Статья 'Роль практико-ориентированного подхода в современной дидактике вуза' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Роль практико-ориентированного подхода в современной дидактике вуза

Долгополова Анна Федоровна

кандидат экономических наук

доцент, Ставропольский государственный аграрный университет

355017, Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12, ауд. 101

Dolgopolova Anna Fedorovna

PhD in Economics

Docent, the department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University

355017, Russia, Stavropol, Pereulok Zootekhnicheskiy 12, office #101

dolgopolova.a@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Жукова Виктория Артемовна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра математики, Ставропольский государственный аграрный университет

355017, Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12, ауд. 101

Zhukova Viktoriya Artemovna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University

355017, Russia, Stavropol'skii krai, g. Stavropol', per. Zootekhnicheskii, 12, aud. 101

bekastavropol@mail.ru
Гавриленко Елена Николаевна

кандидат психологических наук

доцент, кафедра государственного и муниципального управления, Кубанский государственный технологический университет

350042, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Московская, 2

Gavrilenko Elena Nikolaevna

PhD in Psychology

Docent, the department of State and Municipal Administration, Kuban State Technological University

350042, Russia, Krasnodarskii krai, g. Krasnodar, ul. Moskovskaya, 2

gavrilenkoel@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8736.2018.4.27480

Дата направления статьи в редакцию:

24-09-2018


Дата публикации:

02-01-2019


Аннотация: Авторами проанализировано значение дидактики, как важнейшей отрасли современного научно-педагогического знания, которое призвано выявлять и решать существующие проблемы современной системы образования. Обоснованно, что при формировании основной концепции содержания образования необходимо исходить из требований соответствующей отрасли, для которой высшее учебное образовательное учреждение готовит специалиста. В статье кратко рассматриваются современные подходы к вопросу дидактического наполнения общеобразовательных дисциплин, преподаваемых в высшем учебном заведении, в контексте формирования компетенций, направленных на формирование профессионально ориентированных знаний и навыков. В целях проверки эффективности предлагаемой методики конструирования практико-ориентированного дидактического обеспечения курса математики для обучения будущих специалистов аграрного сектора был осуществлен педагогический эксперимент. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что применение профессионально ориентированного дидактического сопровождения курса математики, несомненно, способно положительно влиять на повышение качества образования, на более успешное формирование профессиональных компетенций агрономических направлений подготовки; эксперимент раскрыл перспективные методические возможности для дальнейшего повышения качества организации образовательного процесса, направленного на подготовку современного специалиста, уровень компетенций которого в полной мере соответствует ожиданиям потенциального работодателя и требованиям рынка труда.


Ключевые слова:

дидактика, система образования, дидактическое наполнение, практико-ориентированный подход, педагогический эксперимент, методика подготовки, профессиональные компетенции, профессиональная деятельность, образовательные программы, мониторинг качества

Abstract: The authors analyze the meaning of didactics as the paramount branch of the modern scientific-pedagogical knowledge, which is called to determine and solve the existing problems of modern education system. It is substantiated that in formation of the basic concept of the content of education it is necessary to rely upon the requirements of the corresponding branch, for which a specialist is being prepared for in the higher educational establishment. The article briefly reviews the modern approaches to the question of didactic content of general disciplines taught in the higher education establishment in the context of formation of competences aimed at development of the professional skills and knowledge. The author conducts a pedagogical experiment for validating the efficiency of the proposed methodology of developing the practice-oriented didactic supply of mathematical course for the future specialists of agricultural sector. The results demonstrated that the implementation of the professionally oriented didactic support of mathematical course can certainly have a positive effect on the improvement of education quality and more successful formation of the professional competencies of agronomic majors. The experiment revealed the promising methodical opportunities for further improvement of the quality of educational process aimed at preparing modern specialists, whose level of competencies fully meets the expectations of the potential employer and the demands of job market.


Keywords:

didactics, education system, didactic content, practice-oriented approach, pedagogical experiment, method of preparation, professional competencies, professional activity, educational programs, quality monitoring

Современная наука, в целом, и современная педагогическая наука, в частности, сделали огромный шаг в своем поступательном развитии. При этом основополагающие принципы «Великой дидактики» опубликованной в 1657 г. великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670) сегодня, неожиданно, так же современны, как и сотни лет назад, что легко прослеживается при анализе системы организации образовательного процесса любого уровня.

В современной педагогической науке существует понимание роли и значения дидактики, как важнейшей отрасли современного научно-педагогического знания, которое призвано выявлять существующие проблемы современной системы образования, компетентно и всесторонне их анализировать, разрабатывать на этой основе концепцию инновационных подходов к минимизации, или решению выявленных проблем.

Переход на двухуровневое высшее образование актуализировал вопрос о внедрении ФГОС образования, которые смогут обеспечить успешность дальнейшей модернизации системы высшего образования.

Образование сегодня–единый, непрерывный, целенаправленный процесс воспитания и обучения личности в специально организованной педагогической системе. Образование является не только личным интересом конкретного обучающегося, но и общественно значимым благом, так как развитие цивилизации диктует свои требования к уровню образования подрастающего поколения. Образование, как специально организованный процесс, должно осуществляться не только в интересах развития конкретного человека, но и в целях развития современного общества и соответствовать запросам государства. В современном российском обществе такой запрос государства сформулирован в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Одним из обязательных и, несомненно, важных аспектов работы вузовского педагога должно стать умение не только преподносить актуальную для данного направления подготовки информацию, но и максимально адаптировать студента к будущей профессиональной деятельности [3], прививать стремление к самопознанию, к профессиональному самосовершенствованию, мотивировать на обучение конкретному делу.

Качество высшего образования–это социальная проблема современной России. Число выпускников средней школы максимально приближается к числу абитуриентов вузов.

Мы вынуждены констатировать, что общество перенасыщено людьми с высшим образованием, а специалисты, к сожалению, остаются в дефиците [6].

Рынок труда современной России можно охарактеризовать, как катастрофический разрыв между спросом (требования работодателя конкретной отрасли) и предложением (наличие работников, соответствующих требованиям работодателя). Работодатель ставит задачу подбора высококвалифицированных работников, которые в совершенстве владеют специальными профессионально ориентированными знаниями и навыками, при этом сочетающих высокую профессиональную компетентность с проявлениями коммуникативной активности, навыками эффективной управленческой деятельности. Однако, реальные квалификационные показатели большинства специалистов, предлагающих свои услуги, не соответствует их амбициям, уровень профессиональных притязаний неоправданно завышен.

Содержание профессионального образовательного процесса выполняет разнообразные функции: информативную, методологическую, обучающую, развивающую, воспитательную. При формировании основной концепции содержания образования необходимо исходить из требований соответствующей отрасли, для которой высшее учебное образовательное учреждение готовит специалиста. Хорошим подспорьем в решении данной задачи, нам представляются профессиональные стандарты [12].

Задачи высшего образования любого уровня (специалитета, бакалавриата, магистратуры), в идеале, должны быть направлены не только на общее развитие личности, что, безусловно, очень важно, а, преимущественно, на получение будущими специалистами качественных профессиональных знаний, необходимых профессиональных навыков и востребованных в данной профессиональной деятельности умений [1].

Данным критериям, несомненно, должно соответствовать содержание высшего образования. Профессиональное образование должно быть наполнено системой теоретических знаний и практико-ориентированных задач, направленных на выработку профессиональных умений и навыков, адекватных требованиям работодателя соответствующего рынка труда, которые способны обеспечить в рациональном тандеме эффективную адаптацию к требованиям соответствующего рынка труда и максимальную подготовку выпускника к предстоящей профессиональной деятельности. Дидактическое наполнение профессиональной подготовки будущего специалиста включает:

- необходимую сумму современных профессиональных понятий, объясняющих явления, которые происходят в обществе, природе, культуре и технике;

- сумму профессиональных знаний об орудиях труда и механизмах, применяемых в процессе труда;

- решение профессиональных задач, способствующих обучению эффективным способам деятельности современного специалиста, гарантирующим качественное формирование профессиональных умений и навыков.

Основные положения, которые необходимо учитывать при реализации образовательной задачи (чему учить?), то есть для формирования содержания образования, и которыми принято руководствоваться при разработке теоретического и практического курса конкретной дисциплины и образовательной программы в целом, и из которых складывается целостная система содержания образования и содержания обучения, должны быть ориентированы на дидактические принципы образования. Принято выделять общие дидактические принципы, которые «работают» в любой образовательной системе и направлены на развитие когнитивных способностей обучаемого субъекта (научности, развивающего характера обучения, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности), выделяют дидактические принципы профессионального обучения, которые направлены на развитие профессиональных знаний, умений и навыков:

- связь преподаваемой теории с практическим применением знаний в профессиональной деятельности;

- системность организации процесса обучения;

- креативная активность студентов, инициируемая преподавателем;

- развитие УУД (универсальных учебных действий) студентов;

- переход к активным формам самообразования;

- сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения;

- компьютеризация обучения;

- интегративная система обучения;

- инновационный характер образования.

Выделим основные задачи профессионального образования (с какой целью учим?):

- соответствие содержания образования профессиональным компетенциям будущего специалиста;

- профессионально ориентированный подход при определении содержания всех преподаваемых дисциплин;

- прогностический характер формирования содержания обучения;

- учет общих закономерностей и индивидуальных особенностей, влияющих на процесс профессионального становления конкретной личности.

Переходом от заданной виртуальной модели компетенций, разработанной для определенного направления подготовки, к реальной модели востребованного специалиста отрасли, может служить адекватное выделение и подробное описание типовых задач специалиста конкретного рынка труда, которые выпускник будет решать в предполагаемой профессиональной деятельности [11].

Типовые задачи, разработанные для конкретного направления подготовки, в идеале, должны соответствовать основополагающим целям получаемого высшего образования. Условно, типовые задачи можно подразделить на три вида.

1. Задачи, которые должны решать все будущие специалисты, вне зависимости от выбранной конкретной профессии. Они определяются исторической эпохой и могут быть условно названы задачами века:

- задачи экологического благополучия (минимизация негативных воздействий деятельности человека на природу);

- задачи непрерывного образования (эффективный поиск, анализ и хранение актуальной профессиональной информации);

- задачи эффективного взаимодействия при коллективном характере профессиональной деятельности.

2. Задачи, специфичные для нашей страны. Особенно актуальны задачи, связанные с экономической деятельностью (экономическое обоснование проектов, бизнес-планов, проведение маркетинговых исследований).

3. Собственно профессиональные задачи. Эти задачи могут быть разделены на три типа:

- исследовательские задачи (требуют наличия навыков и умений в исследовательской работе);

- практические задачи (получение навыков, направленных на получение конкретного результата: сделать прогноз…; проанализировать…; построить график…; разработать бизнес-план…);

- педагогические задачи (формирование компетенции, востребованной в профессиональной деятельности в процессе изучения предмета в учебном заведении или в условиях производственного обучения).

Для эффективного и успешного процесса обучения студентов необходима качественная управленческая деятельность преподавателя, направленная на максимальную полимотивированность обучения с акцентом на усиление устойчивости знаний и преобладание профессионального мотива–побудительной силы стать профессионалом высокого уровня, конкурентным и востребованным на определенном рынке труда, что, на наш взгляд, является проявлением центрального мотива обучения в период студенчества. Профессиональная деятельность первоначально «запускается» воздействием психологических внешних для нее мотивов-стимулов, и лишь затем происходит переключение на внутренние побудители, что, в итоге, придает выработанным новым действиям(навыкам) устойчивый и автономный характер профессионального становления личности.

Рассмотрим систему дидактических средств для профессионализации курса математических дисциплин, которая используется в нашем опыте работы.

1. Достаточно полная профессиональная мотивировка изучения каждой крупной темы, осуществляемая во вводной части к теме.

Успешнее протекает учебный процесс, если студенты с самого начала знают, какова история изучаемых вопросов, их связь с профилирующими дисциплинами и с будущей профессией. Опыт показывает, что на этом этапе работы эффективным приемом профессиональной мотивировки изучаемых математических фактов является демонстрация научных статей и учебников по специальным дисциплинам, в которых эти факты используются.

2. Внедрение в учебный процесс элементов проблемного обучения.

Проблемное обучение, по праву, признано наиболее эффективным и методически обоснованным средством формирования навыков поисковой творческой деятельности студентов. При организации проблемного обучения существенным условием является моделирование задач, адекватных и типичных для будущей профессиональной деятельности, а так же поиск вариантов наиболее рационального решения данных задач, или эффективных способов разрешение проблемных ситуаций.

3. Решение задач с практическим содержанием на занятиях по математическим дисциплинам.

Так, на практических занятиях при изучении темы, например, «Локальная теорема де Муавра-Лапласа» мы рекомендуем предложить студентам решить стандартную задачу, со следующим условием: «Найти вероятность того, что 80 из 1000 покупателей смогут приобрести мужскую обувь, если предположить, что вероятность покупки обуви рассчитывается по формуле p=0,11 (исходим из анализа предыдущего периода продаж)». Однако мы считаем, что для лучшего усвоения материала задачи должны быть практико-ориентированными и в этой связи, например, для студентов агрономического факультета в условие задачи целесообразнее включить более профессионально ориентированную информацию: «На 100 посеянных весной зерен - взойдет, ориентировочно, 85. Какова вероятность того, что из 1000 посеянных зерен взойдет 840?».

Аналогично на занятии по теме «Формула Пуассона» вместо привычной задачи «Вероятность попадания в цель при каждом выстреле равна 0,001. Целесообразно вопрос поставить более конкретно: какова вероятность, что при количестве 1000 выстрелов, точных попаданий в цель будет не менее двух?» студентам агрономического направления рекомендуем предложить задачу «Среди семян пшеницы высшего сорта 0,04% сорняков. Определите вероятность того, что среди 5000 семян (случайно отобранных) может обнаружиться 5 семян различного сорняка?».

При этом, следует учитывать, что для конструирования практико-ориентированной задачи, вначале подбирают адекватную содержательную модель (физическую, химическую, биологическую), а потом исследуют данную модель математическими средствами [10]. Ценность такого рода задач в том, что процесс обучения становится более доступным, за счет близкой к будущей профессии направленности содержания задания, условием поясняется математическое содержание и все это строится на элементе активизации познавательного интереса, что способствует лучшему усвоению материала и тем самым позволит повысить качество образования.

Наборы задач с практическим содержанием подобраны нами по всем основным темам и процесс их решения вызывает у студентов существенный интерес.

4. Привлечение студентов к частичному управлению учебным процессом.

Студенты участвуют в подборке дидактического и иллюстративного материала к практическим занятиям по математическим дисциплинам, участвуют в различных формах обучения. Успешность использования математического аппарата в значительной мере зависит от умения сформулировать задачу. Исходя из этого, мы время от времени даем возможность студентам вносить свой вклад в постановку задачи, которую им предстоит решить. С этой целью используются задачи с недоопределенными данными и задачи с переопределенными данными [9].

5. Достаточно полная профессиональная мотивировка темы, осуществляемая на завершающем этапе ее изучения.

Если во введении вопросы приложения теории к практике решались на понятийном, ориентировочном уровне, то теперь в момент завершения темы, существует возможность углубления имеющихся сведений. Обобщаем и систематизируем уже рассмотренные прикладные задачи, решаем более сложные. На этом этапе организуем встречи студентов с преподавателями профилирующих дисциплин, изучаемых на старших курсах.

Таким образом, искусный выбор мотивов-стимулов, сопряженный с опытом в заданной сфере деятельности, может привести в итоге к формированию устойчивого типа профессиональной направленности у студентов [8].

Нами был проведен педагогический эксперимент, направленный на обоснование практико-ориентированного подхода для студентов агрономических направлений. Он имеет несколько важных этапов. Так, экспериментальный этап проведенного исследования ставил ряд задач и был направлен на достижение определенных целей, главной из которых является задача повышения эффективности организации образовательного процесса. При этом, оценка адекватности содержания образовательных ресурсов осуществлялась посредством оценки разработанного дидактического обеспечения, разработанного для студентов агрономических направлений подготовки, направленного на формирование профессиональных компетенций и включающего практико-ориентированные теоретические материалы и практические задания по математическим дисциплинам.

Для проверки эффективности конструирования практико-ориентированного дидактического обеспечения курса математики для обучения будущих аграриев и особенностей его восприятия было проведено тестирование и анкетирование.

Проведенный опрос выпускников средних школ (60 респондентов), которые связывают свое будущее с профессиональной деятельностью в различных областях сельского хозяйства, показал, что, преимущественно, выпускники (примерно 60 %) признают приоритетность математического аппарата для успешного решения будущих профессиональных задач в аграрном комплексе. Это понимание мотивирует к проявлению профессионально направленного интереса к математическим дисциплинам, а, следовательно, и готовность к более глубокому изучению математики.

Анкетирование студентов 1-го курса (70 респондентов) показало, что студенты вполне осознают недостаточно высокий уровень сформированных умений в применении математических методов в решении профессиональных задач (около 75 %). Среди выявленных причин, объясняющих данную ситуацию, можно назвать, прежде всего, наличие большого количества дидактического материала, задачей которых является формирование абстрактных математических понятий (около 48 %); высокого уровня несогласованности между преподаваемыми дисциплинами в содержательном компоненте (около 65 %); но, по-нашему мнению, главным просчетом учебных планов для подготовки будущих специалистов – аграриев, является недостаточное количество часов, которое отводится на решение практико-ориентированных задач (около 17 %).

Объективность результатов эксперимента во многом зависит от выбора экспериментальной и контрольной групп. Контрольная и экспериментальные группы были определены методом случайной выборки из числа студентов факультета агробиологии и земельных ресурсов Ставропольского государственного аграрного университета. При этом, на момент начала эксперимента показатели успеваемости контрольной группы и экспериментальной группы были, примерно, одинакового уровня.

В контрольной группе студентов мы применяли традиционную методику обучения математическим дисциплинам. В экспериментальной группе нами использовалась практико-ориентированная методика и профессионально ориентированное дидактическое обеспечение курса математики для подготовки студентов по агрономическим направлениям вуза. Эффективность использования дидактического обеспечения на этом этапе проверялась посредством определения уровня готовности по результатам выполнения контрольных, лабораторных работ, тестовых заданий, использованием метода проектов [7], разработанных авторами, а также с привлечением экспертов, работающих в аграрной отрасли.

Сравнительный анализ, проведенный на заключительном этапе эксперимента, показал незначительное увеличение среднего бала по группам: в экспериментальной группе средний бал увеличился на 0,38 по сравнению со средним балом контрольной группы, при этом, на начальном этапе результаты контрольной группы были на 0,03 выше средних результатов экспериментальной группы.

Таким образом, можно сделать выводы, что осуществлённый педагогический эксперимент доказал эффективность применения научно обоснованного профессионально ориентированного образовательного процесса при изучении курса математики, с учётом формирования профессиональных компетенций студентов агрономических направлений подготовки; педагогический эксперимент раскрыл определенные методические возможности для дальнейшего повышения качества системы математической подготовки и совершенствования организации профессионального образования.

Нам представляется, что на основе анализа всех типов практико ориентированных задач, применяемых в компетентно организованном учебном процессе, можно построить адекватную модель профессиональной деятельности современного специалиста. Но, если ориентироваться исключительно только на существующую модель, то ко времени окончания студентами вуза, модель в значительной степени устареет. Из этого следует, что существует необходимость своевременного выявления современных тенденций в процессах развития сельскохозяйственной отрасли, что позволит адекватно оценить развитие рынка труда, спрогнозировать профессиональные компетенции будущего специалиста отрасли. На основе прогностической модели можно уверенно приступать к разработке методики подготовки современного специалиста, уровень компетенций которого в полной мере соответствует ожиданиям потенциального работодателя и требованиям рынка труда.

Подводя итог, можно констатировать, что в настоящий момент вузам необходимо:

- проводить консультации с работодателями соответствующей отрасли по вопросам разработки профессионально ориентированной специфики необходимых компетентностей выпускника вуза;

- организовать и активизировать системное, методическое и информационное обеспечение при реализации ФГОС определенного направления подготовки;

- составлять программы ВО, исходя из построения прогностической модели профессиональных компетенций;

- проводить мониторинг качества образовательных программ;

-разработать, обязательно с учетом мнения ведущих работодателей соответствующих отраслей, адекватную систему оценки качества результатов освоения образовательных программ ВО (система должна включать критерии оценки профессионально ориентированных компетенций).

Деятельность вузов, направленная на повышение качества высшего образования, должна сочетаться с присутствием системы независимых рейтингов вузов и отдельных образовательных программ, опирающихся на результаты опросов работодателей соответствующей отрасли [2].

Контроль качества освоения компетенций, заложенных в ФГОС, контингентом обучающихся должен осуществляться государственными аттестационными комиссиями, в состав которых, в обязательном порядке, должны привлекаться представители работодателей из соответствующей отрасли, для которой образовательная организация ведет подготовку специалистов.

Библиография
1. «Болонская декларация» (Болонья, 19 июня 1999 г.) – Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/p13aa1.html
2. Гавриленко Е.Н. Диалог с работодателем-основа качества высшего профессионального образования // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2014. № 54. С. 362-366.
3. Долгополова А.Ф., Шмалько С.П. Особенности преподавания профессионально ориентированного курса математики для студентов экономических направлений // Современное образование. 2017. № 4. С. 39-47.
4. Материалы заседания съезда Российского союза ректоров. – Режим доступа: http://kpfu.ru/news/aktualnye-problemy-otechestvennogo-obrazovaniy
5. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html#p153
6. Шмалько С.П. ЕГЭ и профессиональная ориентация абитуриента // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 9-4. С. 168-170.
7. Иванникова И.А., Долгополова А.Ф. Использование элементов проектной деятельности при изучении математических дисциплин // Международный студенческий научный вестник. 2017. №4-4. С. 528–530.
8. Шибаева Л.М., Шибаев В.П. Профессиональная направленность процесса обучения математике студентов нематематических специальностей // Научные исследования и образование. 2016. №22. С. 40–42.
9. Мамаев И.И., Бондаренко В.А. Формирование экономических знаний у студентов на занятиях по математике // Аграрная наука, творчество, рост Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. 2014. С. 357-361.
10. Карманова А.В., Кондратенко Л.Н. Использование технологий визуализации и сжатия информации в контексте профильно-ориентированного обучения математике в аграрном вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 1. С. 88-92.
11. Карманова А.В., Кондратенко Л.Н., Литвиненко Г.Н. Теоретические основы отбора профессионально ориентированного содержания курса математики для студентов агробиологических направлений аграрных вузов // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. С. 112-116.
12. Шмалько С.П. Профессионально ориентированное изучение темы «Функция и её экономические приложения» студентами вузов // Преподавание математики и информатики в школе и вузе. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией С.П. Грушевского. 2017. С. 31-34.
References
1. «Bolonskaya deklaratsiya» (Bolon'ya, 19 iyunya 1999 g.) – Rezhim dostupa: http://www.bologna.ntf.ru/p13aa1.html
2. Gavrilenko E.N. Dialog s rabotodatelem-osnova kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya // Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2014. № 54. S. 362-366.
3. Dolgopolova A.F., Shmal'ko S.P. Osobennosti prepodavaniya professional'no orientirovannogo kursa matematiki dlya studentov ekonomicheskikh napravlenii // Sovremennoe obrazovanie. 2017. № 4. S. 39-47.
4. Materialy zasedaniya s''ezda Rossiiskogo soyuza rektorov. – Rezhim dostupa: http://kpfu.ru/news/aktualnye-problemy-otechestvennogo-obrazovaniy
5. Federal'nyi Zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29 dekabrya 2012 goda № 273–FZ – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html#p153
6. Shmal'ko S.P. EGE i professional'naya orientatsiya abiturienta // Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoi nauki. 2015. № 9-4. S. 168-170.
7. Ivannikova I.A., Dolgopolova A.F. Ispol'zovanie elementov proektnoi deyatel'nosti pri izuchenii matematicheskikh distsiplin // Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik. 2017. №4-4. S. 528–530.
8. Shibaeva L.M., Shibaev V.P. Professional'naya napravlennost' protsessa obucheniya matematike studentov nematematicheskikh spetsial'nostei // Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2016. №22. S. 40–42.
9. Mamaev I.I., Bondarenko V.A. Formirovanie ekonomicheskikh znanii u studentov na zanyatiyakh po matematike // Agrarnaya nauka, tvorchestvo, rost Sbornik nauchnykh trudov po materialam IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2014. S. 357-361.
10. Karmanova A.V., Kondratenko L.N. Ispol'zovanie tekhnologii vizualizatsii i szhatiya informatsii v kontekste profil'no-orientirovannogo obucheniya matematike v agrarnom vuze // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2018. № 1. S. 88-92.
11. Karmanova A.V., Kondratenko L.N., Litvinenko G.N. Teoreticheskie osnovy otbora professional'no orientirovannogo soderzhaniya kursa matematiki dlya studentov agrobiologicheskikh napravlenii agrarnykh vuzov // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2017. № 8. S. 112-116.
12. Shmal'ko S.P. Professional'no orientirovannoe izuchenie temy «Funktsiya i ee ekonomicheskie prilozheniya» studentami vuzov // Prepodavanie matematiki i informatiki v shkole i vuze. Materialy mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Pod redaktsiei S.P. Grushevskogo. 2017. S. 31-34.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.