по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Особенность построения урока хореографии для достижения наилучшего результата
Титова Анастасия Юрьевна

аспирант, Российский новый университет

142171, Россия, г. Москва, ул. Театральная, 1А

Titova Anastasiya Yur'evna

post-graduate student of the Department of Theory, Methods and Arrangement of SocioCultural Activity at Russian New University

142171, Russia, Moscow, str. Teatral'naya, 1A

dream236@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

В статье описывается специфика хореографического обучения, возникающая при посещение студии танца в досуговом центре дополнительного образования. Дается общая характеристика обучения в хореографическом коллективе, описывается влияние хореографии на личность ребенка. Подробно описано построение целей и задач при формировании урока хореографии. Описываются источники отрицательных и положительных результатов в образовательном процессе. Показывается, что при построении урока, педагог должен четко представлять свою цель, для достижения которой можно руководствоваться теми или иными способами методики. Также показано, что практически все источники положительных эмоций сохраняются и при обучении в строгом хореографическом коллективе, где одни из важных критериев воспитания всегда считалась дисциплина и строгость в требовании исполнения движений. Благодаря анализу стало возможно выделить несколько пунктов, на которые педагог хореографического коллектива сможет опираться для организации успешного образовательного процесса. Автор отмечает, что каждый педагог, прежде чем заниматься с детьми, должен иметь план работы, программу формирования определенных навыков. Знание только своего предмета в настоящее время не отвечает качеству предоставления услуги проведения дополнительных занятий. Новизна исследования заключается в предложении автором принципов работы с детским хореографическим коллективом, которые можно применять в любом танцевальном направлении. Также отмечается, что для любого педагога, тренера, воспитателя, залогом успеха является - творческое чутьё и интуиция, самоорганизация и постоянное стремление к саморазвитию.

Ключевые слова: современное образование, дополнительное образование, эффективность обучения, психология, педагогика, Хореография, Танец, организация педагогического процесса, формирование навыков, мотивация

DOI:

10.7256/2409-8736.2017.1.20210

Дата направления в редакцию:

09-02-2017


Дата рецензирования:

04-02-2017


Дата публикации:

23-04-2017


Abstract.

The article describes the specificity of choreographic training that occurs when visiting a dance studio in the leisure center of additional education. The author provides general characteristics to the training in the choreographic team, as well as defines the impact of choreography upon the child's personality. The article exemplifies the sources of positive and negative results within the educational process. It is shown that in arranging the lesson, a pedagogue must clearly understand his goal, for achieving of which he can apply various methodology. It also demonstrated that almost all sources of the positive emotions are being preserved even in training in the strict choreographic team, where the important criteria of education is the discipline and rigor in demand of the execution of movements. Through such analysis, it became possible to highlight multiple points upon which the choreographic pedagogue can rely on for the successful organization of educational process. The author notes that each teacher before starting working with the children must develop a program for formation of the certain skills. The novelty scientific consists in the author's proposition of the work principles with the children's dance team, which can be applied in any choreographic direction. It is also underlined that for any teacher, coach, or educator, the key to success lies in the creative flair and intuition, self-organization and the constant pursuit to self-development.

Keywords:

skills formation, organization of educational process, modern education, additional education, learning efficiency, psychology, pedagogy, choreography, dance, motivation

Введение

Какова бы ни была задача построения урока, целью данной статьи является показать альтернативный метод построения урока с акцентом на положительные эмоции и поощрительную методику проведения занятий.

Существуют танцевальные коллективы, в которых работают педагоги, обладающих интуитивным пониманием того, как следует давать нагрузку, в какой момент остановить урок, сменить вид деятельности, похвалить или проявить настойчивость. Одаренность педагога великое благо для ученика. В данной статье автор предлагает принципы, на которые важно опираться при построении урока в коллективе любого уровня. Данная схема может подойти к любому танцевальному направлению, а также будет интересна педагогам другой направленности.

На первом этапе педагог должен понять, что вся его деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели. Зачастую в танцевальных коллективах можно наблюдать хаотично даваемые дисциплины, проведение урока не подлежит никаким законам логики, дети не могут выучить и освоить элементарные основы, потому что педагог в погоне за новыми направлениями переходит от одного материала к другому.

Научить танцевать отдельный номер можно и без специальной методической подготовки. Но стоило танцору взяться за другой танцевальный номер, по плану значительно отличающийся от разученного им раннее, как сразу же обнаруживалась его полная беспомощность. [4, с.60]

Проходя курс определенного вида урока, танцор тренирует всё своё тело, развивает артистическую емкость в конкретном направлении танца. Система регулярного физического и танцевального тренажа не оценим и преимущества у таких танцоров огромны. Систематичностью и планомерностью изучения конкретной дисциплины мы расширяем диапазон технических возможностей ученика, а также заставляем его искать новые краски в области пластической выразительности.

Прежде чем, приступить к построению урока, нужно выбрать в своём коллективе ведущее танцевальное направление, составить план основных дисциплин и вспомогательных. Если нет возможности поставить в расписание все дополнительные танцевальные направления, важно сосредоточиться на основных. По мнению автора, обучение различным танцевальным направлениям включать в один урок, не принесёт большой пользы и не привидёт к высоким результатам. Когда определенны предметы обучения, можно приступить к обозначению целей, постановке задач в каждом отдельном направлении и составлению урока с учетом предлагаемых принципов.

Критерии проведения урока в танцевальном коллективе

Критерии проведения урока мы разделим на 10 пунктов, которым важно следовать в течение урока.

1. Повышать уровень сложности материала нужно «маленькими шажками». Ученик должен понять, что изменились требования путем увеличения его усилий. Для этого на новом уровне педагогу важно похвалить ученика, дать стимул к развитию и уверенности в своих силах. Самый быстрый и действенный способ научить сложному – разложить на более простые движения, так называемая «подготовка» к основному элементу и постепенно, шаг за шагом формировать правильное исполнение.

Также важным моментом является знание педагога о грамотном исполнении сложных элементов. В особенности это касается акробатических трюков, которые с каждым днем встречаются всё чаще в творчестве детских коллективов. Важно знать не только как делать, но и как объяснить выполнение элемента, разложить от простого к сложному, обладать знаниями о технике безопасности.

Правильная осанка, постановка рук и ног, развитие «выворотности», гибкости спины, укрепление мышц, в первые годы обучения это необходимые вещи на которых будет базироваться все остальные движения. Нельзя разрешать выполнение упражнения без должного внимания. Ребенок обязан четко представлять и понимать, как исполнять движение, за «чем» следить и чего добиваться от своего тела.

2. Важно работать над одним аспектом конкретного элемента, а не над несколькими. Когда вводится новый элемент, мы постепенно добиваемся от ученика грамотного исполнения. Например, сначала акцентируем внимание на правильной постановке корпуса, когда это войдет в привычку, переводим внимание на руки, потом ноги, голова.

Особенно это важно помнить при работе с маленькими детьми в возрасте с 3 до 6 лет. Следовательно, педагог, прежде чем давать новый элемент ученику, разбивает его на ряд компонентов, которые можно тренировать в отдельности, вследствие этого, процесс обучения пойдет быстрее. В ходе любого урока мы должны чередовать виды деятельности.

Также важно помнить, что при постоянном повторении мы можем закреплять не только успехи, но и ошибки.На практике этот этап очень быстро проходит, педагоги волнуются, что у ребенка пройдет интерес к предмету, но на деле недоделки в фундаменте приведут к неправильному исполнению более сложных элементов. Также обучение ребенка танцевальной грамоте влияет на его осознанное техническое исполнение и ответственное отношению к предмету.

3. Во время урока автор советует находить и поощрять ученика больше положительной оценкой. В танцевальных коллективах принято указывать на ошибки и часто мы сталкиваемся с постоянным отрицательным воздействием на ребенка. Если внимание ученика сосредотачивать на тех моментах которые получаются, и пропускать которые не получаются, со временем можно увидеть усиление проявления желания у ребенка показать, что он может сделать. Важность этого критерия обуславливается формированием энтузиазма, чтобы повторение и тренаж был понятен и нёс положительные эмоции. Это не значит, что нельзя указывать на ошибки в исполнении танцевального движения или на репетиции танца, но стараться видеть и не бояться хвалить за правильное исполнение, за улучшение результата или за проявление усердия на уроке.

Можно привести высказывание великого педагога и гуманиста Януша Корчака: «Счастье для человечества, что мы не в силах подчинить детей нашим педагогическим влияниям и дидактическим покушениям на их здравый рассудок и здравую человеческую волю». [6,с.79] Корчак призывает помнить, что дети отличаются от нас, взрослых, и так же, как и мы, имеют право на уважение, собственное мнение, на то, чтобы его выслушали и поняли.

Часто за нотациями и постоянными наставлениями педагоги могут скрывать своё несовершенство, важно не ровнять всех детей и уметь найти индивидуальный подход к каждому, что достаточно трудно и занимает много времени и сил. Педагог в этом случае должен видеть и помнить каждый успешный результат, внимательно прислушиваться к настроению ребенка во время урока, как он реагирует на похвалу и замечания. Для опытного педагога, владеющего основами педагогики и психологии, это займет не так много времени, но для начинающих этот момент очень важен, так как только в индивидуальной работе ребенок может до конца раскрыться и проявить свои способности.

Другая сторона положительных подкреплений в танцах связана с периодичностью. Важно сознательно научить ребенка смиряться с отсутствием похвалы, чтобы не вызвать отчаяние, слезы или не понимание. Здесь уместен, по мнению автора, диалог, разговор и объяснение, что ребенок выполнил, что ему удалось, а что нет, и над чем он может поработать дома. Когда дети привыкают к временному отсутствию похвал, поощрений, они более ярко и осознанно воспринимают заслуженную награду в обучении, а в будущем будут работать с энтузиазмом. Повышение энтузиазма дает педагогу возможность работать в более динамичной и эмоционально-положительной среде.

Опытный педагог может осознанно пропускать поощрения, чтобы добиться лучшего результата. Ребенок должен понять, что отсутствие похвалы, не означает, что движение выполнено не правильно, а просто нужна еще одна попытка, это позволяет педагогу выбирать продолжительность, скорость или лучший результат.

4. Когда появляется новая задача, например, освоение нового материала, отработка конкретного элемента, или повышение сложности, можно временно ослабить контроль над пройденным и усилить внимание на изучении и освоении новой практики. Со временем, как только контроль над новым умением приедёт, будет легче подключить прошлые знания и сделать целостную комбинацию. Такое случается, например, в новых условиях, на новой площадке, конкурсе или фестивале, ребенку нужно время, чтобы освоиться и понять где он находится, где зритель, как чувствовать себя в новом пространстве.

5.Этот пункт является очень важным для работы с детским хореографическим коллективом. Автор считает, что каждый педагог, прежде чем заниматься с детьми, должен иметь план работы, программу формирования определенных навыков. Это является особенно нужным, когда ученик осваивает простые элементы и ему требуется профессиональный рост. Учитель всегда должен быть готов к подаче нового материала, более сложного, дающего развитие ученику. Иногда ученик делает прорыв неожиданно и педагог должен дать ему в качестве стимула более сложный вариант исполнения движения. Такие моменты очень вдохновляют как ученика, так и педагога. Если учитель не готов и будет продолжать ставить простые задачи только потому, что, не знает, что делать дальше, то он может попусту потратить своё время и снизить готовность ученика к обучению.

6.Для более качественного обучения у ребенка по одному предмету должен быть один педагог. Когда в самый разгар тренировки класс передаётся другому педагогу, замедляется процесс формирования и достижения наивысших результатов. При освоении конкретного предмета учитель ищет подход к каждому ученику, ведёт свою программу развития, чувствует класс.

7. Если длительное время занятия не приносят успеха, нужно сменить подход к формированию положительного результата. По мнению автора, не стоит бояться пробовать менять своё отношение к материалу, который в данный момент не получается. Возможно, стоит отложиться упражнение, ученик не готов физически к нему. У каждого учителя свои методы и способы. Также стоит помнить, что один и тот же метод действует на каждого человека по-разному. Например, при первом занятии для малышей у каждого педагога своя методика познакомить маленького танцора с пространством танцевального класса. Задачей такого урока является избавление ребенка от боязни класса, объяснение для чего нужно станки в классе, коврики, зеркала, рассказ и обучение технике безопасности, правилам поведения в классе. Один педагог сделает это сухо и не интересно, у другого педагога существует театральная зарисовка, игра.

Удивительно, насколько упорно люди цепляются за систему, которая не работает или работает плохо.[5, c.97] Иногда получение результата не зависит от количества потраченного времени, и существуют простые принципы, от знания которых зависит успешность поставленной задачи.

8. Следующий принцип относится к проведению урока в целом и подведению итога в конце обучающего процесса. Каждый проведенный урок полезно заканчивать положительным наставлением, подкреплением ученика, акцентирование его на те элементы, которые удались и что нужно сделать, чтобы добиться улучшения результата. Важно помнить, что во время урока педагог должен внимательно наблюдать за классом в течение всего урока, не отвлекаться на разговоры с посторонними, отвечать на телефонные разговоры, также не допустимо. Дети очень чутко чувствуют атмосферу в классе и как только, педагог отвлекается, спадает уровень работы, пропадает заряд на достижение результата. Ребенку может стать скучно, в этом случае нужно не теряя времени менять упражнение и переключая задачу, вернуть внимание ученика. Конечно, в этом случае система положительного подкрепления будет недоступна. Невнимание учителя очень сложная и эффективная вещь в определенных случаях, пользоваться ей нужно очень осторожно и со знанием дела. Великие учителя могут одним лишь взглядом дать понять ученику, что его поведение, например, недопустимо. А в профессиональных хореографических коллективах, часто наблюдается борьба среди учеников за внимание педагога, и если учитель сделал замечание, ученик может думать, что его усердие и старание замечено и отмечено.

9. Бывает время, когда может показаться, что приобретенные знания или навыки утрачиваются. Например, внешние обстоятельства могут ухудшать поведение и дисциплину на уроке. Страх сцены даёт иногда отрицательные результаты, танец, отработанный в классе, теряет свою красоту, а иногда ученик может просто забыть все движения. Педагог со стажем, конечно, знает все эти тонкости и медленно ведет своего ученика к сцене. Есть ряд принципов подготовки будущего артиста к сцене. Также часто есть проблемы с навыками, приобретенными раннее, в других школах и студиях, которые не дают применению нового знания. В таких случаях полезна практика «экспресс-повторения» пройденного материала. Это полезно для ученика любого уровня, вернуться к основам и освежить в памяти уже полученные ранее знания.

10. Время урока должно четко распределяться, в зависимости от способности ученика удерживать внимание. В младших группах время урока намного меньше, чем в старших и это важно помнить. Бесполезно требовать от малыша в конце урока освоение нового материала. Все новые элементы должны проходить в начале урока, а в конце только закрепление и повторение пройденного. Скорее всего, пройденный материал будет даваться легче, что приведет к положительному заключению урока, следовательно, на следующее занятие ребенок придет в состоянии радости и к получению нового знания. На чем заканчивается урок – очень важно. Уметь закончить занятие на «высокой ноте» - мастерство, к которому должен стремиться каждый педагог. Также стоит помнить, что лучше всего запоминается именно то, на чем заканчивается урок. С младшими группами это правило работает по системе – закончить до того, когда ухудшится поведение, пропадет и рассеется внимание, ребенок начнет скучать и ждать окончания занятия. Формирование поведения – это нечто противоположное тренировке путем повторений. [5,с.102] А самый плохой способ завершить занятие – приступить к изучению нового материала, скорее всего это приведет к новым ошибкам, замечаниям и отказе от положительного подкрепления.

Выводы

В заключении хочется отметить, что все описанные принципы построения урока для достижения наилучшего результата, возможно, освоить, только на практике, применяя различные методы и подходы.

Для детей, необходимо, придумывать игры, с поставленной задачей, определять цель для выработки определенного навыка. Эта система игрового обучения хорошо и активно применяется в репетициях ансамблей современного и народного танца. Процесс увлекательный для детей и вызывающий положительные эмоции, как у ученика, так и у учителя.

Поиск принципов и приемов формирования нужного навыка для педагога любой направленности является основополагающим направлением работы над собой. Это и есть уровень, опыт и компетентность педагога, его саморазвитие и самореализация в профессии. Педагогу не мало важно обладать интуицией, врожденным чутьем, чтобы грамотно подобрать нужный принцип в построении урока для успешной работы своего коллектива.

Сложившаяся удачная система обучения в одном коллективе, может совершенно не работать в другом, все зависит от личных качеств учеников и от внешних факторов, поэтому необходимо сфомировать свою собственную систему обучения используя предлагаемый метод построения урока в этой статье.

Занимаясь с детьми, педагог должен иметь план работы, программу формирования определенных навыков. Время урока должно четко распределяться, в зависимости от способности ученика удерживать внимание.

Для более качественного обучения у ребенка по одному предмету должен быть один педагог. Новый элемент разбивать на ряд компонентов, которые можно тренировать в отдельности. Ослабить контроль над пройденным материалом и усилить внимание на изучении и освоении новой практики.

На новом уровне подачи материала педагогу важно похвалить ученика, дать стимул к развитию и уверенности в своих силах. Во время урока поощрять ученика больше положительной оценкой, чем отрицательной.

Повышать уровень сложности материала «маленькими шажками», по мере освоения пройденного. Важно не ровнять всех детей и уметь найти индивидуальный подход к каждому, внимательно прислушиваться к настроению ребенка во время урока, как он реагирует на похвалу и замечания. Проводить диалог, разговор и объяснение, что ребенок выполнил, что ему удалось, а что нет, и над чем он может поработать дома. Если длительное время занятия не приносят успеха, нужно сменить подход к формированию положительного результата.

Каждый проведенный урок полезно заканчивать положительным наставлением, подкреплением ученика, акцентирование его на те элементы, которые удались и что нужно сделать, чтобы добиться улучшения результата.

Библиография
1.
Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом: учеб-метод. изд. М.: ВЦХТ, 2012. С. 9.
2.
Бухвостова Л.В., Заикин Н.И., Шекотихина С.А. Балетмейстер и коллектив: учеб. пособие. 3-е изд. / Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А. Щекотихина. Орел: ООО «Горизонт», 2014. 250 с.
3.
Соковикова Н.В. Введение в психологию балета. Новосибирск: ИД «Сова», 2006. 300 с.
4.
Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. 3-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007. 344 с.
5.
Прайор К. Не рычите на собаку!:книга о дрессировке людей, животных и самого себя / К. Прайор; пер. с англ. Т.О. Новиковой. М.: Эксмо, 2015. 288 с.
6.
Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак; пер. с польск. К.Э. Сенкевич. М.: АСТ, 2014. С. 79.
7.
Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. пособие. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2015. 128 с.
8.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 32.
9.
Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психоогии. 1992. № 1-2. С. 54.
10.
Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. М., 1994. С. 21.
References (transliterated)
1.
Bogdanov G.F. Pedagogicheskoe rukovodstvo lyubitel'skim tantseval'nym kollektivom: ucheb-metod. izd. M.: VTsKhT, 2012. S. 9.
2.
Bukhvostova L.V., Zaikin N.I., Shekotikhina S.A. Baletmeister i kollektiv: ucheb. posobie. 3-e izd. / L.V. Bukhvostova, N.I. Zaikin, S.A. Shchekotikhina. Orel: OOO «Gorizont», 2014. 250 s.
3.
Sokovikova N.V. Vvedenie v psikhologiyu baleta. Novosibirsk: ID «Sova», 2006. 300 s.
4.
Lopukhov A.V., Shiryaev A.V., Bocharov A.I. Osnovy kharakternogo tantsa. 3-e izd., ster. SPb.: Izdatel'stvo «Lan'»; Izdatel'stvo «Planeta muzyki», 2007. 344 s.
5.
Praior K. Ne rychite na sobaku!:kniga o dressirovke lyudei, zhivotnykh i samogo sebya / K. Praior; per. s angl. T.O. Novikovoi. M.: Eksmo, 2015. 288 s.
6.
Korchak Ya. Kak lyubit' rebenka / Ya. Korchak; per. s pol'sk. K.E. Senkevich. M.: AST, 2014. S. 79.
7.
Zaiffert D. Pedagogika i psikhologiya tantsa. Zametki khoreografa: Uch. posobie. 2-e izd., ster. SPb.: Izdatel'stvo «Lan'»; Izdatel'stvo «Planeta muzyki», 2015. 128 s.
8.
Vygotskii L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. M., 1991. S. 32.
9.
Davydov V.V. Genezis i razvitie lichnosti v detskom vozraste // Voprosy psikhoogii. 1992. № 1-2. S. 54.
10.
Komarova T.S. Usloviya i metodika razvitiya detskogo tvorchestva. M., 1994. S. 21.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"