Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Организация поликультурной предметно-пространственной среды дошкольной организации
Куликовская Ирина Эдуардовна

доктор педагогических наук

профессор, иностранный член, Академия педагогических наук Казахстана, заведующий, кафедра дошкольного образования, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет

344006, Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42

Kulikovskaya Irina Eduardovna

Doctor of Pedagogy

professor of the Department of Preschool Education at Southern Federal University

344006, Russia, Rostovskaya oblast', g. Rostov-Na, ul. Bol'shaya Sadovaya, 105/42

d700074@yandex.ru
Аннотация. Предмет исследования: основные характеристики поликультурной предметно-пространственной среды дошкольной организации.Автор подробно рассматривает такие аспекты как характеристики предметно-пространственной среды дошкольных организаций на основе шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS. По параметру «Обустройство пространства для игр» раскрыты следующие характеристики: «По меньшей мере пять различных центров интересов дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт», «Центры организованы для самостоятельного использования детьми», «Доступны дополнительные материалы для дополнения или изменения обустройства центров». Особое внимание уделяется центрам интересов детей в предметно-пространственной среде. Методология исследования: - идеи о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о целостности человека, его природной, социальной и культурной сущности (Б.А.Ананьев, И.С.Кон и др.);- идеи воспитания как процесса индивидуального развития и становления ценностей ребёнка-дошкольника (Л.В.Абдульманова, И.Э.Куликовская, Н.Е.Татаринцева, Р.М.Чумичева и др.);- концепция поликультурного образования (О.В. Гукаленко, Г.С. Денисова, Л.Л. Супрунова и др.); - теория поликультурного образовательного пространства (В.П.Борисенков, О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк);- концепция детства как периода основного развития организма и усвоения социокультурного опыта (А.Г.Гогоберидзе, С.А.Козлова, М.В.Корепанова, В.Т.Кудрявцев, И.Э.Куликовская, Е.А.Тупичкина, Д.И.Фельдштейн, Й.Хейзинга и др.);- концепция своеобразия и самобытности культур, культурных традиций разных народов в развитии детей (М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н.Волков, Л.В. Коломийченко, Е.Е.Сапогова, А.Кун и др.). Основные выводы проведённого исследования: поликультурная предметно-пространственная среда становится востребованной, когда основной образовательной ценностью является развитие личности ребёнка, его самореализация. Такая среда создает поле для смыслового развития ребёнка, возникновения его собственного мира, творчески созданного и понятного, отражающего жизненное пространство. Новизна исследования заключается в рассмотрении поликультурной предметно-пространственной среды дошкольной организации на основе международных требований.
Ключевые слова: предметно-пространственная среда, дошкольное образование, поликультурность, дошкольная образовательная организация, пространство игр, центры интересов ребёнка, национальная культура, культуросообразность, смысловое развитие ребёнка, общая культура ребёнка
DOI: 10.7256/2409-8736.2016.3.19412
Дата направления в редакцию: 07-06-2016

Дата публикации: 05-09-2016

Научно-исследовательская работа поддержана Министерством образования и науки РФ (проект "Стратегии интеграции педагогического и дошкольного образования в федеральном университете" № 2170 познавав рамках базовой части государственного задания в сфере научной деятельности по Заданию № 2014/174 за 2016 год)

Abstract. The subject of this research is the main characteristics of the preschool polycultural subject-spatial environment. The author carefully examines such aspects as the characteristics of the preschool polycultural subject-spatial environment based on the scales for a complex assessment of the quality of education in preschool organizations ECERS. According to the parameter “Organization of play space” the following features are being revealed: “At least five different centers of interest allow the children to acquire various learning experience”; “The centers are organized so the children can use them independently”; “The additional materials are available for the purpose of making changes in the structure of the centers”. Special attention is given to the centers of interests of the children in subject-spatial environment. During the course of this research the author used the following methodology:


The ideas of connection, interconditionality, and integration of the phenomena and processes of the surrounding world, wholeness of an individual, its natural, social, and cultural essence (B. A. Ananyev, I. S. Kon, and others);


The ideas of upbringing as a process of individual development and formation of values of the preschooler (L. V. Abdulmanova, I. E. Kulikovskaya, N. E. Tatarintseva, R. M. Chumicheva, and others);


The concept of polycultural education (O. V. Gukalenko, G. S. Denisova. L. L. Suprunova, and others);


The theory of polycultural educational space (V. P. Borisenkov, O. V. Gukalenko, A. Y. Danilyuk).


  The author concludes that the polycultural subject-spatial environment is in high demand if the main educational value consists in the development of child’s personality, as well as his self-realization. Such environment creates a field for the cognitive development of a child, emergence of his own understandable world that reflects the living space. The scientific novelty lies in examination of the preschool polycultural subject-spatial environment based in accordance with the international requirements.

Keywords: General culture of a child, Cognitive development of a child, Cultural conformity, National culture, Centers of interests of a child, Playing space, Preschool , Polyculture, Preschool education, Subject-spatial environment

Эта статья недоступна для пользователей, которые не вошли в цифровую библиотеку издательства под своим логином и паролем. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.

Если вы один из авторов этой статьи, вы можете открыть бесплатный доступ к этой статье для своих читателей. Вы должны зайти под своим логином и паролем, чтобы воспользоваться услугой. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.
Библиография
1.
Дьюи Д. Как мы мыслим. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. С. 65.
2.
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 224 с.
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: УЦ "Перспектива", 2014. 32с.
4.
Хармс Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R. М.: Издательство «Национальное образование», 2016. 136 с.
5.
Куликовская И.Э., Шарпак Л.А. Содержание воспитания детей в поликультурном образовательном пространстве // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов-н/Д, 2012. № 10. С. 78.
6.
Куликовская И.Э., Данилюк А.Я. Развивающее воспитание ребёнка: история, методология, теория: монография. Ростов-н/Д: Академцентр, 2015. 220 с.
7.
Куликовская И.Э., Ильина Л.Т. Ребёнок в пространстве и времени сказки (опыт развивающего воспитания). Ростов-н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. С. 43.
8.
Куликовская И.Э., Панов И.А. Информационно-компьютерные технологии в деятельности дошкольной образовательной организации // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 1. С. 41-47.
9.
Kulikovskaya I.E. Theory of Personal World Outlook Evolution: Categories, Provisions, Proofs //Middle East Journal of Scientific Research. Volume 15, Issue 5, 2013, Pages 698-706. DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2013.15.5.11320
10.
Kulikovskaya I.E. Axiological Sphere of Dialogue of Cultures: Phenomenon, Architectonics, Ontogenesis // World Applied Sciences Journal 25 (10): 1416-1422, 2013. ISSN 1818-4952. © IDOSI Publications, 2013. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.25.10.13421
11.
Kulikovskaya I.E., Veresov N.N. Human World-Outlook Evolution: From L.S. Vygotsky to Modern Times // Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol 6 No 3 S1 May 2015. ISSN 2039-2117 (online) ISSN 2039-9340 (print) Doi:10.5901/mjss.2015.v6n3s1p570. Pp.570-574.
12.
Куликовская И.Э. Культурные практики развития категориального видения мира у детей дошкольного возраста // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 6. С. 80.
References (transliterated)
1.
D'yui D. Kak my myslim. Psikhologiya i pedagogika myshleniya. M.: Labirint, 1999. S. 65.
2.
Gusinskii E.N., Turchaninova Yu.I. Vvedenie v filosofiyu obrazovaniya. M.: Izdatel'skaya korporatsiya «Logos», 2000. 224 s.
3.
Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniya. M: UTs "Perspektiva", 2014. 32s.
4.
Kharms T. Shkaly dlya kompleksnoi otsenki kachestva obrazovaniya v doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh. ECERS-R. M.: Izdatel'stvo «Natsional'noe obrazovanie», 2016. 136 s.
5.
Kulikovskaya I.E., Sharpak L.A. Soderzhanie vospitaniya detei v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. Rostov-n/D, 2012. № 10. S. 78.
6.
Kulikovskaya I.E., Danilyuk A.Ya. Razvivayushchee vospitanie rebenka: istoriya, metodologiya, teoriya: monografiya. Rostov-n/D: Akademtsentr, 2015. 220 s.
7.
Kulikovskaya I.E., Il'ina L.T. Rebenok v prostranstve i vremeni skazki (opyt razvivayushchego vospitaniya). Rostov-n/D: IPO PI YuFU, 2007. S. 43.
8.
Kulikovskaya I.E., Panov I.A. Informatsionno-komp'yuternye tekhnologii v deyatel'nosti doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii // Izvestiya Yuzhnogo Federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2015. № 1. S. 41-47.
9.
Kulikovskaya I.E. Theory of Personal World Outlook Evolution: Categories, Provisions, Proofs //Middle East Journal of Scientific Research. Volume 15, Issue 5, 2013, Pages 698-706. DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2013.15.5.11320
10.
Kulikovskaya I.E. Axiological Sphere of Dialogue of Cultures: Phenomenon, Architectonics, Ontogenesis // World Applied Sciences Journal 25 (10): 1416-1422, 2013. ISSN 1818-4952. © IDOSI Publications, 2013. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.25.10.13421
11.
Kulikovskaya I.E., Veresov N.N. Human World-Outlook Evolution: From L.S. Vygotsky to Modern Times // Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol 6 No 3 S1 May 2015. ISSN 2039-2117 (online) ISSN 2039-9340 (print) Doi:10.5901/mjss.2015.v6n3s1p570. Pp.570-574.
12.
Kulikovskaya I.E. Kul'turnye praktiki razvitiya kategorial'nogo videniya mira u detei doshkol'nogo vozrasta // Izvestiya Yuzhnogo Federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2016. № 6. S. 80.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"