Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редколлегия > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

В погоне за двумя зайцами поймай обоих сразу!
34 журнала издательства NOTA BENE входят одновременно и в ERIH PLUS, и в перечень изданий ВАК
При необходимости автору может быть предоставлена услуга срочной или сверхсрочной публикации!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Модернизация образовательных стандартов в сфере культуры и искусства: современная динамика, проблемы и перспективы
Быкова Наталья Ивановна

кандидат педагогических наук

доцент, заведующий, ФГБОУ ВО "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского"

644116, Россия, г. Омск, ул. Красный Путь, 36, оф. 313

Bykova Natalia Ivanovna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of Film, Photo, and Video Creative Work, F. M. Dostoevsky Omsk State University

644116, Russia, Omsk, Krasnyi Put Street 36, office #313

bukovani@mail.ru
Аннотация. Предметом исследования являются образовательные стандарты в сфере культуры и искусства. Объектом исследования являются этапы модернизации образовательных стандартов, которые осуществлялись за последние 15 лет, проблемы и перспективы развития. Автором подробно анализируется структура трех образовательных стандартов, осуществляется сопоставительный анализ содержания и компетенций. Изучается государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Народное художественное творчество» (2003) и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров «Народная художественная культура», которые вступили в действие в 2009 и в 2015 гг. Основным методом данного исследования является анализ действующих на протяжении последних лет государственных образовательных стандартов, основанный на теоретическом осмыслении содержания стандартов и реальной педагогической практике использования данных государственных стандартов в опыте работы Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Научная новизна статьи заключается в том, что глубокий сопоставительный анализ содержания и компетенций стандартов разного поколения в сфере культуры и искусств не осуществлялся. Актуальность осмысления современной динамики обосновывается сложившейся ситуацией в системе высшего образования в связи с подготовкой к утверждению стандартов нового поколения.
Ключевые слова: компетенции, образовательная программа, медиаобразование, народная художественная культура, зачетные единицы, образовательный стандарт, образование, дидактические единицы, экранные искусства, контент
DOI: 10.7256/2409-8736.2016.3.19407
Дата направления в редакцию: 15-06-2016

Дата публикации: 05-09-2016

Abstract. The subject this work is the educational standards in the sphere of culture and art. The object is the stages of modernization of educational standards, which were implemented over the last 15 years, the problems and prospects of development. The author carefully examines the structure of the three educational standards, as well as performs a comparative analysis of the content and competencies. The article studies the state educational standard of higher professional education in specialty "Folk Arts" (2003) and federal state educational standards of higher professional education with regards to training of bachelors in discipline “Folk Artistic Culture”, which became active in 2009 and 2015. The main method of this research consists in analysis of the existing over the recent years state educational standards based on theoretical understanding of their content and implementation in pedagogical practice of Omsk State University named after F. M. Dostoevsky. The scientific novelty lies in the fact that the insightful comparative analysis of the content and competencies of the different generation standards in the area of culture and art has never been accomplished. The relevance of understanding of the current dynamics is justified by the established situation in the system of higher education due to the preparation towards approval of the new generation standards.

Keywords: competencies, educational program, media education, folk art culture, credit units, educational standards, education, didactic units, screen art, content

Эта статья недоступна для пользователей, которые не вошли в цифровую библиотеку издательства под своим логином и паролем. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.

Если вы один из авторов этой статьи, вы можете открыть бесплатный доступ к этой статье для своих читателей. Вы должны зайти под своим логином и паролем, чтобы воспользоваться услугой. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.
Библиография
1.
Быкова Н.И. Модернизация образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки "Народная художественная культура" // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Чебоксары, 2015. С. 76.
2.
Народное художественное творчество. ГОС ВПО Министерства образования РФ от 13.02.2003 № 567. http://www.omsu.ru/file.asp?id=15780 (дата обращения 15.05.2016).
3.
Чижиков В.М. Автономное «плавание» учреждений культуры // Вестник МГУКИ. 2014. № 1. С. 112-117.
4.
Народная художественная культура. Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. № 791 http://минобрнауки.рф/документы/924. (дата обращения 20.05.2016).
5.
Гербекова Л.Х. Особенности компетентностного подхода в системе высшего образования // Потенциал современной науки. 2015. № 3. С. 65.
6.
Резолюции Европарламента от 16 декабря 2008 года по медиаграмотности в мире цифровых технологий // Медиаобразование. 2009. № 4. С. 10.
7.
Ганина Т.В. Инновационные технологии в образовательном процессе вуза // Культура и образование. 2015. № 1 URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/01/2847. (дата обращения 30.05.2016).
8.
Сляднева Н.А. Социально-информационные технологии в современном культурогенезе // Культура: теория и практика: электронный научный журнал. 2015. № 1 http://theoryofculture.ru/issues/48. (дата обращения 15.05.2016).
9.
Куценко Е.В. Формирование медиаграмотности средствами экранных искусств // Медиаобразование. 2014. № 1. С. 65-75.
10.
Народная художественная культура. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.03.2015 № 223. http://минобрнауки.рф/документы/5445/файл/4332. (дата обращения 15.05.2016).
11.
Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мирюкина Е.В., Григорьева Д.Е. Медиаобразование в странах Восточной Европы. М.: МОО «Информация для всех», 2014. С. 5.
12.
Дубровин В.М. Некоторые проблемы современной культуры и образования // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Чебоксары, 2015. С. 90.
13.
Ремизов В.А., Садовская В.С. Профиль и анфас современного образовательного процесса в сфере культуры и искусств // Культура и образование. 2014. № 3. С. 48-58.
14.
Ярошенко Н.Н. Культура и образование: векторы научного осмысления // Вестник МГУКИ. 2014. № 4. С. 250-255.
15.
Кузичкина Г.А. Подготовка магистров: унификация или вариативность? // Культура: теория и практика: электронный научный журнал. 2015. № 1 http://theoryofculture.ru/issues/36/750/ (дата обращения 1.06.2016).
16.
Сиземская И.Н. Проблемы образования в контексте отечественного философско-педагогического наследия // Педагогика и просвещение. 2012. № 3. C. 7-15.
17.
Оденбах И.А. Формирование академической мобильности студента университета // Психология и Психотехника. 2011. № 4. C. 108-113.
18.
Гуревич П.С. Образование и будущее человека // Педагогика и просвещение. 2013. № 2. C. 104-113. DOI: 10.7256/2306-434X.2013.2.9123.
19.
Власова В.Б. Социальная мифология и модернизация современной культуры // Философия и культура. 2015. № 11. C. 1671 - 1681. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.11.15702.
20.
Левин В.И. Новая программа образовательной подготовки аспирантов // Педагогика и просвещение. 2015. № 4. C. 336 - 343. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.4.16530.
21.
Власова Г.И. Теоретические основы социализации младших школьников в условиях функционирования современных социальных институтов // Психология и Психотехника. 2014. № 4. C. 421 - 427. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.4.11503.
22.
Попов Е.А., Вышегурова Л.Р. Факторы, определяющие качество высшего профессионального образования в России на современном этапе // Политика и Общество. 2011. № 11. C. 91 - 101.
23.
Новиков С.Г. ВОСПИТАНИЕ СУБЪЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ: ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННУЮ ПРОБЛЕМУ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОПЫТА 1920-1930-х ГОДОВ // Современное образование. 2013. № 4. C. 54 - 73. DOI: 10.7256/2409-8736.2013.4.10105. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10105.html
References (transliterated)
1.
Bykova N.I. Modernizatsiya obrazovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki "Narodnaya khudozhestvennaya kul'tura" // Vospitanie i obuchenie: teoriya, metodika i praktika. Cheboksary, 2015. S. 76.
2.
Narodnoe khudozhestvennoe tvorchestvo. GOS VPO Ministerstva obrazovaniya RF ot 13.02.2003 № 567. http://www.omsu.ru/file.asp?id=15780 (data obrashcheniya 15.05.2016).
3.
Chizhikov V.M. Avtonomnoe «plavanie» uchrezhdenii kul'tury // Vestnik MGUKI. 2014. № 1. S. 112-117.
4.
Narodnaya khudozhestvennaya kul'tura. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22 dekabrya 2009 g. № 791 http://minobrnauki.rf/dokumenty/924. (data obrashcheniya 20.05.2016).
5.
Gerbekova L.Kh. Osobennosti kompetentnostnogo podkhoda v sisteme vysshego obrazovaniya // Potentsial sovremennoi nauki. 2015. № 3. S. 65.
6.
Rezolyutsii Evroparlamenta ot 16 dekabrya 2008 goda po mediagramotnosti v mire tsifrovykh tekhnologii // Mediaobrazovanie. 2009. № 4. S. 10.
7.
Ganina T.V. Innovatsionnye tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse vuza // Kul'tura i obrazovanie. 2015. № 1 URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/01/2847. (data obrashcheniya 30.05.2016).
8.
Slyadneva N.A. Sotsial'no-informatsionnye tekhnologii v sovremennom kul'turogeneze // Kul'tura: teoriya i praktika: elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2015. № 1 http://theoryofculture.ru/issues/48. (data obrashcheniya 15.05.2016).
9.
Kutsenko E.V. Formirovanie mediagramotnosti sredstvami ekrannykh iskusstv // Mediaobrazovanie. 2014. № 1. S. 65-75.
10.
Narodnaya khudozhestvennaya kul'tura. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12.03.2015 № 223. http://minobrnauki.rf/dokumenty/5445/fail/4332. (data obrashcheniya 15.05.2016).
11.
Fedorov A.V., Levitskaya A.A., Chelysheva I.V., Miryukina E.V., Grigor'eva D.E. Mediaobrazovanie v stranakh Vostochnoi Evropy. M.: MOO «Informatsiya dlya vsekh», 2014. S. 5.
12.
Dubrovin V.M. Nekotorye problemy sovremennoi kul'tury i obrazovaniya // Vospitanie i obuchenie: teoriya, metodika i praktika. Cheboksary, 2015. S. 90.
13.
Remizov V.A., Sadovskaya V.S. Profil' i anfas sovremennogo obrazovatel'nogo protsessa v sfere kul'tury i iskusstv // Kul'tura i obrazovanie. 2014. № 3. S. 48-58.
14.
Yaroshenko N.N. Kul'tura i obrazovanie: vektory nauchnogo osmysleniya // Vestnik MGUKI. 2014. № 4. S. 250-255.
15.
Kuzichkina G.A. Podgotovka magistrov: unifikatsiya ili variativnost'? // Kul'tura: teoriya i praktika: elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2015. № 1 http://theoryofculture.ru/issues/36/750/ (data obrashcheniya 1.06.2016).
16.
Sizemskaya I.N. Problemy obrazovaniya v kontekste otechestvennogo filosofsko-pedagogicheskogo naslediya // Pedagogika i prosveshchenie. 2012. № 3. C. 7-15.
17.
Odenbakh I.A. Formirovanie akademicheskoi mobil'nosti studenta universiteta // Psikhologiya i Psikhotekhnika. 2011. № 4. C. 108-113.
18.
Gurevich P.S. Obrazovanie i budushchee cheloveka // Pedagogika i prosveshchenie. 2013. № 2. C. 104-113. DOI: 10.7256/2306-434X.2013.2.9123.
19.
Vlasova V.B. Sotsial'naya mifologiya i modernizatsiya sovremennoi kul'tury // Filosofiya i kul'tura. 2015. № 11. C. 1671 - 1681. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.11.15702.
20.
Levin V.I. Novaya programma obrazovatel'noi podgotovki aspirantov // Pedagogika i prosveshchenie. 2015. № 4. C. 336 - 343. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.4.16530.
21.
Vlasova G.I. Teoreticheskie osnovy sotsializatsii mladshikh shkol'nikov v usloviyakh funktsionirovaniya sovremennykh sotsial'nykh institutov // Psikhologiya i Psikhotekhnika. 2014. № 4. C. 421 - 427. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.4.11503.
22.
Popov E.A., Vyshegurova L.R. Faktory, opredelyayushchie kachestvo vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii na sovremennom etape // Politika i Obshchestvo. 2011. № 11. C. 91 - 101.
23.
Novikov S.G. VOSPITANIE SUB''''EKTA MODERNIZATsII ROSSII: VZGLYaD NA SOVREMENNUYu PROBLEMU SKVOZ'' PRIZMU OPYTA 1920-1930-kh GODOV // Sovremennoe obrazovanie. 2013. № 4. C. 54 - 73. DOI: 10.7256/2409-8736.2013.4.10105. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10105.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"