Статья 'Российско-аргентинское сотрудничество в уголовно-правовой сфере ' - журнал 'Полицейская и следственная деятельность' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью:

Российско-аргентинское сотрудничество в уголовно-правовой сфере

Сухаренко Александр Николаевич

кандидат юридических наук

директор, Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации

690091, Россия, г. Владивосток, ул. Луцкого, 21

Sukharenko Aleksandr Nikolaevich

PhD in Law

director at Center for Studying New Challenges and Threats to National Security of the Russian Federation

690091, Russia, Vladivostok, str. Lutskogo, 21

sukharenko@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Полукаров Александр Викторович

кандидат юридических наук

докторант, кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, Российский университет дружбы народов (РУДН)

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Polukarov Aleksandr Viktorovich

PhD in Law

Doctoral Candidate at the Peoples' Friendship University of Russia, Department of Criminal Law and Procedure

117198, Russia, Moscow, ul. Miklukho-Maklaya, 6

polukarov@mail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7810.2016.2.17863

Дата направления статьи в редакцию:

04-02-2016


Дата публикации:

08-04-2016


Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с международным сотрудничеством России и Аргентины в уголовно-правовой сфере. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования международным сотрудничеством России и Аргентины в уголовно-правовой сфере. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия правового международного сотрудничества. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии международного сотрудничества. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций развития международного и уголовного в современных условиях. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). В статье содержится анализ положений российско-аргентинских договоров «О взаимной помощи по уголовным делам» и «О выдаче», ратифицированных в конце 2015 года. Особое внимание уделено вопросам уголовного преследования и выдачи преступников обоих стран, в том числе для отбывания наказания в виде лишения свободы. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере между Россией и Аргентиной.


Ключевые слова:

преступление, правовая, выдача, уголовное, Аргентина, сотрудничество, экстрадиция, преследование, свобода, закон

Abstract: The subject of the article is the problems of legal and organizational character connected with the international cooperation of Russia and Argentina in the criminal and legal sphere. The author in detail carries out the theoretical legal analysis of concepts of legal regulation by the international cooperation of Russia and Argentina in the criminal and legal sphere. Author's positions concerning concept of legal international cooperation are considered. The main attention in article is paid developments of methods and methodology of the international cooperation. Besides, in article the theoretical legal analysis of concepts of concepts of development international and criminal in modern conditions is carried out. The methodological basis of article was made by modern achievements of the theory of knowledge. In the course of research all-philosophical methods (dialectics, a system method, the analysis, synthesis, analogy, deduction, supervision, modeling), traditionally legal methods (formal and logical), and also the methods used in concrete and sociological researches were applied as well as all-philosophical, theoretical methods (statistical, expert estimates, etc.). Article contains the analysis of provisions of the Russia-Argentina contracts "About Mutual Aid on Criminal Cases" and "About Delivery" ratified at the end of 2015. The special attention is paid to questions of criminal prosecution and delivery of criminals of both countries, including for serving sentence in the form of imprisonment.The main contribution which is made by authors in the present article it is need of development of the international cooperation for the criminal and legal sphere. Novelty of article consists in development of offers on development of forms and methods of the international cooperation in the criminal and legal sphere between Russia and Argentina


Keywords:

crime, legal, issuance, criminal, Argentina, collaboration, extradition, persecution, freedom, law

В октябре прошлого года исполнилось 130 лет со дня установления российско-аргентинских дипломатических отношений. Сегодня в Аргентине проживает наибольшее в Латинской Америке количество выходцев из Российской империи, СССР и СНГ - свыше 100 тысяч. По неофициальным данным, их насчитывается 300 тыс. человек. Многие соотечественники отождествляют себя в этнокультурном смысле с Россией, в той или иной степени владеют русским языком [1].

За последние годы отношения между нашими странами значительно укрепились, прежде всего, благодаря интенсивным политическим контактам на высшем уровне. Регулярный характер приобрели встречи лидеров и министров иностранных дел обоих государств «на полях» крупных международных форумов, например, «Группы 20», участились взаимные визиты. На ежегодной основе проводятся российско-аргентинские политические консультации на уровне заместителей министра и директоров департаментов МИД двух стран.

К числу общих транснациональных угроз [2. с. 9] общественной безопасности [3. с. 40] обоих государств относятся: наркотрафик, торговля людьми, незаконная трудовая миграция и киберпреступность. Причем наркобизнес вызывает наибольшую озабоченность. До недавнего времени Аргентина являлась крупной перевалочной базой наркотиков в регионе. Наркотики, в основном кокаин, нелегально завозились туда из Боливии, Перу и Колумбии. Затем его перебрасывали в США, Европу, Африку и Юго-Восточную Азию. Впоследствии наркоторговля превратилась из логистического бизнеса, в котором участвовали несколько десятков человек, в хорошо организованное широкомасштабное производство кокаина с разветвленной сетью сбыта. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, Аргентина занимает одно из ведущих мест по количеству подпольных нарколабораторий, уступая только странам- производителям коки (Боливия, Перу и Колумбия). Кроме того, Аргентина наряду с Бразилией является основным производителем химических компонентов (ацетона и соляной кислоты), необходимых для производства кокаина. На фоне роста внутреннего потребления наркотиков в Аргентине резко увеличилась уличная и организованная преступность - похищение людей с целью получения выкупа, незаконный оборот оружия, убийства [4.].

По отдельным направлениям двустороннего сотрудничества в сфере безопасности уже есть положительные результаты. Так, в мае 2009 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила без изменения приговор Мосгорсуда в отношении 6 участников преступного сообщества, занимавшихся контрабандными поставками крупных партий кокаина из Аргентины. На основании вердикта присяжных лидер преступного сообщества был приговорен к 18 годам лишения свободы, а остальные на срок от 7 до 13 лет. Как установил суд, в ноябре 2005 году Сергей Ж. создал преступное сообщество, в которое вошли 5 человек, а также гражданка РФ, проживавшая в Аргентине. После приобретения наркотиков партии кокаина весом от 500 гр до 2 кг прятали в тайнике, оборудованном в седле для верховой езды, и курьерской почтой доставляли в отдаленные города Украины и России (Мордовию). Получателями посылок были ничего не подозревавшие граждане, которые за небольшое вознаграждение соглашались забрать их с почты и передать преступникам. Затем кокаин переправляли по железной дороге или на автомобиле в Москву, где расфасовывали и сбывали мелкими партиями. Всего с ноября 2005 года по август 2006 года в Россию было ввезено 6,3 кг кокаина [5].

В целях повышения эффективности российско-аргентинского сотрудничества в сфере борьбы с преступностью в декабре 2015 года были ратифицированы сразу два договора – «О взаимной помощи по уголовным делам»  и «О выдаче», заключенные в Буэнос-Айресе в июле 2014 года.

В соответствии с Договором о взаимной правовой помощи по уголовным делам [6] помощь оказывается, если деяние, в связи с которым поступил запрос, является уголовно наказуемым по законодательству обеих  стран. При этом запрашиваемая Сторона может по своему усмотрению оказать помощь даже если деяние не является уголовно наказуемым по ее законодательству.

Согласно ст. 2 Договора правовая помощь включает: вручение документов; получение доказательств; установление местонахождения и идентификацию лиц и предметов; вызов свидетелей, потерпевших и экспертов для их добровольной явки в компетентный орган запрашивающей Стороны; передачу на время содержащихся под стражей лиц для  участия в уголовном судопроизводстве на территории запрашивающей Стороны в качестве свидетелей, потерпевших или для производства иных процессуальных действий, указанных в запросе;  осуществление мер в отношении имущества; передачу документов, предметов и иных доказательств; предоставление разрешения на  присутствие  при  исполнении запроса представителей компетентных органов запрашивающей Стороны;  а также любые другие виды правовой помощи, не противоречащие законодательству запрашиваемой Стороны.

Письменный запрос об оказании правовой помощи направляется по телексу, факсу, электронной почте или другому подобному виду связи и принимается к исполнению по его получении. При этом в короткий срок необходимо предоставить и оригинал запроса (ст. 4 Договора).

В соответствии со ст. 7 Договора, в правовой помощи может быть отказано, если:

исполнение запроса противоречит законодательству запрашиваемой Стороны или не соответствует положениям Договора;

запрос касается деяния, за которое лицо, привлекаемое к уголовной ответственности на территории запрашивающей Стороны, было осуждено или оправдано в запрашиваемой Стороне в связи с тем же деянием;

исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или другим существенным интересам запрашиваемой Стороны;

запрос представлен в целях преследования лица по признаку расы, пола, вероисповедания, гражданства, национальности или по политическим  убеждениям либо его положению может быть нанесен ущерб по любой из этих причин;

запрос касается военного преступления;

запрос связан с уголовным судопроизводством в чрезвычайном или специальном суде;

преступление, в связи с которым запрашивается правовая помощь, влечет за собой наказание в виде смертной казни по законодательству запрашивающей Стороны.

Следует отметить, что ссылка на банковскую или налоговую тайну не может служить основанием для отказа в оказании правовой помощи.

Запрашиваемая  Сторона  может отсрочить или отказать в исполнении запроса, если  посчитает, что его исполнение может нанести ущерб или затруднить расследование или судебное разбирательство. В случае принятия такого решения, она уведомляет об этом другую Сторону через ее центральный орган с указанием причины.

Если запрашивающая Сторона обращается с просьбой о присутствии ее представителей при исполнении запроса, то другая Сторона должна уведомить ее о своем решении. В случае положительного решения запрашивающая Сторона заблаговременно уведомляется о времени и месте исполнения запроса. Представителям запрашивающей Стороны может быть разрешено формулировать вопросы, задаваемые соответствующему лицу, через представителя компетентного органа запрашиваемой Стороны.

Лицо, содержащееся под стражей (в том числе отбывающее наказание в виде лишения свободы), независимо от его гражданства, может быть с согласия запрашиваемой Стороны передано на время другой Стороне для дачи показаний в качестве свидетеля или потерпевшего, а также производства иных процессуальных действий, указанных в запросе, при условии возвращения в установленный срок.

Первичный срок, на который передается лицо, не может превышать 90 дней. По обоснованному ходатайству запрашивающей Стороны срок его пребывания может быть продлен. Порядок, условия передачи и возврата лица согласовываются Сторонами.

В передаче лица может быть отказано, если оно не дает письменного согласия на это или необходимо его участие в судопроизводстве в запрашиваемой Стороне. Время пребывания переданного лица вне территории запрашиваемой Стороны засчитывается в общий срок его содержания под стражей, в том числе в срок отбывания наказания в виде лишения свободы.

Любая из Сторон может в соответствии с национальным законодательством без предварительного запроса передавать другой Стороне информацию, которая может быть полезна в осуществлении уголовного преследования или судебного разбирательства либо может привести к направлению запроса о правовой помощи.

В соответствии с национальным законодательством Стороны оказывают взаимную помощь в выявлении, замораживании, аресте, изъятии и конфискации преступных доходов, и средств совершения преступления. В случае их обнаружения запрашиваемая Сторона осуществляет замораживание или наложение ареста в целях предотвращения любых действий с ними до принятия окончательного решения. Кроме того запрашиваемая Сторона исполняет вступившее в силу решение другой Стороны об изъятии и о конфискации преступных доходов, выручки и других выгод, полученных от них, а также имущества, в которое были превращены или преобразованы преступные доходы.

Центральными органами, ответственными за реализацию договора, с российской стороны будут Минюст (судебные вопросы) и Генеральная прокуратура (остальные вопросы), а с аргентинской – Министерство иностранных дел и культа.

Согласно Договору о выдаче  Стороны обязуются выдавать друг другу лиц для уголовного преследования или исполнения приговора за совершение преступлений, влекущих выдачу. К таким преступлениям относятся деяния, которые в соответствии с законодательством обеих стран являются уголовно наказуемыми и влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое преступление.

В неотложных случаях до направления запроса о выдаче запрашивающая Сторона может ходатайствовать о временном задержании лица. Данное ходатайство передается по почте, факсу или иным видом письменной передачи информации через центральные органы Сторон, по каналам Интерпола или дипломатическим каналам. Ходатайство должно содержать всю необходимую информацию для идентификации лица, краткое изложение обстоятельств дела и заявление о своевременном направлении запроса о выдаче.

Письменный запрос о выдаче передается вместе со всеми  необходимыми документами центральными органами Сторон непосредственно или по дипломатическим каналам.

Если выдача лица запрашивается в связи с преступлением, касающимся налогообложения, таможенных пошлин, операций с иностранной валютой или других финансовых вопросов, в выдаче не может быть отказано на том основании, что законодательство запрашиваемой Стороны не устанавливает такой же вид налога или пошлины либо не содержит такого же регулирования в отношении налогов, пошлин и операций с иностранной валютой, что и законодательство запрашивающей Стороны.

 В соответствии со ст. 3 Договора, выдача не производится в следующих случаях:

если запрашиваемое лицо является гражданином запрашиваемой Стороны;

если запрос о выдаче представлен с целью преследования или наказания лица по признаку пола, вероисповедания, расы, национальности или в связи с его политическими или иными убеждениями;

если преступление влечет за собой наказание в виде смертной казни в соответствии с законодательством запрашивающей стороны, кроме случаев, когда сторона представит достаточные гарантии неприменения к выдаваемому лицу смертной казни;

если в отношении запрашиваемого лица состоялось судебное разбирательство или оно было осуждено (оправдано), в том числе в третьих странах, за совершение преступления, послужившего основанием для запроса о его выдаче;

если запрашиваемое лицо было осуждено чрезвычайным или специальным судом или может быть подвергнуто уголовному преследованию и впоследствии осуждено указанным судом;

если запрашиваемое лицо было осуждено заочно и запрашивающая Сторона не предоставит достаточных гарантий для его защиты;

если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, является военным;

если запрашиваемая сторона считает, что выдача может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, публичному порядку.

В случае положительного решения вопроса о выдаче лицо передается запрашивающей Стороне в течение 30 дней со дня получения уведомления о принятом решении. В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на 15 дней. Если передача не состоится в указанный срок, лицо освобождается из-под стражи.

Запрашиваемая Сторона может отсрочить выдачу лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование или которое отбывает наказание за другое преступление. Отсрочка может продолжаться до завершения уголовного преследования лица или до отбытия им определенного ему наказания.

В случае если получено согласие на выдачу лица, все предметы, которые были приобретены в результате преступления или могут потребоваться в качестве доказательства, передаются запрашивающей Стороне. Примечательно, что они передаются даже в случае смерти или побега выдаваемого лица.

Ответственными за реализацию договора о выдаче являются: с российской стороны - Генеральная прокуратура, а с аргентинской – Министерство иностранных дел и культа.

В заключении остается добавить, что Федеральным законом от 31.01.2016 №2-ФЗ был ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 12.07.2014 [7]. Договор вступит в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего уведомления Сторон о выполнении ими необходимых внутригосударственных процедур.

Договор предусматривает возможность передачи осужденного к лишению свободы на территории одной из Сторон для отбывания назначенного наказания другой Стороне, определяет порядок и условия передачи осужденных лиц.

В соответствии со ст. 6 Договора осужденный может быть передан только при соблюдении следующих условий:

1) действие или бездействие, послужившее, основанием для вынесения приговора, является преступлением в обеих Сторонах и наказывается лишением свободы;

2) осужденный является гражданином государства исполнения приговора;

3) приговор вступил в законную силу;

4) лицо, подлежащее передаче, не приговорено к смертной казни. Тем не менее, передача возможна в случае замены наказания в виде смертной казни в силу акта помилования или акта об амнистии на наказание в виде лишения свободы;

5) в государстве вынесения приговора в отношении осужденного не осуществляется уголовное судопроизводство;

6) имеется письменное согласие осужденного на его передачу для исполнения приговора на территории государства исполнения приговора. Государство вынесения приговора обеспечивает консульскому должностному лицу или другому официальному лицу государства исполнения приговора возможность убедиться в том, что согласие осужденного на передачу или отказ от нее были даны добровольно и с осознанием правовых последствий передачи;

7) обе Стороны ясно выразили свое согласие на передачу;

8) в отношении осужденного не рассматривается запрос о его выдаче и не принято решение об отсрочке его выдачи;

9) часть наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию осужденным, на день получения ходатайства осужденного составляет не менее одного года. В исключительных случаях Стороны могут договориться о передаче, если оставшийся для отбывания срок меньше одного года;

10) осужденный выполнил финансовые обязательства, вытекающие из приговора, или получены достаточные, по мнению государства вынесения приговора, гарантии выполнения таких обязательств;

11) государство вынесения приговора считает, что передача лица не нанесет ущерба его суверенитету, безопасности, публичному порядку или иным существенным интересам.

Государство исполнения приговора обеспечивает отбывание наказания осужденным в соответствии со своим законодательством. В случае если по законодательству государства исполнения приговора за совершенное деяние максимальный срок лишения свободы меньше назначенного по приговору, суд государства исполнения приговора определяет максимальный срок лишения свободы, предусмотренный его законодательством за совершение такого деяния. Часть наказания, отбытая осужденным на территории государства вынесения приговора, засчитывается в срок наказания.

Пересмотр приговора в отношении осужденного после его передачи может быть осуществлен только компетентным судебным органом государства вынесения приговора. В случае если после передачи приговор осужденного был изменен, пересмотрен или отменен, копия такого решения и другие необходимые документы незамедлительно направляются для исполнения государству исполнения приговора (ст. 9 Договора).

Согласно ст. 10 Договора действует общее правило «Non bis in idem» - осужденный, переданный для исполнения приговора, не может быть привлечен к уголовной ответственности в государстве исполнения приговора за деяния, которые явились основанием для вынесения приговора.

Ответственными за реализацию рассматриваемого договора являются: с российской стороны – Министерство юстиции, а с аргентинской – Министерство юстиции и прав человека. Центральные органы Сторон взаимодействуют друг с другом непосредственно. Запросы о передаче и ответы на них составляются в письменной форме, сопровождаются переводом на язык другой Стороны и передаются через центральные органы.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.