по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Интерактивные диалоговые методы в формировании этнокультурной компетентности студентов университета
Алдошина Марина Ивановна

доктор педагогических наук

профессор, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

302026, Россия, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, 41, оф. 403

Aldoshina Marina Ivanovna

Doctor of Pedagogy

professor of the Department of Psychological-Pedagogical and Special Education Technologies at Orеl State University named after I.S.Turgenev

302026, Russia, Orlovskaya oblast', g. Orel, ul. Komsomol'skaya, 41, of. 403

maraldo1@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

В современной социокультурной ситуации многонациональной России особенно актуальна проблема формирования этнокультурной компетентности студентов в образовательном процессе университета. Предметом данной статьи является процесс формирования этнокультурной компетентности студентов в образовательном процессе опорного университета. Объектом – культурно-диалоговые методические приемы и интерактивные методы университетского образования. Особое внимание уделяется процессуальным характеристикам, региональным особенностям и возможностям поэтапного оценивания формирования этнокультурных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование в современном университете. Методологическими основаниями выступают культурологический и компетентностный подходы. Методом структурного анализа, сравнения и группировки серии опросов 5 преподавателей и 40 студентов младших курсов направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование выявлены перспективные культурно-диалоговые методические приемы и интерактивные методы университетского образования, повышающие учебную мотивацию студентов и обеспечивающие формирование этнокультурной компетентности. Основными выводами исследования выступают доказанные возможности использования культурно-диалоговых методических приемов и интерактивных методов университетского образования (иллюстрации, персонификации и драматизации) для формирования этнокультурной компетентности студентов, которые заключаются в разнице позиций субъекта педагогического взаимодействия, в умении интонирования материала, в понимании необходимости и целенаправленном создании образного и эмоционального подкрепления погружения в содержание материала.

Ключевые слова: этнокультурность, университет, Университетское образование, этнокультурная компетентность, Компетентность, интерактивные методы, диалоговые методы, Методические приемы, культурно-диалоговые методические приемы, Студент

DOI:

10.7256/2409-8736.2017.1.21988

Дата направления в редакцию:

28-02-2017


Дата рецензирования:

12-02-2017


Дата публикации:

23-04-2017


Abstract.

In modern sociocultural situation of multinational Russia, especially relevant is the problem of formation of ethnocultural competence of the students in educational process of the university. The subject of this article is the process of formation of ethnocultural competence of students in the educational process of the supporting university. The object is the cultural dialogue methodological approaches and interactive methods of college education. Special attention is given to the procedural characteristics, regional peculiarities, and possibilities of the gradual evaluation of formation of the ethnocultural competencies of students majoring in the discipline 44.03.02 the Psychological and Pedagogical Education in Modern University. Methodological foundations consists in culturological and competent approaches. Using the methods of structural analysis, comparison, and grouping of the series of surveys that involved 5 educators and 40 junior students of the aforementioned discipline, the author identifies the promising cultural-dialogue methodological approaches and interactive methods of university education that increase the students’ motivation and ensure the establishment of ethnocultural competence.  The main conclusion lies in the proven possibilities of application of such approaches for formation of the ethnocultural competence of the students, which consist in the difference of positions of the actor of pedagogical interaction, ability to intone the material, understanding of the necessity and purposeful formation of the imagery and emotional support of submerging into the content of the material.

Keywords:

dialogue methods, Interactive methods, competence, ethnocultural competence, University education, University, ethnocultural, teaching methods, culture-dialogue methodological approaches, student

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования ориентировали профессионально-педагогическое сообщество на результаты учебных действий обучающихся (студентов), выраженные в виде компетенций [5]. «В научный аппарат термин «компетенция» был введен в США в 60-70-х гг. XX века. Н. Хомский в теории и практике обучения иностранным языкам исследовал различные виды языковой компетенции. Понятие «компетентность» было разработано и введено американским лингвистом Д. Хаймсом. В 1981г. немецкий философ и социолог Ю. Хабермас использовал термин «компетентность» в социологическом исследовании «Теория коммуникативного действия». В отечественной психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» и «компетенция» получили распространение в 80-90-х гг. XX века в связи со становлением компетентностного подхода в методологии образования. Как показывают результаты анализа научной литературы, на данном этапе развития профессиональной педагогики понятия «компетенция», «компетентность» трактуются неоднозначно. Вопросы применения компетентностного подхода широко обсуждаются в печати, исследователями выявляются содержание и сущность понятий «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность», анализируется структура и виды компетентности» [10, С.11]. Смысл понятия «компетенция» отражает особенности различных видов деятельности и разноплановость дефиниции (М.В. Воронов, Д.П. Заводчиков, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А.Иванов, В.Е. Медведев, Г.И. Письменский, В.А. Сластенин, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской) [М.В. Воронов, 2009, С.А. Дружилов, 2001, И.А. Зимняя, 2004, А.В. Пашкевич, 2011, Н.Ф. Радионова, 2004]. Некоторые ученые акцентирую свое внимание на профессионально значимых личностных качествах, другие – на методах, эффективно способствующих решению профессиональных задач. Большинство исследователей понимают компетенцию как способность, набор взаимообуславливающих качеств личности (знаний, умений, навыков, способностей, системы ценностей, отношений, способов деятельности), оптимальных для реализации трудовых функций, заложенных в Профессиональном стандарте педагога, необходимых дляуспешной деятельности в определенной профессиональной сфере.

В данной ситуации изменения социокультурного фона образовательной практики в России и мире и трансформации методологических оснований образовательного процесса становится актуальным изучение влияния культурологического подхода (как идейного смысло-поля содержания университетского образования) и приемов его достижения на формирование компетенцийкомпетентности, в рамках компетентностного подхода, заявленного как технологический и результативный ориентир и регулятор в университете. Предметом данной статьи является процесс формирования этнокультурной компетентности студентов в образовательном процессе опорного университета. Объектом – культурно-диалоговые методические приемы и интерактивные методы университетского образования. Особое внимание уделяется процессуальным характеристикам, региональным особенностям и возможностям поэтапного оценивания формирования этнокультурных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование в современном университете.

Изменение направленности образовательного процесса со знаниевой на прикладную актуализировала проблему технологического сопровождения образовательного процесса в университете. Не углубляясь в долгую полемику соотношения терминов компетенцийкомпетентности, необходимо прояснить четкость авторской позиции в данном вопросе. Формирование компетенций студентов в образовательном процессе университета – сложный, целенаправленный процесс, акцентирующий внимание педагога не на способах трансляции и контроля переданных знаний и умений, а на осмысленной интериоризации профессиональной значимости полученной информации и сформированной в определенных условиях (специально созданных в учебной аудитории или квазипрофессиональных на практике) готовности их применять в профессиональных ситуациях. Именно в подобных ситуациях выкристаллизовывается значимость применения диалоговых приемов, активирующих профессиональную готовность и способность личности применять сформированное умение в профессиональной ситуации. Компетентностный подход, таким образом, подразумевает некую совокупность элементов личностно-деятельностного вида в результате процесса образования по предмету. Совокупность сформированных в образовательном процессе университета компетенций «отшлифовываются» в различных видах деятельности студента (учебной, научно-исследовательской, опытной, проектной, воспитательной и т.п.) и проявляются в профессиональной деятельности, как компетентность определенного вида. ФГОС ВПО самой структурой предлагали основной путь решения данной проблемы – ориентацию на интерактивные методы обучения – впоследствии, правда, скорректированную практической деятельностью.

«Интерактивные методы (от англ. Interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга) – методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой» [4, С.9]. Следовательно, «интерактивное обучение» понимается как «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [4,с.17]. Интерактивные методы обучения позволяют оптимизировать образовательный процесс на всех его этапах: от восприятия, понимания, усвоения и творческого применения познавательной информации знаний при решении прикладных задач и квазипрофессиональных ситуаций. Эффект обеспечивается включением студентов в процесс не только получения, но и непосредственного применения знаний. При условии постоянного применения интерактивных методов обучения в образовательном процессе университета, у студентов формируются продуктивные подходы к будущей профессиональной деятельности, выполнению профессиональных функций специалиста.

Эффективность и востребованность интерактивных методов и технологий в образовательном процессе университета объясняется тем, что они не только позволяют модифицировать технологии подготовки кадров, но и изменить принципы взаимодействия участников образовательного процесса. Приоритетность диалоговых приемов, доминирование перманентного стимулирования познавательной активности студентов, соучастия в процессе совместного познания, формирования личной позиции и проблематизация содержания образования делают интерактивные образовательные методы и технологии привлекательными и для преподавателя, и для студентов. В проведенном мониторинге отношения студентов к используемым преподавателем способам профессиональной деятельности 40 студентов (2015-2016 уч.год) института педагогики и психологии ОГУ имени И.С. Тургенева отмечали, что именно диалоговые и интерактивные методы на занятиях их привлекают, вследствие активизации участия каждого, содействия плодотворному и скорому усвоению трудных тем, формирования собственного профессионального мнения, позиции, вариативности принимаемых решений, навыков работы в команде. Участвовавшие в опросе преподаватели отмечали, что применение диалоговых интерактивных методов и приемов образования способствуют пониманию студентами многозначности реальной профессиональной деятельности, формируют навыки личной ответственности за принятое решение и снимают психологическую нагрузку на занятиях, а также, помогают поэтапно отслеживать результативность процесса формирования компетенций, заложенную в программе через выделенные дескрипторы и показатели, что позволяет, по достижении указанных параметров, говорить о переходе набора компетенций в профессиональное новообразование – компетентность.

Интерактивность становится чертой бытового и профессионального существования современного человека постиндустриального, технологического общества [6,7,8]. «Социально-экономические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, кардинально изменили ситуацию в системе высшего образования. Сегодня высшая школа отходит от единообразия и унифицированности содержания и педагогических технологий в профессиональном становлении личности. Университеты предъявляют более высокие требования к уровню профессионально-педагогической подготовки специалиста, расширяются культурные и социальные функции и полифункциональный характер деятельности будущего педагога. Педагог в современной школе не может выполнять свою функцию воспроизводителя и ретранслятора нормативно заданного знания. Он проявляется как творческая личность, способная не только выразить себя, но и обеспечить условия для творческой самореализации своих воспитанников. Творчество выступает высшим показателем личной и профессиональной самореализации, к которому студент приобщается в стенах университета и проявляет его впоследствии в своей профессиональной деятельности. Требования к духовному и творческому росту личности на различных ступенях образования особенно усиливается в системе профессиональной подготовки. В этих условиях начинает отчетливо проявляться несоответствие уровня профессиональной подготовки педагога требованиям современности, создающим условия для особой востребованности и расширения значимости диалоговой подготовки специалистов» [1,с.67].

Основой усиления интерактивности в университетском образовательном процессе выступает ориентированность на диалог. «Для использования потенциала диалога в этноэстетическом развитии личности важно иметь в виду два аспекта, выделенные М.М.Бахтиным: диалог может быть организован только при наличии диалогических отношений, т.е. несовпадающих смысловых позиций и необходимости не только встать в диалоговую позицию, т.е. высказать мысль, но и как-то к ней относиться. Диалогический характер процесса образования заключается в обмене ценностями:

- выработанными историей культуры конкретного общества;

- свойственными содержанию воспитания как представителям различных поколений и субкультур;

- индивидуальными чертами конкретной личности.

Диалогичность предполагает, что наряду с обменом происходит продуцирование ценностей, от которых зависит эффективность воспитательного процесса и характер межличностных отношений.

Диалоговые методы обеспечивают формирование диалоговой культуры студентов, способности принимать точки зрения других (Человек, Нация, Культура), развитие альтернативного мировосприятия и способов ведения диалога и полилога. В процессе профессиональной подготовки возможно использование различных видов диалога: индивидуального; диалога «студент – объект»; «студент – визуально воспринятый партнер»; диалог – реплика, активизирующий другого субъекта; диалог – вопрос, инициирующий собеседника к общению; развернутая дискуссия; диалог как доверительное рефлексивное общение» [1,с.64].

Особую, смысловую сущность диалоговые интерактивные методы приобретают в рамках дисциплин, дискуссионных, по сути содержания [2,11,12]. С большой долей уверенности к таким дисциплинам необходимо отнести курс «Межкультурное взаимодействие и поликультурное образование». Автор уже не раз писал о необходимости разграничения понятий этнокультурность-поликультурность, указывая на их НЕсинонимичтость, и необходимость четкого соблюдения последовательности этнокультурно-ориентированного образования: вначале этнокультурность, потом, на его базе, поликультурность. «Сложившаяся в России в начале ХХI века социокультурная ситуация делает актуальной проблему личностного развития профессионала в рамках его образования в университете. Кризис современной культуры и экосистемы человека в целом обусловлен, такими факторами, как индуcтриализация, урбанизация, вестернизация, технический прогресс, массовые миграции. Массовая культура несет отпечаток насилия, гедонизации, стратификации и «варваризации»…

Наиболее существенными противоречиями теоретического осмысления феномена поликультурности и этнокультурного контекста образования (общего и профессионального) выступают, на наш взгляд, следующие:

Во-первых , важнейшей ценностью индустриально развитых обществ и постиндустриальной культуры является ценность индивидуально-личностного развития, основанного на свободе выбора, которая не может быть ограничена ни этнокультурной идентичностью, ни полом, ни национальностью, ни социальным происхождением и т.п. Этнокультурные стереотипы традиционной культуры, интегрированные в учебно-воспитательный процесс и образовательное пространство современного российского образования, специфическим образом трансформируют педагогическую среду становления и развития личности: ограничивают свободу выбора и препятствуют максимальному раскрытию личностного потенциала каждого обучаемого, что может иметь как отрицательное значение для формирующейся личности, так и положительное.

Во-вторых , этнокультурному равенству как ценности постиндустриальной культуры и фундаментальному условию формирования жизненных стратегий современной цивилизованной личности противостоит традиционализм этнокультурных отношений, воспроизводимый традиционным семейно-родительским подходом в отечественном образовании подрастающего поколения (например, в полинациональных и полилингвальных регионах, сельской местности).

В-третьих , в то время, как в социогуманитарном познании конца ХХ века произошла смена научных парадигм поликультурности, в свете которой основное внимание переносится на контекст формирования и интерпретации этнокультурных различий, в педагогике и школьной практике доминируют устаревшие подходы («плавильного котла», «мозаики», «ассимиляции»).

В-четвертых, в ХХ веке существенно изменились условия этнокультурной идентификации. Повсеместный переход к совместному школьному образованию значительно увеличил возможности поликультурной, «интернациональной» стратегии обучения и взаимопроникновения культур, формирования смежных этнокультурных идентичностей, облегчил взаимопонимание между этносами, создавая психологичеcкие условия для формирования кооперативных продуктивных отношений между обучаемыми в различных сферах общеcтвенной и личной жизни» [2,с.33] .

Приведем примеры из личного опыта работы преподавателя по использованию в преподавании диалоговых методов, как основы интерактивных методов обучения в университете, по курсу «Межкультурное взаимодействие и поликультурное образование» по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Ожидаемые результаты учебных достижений по данной дисциплине предполагают сформированность

- способности работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- готовности к проведению профессиональной деятельности в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9) [9] .

Суммарно признаки этих двух компетенций автор называет этнокультурной компетентностью (для удобства рассмотрения методических аспектов данной проблемы). Паспорт формирования этнокультурной компетентности предполагает наличие следующих четких дескрипторов в содержании учебной дисциплины (в жесткой увязке с содержательными требованиями ОК-6 и ОПК-9) и распределение их реализации на различных этапах образовательного процесса в университете в семестре на основе выделенных автором таксонов (опираясь на таксономию целей процесса обучения по Б. Блуму:

1. Знать признаки и характеристики целостного педагогического процесса, его проявления в разных социокультурных условиях (Знание);

2. Понимать особенности социокультурной обусловленности складывания и функционирования целостного педагогического процесса (Понимание);

3. Уметь провести сравнительный анализ педагогических систем, целостного педагогического процесса, их отражения в педагогической науке и практике различных стран, культур и народов (Применение);

4. Уметь правильно употреблять основные понятия педагогической науки в рамках междисциплинарной дискуссии (Анализ);

5. Способность оперативно применять алгоритм анализа целостного педагогического процесса, в различных социокультурных условиях (Синтез);

6. Способность осуществлять мониторинг качества педагогической системы в педагогической науки и практике (Оценка).

Хотелось бы подчеркнуть, что профессиональные компетенции, формируемые в рамках различных учебных дисциплин в соответствии с профессиональными функциями, соединяются в профессиональную компетентность будущего профессионала в определенной сфере профессиональной деятельности. Компетентность профессионала выступает частью профессиональной культуры личности.

«В соответствии с требованиями стандарта для выявления соответствия персональных достижений студентов поэтапным требованиям учебного процесса имеются фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды включают различные их виды для максимального приближения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью в качестве внешних экспертов привлекаются работодатели и преподаватели, ведущие смежные дисциплины» [3,с.216] .

По курсу «Межкультурное взаимодействие и поликультурное образование» наиболее эффективными являются культурно-диалоговые методические приемы, использование которых в традиционных методах обучения, будет придавать последним интерактивную направленность:

- иллюстрация (от лат. illustratio–пояснять) – способ изложения материала или организации деятельности, поясняющий и дополняющий что-либо.

Иллюстрация, как культурно-диалоговый методический прием, продуктивно работает в таких видах диалога, как индивидуальный диалог и диалог «студент – объект», «студент – визуально воспринятый партнер».

Примером применения иллюстрации может служить игра «Эмиграция», по условиям которой участнику предлагается представить выезд за границу (переезд в другой город, перевод в другой вуз). Он знает, что единственными знакомыми в новом месте будут люди определенного рода занятий, например мастера швейного дела. А в родном городе у него основная масса знакомых были искусствоведами. В связи с этим необходимо придумать, кто конкретно пожалеет об его отъезде, почему? Кто порадуется, почему? В чем причина? Осознавал ли, что так может быть? Что предпринимал? и т.п.

- персонификация (от лат. persona – личность, лицо + facere – делать - олицетворение) – способ педагогической деятельности, при котором происходит наделение человеческими свойствами животных, предметов, явлений природы.

Персонификация, как культурно-диалоговый методический прием, эффективен в рамках индивидуального диалога (сам с собой) и диалога как доверительное рефлексивное общение, а также при развернутой дискуссии в поликультурном общении.

Упражнение «Кто расскажет лучше всех?» применяется, например, для доказательства значимости средств формирования этноэстетической культуры личности. Предполагается проведение данного упражнения в форме аукциона, в ходе которого ведущий будет контролировать процесс. Для решения этой же задачи интересен прием «Антиситуация», описывая зеркальное отражение реальной ситуации. Например, исходной задается ситуация о доказательстве важной роли на современном этапе развития общества традиционного народного искусства. Подобный прием позволяет рельефнее увидеть истинное положение дел, так как некий гротеск, характерный в реализации данного приема, усиливает эмоциональное восприятие участниками исследуемой ситуации.

Упражнение «Манихейский миф» предполагает, что ситуация рисуется только черными или белыми красками. Заданными темами для обсуждения выступают полярные позиции: для черного описания – «В 21 веке незачем знать народную национальную культуру, достаточно иных источников и факторов воспитательного воздействия на личность», для белого описания – «Только народное искусство является истинным источником воспитания личности, обладающей исторической памятью и смотрящей с уверенностью в будущее».

- драматизация (от греч. drama – действие) – способ передачи информации и организации деятельности, при которой осуществляется инсценирование действия на основе диалога или полилога, обычно предназначенное для демонстрации кому-то.

Занимательным и результативным выступает такое упражнение, как «Три роли», используемое для обсуждения заявленной темы, предварительно разделившись на три группы при обсуждении проблемы «Мировая или национальная культура: типичное или единичное?». Каждая группа играет свою роль: «пессимисты» должны описать факторы, процессы негативного характера, делающие данную ситуацию тупиковой, безвыходной; «оптимисты» - раскрывают те положительные моменты, которые могут стать основными в ее разрешении; «реалисты» - пытаются описать действительное состояние, при этом творчески используя аргументы, высказанные как «пессимистами», так и «оптимистами».

«При непосредственном анализе выделенных методических приемов можно отметить, что их основные различия заключаются в разнице позиций субъекта педагогического взаимодействия, в умении интонирования материала, в понимании необходимости и целенаправленном создании образного и эмоционального подкрепления погружения в содержание материала, а также носит импровизационный характер, так как не всегда имеется возможность качественной и всесторонней подготовки» [1, с.66]. Культурно-диалоговые методические приемы составляют сущностную основу интерактивных методов преподавания многих дисциплин, оптимальны в рамках освоения учебной дисциплины «Межкультурное взаимодействие и поликультурное образование».

Суммируя сказанное выше, хотелось бы подчеркнуть, что интерактивные методы обучения важнейшей составляющей дидактического сопровождения образовательного процесса в университете. Студентам легче вникать, понимать и оперировать тем, что они смогли изучить, если они станут субъектами учебного процесса. Исходя из этого, методические разработки по любой дисциплине обязательно должны включать в себя интерактивные методы обучения. Преподавателю недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, использование интерактивных методов является самым эффективным путем обучения, который будет способствовать оптимальному формированию профессиональных и общекультурных компетенций. Особую значимость, своей технологическостью, диагностичностью и применимостью в различных условиях, приобретают культурно-диалоговые методические приемы, составляющие сущностную основу интерактивных методов университетского образования приобретают при формировании этнокультурной компетентности у современных студентов.

Библиография
1.
Алдошина М.И. Методические основы формирования этноэстетической культуры студентов в университете // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012, №11, С.63-67.
2.
Алдошина М.И. Этнокультурность и поликультурность в образовании: актуализация проблемы // Образование и общество, 2015. – № 6 (95). С. 32 – 34.
3.
Алдошина М.И. Возможности оценивания сформированности этнокультурной компетентности студентов в университете // Педагогика и просвещение, 2016, № 2, С.210-217. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.2.19132
4.
Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» , №2, 2012. С. 1-18.
5.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия.—М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.—42с.
6.
Илларионова Л.П. Духовно-нравственная культура будущего социального педагога: аксиологические основания // Социальная педагогика, 2013, №5, С. 91 – 93.
7.
Илларионова Л.П. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи: учебное пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2013. 263с.
8.
Мартишина Н.В., Бобылева О.А. Ценности социального воспитания в наследии отечественных педагогов начала ХХ века: Монография. Рязань, 2016
9.
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование утвержден Приказом МОиН № 1457 от 14.12.2015г.)
10.
Чернышева Е.Н. Формирование ценностно-ориентированных компетенций бакалавров педагогического образования музыкального профиля в образовательном процессе вуза: автореферат кандидата педагогических наук: 13.00.08; [Место защиты: Орлов. гос. ун-т].-Орел, 2013.-23с.
11.
Villa A.,Poblete M. (dir) Aprendizajebasado en competencias. Bilbao: Universidad de Deusto-Mensajero; 2007
12.
UNESCO Word Investing in Cultural Diversity and Intercultural Dialogue. Luxemburg: UNESCO, 2009
References (transliterated)
1.
Aldoshina M.I. Metodicheskie osnovy formirovaniya etnoesteticheskoi kul'tury studentov v universitete // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2012, №11, S.63-67.
2.
Aldoshina M.I. Etnokul'turnost' i polikul'turnost' v obrazovanii: aktualizatsiya problemy // Obrazovanie i obshchestvo, 2015. – № 6 (95). S. 32 – 34.
3.
Aldoshina M.I. Vozmozhnosti otsenivaniya sformirovannosti etnokul'turnoi kompetentnosti studentov v universitete // Pedagogika i prosveshchenie, 2016, № 2, S.210-217. DOI: 10.7256/2306-434X.2016.2.19132
4.
Gushchin Yu.V. Interaktivnye metody obucheniya v vysshei shkole //Psikhologicheskii zhurnal Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obshchestva i cheloveka «Dubna» , №2, 2012. S. 1-18.
5.
Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya.—M.: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004.—42s.
6.
Illarionova L.P. Dukhovno-nravstvennaya kul'tura budushchego sotsial'nogo pedagoga: aksiologicheskie osnovaniya // Sotsial'naya pedagogika, 2013, №5, S. 91 – 93.
7.
Illarionova L.P. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie molodoi sem'i: uchebnoe posobie. M.: Izd-vo RGSU, 2013. 263s.
8.
Martishina N.V., Bobyleva O.A. Tsennosti sotsial'nogo vospitaniya v nasledii otechestvennykh pedagogov nachala KhKh veka: Monografiya. Ryazan', 2016
9.
Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart po napravleniyu podgotovki 44.03.02 Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie utverzhden Prikazom MOiN № 1457 ot 14.12.2015g.)
10.
Chernysheva E.N. Formirovanie tsennostno-orientirovannykh kompetentsii bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya muzykal'nogo profilya v obrazovatel'nom protsesse vuza: avtoreferat kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.08; [Mesto zashchity: Orlov. gos. un-t].-Orel, 2013.-23s.
11.
Villa A.,Poblete M. (dir) Aprendizajebasado en competencias. Bilbao: Universidad de Deusto-Mensajero; 2007
12.
UNESCO Word Investing in Cultural Diversity and Intercultural Dialogue. Luxemburg: UNESCO, 2009
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"