Статья 'Лицензионный контроль как способ обеспечения правопорядка: состояние и перспективы ' - журнал 'Полицейская и следственная деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью:

Лицензионный контроль как способ обеспечения правопорядка: состояние и перспективы

Военкова Наталья Прокофьевна

аспирант, Департамент правового регулирования экономической деятельности, ФГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

125993, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 49

Voenkova Natalya

post-graduate student of the Department of Administrative and Information Law' at Financial University under the Government of the Russian Federation

125993, Russia, g. Moscow, ul. Leningradskii Prospekt, 49

vonatalek@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7810.2016.1.18504

Дата направления статьи в редакцию:

27-03-2016


Дата публикации:

02-04-2016


Аннотация: Предметом исследования являются правоотношения в сфере лицензирования, применение норм административного права, действие административно-правовых актов, правотворчество органов государственного управления. Основная задача работы — исследовать предмет с целью выявления проблем, возникающих при осуществлении лицензионного контроля и выработки общих рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в сфере лицензирования. Актуальность темы вызвана проблемами, связанными с вопросами правового регулирования государственного контроля и надзора. Многие эксперты и ученые отмечают, что действующая модель правового регулирования контрольно-надзорной деятельности нуждается в совершенствовании. Ряд шагов по изменению действующих правовых подходов уже проделано на основании данных в последние годы поручений Президента Российской Федерации. Вместе с тем правовое регулирование лицензионного контроля как одного из видов государственного контроля также потребует соответствующих изменений. В работе рассмотрены основные нормативные правовые акты, действующие в настоящее время в сфере лицензирования. По мнению автора, после принятия федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации» потребуется внесение корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В этой связи предложена попытка выработать рекомендации и предложения, направленные на повышение эффективности управленческих отношений в сфере лицензионного контроля. Методологическую основу работы составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы познания. Общенаучные методы (системный метод, анализ, синтез, аналогия, наблюдение, моделирование, сравнение), позволили выявить основные тенденции и закономерности развития изучаемого предмета. Частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный) дали возможность выделить, описать и воспроизвести исследуемые явления, сопоставить их с целью выявления сходства и различия. Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости распространения общих положений Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» также к отношениям, перечисленным в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона. Значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практических целях, в том числе путем внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее правоотношения в сфере лицензирования.


Ключевые слова:

лицензирование, лицензионный контроль, лицензионные требования, грубые нарушения, положение о лицензировании, государственный контроль (надзор), государственная услуга, нормативно-правовое регулирование, контрольно-надзорная функция, лицензирующий орган

Abstract: The subject of the research is the legal relations in the sphere of licensing, application of administrative regulations, effects of administrative acts and law-making activity of state administrative bodies. The main purpose of the research is to examine the subject, define the problems that may arise in the process of licensing control and develop recommendations on hwo to improve the legal regulation in the sphere of licensing. The importance of the topic is caused by the questions about legal regulation of state control and supervision. Many experts and scientists note that the existing model of the legal regulation of control and supervisory activity needs to be improved. In recent years a series of steps have been made towards changing the existing legal approaches as a result of instructions given by the President of the Russian Federation. Meanwhile, legal regulation of licensing supervision as oen of the forms of state control needs to be changed as well. The present research is devoted to the basic laws and regulations currently applicable in the sphere of licensing. According to the author of the article, after passing the federal law 'On the Basis of State and Municipal Control and Supervision in the Russian Federation', certain corresponding amendments should be made to the Federal Law No. 99 dated May 4, 2011 'On Licensing Certain Activities'. In this regard, the author of the present article offers to prepare recommendations and suggestions aimed at increasing efficiency of managerial decisions in the sphere of licensing control. The methodological basis of the research involves modern achievements of the theory of knowledge. In her research Voenkova uses research methods usually applied in general science and special sciences. General scientific methods (systems approach, analysis, synthesis, analogy, observation, modeling, comparison) allow to define the main trends and patterns of the development of the matter under research. Special scientific methods (legalistic, comparative, structural analysis) allow to define, describe and reproduce the studied phenomena and to compare them in terms of their differences and similarities. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author proves the need to extend the general provisions of the Federal Law No. 99 dated May 4, 2011 'On Licensing Certain Activities' to the relations listed in part 2 of Article 1 of the aforesaid Federal Law. The importance of the research is that the results can be used for practical purpose including making relevant amendments to the Russian Federation laws regulating legal relations in the sphere of licensing. 


Keywords:

licensing, licensing control, licensing requirements, extreme violations, regulation on licensing, state control (supervision), public services, statutory regulation, monitoring or supervisory function, licensing bodye

По состоянию на 1 апреля 2016 г. сфера лицензирования в Российской Федерации регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации;

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах»;

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;

Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности»;

Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов»;

постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»;

иные положения о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденные соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации;

приказ Федеральной службы государственной статистики от 30 марта 2012 г. № 103 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством экономического развития Российской Федерации федерального статистического наблюдения за осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности».

Во исполнение положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг» федеральными органами исполнительной власти разработаны и утверждены административные регламенты представления ими государственных услуг в области лицензирования, содержащие стандарт предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности, состав, последовательность, сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, формы контроля за предоставлением государственной услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) лицензирующих органов, а также их должностных лиц.

Перечень лицензируемых видов деятельности, утвержденный статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [2] (далее – Закон о лицензировании), так же как и перечень федеральных лицензирующих органов, осуществляющих их лицензирование, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», включает 48 видов деятельности, а также 19 лицензирующих органа.

В соответствии с частью 9 статьи 22 Закона о лицензировании до дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего передачу осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, лицензирование указанного вида деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако к настоящему времени указанный федеральный закон не разработан и не принят, что не позволяет организовать на территории субъектов Российской Федерации процедур лицензирования и контроля в данной сфере в полном объёме.

Кроме того, в порядке, установленном Законом о лицензировании, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется лицензирующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно, лицензирование четырех видов деятельности (образовательной, медицинской, фармацевтической, оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров) осуществляется совместно федеральными лицензирующими органами и лицензирующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных им федеральных полномочий.

По состоянию на 1 апреля 2016 г. в Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании, который является базовым. Принятие в 2011 году Закона о лицензировании обеспечило проведение только первого этапа унификации законодательства, регулирующего вопросы лицензирования, и частично позволило уменьшить количество законодательных актов, вводящих лицензирование отдельных видов деятельности.

Так, общий порядок лицензирования применяется при лицензировании 48 видов деятельности, включенного в перечень Закона о лицензировании. Вместе с тем для пяти из этих видов деятельности (оказание услуг связи, телевизионное вещание, радиовещание, частная детективная (сыскная) деятельность, частная охранная деятельность, образовательная деятельность, предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами и сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности) данный порядок применяется с учетом особенностей процедур лицензирования, содержащихся в специальном законодательстве.

В настоящее время положения Закона о лицензировании, касающиеся дальнейшей поэтапной замены процесса лицензирования вида деятельности иными методами регулирования в таких областях как производство и техническое обслуживание медицинской техники, проведение экспертизы промышленной безопасности, а также деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, не реализованы.

Таблица 1

Система государственных органов, уполномоченных осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности, в соответствии
с Законом о лицензировании

№п/п

Виды деятельности

Нормативный правовой акт

Лицензирующий орган

1.

Разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

2.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 287 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

3.

Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 314 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

4.

Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 171

«О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации»)

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

5.

Деятельность по технической защите конфиденциальной информации

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»)

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

6.

Производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 965 «О лицензировании деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции»)

Федеральная налоговая служба

7.

Разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 240 «О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники»

(вместе с «Положением о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники»)

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

8.

Разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 581 «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники»

(вместе с «Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники»)

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

9.

Разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г. № 865 «О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия»

(вместе с «Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия»)

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Министерство внутренних дел Российской Федерации

10.

Разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 925 «О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом»

(вместе с «Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом»)

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Министерство внутренних дел Российской Федерации

11.

Деятельность по хранению и уничтожению химического оружия

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 155 «О лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия»)

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

12.

Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»

(вместе с «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

13.

Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры»)

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

14.

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»)

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

15.

Производство лекарственных средств

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2012 г. № 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств»

Министерство промышленности и торговли РФ

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

16.

Производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 469 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники»

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

17.

Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений»)

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

18.

Деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах»)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

19.

Деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров»)

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы

20.

Деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. №193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов»)

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы

21.

Деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»)

Федеральное агентство воздушного транспорта

22.

Деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»)

Федеральное агентство воздушного транспорта

23.

Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы

24.

Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров»)

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы

25.

Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов»)

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы

26.

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»

(вместе с «Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте»)

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы

27.

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»

(вместе с «Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах»)

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы

28.

Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»)

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы

29.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1062

«О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»)

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

30.

Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»)

Федеральная налоговая служба

31.

Частная детективная (сыскная) деятельность

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»

(вместе с «Положением о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности», «Положением о лицензировании частной охранной деятельности»)

Органы внутренних дел

32.

Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов»)

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

33.

Оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. № 1022 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»

Федеральная миграционная служба

34.

Оказание услуг связи

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 480 «О торгах (аукционах, конкурсах) на получение лицензии на оказание услуг связи»

(вместе с «Правилами проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг связи»)

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

35.

Телевизионное вещание и радиовещание

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания»

(вместе с «Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания»)

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

36.

Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. № 252 «О лицензировании деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу Федерального закона или договора)»

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

37.

Деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. № 278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»)

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

38.

Образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»)

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»

(вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»)

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

39.

Геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 1016 «О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)»

(вместе с «Положением о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)»)

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

40.

Производство маркшейдерских работ

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 257 «О лицензировании производства маркшейдерских работ» (вместе с «Положением о лицензировании производства маркшейдерских работ»)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

41.

Работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1216 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)», «Положением о лицензировании работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления»)

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

42.

Деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1216 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)», «Положением о лицензировании работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления»)

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

43.

Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»

(вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»)

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Органы исполнительной власти субъектов РФ

44.

Фармацевтическая деятельность

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности»

(вместе с «Положением о лицензировании фармацевтической деятельности»)

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

45.

Деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»)

Министерство культуры Российской Федерации

46.

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 г. № 682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

47.

Деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 1102 «О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения»

(вместе с «Положением о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения»)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

48.

Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»

(вместе с «Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»)

Органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации

Также в Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в соответствии с иными Федеральными законами, исключенными из сферы действия Закона о лицензировании. При этом в целях реализации лицензирования отдельных видов деятельности в Российской Федерации имеются три лицензирующих органа, не являющихся органами государственной власти, – Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (Госкорпорация «Росатом»), Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (Госкорпорация «Роскосмос»). Перечень таких лицензируемых видов деятельности представлен в таблице № 2.

Таблица 2

Система государственных органов, уполномоченных осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности, в соответствии
с иными Федеральными законами

№ п/п

Виды деятельности

Нормативный правовой акт

Лицензирующий орган

1.

Использование атомной энергии

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»

Органы государственного регулирования безопасности

2.

Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

3.

Деятельность, связанная с защитой государственной тайны

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»

Федеральная служба безопасности

4.

Деятельность кредитных организаций

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 №»О банках и банковской деятельности»

Центральный банк Российской Федерации

5.

Деятельность по проведению организованных торгов

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах»

Центральный банк Российской Федерации

6.

Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Центральный банк Российской Федерации

7.

Деятельность акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами

Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Центральный банк Российской Федерации

8.

Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Центральный банк Российской Федерации

9.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Центральный банк Российской Федерации

10.

Клиринговая деятельность

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»

Центральный банк Российской Федерации

11.

Страховая деятельность

Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Центральный банк Российской Федерации

12.

Космическая деятельность

Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 г. № 5663-1

«О космической деятельности»

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Сравнительный анализ отраслевых законов, в рамках которых осуществляется лицензирование видов деятельности в сферах, указанных в части 2 статьи 1 Закона о лицензировании (далее – Законы), и положений Закона о лицензировании позволяет сделать следующий вывод. Так, в большинстве Законов по-прежнему отсутствуют исчерпывающие перечни лицензируемых видов деятельности, а также нормы, необходимые для регулирования процесса лицензирования, отмечается наличие в отраслевых законах норм, содержащих коррупционную составляющую, поскольку позволяют лицензирующему органу принимать решение по своему усмотрению.

Также при анализе действующего нормативного правового регулирования в сфере лицензирования и сложившейся на его основе судебной практики была выявлена следующая тенденция, которая может быть положена в основу совершенствования законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Закон о лицензировании рассматривается судами в качестве базового федерального закона для всей сферы выдачи лицензий на осуществление конкретных видов деятельности. Суды, сталкиваясь с отсутствием в отраслевом законодательстве положений, аналогичных закрепленным в статьях 2-4 Закона о лицензировании, применяют их по аналогии к отношениям, указанным в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона (например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 августа 2014 г. по делу № А62-6585/2013, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 декабря 2013 г. по делу № А27-2909/2013, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. № 13004/13 по делу № А75-1180/2013).

Особое регулирование в части полномочий и процедур выдачи лицензий, предусмотренное отраслевым законодательством для сфер, указанных в части 2 статьи 1 Закона о лицензировании, не изменяет того, что указанные отношения имеют единую природу и назначение. Все они, по существу, представляют собой разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Разница между сферами деятельности, перечисленными в частях 2 и 4 статьи 1 Закона о лицензировании, заключается, в объеме отраслевых особенностей, нуждающихся в специализированном регулировании.

Сложившиеся в судебной практике подходы показывают существующую тенденцию к унификации регулирования и целесообразность внесения изменений в часть 2 статьи 1 Закона о лицензировании, путем указания, что к лицензированию видов деятельности, перечисленных в указанной части, применяются общие положения о лицензировании. В Законе о лицензировании такими положениями выступают статьи 2-4, 10 и 11, а также часть 15 статьи 19 в части подготовки докладов о лицензировании, об эффективности такого лицензирования и представлению указанных докладов в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии лицензирования. Но, как справедливо отмечает Ершова И.В., необходимо учитывать специфику различных сфер экономики и основ их правового регулирования. Лицензирование как правовой институт оказывает воздействие как на частные, так и на публичные интересы, влияет как на частноправовые, так и на публично-правовые отношения [9].

Полагаем, что в целях решения выявленных проблем для обеспечения реализации единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и повышения эффективности применения государственного регулирования в сфере лицензирования, а также возможности применения общих положений Закона о лицензировании с условием сохранения необходимых особенностей процедур лицензирования требуется дополнительная проработка с заинтересованными субъектами.

Принимая во внимание, что изменения, касающиеся порядка лицензирования в данных сферах, вступили в силу около пяти лет назад, вопрос о внесении изменений в порядок лицензирования целесообразно рассмотреть с учетом практики применения новых норм по истечении двухлетнего или трехлетнего периода в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [5], которым во исполнение подпрограммы «Совершенствование государственного и муниципального управления» предусмотрена разработка нормативных правовых актов, направленных на дальнейшую унификацию и распространение общих положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности на установленные специальными законами процедуры лицензирования отдельных видов деятельности.

Вместе с тем при подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере лицензирования отдельных видов деятельности необходимо учитывать комплексный характер законодательного регулирования осуществления государственного контроля (надзора). В связи с этим в первую очередь должны быть учтены перспективы существенного изменения правового регулирования в тех сферах, которые непосредственно связаны с лицензированием.

Так, наибольшие изменения в период 2016-2018 гг. должны коснуться законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности в связи с подготовкой во исполнение поручения Президента Российской Федерации проекта федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации» [6]. Его принятие потребует внесения изменений в Закон о лицензировании, том числе в статью 19, в части установления особенностей проведения проверок. Исходя из положений указанного законопроекта, проверки перестанут быть базовой и основной формой мероприятия по контролю, конкретный набор правовых средств обеспечения соблюдения лицензионных требований будет установлен постановлением Правительства Российской Федерации.

С учетом планируемых изменений к 2018 году можно поднять вопрос о подготовке нового базового федерального закона о лицензировании. Это будет обусловлено обновлением базовых нормативных правовых актов, затрагивающих сферу государственного контроля (надзора), их вступления в силу и накопления практики их совместного применения с действующим Законом о лицензировании к указанному периоду. К моменту подготовки нового федерального закона целесообразно решить вопрос об отмене лицензирования производства и технического обслуживания медицинской техники, проведения экспертизы промышленной безопасности, а также деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Добролюбова Е.И. и Южаков В.Н. полагают, что с течением времени целесообразность лицензирования отдельных видов деятельности может изменяться и такие виды деятельности могут заменяться иными формами государственного контроля (аккредитация, сертификация, саморегулирование) [8]. Поэтому возможна отмена лицензирования и в других сферах деятельности.

Необходимо заметить, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности [3].

Как мы уже отметили выше, каждый федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование отдельных видов деятельности (кроме Росалкогольрегулирования), ежегодно представляет в Минэкономразвития России доклад о состоянии лицензирования в пределах компетенции. Правилами подготовки и представления докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 467, предусмотрено обязательное включение в состав доклада о лицензировании отдельных видов деятельности сведения о целесообразности сохранения режима лицензирования для регулирования конкретных видов деятельности [4]. В связи с этим Минэкономразвития России в своем сводном докладе, ежегодно представляемом в Правительство Российской Федерации, в случае поддержки предлагаемых изменений вправе подготовить проект поручения Правительства Российской Федерации о подготовке соответствующих изменений в законодательство, регулирующее вопросы лицензирования.

Однако, как показывает практика, по итогам ежегодного сводного доклада о состоянии лицензирования отдельных видов деятельности за 2013-2014 гг., к сожалению, ни одного поручения Правительства Российской Федерации не было дано, что ставит под сомнение эффективность выполнения Минэкономразвития России указанных полномочий. Полагаем, что деятельность по обобщению практики применения законодательства нуждается в нормативно-правовой, методической и информационной поддержки в отношении практически всех федеральных органов исполнительной власти [7].

С момента вступления в силу Закона о лицензировании прошло уже более четырех лет. Придя на смену ранее действовавшему Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [1], он встроился в систему отраслевых законодательных актов и базовых законов в сферах контрольно-надзорных, деликтных отношений и предоставления государственных услуг, образовав обширную агломерацию правовых норм. Он попытался сделать переход на новое правовое регулирование максимально комфортным для субъектов лицензионных отношений, снизить объем административного давления на лицензиатов, минимизировав специальное регулирование лицензионного контроля, модернизировал систему процедур и был нацелен на то, что бы стать базовым актом для всей сферы выдачи лицензий на осуществление отдельных видов деятельности.

Испытание судебной и административной практикой, подзаконными нормативными актами показали, что созданная в 2011 г. конструкция оказалась удачной. К настоящему моменту судебная практика уже сформирована, придав ряду положений новое звучание. Массив судебной практики все больше становится продолжением нормативного правового акта и позволяет понять, соответствуют ли происходящие изменения тем целям правового регулирования, которые были заложены изначально.

Для осуществления дальнейших преобразований в системе нормативно-правового регулирования лицензионных отношений необходимо проведение научного исследования фундаментальных проблем судебной практики по оспариванию решений государственных органов в сферах лицензионного контроля, предоставления услуг в сфере лицензирования, вытекающих из них судопроизводственных и деликтных отношений с целью дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.