Статья 'Проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации социума' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Современное образование
Правильная ссылка на статью:

Проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации социума

Акопов Григорий Леонидович

доктор политических наук

профессор, кафедра Социально-экономических дисциплин, Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации (Ростовский филиал)

344009, Россия, Ростовская область, г. Ростов-На-Дону, ул. Шолохова, 262в

Akopov Grigoriy Leonidovich

Doctor of Politics

Professor, the department of Socio-Economic disciplines, Head of the Rostov-On-Don branch of the Moscow State Technical University of Civil Aviation.

344009, Russia, Rostov-On-Don, Sholokhova Street 262 V

ag078@icloud.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-4188.2014.3.12345

Дата направления статьи в редакцию:

21-08-2014


Дата публикации:

04-09-2014


Аннотация: Обозначены отдельные проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации социума. Дается характеристика общества нового типа и анализируются возможные проблемы при подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием и на конкретном примере предложены пути углубления знаний в сфере информационно-коммуниационных технологий. Обозначены проблемы амбивалентности политической интернет-модернизации и конкретизированы угрозы тотальной информатизации социума в России и мире. Предложены пути внедрения технологий интернет-коммуникации в образовательный процесс и воспитания граждан осознающих преимущества и недостатки инновационного информационного общества. автор постарался восполнить в своем исследовании пробелы подготовки выпускников ВУЗа к информационным реалиям и таящимся угрозам. Предложен авторский подход к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. Обозначены проблемы тотальной информатизации и предложены пути реагироания на вызовы времени. Осуществлен системный отбор факторов влияния новых информационно-коммуникационных технологий на современный образовательный процесс. Предложены механизмы внедрения в образовательный процесс инновационных технологий и уделения внимания знаниям об обществе нового типа (информационном обществе).


Ключевые слова:

информационное общество, интернет-модернизация, амбивалентность информационного общества, интернет-образование, интернет-коннотации, политическая интернет-модернизация, Вузовская наука, образовательные технологии, политическое образование, информационный социум

Abstract: Separate problem aspects of Russian education under the conditions of total informatization of society are designated. The characteristic of society of new type is given and possible problems at training of specialists with higher education are analyzed and on a concrete example ways of increasing knowledge in the sphere information technologies are offered. Problems of ambivalence of political Internet modernization are designated and threats of total informatization of society in Russia and the world are concretized.Ways of introduction of technologies of Internet communication to educational process and education of the citizens realizing advantages and shortcomings of innovative information society are offered. the author tried to meet lacks of training of university graduates for information realities and the concealed threats in the research. Author's approach to training of specialists with higher education is offered. Problems of total informatization are designated and ways of a reagiroaniye on time calls are offered. System selection of factors of influence of new information and communication technologies on modern educational process is carried out.Introduction mechanisms in educational process of innovative technologies and paying of attention to knowledge of society of new type (information-oriented society) are offered.


Keywords:

information-oriented society, Internet modernization, ambivalence of the information-oriented society, Internet education, Internet connotations, political Internet modernization, academic science, educutional technology, education in politics, information- based society

На протяжении полувека специалисты в области философии, политологии, социологии, филологии, информационных технологий, экономики, юриспруденции и других наук говорят о переходе к обществу нового типа. Большинство ученых называет его информационным обществом, т.к. основным товаром, услугой и критерием его развития является информация, ее получение, распространение и обработка.

В современной науке встречается немало определений информационного общества трактуемого по-разному. На наш взгляд, наиболее удачное определение информационному обществу предложено институтом развития информационного общества, согласно которому информационное общество понимается как «ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах»[1]. Данное определение отражает основные аспекты и характеристики информационного общества. Оно позволяет говорить о глобальном переходе к информационному обществу. Исследователи на нынешнем этапе активно дискутируют о тотальной информатизации и повсеместном возрастании роли информации и знаний в современном социуме, а если говорить о доле информационных коммуникаций, информационных продуктов и услуг в глобальной экономике, то мы можем смело утверждать, что это довольно существенная доля. В подтверждение отметим, что, самые богатые люди - это владельцы транснациональных корпораций, специализирующихся на создании и распространении информационных продуктов, товаров и услуг (Microsoft, Google, Apple и т.п.).

Как справедливо отмечает С.П. Капица: «Ныне все человечество переживает необычайный рост информационных технологий. Так, повсеместно распространение сетевой связи, когда одна треть человечества уже обладает мобильными телефонами. Интернет, где число пользователей превысило один миллиард, стал эффективным механизмом коллективного информационного сетевого взаимодействия, даже материализацией коллективной памяти, если не самого сознания человечества, реализованного на технологическом уровне системами поиска информации, как Google и Яндекс»[2].

Тотальная информатизация социума значительно модернизирует социопрофессиональные потребности общества. Меняются требования к квалификации, образованию кадров с учетом изменения особенностей труда человека. Творческая, интеллектуальная деятельность постепенно заменяет физический труд.В информационном обществе на первое место выходит производство информационных товаров и услуг.

Информатизация социума существенно меняет систему общественного устройства. За счет развитой информационной инфраструктуры глобальные знания, аккумулированные в информационно-коммуникационных сетях, становятся доступны повсеместно и в любое время. Как утверждают исследователи информационного общества, вполне реальной является возможность функционирования децентрализованных (виртуальных) организаций, не привязанных к определенному месту или даже государству, однако имеющих глобальные информационные ресурсы либо множество региональных отделений, которые способны оказывать существенное политико-коммуникативное влияние на акторов интернет-сообществ.

Считаем необходимым акцентировать внимание на том факте, что политическая интернет-модернизация, содержит не всегда позитивные новации, нередко провоцируя существенные проблемы в области безопасности[3] и отдельные политико-правовые проблемы[4]. Это позволяет нам говорить об амбивалентности политической интернет-модернизации.

В связи с чем, на первый план выходит не только информатизация общества, но и обеспечение информационной безопасности в совокупности с ликвидацией информационной безграмотности.

Самым значимым и высокооплачиваемым в информационном обществе является труд, направленный на поиск, обработку, получение, переработку и хранение информации. Информация в обществе нового типа не всегда однородна и однозначно трактуема, в этой связи следует особенно подчеркнуть, что с развитием информационных технологий развивается и модернизируется информационный контент, нередко представляющий собой политически значимый коннотат.

Если Т. Парсонс рассматривал общество как: «Сеть взаимообменов четырех основных подсистем — экономической, политической, правовой, морально-идеологической (подсистема поддержания образца), то в информационном обществе к ним добавляются две важные и самостоятельные подсистемы — телекоммуникационная и образовательная. Телекоммуникационную подсистему нельзя рассматривать лишь как техническую составляющую экономики, она далеко выходит за эти рамки. Телекоммуникационная (сетевая) технология укрепляет прорыв в демократическое социальное устройство, поскольку позволяет человеку иметь статус «непосредственного члена» общества, без всякого рода посредников в лице каких-либо групп, идеологий или символических культурных систем. Также и образование становится важной, более того — доминирующей подсистемой общества. Это стратегический ресурс в современных условиях функционирования государственных и политических структур. «Информационный взрыв» вызвал изменения практически во всех областях жизнедеятельности социума. Информация становится главным продуктом и одной из главных ценностей общества»[5].

Значительно возрастает потребность в интеллектуальной собственности; владельцы авторских интеллектуальных товаров и продуктов становятся богатейшими людьми на планете (например, Б. Гейтс). Собственность зачастую не овеществляется, многие информационные продукты функционируют без привязки к материальному носителю. Высшие позиции в социальной стратификации занимают владельцы информационных ресурсов. А их возможности оказания информационного воздействия на общественно-политические процессы позволяют говорить об информационно-коммуникационной власти, которую отдельные ученые называют «Netократией».

Следует отметить, что в информационном обществе происходит настоящая коммуникационная революция, которая может привести не только к совершенствованию, но и к полному изменению самих основ политической системы общественного устройства. Многие политические институты, благодаря возможностям сети «Интернет», могут приобрести совершенно иное лицо.

Информационное общество выдвигает определенные требования по изменению политических институтов, которые формировались в предшествовавшие эпохи, и в изменившейся социально-экономической и социокультурной ситуации более не отвечают потребностям развития общества.

12 февраля 2009 года на заседании Совета по развитию информационного общества в России было отмечено: «прогресс и модернизация невозможны без информационных технологий, это касается и научно-технической сферы, и не только научно-технической сферы, но и собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране»[6]. Особо отметив, что: «В рейтинге готовности стран к сетевому миру (есть такой рейтинг) мы находимся на «почётном» 72-м месте»[7].

Отметим, что принятые меры по развитию интернет-коммуникаций, позволяют Российской Федерации медленно подниматься в этом рейтинге, так в 2012 год – Россия занимала 56 место, в 2013 год - 54 место, а в 2014 год - 50 место[8].

Подобный рост осуществляется благодаря внедрению в России ряда целевых программ по развитию сетевой инфраструктуры. Но существенным недостатком практически всех программ и стратегий, призванных обеспечить вхождение России в информационное общество, является недостаточное внедрение технологий интернет-коммуникации и преимуществ информационного общества в образовательный процесс, а также общеобразовательные учебные программы. Для полноценного внедрения информационно-коммуникационных технологий и формирования политически грамотного социума, готового эффективно, качественно и обдуманно применять интернет-коммуникационные технологии в модернизирующемся информационном обществе, необходимо в процессе образования подготавливать граждан к широкому применению инновационных сетевых технологий. Лишь единичные учебные пособия по политологии уделяют внимание возможностям применения интернет-коммуникаций и отдельным аспектам информационного общества. Считаем необходимым отметить, что на протяжение последнего десятилетия эпизодически встречаются разделы, посвященные проблемам развития информационного общества, в единичных учебных пособиях по различным образовательным программам. Еще в 2003 году один из пионеров исследования политико-правового воздействия информационно-коммуникационных технологий на социум В.А. Копылов посвятил целую главу своего учебника «Информационное право» проблемам информационного общества. В предисловии к названному изданию его автор отмечал: «Актуальность курса «Информационное право» и необходимость его преподавания в школах, вузах, и при подготовке специалистов высшей квалификации определяется еще и тем, что информационное право является правовым фундаментом информационного общества XXI в., активно формируемым ныне как в отдельных странах, так и в рамках международного сообщества»[9]. Но, как ни странно, в большинстве ВУЗов, в которых изучается информационное право, политико-сетевые проблемы информационного общества практически остаются за рамками учебного процесса.

В результате этого, выпускники ВУЗов имеют недостаточное представление об информационном обществе как таковом, а также о возможностях получения и предоставления информационных услуг - применением сети «Интернет» в различных сферах жизнедеятельности человека. Получив высшее образование, выпускники не всегда могут эффективно применять политические и иные возможности интернет-коммуникаций.

В меру сил, мы постарались учесть этот пробел в ряде учебных пособий, в том числе по «Политологии»[10], «Информационному праву»[11], «Правовой информатике»[12] и некоторых других, в том числе научных монографий[13]. Однако, усилий отдельных авторов явно недостаточно. Считаем необходимым, на уровне государственных образовательных стандартов внедрить в обучение студентов всех ВУЗов основы применения информационно-коммуникационных технологий. Вопросы функционирования информационного общества также должны найти свое отражение в рамках образовательных стандартов общегуманитарных дисциплин, в частности: политологии, социологии, философии, правовой информатике, коммуникативистики и ряде других дисциплин. Для максимального эффекта необходимо ввести дополнительные учебные дисциплины по изучению функционирования интернет-сообщества и возможностей интернет-коммуникаций, что, безусловно, будет способствовать формированию новых специалистов в данной области знаний и поможет Российской Федерации занять достойное место в числе ведущих держав мира.

Обозначенные выше предложения призваны помочь разрешению задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и внедрению инноваций.

Особенно актуально внедрение сетевых технологий в ВУЗах при подготовки высококвалифицированных специалистов.

Так, например, Ростовский филиал МГТУ ГА, внедряя интернет-технологии в образовательный процесс осуществляет перехода на электронную форму контроля знаний студентов с использованием технологий «он-лайн» тестирования, обеспечивается доступ к электронной библиотеке. К тому же, электронное тестирование, как инновационная форма промежуточного контроля знаний, имеет и антикоррупционный эффект, а так же способствует объективности оценки знаний студента.

Вся территория Ростовского филиала МГТУ ГА, покрыта сетью Wi-Fi, что позволяет студентам и сотрудникам ВУЗа моментально получать доступ к всемирной сети «Интернет» и обращаться как к глобальным, так и к локальным информационным ресурсам. К тому же, в специализированных учебных пособиях, изданных в Ростовском филиале МГТУ ГА уделяется особое внимание применению сетевых технологий в практической деятельности предприятий гражданской авиации[14].

Модернизируя процесс функционирования ВУЗа в развивающемся информационном обществе, Ростовский филиал МГТУ ГА обеспечен интернет-сайтом с функцией обратной связи; в социальных сетях создаются и функционируют специализированные группы студентов и выпускников Ростовского филиала МГТУ ГА. Директор ведет интернет-блог, где публикуются последние новости из жизни Университета и Филиала, осуществляет общение с коллегами и студентами Ростовского филиала МГТУ гражданской авиации. Активно пропагандируются результаты научных исследований в том числе и в «виртуальной среде»[15].

Для обсуждения актуальных проблем гражданской авиации в Ростовском филиале МГТУ ГА неоднократно организовывались круглые столы; к участию, в которых приглашались ведущие специалисты отрасли и специалисты Ростовского филиала МГТУ ГА. 19 марта 2012 года Круглый стол «Коммуникации в инновационном менеджменте гражданской авиации» был организован совместно с ОАО «Аэрофлот-РА» и с Лабораторией Касперского.

В мае 2014 года, на базе Ростовского филиала МГТУ ГА в целях координации фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение важнейших научных задач, способствующих наиболее успешному развитию Юга России, Поволжья и Северного Кавказа, укреплению связей между научной и практической деятельностью, а также повышению общественного престижа научной деятельности создан научный центр ФГУ «Поволжско-Кавказское отделение» Российской академии образования.

Особое внимание применению информационных технологий уделяется в рамках регулярно проводимых Ростовским филиалом МГТУ ГА научно-практических конференциях.

Обозначенные выше факты свидетельствуют, о некотором (пусть и не большом) вкладе Ростовского филиала МГТУ ГА в процесс повышения осведомленности студентов в вопросах информационного взаимодействия.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.