Статья '"Независимый" квартал Христиания в Копенгагене: история и современное состояние' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

"Независимый" квартал Христиания в Копенгагене: история и современное состояние

Хусяинов Тимур Маратович

Менеджер факультета гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

603000, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12, каб. 310

Khusyainov Timur Maratovich

Manager of the faculty of Humanitarian Sciences, National Research University "Higher School of Economics"

603000, Russia, Nizhegorodskaya oblast', g. Nizhnii Novgorod, ul. Bol'shaya Pecherskaya, 25/12, kab. 310

timur@husyainov.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2310-8673.2014.4.14530

Дата направления статьи в редакцию:

13-03-2015


Дата публикации:

27-03-2015


Аннотация: Данная работа рассматривает такое явление как “Свободный город Христиания”, создание которого в центре датской столицы стало одним из интереснейших социальных экспериментов современности. Попытка создать общество с нуля, формирование собственной общественной и экономической жизни, политической структуры, при этом сделав это в центре одной из европейских столиц, а не на отдалённом острове. Данная работа преследует цель определить новый объект и его границы для исследования в рамках разных научных дисциплин и междисциплинарных исследований. В качестве метода данного исследования выступил теоретический анализ российской и зарубежной научной литературы, а также других источников по истории "Свободного города Христиания". Новизна исследования заключается в том, что "Свободный город Христиания" будучи интересным социальным экспериментом, не нашёл существенного отражения в современной научной литературе. В данной работе автор делает попытку определить новый объект междисциплинарных исследований. Статья содержит обзор основных событий с момента возникновения и до настоящего момента.


Ключевые слова:

Христиания, Свободный город Христиания, Копенгаген, Хиппи, Контр-экономика, Утопические сообщества, Микрогосударство, Городской квартал, автономия, самоуправление

УДК:

304.3

Abstract: This study examines the phenomenon of "Freetown Christiania", the emergence of which in the middle of the Danish capital is one of the most interesting social experiments of our time. An attempt to create a society from scratch, forming a new social and economic life, political structure, at the very center of one of the European capitals - not on a remote island. This work aims to define a new study object and the limits for research within different scientific disciplines and interdisciplinary research. The method of this study is theoretical analysis of Russian and foreign scientific literature and other sources on the subject of "Freetown Christiania." The novelty of the research lies in the fact that "Freetown Christiania" represents an intriguing social experiment, and was not properly researched. In this paper, the author makes an attempt to define a new object of interdisciplinary research. This article contains an overview of major events since the beginning up to the present moment.


Keywords:

Microstate, Utopian communities, Counter-economics, Hippie, Copenhagen, Freetown Christiania, Christiania, City block, autonomy, self-government

Введение

Территория квартала Христиания состоит из бывших военных казарм, где размещался Королевский артеллерийский полк, и остатков городских валов, сооруженных ещё в 1617 году датским королем Кристианом IV. После осады Копенгагена во время войн со Швецией, при короле Кристиане Vв период с 1682 по 1692 годы валы были укреплены, чтобы сформировать полную обороны кольцо. Западные оборонительные валы Копенгагена снесли в XIX веке, сегодня эти городские валы, сохранившиеся только на территории Христиании, являются уникальным архитектурным объектом и одними из лучших военных сооружений XVII века в мире. Площадь Христиании составляет около 0,34 кв.километра (или 34 гектара) и застроен военными сооружениями, обычными городскими домами, разных лет постройки, но и новые построенные из старого дерева и стекла руками местных жителей и представляют собой целый калейдоскоп странных форм и решений — дом-банан, дом из стекольных рам, дом-землянка и другие. Всё это многобразие причудливых форм - общий протест массовой застройке, подавляющей архитектуру как вид искусства.

История борьбы за автономию

Официально “Свободный город Христиания” возник 26 сентября 1971 года, когда группа хиппи, снесли ограждение, после чего незаконно захватили и вселилась в заброшенные казармы в районе Christianshavn Копенгагена, а также получили территорию для детской площадки. Создание собственного альтернативного общества быстро привлекло большое количество людей, дезадаптированных в обществе (хиппи), или неприемлящих современное государство и его законы (анархисты), все те, кто стремится к созданию альтернативной социальной среды.

Не последнюю роль в привлечении новых жителей сыграла статья в анархистской газете “Hovedbladet”, главный редактор которой Якоб Лудвигсен (дат. Jacob Ludvigsen) - один из наиболее значимых людей Христиании, сделавший огромный вклад в её создание. В этой газетной статье Якобом Лудвигсеном было провозглашено создание свободного (вольного) города и определены основные принципы существования этого нового автономного общества. Вместе с тем, распространился один из лозунгов Христиании: ”Emigrer med linie 8” (Эмигрировать с линией 8), который означает автобусный маршрут, пролегающий рядом с этим кварталом, сам лозунг показывает доступность и простоту для каждого перейти к альтернативной социальной среде, создав общество с нуля.

Знания казарм быстро наполнились молодыми людьми, стремящимися к свободе и самостоятельности, что стало причиной неоднократных столкновений с полицией Копенгагена.

Легальный статус “Свободного города Христиания” был долгое время не определён, и власти неоднократно пытались очистить помещения казарм, но все попытки были безуспешны.

В 1972 году Общественный совет “Свободного города Христиания” заключил соглашение с Министерством обороны Дании о том, что будет оплачивать услуги электро- и водоснабжения. В то же время Христиания получила статус “Социального эксперимента”, который может продолжать до тех пор, пока не будет предложен лучший проект для использования этой территории в будущем [1].

В 1973 г. по результатам выборов Дания получила новое правительство, которое взяла новый курс в отношении “Свободного города Христиания” - очистка этой территории, по решению Парламента срок выполнения был назначен на 1 апреля 1976 г., что стало причиной для подачи Христианией, при поддежке адвоката с левыми взглядами Карла Медсена (Carl Madsen), иска против государства в суд, в связи с нарушением договорённостей о предварительном проведении конкурса на лучшее использование этих территорий.

Решение суда по иску Христиании против Королевства Дания было принято уже в 1977 г. в пользу государства, и было обжаловано Христианией уже в Верховном суде. В это время полиция Копенгагена совершала попытки выселить жителей незаконно захвативших территории в квартале Христиания. но встретили сопротивление как со стороны самих жителей, так и большого количества людей [1], поддерживающих идею создания свободного общества “Христиания”.

В 1978 г. состоялось новое заседание Верховного суда по делу о территории Христиании (U.1978.315H). 2 февраля 1978 было вынесено решение Верховного Суда, суд оставил в силе предыдущее постановление суда о немедленном освобождении зданий, принадлежащих Министерству обороны [1].

В 1981 г. датские власти заказывают консалтинговой компании “Møller and Grønborg” разработать план развития квартала Христиания, после анализа ситуации в Христиании, эксперты сделали вывод о возможности сохранения уже существующей инфраструктуры, которая обеспечивает жителей всем необходимым и делает данную территорию экологически чистой [2].

В 1987 году правительство выдвигает план легализация Христиании, при посредничестве группы менеджеров между “Свободным городом” и государством. В это время при участии Министерства обороны строительная фирма CA-Byg обновляет дымоходы и крыши зданий в квартале.

В дальнейшем рассмотрение вопроса о статусе Христиании было передано в Парламент, где в результате поддержки социал-демократов и социал-либералов, в ходе голосования в 1989 г. был принят закон о Христиании - “Christianialoven[3], который регулировал вопрос об использовании данной территории. Закон был предназначен, чтобы легализовать статус Христиании в соответствии с Законом о муниципальном планировании Дании “Landsplandirektiv” и муниципальным планом развития для этой территории, определив условия государственной нормализации квартала Христиания. План легализации делит Христиании на две части: Сельская часть, которые должны быть очищены от жилых домов, и городская часть - сам “Свободный город” который получил статус социального эксперимента уже без ограничения по времени. В дальнейшем данный в закон были внесены поправки в 2004 [4], а в 2013 он был отменён [5].

В 2003 г. был подготовлен совместный документ Министерства обороны и Министерства Юстиций Дании по вопросу нормализации ситуации в Христиании.

В 2011 г. было вынесено новое постановление суда о немедленном выселении всех жителей, новая попытка уничтожить “Свободный город Христиания” не увенчалась успехом и жители не только остались жить в своих домах, но и получили для своего квартала полуавтономный статус.

Существенный наплыв мигрантов и отсутствие полицейского контроля, приводит к новым социальным проблемам в Христиании, появляются сторонники возврата к первоначальным правилам города, т.к. по их мнения в новых условиях жители квартала уже не готовы заботиться друг о друге, что приводит к росту преступности и социальных противоречий.

Самоуправление и правила “Свободного города Христиания”

“Свободный город Христиания” - это попытка реализации проекта хиппи-утопизма, создание автономной самоуправляемой коммуны, где каждый человек может свободно выражать свое мнение и несёт ответственность перед всем сообществом. Это общество должно быть самофинансируемо, коммуна должна иметь и двигаться к общей цели, чтобы показать, что психическое и физическое загрязнение может быть предотвращено [7].

На данный момент в Христиании проживает около 1000 человек, каждый из которых обладает правом голоса и обязанностью соблаюдать правила проживания в “Свободном городе Христиания”.

Жители Христиании разработали свой собственный набор правил, независимо от датского правительства и законодательства. Правила запрещают воровство, насилие, оружие, ножи, бронежилеты, тяжелые наркотики и личные автомобили .

В начале 1980-х гг. в Копенгагене начинается резкий рост количества продаваемых “тяжёлых наркотиков”, в том числе этот процесс наблюдается и в Христиании, где они также запрещены. Руководство “Свободного города Христиания” начинает собственную борьбу с продажей наркотиков и наркоманией, выселяя за пределы “государства” нарушителей общественных правил, в то же время “лёгкие наркотики” остаются в свободной продаже.

Именно свободная продажа наркотиков и полулегальный статус Христиании стали причиной появления в 1984 г. здесь банды байкеров, который были намерены захватить пространство “Свободного города” и монополизировать торговлю гашишем, но местные жители, исключительно мирным способом смогли изгнать пришельцев со своей территории.

“Свободный город Христиания” обладает своими собственными государственными атрибутами: флагом и гимном.В качестве флага выступает красное полотно с тремя жёлтыми точками, обозначающими точки в датском названии района“Christiania” (Рис. 1).

600pxflag_of_christianiasvg

Рис. 1. Флаг "Свободного города Христиания"

Экономическая жизнь Христиании

Один из принципов, на которых основан “Свободный город Христиания” - экономическая самодостаточность. В Христиании ведётся как активная торговля, так и производство, в основном кустарное, а также ряд кафе и концертных площадок.

“Свободный город Христиания” имеет собственную казну пополняемую за счёт налога, уплачиваемого каждым жителем и размещённым на территории квартала предприятиями.

Ведение любой предпринимательской деятельности, вне зависимости от того является ли это открытие кафе или продажа гашиша, в “Свободном городе Христиания” облагается налогом. Все собираемые в Христиании налоги передаются в казну, после чего Общественный совет распределяет их на оплату коммунальных услуг, а также поддержание инфраструктуры квартала: школы, детские сады и прочее.

Кроме того, существует благотворительный фонд Христиании, основанный актрисой Anne Marie Helger [8], который был учреждён 26 сентября 2011 года, в день сорокалетия актрисы. Цель фонда - обеспечить Христианию землёй и жилыми площадями путём покупки или аренды, для дальнейшего существования “Свободного города Христиания”. Фонд также способствует распространению информации о Христиании по всему миру. Другая важная задача Фонда - поддерживать область Христиании в качестве альтернативного жилого, коммерческого и культурного пространства с социально диверсифицированной группой жителей. По состоянию на начало 2015 г. фонд собрал свыше 12 миллионов датских крон, что равно почти 120 миллионов рублей.

Христиания, построенная по принципу участия каждого жителя в её политической и социальной жизни, ответственность каждого перед обществом, имеет собственную систему мер по борьбе с таким социальным явлением как безработица. Борьба с безработицей в Христиании [9] - аналог общественных работ в период Великой депрессии в США, хорошо себя зарекомендовавший и позволивший вывести страну из кризиса. Если в Христианию прибыл человек без наличных денег, то может обратиться в общественный совет и получить направление на работу в один из нескольких магазинов, ресторанов или производств. Подобная работа составляет до 4 часов и оплачивается в половину ниже, чем в остальной Дании и облагается налогом.

Как один из атрибутов современного государства выступает наличие собственной валюты, в “Свободном городе Христиания” на ряду с датскими кронами имеет хождение христианский лён (Løn) [9]. Денежная единица - Лён (рис. 1), имеет хождение на территории Христиании и именно в этой валюте выплачивается зарплата за общественные работы. Особенность её в том, что она не принимается на улице Пушер, т.е. на неё нельзя приобрести каннабис, но можно расплатиться в любом продуктовом магазине или кафе. Подобная особенность валюты Христиании позволяет снизить потребление наркотических средств и поддерживать только тех, кому деньги нужны, чтобы выжить.chr600__christiania_1_lon_40_aniversary_2011_laton_01

Рис. 2. Памятная монета 1 Løn, посвящённая 40-летию существования "Свободного города Христиания"

Заключение

Создание “Свободного города Христиания” в центре датской столицы стало одним из интереснейших социальных экспериментов современности. Попытка создать общество с нуля, сфорировать собственную общественную и экономическую жизнь, при этом сделав это в центре одной из европейских столиц, а не отдалённом острове.

Квартал Христиания - четвёртый по значимости туристический объект Копенгагена, что говорит о его существенной рекреационной роли для датской столицы. Христиания - это не только поселение с необычным укладом жизни, но один из центров современной культуры в Европе, где каждое здание своеобразное произведение авангардного искусства, где сконцентрировано огромное количество выставочных залов, галерей и концертных площадок.

Данная работа преследовала цель определения нового объекта и его границ для исследования в рамках разных научных дисциплин: Социологии и демографии (формирование нового альтернативного общества и социальные процессы происходящие в нем, демографические показатели), юриспруденции и политологии (формирование нового законодательства, функционирование прямой демократии, взаимодействие властями Дании и их законотворчество в отношении Христиании), а также экономики (функционирование самостоятельной экономики, существенной частью которой является сбыт канабиса), психологии и других.

В современных научных исследованиях слабо развито исследования непризнанных, самопровозглашенных государств, микронаций и виртуальных государств, а внимание исследователей сосредоточены на тех микрогосударствах, возникновение которых связано с существенными человеческими жертвами и противостояниями на мировой арене крупных государств, поддерживающих возникновение новых стран или их осуждающих: Республика Косово, Нагорно-Карабахская Республика, Республика Южная Осетия, Абхазия и Приднестровская Молдавская Республика, а в последние несколько месяцев Луганская и Донецкая Республики, в то время как различные квазигосударства, виртуальные и микрогосударства остаются практически без внимания.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.