Статья 'Место полевой практики в процессе социализации студентов-биологов: теоретический анализ' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Место полевой практики в процессе социализации студентов-биологов: теоретический анализ

Дударь Анна Ивановна

студент, кафедра Физиологии и биохимии человека и животных, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

603950, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23

Dudar Anna

student of the Department of Physiology and Biochemistry of Humans and Animals at Nizhny Novgorod State University N. A. Lobachevsky.

603950, Russia, Nizhny Novgorod Region, Nizhny Novgorod, Gagarin prospect 23.

aid-queen@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Хусяинов Тимур Маратович

Менеджер факультета гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

603000, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12, каб. 310

Khusyainov Timur Maratovich

Manager of the faculty of Humanitarian Sciences, National Research University "Higher School of Economics"

603000, Russia, Nizhegorodskaya oblast', g. Nizhnii Novgorod, ul. Bol'shaya Pecherskaya, 25/12, kab. 310

timur@husyainov.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-8736.2015.1.13500

Дата направления статьи в редакцию:

31-10-2014


Дата публикации:

04-01-2015


Аннотация: Данная работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта №14-33-01001 "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)". В работе рассматривается роль полевой практики студентов-биологов на процесс социализации и формирование личности. Несмотря на быстро растущее в современной науке количество исследований молодёжной среди в целом, и студенчества в частности, как эмпирическая, так и теоретическая проработка проблемы на данный момент недостаточна. В работе обсуждаются те основания, которые обуславливают специфику процесса социализации в ходе полевой практики, на примере студентов-биологов. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ российской социологической, педагогической и психологической научной литературы. Данная работа рассматривает основные теоретические основы процесса социализации студентов-биологов в ходе полевой практики. В ходе исследования было установлено, что прохождение полевой практики студентами-биологами существенно влияет на социализацию, социальную адаптацию, развитие межличностной коммуникации, а также формирование особого "Габитуса факультета" в целом.


Ключевые слова:

социализация молодёжи, социализация студентов, современная молодёжь, теоретические подходы, студент-биолог, полевая практика, габитус факультета, социализация, среда университета, процесс социализации

УДК:

316.614

Abstract: The present research has been funded by the Russian Humanities Fund within the framework of the project No. 14-33-01001 ''Faculty Habitus' and Socialization of Students at a Classical University (Based on the Example of the Nizhny Novgorod State University N. A. Lobachevsky)'. The research is devoted to the role of field trips of biology students in the process of their socialization and personality growth. Despite a growing number of researches of youth in general and students in particular, both the theory and practice of the topic are understudied. The authors of the present article discuss the grounds and factors that define peculiarities of the socialization process during field trips based on the example of biology students. The main research methods used by the authors include theoretical analysis of Russian academic literature on social studies, pedagogy and psychology. The authors provide the basic theoretical grounds of the socialization process of biology students during field trips. The results of the research demonstrate that field trips play an important role in socialization of biology students and have an important influence on development of their social skills, social adaptation, development of interpersonal communication and creation of the 'Faculty Habitus' in general.


Keywords:

socialization of youth, socialization of students, modern youth, theoretical approaches, biology student, field practice (field trips), Faculty Habitus, socialization, university environment, socialization process

Введение

На современном этапе жизни общества Высшие учебные заведения являются одним из наиболее значимых социальных институтов, они ориентированы не только на передачу знаний, но и на становление духовного облика своих выпускников, способных не только постигать и развивать избранные сферы деятельности, но и руководить прогрессом общества, в котором живут [1].

Проблема социализации индивида является одной из наиболее значимых в социологии и психологии, а так же в таких науках, как философии, акмеологии, педагогике и других. Значение многочисленных научных исследований этого процесса заключается в том, что именно социализация личности влияет на самовозобновление общественной жизни, от успешной реализации этого процесса будет зависеть займут ли опыт и умения предыдущих поколений место в системе общественных отношений [2].

Место университета в процессе социализации

Образовательная среда современного российского университета является важнейшим ресурсом для социализации личности студента и выражается через целый ряд компонентов современного образования, к которым относятся: информационная, организационно-воспитательная, научно-исследовательская, предметно-материальная и другая деятельность. При этом данная система обучения ориентирована на создание условий для раскрытия, развития и реализации потенциала студента. Влияние образования на социальное положение человека анализируется в работах П.Бурдье [3], Э.Дюркгейма [4], К.Манхейма [5]. Роль и место образования рассмотрены в работах Гершунского Б.С. [6], Степашко Л.А. [7] Система образования как социальный институт была рассмотрена в работах Нечаева В.Я. [8] и Филиппова Ф.Р. [9] Общие вопросы процесса социализации молодёжи были рассмотрены ранее в работах таких исследователей, как Боряз В.М. [10], Иконников С.Н. и Кон И.С. [11], Лисовский В.Т. [12], Рубина Л.Л. и Руткевич М.Н. [13], Чупров В.И. [14], Шубкин В.Н. [15] Непосредственное влияние университета на процесс социализации было рассмотрено ранее в работах: Василенко О.В. [16], Усынина [17], Фалеева Л.В. [18]; при этом отмечалось влияние как образовательной среды в целом [17, 19], так и отдельных её частей [1].

Прохождение ознакомительной и учебной практики имеет большое значение для студентов любой специальности, но если для других это становится просто заменой учебных занятий выполнением каких-либо работ в профильной организации или структурном подразделении, то для отдельных специальностей предусмотрена полевая практика, прохождение которой связано с временным нахождением вдали от дома и университета. Среди таких можно выделить: участие в археологических раскопках у студентов историков и культурологов [20-21], сбор фольклора среди жителей деревень - фольклорные экспедиции у студентов-филологов [22] или получение практических навыков определения видов флоры и фауны, наблюдение за поведением животных и составление коллекций у биологов [23], что позволяет студентам закрепить, развить и что, особенно важно проверить сформированность у них профессиональный компетенций [24, С. 150], необходимых для будущей трудовой деятельности [25].

Социальные эффекты полевой практики на процесс социализации студентов-биологов

Целью нашей работы является рассмотрение роли полевой практики на процесс социализации студентов на примере биологических специальностей. Стоит отметить, что процесс социализации является базовым в жизни каждого человек и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Он начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. При этом индивид формирует модель общения, получает жизненный опыт в различных социальных институтах и группах, усваивает и реализует систему социокультурных норм. Для того, чтобы индивид мог нормально воспроизводить усвоенные им навыки, следует обратить внимание на самые мельчайшие аспекты этого процесса. Одним из основных этапов в социализации современного индивида является период получения им высшего образования, в том числе особенности учебного процесса отдельных направлений профессиональной подготовки.

Прохождение полевой практики на биостанции схоже с временней миграцией, которая по утверждению Сафоновой М.А. [26] положительно сказывается на социализации, к подобным выводам исследователь пришёл в ходе социологического исследования студентов Санкт-Петербургских высших учебных заведений. Данные исследования показали, что иногородние (иностранные, студенты-мигранты) студенты, проходя через процесс социальной, психологической и бытовой адаптации в городе и студенческом общежитии, приобретают ценный адаптивный и коммуникативный опыт, который может стать значимым «капиталом» по окончании учебы в вузе. Таким образом прохождение полевой практики позволяет приобрести новый опыт и тем студентам, которые учатся в своём городе, а не приехали из другого. Современного университет, обладая огромными возможностями, является важнейшим ресурсом для становления личности студента.При этом данная система обучения ориентирована на создание условий для раскрытия, развития и реализации потенциала студента.

Рассмотрим подробнее положительные социальные эффекты, которые несёт прохождение полевой практики для студентов:

  • Социальная адаптация - процесс приспособления к характеру и содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе [27];

  • Опыт коммуникации - приспособление индивида к группе и взаимоотношениям внутри неё, выработка собственного стиля поведения [27], умение налаживать новые контакты;

  • Приобретение новых социальных контактов. В дополнение к предыдущему пункту стоит отметить важный аспект, что условия полевой практики не только дают опыт налаживания контактов, но и сами контакты могут иметь большое значение в дальнейшей жизни студентов;

  • Укрепление и развитие внутрегрупповых и межгрупповых связей среди студентов-биологов - совместное проживание, обучение, ведение совместного быта и проведение совместного досуга положительно сказывается на формирование сплочённого коллектива внутри академической группы, а постоянное взаимодействие с другими подобными коллективами позволяет наладить межгрупповые контакты;

  • Формирование экологической культуры и биоэтических воззрений среди студентов. Особая специфика биологических дисциплин связана с постоянным взаимодействием в процессе обучения с живой природой, что закладывает ценностные идеи экологического образования, которые для студентов небиологического направления не представляют столь большого значения [28-29].[Швец]

  • Приобщение к внутренней культуре и традициям факультета - передача студентами старших курсов первокурсникам традиции факультета, реализация во взаимодействии с ними своих организаторских, психологических, педагогических способностей [30, С. 75], создание атмосферы взаимопонимания и коллективного духа;

  • Развитие лидерских способностей - старосты комнаты и староста отряда таким образом специфическая образовательная среда влияет на формирование лидерских качеств [Кладова] и возможности самореализации [31];

  • Формирование научных интересов и активизация познавательной активности у студентов - совмещение теоретической и практической работы, а также использование нескольких различных познавательных методов в ходе полевой позволяет не только лучше осваивать учебную программу, но и пробуждает в студентах интерес к научно-исследовательской работе [32].

Кроме того стоит отметить, что проживание на протяжении месяца вдали от города в заповеднике может положительно сказаться на физическом [33] и психологическом здоровье студентов, так как уровень загрязнения окружающей среды существенно ниже, а дисциплина и график позволяют в нужной степени совмещать учёбу и отдых.

Заключение

Исследование социализирующего значения университета имеет междисциплинарный и комплексный характер, оно позволяет решать ряд серьёзных задач с целью создания наиболее комфортных условий для социализации студенческой молодёжи в современном обществе.

Как мы видим особая образовательная и социальная среда, формируемая в ходе полевой практики студентов-биологов, создаёт новые условия и существенно влияют на процесс социализации,

Таким образом, исключение полевой практики из программы обучения студентов-биологов, несомненно может привести не только к снижению образовательного уровня студентов, в связи с отсутствием целого комплекса практических занятий по ботанике и зоологии, но и изменению степени социализации студентов-биологов естественно-научного факультета и в целом "Габитуса факультета".

Библиография
1. Сударенко А.А., Климова Т.В. Социализация студентов по средствам эстетизации предметно-пространственной среды университета. URL: rae.ru/forum2012/pdf/1750.pdf
2. Макарова С.Н. Успешная профессиональная социализация: основные подходы к исследованию. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/095/145.pdf
3. Бурдье П. Система образования и система мышления // Высшее образование в России. 1997. №2. С.119‐126.
4. Дюркгейм Э. Социология образования / пер. с фр. М.: Интор. 1996. 80 с.
5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М. 1994.
6. Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. №10. 2001. С. 3-12.
7. Степашко Л.А. Философия и история образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. 2003
8. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М. 2003. 381 с.
9. Филиппов Ф. Р. Социология образования // Социологические исследования. 1994. №8‐9. С.62‐70.
10. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л.: Наука. 1973.
11. Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М. 1970.
12. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России; Учебное пособие. СПб.: СПбГУ. 2000.
13. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М. 1988.
14. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования. 2013. №1. С.78-90.
15. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М.: Наука. 1977.
16. Василенко О.В. Социализация студенческой молодежи в образовательном процессе (социально-философский аспект исследования): дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары, 2003. 152 с.
17. Усынина, Н.И. Высшая школа как важный агент в социализации молодёжи [Текст] / Н.И. Усынина // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. №3. С. 95-98.
18. Фалеева Л.В. Вузовская социализация студентов (подходы, структура, факторы, механизмы) // Теория и практика общественного развития. 2013. №6. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/6/pedagogika/faleeva.pdf
19. Маштакова А.Ю., Хусяинов Т.М. Теоретический анализ факторов успешной социализации студентов современного вуза // Сборник Тезисов 3‐й Всероссийской Интернет‐конференции «Грани науки 2014» / Отв. ред. А.В. Герасимов. [Электронный ресурс] Казань.: Изд‐во КФУ, 2014. 1 электрон. опт. диск (CD‐ROM); 12 см. С. 184-185.
20. Молодин В.И., Скобелев С.Г. Характер участия студентов в археологических разведках в ходе полевой практики (по опыту совместной деятельности Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2011. Т. 10. №5. С. 6-15.
21. Дмитриева Л.В., Тихомиров С.А. Полевая практика в профессиональном становлении студентов-культурологов // Вопросы культурологии. 2011. №7. С. 54-62.
22. Трубинский В.И. Ещё раз о значимости диалектической полевой практики студентов-филологов // Северные говоры. 2008.-№9. С. 156-158.
23. Зимина Е.В., Кукушкин И.А. Методика изучения темы "Рост и развитие растений" на полевой практике по физиологии растений // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014. №4. С. 7-18.
24. Викторов В.П., Пятунина С.К. Биологическое образование в условиях перехода на стандарты III поколения // Сибирский педагогический журнал. 2013. №4. С. 147-151.
25. Кладова Н.В., Хусяинов Т.М. Проблемы и преимущества выпускников вузов на российском рынке труда // Молодежь в меняющемся мире. Материалы V Региональная научно-практической конференции молодых ученых 13.03.2014 / Под ред. Перескоковой М.С., Никитиной Е.Н., Шиховой О.Н., Павленко Е.В. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. пед. ун-та. 2014. С. 176-179.
26. Сафонова М.А. "Каждый должен побыть иногородним" (образовательная миграция: освоение нового социального пространства) // Вестник Евразии. 2003. №3. С. 177-197.
27. Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа: монография. Издательство "Академия Естествознания". 2009. URL: http://www.rae.ru/monographs/77-2825
28. Дятлова К.Д., Швец И.М. Оценочные средства для мониторинга сформировнности биоэтических отношений студентов биологических факультетов университетов // Методики и технологии обеспечения и оценки качества образования (Киев, 26-28 июня 2013 г.): сборник материалов международной научной конференции. Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов. 2013. С. 16-22.
29. Швец И.М., Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Отношение студентов разных направлений и университетов к формированию экологической компетенции // Вестник Нижегородского универистета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №3-1. С. 19-25.
30. Москвина Н.Б. Адаптация первокурсников в ВУЗе: модель психолого-педагогического сопровождения // Педагогическое образование и наука. 2009. №12. С. 73-78.
31. Кладова Н.В., Хусяинов Т.М. Влияние образовательной среды университета на развитие лидерских качеств студентов // Формирование солидарного общества в регионе: сборник научных трудов.-Ульяновск: УлГТУ.-2014.-С. 90-93.
32. Горшкова Т.А., Рассказова М.М., Амосова Н.В., Павлова Н.Н., Латынова Н.Е. Учебно-полевая практика как средство активизации познавательной активности студентов-биологов // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. 2012. Том 14. №5-1. С. 267.
33. Кладкин Н.Н. Физическая подготовка студентов геологических специальностей в условиях полевых практик // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №69. С. 397-403.
34. Саввина О.В. Миссия университета // NB: Педагогика и просвещение. — 2012.-№ 2.-С.155-179. DOI: 10.7256/2306-4188.2012.2.480. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_480.html
35. Щупленков О.В. Молодое поколение: социально-философский аспект в исследовании // NB: Педагогика и просвещение. — 2013.-№ 2.-С.58-114. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.2.521. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_521.html
36. Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Проблема трансформации ценности образования молодым поколением // NB: Педагогика и просвещение. — 2013.-№ 1.-С.44-105. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.1.656. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_656.htm
37. О. И. Маховская Идентичность и сценарии социализации: опыт детей постсоветских эмигрантов в США. // Психология и Психотехника. - 2010. - 11. - C. 77 - 92.
38. Власова Г.И. Теоретические основы социализации младших школьников в условиях функционирования современных социальных институтов // Психология и Психотехника. - 2014. - 4. - C. 421 - 427. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.4.11503.
39. Гуляихин В.Н. Правовое воспитание человека как процесс формирования ценностно-смыслового компонента правосознания // NB: Вопросы права и политики. - 2014. - 8. - C. 60 - 79. DOI: 10.7256/2305-9699.2014.8.12808. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_12808.html
References
1. Sudarenko A.A., Klimova T.V. Sotsializatsiya studentov po sredstvam estetizatsii predmetno-prostranstvennoi sredy universiteta. URL: rae.ru/forum2012/pdf/1750.pdf
2. Makarova S.N. Uspeshnaya professional'naya sotsializatsiya: osnovnye podkhody k issledovaniyu. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/095/145.pdf
3. Burd'e P. Sistema obrazovaniya i sistema myshleniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1997. №2. S.119‐126.
4. Dyurkgeim E. Sotsiologiya obrazovaniya / per. s fr. M.: Intor. 1996. 80 s.
5. Mankheim K. Diagnoz nashego vremeni. M. 1994.
6. Gershunskii B.S. Gotovo li sovremennoe obrazovanie otvetit' na vyzovy XXI veka? // Pedagogika. №10. 2001. S. 3-12.
7. Stepashko L.A. Filosofiya i istoriya obrazovaniya. M.: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut: Flinta. 2003
8. Dobren'kov V.I., Nechaev V.Ya. Obshchestvo i obrazovanie. M.: INFRA-M. 2003. 381 s.
9. Filippov F. R. Sotsiologiya obrazovaniya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1994. №8‐9. S.62‐70.
10. Boryaz V.N. Molodezh'. Metodologicheskie problemy issledovaniya. L.: Nauka. 1973.
11. Ikonnikova S.N., Kon I.S. Molodezh' kak sotsial'naya kategoriya. M. 1970.
12. Lisovskii V.T. Dukhovnyi mir i tsennostnye orientatsii molodezhi Rossii; Uchebnoe posobie. SPb.: SPbGU. 2000.
13. Rutkevich M.N., Rubina L.Ya. Obshchestvennye potrebnosti, sistema obrazovaniya, molodezh'. M. 1988.
14. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Sotsiokul'turnyi mekhanizm formirovaniya otnosheniya molodezhi k obrazovaniyu // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2013. №1. S.78-90.
15. Konstantinovskii D.L., Shubkin V.N. Molodezh' i obrazovanie. M.: Nauka. 1977.
16. Vasilenko O.V. Sotsializatsiya studencheskoi molodezhi v obrazovatel'nom protsesse (sotsial'no-filosofskii aspekt issledovaniya): dis. ... kand. filos. nauk. Cheboksary, 2003. 152 s.
17. Usynina, N.I. Vysshaya shkola kak vazhnyi agent v sotsializatsii molodezhi [Tekst] / N.I. Usynina // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2012. №3. S. 95-98.
18. Faleeva L.V. Vuzovskaya sotsializatsiya studentov (podkhody, struktura, faktory, mekhanizmy) // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2013. №6. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/6/pedagogika/faleeva.pdf
19. Mashtakova A.Yu., Khusyainov T.M. Teoreticheskii analiz faktorov uspeshnoi sotsializatsii studentov sovremennogo vuza // Sbornik Tezisov 3‐i Vserossiiskoi Internet‐konferentsii «Grani nauki 2014» / Otv. red. A.V. Gerasimov. [Elektronnyi resurs] Kazan'.: Izd‐vo KFU, 2014. 1 elektron. opt. disk (CD‐ROM); 12 sm. S. 184-185.
20. Molodin V.I., Skobelev S.G. Kharakter uchastiya studentov v arkheologicheskikh razvedkakh v khode polevoi praktiki (po opytu sovmestnoi deyatel'nosti Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta i Instituta arkheologii i etnografii Sibirskogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya. 2011. T. 10. №5. S. 6-15.
21. Dmitrieva L.V., Tikhomirov S.A. Polevaya praktika v professional'nom stanovlenii studentov-kul'turologov // Voprosy kul'turologii. 2011. №7. S. 54-62.
22. Trubinskii V.I. Eshche raz o znachimosti dialekticheskoi polevoi praktiki studentov-filologov // Severnye govory. 2008.-№9. S. 156-158.
23. Zimina E.V., Kukushkin I.A. Metodika izucheniya temy "Rost i razvitie rastenii" na polevoi praktike po fiziologii rastenii // Novyi vzglyad. Mezhdunarodnyi nauchnyi vestnik. 2014. №4. S. 7-18.
24. Viktorov V.P., Pyatunina S.K. Biologicheskoe obrazovanie v usloviyakh perekhoda na standarty III pokoleniya // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2013. №4. S. 147-151.
25. Kladova N.V., Khusyainov T.M. Problemy i preimushchestva vypusknikov vuzov na rossiiskom rynke truda // Molodezh' v menyayushchemsya mire. Materialy V Regional'naya nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh 13.03.2014 / Pod red. Pereskokovoi M.S., Nikitinoi E.N., Shikhovoi O.N., Pavlenko E.V. Ekaterinburg: izd-vo Ural. gos. ped. un-ta. 2014. S. 176-179.
26. Safonova M.A. "Kazhdyi dolzhen pobyt' inogorodnim" (obrazovatel'naya migratsiya: osvoenie novogo sotsial'nogo prostranstva) // Vestnik Evrazii. 2003. №3. S. 177-197.
27. Gordashnikov V.A., Osin A.Ya. Obrazovanie i zdorov'e studentov meditsinskogo kolledzha: monografiya. Izdatel'stvo "Akademiya Estestvoznaniya". 2009. URL: http://www.rae.ru/monographs/77-2825
28. Dyatlova K.D., Shvets I.M. Otsenochnye sredstva dlya monitoringa sformirovnnosti bioeticheskikh otnoshenii studentov biologicheskikh fakul'tetov universitetov // Metodiki i tekhnologii obespecheniya i otsenki kachestva obrazovaniya (Kiev, 26-28 iyunya 2013 g.): sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Kirov: Mezhdunarodnyi tsentr nauchno-issledovatel'skikh proektov. 2013. S. 16-22.
29. Shvets I.M., Nesgovorova N.P., Savel'ev V.G. Otnoshenie studentov raznykh napravlenii i universitetov k formirovaniyu ekologicheskoi kompetentsii // Vestnik Nizhegorodskogo univeristeta im. N.I. Lobachevskogo. 2013. №3-1. S. 19-25.
30. Moskvina N.B. Adaptatsiya pervokursnikov v VUZe: model' psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009. №12. S. 73-78.
31. Kladova N.V., Khusyainov T.M. Vliyanie obrazovatel'noi sredy universiteta na razvitie liderskikh kachestv studentov // Formirovanie solidarnogo obshchestva v regione: sbornik nauchnykh trudov.-Ul'yanovsk: UlGTU.-2014.-S. 90-93.
32. Gorshkova T.A., Rasskazova M.M., Amosova N.V., Pavlova N.N., Latynova N.E. Uchebno-polevaya praktika kak sredstvo aktivizatsii poznavatel'noi aktivnosti studentov-biologov // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi Akademii Nauk. 2012. Tom 14. №5-1. S. 267.
33. Kladkin N.N. Fizicheskaya podgotovka studentov geologicheskikh spetsial'nostei v usloviyakh polevykh praktik // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008. №69. S. 397-403.
34. Savvina O.V. Missiya universiteta // NB: Pedagogika i prosveshchenie. — 2012.-№ 2.-S.155-179. DOI: 10.7256/2306-4188.2012.2.480. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_480.html
35. Shchuplenkov O.V. Molodoe pokolenie: sotsial'no-filosofskii aspekt v issledovanii // NB: Pedagogika i prosveshchenie. — 2013.-№ 2.-S.58-114. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.2.521. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_521.html
36. Shchuplenkov O.V., Shchuplenkov N.O. Problema transformatsii tsennosti obrazovaniya molodym pokoleniem // NB: Pedagogika i prosveshchenie. — 2013.-№ 1.-S.44-105. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.1.656. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_656.htm
37. O. I. Makhovskaya Identichnost' i stsenarii sotsializatsii:
opyt detei postsovetskikh emigrantov v SShA. // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2010. - 11. - C. 77 - 92.

38. Vlasova G.I. Teoreticheskie osnovy sotsializatsii mladshikh shkol'nikov v usloviyakh funktsionirovaniya sovremennykh sotsial'nykh institutov // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2014. - 4. - C. 421 - 427. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.4.11503.
39. Gulyaikhin V.N. Pravovoe vospitanie cheloveka kak protsess formirovaniya tsennostno-smyslovogo komponenta pravosoznaniya // NB: Voprosy prava i politiki. - 2014. - 8. - C. 60 - 79. DOI: 10.7256/2305-9699.2014.8.12808. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_12808.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.