Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

В погоне за двумя зайцами поймай обоих сразу!
34 журнала издательства NOTA BENE входят одновременно и в ERIH PLUS, и в перечень изданий ВАК
При необходимости автору может быть предоставлена услуга срочной или сверхсрочной публикации!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Отношение глухих и слабослышащих к инклюзивному образованию
Ясин Мирослав Иванович

кандидат социологических наук

доцент, кафедра психологии, ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"

117997, Россия, г. Москва, пер. Стремянный, 36, оф. кафедра психологии

Yasin Miroslav Ivanovich

PhD in Sociology

associate professor of the Psychological Department at Plekhanov Russian University of Economics

117997, Russia, Moscow Region, Moscow, pereulok Stremyannyi, 36

nadsaw@yandex.ru
Аннотация. Проблемы инклюзии рассматриваются в ключе социологии образования. Попытка внедрить инклюзивное образование рассматривается как зона социального противоречия. Превращение специальных учебных заведений в инклюзивные идет форсированными темпами, не учитывая неготовность учебных заведений обеспечивать качественно учебный процесс. Особенно много недостатков в обеспечении обучения глухих и слабослышащих. Предметом исследование является мнение глухих и слабослышащих, педагогов и переводчиков жестового языка, работающих в образовательных учреждениях для глухих относительно современного положения и перспектив инклюзивного образования. Практическое исследование выполнено методом социологического опроса и дополнено иллюстративным материалом, взятым из интервью с респондентами. Позитивными чертами инклюзии респонденты считают повышение социальной адаптации глухих и слабослышащих и повышение толерантности общества к инвалидам. Однако перспективы получения качественного образования оцениваются отрицательно, по сравнению со специальным образованием. Большая часть респондентов проголосовала за возможность выбора между двумя системами образования. Наиболее полезной для себя глухие и слабослышащие считают инклюзию на уровне среднего и высшего профессионального образования, но перспектива слияния школ вызывает опасения. Мнения целевой аудитории адекватно отражает дискурс, развернувшийся в среде педагогов: к инклюзии школы не готовы, и на современном этапе эта технология явно имеет перекос в сторону социализации, во многом в ущерб образованию. При подобных установках целевой аудитории к инклюзии ее внедрение встретит дополнительные трудности, так как успех обучения во многом зависит о мотивации обучающихся. Проблема слияния учебных заведений продолжает быть спорной и привлекает внимание общественности.
Ключевые слова: инклюзивное образование, общественное мнение, проблемы инклюзивного образования, глухие, слабослышащие, инвалиды, сурдопедагогика, ограничения по слуху, социальная адаптация, социология образования
УДК: 37.013.78
DOI: 10.7256/2409-8736.2016.3.19563
Дата направления в редакцию: 24-06-2016

Дата публикации: 05-09-2016

Abstract. This article examined the problem of inclusive education from the perspective of sociology of education.  An attempt to implement the inclusive education is considered a zone of social controversy. The transformation of specialized educational facilities into the inclusive is rather rapid and does not take into account that the educational facilities are not ready to provide a quality learning process. Especially there are multiple flaws in providing education for the deaf and hearing-impaired students. The subject of this work is the opinion of the deaf and hearing-impaired students, pedagogues and sign language interpreters working in educational facilities for the deaf, with regards to the modern status and prospects of the inclusive education. Among the positive features of inclusions the respondents consider the increase of social adaptation of the deaf and hearing-impaired, as well as the tolerance of society towards people with disabilities. However, the prospects of acquiring a quality education are assessed as negative if compared with specialized education. The majority of the respondents voted for the ability to make choice between the two educational systems. The opinions of the targeted audience adequately reflect the discourse among pedagogues: the schools are not ready for the inclusion; and currently such technique is rather inclined towards socialization, which in many ways contradicts the quality of education.

Keywords: hearing limitations, surdopedagogy, disabled, hard of hearing, deaf, problems of inclusive education, public opinion, inclusive education, social adaptation, educational sociology

Эта статья может быть бесплатно просмотрена зарегистрированными пользователями библиотеки. К сожалению, в данный момент вы не зашли под своим логином и паролем, поэтому доступ к статье вам не может быть предоставлен. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.
Библиография
1.
Алехина С. В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной.-М.: МГППУ 2015. С. 20-24
2.
Андикян Б. Д. Инклюзивное образование: особенности и тенденции развития // Человек. Общество. Инклюзия. 2012. № 2 (10). С. 56-62.
3.
Базоев В., Паленый В., Человек из мира тишины / В. Базоев, В. Паленый / М.: Академкнига, 2000. 560 с.
4.
Бережная М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. 2008. № 4. С. 58-68.
5.
Инклюзивное образование в России / М.: Юнисеф. 2011. 88с.
6.
Костюк Н.В. Позитивная мотивация к обучению: понятие, закономерности, факторы развития // Вестник Кемеровского государственного университета. 2005. № 1 (21). С. 96-97.
7.
Кошелева А. Д. «Инклюзивное образование»: образование или социализация? Заметки к дискуссии // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 2-2 (66). С. 80-85.
8.
Ларионов М. О жестовом языке, судопереводчиках и не только…// За жестовый язык. Сборник статей. М.: Изд-во ОООИ ВОГ. 2014. С.33-39.
9.
Морозова О.Е. Модель образования учащихся с пониженной мотивацией к обучению и ее экспериментальная проверка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 1. С. 58-63.
10.
Мухаметзянова А. Р., Инклюзивное образование инвалидов: социолого-психологический аспект // Вестник Мордовского университета. 2011. № 3. С. 127-131.
11.
Пашнина О.Н., Шерстякина Н.А. Социализаци детей-инвалидов через клубную деятельность на базе центра Психолого-медико-социального сопровождения // Сборник материалов III международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы». М.: МГППУ. 2015. 263-267
12.
Попова Л. Л. Качественное инклюзивное образование как элемент модернизации: томская модель // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных наук Труды XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2013. С. 152-155.
13.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
14.
Шендалева О.А. Мотивация студентов к обучению как фактор обеспечения качества образовательного процесса // Вестник Омской юридической академии. 2007. № 6. С. 88-90.
15.
Ясин М.И. Поворот психологической мысли в 60-е годы ХХ столетия // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. №7. С. 12-14.
16.
Киракосян А.Х. Коррекция психологической готовности ребенка к занятию в образовательном процессе. // Психология и Психотехника. - 2014. - 2. - C. 208 - 217. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.2.10833.
17.
М. В. Михайлов, Э. М. Даянова Проблема типологии образовательных учреждений в свете реформирования образовательного законодательства России // Право и политика. - 2012. - 7. - C. 1195 - 1201.
References (transliterated)
1.
Alekhina S. V. Osnovnoi vopros razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya na sovremennom etape // inklyuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt i perspektivy: sbornik materialov III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / pod red. S.V. Alekhinoi.-M.: MGPPU 2015. S. 20-24
2.
Andikyan B. D. Inklyuzivnoe obrazovanie: osobennosti i tendentsii razvitiya // Chelovek. Obshchestvo. Inklyuziya. 2012. № 2 (10). S. 56-62.
3.
Bazoev V., Palenyi V., Chelovek iz mira tishiny / V. Bazoev, V. Palenyi / M.: Akademkniga, 2000. 560 s.
4.
Berezhnaya M. S. Razvitie tolerantnogo soznaniya lichnosti v sotsiokul'turnom prostranstve obrazovaniya i iskusstva // Filosofskie nauki. 2008. № 4. S. 58-68.
5.
Inklyuzivnoe obrazovanie v Rossii / M.: Yunisef. 2011. 88s.
6.
Kostyuk N.V. Pozitivnaya motivatsiya k obucheniyu: ponyatie, zakonomernosti, faktory razvitiya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2005. № 1 (21). S. 96-97.
7.
Kosheleva A. D. «Inklyuzivnoe obrazovanie»: obrazovanie ili sotsializatsiya? Zametki k diskussii // Novaya nauka: Ot idei k rezul'tatu. 2016. № 2-2 (66). S. 80-85.
8.
Larionov M. O zhestovom yazyke, sudoperevodchikakh i ne tol'ko…// Za zhestovyi yazyk. Sbornik statei. M.: Izd-vo OOOI VOG. 2014. S.33-39.
9.
Morozova O.E. Model' obrazovaniya uchashchikhsya s ponizhennoi motivatsiei k obucheniyu i ee eksperimental'naya proverka // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2010. № 1. S. 58-63.
10.
Mukhametzyanova A. R., Inklyuzivnoe obrazovanie invalidov: sotsiologo-psikhologicheskii aspekt // Vestnik Mordovskogo universiteta. 2011. № 3. S. 127-131.
11.
Pashnina O.N., Sherstyakina N.A. Sotsializatsi detei-invalidov cherez klubnuyu deyatel'nost' na baze tsentra Psikhologo-mediko-sotsial'nogo soprovozhdeniya // Sbornik materialov III mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Inklyuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt i perspektivy». M.: MGPPU. 2015. 263-267
12.
Popova L. L. Kachestvennoe inklyuzivnoe obrazovanie kak element modernizatsii: tomskaya model' // V sbornike: Aktual'nye problemy gumanitarnykh nauk Trudy XII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. Natsional'nyi issledovatel'skii Tomskii politekhnicheskii universitet. 2013. S. 152-155.
13.
Federal'nyi zakon ot 30 dekabrya 2012 g. N 296-FZ "O vnesenii izmenenii v stat'i 14 i 19 Federal'nogo zakona "O sotsial'noi zashchite invalidov v Rossiiskoi Federatsii".
14.
Shendaleva O.A. Motivatsiya studentov k obucheniyu kak faktor obespecheniya kachestva obrazovatel'nogo protsessa // Vestnik Omskoi yuridicheskoi akademii. 2007. № 6. S. 88-90.
15.
Yasin M.I. Povorot psikhologicheskoi mysli v 60-e gody KhKh stoletiya // Sborniki konferentsii NITs Sotsiosfera. 2012. №7. S. 12-14.
16.
Kirakosyan A.Kh. Korrektsiya psikhologicheskoi gotovnosti rebenka k zanyatiyu v obrazovatel'nom protsesse. // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2014. - 2. - C. 208 - 217. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.2.10833.
17.
M. V. Mikhailov, E. M. Dayanova Problema tipologii obrazovatel'nykh uchrezhdenii v svete reformirovaniya obrazovatel'nogo zakonodatel'stva Rossii // Pravo i politika. - 2012. - 7. - C. 1195 - 1201.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"