатунова О. В. Новые подходы к технологическому образованию // Педагогические и социологические аспекты образования : материалы международной научно-практической конференции. – Место издания ??? : Наименование издательства ???, 2018. – С. 157–158.
10. Alzen J. A logistic regression investigation of the relationship between the Learning Assistant model and failure rates in introductory STEM courses. – URL: https://stemeducationjournal.springeropen.com/ (дата обращения: 27.10.2018).
20. Мокшина Ю.Л. Интегративная модель приобщения современных школьников к чтению классической литературы // Педагогика и просвещение. – 2018. – № 4. – С. 141–153.
21. Мокшина Ю.Л. Эмоциональное чтение в цифровую эпоху // Наука сегодня. теоретические и практические аспекты : материалы международной научно-практической конференции. – Вологда, 2018. – С. 135–137.

Апелляция к оппонентам (Шатунова О. В., Фролов А. В., Сорокина Т. Е., Мокшина Ю. Л., Лицзюнь Х., Hom E., Alzen J., Wesson K., Root-Bernstein M., Debroy A., Kyle C., Tarnoff J.) имеет место.

Замечен ряд опечаток: [1, 2, 3] – [1–3]; без оценивая человеческих аспектов деятельности – без оценивания человеческих аспектов деятельности; «ЭКSTREAMАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИКИ» – «Экstreamальное чтение русской классики»; прим. Авт. – прим. авт.; и др. [21]. – и др. [21] (УДАЛИТЬ ТОЧКУ); интерактивной модели физическо-математических закономерностей – интерактивной модели физико-математических закономерностей.

Аббревиатуру ИКТ нужно привести полностью.

В целом рукопись соответствует основным требования, предъявляемым к научным статьям. Материал представляет интерес для читательской аудитории и после доработки может быть опубликован в журнале «Современное образование» (рубрики «Современные стратегии и модели образования», «Развивающиеся педагогические технологии»).
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.